Что значит обретение мощей
Что такое святые мощи и почему их почитают
О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.
Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.
О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*
– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).
В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).
Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.
Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост
Богатыри – не мы!
В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.
При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.
Через пост – к Богу
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.
Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.
Образ жизни – затвор
Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.
Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:
«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».
После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.
День памяти святого – 15 декабря.
*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.
Святые мощи – это благословение Божие
Митрополит Серафим (Джоджуа) об особенностях почитания святых мощей в Грузии
О том, почему в Грузинской Церкви нет традиции открывать гробницы святых для обретения мощей, какие усыпальницы особо почитаемы в Грузии, случаются ли сегодня невольные обретения мощей, как определить, что останки – это мощи праведников, есть ли надежда найти погребение царицы Тамары, о почитании старца Гавриила (Ургебадзе) и почему была вскрыта его могила, – беседа с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа).
– Владыка Серафим, как в Грузинской Церкви происходит канонизация святых? Мы знаем, что совсем недавно Священный Синод вынес решение о двух новых прославлениях. Расскажите нам об этом.
– 22 декабря 2015 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых священноисповедника Петра (Хмaладзе) и маму святой Сидонии, той самой, которая покоится в Светицховели вместе с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа. В Грузинской Православной Церкви существует специальная синодальная комиссия, которая занимается канонизацией святых. Она подготавливает нужные материалы и представляет их на рассмотрение Священного Синода. Уже после канонизации пишется тропарь святому и иконы, но могилы святых не открываются. Бывает, что иконы пишут до канонизации по собственному усердию сами люди. Так было, например, со святым Гавриилом Юродивым.
– Мы знаем, что обретение мощей отца Гавриила (Ургебадзе) стало особо радостным, но все же необычным явлением для Грузинской Церкви: в Грузии нет традиции открывать могилы святых. Почему так? Ведь во всем православном мире везде происходит обретение мощей, и это очень древняя христианская традиция, связанная с особой радостью и торжеством.
– Да, действительно в Грузии нет традиции открытия гробниц святых.
В Церкви существует устное и письменное Предание: одно передается письменно, через летописи и иные источники, другое устно – по причине гонений или когда есть какая-нибудь другая большая опасность. В нашей Поместной Грузинской Православной Церкви за многие века не сохранилось ни одного исторического документа или летописи, которые говорили бы, что такая традиция существовала раньше. Может быть, когда-то это и имело место, но письменных источников, опровергающих или, наоборот, подтверждающих открытия могил святых, нет. Также и самые авторитетные, более близкие нам по времени, грузинские духовные лица, такие как святитель Гавриил (Кикодзе), преподобный Алексий (Шушания), Католикос Антоний II – сын царя Ираклия II, тоже никогда не делали указаний о том, чтобы были открыты могилы святых. Поэтому мы приходим к выводу, что это местная традиция – не открывать могилы святых, которая утвердилась в Грузии в течение долгих столетий.
– Как вы считаете, с чем это было связано?
– Думаю, что причиной были постоянные опустошительные вторжения врагов и войны, терзавшие Грузию в прошлом на протяжении долгого времени. Тогда была самая настоящая угроза осквернения святынь и полной потери их для христианского мира. Возможно, были и другие причины, но мы можем о них лишь предполагать. Сказать же достоверно сегодня о них мы не можем.
– Но в Грузии есть множество частиц от святых мощей. И они находятся почти в каждой Церкви! А мощи святых Давида и Константина целыми и нетленными пребывают в раке в монастыре Моцамета еще с VIII века!
– Да, действительно мощи святых князей Давида и Константина более тысячи лет нетленно почивают в монастыре. Это монастырь Моцамета (Мучеников), но его часто называют монастырем святых Давида и Константина. Еще в начале VIII века на том месте находилась церковь. Во время нашествия арабской армии под предводительством Мурвана Кру, то есть Глухого – так он был прозван за особое бездушие и жестокость, арабы сожгли церковь. Тогда в том месте правили князья Давид и Константин. При жизни они были большие молитвенники, но им пришлось со своим войском выступить против арабов, в неравной битве они были разбиты и захвачены в плен.
Был глас Божий с неба, повелевающий нести тела умученных на восток до того места, где их застанет рассвет
Мурван по мусульманской традиции захотел обратить их в ислам, но благочестивые братья отказались стать вероотступниками и этим обрекли себя на лютые муки. Их изощренно пытали девять дней, но, не добившись пытками отречения святых братьев от Христа, враги казнили их, а затем бросили их тела в реку Риони. Прошло время, и мощи святых мучеников были найдены людьми. Тогда был глас Божий с неба, повелевающий нести тела умученных на восток до того места, где их застанет рассвет. Тем местом были руины сожженной церкви. Там Давид и Константин нашли свое упокоение. Позже, в XI веке, был построен храм и основан монастырь Моцамета (Мучеников). Во время гонений на Церковь чудотворные мощи святых Давида и Константина тоже чудесным образом сохранили люди.
Иконы со вставленными в них святынями – частицами мощей – было легче спрятать во время опасности, чем целые святые мощи
Но это связано не с традицией, а с особым Промыслом Божиим именно об этих мощах. Это великий дар Божий, явленный нашей Церкви для утешения христиан. Великие чудеса происходят по молитвам к этим святым. А что касается других святых мощей или частиц от мощей, то их Грузинская Церковь получала в дар от Византии, Греции и других стран. Но чаще всего эти частицы были вставлены в святые иконы. И такие иконы со вставленными в них святынями – частицами мощей – было легче спрятать во время опасности, чем сами целые святые мощи. Во время войн и гонений все святыни во всех епархиях старались спрятать в горах. Особенно в Сванетии. Там жили очень верные и преданные Богу и Церкви люди, которые, не боясь отдать свою жизнь и даже жизни всех своих родных за эти святыни, годами и десятилетиями хранили и прятали их. Бывало, что тайну хранил весь род даже в течение веков, передавая ее верным людям по наследству. Так были спасены и сохранены великие святыни для Церкви и людей.
– Владыка Серафим, расскажите, пожалуйста, о самых известных усыпальницах святых в Грузии.
– Вот, например, могила святой равноапостольной Нино, просветительницы Грузии, в церкви в Бодбе. Она преставилась приблизительно в 334 году и завещала похоронить себя в Кахетии. И никогда за все эти почти 2 тысячи лет тело не было извлечено из могилы. Никто не решился потревожить покой святой Нино, хотя у многих было желание увидеть ее святые мощи. Это тоже подтверждает то, о чем мы говорили: не было в Грузии традиции доставать из гробниц тела святых.
Также всем была известна могила великого царя святого Давида Строителя. Всему народу известна! Он очень много сделал для своей страны. И хоть ему пришлось постоянно воевать и быть в походах, он был чрезвычайно набожным человеком. Святой царь Давид Строитель всегда возил с собой Евангелие и никогда с ним не расставался. Он умел смиряться перед Богом и духовником. Этот Богом данный народу святой царь написал и оставил потомкам духовное наследие «Канон покаянный». Вот один стих из этого канона:
«Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой! Когда раскроется книга в День судный и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!»
И когда в 1125 году он предал душу Господу, то его, по его завещанию, погребли в Гелатском монастыре прямо перед входом в церковь святого Георгия. Такова была воля этого кроткого и смиренного царя. Он пожелал, чтобы каждый входящий в церковь наступал на его могилу. И только когда возникла угроза разорения места его захоронения и осквернения его мощей, они были спрятаны под престолом церкви в Гелатском монастыре.
Вспомним также и о 13 сирийских отцах. Это духовные отцы грузинского народа. Они тоже все похоронены – в разных частях Грузии. К местам их упокоения постоянно идут паломничества. Это великие святыни для христиан, и никогда за тысячелетие не были потревожены их гробницы.
Но бывало в истории Грузии и невольное обретение мощей. Например, в Давидо-Гареджийской лавре, когда были убиты за веру одновременно 6 тысяч монахов. Тогда весь монастырь был усеян их святыми костями. Но их святые мощи также старались похоронить, чтобы избежать их потери или осквернения. В Грузии под святыми престолами во многих церквях в святых антиминсах есть частицы мощей убиенных монахов Давидо-Гареджийских.
– Владыка Серафим, в наше время, бывало, тоже находили святые мощи.
– Да, и не раз. Расскажу вам и о том, как особым Промыслом Божиим в конце 80-х годов XX века были обретены мощи. В Зарзма, в старинном монастыре XII века, в советское время при строительстве дороги нашли нетленное тело молодого монаха. Он был в полном монашеском облачении. У него хорошо сохранились часть волос и борода, также и зубы. По мнению ученых, это был молодой человек лет 33-х. Совершенно здоровый – видимо, при своей жизни постоянно хранивший пост. В советское время его поместили в музей как мумию. Однако его тело совершенно не было забальзамировано. Позже тело этого монаха перенесли в монастырь. Мы уверены, что это святые мощи.
– Почему вы так думаете, владыка? Ведь бывает, что и нечестивые люди остаются нетленными…
Около святых мощей испытываешь благоговение, невольно рождается желание любить Бога и ближнего
– Да, конечно. Но бывают чудеса от Бога и от нечистой силы, и Церковь умеет их различать. Когда человек находится около святых мощей, тогда он испытывает неизъяснимую радость, благоговение, тогда у него невольно рождается желание любить Бога и ближнего. Человек сердцем ощущает присутствие Духа Святого. Поэтому мы можем предположить, что тело этого монаха – самые настоящие святые мощи неизвестного нам по имени святого. Находясь рядом с ними, испытываешь настоящую благодать и радость в сердце.
– Владыка Серафим, в монастыре, который находится на знаменитом Кацхийском столпе, была найдена костница. Была ли традиция в Грузии хранить кости насельников монастыря в костнице?
– Если мы говорим об обретении мощей и открытии могил, нужно также сказать и о том, что в некоторых монастырях Грузии иногда имела место такая греческая традиция. Кости монахов, которые подвизались в этих монастырях, были вместе сложены в общей костнице. Недавно в Заме, когда заново восстанавливали полностью разрушенную церковь, при раскопках в монастыре было обнаружено множество костей, захороненных прямо вокруг церкви.
В мужском монастыре Потолети, в Боржомской епархии, были обретены 12 мощей людей, погребенных в самой Церкви. На могильной плите сохранились надписи «Торнике» и «Шалва». Это плиты IX–XI века, и мы предполагаем, что эта церковь была построена Феодором и Христофором, учениками святого Григола Хандзтели. Также во время строительства церкви около древних руин было найдено очень много костей насельников этой обители, которые за тысячу лет были погребены вдоль церковной стены. Вся поляна была усеяна костями. Мы их обнаружили, когда очищали уровни земли. Костей набралось очень много. В самой древней церкви уцелела одна могила с сохранившейся могильной плитой, где были обнаружены останки 12 человек. Они были похоронены в разные века, но особенно почетно. Из этого можно сделать вывод, что это были настоятели этого монастыря или старцы. В одном из черепов виден след от стрелы. Видимо, этот святой человек был мученически убит, а затем погребен в храме.
Невольное обретение костниц всегда бывает случайно и происходит по особому Промыслу Божию. В Карели, в Дзамис Хеобаши, тоже есть такая чудом обретенная костница. Она воистину дар Божий для нас. Была найдена могила, а в ней каменный ковчег со святыми костями. В нем была перегородка, разделявшая его на две части. Мы перенесли мощи в похожий деревянный ящик. И в верхней, и в нижней части находятся кости. Они чистейшего белого цвета. Когда находишься рядом и видишь их, то создается впечатление, что перед тобой мощи цвета настоящего драгоценного мира.
– Владыка Серафим, а бывали еще такие ценные находки?
Есть предположение, что святая царица Тамара была похоронена в Крестовом монастыре в Иерусалиме
– Иногда в прессе возникают сенсационные новости о том, что якобы нашлась знаменитая могила святой благоверной царицы Тамары. Действительно, находят довольно богатые женские усыпальницы, и в них бывают множество очень ценных для истории и науки дорогих и интересных вещей. Но ученые и историки, проводя свои исследования, говорят о том, что это могилы знатных богатых особ, но, конечно, ни одна из них не является усыпальницей нашей всеми любимой святой царицы Тамары. Я думаю, что народ должен заслужить перед Богом эту милость. Чтобы явилась такая святыня, нужно истинное покаяние и многие труды. Но существует народное предание, о котором написал архимандрит Рафаил (Карелин): «У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее». Также есть предположение, что она была похоронена в Крестовом монастыре в Иерусалиме. Желая еще при жизни поклониться величайшим святыням, она завещала своему сыну Георгию Лаша, чтобы хоть после смерти она была погребена в Крестовом монастыре. Но сейчас у Грузинской Церкви нет разрешения, а следовательно, и возможности производить раскопки в Крестовом монастыре.
– Значит, владыка Серафим, мы можем сделать вывод, что обретение мощей Бетанийских отцов Георгия и Иоанна и мощей отца Гавриила (Ургебадзе) – это совершенно новое явление для нашей древней Грузинской Церкви?
Старец Гавриил часто говорил, что сначала прославят тела его духовных отцов Георгия и Иоанна, а потом достанут из земли и его
– Да, и оно произошло по настоятельной неустанной воле самого народа. Этого требовали и об этом просили не только верующие, но и далекие от Церкви люди и даже те, кто подвергает критике духовенство. И верующие, и сомневающиеся в вере – все постоянно приходили на могилу к старцу Гавриилу, будучи уверенными в его святости и быстром предстательстве перед Богом. Вот какая сильная народная любовь к отцу Гавриилу Юродивому в Грузии! Еще при своей жизни он сам об этом часто говорил, что сначала достанут и прославят тела его духовных отцов Георгия и Иоанна, а потом достанут из земли и его. Также отец Гавриил постоянно подчеркивал, что его крест – это вся Грузия и половина России. И вот наконец, по постановлению Патриарха Илии II и Священного Синода, состоялось торжественное обретение мощей и прославление великого святого – скоропослушника Гавриила Юродивого. Перед прославлением были записаны большие и малые чудеса, совершенные по молитве к отцу Гавриилу. И я уверен, что почти каждый житель Грузии сможет вам рассказать свою личную историю, когда ему действительно чудесно помог любимый всем народом, добрый и родной наш отец – святой Гавриил Юродивый.
Купить книгу о преподобном Гаврииле Ургебадзе «Юродивый» можно здесь:
Что такое мощи?
Говорят, что христиане поклоняются трупам, но при этом сами называют их странным словом «мощи». Например, когда в Россию привозили мощи святителя и чудотворца Николая — очередь стоит в несколько километров. Слайды «Фомы»: разбираемся.
Что это?
Мощи — это останки святых. Мощи становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Почитая их, христиане верят не в «могущество» или силу самих по себе останков, а в молитвенное ходатайство святых, мощи которых находятся перед ними.
Как выглядят мощи?
По-разному — это может быть высохшее тело, кости, мышцы, волосы, зубы, сухожилия, отдельные части тела разной степени сохранности. Иногда это может быть прах — тела мучеников часто сжигали, но верующие все равно собирали то, что оставалось.
Кто сказал, что их нужно почитать?
Постановление VII Вселенского собора (787 год):
«Будем же ныне делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение».
Что говорит Библия?
О святых мощах говорится уже в Ветхом Завете:
«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21) — мертвец ожил от прикосновения к костям Елисея.
Если есть мощи, человек святой?
Не всегда. Наличие мощей — не единственный повод для канонизации. Они могут быть дополнительным аргументом, но основной причиной — нет. О святости человека в первую очередь говорят его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам.
Где и как хранят мощи? (Рака)
Рака — гроб из дерева или металла, в котором хранят мощи. Часто украшается резьбой или драгоценностями, стоит в храме.
Где и как хранят мощи? (Ковчежец)
Ковчежец — небольшой ящичек с частью мощей святого или нескольких святых. Иногда вместе с мощами в него кладут реликвии, связанные с жизнью святого (например, нательный крест или одежду). Может храниться дома.
Где и как хранят мощи? (Мощевик)
Мощевик — маленький сосуд для части мощей. Как правило, мощевик крепят к иконе святого для поклонения. Иногда в качестве мощевика используют панагию архиерея, священнический или нательный крест.
Где и как хранят мощи? (Антиминс)
Антиминс — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда есть на престоле в алтаре любого православного храма. На нем совершает таинство Евхаристии. Со времен раннего христианства оно совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это таинство также совершается на святых останках.
Для чего мощи разделяют на частицы?
Чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к святыне. Само по себе тело святого — не источник исцеления и чудес. Источник — сила Божия, которая в нем живет. Эта сила неделима.
Если я не верю?
Тот же VII Вселенский собор постановил извергать из сама епископов и клириков, отвергающих мощи. Мирян и монахов в этом случае отлучают от Церкви
Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.
Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?
На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Зачем нужны мощи?
Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.
Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.
Для чего мощи разделяют на частицы?
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Когда началась традиция разделения мощей?
Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.
Существует ли порядок перенесения мощей?
Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.
Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?
Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).
Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?
Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.
Проводят ли сами христиане исследования мощей?
Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.
На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.