Что значит объемно пространственная композиция

Объемно-пространственная композиция.

Данная презентация по объемно- пространственной композиции кратко знакомит с понятиями и ее построением. Она предназначена в основном для учащихся, поступающих в дальнейшем в ВУЗы похудожественной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Объемно-пространственная композиция.»

Что значит объемно пространственная композиция

Композиция в архитектуре

Фронтальная или фронтально-плоскостная

Основные принципы выявления фронтальной поверхности

Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции: схема а — примыкание форм; схема b — включение интервала между формами; схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).

Что значит объемно пространственная композиция

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной

Что значит объемно пространственная композиция Что значит объемно пространственная композиция Что значит объемно пространственная композиция

Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д

Что значит объемно пространственная композиция

Основные принципы выявления объемной композиции

Глубинно- пространственная композиция. (Объемно- пространственная композиция)

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Основные виды расположения объемно- пространственной композиции 1.Продольно- линейная

Что значит объемно пространственная композиция

2. Линейно- поперечная

Что значит объемно пространственная композиция

3. Диагонально убывающая

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

5. Симметрично- осевая

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

7 . Центрально сгруппированная

Что значит объемно пространственная композиция

8. Свободной планировки

Рисование геометрической композиции по представлению

В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.

Изобразить свой вариант плоскостной композиции

Что значит объемно пространственная композиция

Дополнить композицию недостающими линиями

Что значит объемно пространственная композиция

Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.

Источник

ТЕМА 6. Объемно-пространственная композиция

Урок 6.1 Приемы и средства построения, выявление объемной формы.

Три основных типа объемной композиции.

Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы.

ПЛАН

2. Три типа объемной композиции

3. Приемы и средства построения

4. Выявление объемной формы

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Объемная композиция – имеет относительно равномерное развитие по трем координатам в пространстве и воспринимается при движении вокруг нее.

Объем — первич­ная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в простран­стве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обте­каемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский ху­дожник П.Сезанн (1839 — 1906) го­ворил, что «все в природе предста­ет нам как цилиндр, конус или сфера».

Объем в архитектуре, как пра­вило, «скорлупа» вокруг простран­ства, имеющего определенное на­значение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объе­ма, но необязательно вполне соот­ветствует ему. Внешний объем выполняет не только роль огражде­ния, но и служит носителем оп­ределенной художественной кон­цепции.

Взаимодействие массы объемов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и опре­деляется главным образом концеп­цией зодчего — автора конкретного сооружения. Масса объемов и про­странство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве.

Что значит объемно пространственная композицияРис. 1. Взаимо­связь внутреннего пространства и формы сооружения. Объем является вы­разителем художе­ственной концепции произведения архи­тектуры

а — павильон США на Международной выставке в Мон­реале (архит. и цнж. Б.Фуллер); б — церковь в Ярышеве Могилевского района, 1762 г.; в — храм Мьянпьягу в Пага- не. Бирма, XI в.; г — оперный театр в Сиднее (архит. Иорон Утцон)

Что значит объемно пространственная композиция

Рис. 2. Взаимо­действие массы объемов и внешнего пространства

в, г – внешнее пространство про­никает в массу объема;

д, е – внешнее пространство раз­деляет объемы на самостоятельные элементы композиции.

Объемная композиция определя­ется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преоб­ладает именно объем, его масса, а пространство композиционно под­чинено ему. Определение соотноше­ния массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вно­сит определенную степень субъек­тивности в рассмотрение компози­ции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы, и про­странства находится в относйтельно равных пропорциях.

В архитектуре существует мно­жество различных вариантов взаи­модействия массы объемов и меж­объемного пространства, которые объединяются в группы в соответст­вии с наиболее общими или типич­ными признаками этого взаимодей­ствия.

Существуют три наиболее характерных типа объемной компо­зиции.

1. Объемная композиция пред­ставляет собой относительно замк­нутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного гео­метрического тела. Внешнее про­странство омывает форму, не про­никая в его массу (рис.190). Этот тип объемной композиции включа­ет множество вариантов, сходных по принципу подчинения компози­ции одному простому или сложно­му геометрическому телу при усло­вии, что внешнее пространство омывает объем со всех сторон. На­пример, объемная композиция зда­ния муниципалитета в Курасике (рис.4) является композицией первого типа, форма его подчинена параллелепипеду. Проникновение пространства в объем между мощ­ными опорами в первом этаже не нарушает цельности параллеле­пипеда.

В группе композиций данного типа наиболее характерны два ва­рианта решения:

а) когда композиция подчинена форме одного гео­метрического тела;

б) когда компо­зиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей час­ти объемов одинакового или раз­личного геометрического вида (рис.2, 3).

Что значит объемно пространственная композициярис.3 Что значит объемно пространственная композициярис.4

2. Объемная композиция пред­ставляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких со­члененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объем­ные элементы, связанные между собой (рис.5). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов решения. Например, композиция Успенского собора в Кеми (Карелия) является компози­цией второго типа (рис.6). В ней отчетливо видны объемы трех вось­мериков с шатровыми покрытия­ми, которые покоятся на нижних кубических, связанных между собой переходами. Внешнее про­странство активно проникает меж­ду этими объемными элементами.

В группе композиций данного типа выделяется три наиболее ха­рактерных варианта решения:

а) когда композиция построена на со­четании различных объемов, разви­вающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;

б) когда композиция построена на со­четании различных объемов, обра­зующих замкнутое (атриумное) пространство;

в) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внеш­нее пространство в горизонтальном направлении образующих курдонеры (см. рис.5 и 2, в, г ). Про­странство пронизывает компози­цию в различных направлениях: в вертикальном, расчленяя сооруже­ние преимущественно в верхней ча­сти (см. рис. 5, а), например, композиция готических соборов, многоглавых деревянных и камен­ных церквей, или в горизонталь­ном направлении, расчленяя соору­жение на блоки и образуя курдонеры (см.рис. 5, б). Так решены композиции сооружений русского и европейского классицизма, многих современных учебных заведений, санаторных комплексов и других сооружений, в которых функцио­нально необходима внутренняя, связь всех объемов. В сооруже­ниях, композиция которых вклю­чает атриумное пространство (еги­петские храмы, итальянские па­лаццо, современные общественные сооружения с внутренними двори­ками и т.п.) пространство проника­ет в вертикальном направлении (рис.5, в).

Что значит объемно пространственная композиция

Рис.5 Внешнее пространство, проникая в массу, выделяет объемные элементы, связанные между собой, композиция подчинена сочетанию объемов

а – развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;

б – образующих замкнутое атриумное пространство;

в – развивающихся во внешнее пространствов горизонтальном направлении и образующих курдонеры.

рис.6 Что значит объемно пространственная композиция

В группе композиций данного типа выделяется два наиболее ха­рактерных варианта решения:

а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружаю­щего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции;

б) когда ком­позиция сгруппированных объемов размещается на определенной тер­ритории, не имеющей материаль­ных границ (см. рис.7 и 2, д, е).

Наиболее характерными компо­зициями третьего типа являются дворцовые и монастырские комп­лексы, административные центры современных городов.

Выделение трех характерных типов объемной композиции не оз­начает, разумеется, жесткой диффе­ренциации архитектурных соору­жений на три группы. Существуют сооружения, в композиции которых соотношение массы объемных эле­ментов и внешнего межобъемного пространства находится в равнове­сии и нельзя однозначно опреде­лить, к какой группе принадлежит такое сооружение. Знание особенно­стей взаимодействия объемов ком­позиции способствует более точному определению приемов и средств, не­обходимых для ее построения.

Что значит объемно пространственная композиция

Рис.7 Внешнее пространство, омы­вая каждый объем, подчиняется их массе

а – сопоставление отдельно стоящих объемов, выделен­ных из окружающе­го пространства материальной гра­ницей;

б — сгруппи­рованные объемы размещаются на оп­ределенной терри­тории, не имеющей материальных гра­ниц.

Что значит объемно пространственная композициярис.8

Приемы и средства постро­ения. Архитектурная форма богаче и сложнее, чем простое соотноше­ние массы и пространства. Построе­ние композиции включает и про­цесс гармонизации, благодаря кото­рому все элементы и детали архи­тектурной формы приводятся в со­ответствие с общим замыслом. Если соотношение массы и пространства принадлежит логической и более объективной стороне построения композиции, то гармонизация этих компонентов, их пластическая раз­работка в значительной степени но­сит субъективный, эмоциональный характер. Учет особенностей эстети­ческого восприятия и эмоциональ­ной оценки произведения, архитек­туры человеком имеет важное зна­чение при построении композиции, ее пластической разработки, по­скольку именно пластика формы способствует выявлению художест­венного образа архитектурного про­изведения.

Умение архитектора совершен­ствовать уже знакомые и простые архитектурные формы актуально в любой исторический период разви­тия архитектуры. В каждый исто­рический период гармонизации архитектурных объемов осуществля­лась по своеобразным, созвучным времени приемам. Однако в основе их всегда лежали определенные средства архитектурной компози­ции, независимые от смены стиле­вых направлений в развитии архитектуры. Архитектору необходимо знать эти средства, особенности их взаимодействия, уметь пользовать­ся ими, добиваться с помощью этих средств желаемой эстетической вы­разительности произведении.

Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу «от обще­го к частному», соответствующие реальному процессу проектирова­ния. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:

1 — определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной компо­зиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего про­странства;

2 — определение соотношения объемов между собой. Здесь опреде­ляются и уточняются геометриче­ские характеристики объемов, при­водится к гармоничному единству их взаимодействие;

3 — пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы эле­ментов, гармонизация элементов и деталей сооружения.

Сравнивая между собой три ти­па объемной композиции, легко за­метить, что композиционное реше­ние становится все более много­слойным по мере увеличения ак­тивности межобъемного пространст­ва. Если в композиции I типа (рис. 2) гармонизация осуществ­ляется главным образом на уровне пластической разработки поверхно­стей объема, то в композициях II и III типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и меж­объемного пространства, затем на­ходится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разраба­тывается каждый объем в компози­ционной взаимосвязи с общим ре­шением художественного образа. На каждом этапе построения ком­позиции те или иные композицион­ные средства становятся наиболее активными.

Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно ис­пользуются «положение в простран­стве» и «величина»;

при организа­ции архитектурных объемов — «симметрия», «асимметрия», «тож­дество», «нюанс», «контраст» и «геометрический вид»;

при пласти­ческой разработке поверхностей ар­хитектурных объемов — «пропор­ции», «членения», «цвет», «факту­ра», «метр», «ритм».

Однако все композиционные средства могут ис­пользоваться на каждом этапе по­строения архитектурной формы, к примеру, «пропорции» могут ме­няться при определении «величи­ны» и при выборе «геометрического вида» объема.

Выявление объемной формы

Задача в данном случае за­ключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и ре­шить ее как объемную компози­цию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие осо­бенности:

1. соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (рис. 9). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, ко­нус и т.д. Преобладание вертикаль­ной координаты над другими (рис. 10), преобладание горизон­тальных координат над вертикаль­ной (рис. 11);

Что значит объемно пространственная композиция

2. в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (рис. 12), сложного очертания (рис. 13);

Что значит объемно пространственная композицияЧто значит объемно пространственная композиция

3. положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (рис. 14, а), горизон­тальное (рис. 14, б) и наклонное (рис. 14, в).

Что значит объемно пространственная композиция

Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вер­тикальный или наклонный харак­тер в зависимости от величины гра­ней и положения к горизонту.

В некоторых случаях форма мо­жет быть усложнена применени­ем поверхностей различной кри­визны: сферической, двояковыпук­лой и т.д.

При оценке характера формы необходимо изучить условия восп­риятия формы зрителем. Форма мо­жет находиться в открытом про­странстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой об­ход формы (рис. 15).

В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из несколь­ких точек зрения и второстепенные (рис. 16).

Что значит объемно пространственная композиция

Чтобы выявить объем, необхо­димо ввести соответствующие эле­менты, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделать его вырази­тельным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, компози­ционно законченным. Композиция должна восприниматься в разви­тии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.

Для выявления объемной фор­мы, так же как и для выявле­ния фронтальной поверхности, ис­пользуются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композициярис.17 рис.18 Центр

по направлению — вертикальные, горизонтальные (рис. 19, 20) и наклонные (рис. 21, 22);

Что значит объемно пространственная композиция Что значит объемно пространственная композиция Что значит объемно пространственная композицияЧто значит объемно пространственная композиция

Рис.19 рис.20 Собор в Сиене рис.21 рис.22 Стадион Сан-Сиро в Милане

по очертанию — прямолинейные, криво­линейные, ломаные и сложные (рис. 22, 23); по пластике — чле­нения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглуб­ленными (рис. 22, 24).

Что значит объемно пространственная композиция

Что значит объемно пространственная композиция

Рис 28 Мраморный мостик в Пушкине

2. Сопоставление контрастных поверхностей (рис. 25, 26).

3. Сопоставление массы и про­странства (рис. 27, 28).

Последний прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и закон­ченности.

Для композиционного решения можно использовать один или не­сколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лако­ничным и давало ясный ответ на поставленную задачу.

Если композиция имеет одну или несколько главных точек зре­ния, то, естественно, композиция с

этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие сто­роны могут быть решены более ла­конично и подчеркивать основную тему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие существуют типы объемной композиции?

2. Что такое масса в объемной композиции?

3. Как с помощью членений подчерк­нуть вертикальность объемной композиции?

4. Можно ли превратить куб из статич­ной формы в динамичную?

Источник

Объемно-пространственная композиция

1. Понятие композиции

2. Категории композиции

3. Объемно-пространственная структура (ОПС)

4. Фронтальная композиция

5. Объемная композиция

6. Глубинно-пространственная композиция

Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов. Так возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.

У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.

1. Понятие композиции

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно- пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.

Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.

При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

2. Категории композиции

Композиция в дизайне — это создание образа промышленного изделия путем расположения основных его элементов в определенной системе и последовательности, целенаправленное распределение и сочетание масс, форм, линий, цвета и света. Композиционно форму нужно организовать так, чтобы она производила впечатление единого целого. Под целостностью понимается образное единство, при котором все элементы находятся в тесной смысловой, объемно-пространственной и фактурно-цветовой взаимосвязи. Чтобы создать цельный образ предмета, дизайнер при построении композиции должен:

– выделить главное в композиции и сконцентрировать на нем внимание;

– подчинить главному детали, сделать их аккомпанирующими, облегчающими восприятие главного;

– так построить композицию, чтобы предопределить последовательность восприятия, помочь выделить особенности работы конструкции.

Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы — важнейшие критерии композиции промышленного изделия.

Основными категориями композиции выступают теконика и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации.

В реальном предмете тектоника и объемно-пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил, организация материала (кажется, что элемент предельно напряжен, а в действительности он не работает).

3.Объемно-пространственная структура (ОПС)

Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма, так или иначе, взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие «объемно-пространственная структура» только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень – это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты – наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:

– относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

– открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;

– объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами.

4. Фронтальная композиция

Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.

Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д.

Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обр

ащенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий.

5. Объемная композиция

Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности.

В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует.

Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно- пространственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.

Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно- планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.

– выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);

– расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;

– остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).

При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.

6. Глубинно-пространственная композиция

Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной, как и объемно-пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

– центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;

– центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;

– формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций.

Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна профессиональная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коем случае не равнозначно знанию художественно конструкторской грамоты. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

дизайнерский тектоника композиция пространственный

Средства композиционного формообразования – приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.

Главное в композиции — решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.

За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно-пространственной структуры и тектонических отношений; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.

При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они, прежде всего, связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.

1. Устин Виталий. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: Астрель, 2007г.

2. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009 г.

3. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М.: Университетская книга, 2009 г.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. М.: Архитектура-С, 2006 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *