Что значит о чем произведение

Как писать отзыв о прочитанном произведении: план, пример

Как правильно написать отзыв о прочитанной книге? Этот вопрос задают себе все школьники, получившие задание описать свои впечатление о том или ином литературном произведении. Как правило, это предполагает самостоятельную работу ученика, которую преподавателю нужно сдать в формате сочинения-отзыва.

Поэтому сегодня мы разберем, как писать отзыв о прочитанном произведении.

Что значит о чем произведение

Что должно быть написано?

Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.

Звучит сложно, но по факту нужно лишь дать оценку (понравилась или не понравилась), а также объяснить почему. Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.

Литературный отзыв – вещь субъективная. В нем автор не только делится эмоциональным впечатлением, он также раскрывает себя через свои читательские пристрастия. Значительная часть аргументации основана на личном опыте, книжных вкусах и предпочтениях.

Что значит о чем произведение

Что это значит? По сути, ученик имеет право на собственное независимое мнение о любой книге, тем более, если он грамотно сформулирует свои мысли и подкрепит их доказательствами (цитаты, фрагменты текста). Однако не стоит скидывать со счетов мнение преподавателя: на уроках обычно разбираются рецензии литературоведов, подкрепленные реальными историческими фактами.

План отзыва о прочитанном произведении

С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.

Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:

Что значит о чем произведение

Вопросы, которые могут помочь при работе

Для того чтобы понять, как писать отзыв о прочитанном произведении, можно попробовать задать себе несколько вопросов.

Что значит о чем произведение

Пример

Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.

Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.

В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.

Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.

Что значит о чем произведение

Отзыв о прочитанном рассказе

Давать оценку рассказу чуть легче, чем полновесной книге. Он меньше, прочитать его можно быстро, а при необходимости перечитать. Так можно уловить какие-то мелкие детали, которые ускользнули при первом знакомстве с текстом.

Принцип написания, структура отзыва о коротком рассказе ничем не отличаются от отзыва на любую другую литературную форму.

Часто также задается вопрос о том, как написать отзыв о произведении, прочитанном летом. Здесь порядок действий остается тем же, однако перед тем, как сесть за работу, стоит освежить воспоминания и хотя бы бегло перечитать книгу.

Полезные советы

Как писать отзыв о прочитанном произведении?

Во-первых, нужно самому прочитать книгу. Не стоит работать на основе чужого мнения: как минимум будет необъективная оценка, как максимум – в тексте отразится множество логических ошибок.

Во-вторых, не стоит фантазировать на тему того, что нужно поменять в истории. Следует уважать виденье автора, все рассуждения вроде «здесь следовало сделать так» выглядят как обычное хвастовство.

В-третьих, перед написанием определите стиль текста. Это может быть впечатление, исповедь (когда прочитанное перекликается с личным опытом), рекомендация (кому и зачем стоит читать), детальный анализ (сосредоточить внимание на отдельном событии или эпизоде) или ассоциация (сравнение разных произведений).

В-четвертых, нужно постараться найти сильные и слабые стороны произведения. Для этого книгу следует рассматривать с разных сторон, определить, что в ней нравится, а что смущает или расстраивает.

Теперь вы знаете, как писать отзыв о прочитанном произведении. Удачной работы и интересных книг!

Что значит о чем произведение

Произведение понравилось необычным сюжетом, таким таинственным и запутанным. Понравилось то, что вся история окончилась очень хорошо для её участников, они нашли счастье друг с другом.

Прекрасный эпизод объяснения Бурмина с Марьей Гавриловной у пруда, где она сидела «под ивою, с книгою в руках и в белом платье». В этом красивом эпизоде Бурмин откровенно пересказывает девушке всю историю своей «женитьбы». И когда наступает развязка, бросается к её ногам. В этот момент герои испытывают невыразимое счастье и повесть оканчивается.

По этой повести А.С.Пушкина снят великолепный фильм «Метель», который позволяет увидеть эту историю во всей её прелести, а прекрасная музыка делает его еще утонченнее и изысканнее. (P.S)Овсянников гр23

Что значит о чем произведение

Источник

Как написать отзыв. В помощь школьникам

Что значит о чем произведениеВ последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.

Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.

Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Что значит о чем произведение3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.

В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

Возможно, также пригодятся такие выражения:

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.

Источник

Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?

Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.

Что значит о чем произведение

Понятие и структура анализа художественной литературы

Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.

Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:

Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:

Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.

Что значит о чем произведение

Особенности анализа разных типов художественных трудов

Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:

Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.

Источник

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Что значит о чем произведение

Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.

Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.

Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.

Что такое отзыв

Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.

Что значит о чем произведение

Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.

Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.

Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении

Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.

Что значит о чем произведение

Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:

Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.

Как написать отзыв о прочитанной книге

Что значит о чем произведение

Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:

Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.

Пример написания отзыва

Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.

Что значит о чем произведение

Представим небольшой пример:

«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?

Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.

Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.

Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.

Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».

Рекомендации при написании отзыва

Что значит о чем произведениеНесколько советов для школьников и студентов:

Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге

Что значит о чем произведение

Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:

«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,

«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,

«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,

«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,

«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,

«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».

Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.

Заключение

В течение школьной жизни ребята могут успеть попробовать свои силы в написании отзыва на любое произведение. Научившийся улавливать авторский посыл и свое ощущение от книги, а также выражать это сложное взаимодействие, сможет достичь научного понимания текста: ученические отзывы сменятся научными монографиями.

Источник

ВЫЯВЛЕНИЕ ИДЕЙНОГО СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Чтобы судить о содержании любого литературного произведения, надо прежде всего ответить на вопрос: о чем и ради чего оно написано? В переводе на язык научных терминов этот вопрос прозвучит так: каковы тема и идея произведения? Тема и идея, а точнее говоря, тематика и идейный смысл — это фундамент, на котором держится все здание художественного произведения.

Слово «тема» — древнегреческое, буквально означает: «то, что положено в основу». И, действительно, тема (наряду с идеей) —основа основ содержания произведения, то, о чем в нем рассказывается или что в нем изображается. Так, темой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина является художественный рассказ о крестьянском восстании против помещиков и властей под водительством Пугачева. Тема поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» — духовное одичание помёщиков-крепостников. Тема рассказа М. Шолохова «Судьба человека» — мужество и гуманизм советских людей в годы Великой Отечественной войны. Тему произведения не следует смешивать с жизненным материалом. Художественная тема — это не сама жизнь, а сгусток впечатлений от жизни, отражение жизненных явлений в сознании писателя. Поэтому возникновение и оформление темы связано с немалыми трудностями. Писатель должен заинтересоваться определенным кругом жизненных явлений, осмыслить их, определить к ним свое отношение и, наконец, воплотить все это в художественные образы. Именно так понимал тему М. Горький, утверждавший: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем щозыв к работе ее оформления».

Даже самый интересный жизненный материал может не вызвать у писателя темы, если этот материал не попадает в поле его литературных размышлений. Показательно признание А. С. Макаренко, сделанное в беседе с начинающими писателями: «Интересно вот что:-я работал в трудовой колонии имени Горького, мимо меня проходила сложная и напряженная жизнь нескольких сот молодых людей, но я считал, что эта жизнь настолько обыкновенна и проста, что она не может быть предметом художественного изображения». Только после ‘бесед с М. Горьким Макаренко увидел в жизни руководимой им колонии источник темы «Педагогической поэмы».

Чаще всего тема выступает в сознании писателя как некая проблема, т. е. жизненно важный вопрос, тре-бующйй своего осмысления и решения. Слово «проблема»— древнегреческое, первоначально значило: «задача, задание». Проблемный характер содержания своих произведений писатели порой подчеркивают в названиях. Так, в названии знаменитой поэмы Н. А. Некрасова уже указана ее социальная проблематика: «Кому на Руси жить хорошо». То же самое видим мы в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Итак, темой художественного произведения является отраженное в нем жизненное явление или круг явлений, имеющих общественный интерес и вызывающих вопросы, интересующие общество.

Тема связана с идеей произведении- Идея — это мысль автора об изображаемом жизненном явлении, авторское отношение к нему, авторское решение вопроса, заключенного в теме. Так,, на вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», Н. А. Некрасов отвечает в своей поэме так: никому, а хуже всего приходится трудовому народу, изнывающему под гнетом царя, помещиков, чиновников и купцов; для того чтобы народ зажил счастливо, он должен бороться за свое освобождение.

И тема, и идея литературно-художественного произведения имеют образный характер, т. е. выступают не как логические определения и отвлеченные рассуждения, а как образное, проникнутое живым авторским чувством воспроизведение жизни людей, их поступков, взаимоотношений, переживаний и т. д.

В силу того что в художественных произведениях, особенно в крупных, жизнь воспроизводится широко и многогранно, они имеют в своем составе не одну, а множество тем и проблем. Эта совокупность тем и проблем называется тематикой и проблематикой произведения. Так, в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» автор обращается и к изображению того, как мужали в борьбе за новый мир комсомольцы и молодые коммунисты первых лет Советской власти, и к показу того, как учились они стойкости у старых большевиков, и к рассказу о личной жизни молодежи, и к повествованию о тех, кто под видом борьбы за новый мир устраивал свои мелкие личные делишки, и к ряду других тем и проблем. При чтении и анализе литературного произведения надо учитывать все богатство тематики и проблематики произведения, а не сводить его содержание к одной, пусть даже и очень важной теме или проблеме.

Однако при всем богатстве тем и проблем в подлинно художественном произведении всегда есть основная, центральная, объединяющая тема, которая подчиняет себе остальные темы и является основой единства и законченности произведения. В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» такой основной темой является изображение того, как мужала и идейно закалялась рабочая молодежь, участвуя в революции, в гражданской войне и в строительстве социализма. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» основная тема — изображение жизни, быта и чаяний русского крестьянства дореформенной и пореформенной поры. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе,— говорил сам автор о своей поэме,— все, что мне привелось услыхать из уст его…»

Тематика произведения, как уже говорилось, связана с его идейным смыслом. Это хорошо подмечено в приведенном выше высказывании Горького. М. Горький отмечает ведущую роль идеи, ибо для писателя в конечном счете важнее не то, что он рассказывает, а то, ради чего и с какой ц е л ь ю он ведет свой рассказ. Не случайно наиболее известные писатели и критики называют идею, мысль сердцем и нервом искусства, душой художественного произведения. Идея выступает как цель творческой деятельности писателя и как могучий стимул к работе над ее образным воплощением. «Надо,— говорил Л. Н. Толстой,— чтобы горела мысль, созрела настолько, чтобы вы горели ею, плакали над ней, чтобы она отравляла вам покой».

Ведущая роль идейного содержания проявляется и в том, что писатели, стоящие на разных идейно-классовых позициях, на одном и том же жизненном материале (т. е. при разработке одинаковых тем) приходят к совершенно разному идейному освещению этого материала. Так, тема «новых людей» в русской литературе 60-х годов освещается в романах Чернышевского, Тургенева, Гончарова, Достоевского и ряда других писателей. И каждый из этих писателей дает свое идейное освещение темы. Чернышевский в романе «Что делать?» показывает лучшие черты разночинцев-демократов, зовет молодежь идти путем, по которому идут герои романа. Тургенев, отдавая должное «новым людям», в то же время акцентирует внимание на их «нигилизме» и их, как ему кажется, обреченности. Достоевский в своих романах отнесся к революционным и материалистическим устремлениям «новых людей» резко отрицательно. По мысли автора романа «Преступление и наказание», не только бедность, но и «безбожие», влияние «новых идей» толкнули Раскольникова на его кровавое преступление. Если Чернышевский в романе «Что делать?» призывает к революции, то Достоевский писал «Преступление и наказание» с целью прославить христианское смирение и терпение. Восприятие литературно-художественных произведений должно быть прежде всего направлено на постижение и активную оценку их идейного содержания. По воспоминаниям лиц, близко знавших В. И. ‘Ленина, и по его статьям и отзывам о литературе известно, что больше всего В. И. Ленин ценил в литературных произведениях их идейность.

К сожалению, в школьной практике действенное осмысление идейного содержания литературных произведений часто ^подменяется наивно-реалистическим восприятием основных образов-персонажей и составлением их характеристик. На вступительных экзаменах абитуриенты обычно показывают довольно хорошее знание человеческих качеств Наташи Ростовой, помнят ее жизненный путь в романе, но затрудняются ответить на вопросы: в чем же смысл образа героини? какую мысль вложил в этот образ Л. Н. Толстой? А между тем, создавая этот образ, писатель вступил в идейный спор с Чернышевским и другими революционерами-демократами о назначении женщины в жизни общества. В противовес писателям революционно-демократического лагеря, ратовавшим за социальное освобождение и равноправие женщин, Толстой образом Наташи Ростовой выражал мысль, что назначение женщины только в том, чтобы быть матерью, женой и домашней хозяйкой. В образе Наташи Ростовой писатель утверждает свой идеал женщины. Этот образ не единственный носитель мысли Толстого о назначении женщины в обществе. Мысль эта воплощена также в образе Марьи Болконской, находящей свое счастье в семейной жизни, а в негативном, отрицательном плане — в образе Сони, бесцветного существа, которое не может’ быть счастливо само и не принесет счастья другим, и в образе Элен Курагиной, абсолютно лишенной инстинкта материнства и семейственности. Вместе с тем мысль о положении и назначении женщины включена в сплетение еще более важных для Толстого мыслей о народе, исторических судьбах России, всего человечества.

Неумение школьников самостоятельно постигать и активно, пристрастно оценивать идейное содержание литературных произведений в какой-то мере объясняется тем, что большинство учащихся представляют себе идейный смысл произведения крайне узко, сводя его к идее, главной мысли. На такое понимание идейного смысла произведения наталкивают учащихся слишком упрощенные определения художественной идеи, нередко даваемые в школьных учебниках и учебных пособиях.

Из всего сказанного сам собой напрашивается вывод; воспринять, освоить, пережить художественную идею — значит осмыслить и прочувствовать образ, понять логику его развития, принять или не принять те оценки, к которым подводит нас автор. Возьмем, например, образ учителя Беликова, из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Невнимательному читателю этот рассказ может показаться только смешной историей о странном человеке, который в любую погоду ходил с зонтиком и в калошах. А между тем Чехов вложил в образ Беликова глубоко обобщающую горькую мысль, кас-ающуюся самых существенных сторон общественной жизни России 80 — 90-х годов. Внимательно следя за развитием сюжета рассказа, читатель убеждается, что Беликов — порождение той тупой чиновничьей среды, которая была запугана царской реакцией 80-х годов и сама выступала как оплот этой реакции. В образе Беликова заключена важная чеховская мысль: весь строй царской России формировал и поддерживал таких людей, как Беликов. Не случайно этого ничтожного человека боятся не только в гимназий, но и во всем городе. В образе Беликова Чехов осуждает и высмеивает чиновничье-мещанское общество, превратившееся в «человекой в футлярах», все время думающих о том, «как бы чего не вышло». Беликовым Чехов выразил мысль о том, каким не должен быть человек, внушай презрение к трусости, Тупости, ограниченности, обывательщине.

Мы раскрыли лишь некоторые стороны художественной идеи, заключенной в образе Беликова. Идейный смысл этого образа гораздо богаче, и исчерпать его до, конца с помощью отвлеченных определений и рассуждений просто невозможно. В том-то и сила любого действительно художественного образа, что в нем заключено множество мыслей и оценок. Поэтому при разборе литературных произведений наряду с термином «идея» следует чаще пользоваться терминами «идейный смысл» и «идейное содержание». В двух последних словосочетаниях теоретически закреплен тот факт, что литературное произведение, как правило, содержит в себе не одну, а много идей, что это — сложное сцеплениё и взаимообусловленность мыслей и оценок о самых разных сторонах жизни, отраженной в образах данного произведения.

Однако при чтении, а также анализе литературных произведений возникает необходимость в понятии о с-новной, главной идеи произведения. Отсутствие такой идеи в произведении искусства лишает его цельности и законченности. Основная, главная идея художественного произведения также имеет образный характер, но она существует как тот внутренний смысл, который заключен не в отдельном образе или эпизоде, а в целом произведении, во всей системе его образов, как итог развития этих образов и как общая оценка их содержания.

В критических разборах произведения, в сочинениях о нем на главную идею можно сослаться, дать о ней понятие, но исчерпать ее в отвлеченных определениях и рассуждениях невозможно, как невозможно вообще перевести полностью на язык логических определений содержание художественных образов. Напомним, что Л. Н. Толстой считал основной мыслью романа «Война и мир» «мысль народную вследствие войны 12-го года». Эта мысль нашла образное воплощение и в любовном изображении Толстым подвига народа в войне с наполеоновской армией, и в поэтизации народного характера, и в характеристике Кутузова как народного полководца, и в показе того, как лучшие представители дворянства ищут сближения с народом, и в утверждении того, что наиболее здоровая часть дворянского общества сохранила в себе черты народной психологии, и еще в целом ряде образов, сцен, эпизодов романа. Исчерпать «мысль народную» в романе «Война и мир» можно лишь пересказав весь роман от начала до конца словами и образами самого Толстого. Но понимать, чувствовать, сопереживать эту магистральную идею романа совершенно необходимо, если мы хоТим постичь его содержание не как хаос случайно собранных персонажей и эпизодов их жизни, а как целостное и законченное создание творческой мысли гениального романиста. Благодаря этой мысли огромный и разнообразный жизненный материал был переработан воображением писателя, очищен от случайностей, объяснен, приведен в стройный порядок и навечно закреплен в системе неповторимо ярких образов.

Идейный смысл произведения следует отличать от з а-мысла этого произведения. Замысел возникает в творческом сознании писателя как первоначальная мысль о создании произведения. По мере того как замысел вынашивается писателем, он все более обогащается и конкретизируется. Например, по первоначальному замыслу роман Л. Н. Толстого «Воскресение» мыслился писателем в виде сравнительно небольшой повести. Таким образом, замысел — это как бы текст будущего произведения, существующий лишь в сознании писателя и в первоначальных набросках. Для того чтобы замысел стал реальным художественным произведением, он должен быть воплощен, закреплен в художественных образах средствами языка и композиции. Между субъективным замыслом писателя и объективным содержанием художественного произведения иногда бывают весьма существенные различия. Замысел может быть прекрасен, а его воплощение дурно. Или наоборот, в ходе работы над произведением вначале скромный замысел может обогатиться и стать основой значительного художественного произведения. Кроме того, в силу тех или иных причин замысел вообще может быть не реализован писателем.Так, замысел второго тома «Мертвых душ» не был осуществлен Гоголем.

Образный характер идейного содержания литературно-художественных произведений ведет к известной субъективности восприятия и оценки этого содержания со стороны читателей, критиков и историков литературы. Каждый читатель (критик, историк литературы) •выделяет и подчеркивает в образах произведения то, что ему кажется наиболее важным и значительным. Поэтому-то вокруг содержания многих литературных произведений разгораются настоящие критические битвы, длящиеся порой десятилетиями, а иногда и целыми столетиями. Так, до сих пор не затих спор об идейном содержании романа Сервантеса «Дон-Кихот», пьес Шекспира, произведений Пушкина, Достоевского, Толстого. Причем характер и направление этих споров зависят не только от степени проницательности спорящих, но и от их классовой позиции. Например, буржуазные критики и историки литературы в творчестве Ф. М. Достоевского подчеркивают и выдвигают на первый план реакционные стороны идейного содержания его произведений, в то время как советские литературоведы и прогрессивные историки литературы зарубежных стран, помня о реакционных сторонах творчества великого романиста, главное внимание уделяют выявлению и пропаганде прогрессивных взглядов и идей Достоевского.

Идейное содержание художественного произведения можно считать действительно усвоенньщ лишь тогда, когда читатель, учитывая то, что сказано о произведении в научной и учебной литературе, вырабатывает свой, взгляд на содержание этого произведения в результате вдумчивого чтения его текста и вживания в его образы.

Грамотность и глубина «прочтения» идейного содержания произведения зависит от многих причин: и of природных способностей читателя, и от его начитанности и ббщей культуры, и от специальной теоретической подготовки. Для того чтобы научиться высокой культуре чтения художественных произведений, мало одного знакомства с ними, надо внимательно читать работы Белинского, Добролюбова, Луначарского, литературные статьи К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в которых даны образцы глубокого проникновения в идейный смысл классических литературных произведений. Классики революционно-демократической критики и основоположники марксизма-ленинизма всегда умели показать актуальный, злободневный характер идейного содержания анализируемых произведений, поставить это содержание на службу революции. В. И. Ленин говорил, что из разбора «Обломова» Добролюбов сделал клич, призыв к воле, активности, революционной борьбе, а из анализа «Накануне» — настоящую революционную прокламацию.

Правильное и глубокое постижение идейного смысла лучших произведений художественной литературы является основой их полноценного воздействия на сознание, чувства и волю читателей.

Сюжет произведения

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, не желая выходить замуж за богатого жениха, вступает в фиктивный брак с Лопуховым, студентом- медиком – благородным и порядочным человеком. Таким образом Вера Павловна покидает отчий дом. Будучи человеком самостоятельным и деятельным, она пытается найти свое предназначение. Она открывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, которые так же, как и она заинтересованы в развитии дела.

Затем Вера Павловна влюбляется в друга своего фиктивного мужа Александра Кирсанова. Кирсанов испытывает к ней взаимные чувства, но для того чтобы не рушить семью своего друга Кирсанов надолго их покидает. В последствии поняв, что брак тяготит Веру, Лопухов инсценирует свое самоубийство, тем самым дает возможность Вере и Кирсанову быть вместе. Лопухов же уезжает в Америку, там он становится агентом английской фирмы, затем возвращается в Россию, женится, и сообщает о своем возвращении семейству Кирсановых.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Отдельные страницы Чернышевский посвящает Рахметову. Несмотря на то, что он герой второго плана, для Чернышевского он является особенным. В Рахметове автор хотел собрать все качества «новых» людей того времени. Он изучает революционную литературу и является ярым приверженцем своего дела. Он не позволял себе излишеств, ел дешевые продукты, спал на войлоке, тяжело трудился. Все это он делал для того, чтобы лучше понять жизнь простых людей. Свою жизненную цель он видел в служении на благо простому народу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *