Что значит обладать информационной культурой
Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение
Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.
Что такое информационная культура?
Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.
В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.
Примеры информационной культуры
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:
Виды информационной культуры
Выделяются следующие виды информационной культуры:
Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Значение информационной культуры
Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.
Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.
Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.
Заключение
Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.
Информационная культура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Введение
Информационная культура — это возможность общества оптимально применять информационные ресурсы и коммуникационные средства, а также использовать для этого новейшие разработки в сфере информатизации.
При переходе к информационному обществу, нужно подготовить людей к правильному пониманию и анализу значительных информационных объёмов, освоению ими современных средств, методик и технологий работы. Следует отметить, что новые условия жизнедеятельности породили такой эффект, что информированность отдельного человека может зависеть от информации, которой обладают другие люди. То есть, уже мало умения человека самому приобретать и копить информацию, необходимо учиться подготавливать и принимать решения на базе коллективных знаний. Это означает, что люди обязаны обладать определённым культурным уровнем обработки информации. Именно этот факт и отображается появлением термина информационная культура. Другими словами, информационная культура является умением целеустремлённо использовать информацию и применять её с целью получить, обработать и передать эти данные при посредстве современных технологических средств и технического оборудования.
Информационная культура
В узком смысле информационная культура является уровнем, достигнутым в прогрессе информационного взаимодействия людей, а также параметром информационной области жизни человека, в котором возможно выделить уровень достижений, число и качественные показатели реализованного, направления дальнейшего развития, прогнозы на будущее. Чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, людям необходимо обладать информационной культурой как компонентом культуры в глобальном понимании. Она считается следствием различных наклонностей людей к творчеству и выражается следующим образом:
Готовые работы на аналогичную тему
Информационная культура вобрала в себя познания из тех научных направлений, которые помогают её прогрессу и адаптации к определённому типу жизнедеятельности (например, направления кибернетики, информатики и так далее). В информационном обществе требуется начинать процесс освоения информационной культуры с самого детства, вначале при посредстве игрушек на основе электроники, а далее при помощи персонального компьютера.
В информационном обществе центральным аспектом является общественное производство, которое сильно увеличивает требуемый уровень квалификации всех людей, участвующих в нём. По этой причине в методах развития информатизации необходимо главное внимание обратить на информатизацию образовательных процессов как направлений, сопряжённых с прогрессом информационной культуры людей. На сегодняшний день имеются все причины сказать о реализации новой информационной культуры, которая способна стать компонентом общечеловеческой культуры. Её базой способны быть познания об информационной среде, правилах её работы, способность ориентации в потоках информации. Российские специалисты считают, что информационная культура всё ещё остаётся показателем профессиональной культуры, а никак не общей культуры. Но с течением времени информационная культура превратится в главный фактор личностного прогресса всех людей. Прогресс информационной культуры объединяет во многих государствах коллективы людей, объединённых духовно общим пониманием всех проблем, в разрешении которых они участвуют. Информационная культура органично включена в повседневную общественную жизнь, что придаёт ей новые оттенки. Она ведёт к перемене большинства устоявшихся социальных, экономических, политических и духовных понятий, привносит абсолютно новые очертания в повседневную жизнь людей.
Освоение информационной культуры является путём к формированию универсальных качеств людей, что позволит людям реально понять самих себя и осознать своё место и свою роль в этом процессе. Главную роль в создании информационной культуры должно играть образование, формирующее новых специалистов информационного общества. У таких специалистов нужно выработать следующий набор умений:
Сегодняшняя информационная культура впитала в себя всё лучшее из предыдущих своих форм и сделала из них единый симбиоз. Являясь самым важным компонентом культуры эры информатизации, информационная культура, при этом, входит как нить во все иные фрагменты культуры, существование которых сегодня нереально без информационной культуры. Это обстоятельство определяет необходимость анализа и развития информационной культуры. При изучении информационной культуры следует выделить два главных аспекта, а именно социологический и технологический. То есть информационная культура с одной стороны является социальным феноменом, а с другой стороны — техническим и технологическим.
Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества
Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях. Рассмотрим современную трактовку термина «информационная культура», проследим историю информационной культуры, назовем основные факторы ее развития, обозначим ее основные элементы, рассмотрим информационную культуру личности, определим место информационной культуры в системе общей культуры, а также роль информационных технологий в формировании культуры современного общества.
Понятия «культура» и «информация» терминологически представляют собой одни из наиболее абстрактных. В связи с тем, что практически каждая гуманитарная наука пытается дать свое определение термину «культура», таковых насчитывается уже достаточно большое количество (на сегодняшний день в философии культуры число толкований данного термина измеряется четырехзначной цифрой). Такое множество определений культуры подтверждает сложность этого феномена. На наш взгляд, объяснением может, служить тот факт, что данное понятие невозможно выразить через какую-либо одну универсальную дефиницию, поэтому определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.
Начиная со 2-ой половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. В настоящее время термин «культура» символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой- либо группы и служат для упорядочения опыта и регулирования членов этой группы. Еще одно современное определение трактует «культуру» как систему исторически развивающихся над биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Также до настоящего времени нет точного, однозначного определения термина «информация». Информация как некая субстанция обладает своими специфическими особенностями, прежде всего, не уничтожимостью и неистощимостью. То есть, она не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием.
Сочетание слов «информация» и «культура» порождает множество новых понятий. С одной стороны, мы можем применить словосочетание «информационная культура», подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д. С другой стороны, если мы рассмотрим другое взаимосочетание обозначенных слов, то получим такое понятие как «культура информации». Данный термин еще не устоялся и может трактоваться различным образом. Например, мы можем полагать, что данное словосочетание означает способы представления; информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержание. Также можно утверждать, что это полиграфический уровень исполнения документов или делопроизводство, или метод хранения, обработки и передачи данных, или методы, способы и средства защиты информации и т.д.
В ее состав вошла культура общения с документами, то есть извлечение фиксированного знания, кодирование и фиксация информации, документографический поиск. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
В период становления информационного общества появляется новая культура, основанная на символах, кодах, моделях, виртуальных презентациях, на превалировании чувственного над интеллектуальным, на переходе от вербальности к зрительному образу и пр. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что тенденцией современной культуры является «визуализация культуры». Другими словами, благодаря новым технологиям, в частности, телевидению происходит «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, ранее полностью отраженные в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение. Специфика такой культуры, по мнению Л.Б. Шамшина, определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации, а именно: высокой информационной емкостью, легкостью и убедительностью чувств, образностью восприятия, доминированием репродуктивных возможностей над продуктивными, скоростью и широтой трансляции и тиражирования.
Таким образом, мы заключаем, что современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы, соединила их в единое средство и в информационном обществе выступает как социокультурный конструкт. По мнению С.М. Оленева, с которым мы соглашаемся, «информационная культура, представляя особый аспект социальной жизни, выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей».
Проанализировав мнения современных исследователей (Ю.С. Брановского, Н.В. Макаровой, В.П. Беспалько и др.), мы можем выделить следующие элементы информационной культуры:
— добытые знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;
— способы деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности;
— опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
— нормы отношения людей к миру, друг к другу и т.д.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
С появлением культуры, подразумевающей наличие «информационной грамотности» и нового мышления, возникает необходимость формировать информационную культуру личности, то есть готовить каждую конкретную личность, которая является субъектом культуры вообще и информационной культуры в частности, к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Действительно, в современном мире для того, чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная культура личности является развивающейся во времени системой, в которой, как справедливо отмечает A.M. Атаян, можно выделить три уровня: общий (базовый), профессиональный и высший (логический). Выделение уровней связано с критериями и показателями сформированности информационной культуры конкретной личности. Говоря о критериях, следует иметь в виду способность личности использовать в разнообразных видах своей деятельности современные информационные компьютерные технологии, а в качестве показателей в данном случае будет выступать определенный набор знаний, умений и навыков, необходимых для оперирования информацией.
Общий (базовый) уровень информационной культуры личности характеризуется тем, что главной особенностью набора знаний, умений и навыков этого уровня является их обобщенный характер, меж предметность, то есть возможность применения, практически без изменений, в различных видах деятельности.
Профессиональный уровень информационной культуры личности, как отмечает A.M. Атаян, характеризуется специфичностью, большей сложностью знаний, умений и навыков, но вместе с тем ограниченной областью применения. То есть, показатели сформированности информационной культуры конкретной личности обозначенного уровня будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели профессионального уровня включают в себя как элемент показатели базового уровня, что дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры личности более высоким по сравнению с общим (базовым).
Знания, умения и навыки, характерные для высшего (логического) уровня информационной культуры, носят межпредметный характер, также как показатели общего (базового) уровня, но в отличие от последних, выделяются степенью сложности, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решениям в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя показатели профессионального уровня информационной культуры.
Такой подход к информационной культуре личности позволяет говорить о неизменности уровней и критериев информационной культуры, об их универсальности для любой области деятельности человека, и, напротив, об изменяемости показателей уровней (то есть знаний, умений, навыков) с развитием информационных технологий, об их зависимости от конкретного рода деятельности, в том числе профессии. Кроме того, мы можем говорить о том, что новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Данный факт говорит о том, что человек как субъект отношений и сознательной деятельности должен иметь определенный уровень культуры в обращении с информацией.
При подготовке будущих специалистов сегодня необходимо обеспечивать им не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры; необходимо вырабатывать у них такие навыки и умения, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев оценки информации, производство и использование информации. Члены современного общества должны иметь способности самостоятельно анализировать ситуацию, опираясь на понимание общих закономерностей и тенденций развития природных, экономических и социальных процессов, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.
На основании вышесказанного мы можем заключить, что для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Проявляется она в следующих аспектах:
— в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
— в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
— в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
— во владении основами аналитической переработки информации;
— в умении работать с различной информацией;
— в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
В сложившихся условиях необходимо разрабатывать и использовать формы разумного контроля над содержанием распространяемой информации, чтобы она не противоречила принципам демократизма, нравственного здоровья и культурных ценностей общества; не занималась пропагандой антигуманных идей и действий, не культивировала свободу насилия и порнографиии не дискредитировала общественное предназначение масс-медиа, как традиционных, так и новых. Контроль может исходить от родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети не становились жертвами вредной для них информации и не превращались в «электронных зомби», от различных общественных советов и организаций, от самих информационных структур, ответственно относящихся к «самоцензуре» относительно своей деятельности».
В современном обществе перед каждым человеком, семьей, предприятием, городом, регионом, страной стоит задача» приспособиться, выжить и развиваться в потоке происходящих изменений. Для развития в этих условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества. Для решения выше обозначенных задач, по мнению ряда современных исследователей, среди которых Т.Е. Айгнина, Ю.С. Брановский, Ю.С. Зубов, Н.В. Макарова, И.М. Андреева и др., надо формировать и развивать информационную культуру, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе.
Итак, сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой становятся знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Следовательно, информационная культура, то есть умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности, становится неотъемлемой частью информационного общества. Что касается нашей страны, то самым доступным и распространенным видом информационно-телекоммуникационных технологий является телевидение.
Информационная культура человека
2.Понятие «Информационная культура»
3.История информационной культуры
4. Информационная культура человека 21 века
5.Критерии информационной культуры человека
6.Уровни реализации информационной культуры
7. Список источников
Введение
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Понятие «информационная культура ”
Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
История информационной культуры
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Информационная культура человека в 21 века
Критерии информационной культуры человека
1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2.эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
3.вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
4. способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.