Что значит обозначить пунктограмму

подскажите пожалуйста, что такое пунктограмма?

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила. Перечень пунктограмм

Знаки препинания в конце предложения.
Тире между главными членами предложения.
Тире в неполном предложении.
Знаки препинания между однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Знаки препинания при обособленных определениях.
Знаки препинания при обособленных приложениях.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Знаки препинания при обособленных дополнениях.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
Использование кавычек.

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила, например: употребление занятой для разделения однородных членов с повторяющимися союзами и т. д.

Пунктограмма-( лат. 《пунктум》-точка) раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.

Источник

Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

Что значит обозначить пунктограммуПунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

Что значит обозначить пунктограмму[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Что значит обозначить пунктограммуНачало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало и конец придаточного.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

Как разбирать сложную конструкцию:

Что значит обозначить пунктограммуПримеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

5 – выделение деепричастия.

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Источник

Перечень пунктограмм

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе

1. Знаки препинания в конце предложения.

Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:
1) если конструкция входит в состав сказуемого. Льды как льды, пустыни как пустыни.
2) если конструкция со словом «как» тесно связана по смыслу со сказуемым. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
3) если конструкция со словом «как» представляет собой устойчивое сочетание. Жизнь их текла как по маслу.
4) если слову «как» предшествует частица «не» или слова «почти», «совсем», «точь-в-точь», «именно», «просто». Всё он делал не как люди.
5) если конструкция со словом «как» имеет значение «в качестве», «в роли», «в функции». Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

12. Знаки препинания при обращениях.
Обращение отделяется (выделяется) запятыми.
Если распространённое обращение разорвано другими словами — членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми, например: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Э. Багрицкий).
При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А. Чехов).
Междометная частица «о» от обращения знаками препинания не отделяется, например: Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев).
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
Вводные слова выделяются запятыми.
Вводные предложения выделяются:
— запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
— тире, если они распространены (Они — я это сразу заметил — хотели поскорей от меня отделаться.);
— скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)…
Слова-предложения Да и Нет, выражающие утверждение или отрицание, отделяются запятыми или другими знаками: Да! Жизнь сложна.
В предложениях с прямой речью слова-предложения выделяются кавычками: Он ответил: «Да».
Междометия выделяются (или отделяются) запятыми. При восклицательной интонации после междометия ставится восклицательный знак.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Между простыми предложениями, входящими в состав ССП, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
В СПП запятая ставится:
— между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце.
— при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
— между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Запятая НЕ ставится:
— между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет («если пойдет дождь» можно изъять).
— если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
— если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
— перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
— перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
В БСП ставится запятая, если части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось
Точка с запятой ставится, если:
— части БСП далеки по смыслу: Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.
— внутри частей есть запятые: Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится
— если во второй части содержится причина, можно вставить потому что, так как: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.
— если вторая часть раскрывает содержание первой, можно вставить а именно, то есть: Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас.
если первое предложение с оттенком предупреждения: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
Тире в сложном бессоюзном предложении ставится
— если во второй части содержится указание на неожиданный результат или быструю смену событий: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
— вторая часть противопоставлена первой (между частями можно вставить А): Прошла неделя после ухода Белоснежки из дворца – королева все еще не могла поговорить со своим любимым зеркальцем, обидевшись на него.
— вторая часть содержит указание на следствие, результат (можно вставить между частями поэтому, тогда): Я больше не увижу этой противной девчонки – мне не надо будет притворяться, что я забочусь о ней!
— первая часть указывает на время или на условие для совершения действия второй (перед первой частью можно добавить когда, если): Вымоешь руки – получишь большой кусок пирога, не вымоешь – останешься без обеда!
-вторая часть содержит сравнение (между частями можно поставить словно, будто): Посмотрит – рублем подарит
— вторая часть представляет собой присоединительное предложение, начинающееся словами так, такой, это: Через десять лет ей будет уже сорок пять – эта мысль приводила красавицу королеву в ужас.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
Прямая речь находится после слов автора :
А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
до слов автора :
«П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
до и после слов автора :
1) «П, – а, – п». 2) «П, – а. – П». 3) «П! – а. – П».
4) «П! – а. – П!» 5) «П! – а. – П?» 6) «П? – а. – П».
7) «П? – а. – П!» 8) «П? – а. – П?»
внутри слов автора :
1) А: «П», а.
2) А: «П» – а.; А: «П!» – а.; А: «П?» – а.
Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют)
Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь.
20. Использование кавычек.
Кавычки используют для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле.
Если внутри слов, заключенных в кавычки, встречаются другие слова, заключенные в кавычки, используются кавычки разного рисунка. Если же такой возможности нет, то закрывающие кавычки ставятся только один раз.

Источник

что такое пунктограмма

Викисловарь так определяет значение этого термина:

«ПУНКТОГРАММА – закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации».

Для меня более привычно толкование, данное в учебнике русского языка под редакцией Бабайцевой:

«ПУНКТОГРАММА – это место в предложении, требующее применения пунктуационного правила».

Что значит обозначить пунктограмму

ПОЯСНЮ НА ПРИМЕРАХ.

1. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
(С. Есенин)

Применения пунктуационных правил в данном предложении требуют два места:
► конец предложения – оно повествовательное и при этом невосклицательное, а потому ставим ТОЧКУ;
► место перед вторым союзом И – он соединяет части сложносочинённого предложения, поэтому ставим ЗАПЯТУЮ.

2. А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)

В этом предложении, помимо конца предложения, опознавательным признаком пунктограммы является наличие деепричастного оборота: согласно правилу, обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются, то есть ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

В этом маленьком предложении, помимо точки в конце, есть ещё одна пунктограмма! Это место перед союзом КАК. Чтобы НЕ ПОСТАВИТЬ перед ним запятую, надо применить пунктуационное правило: запятая не ставится перед сравнительным союзом КАК (СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО, КАК БУДТО), если он присоединяет сказуемое к подлежащему.

4. Он же молод и силён!

И здесь, помимо конца предложения (в данном случае повествовательного и при этом восклицательного, отсюда и ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК) применения пунктуационного правила требует место между однородными сказуемыми перед союзом И: согласно правилу, перед стоящим между однородными членами одиночным соединительным (наш случай), а также разделительным союзом запятая не ставится.

https://grammatika-rus.ru/perechen-punktogramm/ – рекомендую познакомиться с Перечнем пунктограмм, изучаемых в школе.

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила, например: употребление занятой для разделения однородных членов с повторяющимися союзами и т. д.
Перечень пунктограмм
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Пунктограмма-( лат. 《пунктум》-точка) раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила, например: употребление занятой для разделения однородных членов с повторяющимися союзами и т. д.
Перечень пунктограмм
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Источник

Русский язык. Пунктограммы. 19. Знаки препинания для оформления прямой речи.

Слова автора указывает на того, кому принадлежит то или иное высказывание.

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

Знаки препинания для оформления прямой речи.

Прямая речь заключается в кавычки.

· Если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора, то после неё ставится запятая и тире (ИЛИ восклицательный знак и тире, ИЛИ вопросительный знак и тире).

Примеры.

«Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку.

«Что же ты не едешь?» — спросил я Сергея с нетерпением.

· Если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора, то перед ней ставится двоеточие. В конце прямой речи ставятся точка, вопросительный или восклицательный знаки.

Пример.

Он сказал: «Я это уже слышал.»

Ольга удивилась: «Неужели уже вечер?»

Дети воскликнули радостно: «Море!»

· Если прямая речь разрывается словами автора и является одним предложением, то перед и после слов автора ставятся запятая и тире.

Пример.

· Если прямая речь разрывается словами автора и является двумя предложениями, то перед словами автора ставятся запятая и тире (восклицательный или вопросительный знак и тире), а после слова автора – точка и тире. Второе предложение начинается с большой буквы.

Примеры.

«Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»

Что значит обозначить пунктограмму

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Прямая речь – перед словами автора.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

«Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».

«Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».

Прямая речь – одно предложение.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Он подумал: «Да где же это я?»

Он подумал: «Да где же это я?»

Прямая речь – после слов автора.

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *