Что значит объемно пространственная композиция
Объемно-пространственная композиция.
Данная презентация по объемно- пространственной композиции кратко знакомит с понятиями и ее построением. Она предназначена в основном для учащихся, поступающих в дальнейшем в ВУЗы похудожественной направленности.
Просмотр содержимого документа
«Объемно-пространственная композиция.»
Композиция в архитектуре
Фронтальная или фронтально-плоскостная
Основные принципы выявления фронтальной поверхности
Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции: схема а — примыкание форм; схема b — включение интервала между формами; схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).
Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной
Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д
Основные принципы выявления объемной композиции
Глубинно- пространственная композиция. (Объемно- пространственная композиция)
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ
Основные виды расположения объемно- пространственной композиции 1.Продольно- линейная
2. Линейно- поперечная
3. Диагонально убывающая
5. Симметрично- осевая
7 . Центрально сгруппированная
8. Свободной планировки
Рисование геометрической композиции по представлению
В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.
Изобразить свой вариант плоскостной композиции
Дополнить композицию недостающими линиями
Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.
ТЕМА 6. Объемно-пространственная композиция
Урок 6.1 Приемы и средства построения, выявление объемной формы.
Три основных типа объемной композиции.
Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы.
ПЛАН
2. Три типа объемной композиции
3. Приемы и средства построения
4. Выявление объемной формы
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Объемная композиция – имеет относительно равномерное развитие по трем координатам в пространстве и воспринимается при движении вокруг нее.
Объем — первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П.Сезанн (1839 — 1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера».
Объем в архитектуре, как правило, «скорлупа» вокруг пространства, имеющего определенное назначение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объема, но необязательно вполне соответствует ему. Внешний объем выполняет не только роль ограждения, но и служит носителем определенной художественной концепции.
Взаимодействие массы объемов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и определяется главным образом концепцией зодчего — автора конкретного сооружения. Масса объемов и пространство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве.
Рис. 1. Взаимосвязь внутреннего пространства и формы сооружения. Объем является выразителем художественной концепции произведения архитектуры
а — павильон США на Международной выставке в Монреале (архит. и цнж. Б.Фуллер); б — церковь в Ярышеве Могилевского района, 1762 г.; в — храм Мьянпьягу в Пага- не. Бирма, XI в.; г — оперный театр в Сиднее (архит. Иорон Утцон)
Рис. 2. Взаимодействие массы объемов и внешнего пространства
в, г – внешнее пространство проникает в массу объема;
д, е – внешнее пространство разделяет объемы на самостоятельные элементы композиции.
Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. Определение соотношения массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вносит определенную степень субъективности в рассмотрение композиции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы, и пространства находится в относйтельно равных пропорциях.
В архитектуре существует множество различных вариантов взаимодействия массы объемов и межобъемного пространства, которые объединяются в группы в соответствии с наиболее общими или типичными признаками этого взаимодействия.
Существуют три наиболее характерных типа объемной композиции.
1. Объемная композиция представляет собой относительно замкнутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного геометрического тела. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в его массу (рис.190). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов, сходных по принципу подчинения композиции одному простому или сложному геометрическому телу при условии, что внешнее пространство омывает объем со всех сторон. Например, объемная композиция здания муниципалитета в Курасике (рис.4) является композицией первого типа, форма его подчинена параллелепипеду. Проникновение пространства в объем между мощными опорами в первом этаже не нарушает цельности параллелепипеда.
В группе композиций данного типа наиболее характерны два варианта решения:
а) когда композиция подчинена форме одного геометрического тела;
б) когда композиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей части объемов одинакового или различного геометрического вида (рис.2, 3).
рис.3 рис.4
2. Объемная композиция представляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объемные элементы, связанные между собой (рис.5). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов решения. Например, композиция Успенского собора в Кеми (Карелия) является композицией второго типа (рис.6). В ней отчетливо видны объемы трех восьмериков с шатровыми покрытиями, которые покоятся на нижних кубических, связанных между собой переходами. Внешнее пространство активно проникает между этими объемными элементами.
В группе композиций данного типа выделяется три наиболее характерных варианта решения:
а) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;
б) когда композиция построена на сочетании различных объемов, образующих замкнутое (атриумное) пространство;
в) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в горизонтальном направлении образующих курдонеры (см. рис.5 и 2, в, г ). Пространство пронизывает композицию в различных направлениях: в вертикальном, расчленяя сооружение преимущественно в верхней части (см. рис. 5, а), например, композиция готических соборов, многоглавых деревянных и каменных церквей, или в горизонтальном направлении, расчленяя сооружение на блоки и образуя курдонеры (см.рис. 5, б). Так решены композиции сооружений русского и европейского классицизма, многих современных учебных заведений, санаторных комплексов и других сооружений, в которых функционально необходима внутренняя, связь всех объемов. В сооружениях, композиция которых включает атриумное пространство (египетские храмы, итальянские палаццо, современные общественные сооружения с внутренними двориками и т.п.) пространство проникает в вертикальном направлении (рис.5, в).
Рис.5 Внешнее пространство, проникая в массу, выделяет объемные элементы, связанные между собой, композиция подчинена сочетанию объемов
а – развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;
б – образующих замкнутое атриумное пространство;
в – развивающихся во внешнее пространствов горизонтальном направлении и образующих курдонеры.
рис.6
В группе композиций данного типа выделяется два наиболее характерных варианта решения:
а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции;
б) когда композиция сгруппированных объемов размещается на определенной территории, не имеющей материальных границ (см. рис.7 и 2, д, е).
Наиболее характерными композициями третьего типа являются дворцовые и монастырские комплексы, административные центры современных городов.
Выделение трех характерных типов объемной композиции не означает, разумеется, жесткой дифференциации архитектурных сооружений на три группы. Существуют сооружения, в композиции которых соотношение массы объемных элементов и внешнего межобъемного пространства находится в равновесии и нельзя однозначно определить, к какой группе принадлежит такое сооружение. Знание особенностей взаимодействия объемов композиции способствует более точному определению приемов и средств, необходимых для ее построения.
Рис.7 Внешнее пространство, омывая каждый объем, подчиняется их массе
а – сопоставление отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей;
б — сгруппированные объемы размещаются на определенной территории, не имеющей материальных границ.
рис.8
Приемы и средства построения. Архитектурная форма богаче и сложнее, чем простое соотношение массы и пространства. Построение композиции включает и процесс гармонизации, благодаря которому все элементы и детали архитектурной формы приводятся в соответствие с общим замыслом. Если соотношение массы и пространства принадлежит логической и более объективной стороне построения композиции, то гармонизация этих компонентов, их пластическая разработка в значительной степени носит субъективный, эмоциональный характер. Учет особенностей эстетического восприятия и эмоциональной оценки произведения, архитектуры человеком имеет важное значение при построении композиции, ее пластической разработки, поскольку именно пластика формы способствует выявлению художественного образа архитектурного произведения.
Умение архитектора совершенствовать уже знакомые и простые архитектурные формы актуально в любой исторический период развития архитектуры. В каждый исторический период гармонизации архитектурных объемов осуществлялась по своеобразным, созвучным времени приемам. Однако в основе их всегда лежали определенные средства архитектурной композиции, независимые от смены стилевых направлений в развитии архитектуры. Архитектору необходимо знать эти средства, особенности их взаимодействия, уметь пользоваться ими, добиваться с помощью этих средств желаемой эстетической выразительности произведении.
Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу «от общего к частному», соответствующие реальному процессу проектирования. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:
1 — определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной композиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего пространства;
2 — определение соотношения объемов между собой. Здесь определяются и уточняются геометрические характеристики объемов, приводится к гармоничному единству их взаимодействие;
3 — пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармонизация элементов и деталей сооружения.
Сравнивая между собой три типа объемной композиции, легко заметить, что композиционное решение становится все более многослойным по мере увеличения активности межобъемного пространства. Если в композиции I типа (рис. 2) гармонизация осуществляется главным образом на уровне пластической разработки поверхностей объема, то в композициях II и III типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и межобъемного пространства, затем находится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разрабатывается каждый объем в композиционной взаимосвязи с общим решением художественного образа. На каждом этапе построения композиции те или иные композиционные средства становятся наиболее активными.
Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно используются «положение в пространстве» и «величина»;
при организации архитектурных объемов — «симметрия», «асимметрия», «тождество», «нюанс», «контраст» и «геометрический вид»;
при пластической разработке поверхностей архитектурных объемов — «пропорции», «членения», «цвет», «фактура», «метр», «ритм».
Однако все композиционные средства могут использоваться на каждом этапе построения архитектурной формы, к примеру, «пропорции» могут меняться при определении «величины» и при выборе «геометрического вида» объема.
Выявление объемной формы
Задача в данном случае заключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и решить ее как объемную композицию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие особенности:
1. соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (рис. 9). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, конус и т.д. Преобладание вертикальной координаты над другими (рис. 10), преобладание горизонтальных координат над вертикальной (рис. 11);
2. в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (рис. 12), сложного очертания (рис. 13);
3. положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (рис. 14, а), горизонтальное (рис. 14, б) и наклонное (рис. 14, в).
Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вертикальный или наклонный характер в зависимости от величины граней и положения к горизонту.
В некоторых случаях форма может быть усложнена применением поверхностей различной кривизны: сферической, двояковыпуклой и т.д.
При оценке характера формы необходимо изучить условия восприятия формы зрителем. Форма может находиться в открытом пространстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой обход формы (рис. 15).
В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из нескольких точек зрения и второстепенные (рис. 16).
Чтобы выявить объем, необходимо ввести соответствующие элементы, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделать его выразительным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, композиционно законченным. Композиция должна восприниматься в развитии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.
Для выявления объемной формы, так же как и для выявления фронтальной поверхности, используются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:
рис.17 рис.18 Центр
по направлению — вертикальные, горизонтальные (рис. 19, 20) и наклонные (рис. 21, 22);
Рис.19 рис.20 Собор в Сиене рис.21 рис.22 Стадион Сан-Сиро в Милане
по очертанию — прямолинейные, криволинейные, ломаные и сложные (рис. 22, 23); по пластике — членения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглубленными (рис. 22, 24).
Рис 28 Мраморный мостик в Пушкине
2. Сопоставление контрастных поверхностей (рис. 25, 26).
3. Сопоставление массы и пространства (рис. 27, 28).
Последний прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и законченности.
Для композиционного решения можно использовать один или несколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лаконичным и давало ясный ответ на поставленную задачу.
Если композиция имеет одну или несколько главных точек зрения, то, естественно, композиция с
этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие стороны могут быть решены более лаконично и подчеркивать основную тему.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие существуют типы объемной композиции?
2. Что такое масса в объемной композиции?
3. Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции?
4. Можно ли превратить куб из статичной формы в динамичную?
Объемно-пространственная композиция
1. Понятие композиции
2. Категории композиции
3. Объемно-пространственная структура (ОПС)
4. Фронтальная композиция
5. Объемная композиция
6. Глубинно-пространственная композиция
Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов. Так возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.
У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.
1. Понятие композиции
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно- пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.
Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.
Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.
2. Категории композиции
Композиция в дизайне — это создание образа промышленного изделия путем расположения основных его элементов в определенной системе и последовательности, целенаправленное распределение и сочетание масс, форм, линий, цвета и света. Композиционно форму нужно организовать так, чтобы она производила впечатление единого целого. Под целостностью понимается образное единство, при котором все элементы находятся в тесной смысловой, объемно-пространственной и фактурно-цветовой взаимосвязи. Чтобы создать цельный образ предмета, дизайнер при построении композиции должен:
– выделить главное в композиции и сконцентрировать на нем внимание;
– подчинить главному детали, сделать их аккомпанирующими, облегчающими восприятие главного;
– так построить композицию, чтобы предопределить последовательность восприятия, помочь выделить особенности работы конструкции.
Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы — важнейшие критерии композиции промышленного изделия.
Основными категориями композиции выступают теконика и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации.
В реальном предмете тектоника и объемно-пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил, организация материала (кажется, что элемент предельно напряжен, а в действительности он не работает).
3.Объемно-пространственная структура (ОПС)
Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма, так или иначе, взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие «объемно-пространственная структура» только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень – это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты – наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:
– относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;
– открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;
– объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.
Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.
Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами.
4. Фронтальная композиция
Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.
Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д.
Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обр
ащенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий.
5. Объемная композиция
Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.
Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности.
В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует.
Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно- пространственной формы.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.
Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно- планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.
– выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);
– расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;
– остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.
6. Глубинно-пространственная композиция
Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.
В построении глубинно-пространственной, как и объемно-пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.
Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:
– центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;
– центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;
– формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.
Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций.
Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.
Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.
Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции.
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна профессиональная работа.
Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коем случае не равнозначно знанию художественно конструкторской грамоты. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.
дизайнерский тектоника композиция пространственный
Средства композиционного формообразования – приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.
Главное в композиции — решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.
За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно-пространственной структуры и тектонических отношений; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.
При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они, прежде всего, связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.
1. Устин Виталий. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: Астрель, 2007г.
2. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009 г.
3. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М.: Университетская книга, 2009 г.
4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. М.: Архитектура-С, 2006 г.