Что значит нулевая связка в русском языке
нулевая связка
Смотреть что такое «нулевая связка» в других словарях:
Связка (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Связка. Связка (копула, лат. copula) в лингвистике специальное слово для связи подлежащего и сказуемого, выраженного не глаголом, в предложении (в предложениях вроде Петя ( )… … Википедия
связка — Служебный глагол или глагол с ослабленным лексическим значением, реже полнозначный глагол, являющиеся частью составного именного сказуемого и выражающие его грамматическое значение, т. е. обозначающие время, лицо, число и наклонение. Связка… … Словарь лингвистических терминов
нулевая форма — Общее название отсутствия форм, которое приобретает грамматическое значение по противопоставлению аналогичным положительно выраженным формам. см. нулевая связка, нулевая флексия, нулевое сказуемое, нулевой аффикс … Словарь лингвистических терминов
именное сказуемое составное — Сказуемое, состоящее из глагольной связки и именной части. Моя сестра была учительницей. Юноша оказался интересным собеседником. По мнению многих грамматистов, в составном именном сказуемом связка может отсутствовать (точнее, имеется нулевая… … Словарь лингвистических терминов
Настоящее время — (презенс, лат. praesens) форма финитного глагола, указывающая в прямом употреблении, что ситуация, о которой говорится в предложении, либо одновременна моменту речи («Тсс! Ребёнок спит»), либо повторяется на протяжении периода времени,… … Лингвистический энциклопедический словарь
Сказуемое — Сказуемое один из двух главных членов предложения, в котором выражается сообщаемое; соотносится с подлежащим и связано с ним предикативным отношением (см. Предикат, Предложение). Доминирующий элемент (обычно глагол) состава сказуемого (сказуемое … Лингвистический энциклопедический словарь
Эллипсис — (от греч. ἔλλειψις опущение, недостаток) пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. В сфере предложения как эллипсис определяется: а) пропуск того или иного члена предложения … Лингвистический энциклопедический словарь
Язык — Язык основной объект изучения языкознания. Под языком прежде всего имеют в виду естественный человеческий язык (в оппозиции к искусственным языкам и языку животных), возникновение и существование которого неразрывно связано с возникновением и… … Лингвистический энциклопедический словарь
Охотское море — Охотское море … Википедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Он пьян и весел, она в слезах: нулевая связка в русском языке
Русский – один из многих языков, в которых встречаются синтаксические нули. Например, услышав фразу Королёв запустил спутник, а Хрущёв – сельское хозяйство, мы легко поймем, что сделал Хрущев с хозяйством, хотя, строго говоря, об этом здесь не сказано – второй глагол опущен, он заменен нулем и лишь подразумевается.
Одним из наиболее часто встречающихся видов таких нулей является нулевая связка – опущенный в настоящем времени глагол, связывающий подлежащее со сказуемым. Примеры нулевой связки есть в следующих высказываниях: у Маши экзамен; она в слезах; экзамен — не шутка; пересдача страшнее смерти, мы в Москве, а не в Крыму. Во всех случаях связка потеряет свою «невидимость» при переходе в прошедшее или будущее время – на ее месте появится глагол «быть».
Однако нулевая связка интересна именно тем, что ведет себя не совсем так, как явно выраженный глагол. Например, оказавшись в придаточном, она иногда может не согласовываться по времени с глаголом главного предложения: Пил он всегда, сколько себя помню. Когда пьяный – лез скандалить и драться. А вот сказать когда приходит пьяный – лез скандалить невозможно, потому что ненулевой глагол согласования по времени требует.
Ограничения здесь бывают самые разные, например, особенности сочинения. Так, мы не можем сказать Ни один из них не вор или мошенник, хотя если перейти в прошедшее время и сделать связку ненулевой, конструкция становится вполне допустимой – ни один из них не был вором или мошенником.
Неодинаково ведут себя нулевые связки и с вопросительными местоимениями. Например, можно спросить Что было твоим главным достижением? (ненулевая связка), нельзя Что твое главное достижение? (нулевая связка), зато можно Кто твой любимый актер? (аналогичная, казалось бы, нулевая связка). Иногда недопустимый пример с нулевой связкой можно превратить в условной допустимый добавлением какого-либо модификатора: ср. Кто Сократ? и Кто этот Сократ? или Мы не хиппи или панки и Мы не хиппи или какие-нибудь панки.
На основании этих различий исследователи делают вывод о существовании двух типов связок, условно называемых «более глагольными» и «менее глагольными». В поведении вторых заметны ощутимые отличия по сравнения с обычным ненулевым связочным глаголом.
Даниил Скоринкин,
аспирант Школы лингвистики
Составное именное сказуемое. Определение и примеры
Составное именное сказуемое — это главный член предложения, состоящий из глагола-связки (нулевой связки) и именной части, выраженной существительным, прилагательным, местоимением, числительным, наречием или причастием.
Составное именное сказуемое складывается, как правило, из двух компонентов: глагола-связки и именной части, выраженной любой частью речи, кроме глагола в форме инфинитива.
Вначале определим, что такое составное сказуемое.
Определение
Составным сказуемым является такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются разными словами.
Примеры
Владимир начал сильно беспокоиться (А.С. Пушкин).
В этих примерах сказуемые состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а первое (начал, была) — грамматическое значение наклонения, времени, рода и числа глагола.
Поговорим об именном составном сказуемом. Конкретизируем это понятие с точки зрения состава, что такое именное сказуемое в предложении.
Глагол-связка
Составное именное сказуемое складывается из глагола-связки, которая обладает только грамматическим значением, и именной части, выражающей его основное лексическое значение, например:
Рассмотрим более детально, какими бывают глаголы-связки в составном именном сказуемом.
Наиболее употребительным является глагол-связка «быть», представленный в разных формах:
Политика есть искусство возможного.
Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
Менее употребительны полузнаменательные глаголы-связки, обозначающие бытие, выявление, обнаружение, сохранение состояния:
Например:
Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский).
Реже в роли связок могут выступать глаголы, имеющие значение движения или состояния:
прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др., например:
Спортсмены сидели на скамейках довольные своей победой в соревнованиях по биатлону.
Связка может быть нулевой, тогда в предложении между подлежащим и сказуемым (при соблюдении некоторых условий) ставится тире, например:
Оптимизм — вот роскошь великих людей (Л. Арагон).
Именная часть составного сказуемого выражается, как уже упоминалось выше, всеми частями речи, кроме глагола в форме инфинитива.
Способы выражения именной части составного сказуемого. Примеры
Имя существительное
Имя существительное в форме именительного или творительного падежа:
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).
Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины (Г. Гегель).
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья (К.Д. Ушинский).
Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).
Имя прилагательное
Все добрые люди невзыскательны (И.Гёте).
Имя числительное
Избёнка старушки была второй от дороги.
Местоимение
Юра быстро стал своим в веселой компании туристов.
Наречие
Как не кстати было это воспоминание.
Причастие
Глагольная форма — причастие:
Этот портрет не лишен недостатков.
Девушка казалась рассерженной моим замечанием.
Дно бочки устлано свежей соломой.
Синтаксически неделимое словосочетание
Говорят, лень — одна из форм неуважения к окружающим.
Видеоурок
Составным сказуемым называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Что это за определение «Сказуемого»?))
Определение не поясняет примеры. Наоборот — примеры поясняют определение.)))) Смысл в том, чтобы через определение понять примеры, ведь «лингвистика» вродь как наука о Языке (согласно моим исследованиям — полная лажа и околонаучная профонация для гойского народа, а не наука о Языке).
Зачем использовать римско-греческий словарь для описания явлений Русского Языка?
Посмотрите на Исландцев — у них всё по-своему называется. Очень мало заимствований:
Stærðfræði er rökvísindi sem beitir ströngum, rökfræðilegum aðferðum til að fást við tölur, rúm, ferla, varpanir, mengi, mynstur, breytingar o.þ.h. Einnig er stærðfræði sú þekking sem leidd er út með rökréttum hætti frá ákveðnum fyrirframgefnum forsendum sem kallaðar eru frumsendur. Þeir sem starfa við rannsóknir og hagnýtingu á stærðfræði eru kallaðir stærðfræðingar.
Статья на тему «Математика». Она у них называется стайрфрайви.
А мы…Русские…Не можем даже дать СВОЁ НАЗВАНИЕ для физики, химии…Математики…
Я дико не уважаю лингвистическую околонаучную лабуду…7111 языков на Планете — и по сути не один толком не описан. Стыдно должно быть.
Развели блин буржуазию…))) А теперь буржуазия разводит нас.))
«А мы…Русские…Не можем даже дать СВОЁ НАЗВАНИЕ для физики, химии…Математики…»
Вот и «русскую» милицию переименовали в «заимствованную» полицию. Спрашивается зачем, мы что не можем свое наименование оставить — «милиция»?
Слово «милиция» происходит от латинского militia «воинская служба, военная сила», от miles «воин, солдат», далее из этрусск. (предположительно). Русск. милиция заимств. через польское milicja или стар. нов.-в.-нем. Мilitie ( XVII в.).
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в предложения типа «Мальчик на улице» — на улице — это обстоятельство, а сказуемое опущено и предложение неполное? или на улице — это часть именного сказуемого?
В предложении «Мальчик на улице» пропущено сказуемое (стоит, гуляет и пр.).
Это неполное двусоставное предложение, в котором «на улице» является обстоятельством.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста правильно будет, дорога была трудной или трудная?
Помогите, пожалуйста, поставить знаки препинания в предложении!
Спешку и желание как можно скорее обратить меня в свою веру Рашид объяснил очень просто.
Составное именное сказуемое. Примеры предложений с составным именным сказуемым
Петя стал начальником.
Она оказалась очень талантлива.
Я был первым клиентом.
Даже если сказуемое состоит из одного слова с нулевой связкой, это все равно составное именное сказуемое:
Связка в составном именном сказуемом
Она была студенткой.
Она стала студенткой.
Она была бы студенткой.
Она выглядела студенткой.
Она оказалась студенткой.
Полузнаменательная связка выражает грамматическое значение и вносит дополнительные оттенки значения, но самостоятельным сказуемым быть не может. Примеры: становиться, делаться, оставаться, бывать, оказаться, казаться, считаться, слыть, называться и т.п.
Он стал умником.
Он считался умником.
Он слыл умником.
Глаголы быть, становиться, оказываться, являться и т.п. могут выступать и самостоятельными простыми глагольными сказуемыми:
У попа была собака.
Мы были в городе.
Являться муза стала мне.
Мы оказались на окраине.
Становитесь справа.
Чтобы отличить составное именное сказуемое со знаменательной связкой, попробуйте заменить его глаголом быть :
Он сидел довольный. Он был довольный.
Именная часть в составном именном сказуемом
Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога:
Больной лежал в бреду.
Я без гроша.
Словосочетание с главным словом-существительным в родительном падеже:
Солдат был высокого роста.
Он скромного достатка.
Краткое прилагательное:
Море было прекрасно.
Она нетороплива.
Полное прилагательное в именительном или творительном падеже:
Ты добрый.
Мы оставались спокойными.
Краткое причастие:
Противник убит.
Двери были закрыты.
Полные причастия в именительном или творительном падеже:
Окна были открытые.
Окна были открытыми.
Составное именное сказуемое. Примеры предложений из литературы
Я был озлоблен, он угрюм. (А. Пушкин)
Дворец казался островом печальным. (А. Пушкин)
Совсем стал белый дедушка. (Н. А. Некрасов)
Ветер был встречный. (Л.Толстой)
Земля велика и прекрасна. (А. Чехов)
Многие парни плечисты и крепки. (С. Маршак)
Олененок родился таким же пятнистым, как мать. (М. Пришвин)
Аннушка стояла у стены бледная. (К. Паустовский)
Глагол-связка «быть». Некоторые случаи постановки тире при нулевой связке
1. С чьим рассуждением вы согласны?
1) В предложении Мой брат – врач я затрудняюсь в определении предиката, поэтому изменяю грамматическую форму предложения: Мой брат будет врачом – Мой брат был врачом. Предикативность выражается глаголом-связкой быть в будущем и прошедшем времени.
2) Я знаю, что в настоящем времени глагол-связка опускается. Значит, в предложении Мой брат – врач связка нулевая.
В предложении Мой брат – врач говорится о действии, происходящем в настоящем времени, но сказуемое опущено. Значит, предложение неполное, на месте отсутствующего члена предложения ставится тире.
2. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания?
3. Укажите предложения, в которых верно поставлено тире между подлежащим и сказуемым.
1) Январь – весне дедушка.
2) Упрямство – это порок слабого ума.
3) Бедность – не порок.
4) У лжи ноги – коротки.
5) Услужливый дурак – опаснее врага.
6) Жить – Родине служить.
7) Она – моя сестра.
4. Выберите модель, с помощью которой можно без ошибок выполнить предыдущее задание.
5. Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?
1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка.
2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть.
3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится.
4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится.
5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.
1. Расставьте и объясните знаки препинания в данных предложениях.
1) Сады сажать жизнь украшать.
2) Любовь к людям лучшее богатство.
3) Семь загадочное число.
4) Бедность не порок.
2. Выберите продолжение к данному предложению, чтобы в нем нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.
3. Верно ли утверждение?
Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, между ними всегда ставится тире.
Обоснуйте свою точку зрения.
4. Перестройте предложения, чтобы их содержание относилось к настоящему времени.
1) Доброе начало было половиной дела.
2) Дружба с хорошим человеком будет светом, дружба с плохим будет змеиным ядом.
3) Слово не было воробьем.
4) Родная сторона будет как матушка.
5) Девочка было очень красива.
5. Правильно ли расставлены знаки препинания в данных предложениях?
В чем причина допущенных ошибок? Что должен знать и уметь ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?
6. Согласны ли вы с такой постановкой знаков препинания? Почему вы так думаете?
1) Знания в юности – это мудрость в старости.
2) Каждый человек – творец своего счастья.
3) Голова без знаний – как фонарь без свечи.
4) Месяц январь – зимы государь.
5) Слезы ее – были слезы обиженного ребенка.
6) Незаконченное дело – что конь о трех подковах.
7. Несколько учеников проверяли одну работу. Оля нашла в ней 1 ошибку, Саша – 2 ошибки, а Сергей – 3 ошибки. Сколько ошибок нашли вы? Обоснуйте свое решение.
По какому алгоритму нужно работать, выполняя это задание, чтобы избежать ошибок?
8. Придумайте свое задание, подобное предыдущему, и предложите товарищам, выполняя его, воспользоваться вашим алгоритмом.
9. Ученик приводил примеры графических моделей постановки тире между подлежащим и сказуемым. Прокомментируйте его ответ.
10. Восстановите грамматическую сказку.
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и сказуемое в ___________ и ________________ времени. Но, как только случалось ___________время, Связка почти всегда заявляла:
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода ___________
и _________________ времени.
Попробуйте создать свою сказочную версию постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым.
11. Придумайте свое задание по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».
12. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания? Обоснуйте свой вывод.
1) Старший брат мой – учитель.
2) Старший брат – мой учитель.
Приведите свой пример, подобный данному.
1. Расставьте знаки препинания.
1) Помочь ближнему изведать радость.
2) Лгать это прыгать с крыши ночью.
3) Учиться всегда пригодится.
2. Объясните товарищу, почему в предыдущем задании 3-е предложение является «ловушкой». Можно ли придумать задание, в котором «ловушкой» будет предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже? Попробуйте свои силы.
3. Придумайте и запишите предложения, которые соответствовали бы данным моделям.
В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг: