Нормандия-Неман фр. Escadron de chasse 1/30 Normandie-Niémen
Годы существования
ВОВ: 303 иад 1 ВА ныне: 30 e Escadre de chasse
Почётное наименование «Неманский»
Нормандия-Неман (фр. Normandie-Niémen ) — французский истребительный авиационный полк (1 иап «Нормандия-Неман»), воевавший во время Второй мировой войны против войск стран Оси на советско-германском фронте в 1943−1945 годах.
Содержание
История
В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование «Нормандия».
Личный состав
Сражения и награды
Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.
28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, полку присвоено почётное звание «Неманский», таким образом, соединение стало называться «Нормандия-Неман».
Результативность соединения
Послевоенная история
Награды
19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.
Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, Военным крестом (6 пальм), Орденом Освобождения и Военной медалью.
Память
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Нормандия-Неман» в других словарях:
Нормандия Неман — фр. Escadron de chasse 1/30 Normandie Niémen Год формирования … Википедия
Нормандия — Неман — название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающаяся Франция», принимавшего участие в боевых действиях против фашистской Германии на советско германском фронте в 1943 1945. В конце 1942 из французских добровольцев авиаторов … Энциклопедия техники
НОРМАНДИЯ — НЕМАН — «НОРМАНДИЯ НЕМАН», СССР Франция, ФРАНКО ЛОНДОН ФИЛЬМ (Франция)/АЛЬКАМ ФИЛЬМ (Франция)/МОСФИЛЬМ, 1960, ч/б, 120 мин. Героическая драма. О славной французской эскадрилье «Нормандия Неман», сражавшейся в годы Второй мировой войны в российском небе … Энциклопедия кино
НОРМАНДИЯ-НЕМАН — название истребительного авиационного полка Сражающейся Франции ; действовал на советско германском фронте в 1943 45. Летчики полка уничтожили ок. 280 и повредили 80 немецких самолетов. В ноябре 1944 за отличия в боях по освобождению Литвы и при… … Большой Энциклопедический словарь
НОРМАНДИЯ-НЕМАН — «НОРМАНДИЯ НЕМАН», название истребительного авиационного полка «Сражающейся Франции» (см. СРАЖАЮЩАЯСЯ ФРАНЦИЯ); действовал на советско германском фронте в 1943 45. Летчики полка уничтожили ок. 280 и повредили 80 немецких самолетов. В ноябре 1944… … Энциклопедический словарь
«НормандияНеман» — Памятная медаль. «НормандияНеман» название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающаяся Франция», принимавшего участие в боевых действиях против фашистской Германии на советско германском фронте в 19431945 … Энциклопедия «Авиация»
«НормандияНеман» — Памятная медаль. «НормандияНеман» название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающаяся Франция», принимавшего участие в боевых действиях против фашистской Германии на советско германском фронте в 19431945 … Энциклопедия «Авиация»
Авиаэскадрилья «Нормандия – Неман» на фронтах Великой Отечественной войны
В марте 1942 г. Национальный комитет «Свободная Франция» обратился к Правительству СССР с предложением направить на советско-германский фронт группу своих летчиков и авиамехаников. 31 марта согласие на это было получено. Из лучших пилотов 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, 1 сентября 1942 г. была сформирована авиационная группа № 3. Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия».
25 ноября 1942 г. состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР. Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Для руководства за процессом обучения закрепили инспектора по технике пилотирования 6-й запасной авиационной бригады капитана П.И. Друзенкова, летавшего почти на всех боевых советских самолетах, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках. Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 4 декабря 1942 г. истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 г. уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б.
«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета французского государственного флага.
В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С.Т. Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта 1943 г. эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.
25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.
После ознакомления с районом боевых действий, которое французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод), она была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хотенки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).
Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, а это могло погубить эскадрилью. Жизнь подсказывала, что в условиях, когда авиация люфтваффе действовала крупными группами, слаженность в действиях наших истребителей и взаимная поддержка имели первостепенное значение.
Но вот пришел и долгожданный час.
Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении офицеров штаба и двух командиров полков.
— При встрече с противником атакуем его немедленно ударной группой, которую возглавляю я, – чеканил Тюлян. – Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого полета.
— По самолетам! – скомандовал Тюлян, когда офицер с метеорологической станции закончил информацию о погоде.
Летчики, давно ожидавшие этой команды, побежали к своим «якам». Через несколько минут две девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».
Два самолета Як-1, пилотируемые французскими летчиками, прикрывали бомбардировщиков. Когда бомбардировщики выполняли свою работу, истребители заметили приближение двух ФВ-190, которые летели на высоте 3000 м. На этой же высоте находились и оба самолета французских летчиков. Бомбардировщики под прикрытием двух Як-1 легли на обратный курс. Немецкие истребители стали их преследовать. Преследование продолжалось 6–8 мин, после чего один ФВ-190 атаковал лейтенанта Дюрана справа по горизонтали. Чтобы выйти из-под огня ФВ-190, лейтенант Дюран сделал вираж в сторону атаки. ФВ-190 открыл огонь с дистанции 300 м и продолжал вести его на вираже. В этот момент на удалении 150–100 м лейтенант Дюран встретил на вираже второй ФВ-190 под ракурсом 3/4 и открыл по нему огонь.
В результате этой атаки ФВ-190 задымил и пошел к земле. Первый ФВ-190 продолжал вести огонь по лейтенанту Дюрану. Желая выйти из сферы огня атакующего ФВ-190, лейтенант Дюран заложил вираж еще круче и перешел в штопор, имитируя падение. Хитрость удалась, Фокке-Вульф прекратил преследование, лейтенант Дюран левым малым виражем с набором высоты стал выходить из боя. Он прошел на расстоянии 200–300 м и несколько выше самолета старшего лейтенанта Прециози, который в это время атаковал ФВ-190 снизу на вираже. Огонь был открыт с дистанции 100 м и прекращен в 15 м от самолета противника.
В результате этой атаки истребитель противника перешел на нос, затем в отвесное пике и упал в лес в районе Людиново. Когда было покончено и со вторым ФВ-190, лейтенант Дюран присоединился к старшему лейтенанту Прециози, и они оба благополучно достигли своего аэродрома и произвели там посадку.
Советские летчики были довольны действиями эскадрильи «Нормандия». Майор В.И. Дымченко, ведущий второй группы бомбардировщиков, после посадки поблагодарил майора Тюляна за хорошее прикрытие. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков.
С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 г. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецкими истребителями. В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия».
Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков.
Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 г. были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза. (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 г. звание Героя Советского Союза было присвоено старшим лейтенантам Марселю Альберту и Роллану де ля Пуапу, а указом от 4 июня 1945 г. – младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру. Приказом Министра обороны № 160 от 1 июля 1966 г. Марсель Лефевр навечно зачислен в списки личного состава 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.)
Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.
20 июня 1945 г. французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» эксплуатировали до 1947 г.
В 1956 г. в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 г. на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».
В открытом конкурсе, который проводился Московским Комитетом по архитектуре совместно с Комитетом по культуре города Москвы и Российской академией художеств, победил проект творческого коллектива, возглавленного народным художником России скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком.
В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия – Неман».
Французская истребительная группа «Нормандия – Неман» (GC II/6) базировалась в г. Кольмар, участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946–1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999). 3 июля 2009 г. она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань).
Российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 г. – истребительно-бомбардировочный) авиаполк «Нормандия – Неман» дислоцировался в пос. Галёнки, находящемся в Приморском крае. Расформирован он был в 2009 г.
В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия – Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 14 сентября 2012 г. на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.
Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
В марте 1942 года Национальный комитет «Свободной Франции» (позднее «Сражающаяся Франция») обратился к советскому правительству с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против германских войск.
25 ноября было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В конце ноября 1942 года французские добровольцы (14 лётчиков и 58 авиамехаников) прибыли в СССР. Формирование эскадрильи проходило на аэродроме г. Иваново. В её состав вошли 17 советских авиамехаников. По желанию личного состава эскадрилья получила наименование «Нормандия» (название французской провинции, наиболее пострадавшей от германских оккупации).
Советское правительство предоставило эскадрилье самолёты-истребители Як-1 (позднее Як-9 и Як-3), взяло на себя её материально-технич. обеспечение, и 4 декабря эскадрилья была включена в состав советской ВВС.
После освоения личным составом боевой техники 22 марта 1943 года направлена на Западный фронт, где вошла 4-й эскадрильей в состав 18-го гв. истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии и 5 апреля начала боевые действия. 5 июля эскадрилья переформирована в 1-й истребительный авиационный полк «Нормандия» (директива Главного штаба ВВС Красной Армии № 1513619 от 5 июля 1943 года) в составе трёх эскадрилий, носивших названия нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». По просьбе командования полка францкзкий технический состав был полностью заменён советскими специалистами.
В годы Великой Отечественной войны в составе Красной Армии сражались многие иностранные военные формирования. Хорошо известны 1-я и 2-я армии Войска Польского, Чехословацкий корпус, соединения болгарской и румынской армий, которые на заключительном этапе войны воевали плечом к плечу с советскими воинами. Но наибольшую известность и в отечественной историографии, и среди наших соотечественников приобрели два соединения: польская танковая бригада имени Героев Вестерплятте и французский авиаполк «Нормандия – Неман». Причем и та, и другой стали знамениты прежде всего благодаря тому, что о них написаны книги и сняты фильмы: о первом — популярный телесериал «Четыре танкиста и собака», о втором — советско-французская кинолента «Нормандия – Неман».
«Послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков»
Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль впервые получил от своих подчиненных предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии. Это была почти безумная идея, если бы ее не выдвинул человек, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью, – бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге.
После тренировок в Иваново. Слева направо: представитель французской военной миссии и контрразведчик капитан Альбер Мирлес, пилот-инструктор капитан Павел Друзенков, аспирант (младший лейтенант) Марсель Лефевр, командир эскадрильи майор Жан Тюлян, аспиранты Альбер Дюран и Альбер Марсель. Источник: https://warspot.ru
Его поддержал начальник генштаба «Сражающейся Франции» Эрнест Пети, и в ноябре 1941 года де Голль впервые прямо предложил советскому правительству участие французских подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Пошли переговоры по формированию в Красной Армии эскадрильи истребителей, укомплектованной летчиками из Франции. Первые прикидки по ее будущему составу появились еще в декабре 1941 года, уже в апреле 1942 года посол СССР при союзных правительствах в Лондоне Александр Богомолов отправил в Наркомат иностранных дел специальную телеграмму. В ней шла речь о том, что он получил от руководителя департамента по политическим вопросам «Сражающейся Франции» профессора Мориса Дежана «ноту, в которой содержится предложение послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков и 30 человек обслуживающего персонала».
Но прошло еще полгода, прежде чем от обсуждения предложений французов и решения вопросов о том, как именно может быть создано французское подразделение в РККА, дипломаты и военные перешли к практическим делам. Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». Подписали его начальник штаба, заместитель командующего ВВС РККА генерал-лейтенант (будущий маршал) авиации Федор Фалалеев и глава французской военной миссии в СССР бригадный генерал Эрнест Пети.
Летчики и механики эскадрильи «Нормандия» осваивают советские истребители Як-1 на аэродроме под Иваново, январь 1943 года. Источник: http://aerostories.free.fr
Были пункты, оговаривавшие порядок награждения французских пилотов (в зависимости от того, к каким наградам было представление – национальным или советским), порядок привлечения к ответственности за проступки и даже порядок организации почтовой связи между командиром эскадрильи и Эрнестом Пети. А 10 пункт гласил, что эскадрилья «участвует в боевых действиях по заданию и в порядке, установленном командиром соединения, в которое она включена. Командование эскадрильей и ее действиями в бою осуществляется французским командиром, а при совместном участии в бою с другими подразделениями или частями соединения командование осуществляется командиром, назначенным командиром соединения».
Командир 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии генерал-майор авиации Георгий Захаров (второй справа) и один из асов полка «Нормандия-Неман» лейтенант Жозеф Риссо (второй слева), весна 1944 года. Источник: http://nikitine.ru
«Закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»
Штат французской эскадрильи, который упоминался в тексте соглашения, был весьма невелик: всего 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, которым предстояло стать оружейниками, два пилота связи, врач и переводчик. Все они добирались до Советского Союза далеким кружным путем. Формирование эскадрильи началось еще в сентябре 1942 года на авиабазе Раяк, расположенной в Сирии (ныне территория Ливана). Именно в Раяке в сентябре того же года генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании авиагруппы №3, которой предстояло войти в состав Красной Армии.
Иными словами, еще за два месяца до подписания в Москве окончательного соглашения «Сражающаяся Франция» изо всех сил готовилась к будущим боям на советско-германском фронте. Никто из французов не сомневался в успехе переговоров, а пилоты, многие из которых сумели вырваться с оккупированной французской территории, жаждали как можно быстрее попасть в Россию и начать наконец настоящую боевую работу.
Посол Советского Союза во Франции Александр Богомолов (крайний справа) зачитывает указ Президиума Верховного совета СССР о награждении летчиков авиаполка «Нормандия-Неман», Париж, октябрь 1944 года. Источник: https://www.prlib.ru
Но прошло еще два с половиной месяца. 2 декабря 1942 года французская эскадрилья на советских транспортных самолетах долгой дорогой через Иран, Азербайджан и Казахстан добралась до отведенного ей аэродрома в окрестностях Иваново. Именно здесь «Нормандии» (это имя эскадрилья получила еще осенью) предстояло принимать свою матчасть, новенькие советские истребители Як-1 и осваивать технику полетов и воздушных боев на этих машинах, серьезно отличавшихся от старых английских «Девуатинов», на которых они летали в Раяке.
Процесс этот оказался непростым. Очень быстро выяснилось, что в «Нормандию» попали самые молодые и неопытные пилоты, они не могли похвастаться хорошей техникой пилотажа. Кроме того, советские истребители очень сильно отличались по многим параметрам от тех, на которых раньше доводилось летать французам, и это тоже осложняло ситуацию. И даже несмотря на то, что руководил освоением Як-1 опытный советский инструктор капитан Павел Друзенков, который великолепно говорил по-французски, процесс освоения новой техники шел непросто.
Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen
Но столь велико было у летчиков «Нормандии» желание сражаться, что они всего за три с небольшим месяца освоили советские самолеты. 14 марта 1943 года начальник управления формирования и укомплектования ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации Алексей Никитин докладывает наркоминделу Вячеславу Молотову, что «закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»… Эскадрилья имеет четырнадцать летчиков и вооружена самолетами Як-1. Подготовка эскадрильи проверена в воздухе. Весь летный состав и технический подготовлен и в соответствии с приказом Маршала Советского Союза тов. И. СТАЛИНА направляется в полном составе на Западный фронт в состав 1-й Воздушной армии» (орфография и пунктуация подлинника сохранены).
«Они глядят на меня как на существо с другой планеты»
«Нормандия» отправилась на Западный фронт своим ходом: летчики на собственных самолетах, техники и другой персонал – на транспортных Ли-2. И если на аэродроме под Иваново, где проходило боевое слаживание и обучение, к людям в странной смеси советской и иностранной военной формы все давно привыкли, то по пути к месту службы французские летчики вынуждены были терпеть изумленные взгляды и возгласы советских солдат и офицеров. Как писал через много лет после Победы в своих мемуарах Герой Советского Союза граф Ролан де ля Пуап, один из четырнадцати первых летчиков «Нормандии», «при перелете из Иваново на аэродром Полотняный Завод мы сделали промежуточную посадку под Москвой. На этой базе, где находилось несколько сотен советских пилотов, я произвел сенсацию в своей униформе, наполовину русской, наполовину французской. При виде обращенных на меня взглядах моих коллег из Красной Армии, мне казалось, что они глядят на меня как на существо с другой планеты».
Истребители Як-3 авиаполка «Нормандия-Неман» в полном составе на аэродроме Ле Бурже, лето 1945 года. Источник: https://www.reddit.com
Как ни удивительно, но поначалу прибывшую на фронт «Нормандию» включили в состав… бомбардировочной авиации! 22 марта французское подразделение вошло в 204-ю бомбардировочную авиадивизию 1-й Воздушной армии: летчикам объяснили, что главной задачей истребителей сейчас является сопровождение бомбардировщиков и оборона аэродрома от вражеских налетов. Но пилоты «Нормандии» хорошо понимали, что это больше похоже на попытку оградить их от больших потерь и были возмущены. Недовольство выразили и представители французской военной миссии, ведь соглашение 25 ноября 1942 года прямо предусматривало использование эскадрильи именно в качестве истребительной. Наверху к этому недовольству прислушались, и 1 апреля 1943 года «Нормандию» включили в состав 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии той же воздушной армии.
Всего же до конца войны летчики эскадрильи «Нормандия», которая уже через три месяца выросла в авиаполк «Нормандия», а 28 ноября 1944 года получила имя «Нормандия – Неман», одержали 309 побед, из которых 273 – подтвержденные. Четыре французских пилота – Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) – были удостоены звания Героя Советского Союза, практически все летчики стали кавалерами французских и советских боевых наград. За два года войны погибли тридцать четыре летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести.
Сохранившиеся самолеты авиаполка «Нормандия-Неман», Ле Бурже, 2018 год. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen
Любопытно, что уже после Победы, когда «Нормандия – Неман» на подаренных советским правительством истребителях Як-3 вернулась во Францию, именами шестерых погибших летчиков знаменитого авиаполка были названы французские авиабазы. Имя капитана Мориса де Сейна присвоили базе в Оранже, имя первого командира «Нормандии» и ее первого погибшего летчика майора Жана Тюляна – базе в Турсе. Имя капитана Альбера Пресиози получила база на Корсике, аспиранта Шарля Монье, которого называли «Обманувший смерть» за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадежных ситуаций, – база в городе Истр. Имя братьев, служивших в «Нормандии», – Ива, Жана и Клода Маэ – носила база в Таверни, а имя погибшего вместе с первым командиром «Нормандии» капитана Альбера Литольфа носила база в Контрексвиле.