Что значит обрядовая поэзия
Обрядовая поэзия
Смотреть что такое «Обрядовая поэзия» в других словарях:
Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества О. п. играла весьма видную роль, а в области искусства… … Литературная энциклопедия
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.) … Большой Энциклопедический словарь
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Современная энциклопедия
Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.). * * * ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки (см. КОЛЯДКИ), причитания (см. ПРИЧИТАНИЯ), свадебные… … Энциклопедический словарь
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
обрядовая поэзия — фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: заговор, плач Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное… … Литературный энциклопедический словарь
Обрядовая песня — см. Обрядовая поэзия. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Обрядовая песня — ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни к… … Словарь литературных терминов
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
Смотреть что такое «ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ» в других словарях:
Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества О. п. играла весьма видную роль, а в области искусства… … Литературная энциклопедия
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.) … Большой Энциклопедический словарь
Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.). * * * ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки (см. КОЛЯДКИ), причитания (см. ПРИЧИТАНИЯ), свадебные… … Энциклопедический словарь
Обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми Обрядами: прозаическая или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т.д. Произведения О. п. могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие… … Большая советская энциклопедия
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
обрядовая поэзия — фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: заговор, плач Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное… … Литературный энциклопедический словарь
Обрядовая песня — см. Обрядовая поэзия. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Обрядовая песня — ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни к… … Словарь литературных терминов
Обрядовая поэзия
Библиография:
I. Чубинский П. П., Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край, тт. I—VII, СПБ, 1872—1878; Головацкий Я. Ф., Народные песни Галицкой и Угорской Руси, ч. 2. Обрядные песни, М., 1878; Шейн П. В., Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п., т. I, вып. 1, СПБ, 1898; Киреевский П., Песни, Новая серия, Под редакцией акад. В. Ф. Миллера и проф. М. П. Сперанского, вып. I, М., 1911; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915.
II. Исследования песен и обрядов: Веселовский Ал., Разыскания в области русского духовного стиха, VII. Румынские, славянские и греческие коляды, СПБ, 1883 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII); Его же, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, «ЖМНП», 1894, № 2, февр.; Потебня А., Объяснения малорусских и сродных, народных песен, т. II. Колядки и щедровки, Варшава, 1887 (из «Русского филологического вестника», т. XI—XVII, 1884—1887); Владимиров П. В., Введение в историю русской словесности, Киев, 1896; Аничков Е. А., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, т. I—II, СПБ, 1903 и 1905 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. LXXIV—LXXVIII); Карский Е. Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, вып. I, П., 1916; Кагаров Е. Т., Религия древних славян, М., 1918; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность. Темы. Библиография. Программы для собирания произведений устной поэзии, Л., 1924, стр. 19—38; Шереметьева М. Е., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае. Калуга, 1930; Zelenin D., Russische (ostslawische) Volkskunde, Berlin, 1927.
Полезное
Смотреть что такое «Обрядовая поэзия» в других словарях:
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.) … Большой Энциклопедический словарь
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Современная энциклопедия
Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.). * * * ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки (см. КОЛЯДКИ), причитания (см. ПРИЧИТАНИЯ), свадебные… … Энциклопедический словарь
Обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми Обрядами: прозаическая или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т.д. Произведения О. п. могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие… … Большая советская энциклопедия
обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
обрядовая поэзия — фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: заговор, плач Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное… … Литературный энциклопедический словарь
Обрядовая песня — см. Обрядовая поэзия. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Обрядовая песня — ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни к… … Словарь литературных терминов
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
Смотреть что такое ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ в других словарях:
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
поэзия, связанная с народными бытовыми Обрядами: прозаическая или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т.д. Произведения О. п. смотреть
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами: прозаич. или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Произв. О. смотреть
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. — Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних с. смотреть
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
Материалы, добытые антропологической школой, широко использовал для своей теории развития поэзии Ал. Веселовский ((см.), «Собр. сочин.», серия 1, т. II, вып. I. Поэтика сюжетов 1897-1906, СПБ, 1913), от теории заимствования перешедший к построению своего эволюционного учения. При всех своих теоретических недостатках «Историческая поэтика» Веселовского имела большое значение для научных исследований по вопросам генезиса и первоначальной стадии развития поэзии, в первую очередь О. п., для анализа выделения из первоначального синкретизма диференцированных форм самостоятельных искусств. Ближайший ученик Ал. Веселовского Е. Аничков, автор самого большого на русском яз. исследования по О. п. («Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», тт. I-II, СПБ, 1903 и 1905), следуя в основном теории учителя, тем не менее в ряде вопросов отходит от него, усвоив в значительной степени построение Фрезера.
Марксистских работ по исследованию обрядовой поэзии чрезвычайно мало. Особенного внимания заслуживает статья Поля Лафарга «Свадебные песни и обычаи» (1886), напечатанная в русском переводе в «Очерках по истории первобытной культуры» (изд. 2-е, М., 1928), где Лафарг, отмечая огромное историческое значение обрядовых свадебных песен, борется против утверждения теории заимствования. При изучении генезиса О. п. никак нельзя упустить «Писем без адреса» Плеханова (1899-1900, перепечатаны в XIV т. его сочинений). Здесь особенно важна критика Плехановым теории Бюхера, считавшего игру у первобытных народов генетически предшествующей труду, а не обратно, как, согласно с основными положениями историко-материалистического метода, утверждал Плеханов. Правда, Плеханов возражал («Сочинения», т. XIV, стр. 59) против взглядов Бюхера, изложенных в его книге «Происхождение народного хозяйства», отмечая большое расхождение в ней с тем, что излагается Бюхером в его же известном труде «Работа и ритм».
Плеханов верно устанавливает в рассуждениях Бюхера об игре как якобы предшественнице труда влияние вышедшей в 1896 книги Карла Грооса «Игры животных», биологическую концепцию к-рой в применении к человеческому примитивному обществу Плеханов блестяще разбивает.
С развитием религиозного культа примитивные обрядовые магические действа постепенно переходят в сложную культовую драму (см.). «Драма, в первых своих художественных проявлениях, сохранила весь синкретизм обрядового хора, моменты действа, сказа, диалога, но в формах, упроченных культом, и с содержанием мифа, объединившего массу анимистических и демонических представлений, расплывающихся и не дающих обхвата» (там же, стр. 354). Культовая традиция сделалась более устойчивой, чем традиция обрядовая, обряд перешел постепенно в ведение профессионалов, жрецов. С постепенным усложнением культа усложнилось и культовое действо, и так вырабатывалось из первоначального обрядового действа через действо культовое то, что является драмой как особой формой искусства. Так произошла напр. греческая трагедия (см.). Но далеко не везде так прямолинейно было развитие поэзии от обрядового синкретизма к высокоусовершенствованной театральной драме. У множества, даже у большинства народов процесс оказывался более прихотливым и менее завершенным. При сравнительном изучении драматических элементов в обрядовой поэзии различных народов можно проследить разнообразие этих историко-поэтических процессов. В последнее время огромная сводка драматических элементов в О. п. малокультурных народов сделана В. Н. Харузиной («Примитивные формы драматического искусства», журн. «Этнография», 1927, № 1, 2; 1928, № 1, 2).
Что касается фольклора европейских народов, то в нем большей частью сохранились еще разрозненные элементы примитивных обрядовых действий, не доразвившихся до детально разработанных форм культового действа (как это было у греков). Тем не менее число этих элементов в устной поэзии европейских народов, в первую очередь в крестьянских массах, чрезвычайно велико. Наиболее типичными являются формы заклинательной поэзии, так наз. заговоров (см.). Элементами первоначального обрядового синкретизма наполнены у всех земледельческих народов проявления поэтического творчества, так или иначе связанного с хозяйственным крестьянским календарем. В крестьянстве европейских народов элементы первичной обрядовости переплетены с воздействиями иноземных культов, уже с дофеодальной эпохи с огромной силой вторгшихся в быт и воззрения германских, кельтских, славянских и иных племен, живших еще жизнью родового общества. Особенно же велико оказалось воздействие в эпоху феодализма и в последующие христианской идеологии и христианских культов. Тем не менее внимательный анализ обрядовых моментов в крестьянском фольклоре любой европейской национальности показывает, что это воздействие извне пришедших культов не нарушило основы примитивных традиционных воззрений, а лишь дало им новую, большей частью смешанную, так называемую «двоеверную» оболочку. За внешнехристианскими церковными культовыми словами и церемониями нетрудно иной раз разглядеть все ту же магическую обрядовость примитивной земледельческой религии. Даже самый календарный распорядок земледельческих обрядов и связанных с ними песен, игр и плясок показывает компромиссное сочетание туземных аграрных традиций и извне пришедших христианских празднеств.
Если взять восточнославянскую обрядовую, так называемую календарную поэзию, то мы увидим, что деревенские обряды, игры, хороводные песни до самого последнего времени сосредоточивались вокруг церковных праздников: рождества, масленицы, пасхи, фоминой недели, троицы и др. Несмотря на спайку с христианскими праздниками, исконный аграрно-религиозный характер крестьянских обрядов сохранился и до сих пор. «Языческие» основы бытового православия и значение их изучения для антирелигиозной пропаганды вскрыты проф. Н. М. Маториным в его недавно вышедшей книжке «Православный культ и производство» (М., 1931). К книжке приложена и программа по изучению бытового православия. В основе крестьянских обрядов попрежнему лежат первобытная магия, заклинание, принимающие самые разнообразные формы как в целях предохранения от враждебной «нечистой» силы (так наз. магия профилактическая), так и в целях обеспечения человеку каких-либо положительных ценностей: плодородия, богатства, любви и т. д. (магия продуцирующая (см. проф. Е. Кагаров, К вопросу о классификации народных обрядов, «Доклады Академии наук СССл, 1928)).
I. Чубинский П. П., Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край, тт. I-VII, СПБ, 1872-1878; Головацкий Я. Ф., Народные песни Галицкой и Угорской Руси, ч. 2. Обрядные песни, М., 1878; Шейн П. В., Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п., т. I, вып. 1, СПБ, 1898; Киреевский П., Песни, Новая серия, Под редакцией акад. В. Ф. Миллера и проф. М. П. Сперанского, вып. I, М., 1911; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915.
II. Исследования песен и обрядов: Веселовский Ал., Разыскания в области русского духовного стиха, VII. Румынские, славянские и греческие коляды, СПБ, 1883 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII); Его же, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, «ЖМНП», 1894, № 2, февр.; Потебня А., Объяснения малорусских и сродных, народных песен, т. II. Колядки и щедровки, Варшава, 1887 (из «Русского филологического вестника», т. XI-XVII, 1884-1887); Владимиров П. В., Введение в историю русской словесности, Киев, 1896; Аничков Е. А., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, т. I-II, СПБ, 1903 и 1905 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. LXXIV-LXXVIII); Карский Е. Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, вып. I, П., 1916; Кагаров Е. Т., Религия древних славян, М., 1918; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность. Темы. Библиография. Программы для собирания произведений устной поэзии, Л., 1924, стр. 19-38; Шереметьева М. Е., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае. Калуга, 1930; Zelenin D., Russische (ostslawische) Volkskunde, Berlin, 1927.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
ОБРЯ́ДОВАЯ ПОЭ́ЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие (напр., колядки), символическими, если сопровождают, объясняют или символизируют обряд (напр., причитания, свадебные песни), и игровыми (напр., славянские хороводные песни, карнавальные песни итальянцев, испанцев и других народов). Уже в период капитализма О. п. постепенно уходит из быта. Устойчивее песни хороводные и игровые. Некоторые обрядовые песни переходят в разряд внеобрядовой лирики, в детский фольклор.
Чичеров В. И., Зимний период рус. земледельч. календаря XVIXIX вв., М., 1957;
Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX нач. XX в., М., 1979;
Обрядовая поэзия
Обрядовая поэзия как тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды, ее назначение и место в культурной жизни народа. Понятие колядок и их применение при различных случаях в жизни славян. Особенности свадебных обрядов и поэзии.
Рубрика | Краеведение и этнография |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.01.2011 |
Размер файла | 41,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды.
Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей.
Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова.
Сколько у вас в сарае колов,
Столько у вас в хлеву волов.
Всем доброго здоровья.
Счастливого доброго утра
Новый год спокойный.
Счастливый и обильный.
Вот характерный текст колядки (русской)
Ему с колоса осьмина (мера зерна)
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:
За горою за крутою,
За рекою за быструю
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. «Вещее» значение каждой песни потверждалось её припевом, например:
Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба, зерна, полной квашни и т.д.
В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была «славой хлебу»:
А эту песню мы хлебу поём,
Хлебу поём, хлебу честь воздаём,
В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии: «голубь с голубкой», «жемчуг с яхонтом», «золотой венец».
Летит сокол из улицы,
Голубушка из другой,
Сизыми крыльями обнималися,
Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем её мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и как мать большой семьи:
Сколько в небе звездочек,
Столько в лесу опеночек,
Кому песня достанется-
Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть:
Несёт блин на блюдце.
Символические черты боли присущи и некоторым играм молодёжи:
И я золото хороню, хороню,
Чисто серебро хороню, хороню,
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, высоком.
(под эту песню прятались, потом находились кольца девушек).
Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый «чистый» четверг и прощание.
Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:
Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Исполнители масленичных обрядов своеобразно «заклинали солнце» и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее «разгорание». Традиционными стали катание «по солнцу», по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим «знаком» солнца.
А мы свою маслену провожали,
— А масляна, масляна, воротися,
До самого великого дня протянися!
А мы свою маслену прокатили,
Лежи, масленица, до налетья…
Поезжай домой со двора,
У нас с гор потоки,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Весь хлеб у нас поела.
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
Кулика просили «замкнуть» зиму, «отпереть» весну, тёплое лето.
Зима ушла на саночках!
— Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее «разгоранье» и водили вокруг него хоровод.
— Весна! Что ты нам принесла?
— Принесла я вам три угодия:
В одной из веснянок весна приносила «скорость» женскому труду:
В веснянках пелось и о щедром весеннем солнце, о дожде:
Твои дети на повети
По камушкам скачут!
Весенние «заклятия» имели характер «оберегов» от весенних заморозков. Бросая через порог на улицу ложку киселя, хозяйка угощала им мороз:
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!…
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!
Завитую и украшенную «берёзку» срубали и носили по деревне. Если «завивали берёзки» в лесу, то к этому присоединялся обряд «кумовства»: девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились «кумами».
Покумимся, кума, покумимся,
Полюбимся, кума, полюбимся,
Чтобы век нам с тобой не бранится!
Стану я, стану на крутом берегу;
Кину я, кину веночек на воду:
Стал мой веночек поплывать, поплывать,
Стал меня милый позабывать…
«Завивание венков» считалось заклятьем на будущий урожай.
На ячмень колосистый,
Когда же девушки снова шли в лес «развивать венки» и «раскумливаться», они пели:
На ячмень колосистый,
Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр (очистительные обряды).
Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.
Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость.
Рано солнце играло.
Играло на добрые годы,
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.
Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).
Сорву тебя на счастье,
Чтобы мне милого привела,
Которого я напрасно ждала.
Говорило ядрёное жито,
В чистом поле стоя!
— Ах, не могу я в поле стояти,
Я только могу в поле копами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в клети, в клети коробами,
В печи, в печи пирогами,
На столе проскурами.
Лежит козёл на мяже,
Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая:
Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.
Среди семейно — бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник.
Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты.
Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами.
На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни.
В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры.
Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было.
Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы.
Не мучь нашу девку:
В городе зродилося,
Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных.
Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена.
Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения.
Ровно маковка в огороде;
Ровно медянка на блюдце!
Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого.
Ещё кто у нас на свадьбе маленек,
Да Пётр у нас на свадьбе всех помене…
На тысяцком рубашка мовчановская,
Как на тысяцком штаны бархатные…
Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому:
Уж ты винная ягодинка,
Удалой добрый молодец!
У тебя же, у молодца,
Примени к снегу белому!…
У меня свет гостейка
Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная часть имеет три разновидности:
обычно изображается условный пейзаж и несколько
персонажей, один или два из которых обязательно
На луге, луге стояли три роты,
Свет Андрей Николаевич!
На нём шуба соболья,
Что парчою голубою!
Как бояре-то спросят:
Господин наш полковник,
Али тесть, али тёща,
Что дарил государь царь.
рассказывают или птицы или животные.
На дубочке два голубчика сидят,
Они воркуют, говорят:
Не было такого молодца
Ни в Казане, ни в городе!
Появился такой молодец у нас:
Он со тысячи на тысячу ступает.
символическое описание величаемого при помощи параллелизма:
Что у светлого у месяца
Отрастали золотые рога,
Как у князя новобрачного
Отрастали косы русые
По могучим по плечикам!
Соезжались князья да бояры,
Его кудрям дивовалися:
Ещё что это за кудерьки,
Ещё что это за русые!
Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого.
Чёрная ягода смородинка
Прилегала по круту
Прилегали кудри русые
Ко тому лицу белому,
Ко тому ль лицу румяному
Русые кудри по плечам лежат,
Брови чёрные, как у соболя,
Очи ясны, как у сокола!
Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы:
а) в основе построения лежит параллелизм.
б) прямое разъяснение символа.
а) Эта ягодка сладка,
На восточной стороне!
б) Во саду было, во садику,
Во зелёном виноградику,
Здесь катились два яблочка,
Два яблочка, два садовые,
Врозь по берегу катилися,
Словно сахар рассыпалися!
Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм.
Чарочка моя серебряная,
Кому чару пить, кому выпивать?
Пить чару, выпивать чару Александру,
На здоровье, на здоровье, на здоровьице им.
на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню.
За то его цари любят,
На большо место сажают!
Тебе честь воздоём,
Воевода ты наш, воевода,
Крепок ты наш содержитель!
Что хорошо игриц даришь!
Где-то ты хорошился!
Чи в меду, чи в патоке,
Чи в наливном яблоке?
Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором.
в центре внимания находился человек, его характеристика;
Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т.д.
Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости.
Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.
Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха.
Идёт старик с волоку,
Несёт пестерь с воробу
На Васькину голову:
Да чирей на носочик,
Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах, которые призываются на его голову.
Корильные песни исполнялись только в доме невесты
Выйди-ка, свекровья горбатая,
Встреть-ка невесту богатую!
Выдь-ка, свекровь сопливая,
Встреть-ка невесту счастливую!
В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков:
По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных.
Пива бочку пролили,
Всю капусту полили,
возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении;
образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом.
Не гнися, дружка, не гнися,
корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив.
(членам свадебного поезда)
Уж что вы, бояре, не белы
Чёрны, как вороны, широки
Сходите в кузнецы, скуйте
Бежите во темны леса,
Нарубите осинник, нажгите
окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени. Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причём нередко заглядывают в её тёмные уголки. В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение.
Тебя кони пугаются!
Сравнительно редко используется композиционная форма «повествовательная часть + монолог».
Идёт дружка на порог,
В печь заглядывает:
Да велик ли горшок каши.
Ой, иди, дружка, пройди,
А мы тебя давно ждали,
Лисицами двор слали,
У нашего подженишника
А знать, его черти скубли!
А за что его драли,
А за что его лупили?
Что нам мёду не купили!
Способы описания персонажей.
1.способ прямого описания
Чёрт по месяцу таскал!
2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков.
Как Иван-то господин
Да всё по миру ходил,
Да всё по миру ходил,
Как у нас-то ночевал,
Он на полку взглянул;
Он на полку взглянул,
Блинов стопу стянул.
3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие; события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине.
Уж ты, тысячко, не садись к окну
Ох, сегодня у нас перелёт совы:
Полетит сова из окна в окно,
Сядет она прямо на голову,
Спустится сова потом на бороду!
сами поющие накликают на голову того человека, которому поётся песня, разные беды, невзгоды.
Помойте их киселём,
Оботрите его помелом,
Положите его под полом,
Покройте его корытом,
Ой, тем корытом немытым!
В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания. В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трёхчастными, и четырёхчастными.
В огороде у нас не лук ли?
У нас тысяцкий не глуп ли?
У нас тысяцкий не дурак ли?
Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль
Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее,
Друженька не хорошенький,
Друженька не пригоженький!
Как на дружке-то кафтан
Чёрт по месяцу таскал!
Художественные средства: оксюморон и эвфемизм.
…Да и наша сваха богата:
У нашей-то свахи три рубахи:
Да перва-то рубаха дубовая,
Да друга-то рубаха смоляная,
Да третья-то рубаха крапивная…
Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему: скрытая ирония, юмор становится основой подтекста.
А ботинки поросячьи:
А ботинки заскагочут!
Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего своё отношение к ним.
По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы (отрицательные, положительные).
Берегись, белая рыбица,
Хотят тебя рыболовнички поймать,
Во шёлковые тенеты посадить,
На двенадцать штук тебя разрубить,
На двенадцать блюд тебя разложить.
События развиваются последовательно, со всё возрастающей драматической напряжённостью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке.
Выкупи меня, матушка, из неволи!
Что будет дать, дитятко?
Негде взять, дитятко!
Ох, ты глупый, добрый молодец!
Уж, какая в терем дороженька?
Мил мне, милёшенек Иванушка в дому!
Это-то, Машенька, правда, твоя,
Это-то, Машенька, истинная!
Тема свадьбы проходит через все свадебные песни. Среди свадебных лирических песен выделяются:
а) лирические любовные (отношения до свадьбы)
б) лирические семейные (после свадьбы).
Через быструю речку лежит дубовая дощечка,
Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал,
Что никто не хаживал, никого не важивал!
Перешел детинушка, перевёл девчоночку…
Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой.
Формы композиционного строения.
повествовательная часть + монолог или диалог.
Не бывать бы ветрам, да повеяли,
Не бывать бы боярам, да понаехали,
Красных девушек поразослали,
Красную Анну-душу в полон взяли,
Красную Михайловну в полон взяли,
Стала тужить, плакать Анна-душа,
Стала тужить, плакать Михайловна,
Князь стал унимать, разговаривать,
Да Иван-то стал унимать, разговаривати:
Не плачь, не тужи, свет Анна-душа,
Не плачь, не тужи, Михайловна,
Я тебя, Анна-душа, да не силой брал,
Я ж тебя, Михайловна, да не неволею.
Матушка! Вьётся сокол над воротами,
Сударыня! Вьется, ясен над тесовыми!
Дитятко, Настасья-свет, ты взойди на двор,
Милое, Михайловна, на широкий двор!
Дитятко, Настасья-свет, войди в горницу,
Милое, Михайловна, во столовую!
3) символическая часть + реальная.
а) условные (образные);
Поэтому изображаются две поэтические картины: условная и реальная.
Как летал, летал сокол,
Да по тёмным по лесам,
По высоким по горам;
Как искал, искал сокол
Как просилась соколинка:
Отпусти меня, сокол,
На свою волю летать, к своему тёплу гнезду,
Он по всем городам,
Он по разным деревням,
Как искал, искал Петрович
Как нашёл, нашёл Фёдор
У Романовича в терему
Красну девицу душу
Как просилась Лизавета:
Отпусти меня Фёдор,
Свет Петрович господин,
На свою волю гулять,
В свадебной лирической песне нет и слов показывающих «авторское» (исполнительское) отношение к изображаемым событиям, которое в лирических необрядовых песнях выражается преимущественно в зачинах:
Ты не стой, древо, над рекой,
Не рони-ко листья на воду!
Ты не плачь, не плачь Марьюшка,
О родимой сторонушке!
Можно выделить три вида экспозиции свадебных лирических песен:
символическая — всегда начинает свадебную песню с символической картины или образа
Долго, долго сокол не бывал,
Долго, долго ясен не бывал,
Видно, сокол на горы летал,
Долго, долго (имя рек) не бывал и т.д.
условно-поэтическая — активно использует метафору и другие виды иносказания, начиная песню изображением жизни человека.
На горе, горе, на высокой, на крутой
Город стоял, город каменный;
В этом городу сила войска стоит;
Силой силён, воеводой грозен
Свет Иван, Свет Семёнович;
Хочет город взять и т.д.
Третий тип экспозиции во многом сближает свадебные песни с другими песенными жанрами необрядовой лирики.
Колотился, колотился сват у ворот,
Колотился, колотился сват у новых,
Просит он, просит он своё суженоё,
Просит он, просит он своё ряженное:
«Уж и подайте вы мне моё ряженое».
обряд колядка свадебный
Не долго веночку на стеночке висеть,
Не долго свет Аннушке во девушках сидеть…
Расти, расти, вербушка, век без меня,
Живи, живи, матушка, век без меня!
Параллелизм в сочетании с символическим изображением свадебных событий широко используется в свадебной лирической песне.
Што в тереме говорят…
Говорили красны девушки души
Про удалого добра молодца…
При путе, при дороженьке,
Тут стоял нов, высок терем.
Что во том ли новом тереме
Все покои изукрашены
И диваны изуставлены…
Часто употребляющимся композиционным приёмом в свадебных лирических песнях являются обращения. Они могут быть символическими и несимволическими. Приведём примеры символических обращений:
Почто тебя долго времечко нету?
Ах, ты яблонь, ты яблонь,
Ты камочка, ты камочка моя,
Ты, камка да мелкотравчатая!
Не давалась ты развёртываться
Ни атласам, ни бархатам…
Примерами несимволических обращений могут служить такие:
Вы яхонты, голубые, граненые!
Уж вы дары мои, дары,
Тонки, белы, полотняны…
Ты труба ли моя, трубонька,
Ты труба ли моя золотая!
Воструби, трубонька, поранее…
Уж ты яблонька раскудрявая…
Тавтология взаимодействует с палилогией. Значение палилогии в поэтической системе лирических свадебных песен не ограничивается только композиционной функцией: она часто используется в тех случаях, когда также нужно внести в изображение предмета какое-то новое качество, новый признак. Например:
Подломили зало новое,
Зало новое, со гостиною,
Растопили чару золотую,
Золоту чару, со финиксами.
Или поезжане говорят:
Побывали у первобрачной…
Характерным художественным средством свадебных лирических песен является также эпитет. Например:
На край моря синего,
Тут стояла верба золота,
По корень вербы золоты
Обегали чёрны соболи,
Посредь вербы золоты
Облетали ясны соколы,
Как поверх вербы золоты…
Список используемой литературы
Н.И. Кравцов «Славянский фольклор» Московский госуниверситет, 1976 г.
«Русское народное поэтическое творчество» Под редакцией А.М. Новиковой Московский госуниверситет, 1976 г.
Ю.Г. Круглов «Русские свадебные песни» Москва, Высшая школа, 1978 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Выявление специфики праздничной культуры. Семейные обряды, ориентированные на создание торжественного, художественно-выразительного действа. Праздник и обряд: общее и особенное. Обрядовая поэзия в праздниках. Ряжение и колядование, их связь с игрой.
курсовая работа [69,0 K], добавлен 23.11.2013
История этнима Мордвы, его мифология и культура. Традиционная обрядовая культура Мордвы. Особенность мордовского национального костюма. Исследование основных движений мордовского женского и мужского танца. Описание и характер танца «Мордовские узоры».
курсовая работа [120,0 K], добавлен 22.11.2010
Обряды, обычаи, традиции и ритуалы как синтетическая форма культуры. Взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями. Описание старинных свадебных обрядов, распространенных на Руси, их специфика место в современном мире. Праздничные русские обряды.
реферат [38,2 K], добавлен 28.06.2010
Празднично-обрядовая культура народов как особый пласт культуры. Разработка и эффективная реализация социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай).
дипломная работа [92,3 K], добавлен 11.03.2012
Истоки возникновения различий в брачной обрядности у различных групп бурят. Сговор и сватовство как основные досвадебные обряды. Особенности проведения девичника в Бурятии. Сущность досвадебных и свадебных обрядов. Проведения обряда поклонения невесты.
реферат [27,5 K], добавлен 06.09.2009
Народные обычаи и обряды – существенная часть духовной культуры народа, отражающая его мироощущения в разные периоды исторического развития. Обряды зимнего цикла в современной общественной жизни. Знаменательные моменты сельскохозяйственного календаря.
реферат [53,3 K], добавлен 07.06.2011
презентация [7,1 M], добавлен 25.11.2013