Что значит обличительная речь
Словари
1. Обличительная политическая речь оратора Демосфена против македонского царя Филиппа II (в Древней Греции).
Гневное выступление против кого-либо или чего-либо; обличение кого-либо или чего-либо.
ФИЛИ́ППИКА, филиппики, жен. (греч. philippika) (книжн.). Гневная обличительная речь, выступление против кого-чего-нибудь. «Несмотря на проблески сатиры в «Онегине» и блестящие филиппики «Горе от ума», критический элемент играл в нашей литературе до Гоголя второстепенную роль.» Чернышевский. «Он разразился, наконец, целой филиппикой.» А.Тургенев. «Он писал в «Москвитянине» филиппики против западников и громил последних на чем свет стоит.» Салтыков-Щедрин. (От названия резких политических речей древнегреческого оратора Демосфена против царя Филиппа Македонского.)
Гневная обличительная речь, выступление против кого-, чего-л.
Но разве мои филиппики, приправленные самыми ядовитыми стрелами иронии, злобы и негодования, были кем-нибудь услышаны? Чайковский, Объяснение с читателем.
[Лубенцов] произнес целую филиппику о недопустимости телесных наказаний в новой немецкой школе. Казакевич, Дом на площади.
[От названия речей древнегреческого оратора Демосфена против царя Филиппа Македонского]
Ср. В ту самую минуту, как (городничий) притворяется равнодушным к филиппикам Благолепова, он чувствует, что руки его судорожно сжимаются, как бы обвивая мысленно длинную шею Благолепова.
Салтыков. Сатиры в прозе. Литераторы-обыватели.
Ср. Он писал. филиппики против западников и громил последних на чем свет стоит.
Салтыков. Пестрые письма. 9.
Гончаров. Обломов. 2, 4.
Цицерон называл свои речи против Антония «филиппиками», приравнивая их к речам Демосфена против Филиппа Македонского.
См. что на уме, то и на языке.
См. на чем свет стоит.
Это слово стало крылатым уже в антич’ное время. Например, великий оратор Древнего Рима Марк Туллий Цицерон свои знаменитые речи, направленные против государственного деятеля и полководца Марка Антония, также назвал «филиппиками».
Иносказательно: гневная, обличительная речь против кого-либо.
фили́ппика, фили́ппики, фили́ппик, фили́ппике, фили́ппикам, фили́ппику, фили́ппикой, фили́ппикою, фили́ппиками, фили́ппиках
сущ., кол-во синонимов: 6
македонский царь, правивший в 359-336 до н. э. Отец Александра Великого. Филипп родился в городе Пелла, столице древней Македонии. Примерно в 368-365 гг. до н. э. он находился в заложниках в Фивах, где ознакомился с устройством общественной жизни Древней Греции, усвоил основы военной стратегии и приобщился к великим достижениям эллинской культуры. В 359 г. до н. э. объявлен опекуном над своим малолетним братом-царем, но вскоре сам стал царем. В 353 г. до н. э. впервые вмешался в греческие дела, а затем, вплоть до 338 г. до н. э., вел войны, постепенно захватывая всю материковую часть Греции. В 337 г. до н. э. фактически объединил под своей властью Грецию и начал подготовку к вторжению в Персию. Однако в 336 г. до н. э. был убит своим телохранителем. Ему наследовал сын Александр, с именем которого связывают новую эпоху в истории Эллады и всего Древнего мира.
Четыре речи Демосфена против Филиппа, царя македонского. Отсюда, сильная обличительная речь.
Словари
ОБЛИЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, обличительная, обличительное (книжн.). Имеющий целью обличение, содержащий обличение. «Обличительная литература возбуждает негодование сторонников чистого искусств.» Достоевский.
Имеющий целью обличение, содержащий в себе обличение.
Обличительная речь. Обличительная литература.
[Многие] находили в обличительных словах поэта нечто неуместное, колкое. Лесков, Инженеры-бессребреники.
1. Обличительная политическая речь оратора Демосфена против македонского царя Филиппа II (в Древней Греции).
Гневное выступление против кого-либо или чего-либо; обличение кого-либо или чего-либо.
ФИЛИ́ППИКА, филиппики, жен. (греч. philippika) (книжн.). Гневная обличительная речь, выступление против кого-чего-нибудь. «Несмотря на проблески сатиры в «Онегине» и блестящие филиппики «Горе от ума», критический элемент играл в нашей литературе до Гоголя второстепенную роль.» Чернышевский. «Он разразился, наконец, целой филиппикой.» А.Тургенев. «Он писал в «Москвитянине» филиппики против западников и громил последних на чем свет стоит.» Салтыков-Щедрин. (От названия резких политических речей древнегреческого оратора Демосфена против царя Филиппа Македонского.)
Гневная обличительная речь, выступление против кого-, чего-л.
Но разве мои филиппики, приправленные самыми ядовитыми стрелами иронии, злобы и негодования, были кем-нибудь услышаны? Чайковский, Объяснение с читателем.
[Лубенцов] произнес целую филиппику о недопустимости телесных наказаний в новой немецкой школе. Казакевич, Дом на площади.
[От названия речей древнегреческого оратора Демосфена против царя Филиппа Македонского]
Это слово стало крылатым уже в антич’ное время. Например, великий оратор Древнего Рима Марк Туллий Цицерон свои знаменитые речи, направленные против государственного деятеля и полководца Марка Антония, также назвал «филиппиками».
Иносказательно: гневная, обличительная речь против кого-либо.
македонский царь, правивший в 359-336 до н. э. Отец Александра Великого. Филипп родился в городе Пелла, столице древней Македонии. Примерно в 368-365 гг. до н. э. он находился в заложниках в Фивах, где ознакомился с устройством общественной жизни Древней Греции, усвоил основы военной стратегии и приобщился к великим достижениям эллинской культуры. В 359 г. до н. э. объявлен опекуном над своим малолетним братом-царем, но вскоре сам стал царем. В 353 г. до н. э. впервые вмешался в греческие дела, а затем, вплоть до 338 г. до н. э., вел войны, постепенно захватывая всю материковую часть Греции. В 337 г. до н. э. фактически объединил под своей властью Грецию и начал подготовку к вторжению в Персию. Однако в 336 г. до н. э. был убит своим телохранителем. Ему наследовал сын Александр, с именем которого связывают новую эпоху в истории Эллады и всего Древнего мира.
Четыре речи Демосфена против Филиппа, царя македонского. Отсюда, сильная обличительная речь.
— Гневная обличительная речь.
/ обличительная речь: диатриба, филиппика (книжн.)
1. Предпринимаемый от случая к случаю, не систематический.
Эпизодическая помощь. Эпизодическая проверка работы.
Михайловскому часто делались упреки, что его изложение для научных трудов слишком разбросано, пересыпано отступлениями и эпизодическими экскурсиями публициста. Короленко, Н. К. Михайловский.
Случайный, не являющийся постоянным, систематическим.
Плохо, что при такой трактовке главная, общественно-обличительная сторона пьесы получает случайное, эпизодическое значение. Станиславский, Работа актера над собой.
2. Появляющийся только в отдельных сценах, эпизодах, не являющийся основным, постоянным.
Эпизодическое действующее лицо.
На моей памяти прошла целая вереница исключительно одаренных актеров, которые как бы избирали своей специальностью коротенькие «эпизодические» роли. Горин-Горяйнов, Мой театральный опыт.
1. Двинуться куда-л., в какую-л. сторону, в каком-л. направлении.
Князь вышел и направился машинально куда глаза глядят. Достоевский, Идиот.
Вдруг она направилась к нему, села с ним рядом и заглянула ему в лицо. М. Горький, Тоска.
Флотилия десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. Катаев, Флаг.
Сосредоточиться на ком-, чем-л., обратиться на кого-, что-л., против кого-, чего-л.
Исправиться, пойти на лад; наладиться.
Вскоре после отъезда Ивана Семеновича погода направилась, засияло горячее солнце. С. Антонов, Дожди.
ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ. Имеющий целью обличение, содержащий в себе обличение. Синоним: разоблачающий.
ая сатира, литература;
ый характер чего-либо;
• Был [Варламов] истинным артистом театра Гоголя, верно и преданно служил его нелёгкому обличительному смеху. С. Кара. Варламов.
ОБЛИЧИТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к обличителю, принадлежащий ему.
• Обличительская речь была очень яркой.
Сравните: обличительная речь — речь, содержащая в себе обличение, обличающая; обличительская речь — речь обличителя, произнесённая им.
обличение. обличитель. обличать. обличительный.
изобличение. изобличитель. изобличать. изобличительный.
выводить [вывести] на чистую [свежую] воду кого.
выводить [вывести] на свет божий [наружу].
снимать [срывать. сбросить. сдирать. сов/несов]
покров [ покровы. завесу].
сорвать [срывать. снять] маску [маски] с кого.
выдать [выдавать] с головой.
саморазоблачение. | вывернуть наизнанку.
поговорки: за ушко да на солнышко кого.
бог шельму метит. | на воре шапка горит.
Римский поэт. Сын вольноотпущенника. Родился в Апулии. Разностороннее образование получил в Риме и Афинах. В битве при Филиппах сражался на стороне республиканцев. Вернувшись с войны без гроша в кармане, начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилий (Vergilius) и перешел под покровительство Мецената. Отличался мастерством при сочетании греческих и латинских стихотворных размеров и ироничным отношением к самому себе.
Высокие сосны чаще вырываются бурей, высокие башни обрушиваются с наибольшим шумом, и молнии обыкновенно ударяют в вершины гор.
Добродетель женщин происходит часто от скупости их любовников.
Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.
Счастлив тот, кто вдали от деловых расчетов возделывает поля своих предков на своих собственных волах и никому ничего не должен платить.
Большие обещания уменьшают доверие.
Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным.
Боязнь избежать ошибки вовлекает в другую.
Владей своими страстями, которые властвуют, если не подчиняются.
Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.
Гнев есть кратковременное безумие.
Чтобы познать других
1) Длинный кнут, свитый из веревок или ремней.
2) перен. только ед. То, что приносит несчастия, бедствия, причиняет ущерб.
Геройство врачей, в былое время шедших ухаживать за чумными, сделалось теперь гораздо более редким, с тех пор как в противочумной сыворотке мы имеем верное предохранительное средство от этого бича (Мечников).
3) перен., высок. Обличительная, разящая сила чего-л.
Корзу́хин Алексей Иванович (1835-1894), российский живописец. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Жанровые сцены Корзухина характеризуются живой непринуждённостью, нередко социально-критической направленностью («Перед исповедью», 1877).
ИНВЕКТИВА ы, ж. invective f. < bas lat. invectivae (orationes), discour agressif < invehi, s’emporter. Лексис.
1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа.
О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи.
Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт.), бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, взволнованная, вкрадчивая, внятная, возбужденная, возбужденно-радостная, восторженная, восторженно-пылкая, вялая, гнусавая, гортанная, горячая, громкая, громкогласная (устар.), громовая, грубая, живая, задористая(розг.), задорная, задумчивая, замедленная, запальчивая, звучная, картавая, кипучая, клокочущая, косноязычная, крикливая, лаистая (разг.), лихорадочная, медленная, медлительная, медлительно-плавная, мерная, могучая, молодая, монотонная, мягкая, невнятная, неторопливая, нечленораздельная, обрывистая, отрывистая, патетическая, певучая, плавная, пламенная, покойная, полноголосая, полнозвучная, порывистая, проникновенная, прочувствованная, пулеметная, пылкая, равнодушная, размеренная, резвая, резкая, ритмическая, сиплая, скрипучая, сладкогласная (устар. поэт.), сладкозвучная (устар. поэт.), спокойная, степенная, страстная, стрекочущая, стремительная, сухая, сюсюкающая, темпераментная, тенористая, теноровая, тихая, торжественная, торопливая, трескучая, тягучая, холодная, хриплая, чеканная, членораздельная, шёлковая (шелковая, нар.), шепелявая, эмоциональная.
О содержательности и значительности, доходчивости, ясности и лаконичности речи; о выражении какого-либо чувства, настроения; о форме, способе высказывания.
Безапелляционная, беспорядочная, бессвязная, бессмысленная, бессодержательная, бесхитростная, бесцветная, благодушная, бледная, важная, вежливая, верная, веселая, веская, ветреная, витиеватая, властная, водянистая, ворчливая, враждебная, вразумительная, выразительная, высокопарная, выспренняя, вычурная, гордая, горькая, грамотная, грозная, двусмысленная, деловая, дерзкая, дерзновенная, длинная, досужая, дурманная, душещипательная, желчная, задушевная, закорючистая (простореч.), заманчивая, занозистая (разг.), запутанная, злая, игривая, изобличительная, искренняя, кабалистическая, коварная, корявая, краткая, крепкая, кудрявая, культурная, лаконическая (устар.), лаконичная, ласковая, лицемерная, логическая, льстивая, малословная, медовая (устар.), медоточивая, многословная, мудрая, мятежная (устар.), надутая (разг.), наносная (устар.), напыщенная, нарядная, наставительная, невнятная, невыразительная, негодная (разг.), непонятная, несвязная, нечестивая, неясная, нудная, обольстительная, образная, открытая, отчетливая, пестрая, печальная, подлая, подобострастная, покаянная, покорная, полуграмотная, понятная, популярная, поучительная, похвальная, почтительная, правдивая, правильная, приторная, приторно-ласковая, простая, прямая, пугающая, пустая, пышная, радостная, разумная, рассудительная, рельефная, сахарная (нар.-поэт.), самобытная, самокритическая, самоуверенная, самоуничижительная, сбивчивая, связанная, сердечная, скованная, скользкая, скомканная, скупая, скучная, сладкая, слащавая, смелая, снисходительная, соблазнительная, соленая, сочная, спутанная, страдальная (устар.), страшная, строгая, стройная, суконная, сумбурная, тоскливая, точная, трогательная, туманная, тусклая, убедительная, уверенная, увесистая (разг.), увещательная, уклончивая, укорительная (устар.), умная, упрямая, усмешливая (разг.), успокоительная, успокоительно-благоразумная, утешительная, хвалебная, хитрая, хитростная (устар.), худая (устар.), цветистая, цветисто-вычурная, честная, четкая, чувствительная, шальная (разг.), шероховатая, щегольская, экономная, ядовитая, ядреная (простореч), язвительная, яркая, ясная. Булькающая, воспаленная, кисельная, лучистая, нагая, немытая, пергаментная, полноводная, скорострельная, сладкошепчущая, тихоструйная, увертливая. Диалогическая, канцелярская, книжная, косвенная, монологическая, народная, обиходная, письменная, поэтическая, простонародная, просторечная, прямая, разговорная, родная, стиховая, стихотворная, сценическая, устная, чужая и т. п.
2. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям.
Авторитетная, благонамеренная (устар.), бледная, блестящая, важная, вдохновенная, великолепная, верноподданническая (устар.), впечатляющая, выдающаяся, выразительная, высокопарная, горячая, громовая, деловая, длинная, жгучая, живая, забористая (простореч.), зажигательная, захватывающая, защитительная, изобличительная, интересная, короткая, крамольная, краткая, крепкая, критическая, логическая, многословная, мудрая, напутственная, наставительная, обвинительная, обличительная, огневая, огненная, остроумная, открытая, патетическая, пламенная, поджигательная (устар.), покаянная, поносная (устар.), потрясающая (разг.), правильная, практическая, продуманная, прозаическая, пространная, пустая, разгромная, разносная, самокритическая, сатирическая, сбивчивая, сильная, скучная, смелая, содержательная, сотрясательная (устар.), страстная, стройная, сумбурная, торжественная, туманная, тусклая, убедительная, удачная, умная, утешительная, утомительная, шумливая, эзоповская, ядовитая, яркая. Железная, зажигательно-казенная, непреложная, тараторливая. Вступительная, заключительная, застольная, надгробная, погребальная, поздравительная, политическая, предвыборная, приветственная, программная, траурная, тронная, юбилейная и т. п.
Лунги́н Павел Семенович (р. 1949), кинорежиссёр, сценарист. Сын С. Л. Лунгина. В кино с 1975, сначала как сценарист. Для фильмов Лунгина характерны склонность к натуралистическим и постановочным эффектам, социально-обличительная направленность: «Такси-блюз» (1990), «Луна-парк» (1992), «Пионер-подпольщик» (1993; во Франции), «Линия жизни» (1996) и др.
Творчество Гойи, современника Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и национально-освободительной борьбы с Наполеоном (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт), приходится на один из самых драматических периодов испанской истории.
Ранний период. Панно и портреты 1780-х годов
С 1780-х годов Гойя становится известным портретистом, но его заказные работы еще во многом отражают зависимость от Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) («Карл III на охоте», около 1782, Прадо), воздействие парадных приемов барокко (см. БАРОККО) («Премьер-министр граф Флоридабланка», 1783, банк Уркиху, Мадрид), отзвуки утонченного искусства рококо (см. РОКОКО) («Маркиза Анна Понтехос, около 1787, Национальная галерея, Вашингтон; «Семья герцога Осуна», 1787, Прадо).
Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798), включившей Гойю в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В формах трагического гротеска он выступает против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В многослойную струну «Капричос» вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы «золотого века» (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе)). Реальные жизненные наблюдения сливаются с безудержной фантазией художника.
Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Внутренние связи между участниками торжественного собрания не выявлены, их взгляды разобщены, жесты мало связаны, во всем господствует напряженность и взаимная неприязнь. Светлое жизнеутверждающее начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи.
Портреты эпохи романтизма
Поздний период. Росписи «Кинта дель Сордо»
Выбор в пользу драматургии
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.
Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева (см. ШЕВЫРЕВ Степан Петрович) и одобрительно принята им).
В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов (см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич) считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.
Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма (см. ЭСХАТОЛОГИЯ), ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).
Новые герои Островского
В жанре психологической драмы
Состав ТПХВ постоянно обновлялся. В разное время в объединение входили: И. Е. Репин, И. И. Шишкин, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи и др. Крамской и Ярошенко были признанными мэтрами Т-ва. Осн. организационными вопросами, связанными с устройством выставок и продажей картин, долгие годы ведал Я. Д. Минченков. Большую поддержку деят-ности ТПХВ оказал П. М. Третьяков, постоянно приобретавший картины П. Последняя выставка П. состоялась в 1922, и в 1923 ТПХВ окончательно распалось.
В сов. период живопись П. была официально признана высшим достижением рус. изобразит. иск-ва. Картины П. широко пропагандировались и тиражировались. В еще большей степени, нежели в период передвижных выставок, работы П. определяли нац. представление о том, каким должно быть произв. живописи и скульптуры, став неотъемлемой частью рус. худож. менталитета.
Лит.: Передвижники / Авт. вступ. ст. и сост. А. К. Лебедев. 2-е изд. Л., 1978; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. 6-е изд. Л., 1980.
Лит.: Вишняков С. Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., 1880; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950; Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана // Журнал Моск. патриархии. 1958. № 8. С. 65-72.
Значение слова «обличительный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБЛИЧИ’ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое (книжн.). Имеющий целью обличение, содержащий обличение. Обличительная литература возбуждает негодование сторонников чистого искусств. Дствскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обличи́тельный
1. книжн. содержащий критику, обличение; являющийся обличением
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ухитряться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «обличительный»
Предложения со словом «обличительный»
Цитаты из русской классики со словом «обличительный»
Сочетаемость слова «обличительный»
Что (кто) бывает «обличительным»
Понятия, связанные со словом «обличительный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «обличительный»
Возмущённый святитель, въехав в середину толпы, произнёс резкую обличительную речь.
Столь обличительные слова по адресу всего рода человеческого этот великий сибиряк произнёс не впервые.
Последняя, третья редакция, по всей видимости, и представляла собой вариант, наиболее близкий к тому, как должна была выглядеть эта обличительная статья на страницах газеты.
(книжное) гневная обличительная речь, выступление против кого-чего-нибудь
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «(книжное) гневная обличительная речь, выступление против кого-чего-нибудь «, 9 (девять) букв:
филиппика
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова филиппика
Определение слова филиппика в словарях
Примеры употребления слова филиппика в литературе.
Его оппонент Гердер расточал гневные филиппики против государства, называл его машиной, которую со временем придется сломать.
Но мичмана, по-видимому, не особенно интересует ни исторический очерк Кохинхины, ни личность анамского короля Ту-Дука, ни резня миссионеров, ни список французских кораблей, ни цифры французских войск и их заболеваемости, ни страстные филиппики против варварского обращения с анамитами, ни лирические отступления об отвратительности войн, ни наивные пожелания, чтобы их не было и чтобы дикарям не мешали жить, как им угодно, и насильно не обращали в христианство.
Лорд Джефрейс завершил свою гневную филиппику против мятежников и пресвитерианцев, треснув кулаком по судейскому столу.
Тут я заметил, что мои филиппики летят мимо цели, ибо Фабриций вроде бы следит за суетой вновь оживших солнечных зайчиков, но только глаза у него совершенно остановившиеся: центурион работает.
Работай себе вдохновенно и истово, а если я иногда покричу, то на мои филиппики внимания не обращай.
Источник: библиотека Максима Мошкова