Что значит объединение россии и белоруссии
Власти впервые раскрыли 28 пунктов соглашения об интеграции с Белоруссией
Правительство опубликовало информацию обо всех 28 союзных программах по интеграции России и Белоруссии. Они одобрены сегодня в Минске на заседании Совета министров Союзного государства, говорится в сообщении. Ранее официального полного списка этих программ не было.
Стороны, в частности, собираются работать над «сближением» и «гармонизацией» в макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной политике, налоговом законодательстве, сформировать единые рынки нефти, газа и электроэнергии. Интеграционные шаги в этих направлениях предусматривал подписанный еще в 1999 году Договор о создании Союзного государства, но пока из мер, заложенных в тот документ, реализовалось только единое таможенное пространство и зона свободной торговли.
«Главы правительств отмечают, что позитивному развитию Союзного государства, укреплению национальных экономик, решению жизненно важных для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь социальных задач препятствуют деструктивные, противоречащие международному праву действия ряда западных государств и структур. В этой связи согласованы совместные действия в условиях применения нелегитимных экономических санкций в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь», — говорится в сообщении.
О чем договорились
Финансы
До декабря 2022 года российский и белорусский центробанки должны будут заключить соглашение о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики. Это должно будет создать «схожие финансовые условия» в экономиках двух стран, а также сформировать «сопоставимый, устойчиво низкий уровень инфляции» в России и Белоруссии. Коснется интеграция и регуляторных вопросов — в частности, на рынках лизинга и микрофинансовых организаций. Москва и Минск будут сближать законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (об этом уже договорились российский и белорусский ЦБ). Кроме того, страны должны будут гармонизировать правила открытия счетов в иностранных банках, проведения валютных операций и репатриации валютной выручки.
Инвесторы и потребители финансовых услуг в России и Белоруссии должны будут получать «равный объем защиты прав» (пока стороны договорились лишь о «выработке предложений по гармонизации законодательства» в этом направлении). Также предусматривается взаимный допуск банковских и страховых организаций на финансовые рынки двух стран (сроки не указаны).
Россия и Белоруссия собираются «развивать сотрудничество» по вопросам быстрых платежей, передачи финансовых сообщений и надзора за участниками платежного рынка. Наконец, стороны должны будут создать условия для «обращения сопоставимой консолидированной финансовой отчетности» российских и белорусских компаний.
Налоги
Страны собираются создать новый орган — Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, который будет носить консультативный характер. Между Россией и Белоруссией будут заключены договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (самый крупный из этой группы налогов с точки зрения бюджетных поступлений — налог на добавленную стоимость). Речь идет о создании «интегрированной системы администрирования» косвенных налогов, уточняется в совместном сообщении правительств. Сроки, когда такие документы могут быть подписаны, не названы. В опубликованном сообщении ничего не говорится о том, коснутся ли интеграционные процессы прямых налогов и будет ли введен единый налоговый кодекс, принятие которого ранее обсуждалось.
Газ, нефть, энергетика
К июлю следующего года Россия и Белоруссия должны будут договориться о том, как будет работать объединенный газовый рынок двух стран. Решение о сроках и принципах его внедрения должно быть принято до 1 декабря 2023 года. В 2022 году Москва и Минск будут координировать действия по формированию цен на газ для Белоруссии. Россия и Белоруссия также должны будут подписать договоры о формировании единых рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов.
Согласно уже существующим договоренностям в Евразийском экономическом союзе (кроме России и Белоруссии туда входят Казахстан, Киргизия и Армения), договор о единых нефтегазовом и энергетическом рынках планируется подписать в 2022 году, а в 2025 году — запустить общий рынок газа пяти государств.
Госзакупки и конкуренция
Участники госзакупок в России смогут использовать банковские гарантии, выданные белорусскими банками. Ограничения доступа к госзакупкам для белорусских предприятий планируется снять, доступ к госзаказу и госзакупкам для компаний из двух стран должен стать равным, подчеркивается в сообщении правительств. До сих пор белорусские компании получают временные разрешения на участие в российских госзакупках.
В сфере антимонопольного законодательства страны заключат межправительственное соглашение, в котором будут определены единые правила конкуренции и полномочия регулирующих органов, в том числе в части проверок.
Транспорт
Для российских и белорусских самолетов установят равные тарифы на услуги аэропортов и аэронавигации. Унифицировать собираются и тарифное регулирование в железнодорожном транспорте. Суда под российским и белорусским флагами во внутренних водах будут плавать по единым правилам.
Телеком и ИТ
Роуминг для телефонной связи на территории России и Белоруссии планируется отменить. Также предполагается сделать возможным предоставление госуслуг в электронной форме для граждан двух стран и «гармонизировать» использование электронных документов и электронных подписей.
Потребрынки
До 31 декабря Россия и Белоруссия заключат соглашение о единых правилах в сфере защиты прав потребителей. Также будут приняты единые требования в сфере регулирования торговли и общественного питания. Страны должны будут взаимно признать средства идентификации для товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сейчас маркировке подлежат, в частности, лекарства, обувь, табак, парфюмерия, кожаная одежда и т.д.
В отдельную программу выделена «унификация законодательства в сфере туристской деятельности». Речь идет в том числе об унификации правил финансовой ответственности туроператоров перед клиентами и защите прав туристов.
«Если будет реализовано то, что прописано в союзных программах, то это будет довольно глубокая степень интеграции — по отдельным вопросам даже глубже, чем в Евросоюзе. Другое дело, что из-за непрозрачности процесса некоторые ждали чего-то звонкого и политического, а именно: признание Минском Крыма, перехода завтра на единую валюту, создания единого парламента и правительства и т.д. Этот перечень можно уже назвать политическими мемами российско-белорусских отношений, потому что они интересно звучат, но оторваны от реальности», — сказал РБК Сергей Рекеда, доцент базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС.
«Реальность такова, что, например, чтобы единая валюта не нанесла ущерб нашим экономикам, необходима синхронизация экономик, денежно-кредитной политики, налоговой политики и т.д. То есть нужно ровно то, о чем договорились в рамках 28 союзных программ. Поэтому договоренности серьезные, многообещающие», — продолжает он. Главный вопрос, говорит Рекеда, в том, что не заложено механизмов контроля за их реализацией. «Хорошо, что сейчас у президентов есть политическая воля углублять интеграцию, а если завтра фокус проблем сместится? Поэтому основная проблема видится не в уровне договоренностей, а в том, чтобы теперь не оставить их на бумаге», — резюмирует эксперт.
Пришло время: Как Россия и Белоруссия становятся одним государством
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Кроме того, стороны обновили Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Время единения двух народов пришло. Как будут дальше развиваться интеграционные процессы?
Подписанные программы носят исключительно экономический характер. Все они прошли долгий путь обсуждений и в сентябре были уже полностью одобрены. Программы по Союзному государству предполагают интеграцию валютных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам.
Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платёжные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа и так далее.
Сомнений в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин, не было. Теперь вопрос только в том будут ли стороны выполнять их в том виде, в котором они прописаны на бумаге. Или же через некоторое время мы снова услышим заявления, что прошло время, программы утратили свою актуальность и их вновь необходимо пересматривать на протяжении нескольких лет.
Продолжена системная работа, которая ведётся уже несколько лет
Эту тему в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с лидером белорусской партии «Союз» Сергеем Лущом.
Никита Комаров: Сергей, как в Белоруссии восприняли подписание 28 союзных программ, какие ожидания, какие впечатления?
Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Многие сетовали на то, что произошло всё в каком-то заочном формате. Злые языки и некоторые эксперты поторопились заявить, что не всё так спокойно «в датском королевстве».
Тем не менее, как я это вижу, просто продолжена та системная работа, которая ведётся уже несколько лет подряд. А начиная с прошлого года, на фоне политического кризиса в Белоруссии, произошла интенсификация интеграции между двумя странами. Главное, что наши государства приняли решение просто отложить вопросы, по которым не смогли договориться, на какое-то неопределённое время.
– Все эти 28 программ хорошие, но ничего прорывного я там не увидел. Конечно, очень привлекательная программа по созданию общего рынка нефти, газа, электроэнергии, по сближению макроэкономической политики и так далее.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы рассуждать о полноценной интеграции экономики. Ведь даже взять пример Евросоюза, там и так единая политика, более того, общая валюта. Не кажется ли вам, что это очень осторожные программы? Может, мы потом увидим их развитие?
– В последнее время, как мне кажется, и Белоруссия, и Россия делают очень осторожные шаги. Скажем даже так: произошла перегрузка союзных отношений и, думаю, весь процесс будет выстраиваться на несколько иных принципах. Поэтому мы и не слышим пафосных заявлений.
Интересно выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, сейчас и парламенты наших стран должны активно включиться в эту работу, в том числе и по формированию дорожных интеграционных карт. То есть мы видим перевод декларации в практическую плоскость.
И вот эту интенсификацию процессов люди и ожидали, потому что сколько угодно можно делать громкие заявления, признаваться друг другу в братской любви, но пока граждане обеих стран не увидят результат, это не станет единым пространством без барьеров, в котором мы сможем спокойно заниматься предпринимательской деятельностью, и тогда действительно будут восстанавливаться кооперационные связи. К примеру, мы перевели наш белорусский экспорт и импорт нефтепродуктов на мощности России.
– Но для этого потребовался целый внутриполитический кризис, который случился в Белоруссии в прошлом году.
– Соглашусь, лучше, когда интеграция происходит без кризиса, без внешнего фактора и давления. Но сегодня, судя по всему, сама логика политических процессов и внешнеполитическая обстановка подталкивает наших лидеров к таким решительным действиям.
Я смотрю на эти процессы с умеренным оптимизмом: всё-таки за плечами у нас 20 лет строительства союзного государства. Мы понимаем, что союзная интеграция – это серьёзный процесс. Но вселяет надежду уже то, что мы видим практические, реальные шаги.
Напомним, программа «Без цензуры» выходит на «Первом русском» дважды в неделю – по понедельникам и пятницам в 16:00. Не пропустите!
Россия и Белоруссия готовы начать интеграцию. Что важно о ней знать
28 программ вместо 31 «карты»
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал совместную пресс-конференцию двух глав государств. Сентябрьская встреча станет пятой для них в этом году, но впервые президенты собираются совместно выступить с публичными заявлениями.
Переговоры об интеграции активно шли с конца 2018 года, но из-за серии противоречий (Минск требовал снизить цены на газ и нефть, а также компенсировать потери от российского налогового маневра и снять ограничения для импорта белорусской продукции в Россию) стороны никак не могли достичь соглашения. Первоначально план интеграции содержал 31 «дорожную карту» в различных направлениях сотрудничества, от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. На самом раннем этапе также допускалось создание двенадцати наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены.
На фоне протестов в Белоруссии и международной изоляции страны 31 «дорожную карту» заменили на 28 «союзных программ». Отчасти это было связано с тем, что термин «дорожные карты» из-за взаимных претензий Москвы и Минска, а также слухов о возможном поглощении Белоруссии приобрел негативный оттенок, объяснил РБК российский дипломатический источник. Об этом заявил на пресс-конференции в августе и Александр Лукашенко: «Мы очень серьезно, чтобы никого не напрягать, замусолили эти названия и прочее, мы их отредактировали». В конце апреля этого года стороны согласовали 26 программ из 28, оставшиеся касались налогово-таможенной и нефтегазовой сфер. В августе нерешенным оставался только один вопрос — цены на природный газ.
Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Белоруссию на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.
Что касается цен на российский газ для Минска, то Владимир Семашко перспективы урегулирования этой проблемы оценил так: «Последнюю [программу], я думаю, мы седьмого числа дожмем. Скорее всего, на следующий год останется та цена [на газ], которая есть [сейчас]».
Сейчас Семашко привел тот же аргумент. «Мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к тому, что мы имеем на границе России и Белоруссии, будь то на границе со Смоленской областью, будь то Новгородской, Брянской и так далее», — сказал он. Сейчас на долю транспортировки приходится до 70% стоимости российского газа для Белоруссии, отметил посол, и добавил, что при внутрироссийском ценообразовании доля транспортировки и логистики в цене газа не должна превышать 20–30%.
По словам источника в белорусском правительстве, участвующего в переговорах по интеграции, российский Кабмин в вопросе снижения цены на газ занимает жесткую позицию. «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России», приводит пример жесткости переговоров собеседник РБК. Он подтвердил, что Белоруссия, скорее всего будет вынуждена пойти на условия Москвы по поставкам газа без существенной скидки.
Другим проблемным сюжетом был налоговый маневр, который Россия начала в 2019 году. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, в отличие от, например, соседних балтийских государств. Но два года назад Россия начала постепенно отменять экспортную пошлину на нефть (30% стоимости) и заменять ее пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2024 года пошлина на нефть должна снижаться с 30% на 5 п.п. каждый год, из-за этого Белоруссия, которая ежегодно завозила из России 24 млн т нефти, а затем часть ее направляла на внешние рынки, стала лишаться своего преимущества.
Источник РБК в белорусском правительстве сообщил, что Минск в итоге отказался требовать возмещения потерь от налогового маневра за прошлые годы и согласился ввести обратный акциз. «Если «карты» подпишут в сентябре, то в октябре акциз уже заработает», — допустил собеседник РБК.
По словам Владимира Семашко, акциз заработает «в следующем году, даже с конца этого года». Белорусский посол подтвердил, что механизм не предусматривает предоставление белорусской стороне новых кредитов или межбюджетных трансферов. «Вы увидите, это будет открытая тематика. И это будет начало, дальше все будет развиваться», — обещал Владимир Семашко.
Великая страна от Бреста до Чукотки? Хотят ли белорусы объединяться с Россией
В предыдущей статье мы рассмотрели мнения россиян о возможном объединении с Белоруссией. В целом мнения белорусов сходны с опасениями тех россиян, которые считают, что объединение усилит дестабилизацию обстановки в их стране.
По данным независимого белорусского социолога А. Вардомацкого, ситуация в Белоруссии сильно отличается от российской. Если в России сторонники объединения численно преобладают, то в Белоруссии их доля невелика и быстро сокращается.
Так, в декабре 2019 года лишь 13% опрошенных выступали за объединение в форме союзного государства, и 4% считали, что Республика Беларусь должна войти в состав России в качестве субъекта федерации (в сумме 17%). В 2020 году доля сторонников, вероятно, снизилась еще сильнее, поскольку в ходе избирательной кампании не только действующий президент, но и оппозиционные кандидаты объявили себя противниками объединения. В белорусских элитах и в обществе наблюдается почти полный консенсус по данному вопросу.
Вместе с тем, большинство белорусов (75%) хотят, чтобы Белоруссия и Россия были дружественными странами с открытыми границами без виз и таможен. Лишь 7% хотят введения полноценных границ.
Наши интервью в целом подтверждают выводы Вардомацкого. Среди опрошенных белоруссов число сторонников объединения тоже оказалось невелико: 5 человек из 53, причем все в возрасте 60+. Их мнение практически совпадало с тем, что говорили российские сторонники объединения. Для них создание единого государства олицетворяет возврат к СССР и идею объединения славян.
Гораздо более широко среди белорусов распространено мнение, что государства должны быть дружественными странами с открытыми границами. По сути, большинство респондентов выступают за существующий порядок в рамках Таможенного союза.
Как и у россиян, аргументы белорусов против объединения более разнообразны, чем аргументы за, однако их спектры заметно различаются.
Националистические аргументы
Если в России националистические настроения в отношении белорусов полностью отсутствуют (преобладает мнение, что русские и белорусы — очень близкие народы), то в Белоруссии такие взгляды существуют.
О распространенности крайних националистических взглядов в Белоруссии судить трудно, однако вот свидетельство российского респондента, преподававшего физику в вузах Гомеля и Минска.
В умеренной форме суждения о том, что белорусы и русские — разные нации, звучали неоднократно.
При объединении Россия установит свои правила
Хотя методы Лукашенко вызывают возражения, переход в российскую юрисдикцию не устраивает белорусов. Государственное устройство и законодательство Белоруссии и России разные. Белорусы не хотят зависеть от решений, принимаемых в Москве.
Некоторые респонденты говорили о трудностях переходного периода. При этом непонятно, ради чего их терпеть, если результат вряд ли будет позитивным.
Респонденты, знакомые с деловой сферой, считают, что многие квалифицированные специалисты и бизнесмены покинут страну.
Белорусы считают, что в составе России их ждет участь депрессивных российских регионов, о которых у них есть много негативной информации. По их мнению, в независимой стране у них есть шанс на развитие, а в составе России они сделаются захолустьем.
Государственная модель России не привлекательна
Экономическая и социальная ситуация в Белоруссии в ряде аспектов лучше, чем в России: работают предприятия, сохранена деревня и сельское хозяйство, страна выглядит более ухоженной, чем Россия. Для белорусов эти позитивные стороны важны. Россия в этом плане не выглядит позитивным образцом. Это ставит под вопрос целесообразность перехода к российской модели государства.
Конфликтность и агрессивность внешней политики России вызывает у белорусов неприятие. Многократно звучало, что они хотят мирной, спокойной жизни. Объединение с Россией вызывает опасение, что они помимо своей воли будут втянуты в конфронтацию с Западом. Объектом агрессии, по их мнению, может стать и сама Белоруссия.
Респонденты усматривают у Лукашенко и Путина общую черту — отсталость. Мир стремительно меняется, а эти лидеры застряли в прошлой эпохе, не хотят идти в ногу со временем.
Ориентация на Европу
Архаичность Лукашенко и Путина усиливает ориентацию на европейскую интеграцию. Это не означает, что белорусы хотят разорвать отношения с Россией. Они хотят «дружить» и сотрудничать с Востоком и с Западом, извлекая из этого свою выгоду.
По мнению белорусов, создание единого государства повредит развитию их страны и отбросит назад от европейской интеграции.
Ориентация Белоруссии на Европу усиливается влиянием Польши. В СМИ неоднократно публиковались сведения, что часть Белоруссии больше тяготеет к Польше, чем к России. В нашем опросе такие высказывания не звучали. Однако известно, что в западных областях страны сильны националистические настроения и польское влияние. Силен и демонстрационный эффект экономических успехов Польши, в которую многие белорусы ездят за покупками.
Экономические санкции России против Белоруссии
Профессиональные экономисты говорят о том, что Республика Беларусь критически зависит от России как в плане поставок нефти и газа, так и в плане сбыта продукции. Если Россия устроит экономическую блокаду, возникнет гуманитарная катастрофа.
Простые белорусы в принципе понимают это. Но мнение о том, что Россия предоставляет Белоруссии значительные торговые льготы, они считают сильно преувеличенным.
Белорусы осознают, что Россия может устроить торговую блокаду, но высказывают мнение, что экономического смысла в этом нет, а «мстить» Белоруссии не за что.
Белорусы не примут силового сценария
Вопрос о возможном использовании Россией вооруженной силы и методов гибридной войны по понятным причинам вызывает у белорусов негативную реакцию. Демонстрационный эффект событий в Украине и Грузии очень силен.
На вопрос, будут ли белорусы оказывать сопротивление в случае военной интервенции, большинство говорило о мирных протестах. Часто ссылались на Светлану Тихановскую, которая постоянно подчеркивает мирный и безоружный характер своих выступлений. Экстремистские высказывания о партизанской борьбе звучали редко. Вряд ли их следует принимать всерьез (если не произойдет внешнего вмешательства). Однако мирные протесты, скорее всего, будут массовыми и упорными. В результате Россия получит новый нестабильный регион, по масштабам значительно превосходящий Хабаровск.
Выводы
Представления многих россиян о том, что белорусы хотят добровольного объединения государств, очень далеки от действительности.
Главное политическое стремление белорусов — это спокойная, мирная жизнь с перспективой развития. Отсюда стремление к евроинтеграции. Страна должна идти в ногу со временем — такое высказывание часто звучало в наших интервью. Ориентация на Европу поддерживается влиянием Польши, которое сильно медиапространстве и в западных областях Белоруссии.
Белорусы негативно оценивают и политику Лукашенко, и политику Путина. Переход из одной архаичной государственной системы в другую, более агрессивную, не отвечает их чаяниям.
Усиление европейского вектора в политическом сознании белорусов не означает их враждебности к России. Белорусы признают культурную близость народов и важность существующих экономических связей. Отношения в рамках Таможенного союза их полностью устраивают. Они не хотят ни разрыва этих отношений, ни их «углубления».
Если российская власть применит силовые методы для объединения стран, она совершит огромную ошибку. Большинство населения России воспримет такое объединение спокойно, но в Белоруссии оно вызовет массовые протесты. Причем если сегодняшние протесты являются внутренним делом Республики Беларусь, то в случае объединения их вектор будет перенаправлен на Москву. Искусственное объединение стран повлечет за собой усиление националистических настроений в Белоруссии, которые пока еще не очень сильны и не агрессивны.
Присоединение Белоруссии повлечет за собой усиление международных санкций, которые даже в существующем варианте тормозят развитие России и усиливают ее отставание от мировых лидеров. В целом объединение России и Белоруссии повлечет за собой негативные последствия прежде всего для самой России.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции