Что значит нравственный поступок
Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)
На что ориентироваться
Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.
В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.
Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.
Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)
Как объяснить, что такое нравственный выбор? Самый простой вариант – привести примеры из жизненного опыта. Но не у всех учеников 9 класса набралось достаточно опыта, чтобы привести аргументы из жизни. Многомудрый Литрекон поможет Вам наверстать упущенное и аргументировать свою позицию в сочинении 15.3 на ОГЭ по русскому языку.
Слушай всех, прислушивайся к избранным
Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.
Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.
Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.
Невоспитанность
Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.
И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.
Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.
Откуда растут корни
Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.
Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.
Известные примеры
Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие – это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.
Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.
Благая цель
В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.
Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.
Обращаясь к духовности
Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.
Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.
Образцы
Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.
Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.
Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.
Правильное воспитание
Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.
Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.
Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.
Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.
Отношение к животным
Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.
Жестокое обращение с животными является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.
Загляните внутрь себя
Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.
Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.
Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.
Что такое «нравственность» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.
Философия нравственных поступков
План статьи
1. Введение
2. Как подсознательное влияет на поступки человека?
3. Понятие нравственного поступка по Бахтину
4. Народ и толпа. Понятие психологии масс
5. Массовые психозы, как источник войн и бедствий
6. Сдерживающие факторы по Фрейду
7. Природа человеческой агрессивности и способы борьбы с нею по Фромму
8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории
9. Вывод
Если судить о деятельности человека с позиции нравственности, то вся она характеризуется совокупностью его поступков, которые стимулируются, как его внутренними духовно-личностными установками, так и объективными, материально-вещественными, внешними причинами. Трудность моральной оценки тех или иных поступков человека проистекает при столкновении разных их оценок другими людьми, имеющими свои собственные морально-ценностные установки и правила. Таким образом, обосновать собственную моральную оценку с точки зрения принятия её в качестве таковой всеми участниками процесса, чаще всего – почти невозможно. Поэтому, с самой зари существования осмысленного человеческого общества, этика стремится выявить и проанализировать основные факторы моральной оценки, для приближения её к объективности.
Попытаемся разделить действия человека на два типа: действия-операции и действия-поступки для понимания механизмов действия и природы нравственного поступка. Действия-операции – это те, которые проявляются внешне, безотносительно к их значению, а действия-поступки – это произведённые совершенно сознательно и глубоко мотивированные.
Различия этих двух типов сразу проявляются при отказе от действий, когда существует их нравственная необходимость. Например, когда человек отказывает в помощи сильно нуждающемуся в ней. Например, уезжает с места автокатастрофы, хотя видит, что там есть раненные люди. Его полный отказ от каких-бы то ни было действий, в таком случае, является поступком, который осуждается с моральной точки зрения.
В свете такого разделения поступков на виды, получается, что и действие, и бездействие – всего лишь внешнее его проявление, а сущностью его будет нравственное содержание и смысл. Поэтому сам поступок можно рассматривать, как объективацию в действии или бездействии и его последствия, как субъективно мотивированное отношение субъекта действия.
Для установления моральных качеств поступка, важнее его ценностно-содержательная характеристика, а не его внешняя сторона. Справедливо, что оценка должна учитывать все его составляющие – внешние и внутренние, включая условия, при которых этот поступок был совершён.
Великий Кант так сказал о приоритетной ценности мотива поступка при его оценке с точки зрения морали: «Суть дела не в поступках, которые мы видим, а во внутренних принципах их, которые мы не видим». Следовательно, оценка поступка, которая не берёт во внимание его субъективную причину, существенно понижает благородство и сам возвышенный характер морали. Ведь она обязательно предполагает в хорошем поступке добрую волю и осознание долга. Таким образом, такая оценка абсолютно девальвирует и лишает необходимости моральную оценку в отличие от утилитарной, которая берёт в расчёт только голую результативность поступка.
2. Как подсознательное влияет на поступки человека?
Природа сознания и то, каким образом оно формируется – разными философскими школами и направлениями трактуется многовариантно. Используем одно из общих определений: «Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах». В общих чертах, структуру сознания можно представить так:
— Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний;
— Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
— Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
— Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Не вступая в многовековой спор с носителями религиозной морали, примем условие, что сознание человека стало результатом его эволюции в природе. С появлением живых форм на планете Земля и с наличием у них таких свойств, как чувствительность, возбудимость, раздражимость и т.д. эволюционные процессы закономерно пришли к формированию у них мозга и центральной нервной системы. Это, в свою очередь, привело к появлению у животных психики, которая в дальнейшем, привела к формированию механизмов психики у человека. Одним из следующих уровней развития психики стало сознания человека.
Человеку свойственно осознавать не только окружающий его мир, но и себя самого в нём. Осознание человеком себя, как личности, принято называть самосознанием. Это осознание человеком своих мыслей, чувств, мотивов, действий, задач, интересов, своего положения в обществе других людей.
Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. Это процессы, явления и состояния, воздействующие на поведение человека, но которые он не осознаёт. Бессознательная составляющая проявляет себя почти во всех процессах психики. Люди обладают бессознательными: ощущениями, мышлением, мотивацией, памятью и т.д.
Вместе с сознанием, бессознательные явления диктуют алгоритмы человеческого поведения. Но при этом, у каждого есть своя роль. Самыми сложными формами поведения управляет сознание. Это происходит автоматически и в случаях:
— возникновения неожиданных, сложных интеллектуально проблем, не имеющих готового решения;
— для преодоления сильного сопротивления (психического или физического свойства);
— при острой необходимости осознания, что человек находится в сложной конфликтной ситуации, чтобы найти оптимальное решение и выход;
— в ситуации, содержащей для индивида угрозу, если он не предпримет немедленных действий.
3. Понятие нравственного поступка по Бахтину
4. Народ и толпа. Понятие психологии масс
Толпой же называют случайное или почти случайное сборище людей, объединенных на одном пространстве лишь временным и скоро преходящим интересом. Это простое множество людей, лишенное органической связи и единства и какой-либо четкой внутренней организации. С позиций психологической науки, толпа отличается резким ослаблением разумного контроля в своем поведении. В ней проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. В любом обществе, к сожалению, всегда найдутся те, кто агрессивно смелы внутри толпы и ничтожно трусливы вне её. По словам Гёте: «Ничто не представляет собой такой бестолочи, как большинство, ибо оно состоит из сильных заправил, которые себя приноравливают, из слабых, которые себя приуподобляют, и из толпы, которая волочится за ними, нисколько не ведая, чего она хочет».
В стихии бушующей толпы, когда она овладевает поступками и даже судьбами людей, где порой даже интеллектуально и духовно сильный человек бывает бессилен перед ее слепотой и разрушающими или самоубийственными порывами, проявляется несовершенство или вырождение духовной культуры. Народ лишь тогда способен на великие дела, когда он организован и его ведут вперёд знания и ясно достижимая цель.
Как же народ превращается в толпу? Гюстав Лебон утверждал, что «первая из этих причин заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе».
Второй причиной он называл «заразу», способствующую быстрому образованию в толпе тех специфических свойств, которые он причислял к разряду гипнотических явлений. Ведь в толпе индивид легко приносит в жертву коллективному свои личные интересы, хоть это и противоречит его человеческой природе.
Третьей и самой важной причиной Лебон считал особую восприимчивость индивидов, собравшихся в толпу, к внушению. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок. Под влиянием внушения, такой субъект будет совершать, обычно не свойственные ему действия – громить, ломать и даже убивать, с неудержимой стремительностью.
5. Массовые психозы, как источник войн и общественных бедствий
Эффект зомбированной пропагандой толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и её двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения в чужой стране можно назвать геноцидом и военным преступлением или же просто неизбежными жертвами защиты своих национальных интересов. Тут всё зависит от того, какой идеей в данный момент времени «бомбардирует» посредством СМИ слабое сознание патриотов их политический вождь.
Массовым психозом также называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. Пролонгированное поведение больших общественных групп, которое не вкладывается в рамки официально действующей морали. Впитанные и усвоенные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения, часто уже давно морально устаревшие и попросту опасные, люди воспринимают, как некую данность, абсолютно не подвергая сомнению их истинность: «Деды и отцы так делали, и мы так будем».
6. Сдерживающие факторы познания человеческой природы. Загадки по Фрейду
Итак, в чём суть дела? Вот уж третий век психологи, психоаналитики, философы и примкнувшие к их отряду «ищущих истину – что же есть человек?» генетики всё время оказываются перед «всемирным заговором матрёшек». Открыв одно свойство человеческой натуры, все они, тут же оказываются перед очередной непонятной «матрёшкой» с абсолютно неизвестным им содержимым. Что если бы психология, предметом исследования которой являются мотивы, влечения, наклонности и намерения индивида, включая его отношения с близкими, разрешила бы все свои научные задачи и выяснила бы все эти взаимоотношения? Скорее всего, она оказалась бы внезапно перед новой задачей, ставшей для нее неразрешимой. Как объяснить тот поразительный факт, что ставший ей абсолютно понятным индивид, вдруг, при определенных условиях, чувствует, мыслит и действует совершенно иначе, чем этого можно было бы от него ожидать? И вдруг, именно это условие является его приобщением к человеческой толпе, которая в трудах уважаемых учёных приобрела качество психологической массы. Что же такое эта «масса» и благодаря каким тайным свойствам и законам она приобретает способность так сильно и порой даже необратимо влиять на психическую жизнь человека и в каких единицах заключается то душевное изменение, к которому она принуждает этого индивида?
Именно эти три вопроса, заданные Зигмундом Фрейдом более века назад, до сих пор являются главной задачей всей теоретической науки психологии. Весьма очевидно, что удобнее всего снова начать с третьего вопроса. Изучение наблюдений и опытов измененной реакции индивида может дать ключевой материал для понимания психологии масс. Ведь каждой попытке нового объяснения должно предшествовать описание того, что и должно быть объяснено.
7. Нравственные силы человека против его деструктивных побуждений, по Эриху Фромму
То положение гуманистической этики, которое утверждает, что человек способен познать добро и действовать согласно природе и силе своих возможностей, опираясь при этом на разум, было бы пустым звуком, если бы верной была догма о том, что зло является изначально врождённым качеством человека и является по сути частью его природы. Именно это и пытаются утверждать, порой с пеной у рта, противники гуманистической этики. Что человек, по природе своей, склонен к враждебному отношению ко всем себе подобным. Что он пребывает постоянно в состоянии ревности, завистливости и лени. И сдерживает весь этот дурно пахнущий букет его отрицательных свойств, якобы только страх. Представители гуманистической этики не устают уверять настороженное человечество в том, что человек от природы добр и что стремление к агрессии, убийствам и разрушениям вовсе не является неотъемлемой частью его натуры.
Это стало основой продолжительной полемики и одной из основных тем в развитии западноевропейской философской мысли. По сути, сегодня в мире, единственным надежным средством противостояния с иррациональной деструктивностью, по прежнему остаются только светлый разум человека и добрая воля нравственно здоровых людей. «Здоровое общество», о котором долгие годы писал и мечтал Эрих Фромм, так ещё и не создано.
8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории
В 18 веке, человечество, в лице своих самых просвещённых представителей, выработало общие установки нравственного поведения, которые получили укрепившееся за ними название «золотого правила» нравственности.
Термин же «категорический императив» принадлежит авторству немецкого философа Иммануила Канта, который создал и развил концепцию автономной этики. Она стала его «золотым правилом», оставленным им, как величайший дар своим современникам и нам, их потомкам. Суть его доктрины в том, что нравственные принципы были изначально. Они абсолютно не зависят от окружающей среды и существуют в постоянной взаимосвязи.
Человек – высшая ценность по Канту, обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых внешних и внутренних посягательств. Но и любой другой человек также обладает этим ценным чувством. Следовательно, каждый человек имеет свободу выбора своего способа поведения, но через призму восприятия другого индивида. Все их поступки взвешиваются на весах понятий о добре и зле.
История являет нам удивительные по своей силе нравственные поступки, которые совершают отдельные люди или даже большие группы людей. Вот только некоторые примеры. Удивительная правда о том, как целая страна, во время оккупации Дании войсками Гитлера, смогла спасти почти всех евреев, которые там находились. В результате позиции руководства Дании, во главе с королём и королевой, общественности, а также дружных действий датского Сопротивления почти все евреи Дании были спасены от уничтожения. Руководствуясь высокими понятиями о нравственности, датчане считали своих соседей-евреев соотечественниками. Они не стали делиться на «мы» и «они», как это, к сожалению, произошло во многих других странах Европы. Там были только «мы». Это произошло и благодаря «категорическому императиву Канта», в том числе.
Третий пример нравственного поступка, не такой трагичный, как два первых, произошёл на приёме у английской королевы, устроенном в честь Гагарина – первого космонавта мира. Во время чаепития, подали чай с лимоном. По этикету, чай пьют, оставляя лимонные дольки в чашке. Юрий Гагарин – парень из простой крестьянской семьи, выпил чай и съел лимонные дольки из него. Чопорные британские аристократы были поражены его бестактностью. Но королева Елизавета II нашла выход из неловкой ситуации и тоже съела лимон, достав его из чая. Все присутствующие повторили это за ней, сделав весьма этичным неэтичный момент. Этот забавный инцидент стал прецедентом. Сегодня, правила этикета при английском дворе допускают, что можно съесть лимон, вынув его из чайной чашки!
Труды великих и не очень великих учёных, философов, их находки и открытия на пути познания величайшей тайны, что же такое «человек», ведут человечество по нелёгкой дороге, помогая ему жить со смыслом или в его поисках. Кант, Лебон, Фрейд, Фромм – были нашими проводниками на этом пути. Сегодня, человечество ведут вперёд другие люди, может быть, не менее гениальные, чем их предшественники. Колоссальное развитие техники, открытия в различных областях науки, не делают самого человека лучше или хуже. «Золотое правило», «категорический императив Канта», законы Библии, Будды или уложения шариата, должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Стараясь жить по нравственным правилам, складывая свою повседневную деятельность из праведных поступков, мы сможем сделать свою жизнь и существование всего нас окружающего намного разумнее, гармоничнее и радостнее.
Список литературы и примечания: