Что значит новая школа
Русский рэп новой школы
Вводные замечания
Чтобы сознательно упростить ситуацию в новую школу русского рэпа можно занести всех, кто появился на одной волне с Оксимироном.
Если Вы хотите разобраться в этом вопросе подробнее, придётся вспомнить откуда начинался весь отечественный рэп (если он вообще когда-то существовал).
Богдан Титомир, например, считает, что с группы «Кар-Мэн» у нас нет причин с ним несоглашаться. С тем куда отнести Кар-Мэн, Мальчишник, Bad Balance проблем нет. Это старая школа в чистом виде.
Для тех, кто родился в начале 90-х русский рэп скорее всего начался с Децла, он как продолжение Bad Balance тоже попадает в старую школу.
1999 год запомнился выходом фильма Антикиллер и резким взлётом популярости группы Каста. Каста, это шаг вперёд по сравнению с Децлом, но всё ещё довольно самобытный русский рэп пусть и в более чётких границах.
Появление Noize MC как культурного феномена доказало, что русский артист в смежном с рэпом жанре может быть не просто каррикатурой или калькой, но вполене самостоятельной единицей.
Примеры творчества рэперов новой школы
Оксимирон рифмует «Принцип» и «Принцип» в песне Песенка Гремлина
Хаски рифмует «Черепах» и «Черепах» в песне Черным-черно
Замай рифмует «Новый Джордан» и «Новый Джордан» в голове у Гнойного
Русский рэп новой школы. Пародия
Что нового в Новой школе?
Анастасия Лунина
11 декабря 2017 • 14:59
Школа педагогов и директоров продолжает свои изыскания в сфере педагогического новаторства. Объектом внимания зимней сессии стала школа, которая так и называется — «Новая», экскурсия в нее позволила участникам лично оценить степень новизны.
Московская Новая школа в своем идейном воплощении существует с 2005 года, но стены обрела совсем недавно. Фонд «Дар» под управлением Юлии Вешниковой потратил на поиск здания, формирование команды единомышленников и осмысление концепции подхода к образованию долгие 12 лет.
1 сентября 2017 года в Новой школе начался процесс обучения и обживания, так как присутствие на уроках и получение необходимых знаний для жизни не должно идти в разрез с самой жизнью, полноценной и насыщенной. Преподаватели Новой школы считают: детство не заканчивается на пороге школы, а академические результаты — это плоды живого интереса к познанию, а не эффективной зубрежки. Все чаще и чаще в педагогических кругах звучит неглупая мысль, что дети — это, прежде всего, люди, а не ученики. В основе этого, «человеческого» подхода в образовании, лежит идея свободного выбора и принятия во внимание особенностей и интересов детей. Вот и в Новой школе во главу угла ставится реализация навыков и способностей ребенка и обучение гармоничному взаимодействию с миром. Впрочем, обо всем по порядку.
Кофе и круассаны с приветливым директором Новой школы, Кириллом Медведевым
Детей и родителей отбирают себе под стать: дело-то общее. Поэтому собеседование с родителями — обязательный этап поступления в школу — рассказывает Сергей Плахотников, руководитель начальной школы (прим.: на его ярко-красной толстовке красуется надпись «Открыли тетради, закрыли рты» — одна из наиболее употребительных фраз общеобразовательной школы, уходящей ныне в историю).
Сергей Плахотников демонстрирует участникам Зимней сессии Школы педагогов и директоров устройство «столярки»
Математику, русский и английский языки, конечно, тоже никто не отменял, но важнее проверить, подходят ли друг другу все три партнера: ученик-учитель-родители, — играть в «перетягивание удава» здесь никто не собирается. Даже за короткую историю школы был прецедент, когда родители, пораженные отсутствием дневников, оценок и замечаний красной ручкой, настолько растерялись, что забрали совершенно счастливую девочку в более понятную им структуру (о дальнейшей ее судьбе ничего не известно, но, думаем, все более-менее хорошо). Да и школа оставляет за собой право отказать в приеме без объяснения причин, что, если честно, лишь удваивает спрос.
В театральном зале Новой школы можно ставить настоящие спектакли и проводить школьные собрания
Большое внимание в школе уделяется спорту и технологиям. С детьми работают семь преподавателей спортивных дисциплин (включая художественную гимнастику и борьбу) и четверо — по технологиям. Системы отметок нет: мотивацию к обучению в Новой школе стараются стимулировать другими средствами. Отсутствуют и звонки с урока и на урок. Их заменяют философские ремарки а-ля «Девять-тридцать девять, а все ли ты успел сделать?».
Домашнего задания также стараются избегать — в классе и без того много работы. У детей принято так называемое «гостевание» (прогулки по классам и знакомство с другими параллелями), часть занятий и вовсе проходит в смешанных группах. В начале декабря состоялась первая школьная ассамблея. Для старшекласников «пропуском» на ассамблею служил ученик младшей школы, с которым обязательно нужно было познакомиться и подружиться. Процесс выбора на встрече поколений исходил из личных симпатий, похожести. Но «никто не ушел обиженным».
Один раз в месяц дети посещают музей, предварительно его выбирая. Еженедельно проводятся школьные собрания. Родителей привлекают к занятиям физкультурой («зарядки с родителями»), а также совместным вечерам, зачастую, с гитарой, играми, творческой импровизацией.
Спортивный зал Новой школы
В основной школе с учащимися работают тьюторы и медиаторы (специальные люди, призванные разрешать зарождающиеся конфликты). Тьюторы служат неким «структурирующим зеркалом» для подростка: они фиксируют его цели, стремления, перемены в интересах, но не давят, не призывают к ответственности и не корят. За три месяца для преподавателей и тьюторов было проведено более ста тридцати обучающих семинаров.
Широко развита и система дополнительного образования. В настоящий момент на программе обучаются около четырехсот восьмидесяти детей. Основные направления — спорт, музыка, искусство и технологии. Есть занятия по робототехнике, пользующиеся огромной популярностью, несомненно — компьютерные классы. Урокам фортепьяно предпочитают этнические барабаны, электрогитару. И мальчики, и девочки посещают занятия по кулинарии.
Директор по развитию дополнительного образования Новой школы, Яна Кудрявцева, рассказывает о специфике своего направления
Новая школа в некотором смысле «троллит» запреты, принятые в школе старого образца: в коридорах и читальном зале можно найти электронное пианино и барабанную установку с призывными надписями «Играть можно!» (благо, в современном мире широко используются наушники).
В Новой школе писать на стенах разрешается!
Если повсеместно детям запрещается рисовать на стенах, то здесь даже создаются специальные стены для письма и рисования. Ну а что?! Ведь это самовыражение!
К тому же, по мнению педагогического состава и администрации Новой школы: «Школа — это не только стены!» И даже, вернее будет сказать, прежде всего, не они.
Фото Николая Середина
Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?
50 главных событий в русском рэпе: новая школа
На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.
В «десятые» русский рэп переживает наплыв новичков. Это происходит, когда сменилось не только поколение артистов, но и поколение слушателей — для которых нормой был не бумбэп 90-х, а Drake и A$AP Rocky. Процесс превращения «из ноунейма в звезду» ускорил интернет. Благодаря ему у практически любого исполнителя — даже самого, на первый взгляд, необычного — есть шанс быть услышанным и найти поклонников.
Если Макс Корж сходу покорил большие площадки, то у его соотечественников ЛСП на это ушло несколько лет. Едкие, злые песни про то, как скучно живётся их героям, изначально метили на широкую аудиторию и большой успех. Но и то, и другое появляется в 2015 году, вместе с выходом альбома “Magic City” и песни “Безумие”. “Когда на постоянной основе что-то делаешь, твой путь превращается в череду больших и маленьких событий-чекпойнтов. С каждым таким эпизодом ты захватываешь новую аудиторию, людей на концертах (и денег) становится больше. Потом ты стареешь, помолодевшую аудиторию потихоньку отвоевывают новые герои. Потом ты умираешь”, — в свойственной ему манере описывает путь группы фронтмен Олег ЛСП.
Москвич Yanix показал, что хвастливый, циничный рэп из Атланты может органично звучать на русском языке — не пародийно и не вызывая чувства стыда. Так, в лексиконе рэп-слушателя появляются слова “хайпим”, “трэп-хата”, “бэнкролл” и другие. Теперь фраза “Я иду по блоку” уже не кажется чем-то странным и смешным.
Из Чебоксар приходит совсем другая волна: участник группы Aztecs (локально популярной, но не более) ATL начинает записывать микстейпы серии “FCKSWG”, где удивительно органично звучит на битах “с прямой бочкой” — совсем как ранний Лок-Дог. К 2015 году ATL уже стал артистом с собственным лицом и сформировавшимся кругом поклонников. Собственная постапокалиптичная мифология, новый звук — не столько хип-хоповый, сколько электронный, отличные песни и трудоспособность делают свое дело. В конце 2015-го у ATL выходит альбом “Марабу”, один из лучших альбомов года и важное звено в цепи пластинок, “перевернувших игру”.
Петербуржец Hash Tag, вдохновляясь одновременно южным рэпом 90-х (Three 6 Mafia, UGK) и отечественной культурой 90-х, записывает сердитый, ироничный рэп о судьбе поколения. Такого было много на его двух микстейпах «Золото Маккены» и «Fresh», эта же линия (хоть и с некоторыми оговорками) продолжается на альбоме «Artist», вышедшем в 2015-м.
В конце 2013 года казахский рэпер Скриптонит выпускает клип “VBVVCVND”, который вызывает широкий резонанс что среди рэперов, что среди обычного слушателя. Через пару месяцев Скриптонит подписывает контракт с “Газгольдером” и начинает работу над дебютным альбомом. С каждым новым треком Скриптонит привлекает к себе всё больше внимания: ему одинаково хорошо удаются “трэп-боевики” и более мягкие песни, скорее ориентированные на девичью аудиторию. В 2015 дебютный альбом Скриптонит становится одним из самых ожидаемых релизов года, рэпера зовут выступать на “Пикник “Афиши”. Становится известно, что Скриптонит планирует выпустить сразу два альбома. В конце года выходит один — “Дом с нормальными явлениями”. Выход из зоны комфорта для русского рэпа: смесь хип-хопа, рока, блюза и не только. Альбом, который делает большой шаг вперёд за весь жанр.
Движение YungRussia объединяет рэп-артистов (и не только артистов) разной географии, но одинаково увлеченных поиском нового звука. Его лицом становится московский рэпер Pharaoh, настоящий молодежный герой. Начинал он с трилл-рэпа, но теперь в его музыке можно найти самые разные влияния — от гранджа до “Yeezus”-овского индастриала.
В итоге сейчас говорить о какой-то цельности жанра не получается: современный русский рэп не монолитен, а разделен на группы по интересам. Но в том его прелесть — в 2016 году рэп в России стал на удивление мощным: если в начале о нем говорили как о чем-то подражательном, то сейчас его самобытность не заметит только ленивый.
«Мы вовсе не отрабатываем родительский заказ»: чему будут учить в «Новой школе»
1 сентября начинается первый учебный год в «Новой школе», созданной при поддержке благотворительного фонда «Дар». «Афиша Daily» поговорила с ее руководителями и ключевыми сотрудниками о том, что такое «Новая школа», как туда попасть и чему там учат.
— Какими принципами вы руководствовались, создавая «Новую школу»?
Медведев: Любая школа ищет ответ на вопрос, каким должно быть современное образование. В частных школах распространенная тема — закрытость: мы как раз хотим работать в парадигме открытости, стараемся привлекать профессионалов, которые нам интересны. В этом смысле «Новая школа» — социокультурный проект, включающий как саму школу, так и образовательный центр.
Вешникова: В школе мы практически все стремимся обратить в образовательный процесс. То, что называется «Образование-360», когда ребенок постоянно находится в процессе учебы. К сожалению, начальная школа часто делает так, чтобы ребенок задавал как можно меньше вопросов. И только вырастая, люди понимают, что правильно заданный вопрос — это на 80 процентов решение проблемы. Поэтому мы подталкиваем детей к тому, чтобы учиться задавать вопросы.
— Ваша школа с порога встречает будущих учеников необычным пространством. На какое взаимодействие с ним вы рассчитываете?
—Медведев: Мы выстраиваем школу — среду для развития всего сообщества — детей, родителей, учителей. Коридор, например, не только выполняет транспортную функцию, но и является местом, где ребенок мог бы взаимодействовать со школой, заниматься, общаться. Мы специально не добавляли много цвета, так как считаем, что он должен прийти вместе с детьми, которые будут его переосмыслять и дорабатывать. Аналогично и с кабинетами: они устроены так, что в них можно достаточно свободно поступать с мебелью. Как видите, тема выбора и осознанности для нас очень важна: дети должны присвоить пространство и сами решить, что там будет. У нас есть симпатичная фантазия — поставить рядом с кабинетом музыки электронные музыкальные инструменты с наушниками, чтобы дети могли поиграть, никому не мешая.
То же самое и с центром дополнительного образования, работающим во второй половине дня. В это время сюда придут совершенно другие, в том числе взрослые, люди, и для них это пространство тоже должно быть необычным, располагающим к занятиям.
— Список летнего чтения для учеников «Новой школы» выглядит довольно обширно и отличается от программ ведущих гуманитарных школ Москвы. Это будет сугубо авторский курс с определенной траекторией и нацеленный на определенный результат?
Волков: Программу «Новой школы» по литературе никто еще не видел, включая меня, так что мне очень интересно читать отзывы о ней. На самом деле мы будем опираться на программу, разработанную в самом конце 1980-х годов в Институте развития образования МИРОС, и на новую линию учебников «Просвещения», которая во многом этой программе наследует. Главная ее идея — развитие читательского интереса и читательских умений. Ребята прочитывают очень много, и книги рифмуются друг с другом самыми прихотливыми способами, объединяясь в неожиданные блоки. Это программа-конструктор для творческих учителей и для всех без исключения детей. Нам важно, чтобы дети учились читать текст и понимать, что им сказал стоящий за текстом человек; чтобы потом они вступили с ним в диалог, сформулировав свою ответную реплику.
— По какому принципу набирался корпус педагогов?
Волков: Я набирал словесников. Мне были нужны люди, которые знают предмет, адекватны, которым интересно жить, которые готовы слушать и слышать другого, вступать в диалог с учеником и которые сами хотят учиться. Таких и взяли.
Медведев: Нам важны интересные и самобытные люди, но самое главное, чтобы они были профессионалами. Существенный фактор — ценностная система: человеку должно быть не все равно, потому что работа в школе это, конечно, дело жизни. Важно умение договариваться и сверять ожидания с коллегами и ребятами. У нас есть упор на традицию сильных школ, но в то же время мы ждем от преподавателей гибкости, умения познавать мир и адекватно на него реагировать.
Вешникова: В школе предполагается командная работа, но команда состоит из педагогических звезд. Люди должны уметь слушать друг друга и — несмотря на то что они мэтры своего дела — менять мнение, если чьи-то доводы их убедили. Но не надо путать это с изменой принципам. Скорее речь идет о готовности пересматривать профессиональные подходы. К сожалению, для звездных педагогов характерна некоторая косность, но мы попытались собрать тех, кто дает себе труд задуматься и попробовать что-то новое. И наш директор дает возможность работы в команде без авторитарного режима. На мой взгляд, это выгодно отличает нас от большинства очень хороших школ, в которых выстраивается вертикаль власти и все решения зависят от одного человека. А если этот человек — звезда — покидает проект, то через пару лет школа накрывается. Нам было важно выстроить системную вещь, которая будет жить века, как Кембридж: там важно не имя директора, а набор принципов, которые работают на общий бренд. Надеюсь, что у Кирилла Владимировича хватит мужества с этим справиться, ведь искушение все взять в свои руки есть у каждого.
Медведев: Я давно нахожусь в школьной и университетской среде и знаю, насколько сложно выстроить горизонтальную структуру, когда учителя или заведующие кафедрами собираются и что-то реально решают. Но в то же время включение горизонтальных элементов имеет большую отдачу для всех. Поэтому мы стараемся держаться этого режима как можно дольше. Безусловно, есть моменты, когда ситуация не приходит к общему решению, и тут уже приходится включать классические вертикальные механизмы.
Вешникова: Да, разумеется, в процессе ежедневной (но не скажу, что рутинной!) работы «Новой школы» администрация, учителя, дети будут искать, разрабатывать, разумно заимствовать и реализовывать самые разные педагогические и организационные подходы и решения. Но главные принципы, на которых основана «Новая школа», будут сохранены именно как система ценностей, как база, как фундамент. Поэтому фонд, подготовив, организовав, полностью профинансировав и запустив наш проект, не оставит его после начала учебного года. И речь не только о материальной поддержке, о финансировании, которое будет требоваться школе еще долгое время, — мы создаем попечительский и наблюдательный советы «Новой школы», которые, не вмешиваясь каждодневно в работу собственно образовательного учреждения, будут внимательно наблюдать за жизнью и тенденциями и охранять те самые ценности, о которых я говорила выше.
— Не боитесь ли вы, что, выпустившись из «Новой школы», человек потеряется в мире заниженных образовательных требований?
Вешникова: Вовсе нет. Если человек набрал некоторое количество нужных познавательных инструментов, он найдет себе ресурс. Он будет в состоянии понять, там ли он оказался и достаточно ли ему возможностей — а если недостаточно, то как их можно добыть. Мы хотим создать в школе атмосферу хорошей неуспокоенности, чтобы человек не останавливался, а имел привычку к постоянному саморазвитию.
Медведев: Так и к неопределенности готовиться проще. Ведь никому толком непонятно, чего ожидать, что будет в нашей жизни через пять лет и как к этому двигаться. Все понимают, что происходят изменения, и важно научиться с этим как-то справляться — как ребенку, так и взрослому. Причем не через десять лет, а прямо сейчас. Это история про выбор, и в школе мы будем стремиться развивать, тренировать умение выбирать. Взрослым очень тяжело предоставить ребенку много выбора, но нам все-таки кажется важным эту тему актуализировать.
— Сегодня помимо профильного гуманитарного (и не обязательно гуманитарного) образования в школах существует множество открытых лекций, семинаров, многие из которых успешно институционализированы. Отличается ли подход «Новой школы» от привычных форматов, в которых фигурах носителя знания все еще находится в приоритете перед теми, кому это знание предназначено?
Медведев: Хороший вопрос. У нас не было изначальной задачи отличаться. Мы не думали над вопросом «От чего в массовой школе вы хотели бы отказаться?». Скорее нам важно что-то оттуда взять. Но в то же время мы сделали выбор в пользу индивидуальных траекторий обучения, подразумевающих разные возможности для того, чтобы ребенок мог управлять своим временем. В старших классах, которые мы пока не запустили, возможны даже индивидуальные расписания и индивидуальные учебные планы. В общем, это вектор, куда можно двигаться, свою программу относительно него выстраивать. Это не гуманитарный или математический профиль — это личный профиль ученика, который подразумевает личные интересы, возможности и стремления.
Ну и позиция «говорящей головы» априорно должна понижаться. «Говорящая голова» подразумевает простую передачу знаний. Нам же кажется, так быть не должно — даже в тех случаях, когда экспертное мнение чрезвычайно важно. Есть опыт коллег из Еревана, где для речи учителя выделяется не более 15 минут за урок. Мы таких специальных правил не вводили, но мы все равно стремились задействовать субъект-субъектную форму взаимодействия. Это, конечно, сложно, но мы прокладываем маршрут в эту сторону. Здесь важную роль играет и дополнительное образование, куда приходят совсем другие, незнакомые детям люди, с которыми надо как-то взаимодействовать. Это история про эмоциональный интеллект, о котором сейчас часто говорят.
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа Что такое биф, флип и низкий флекс
Хип-хоп продолжает уверенно входить в российский мейнстрим: Сергей Шнуров позирует с Фараоном в своем инстаграме и называет его творчество «полным Пинк Флойдом», Оксимирон, выступив на Первом канале, собирается покорить «Олимпийский», а его баттл с рэпером Гнойным собирает десятки миллионов просмотров, моментально становясь главным событием в русскоязычном YouTube.
Для неподготовленного слушателя погружение в мир нового русского рэпа может оказаться болезненным: строчки вроде «BAPE на тело, скейт под ноги, меня хочет твоя шоти» и «Я стартую в низком флексе, шаришь, кто здесь на финессе» могут вызвать культурный шок. Для того чтобы более свободно ориентироваться в том, кто, как и о чем читает последние пару лет в России, мы составили краткий словарь.
Один из самых заметных представителей нового российского хип-хопа, который некогда описывал свою музыку как «фьюче-шансон». Победной формуле рэпер из Новочебоксарска не изменяет: год за годом ATL выпускает пластинки, наполненные бодрыми рейв-ритмами и текстами о языческих ритуалах.
«Антихайп»
Объединение, которое возглавляет Слава КПСС, он же Гнойный. «Антихайп» заявляет о себе как о «новой культурной парадигме», но, как и любые другие заявления Славы, принимать это нужно с львиной долей иронии: на деле петербургский рэпер-провокатор и его друзья (а именно Замай, СД и Букер) саркастично обыгрывают конъюнктуру (читай «хайп»), записывая строчки вроде «Если бы не Рубчинский, я бы не *** (занимался сексом)».
Автотюн
«Я наврал тебе, подруга, я не умею петь. / Она просила ворковать ей в ушко, но в реале автотюна нет» (Dopeclvb feat. Thomas Mraz & Basic Boy, «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп»).
Программа обработки и коррекции голоса, один из основных атрибутов новой школы, который сначала получил широкое распространение на Западе. Одним из первых артистов, популяризирующих автотюн, считают Канье Уэста с альбомом «808s & Heartbreak». Позже программу начали активно использовать рэперы из Атланты — например, Future и Янг Таг, а с некоторым запозданием тренд добрался и до местных исполнителей вроде ЛСП.
Баттлы
Поединки, в ходе которых рэперы пытаются максимально унизить друг друга, за последние несколько лет перебрались в мейнстрим, став одним из главных развлечений россиян — для своей политической кампании баттл-культуру пыталась апроприировать даже партия «Справедливая Россия», выпустив ролик с анимированным рэпером «Оксимироновым». Недавний баттл Оксимирона и Гнойного (события ждали около года) набирает миллионы просмотров за считанные часы, помимо популярных «Версуса» и «СловаСПБ», появляются новые проекты (правда, тоже в Петербурге): например, баттл «Рвать на битах».
«Ты начал граймить, как Соня-пушка. / Но ты не байтер — повторюшка-чушка!» (из баттла Сони Мармеладовой против Edik Kingsta на 140 BPM).
Заимствование стиля, флоу, строчек или любого другого элемента чужой музыки. Одно из главных оскорблений в хип-хопе, где среди главных ценностей, — самобытность и верность своим словам.
«Лечу на блок, я принял пост, ночной дозор, район контрол. / Я выгляжу как ночной волк, с лука льется соус» (Yanix, «Когда гаснет свет»).
Блок — район, место силы.
«Что такое биф? Биф — это война, в которой каждый против всех. / Биф — это когда лишь только наглых ждет успех» (Oxxxymiron, «Что такое биф?» feat. Schokk).
Открытая вражда между рэперами. Закончиться она может не только неспешным обменом диссами, но и физической расправой.
Бадибэг
«Ты гомункул Экшна Бронсона / Брат, это бадибэг вечера» (из баттла Walkie против Edik Kingsta на 140 BPM).
От английского body bag — дословно «мешок для трупа», а точнее — однозначная победа эмси в батлле.
Big Russian Boss
Рэпер-комик, скрывающийся под мантией и накладной бородой, ведущий одноименного YouTube-шоу. В 2016 году выступал на экономическом факультете МГУ с лекцией о создании успешного бренда в медиапространстве.
Versus
Самый популярный в стране баттл, каждый крупный выпуск которого набирает десятки миллионов просмотров и мгновенно расползается по Сети в форме мемов. Схватку Оксимирона и Джоннибоя посмотрели 39 миллионов раз, но стоит учесть, что совсем недавно в Сеть выложили самый долгожданный поединок если не всей истории «Версуса», то как минимум года — Oxxxymiron против Гнойного. Выступления традиционно записывают в петербургском баре «1703», а ведет их создатель проекта Александр «Ресторатор» Тимарцев.
Видеоблогеры
«Жив ты или сдох, платишь ли налоги, / Если ты в рэпе плох, будто бы видеоблогер, / Если ты ум — плен тугой и убогий — твое будущее / Нищий труп у дороги» (The Chemodan, «Что нам осталось»).
Переходу хип-хопа в мейнстрим способствуют в том числе и блогеры-миллионники, аудитории которых оказались интересны каверы на популярные рэп-хиты и даже откровенно дилетантские выступления на «Версусе». Главные герои — Ларин, Эльдар Джахаров и Хованский, апроприировавший основной сентимент возмущенных рэперов: «Как же … [надоели] эти лицемерные мрази, что в погоне за хайпом лезут к нам, в рэп».
ВК-рэп
Неофициальный тэг, которым обозначают лоуфайные записи молодых рэперов из недр «ВКонтакте». Еще три года назад вк-рэпом можно было назвать творчество, например, Фараона.
«Газгольдер»
Лейбл и одноименный московский клуб Василия Вакуленко (он же Баста, Ноггано или Нинтендо) — патриарха российской хип-хоп-сцены. Несмотря на кажущуюся консервативность (военно-патриотические песни и ультимативные заявления в духе „Децл — лохматое чмо“), Баста способствовал популяризации новых имен вроде Скриптонита и T-fest (одни из самых видных подписантов «Газгольдера») и не стал отказывать Фараону, который обратился к нему на вы с просьбой записать куплет для трека «Герой».
Гнойный
Вячеслав Карелин, он же Гнойный, он же Соня Мармеладова, он же Слава КПСС, он же Бутер Бродский, он же Валентин Дядька — 27-летний рэпер из Хабаровска, победитель недавнего баттла с Оксимироном. Сотни релизов, которые записал Слава, логически разделены по его псевдонимам: например, Соня Мармеладова записывает хлесткий грайм, Слава КПСС сравнивает себя с Рамзаном Кадыровым (к слову, Вячеслав выпускал извинение перед чеченским народом, правда, из-за других строчек), а Бутер Бродский читает про «крупскую шишку как русскую пышку», которая «вкусная слишком для социалистов».
Гострайтинг
Анонимное сочинение куплета или всего текста на заказ для другого артиста. В западном хип-хопе в пользовании услугами гострайтеров чаще всего обвиняют Дрейка, в русском — рэпера ST. При этом гострайтинг — важная статья дохода для многих артистов.
«Грибы»
Украинская группа, ставшая народной за рекордный срок: от дебютного бэнгера «Интро» до захватившего Россию вируса «Тает лед» прошел ровно год. Последний хит к рэпу почти никак не относится, но «Дом на колесах, ч. 1» — по-прежнему один из самых интересных хип-хоп-альбомов на постсоветском пространстве.
Гоша Рубчинский
«Я как Гоша Рубчинский — самый модный тренд. / Гоша Рубчинский — это мой best friend» (Face, «Гоша Рубчинский»).
Российский дизайнер, которого не упомянул только ленивый: молодые рэперы читали (а некоторые читают до сих пор) о главном катализаторе моды на постсоветскую эстетику буквально наперегонки, то ли всерьез его критикуя или восхваляя, то ли просто в попытке паразитировать на его славе.
Дабл-тайм
«Я не дабл-тайм, я high white. Который час? — Грайм-тайм» (Obladaet, «0 TO 100 Drake Remix»).
Скоростная читка, при которой текст зачитывается в два раза быстрее бита. Из-за высокой скорости дабл-тайм в хип-хопе иногда ошибочно принимают за грайм, хотя грайм — это совершенно отдельный и самостоятельный жанр, основанный на британской электронной музыке, а дабл-тайм — это разновидность флоу, то есть манеры читки.
DeadDynasty
Основанное в 2013 году объединение рэперов, продюсеров и дизайнеров, во главе которого стоит Глеб Голубин, он же Фараон. Сейчас его участники выпускают резонансные микстейпы, собирают большие концерты по всей России и даже записывают саундтреки к презентациям Yves Saint Laurent.
«Те, кто диссят нас в инете, заходили ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).
От английского diss, disrespect — трек, в котором рэпер выражает ненависть к своему оппоненту. Обычно такие выпады провоцируют обоюдный обмен оскорблениями, который может затянуться на неопределенное время. Часто диссы записывают исключительно с целью привлечь внимание более известного исполнителя и его фанбазы и поэтому остаются без ответа.
«Я хотел придумать дэб, но это сделал Лева *** [к черту] Леву!» (Acid Drop King, «Я проблема» feat. Pharaoh).
От английского dab — танец, популяризированный рэперами из Атланты — например, Migos. Спустя несколько лет тренд добрался до России и клипов рэпера L’One в частности, а в 2017 году дэбали уже на Первом канале.
Dopeclvb
Уфимское объединение музыкантов, в которое на данный момент входят рэперы i61, Basic Boy и Glebasta Spal. Раньше в команде числился ныне отбывший на Booking Machine (концертное агентство Оксимирона) артист Thomas Mraz. Участники Dopeclvb записывают среди прочего жизнерадостный рэп про «вечеринки нулевых до утра» и ироничные песни вроде «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп».
Жак-Энтони
Жак-Энтони Меньшиков — автор песни «Тот самый негр» и саундтрека к последнему фильму Сергея Бондарчука. Записывает мрачноватый трэп в духе Трэвиса Скотта и почему-то не расстается в своих клипах с бутылкой молока.
«Закат 99.1»
Молодое московское объединение, участники которого называют свою музыку «аудиопанком», а себя — «киберублюдками». В текстах часто упоминаются пауэрбанки, инстаграм, телеграм и другие волнующие слух современного подростка темы.
Yeezy
«Yeezy Boost на ногах, я настолько популярен, / Я пришел к твоей сестре и оказался в твоей маме» (Face, «Yeezy Boost»).
Одни из любимых кроссовок российских рэперов, над дизайном которых работал Канье Уэст. Чтобы купить оригинал, придется постоять в очереди.
Imperial
Трек Porchy, лондонского битмейкера и близкого друга Оксимирона. «Империал» примечателен тем, что это один из немногих случаев, когда рэперы диссят друг друга на одном треке. Согласно одной из версий, Porchy предложил Олегу ЛСП записать куплет для нового трека, после чего Олег прислал фактический дисс на Оксимирона и его агентство Booking Machine. Porchy рассказал об этом самому Оксимирону, после чего тот дописал к треку свой обличительный куплет. В итоге конфликт еще долго обсуждали в Сети, а два рэпера окончательно поссорились.
Клауд-рэп
«Ты хотела делать клауд, но я делал ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).
Поджанр хип-хопа с замедленными битами и неспешным флоу, особенно популярный во «ВКонтакте» несколько лет назад. Основными ориентирами для российских клауд-рэперов были американец Bones и швед Yung Lean.
Kizaru
Рэпер с красивой историей. Если верить артисту, в 2014 году он сбежал в Барселону из Петербурга, где его собирались судить за продажу запрещенных веществ. Уже в 2015 году Kizaru флексил на берегу Средиземного моря в белоснежном худи Thrasher — так выглядел клип на трек «Nikto ne nuzhen», собравший 5 миллионов просмотров на YouTube. Позже рэпер рассказывал, как его по IP вычислили сотрудники «Интерпола», после чего он четыре месяца сидел в местной тюрьме.
Коллаб
«Они все хотят коллаб, обойдутся / Тебе нужен мой флоу? Купи на айтюнсе» (Obladaet, «Zloi Negr Freestyle»).
Коллаборация, совместное творчество.
Кузнецкий мост
«Как завещал Saint Laurent/Кузнецкий мост, и вечные французы/Оттуда моды к нам, и авторы, и музы» («Кузнецкий Сквад», «Сквад»).
Место силы молодых хайпбистов, собирающихся возле магазина «КМ20», где продается Off White, Гоша Рубчинский и другие реликвии модников. «Кузнецкий» периодически упоминается в текстах рэперов новой школы, а с недавних пор на улице сформировалась собственная рэп-группировка — «Кузнецкий сквад».