Что значит общественные животные

какие животные называются общественными и почему?Приведите примеры

Вопрос решен и закрыт.

Лучший ответ

Козерожка 8 (106040) 15 39 201 8 лет

Что значит общественные животные

Ответы

night vulf 7 (98547) 29 119 533 8 лет

кучами которые живут.

Что значит общественные животные

Общественные животные — животные, ведущие общественный образ жизни.

В какой-то степени любой многоклеточный организм можно рассматривать как сообщество организмов.
Для общественных животных характерно не просто создание сообществ, но и разделение функций, обмен информации и пищи[1].
Это наблюдается уже у многоклеточных организмов: распределение ролей между отдельными частями организма, обмен веществ внутри него, и информации.
Некоторые животные пошли дальше, и стали объединятся в группы для более успешного выживания.

Что значит общественные животные

Похожие вопросы

В общественном транспорте запрещается перевозить животных, за исключением собак, кошек, декоративных птиц, птенцов домашних птиц и детенышей декоративных животных, которые перевозятся в клетке, коробке или другим подходящим для перевозки животных способом.

Пассажир, перевозящий животное, заботится о том, чтобы животное не мешало другим пассажирам. Собаки перевозятся в общественном транспорте на коротком поводке. Собака должная быть с намордником и с жетоном на ошейнике. Пассажир, перевозящий собаку, должен иметь при себе прививочное удостоверение собаки. Запрещается перевозить собаку на сидениях, предназначенных для пассажиров.

За провоз животных или нескольких животных, которые перевозятся в клетке, коробке или другим подходящим для перевозки животных способом, взимается плата как за одну единицу ручного багажа (0.70 Ls).

За провоз собаки необходимо приобрести багажный билет у водителя, за исключением случаев, когда собака перевозится в сумке, ящике или другим подходящим для перевозки животных способом как ручной багаж или как поводырь пассажира со слабым зрением (при предъявлении пассажиром соответствующего документа). Служебные полицейские собаки перевозятся бесплатно, при предъявлении работником полиции специального служебного удостоверения.

Уверяю, гораздо чище стало! В целом! Осталось добавить сюда уборщицу, которая раз в час-полтора протрет тряпочкой с моющим средством дверные ручки, рукоятки в умывальниках и сами раковины (желательно).

Источник

Общественное животное. Введение в социальную психологию

Предисловие научного редактора русского издания 1

Предисловие автора к русскому изданию 3

Почему я написал эту книгу 3

Что такое социальная психология? 5

Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения 21

Социальное познание 39

Человеческая агрессия 77

Симпатия, любовь и межличностная сенситивность 111

Социальная психология как наука 129

Литература и комментарии 137

Э. Аронсон
Общественное животное. Введение в социальную психологию

Предисловие научного редактора русского издания

Эллиот Аронсон, выдающийся американский социальный психолог, родился в 1932 г. в небольшом городке под Бостоном в штате Массачусетс. Его родители были бедны и не получили хорошего образования, но Эллиот в 1950 г. поступил в Брэндайзский университет. Там он однажды случайно попал на лекцию по вводному курсу психологии, которую читал Абрахам Маслоу. Лекция была посвящена предрассудку, и вопросы, которые ставил Маслоу, точно совпали с теми, что в детстве возникали у самого Эллиота, страдавшего от антисемитских преследований со стороны своих сверстников. Эта лекция произвела на Аронсона столь сильное впечатление, что он поменял специализацию в колледже с экономики на психологию.

После получения степени бакалавра Аронсон, по настоянию Маслоу, решает продолжить образование и в 1956 г. поступает в аспирантуру Стэнфордского университета. Здесь произошла его встреча с Леоном Фестингером, который к тому времени как раз закончил свою книгу о когнитивном диссонансе. Эта встреча определила весь дальнейший научный путь Э. Аронсона.

Окончив аспирантуру, Аронсон преподавал и вел исследования в Гарвардском, Техасском и Миннесотском университетах, а последние 25 лет он является профессором Калифорнийского университета в городе Санта-Круз. В 1954 г. он женился на Вере Рабинек, у них четверо взрослых детей.

Разносторонняя одаренность Аронсона помогла ему создать один из лучших учебников по социальной психологии, который вы сейчас держите в руках. Книга «Общественное животное» выдержала уже семь изданий в США и переведена на 14 языков мира. Замечательно, что в свет выходит ее перевод и на русский язык.

Есть несколько причин, по которым для тех, кто стремится понять механизмы и законы внутреннего мира и социального поведения человека, книга Э. Аронсона особенно интересна и полезна.

Итак, книга Аронсона, посвященная, несомненно, интереснейшим явлениям человеческой психики, является в то же время и воплощением научности, убедительно демонстрируя ложность деления психологии на «естественнонаучную» и «интересную».

Представление о бесполезности теоретической психологии для решения практических проблем и иллюзия независимости прикладных областей психологии от теоретических в России сегодня, к сожалению, широко распространены и влияют на организацию психологического образования, отбор переводимой литературы, планирование научных исследований. Учебник же Аронсона убедительно демонстрирует, что, как и в физике, в социальной психологии «нет ничего практичнее хорошей теории».

Например, для Аронсона, как и для всей современной американской социальной психологии, одной из центральных теоретических идей, получивших мощное экспериментальное подтверждение, является идея власти ситуации в детерминировании социального поведения. И вот этот общетеоретический пафос оказывается на редкость практичным. Из него следует, что для решения многих социальных проблем и столь актуального для нас сегодня реформирования различных сфер социальной жизни вовсе не обязательно затевать трудную переделку личностных свойств людей! Не раз в этой книге мы прочтем, как решая ту или иную практическую проблему, социальные психологи направляли свои усилия не на исправление личностных несовершенств людей, а на эффективное выстраивание ситуации, приводящее к нужному изменению поведения и психики.

Источник

В широком философском смысле понятием «общество» обозначают прак­тически любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Поэтому общество называют иногда «второй природой», подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может считаться ее логическим продолжением и не способно функцио­нировать по ее законам. Такая точка зрения имеет и своих противников. Они утверждают, что человеческое общество как раз и является прямым продол-

жением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было и не могло бы быть в животном мире. По мнению спе­циалистов, организация сообщества социальных животных — образец слож­ной системы. Ярким примером служат пчелиные ульи и муравьиные коло­нии. Научно доказано, что выведение из строя (механическое удаление) до 40% элементов таких систем практически не сказывается на функциониро­вании всего социума.

Муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого об­щества: он так же сложно организован, в нем существуют разделение труда и специализация, свой язык и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой тео­рии называют социальными животными.

Что значит общественные животные

Рис. 15. Наука относит муравьев к общественным насекомым

Наука относит муравьев к общественным насекомым, способным обра­зовывать семьи, состоящие из нескольких «каст» (колоний). Одни виды му­равьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современ­ные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, как наши далекие предки — собиратели и охотники. Подобно людям, муравьи ухажи­вают за личинками и вскармливают их, стоят на охране всех входов муравей­ника от вторжения чужаков, даже «пасут» и «доят» тлей и т.д.

Тем не менее внешнее сходство часто бывает обманчиво. В свое время Г. Спенсер предостерегал от подобного отождествления, указывая, что, в отличие от человеческой общины, совокупность обитателей любого муравей­ника, термитника, пчелиного роя — это всегда дети одной и той же матери, т.е. независимо от своих размеров сообщества «общественных насекомых» представляют собой не что иное, как одну-единственную семью. Поэтому даже рода как такового у них нет.

Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет, и ни один из К) тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело?

А дело в том, что все насекомые — муравьи, пчелы или гусеницы — эво­люционируют не как индивиды, а как род. У животных — а человек по своей

Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически уни­версальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добыва­ние пиши, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они од­нополые. Но муравьи и пчелы биологически специализированы, в большин­стве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пишу, но не способны к воспроизводству.

У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — мак­симальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме спо­собности к обучению занимают высокоразвитые животные, например обе­зьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше спо­собности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и совер­шенно невозможно о людях. Только люди создали общество — высокоорга­низованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития в человеческом обществе тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее об­щество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пче­лам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.

Хотя между человеком и животными современные ученые обнаружива­ют много общего, но серьезные различия двух видов живых существ не дол­жны отходить при этом на второй план. Только человек способен соединить

Врезка

ях. Главная масса — термиты-рабочие. Они со­оружают постройку, скрепляя крупицы глины слюною, они добывают корм, беспрерывно уно­сят из покоев царицы яйца, ухаживают за ней, присматривают за белыми, почти прозрачными личинками. Термиты-солдаты корм добывать не могут. Проголодавшись, они щекочут термитов-рабочих усиками, и те отрыгивают им капельку пищи. Назначенье солдата — бдительно охра­нять термитник, если надо — ценою жизни, от вторжения тех, кто хотел бы его пограбить. Чаще всего разбоем занимаются муравьи. Не пустить их в жилище — главная задача солдат. Выполняют они ее по-разному. Чаще всего ог­ромными «бронированными» головами они за­тыкают щели — закрывают грабителям вход. Другие приемы — поразить разбойника огром­ными челюстями либо выпустить липкую жид­кость, в которой увязнет грабитель, но и защит­ник тоже.

Дворцы из глины

Термиты слепы, боятся солнца и выходят искать добычу лишь ночью либо движутся по подзем­ным ходам.

Царица-роженица и крошечный царь живут в особых покоях постройки. Пищу для них непре­рывно приносят, их чистят, убирают из кельи отбросы. Дело царя и царицы — производить потомство. Днем и ночью.

Все члены сообщества накрепко связаны друг с другом и вместе представляют сверхорганизм, хорошо функционирующий только при условии, что каждый делает свое дело. Примерно то же самое происходит в улье. В отдельности ни пчела, ни термит жить не могут. И приспособ­ление к условиям жизни происходит не на уров­не отдельной особи, а всего сообщества. Существует две тысячи видов термитов. Всех описать невозможно. Но у них много схожего, и три четверти их живет в глиняных сооружени-

1 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist. 1989. Vol. 77. P. 546-553.

оба вида естественного отбора — индивидуальный и коллективный (грегар-ный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчелы — грегарному. Последние эволюционируют всем родом, но не способны развиваться по одиночке.

В эволюционной истории планеты появился новый вектор естественно­го отбора, который антропологи назвали грегарно-индивидуальным отбором. Его суть в том, что стратегическое преимущество в борьбе за выживание получало стадо с лучше отработанными навыками коллективного взаимодей­ствия, социальной солидарностью и вместе с тем простором для развития индивидуальных черт, обеспечивающим большее их разнообразие. Длитель­ный период становления стада предлюдей, продолжавшийся миллионы лет, надо считать наиболее подходящим временем для формирования грегарно-индивидуального отбора. Подобная фаза соединила два противоположных начала: коллективную взаимопомощь, коллективную опеку над слабыми особями и индивидуальную иерархию, борьбу за господство над всеми наи­более сильных, агрессивных представителей. Благодаря действию первой тенденции шанс выжить и оставить потомство получали особи с менее раз­витой мускулатурой, менее агрессивные, но с более развитым мышлением. Лучшие перспективы развития получили стада, где все взрослые получали доступ к охотничьей добыче и к половым контактам, где лучше была орга­низована взаимопомощь, слабые от рождения или вследствие ранений мог­ли выжить, обогащая генофонд, накапливая и передавая коллективный опыт. Действие второй тенденции привело к возникновению неравенства, иерар­хии, системы власти. Синтез этих тенденций привел к развитию сильной личности — изобретателей, народных умельцев, шаманов, художников, вож­дей. Немалую роль в эволюции человеческого общества играли выдвигавши­еся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации, выполнявшие потестарные, т.е. властные, функции.

У термитов есть каста,назначение которой — расселение и обживание новых земель. Каста немногочисленная, но особи ее имеют глаза, и к брачной поре, когда надо термитник поки­нуть, у них вырастают крылья. В брачных поле-

Что значит общественные животные

тах и на земле образуются парочки. Такая се­мейка из двух термитов выбирает подходящее место и, погрузившись где-нибудь в землю, на­чинает откладывать яички. Появившихся из них личинок отец и мама кормят сначала своей от­рыжкой — продуктом из запаса в их теле жи-

ров, потом личинки, линяя, превращаются в нимф, те, в свою очередь, в термитов-рабочих, в зависимости от запахов, которыми мать, пре­вращаясь постепенно в царицу, управляет жиз­нью растущей массы сообщества. Термиты-ра­бочие вершат свое дело, солдаты охраняют жилище. Термитник растет. Родоначальники этого сверхорганизма — царь и царица — ока­зываются запертыми в небольшой камере. Царь остается изначальных размеров, а у ца­рицы мягкое тело все время растет. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся сложная жизнь организма. Ослабляется, например, кон­центрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по ко­торому часть термитов-рабочих трансформиру­ется в головастых, с огромными челюстями охранников.

Сокращено по источнику: Песков В.Дворцы из глины (2001).— http://www.kp.ru/articles/ issue22557/paper4675. html.

Что значит общественные животные

Не только люди обучают друг дру­га, но и животные. Выдра обучает выд­ренка плавать, волчица учит волчонка навыкам охоты. Но каждое следующее поколение выдр и волков не становится лучше предыдущего.

Благодаря сознанию человек научился не только совершенствовать ору­дия труда, но и изобрел способы внетелесной передачи информации мето­дом ее кодирования в знаковых объектах (книгах, рисунках, чертежах, ри­туалах и т.д.), составляющих носители культуры. В результате современные врачи способны применять не только последние достижения науки и техни­ки, но и методы древнейшей тибетской медицины. Но способны ли живот­ные применять и совершенствовать знания своих предшественников?

Впрочем, соединение двух механизмов эволюции — индивидуального и группового отбора — не всегда приносит ожидаемые плоды. Как считает В.М. Алексеев:

2 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 28.

3 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm.

СОЦИАЛЬНОСТЬ И ЭВСОЦИАЛЫНОСТЬ 4

По отношению к насекомым термин «социальное» вряд ли может приме­няться в том же значении, в каком его используют социологи, описывая че­ловеческое общество. Для характеристики форм поведения и типов органи­зации, похожих на человеческие, но тем не менее человеческими не являю­щихся, энтомологи и биологи придумали термин «эвсоциальное».

Эвсоциальный (eusocial) переводится как (очень) общественный, истинно общественный. Под этот термин подпадает большинство высокоразвитых форм обществ (сообществ) животных, таких, как муравьи, термиты, осы и пчелы. С приставкой «эв» (ей) образовано немало слов, приобретающих в результате превосходную степень чего-то. Так, эвдемонизм — это этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей це­лью человеческой жизни; эвфемизм (от греч. euphemia) — воздержание от неподобающих слов; эвфуизм (от греч. euphyes — благовоспитанный) — изыс­канно-перифрастический, высокопарный слог; эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

Получается так, что по отношению к животному миру мы говорим о не­кой высшей социатьности. Но это далеко не так. Более высокой, чем в чело­веческом обществе, социальности не существует. Как станет ясно из даль­нейшего, эвсоциальность действительно описывает высшую или истинную социальность, но лишь по сравнению с другими, низшими, формами соци­альности, которые характеризуют самые разные виды общественных насе­комых и животных (солитарность, полусоциальность и др.).

4 Behavioral neology and Sociobiology. 2000 Vol. 47. Issue 5. P. 293-303; Alexander R.D., Noonan K.M..

Crespi B.J. The evolution of eusociaiilv // The Biology of the Naked Mole-rat. / F.d. by P.W. Sherman.

J.U.M. Jarvis, & R.D. Alexander. Princeton. 1991. P. 3-44.

Иногда термин «эвсоциальность» записывается так: (eu)socialily. » Wikipedia encyclopedia. 2002. — http://www.wikipedia.org/wiki/Eusocial. 7 Eusocial // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

Что значит общественные животные

Далеко не все виды насекомых можно назвать истинно социальными, или эвсоциальными. Социальные качества не закреплены в их генетическом ап­парате или в морфологии. Они собираются вместе на очень короткое время ради производства потомства или выполнения иных функций. Затем распа­даются, и уже ничто их больше не связывает. Некоторые насекомые даже не нуждаются в партнере, поскольку они двуполые.

Эвсоциальность характеризует лишь три вида насекомых: некоторых Hymenoptera, т.е. перепончатокрылых (муравьев, пчел и ос), всех термитов (/soptera); тлю растительную. Эвсоциальных насекомых (Eusocial insects) вы­деляют три основные черты:

коллективная забота о подрастающем поколении;

репродуктивное разделение труда, подразумевающее наличие сервисных (обслуживающих) каст, стерильных в половом отношении;

Таким образом, у многих, но не у всех эвсоциальных насекомых существу­ет дифференциация: хозяйственная (распределение заданий и разделение труда), кастовая (основанная на морфологических различиях особей) и воз­растная (сосуществование в рамках одной семьи или колонии молодых и старых особей) (табл. 1).

* См.: Sherman Paul IV., Jarvis Jennifer U.M., Alexander Richard D. (Eds). The Biologv of the Naked Mole-Rat. Princeton. N.J., 1991.

» Caste // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

«‘ См.: Wilson E. The Insect societites. Cambridge.1976.

» Яйцеклетки живых существ, у которых ядра с гаплоидным (одинарным) и диплоидным (двойным) набором хромосом. Диплоидный набор содержит полный набор хромосом (по одной хромосоме в каждой паре от матери и от отца), гаплоидный — неполный набор.

12 Аллели (от греч. allelon — друг друга, взаимно) (аллеломорфы) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом: опре­деляют варианты развития одною и того же признака.

Таблица 1 Примеры эвсоциальных насекомых’ 3

запутанная система родственных отношений (kin), чем у диплоидных видов. К примеру, гаплодиплоидные особи предпочитают заботиться о своих мате­рях, подкармливая их, а не о своих дочерях или сестрах. В результате у таких насекомых рождаются стерильные касты, не способные к продолжению рода, не заботящиеся о своем потомстве, его выращивании, но все время и силы затрачивающие на обеспечение королевы-матери. Общественные, или соци­альные, насекомые на первое место ставят благополучие рода, а не индиви­да, поэтому продолжение рода на индивидуальном уровне, как и создание семьи в нашем понимании, здесь практически отсутствует.

Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвеоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой жизни. Ученые-энтомологи вы­деляют следующие степени (уровни) социальности:

солитарность (solitary — обособленность) — отсутствие репродуктивно­го разделения труда, сосуществования поколений и воспитания поко­ления;

субсоциальность — родительская забота о молодых особях;

коммунальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо), но у них отсутствует забота об отпрысках;

13 Eusocial insects. — http://es.rice.edu/projects/Bios321/eusocial.insect.html.

квазисоциальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо) и заботятся о выводке;

полусоциальность — дополнительно к квазисоциальности существует репродуктивное разделение труда;

Благодаря ранжированию социальных насекомых по уровню развития у них общественных связей становится понятным то, почему энтомологи на­зывают эвсоциальность истинной социальностью (truly social). Эвсоциаль­ность находится на самой вершине эволюционной пирамиды и включает все, а не часть признаков, выделяющих общество животных: социализацию, мно-гопоколенность и разделение труда.

У одного и того же вида, как правило, встречается все многообразие уров­ней социальности, которые характеризуют тот или иной подвид. Среди пчел существуют солитарные, эвсоциальные, полусоциальные и коммунальные подвиды. Около тысячи их подвидов проживают в небольших колониях, где правит бал королева-мать с несколькими дочерьми-рабочими. Колонии эв-социальных пчел (а их несколько сот разновидностей) — сложные, высоко-координированные общества. Внутри колонии особи выполняют узкоспеци­ализированные функции. Они общаются между собой посредством «хими­ческих посланий», прикосновений, звуков и символических танцев. Гнездо представляет собой сложное архитектурное сооружение с множеством гале­рей, тайных ходов, запасных выходов, отделений, камер и помещений. Фун­кции защиты, сбора и хранения пищи, воспроизводства, равно как и другие виды деятельности, регулируются автоматически. Биологический механизм управления колонией (роем) реагирует на изменение условий существова­ния вне и внутри улья.

14 Crow G. Social Solidarities. UK: Open University Press, 2002; Bonaeau E. Self-organization in socialinsects // Trends In Ecol Evol. 1997. Vol. 12. P. 188-193; Foin T. et al. Kin selection and social insects //Bioscience. 1998. Vol. 48. P.. 165-176; Queller D. et al. Unrelated helpers in social insects//Nature. 2000.Vol. 405. P. 784-787; Thome B. Evolution of eusociality in termites // Annual Review Of Ecology AndSystematics. 1997. Vol. 28. P. 27-55.

15 Insect sociality. — http://courses.washington.edu/insects.

16 Insect societies. — http://loki.stockton.edu/-cromartw/Entomology/sociall.html.

17 Муравьи // Энциклопедия «Кругосвет». М., 2001.

Основными причинами, обеспечившими успех социальным насекомым в межвидовой борьбе, ученые называют:

Что значит общественные животные
Что значит общественные животные

♦ Синхронное выполнение заданий: фура­жирование, воспитание потомства, забо­та о жилище, воспроизводство. При по­вышенном уровне активности насеко­мые не мешают и не вредят друг другу.

♦ Рабочие особи наводят порядок и решают проблемы благодаря высокому уровню кооперации и сотрудничества, на что не способны солитарные насекомые. Сюда относятся защита от врага, строительство гнезда, забота о молодежи, кооперация во время охоты и собирательства.

ПЧЕЛИНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД 19

Социальное поведение пчел и формы их общественного устройства дав­но привлекали внимание философов и ученых. Многие люди сравнивали жизнь семьи пчел с жизнью государства, перенося на нее существовавший общественный уклад. Еще древние египтяне видели в пчелином гнезде го­сударство во главе с пчелой-фараоном, Платон и Аристотель — рабовладель­ческое общество, управляемое аристократами-трутнями. J1. Фигье в своей книге «Жизнь насекомых» сравнивал общественное устройство пчел с рес­публикой, а пчелу-матку — с ее президентом. Наблюдая за жизнью пчел, специалисты поражаются совершенством организации: десятки тысяч насе­комых, наделенных только рефлексами и инстинктами, работают как еди­ное целое, как один организм с множеством исполнительных органов. Ин­стинкты и организация жизни пчел настолько совершенны, что пчелы ка­жутся разумными существами.

Как показывают данные науки, пчелы — вегетарианцы: энергию, белки и витамины получают исключительно из растений, опыляя их во время цве­тения и помогая развитию. Пчела — весьма совершенное биологическое со­здание, обладающее уникальными способностями. Она использует магнит­ные и электромагнитные поля Земли, воспринимает поляризованный сол-

ls Social Insects. — http://www.cl.umn.edu/

19 Информация с веб-сайтов: http://fio.novgorod.ru/projects/project28/vveden.html; http:// www’.marstu.mari.ru:81()l/mmlab/home/students/bees/gnezdo_.htm; http://www.easyc.vipcentr.ru/ index.html; http://www.vsu.ru/

vsue3e06/Biology/Biology.htm; http://www.everythingabout.net/articles/ biology/animals/arthropods/insects/bees/more bees.html.

нечный свет, видит в ультрафиолетовой части спектра, обладает навигаци­онными органами. Поразительна пластичность обмена веществ: поглощение кислорода в полете в 500 раз выше, чем в состоянии покоя. Пчела способна перетаскивать груз, превышающий собственный вес в 20 раз (лошадь — 1,5— 2 раза). На 1 кг массы пчелы приходится более 1 млн нервных клеток, в то время как у человека всего 150 тыс. Пчела — самое чистое создание на пла­нете, на ее лапках никогда не бывает бактерий. Длительность жизни пчелы — от 35 дней у летних до 270 у осенних пчел.

Пчелы появились на планете 80 млн лет назад. В далеком прошлом они устраивали гнезда в дуплах или даже прямо на ветках деревьев. На пасеках же пчелы живут в ульях. Пчелиный сот состоит из многих тысяч ячеек, скреп­ленных между собой общими стенками и донышками. Ячейки — это геомет­рически правильные шестигранные призмы строго определенного размера. Шестигранная форма ячейки позволяет не только затрачивать на ее строи­тельство минимум воска и времени, но и сооружать соты исключительно высокой прочности и большой емкости. Соты — совершенное воплощение строительного принципа. Ч. Дарвин называл пчелиные соты верхом архи­тектурного совершенства с точки зрения экономии труда и воска.

Пчелы — надсемейство насекомых подотряда жалящих перепончатокры­лых. В мире насчитывается более 30 тыс. видов пчелиных (Apoidea), которые объединены в 11 семейств. Они различаются морфологическим устройством, внешним видом, регионом обитания, социальной организацией и образом жизни. По своим размерам они варьируются от 2 мм до 4 см.

Большинство видов пчел — одиночные, некоторые селятся колониями. Самые высокоорганизованные представители пчелиных, характеризующи­еся высокоспециализированным собирательством и общественным образом

Врезка

Общение через форму сот

Причудливый танец рабочих пчел — одна из самых удивительных форм коммуникации в при­роде. Пляшущие насекомые могут с точностью сообщить место расположения цветочного поля, находящегося в 10 километрах от улья. Каким образом в телодвижениях закодирована такого рода информация, ученые уже давно разобрались. Им неясно другое: как в кромеш­ной тьме улья пчелы умудряются привлечь вни­мание к себе и своему танцу. Объяснение было отчасти найдено, когда ученые обнаружили, что движения насекомых вызывают слабые низко­частотные вибрации. Их глушили в ходе экспе­риментов, что приводило к существенному со­кращению числа зрителей у пчел. Между тем появился еще один вопрос: как эти вибрации можно ощутить в гудящем улье, где находятся десятки тысяч насекомых? Вероятный ответ дают последние исследования, проведенные американскими учеными. Прове­дя серию замеров, они обнаружили, что проти­воположные стенки шестиугольной соты вибри-

руют в одном направлении, однако на расстоя­нии в две-три соты от источника вибрации на­блюдается обращение фазы (ее изменение на 180 градусов), т.е. стенки вибрируют в проти­воположных направлениях. Именно насекомые из этой зоны реагируют на информацию, пере­данную через танец. Ученые отмечают, что им удалось зафиксировать обращение фазы с по­мощью лишь двух детекторов. То же самое с легкостью способны сделать пчелы, имея шесть лапок-детекторов, которые одновременно мож­но разместить в разных местах шестиугольной соты.

Следует добавить, что результаты новой рабо­ты представляют интерес не только для люби­телей насекомых. Ю. Таутц, один из участников исследований, сравнивает вибрации в улье с миниземлетрясениями. По его словам, изучение распределения сил внутри пчелиных сот может помочь архитекторам при проектировании зда­ний для районов с высокой сейсмической актив­ностью.

жизни, входят в семейство Apidae, объединяющее роды Psithyrus — шмели-кукушки, Bombus — шмели, Apis — медоносные пчелы. Они живут не в оди­ночку, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Поэтому их стали называть общественными насекомыми. ,

Пчелиная семья — великолепно организованный, очень гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в то же время беспредельно сложный мир. Сообщества состоят из десятков тысяч особей. Каждая особь (рабочая пчела, матка, трутень) развивается из отдельного яйца и является в извест­ном отношении самостоятельным организмом. Тем не менее ни одна из них не в состоянии жить отдельно. Пчела очень быстро, буквально за несколько часов, умирает, если оказывается в одиночестве. Семьи медоносных пчел складывались в разных природно-климатических условиях и географичес­ких зонах, что привело к возникновению форм, существенно отличающих­ся друг от друга.

Сообщество медоносных пчел биологи подразделяют либо на три касты (королева, рабочие, трутни), либо на две, объединяя королеву и трутней в одну касту:

репродуктивные касты — королева и трутни: первая откладывает яйца, вторые оплодотворяют ее;

рабочая каста — сестры, все дочери королевы-матери обслуживают яйца (потомство), королеву, трутней и гнездо.

Во главе пчелиной семьи находится пчела-матка, основная функция ко­торой — произведение потомства. Всю работу «по дому» выполняют пчелы-работницы, а появляющиеся в летний период трутни — пчелы-самцы — при­годны только для оплодотворения матки.

Поскольку главные действующие лица пчелиной жизни — матка и рабо­чие пчелы — женские особи, пчелиный улей можно назвать эволюционным торжеством матриархата. Впрочем, он царит и у других социальных насе­комых, в частности муравьев.

Рабочие пчелы — женские особи с недоразвитыми половыми органами, длиной 12—14 мм, масса различна и зависит от породы — от 90 до 115 мг. Их еше называют сестрами матки. Трутни — особи мужского пола, они появля­ются в мае-июне, а изгоняют их в конце лета; зимовать они могут только в безматочных семьях. Трутни лишены возможности сбора пищевых запасов, поскольку приспособлений для сбора нектара и пыльцы у них нет. Тем не менее они — неотъемлемая часть сообщества, так как во время спаривания с неплодной маткой они передают ей мужские половые клетки, после чего матка становиться плодной. Не будь их — не было бы продолжения пчели­ного рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *