Что значит общеобразовательная организация
Что значит общеобразовательная организация
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения
Терминология
При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.
Детские сады
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
Об общеобразовательных учреждениях
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Денежные вопросы
Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:
Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.
Гимназии, лицеи
Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.
Вечерние школы
Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.
Статья 23. Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» в других словарях:
Общеобразовательное учреждение — (англ. institution of general education) в РФ основное звено системы непрерывного образования, обеспечивающее гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах гос ных… … Энциклопедия права
Общеобразовательное учреждение — (англ. institution of general education) в РФ основное звено системы непрерывного образования, обеспечивающее гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах гос ных… … Большой юридический словарь
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — реализует общеобразовательные программы различных уровней. В зависимости от уровня реализуемых общеобразовательных программ различают следующие виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в… … Социальная статистика. Словарь
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14 — Основана: 1989 Директор: Кузьмин Алексей Михайлович Тип: Лицей Адрес: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112 В Телефон: Work … Википедия
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 29 (Тамбов) — Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 29 города Тамбова Основана: 1958 Директор: Мексичев Александр Иванович Тип: Лицей Адрес: г. Тамбов, ул. Степана Разина, д. 7 Телефон: Work … Википедия
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» (Балашиха) — Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей Основана 1967 Директор Белоусов Дмитрий Вячеславович … Википедия
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение — 1. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить… … Официальная терминология
вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение — 3.11 вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение: Школа, организуемая как самостоятельное учреждение, включающее обучение на II и III ступенях образования или только на III ступени. Источник: ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение — является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации (работающим и неработающим любого возраста) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для… … Словарь юридических понятий
Понятие образовательной организации по законодательству Российской Федерации
Ключевые слова: образовательное право, образовательное законодательство, образовательная организация, типы образовательной организации, государственные, муниципальные и частные образовательные организации, ведущие классические университеты, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, казенные, автономные и бюджетные образовательные учреждения.
Особое место среди лиц, осуществляющих образовательную деятельность, занимают образовательные организации, поскольку они занимаются реализацией образовательных программ в качестве своей основной деятельности.
Определение образовательной организации содержится в Законе об образовании (ст. 2): некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Таким образом, признаками образовательной организации, позволяющими отличить ее от иных лиц, осуществляющих образовательную деятельность, являются:
б) осуществление образовательной деятельности на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, без привлечения педагогических работников, в таком разрешении (лицензии) не нуждаются);
До принятия Закона об образовании 2012 года российское образовательное законодательство использовало понятие «образовательное учреждение». В действующем законодательстве об образовании используется понятие «образовательная организация», поскольку учреждение не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта образовательного права. Образовательная организация может быть создана в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не исключительно в форме учреждений.
Типы образовательных организаций. В зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности организации, выделяют следующие типы образовательных организаций:
Тип образовательной организации определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации.
Для отдельных типов образовательных организаций Законом устанавливается требование об осуществлении деятельности, не относящейся формально к образовательной. Это касается дошкольных образовательных организаций, которые, помимо реализации образовательных программ дошкольного образования, должны осуществлять присмотр и уход за детьми, а также образовательных организаций высшего образования, основными целями создания которых признаются реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность.
Образовательные программы, нашедшие отражение в самом названии образовательной организации («титульные программы»), являются для данного типа образовательной программы профильными, но не единственными. Наряду с «титульными» программами, образовательная организация вправе осуществлять также дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.
Например, образовательная организация высшего образования, кроме «титульных» образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и ассистентуры-стажировки), может осуществлять дополнительную деятельность, реализуя иные (не «титульные») образовательные программы, как то: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, а также дополнительные профессиональные программы. Дошкольная образовательная организация, помимо образовательных программ дошкольного образования, может реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
Перечень образовательных программ, составляющих основное и дополнительное направление деятельности для каждого типа образовательной организации, закреплен в Законе об образовании (ст. 23).
Тип образовательной организации
Основная образовательная деятельность
Дополнительная образовательная деятельность
дошкольная образовательная организация
образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
дополнительные общеразвивающие программы
образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения
профессиональная образовательная организация
образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения
основные общеобразовательные программы; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы
образовательная организация высшего образования
образовательные программы высшего образования и научная деятельность
основные общеобразовательные программы; образовательные программы среднего
профессионального образования; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы
организация дополнительного образования
дополнительные общеобразовательные программы
образовательные программы дошкольного образования; программы профессионального обучения
организация дополнительного профессионального образования
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения
Образовательная организация может реализовать по своему усмотрению не все возможные для нее образовательные программы, а лишь отдельные программы из перечня, закрепленного законодательством об образовании.
Государственные, муниципальные и частные образовательные организации. Образовательные организации, в зависимости от того, кем они созданы, могут быть государственными, муниципальными и частными.
Государственная образовательная организация создается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Образовательная организация, созданная на основе международного договора Российской Федерации и зарубежного государства (межправительственного соглашения), является межгосударственной образовательной организацией (например, Российско-Таджикский славянский университет).
Муниципальная образовательная организация создается на муниципальном уровне муниципальным районом или городским округом.
Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическими и (или) юридическими лицами (объединениями юридических лиц).
Действующее законодательство об образовании не использует ранее применявшуюся классификацию образовательных организаций в зависимости от состава обучающихся. Не выделяются более в качестве самостоятельных типов образовательных организаций специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реорганизованы в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с Законом об образовании 2012 г. относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение.
Исторические названия отдельных образовательных организаций (лицей, гимназия, консерватория, школа, училище, курсы, институт, академия, университет и т.д.) могут сохраняться в дополнение к официальному названию, однако они лишены какого-либо юридического значения. Например:
федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств»;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского»;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России»;
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие курсы сценаристов и режиссеров» и т.д.
Дифференциация правового положения образовательных организаций высшего образования. Законодательством предусматривается дифференциация правового положения образовательных организаций высшего образования.
Если особое правовое положение ведущих классических университетов закреплено за МГУ и СПбГУ на уровне законодательства об образовании, то категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» устанавливаются в отношении конкретных образовательных организаций высшего образования актами Правительства РФ.
Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», включают в свои названия указание на установленную категорию. Например:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Ведущие классические университеты. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет являются уникальными научно-образовательными комплексами, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества.
Применительно к МГУ и СПбГУ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и иные акты законодательства об образовании применяются с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
Основные особенности правового положения МГУ и СПбГУ сводятся к следующему.
Особенности учредительства. МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, учредителем которых от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ. Правительство РФ утверждает уставы МГУ И СПбГУ, а также осуществляет иные полномочия учредителя.
Особенности управления. Ректор МГУ и ректор СПбГУ назначаются на должность на срок не более пяти лет, с возможностью переназначения на новый срок, и освобождаются от должности Президентом РФ. По достижении ректором предельного 65-летнего возраста, установленного Трудовым кодексом РФ, Президент РФ своим указом вправе дважды продлить его полномочия, каждый раз не более чем на пять лет.
Деканы факультетов, заведующие кафедрами МГУ и СПбГУ избираются в порядке, установленном уставами этих университетов. Руководители иных подразделений МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов.
Особенности осуществления образовательной деятельности. МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Они вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и специалитета, выдавать документы об образовании собственного образца и т.д.
Федеральный университет. Правительство РФ от имени Российской Федерации может создать образовательную организацию высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».
Появление федеральных университетов в Российской Федерации было обусловлено прежде всего задачами по подготовке высококвалифицированных кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Учреждение федеральных университетов способствуют формированию и развитию в регионах конкурентоспособного человеческого капитала, организации и координации работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов квалифицированными кадрами, научными, техническими и технологическими решениями.
При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Первыми федеральными университетами стали Сибирский (в Красноярске) и Южный (в Ростове-на-Дону и Таганроге), созданные в ноябре 2006 г.
С изданием Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 «О федеральных университетах» развитию системы федеральных университетов в России был придан новый импульс. В этом Указе сами федеральные университеты были определены как «высшие учебные заведения, обеспечивающие высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок».
В 2010 г. создаются федеральные университеты: Уральский в Екатеринбурге, Северо-Восточный в Якутске, Казанский, или Приволжский в Казани, Дальневосточный во Владивостоке, Северный, или Арктический в Архангельске и Балтийский в Калининграде.
Образовательная организация высшего образования имеет право подать одну заявку на участие в конкурсе. Отбор программ развития осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития образовательных организаций высшего образования за последние три года.
Экспертизу поданных на конкурс заявок осуществляет экспертная комиссия, которая формируется Минобрнауки России. Министерство устанавливает также форму заявки на участие в конкурсе, перечень прилагаемых к ней документов, требования к структуре, срокам и содержанию программ развития.
Экспертная комиссия определяет соответствие заявок и прилагаемых документов установленным требованиям, проводит экспертизу заявок, в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения, проводит дополнительную экспертизу в случае существенного расхождения экспертных оценок.
Протокол экспертной комиссии о результатах экспертизы заявок вместе с заявками участников конкурса передается в конкурсную комиссию, формируемую Правительством РФ.
Конкурсная комиссия рассматривает результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией, запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Рособрнадзора и других органов и на заключительном этапе своей деятельности утверждает протокол о победителях конкурса.
Одним из основных условий успешной реализации программы развития национального исследовательского университета является финансовое обеспечение принятой программы.
Финансовые ресурсы выделяются национальному исследовательскому университету для выполнения заранее определенных и одобренных задач:
Финансовое обеспечение программы развития национального исследовательского университета осуществляется в течение первых пяти лет ее реализации в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных Министерству образования и науки РФ на соответствующий финансовый год, при условии обеспечения национальным исследовательским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития в размере не менее 20% размера бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.
Финансовое обеспечение программы развития национального исследовательского университета ставится в зависимость от эффективности ее реализации.
Полномочиями по определению эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов наделено Министерство образования и науки РФ, которое определяет перечень показателей оценки эффективности, критерии и периодичность такой оценки (Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»).
Показатели, с помощью которых оценивается эффективность реализации программ развития национального исследовательского университета, объединяются в несколько групп:
Оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Минобрнауки России один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития. По результатам сделанной Минобрнауки России оценки организация высшего образования может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет», следствием чего становится прекращение финансового обеспечения программ развития из федерального бюджета.
Создание образовательных организаций. Образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Как правило, они создаются в форме учреждений. Однако учреждение, как уже отмечалось, не является единственной организационно-правовой формой для образовательной организации. Законодательство допускает создание образовательных организаций в иных формах (например, общественной организации, религиозной организации, автономных некоммерческих организаций), полный перечень которых приведен в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.
Образовательная организация может быть создана:
Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (государственная образовательная организация);
муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа (муниципальная образовательная организация);
физическими или юридическими лицами (частная образовательная организация).
Вновь создаваемая образовательная организация подлежит государственной регистрации, порядок которой установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем, в частности, определены регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы), а также перечень документов, представляемых образовательной организацией в регистрирующий орган (заявление, учредительные документы, решение о создании организации и об утверждении ее учредительных документов, сведения об учредителях и т.д.).
Регистрирующий орган уведомляет о государственной регистрации образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.
Законом об образовании установлены некоторые особенности в порядке создания отдельных образовательных организаций.
Только Российской Федерацией могут создаваться образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие образовательные организации не могут создаваться на уровне субъекта Российской Федерации или как частные образовательные организации.
Частные образовательные организации могут быть созданы любыми физическими и юридическими лицами (объединениями юридических лиц), за исключением иностранных религиозных организаций (религиозных организаций, созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства).
Порядок образования духовных образовательных организаций установлен не законодательством об образовании, а Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19).
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией считается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Образовательная организация как учреждение. Казенные, бюджетные и автономные образовательные учреждения.
Преобладающей организационно-правовой формой образовательной организации в Российской Федерации является учреждение.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ).
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами, или корпорациями (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, общественные организации, ассоциации и т.д.). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами (учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и т.д.) (ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ).
Учреждение, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не является собственником своего имущества. Его собственником выступает учредитель, при этом у учреждения может быть только один учредитель.
На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления. Учреждения, обладающие имуществом на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Среди государственных и муниципальных учреждений законодательством выделяются три разновидности:
Выбор разновидности (казенное, бюджетное или муниципальное) осуществляется при создании учреждения. В отдельных случаях самим законодательством может быть установлено требование облекать определенные виды образовательных организаций в форму конкретных разновидностей государственных и муниципальных учреждений. Так, в соответствии с Законом об образовании (ст. 24) категория «федеральный университет» может быть установлена только образовательной организаций, созданной в форме автономного учреждения.
Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями касаются прежде всего гражданско-правового статуса образовательной организации. Что же касается их полномочий при осуществлении образовательной деятельности, то они, как правило, не зависят от того, является образовательная организация казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Различия между упомянутыми разновидностями государственных и муниципальных учреждений прослеживаются по нескольким основным критериям.
1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами.
Казенные учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью только в том случае, если это предусмотрено в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.
Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей создания таких учреждений. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение учреждений.
2. Имущество учреждения.
За всеми тремя разновидностями учреждений имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Казенное учреждение не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником.
Бюджетное и автономное учреждения могут распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника.
3. Ответственность учреждения по обязательствам.
Бюджетные и автономные учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного.
4. Финансирование деятельности учреждения.
5. Осуществление расчетов.
Казенные и бюджетные учреждения осуществляют расчеты исключительно через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Для автономных учреждений, помимо ведения расчетов через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, предоставлена возможность осуществлять расчеты через счета, открытые в кредитных организациях.