Что значит общее грамматическое значение существительного
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).
Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).
Свекла из огорода – самая полезная (определение).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения:
Мама, мне нужна твоя помощь!
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Понятие об имени существительном
п.1. Определение имени существительного
В нашей речи существительные занимают чуть ли не самое главное место. Почти каждое второе слово, которое мы используем в своей речи, оказывается именем существительным.
п.2. Грамматическое значение имени существительного
Имена существительные могут обозначать:
— конкретные предметы окружающего мира: стул, киоск, аптека;
— живых существ и растения: тополь, синица, игуана;
— явления природы: ливень, заморозки, молния;
— вещества: воздух, сметана, железо;
— географические названия: Сыктывкар, Эверест, Канада;
— общественные события: утренник, революция, восстание;
— отвлечённые понятия: свойства и качества (краснота, стойкость, глухота), состояния (бодрость, смущение, раздражённость), действия (плаванье, пение, бег).
п.3. Морфологические признаки существительного
В русском языке имена существительные обладают постоянными морфологическими признаками и непостоянными (поскольку являются изменяемыми частями речи).
Постоянные морфологические признаки существительного:
1) одушевлённые (юноша, певица, канарейка) и неодушевлённые (мотоцикл, груша, память);
2) нарицательные (кукла, тигр, пирог) и собственные (Турция, Нил, Антарктида);
3) род:
— мужской: актёр, водопад, восторг;
— женский: сцена, радость, труба;
— средний: настроение, море, седло;
4) склонение:
— 1-е скл.: вишня, дача, дядя;
— 2-е скл.: мяч, ведро, поле;
— 3-е скл.: печаль, рожь, грязь.
Непостоянные морфологические признаки существительного:
— число: салфетка (ед. ч.) – салфетки (мн. ч.), слон (ед. ч.) – слоны (мн. ч.), мышь (ед. ч.) – мыши (мн. ч.);
— падеж: чайник (Им. п.), чайника (Р. п.), чайнику (Д. п.), чайник (В. п.), чайником (Т. п.), (в) чайнике (П. п.).
п.4. Роль существительного в предложении
Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи:
1) обозначающая предмет в широком смысле слова;
2) отвечающая на вопрос кто? или что?;
3) обладающая постоянными морфологическими признаками: одуш./неодуш., нариц./собств., род, склонение;
4) изменяющаяся по падежам и числам (непостоянные морфологические признаки);
5) выступающая любым членом предложения.
Общее грамматическое значение существительного: разряды, категории и склонения
Что это за часть речи
В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?
Следует запомнить что существильное может обозначать:
Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.
Разряды
Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:
В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.
Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.
Важно, не терять границ между именами нарицательными и собственными. Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.
Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.
Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.
Категория падежа
Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.
Категория числа
Имя существительное имеет три группы числа:
Категория рода
Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.
Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.
Склонение
В русском языке есть три типа склонения, на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.
Употребление имен существительных в художественной речи
Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.
Вывод
В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.
Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.
Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.