Что значит нравственные уроки
Что такое нравственные уроки в литературе?
Какие нравственные уроки произведений классической и современной литературы может помочь увидеть и осознать учитель ученику? Почему это действительно важно и ценно в настоящее время? Разберемся далее.
Где найти нравственные ориентиры?
Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.
Как же справиться детскому сознанию с таким потоком информации, с таким количеством негатива.
Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.
В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.
Значимость уроков литературы
Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.
Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.
Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.
При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.
При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.
Можно предлагать детям искать ответы на вопросы о том, чего не хватает герою для того, чтобы быть человеком. В процессе разборе галереи портретов чиновников в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя можно предложить детям поразмышлять над способами спасения этих людей. Чего им не хватает, как сделать их души живыми?
Вопросы нравственности в произведения школьной программы
Вопросы нравственности, добра и зла, нравственных ориентиров необходимо разбирать на всех этапах изучения школьной программы по литературе.
В 5 классе, например, благодатную почву представляет материал народных и литературных сказок. Очень ценно именно для этого возраста то, что в сказках предельно понятны и даже гипертрофированы нравственные характеристики персонажей. Всегда есть плохие и хорошие герои. Необходимо только проговаривать, что смелость и бескорыстность – хорошо, а хитрость, алчность и предательство плохо.
Победа добра над злом, а также путь исправления плохих героев, прошедших испытания особенно полезны для формирования правильной картины мира у младших школьников.
Следующим этапом может стать изучение басен. Здесь уже дети знакомятся с обличением человеческих пороков, но в скрытой, аллегорической форме. Ведь и в жизни зло не всегда легко узнать.
Далее школьная программа предлагает ряд произведений о чистых и благородных героях, о чести и доблести. Пушкинские «Дубровский» и «Капитанская дочка» помогут детям научиться сопереживать героям, восхищаться их героическими поступками, высочайшим духовным уровнем.
Важно, чтобы впечатление о благородстве и понимание необходимости поступать именно исходя из таких принципов, было настолько сильно, чтобы перекрывать ежедневные впечатления от низкопробных продуктов современного телевидения.
Ну а в старшем возрасте школьники уже способны размышлять о нравственных проблемах, о духовных исканиях героев. Путь развития человеческой души дети будут анализировать, и будем надеяться, принимать близко к сердцу, читая «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», Толстого, Тургенева, Достоевского.
Учителю, особенно словеснику, никогда нельзя забывать о том, что он имеет дело с развитием человеческой души.
Уроки нравственности
Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.
Но в образовательном отношении особая важность отводиться урокам нравственности.
Процесс нравственного образования предполагает преемственность определенных общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, все уроки и, так или иначе, раскрывают содержание этих уроков. Одновременно содержание не просто повторяется, но и обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности.
Мы начинаем с правил вежливости, которую дети проявляют в ограниченном числе ситуаций, хорошо знакомым им, с форм проявления вежливости, которые также ограничены (например, “волшебные слова”), с ряда действий (встать при приветствии, ответе и пр.).
Постепенно курс от отдельных правил поведения переходит к обобщенным положениям, включающим ряд правил объединяющих их устойчивое выполнение каждой личностью, в нравственные качества, а позднее в группу взаимосвязанных качеств: (например, группу качеств, связанных с преобладанием волевых качеств (решительность) или с эмоциями (нетерпеливость). Объединение качеств может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых проявляются те или иные качества (содержание и форма поведения).
Дети постепенно подводятся к мысли, что именно правила нравственного поведения определяют отношения с другими людьми.
Если правила соблюдаются, то отношения между людьми складываются хорошие, доброжелательные, если же не соблюдаются, то отношения складываются неблагоприятные.
От класса к классу усиливается переход к самосознанию, самоизучению, самовоспитанию. Постепенно, шаг за шагом создаётся основа для создания “образ-Я”.
Поэтому часто уроки нравственности выходят за свои традиционные рамки и проводятся в самых разнообразных формах:
Безусловно, главной формой работы на уроке является этическая беседа. Коллективное обсуждение важных для детей вопросов, как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обогащению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний “впрок” для новых впечатлений, готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях.
Если ребята, по началу, задания выполняли не все, то, конечно же, никаких порицаний они не получали, главное – мы обязательно отмечали тех, кто принес работу. В результате работы, мы пришли к выводу, что нам необходим урок- отчет по домашним работам. И такие уроки мы стали проводить один раз в четверть. На них ребята выступали со своей творческой работой. В классе практически не осталось учеников, кто не выполнял домашнее задание. И раз от разу работы и выступления детей становились всё интереснее и интереснее.
Хочется рассказать и о других формах работы, где дети могут применить свои полученные знания. Остановимся на некоторых из них.
4-й класс. Раздел: Школьный этикет. Тема: Как встретить и отметить праздник.
Это занятие прошло у нас как урок-праздник “Моя мама самая, самая…”
Цель: необходимо, чтобы ребенок понял, что праздник только тогда становится праздником, если его ждёшь, готовишься к нему, зовёшь друзей и близких, чтобы они разделили с тобой веселье.
Были и такие мамы, которые не смогли присутствовать на празднике сами, тогда ребята проявили чудеса смекалки. Мы слушали кассету с записью песни мамы Озембловского Лени. Демин Максим принес видеозапись, где они с мамой вместе танцевали (Максим несколько лет занимается бальными танцами).
Восторг, удивление и гордость светились в глазах ребят на протяжении всего праздника.
Не забыли мы и тех мам, которые, к сожалению, не очень серьёзно отнеслись к нашей идеи, не пришли на праздник сами и ничего не подготовили. Всем таким ребятам мы предоставили слово, и они прочитали свои сочинения, которые были подготовлены заранее. В конце праздника наши мамы получили грамоты – награды: Умелые руки”, “Звонкий голос”, “Чудеса в решете”, “Садовод-волшебник”, “Классный” поэт”, “Лучший танцор” и т.д.
Каждый ребенок вручил своей маме золотую медаль (шоколадную). А учитель получил медаль в номинации “Самая “классная” мама”.
Не менее интересно прошло другое занятие в 4-м классе. Раздел: Как быть трудолюбивым. Тема: Почему человек становится лучше, когда трудится
Это занятие прошло в виде защиты проекта: “Что за прелесть эта шляпка”.
Цель: показать значение труда для развития способностей человека, его взаимоотношений с другими людьми.
Класс был разделён на две группы (участники – девочки и жюри – мальчики). Все девочки готовили и представляли свои шляпки, рассказывали, как они их сделали, из чего, какой образ хотели передать, подбирали музыку для демонстрации.
Хочется рассказать о занятии в 3-м классе. Раздел: Культура поведения. Тема: Слово лечит, слово и ранит.
Цель: показать детям значение слова в общении, отношениях людей, объяснив, что слово может быть и поступком.
На этом занятии все ребята изготовили из цветной бумаги цветок “вежливости”. На каждом лепестке они записали “вежливые” слова. Затем весь класс разделился на четыре команды, и каждая команда выбрала один из лепестков цветка. Перед ребятами стояла задача: подготовить миниинсценировку, в которой они спрячут свое “вежливое” слово, а другие команды должны это слово отгадать.
Цель: для выполнения общих дел нужна взаимопомощь.
Для выполнения этого задания, ребята неоднократно побывали в школьном музее, встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, активистами нашего музея. Результат работы ребят – восстановленный альбом – хранится в музее на почетном месте.
В продолжение военно-патриотического воспитания, хочется сказать о работе в 4-м классе. Раздел: Школьный этикет. Тема: Подарки к торжествам и праздникам.
Цель: отношение к подаркам, которые ты даришь и получаешь. Научить дарить то, что может порадовать. Научить правильно преподносить подарки.
На урок нравственности дети принесли свои поделки, мы с ними обсудили, почему родителям (папам) будет гораздо приятнее получить подарок, который изготовлен своими руками, нежели куплен в магазине.
Ребята разделились на группы и разыгрывали сценки, как подарить подарок и как его получать.
На этом же занятии прошла работа в группах по изготовлению подарка для Совета Ветеранов Войны. Из приготовленных заранее фигурок и заготовок, ребята выполнили работу-коллаж на военную тему.
Не менее интересна работа, где используется преемственность поколений.
В прошлом году я выпустила ребят из начальной школы в 5-й класс. Ребята много узнали на наших уроках нравственности, многому научились. И теперь они могут стать моими помощниками.
1-й класс. Раздел: Общение с окружающими. Тема: Твои старшие товарищи.
Это занятие-праздник под названием “Посвящение в ученики”. Пятиклассники вместе с первоклассниками подбирали стихи к нашему занятию. Помогали малышам учить клятву ученика, проверяли их. Готовили совместные сценки и рисунки.
На праздник пришёл весь пятый класс. А как были довольны первоклассники, и какая гордость звучала в их словах: “У нас появились старшие друзья!” А старшие друзья рады почувствовать себя взрослыми и поделиться тем, что уже умеют сами. И теперь слова клятвы первоклассника:
“Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
Дружбою не поступлюсь,
В этом тоже я клянусь!”
очень часто повторяются в нашем классе.
Пятый класс идет вперед и осваивает новые нравственные нормы, а первоклассники только в самом начале своего пути. Но тех и других ждёт много новых интересных открытий на уроках нравственности.
Урок классный час на тему «Урок нравственности»
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»
Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.
Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.
И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.
Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.
Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.
Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.
Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.
Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.
Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.
И для нас, педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.
Цели и задачи классного часа
Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;
Способствовать развитию нравственного самосознания;
Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;
Способствовать расширению кругозора.
Форма: час общения (практикум)
Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);
Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;
Подготовка детей для чтения стихов наизусть;
Отработка художественного чтения отрывка;
Подбор материалов для стенда.
Очерк Д. Гранина «О милосердии».
Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).
Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…
Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.
Выставка литературы по теме классного часа.
Ход классного часа
выбор (ответственного) руководителя группы
Работа над нравственными понятиями
А) словарная работа
К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?
Как вы понимаете значения слова «нравственность»?
Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску
Б) Подбор синонимов
Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?
Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие
забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь
Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?
В) Художественный пересказ текста:
Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.
(Ученик пересказывает текст)
Г) Беседа по содержанию
Какую проблему поднимает Д. Гранин?
По какому поводу собирается он бить тревогу?
Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).
Как вы понимаете значение этого слова?
Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
(Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).
Д) Подбор антонимов
А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Е) Работа со стендом
(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).
Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»
Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
Нужно ли милосердие в наше время?
В чем оно проявляется? Примеры.
В чем причины людского равнодушия и невнимания?
Можно ли воспитать милосердие в себе?
Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
Задание группам: (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)
Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине
Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
Прочитать материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.
Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)
Движение сестер милосердия
Прочитать материал о сестрах милосердия. Кратко рассказать о них.
Выразительно прочитать стихотворение в прозе, посвященное ей.
Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».
Как вы его понимаете?
Прочитать сочинения ваших ровесников по теме нашего классного часа.
Как они понимают, что такое милосердие?
Что вам понравилось в этих работах?
Прочитать продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».
Какой совет дает он читателю?
Прочитать цитаты, пословицы, поговорки.
Обдумайте их. Объясните значение.
Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
Отчет групп о проделанной работе.
Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.
Ученик читает стихотворение Э. Асадова.
Падает снег, падает снег –
А по дороге идет человек,
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека – обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Измена? Мечты ли разбитой зов?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случилась катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
А если в глазах у него тоска –
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет, к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»
( Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Уроки литературы-уроки нравственности?!
Уроки литературы- уроки нравственности?!
Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в обществе становится ведущей.
Теперь на мой вопрос ученикам :
-Есть ли у вас идеал? На кого вы хотели быть похожими?
— А зачем на кого-то быть похожим?
И, наверное, мы должны с ними согласиться. Каждый из них- личность, индивидуальность и имеет право быть самим собой. Но возникает другой вопрос:
— А ты считаешь себя совершенным во всём?
И чаще всего слышишь :
— К чему ты стремишься? Какова твоя цель? Слышу в ответ:
Да, поколение сейчас другое, и ценности тоже другие. Профессия, достаток и прочее…
Но даёт ли это настоящее счастье? А как же человеческие ценности? Такие, как добро, доброта, дружба, совесть, порядочность? «А как жить?»-спрашивает герой фильма «Ворошиловский стрелок».
Так иногда думаешь- может, ушло время литературы? Что может дать урок сегодняшним школьникам, если они (в век техники, компьютера, Интернет) и книги-то не читают, а если читают, то лишь то, что задаёт учитель по программе? Как разбудить чувства, вызвать эмоции.
И всё-таки прихожу к выводу: кто, если не мы?
Для учителя важны уроки, прожитые вместе с учащимися. Каждый урок литературы должен решать прежде всего воспитательную задачу и выполнять воспитывающую роль!
Я остановлюсь на некоторых моментах из своей практики.
Главный прием, который я использую на уроке,- создание проблемной нравственной ситуации, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности.
5 класс. Урок-ситуация по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
5 класс. Урок- ситуация по сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей».
7 класс. Урок-ситуация по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».
Таким образом мы развиваем способность исследовать собственные действия, поступки, учим разграничивать нравственные и безнравственные поступки.
Богатейшие возможности нравственного воспитания у произведений Н Лескова.
Искренность, теплота, идущая от сердца, чувство любви к людям движет поступками его героев. В его произведениях герой оказывается в сложной ситуации, когда нужно сделать именно нравственный выбор.
8 класс. Н.Лесков. «Человек на часах».
Человек на часах Постников за несколько мгновений должен сделать выбор между человеческим долгом и служебным. И он делает свой выбор, зная, что будет наказан.
Проблемный вопрос: правильно ли он поступил? А как бы ты поступил на его месте? А что значит «стоять на посту» сегодня?
Часто ли мы стоим перед выбором? А вам приходилось ли в своей жизни выбирать?
А уроки литературы –это действительно уроки нравственности, и мы ответственны за всё будущее поколение!