Что значит нищим не подаем

О нищих

Надо ли подавать нищим на улице? Этот вопрос нам приходится решать постоянно. Спаситель сказал: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42), значит, когда человек просит, надо ему помочь. А если это «профессиональный» нищий, для которого просить милостыню — такая же обычная работа, как для других — ходить в офис или на завод?

Что значит нищим не подаем

Одно дело, когда человек оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи. Другое дело — сидящие возле храмов, монастырей, магазинов люди разного возраста, которые не хотят работать, потому что, нищенствуя, получают больше. Один такой «нищий» — здоровый мужчина, на вопрос, что вынудило его просить милостыню около храма, ответил: «Я работал пастухом, а потом посчитал, что здесь набираю больше. Так зачем я буду работать, если здесь сидеть выгоднее». Готовы ли мы «помогать» таким откровенным любителям жить на подаяние?

Если человек достигает уровня святости патриарха Иоанна Милостивого, ему становится неважно, «паразитируют» на нем или нет. Из жития святителя Иоанна известно, что он помогал всем. Как-то раз, когда он в очередной раз раздавал милостыню, один нищий подходил к нему и раз, и другой, и третий. Святителю сказали: «Этот человек уже третий раз к тебе подходит, не надо ему больше давать», — но святой отвечал: «Все равно дайте, помогите ему».

Когда человека не смущает недобросовестное поведение просящего, и он готов нести на себе бремя остальных, в том числе и тех, кто не прочь основательно устроиться на его шее — это признак святости. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ничто не делает нас столь подобными Богу, как благотворительность. Однажды к святому Варсонофию Великому, жившему в VI веке, обратился мельник с таким вопросом: «Отче, ко мне пришел иудей и просил, чтобы я помолол его зерно. Что мне делать: помочь или отказать, ведь он ненавидит Христа?» Святой ответил ему: «Если Бог твою ниву поливает, а его — нет, то и ты откажи ему. А если Бог заботится о вас обоих, то и ты понуждай себя заботиться обо всех, независимо от того, иудей он, язычник или христианин».

Встречаются люди щедрые от природы, которые отзываются на просьбы о помощи, от кого бы те ни исходили. С одинаковой легкостью щедрый человек угостит компанию друзей, подаст нищему, купит себе дорогой костюм, одолжит крупную сумму денег приятелю. Он не жалеет денег ни на себя, ни на других. Однако врожденная черта характера — это еще не признак святости. Кто-то от рождения может быть кротким, послушливым, незлобивым — и это тоже еще не святость.

Если у щедрого человека не окажется денег, продаст ли он свои дорогие часы, чтобы помочь ближнему? Святой продаст что угодно, отдаст последнее, сэкономит на себе, но окажет милость. Этим он отличается от человека, просто щедрого по природе. Одно дело давать от избытка или по природной щедрости или, твердо зная, что завтра получишь не меньший гонорар, чем пожертвуешь сегодня. Совсем другое дело нудить себя в любой ситуации поступить по слову Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).

Эта заповедь Господня о милостыне — «на вырост». При безусловной необходимости ее исполнения качество и степень осуществления этой заповеди на практике отражают меру духовного совершенства христианина. Большинство из нас не обладают достаточно развитыми добродетелями: самоотвержением, терпением, поэтому нам необходимо действовать с рассуждением. Есть силы — помоги просящему, испытываешь смущение помочь ему — помоги другому человеку, которому, на твой взгляд, помощь более необходима. Рядом с нами всегда есть люди, о которых мы однозначно можем сказать, что они нуждаются в нашей помощи: одинокие или брошенные своими детьми старики с мизерной пенсией, инвалиды, не способные обеспечить себя. Может быть, сегодня это будет один человек, а завтра — другой, или много лет подряд — один и тот же, но с реальной нуждой. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя прекращать делать добро. Но при этом не стоит осуждать тех, кто помогает всем подряд без рассуждения.

Расскажу о женщине по имени Ирина, которая работает в одном из калужских храмов. Она много лет подряд помогает старушке-соседке, которая не выходит на улицу, — покупает и приносит ей продукты. Характер у этого пожилого человека «не шелковый», периодически она упрекает Ирину в нечестности. Понятно, что эти обвинения совершенно безосновательны, ведь Ирина каждый раз приносит ей чеки, порой сама доплачивает, если не хватает денег на покупки, – это можно проверить. Но время от времени старушка мучает ее обидными подозрениями. И все же, несмотря на эти малоприятные незаслуженные обвинения, Ирина продолжает помогать. Могла бы сказать: «Найдите себе другую помощницу», — но не говорит, потому что понимает, что никому этот человек не нужен. У женщины хватает великодушия перенести обвинения спокойно, понять старческие немощи и продолжать заботиться о соседке, которая без ее помощи не выживет.

Тот же милосердный самарянин оказал милость избитому и израненному человеку (см. Лк. 10, 34—35), по сути дела, первому встречному. Он не рассуждал, кто он – хороший или плохой человек, труженик или бродяга. Поэтому, даже если встретишь попрошайку, или пьяницу, или безработного, помоги ему. Смущаешься дать деньги, помоги продуктами, вещами, а главное, скажи несколько добрых слов, чтобы он не чувствовал себя отверженным. Не радость его довела до такого состояния, а безразличие окружающих.

Источник

Внутренняя политика России

Есть поговорка «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». А я и не зарекаюсь. Но нищим не подаю. Потому и не подаю, что не зарекаюсь. Я не хочу ходить с протянутой рукой. Я не желаю нищенства и попрошайничества не только самому себе, но и никому другому. Я не хочу, чтобы существовало нищенство. Ведь только если нищенства не будет в принципе, как явления, только тогда любой гражданин будет гарантирован от нищенства. И только если бездомности не будет как явления, гражданам не будет угрожать возможность оказаться на улице.

Я ненавижу нищенство. Я не нищих ненавижу, я ненавижу унижение человеческого достоинства. Я ненавижу такую власть, такое общество, такое государство, где возможно такое развитие, которое приводит к тому, что человек отказывается на улице без средств к существованию.

Если я буду подавать нищим, то как это поможет искоренить проблему нищенства? Будет становиться меньше нищих, оттого что люди им подают? Нет. Их будет только больше. А это значит, что если я буду подавать милостыню, я буду способствовать нищенству как явлению, я буду действовать против самого себя, против своих убеждений, против своих представлений о добре и зле, против своих представлений об устройстве общества и государства.

Если человек нетрудоспособен, то он должен получать пособие от государства в размерах, гарантирующих прожиточный минимум. Если человек может трудиться, значит ему должны быть предоставлены возможности легко и просто заработать прожиточный минимум, чтобы не христарадничать, чтобы иметь возможность оплачивать какое-никакое жилище, покупать еду и одежду. Кроме того, для всех должна быть доступна медицина. Если кто-то имеет завышенные потребности и хочет получать доход, в десятки раз превышающий прожиточный минимум, то он и должен вкалывать до изнурения. А заработать прожиточный минимум в хорошо организованном государстве должно быть легко и просто. Иначе это не государство, а говно собачье.

Источник

Всем ли надо подавать милостыню?

1. Высший идеал даёт нам Хри­стос: «Про­ся­щему у тебя дай, и от хотя­щего занять у тебя не отвра­щайся» ( Мф.5:42 ). «Бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас ( Мф.5:44 )». «Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд» ( Лк.6:36 ). «Истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» ( Мф.25:34-40 ).

2. Мило­стыня может быть в трёх формах — мате­ри­аль­ная (пища, одежда, кров), душев­ная (состра­да­ние, уте­ше­ние), духов­ная (при­об­ще­ние к Богу). В любой ситу­а­ции мы можем помо­литься за нуж­да­ю­ще­гося или хотя бы поздо­ро­ваться с ним.

3. Любая доб­ро­де­тель тре­бует рас­суж­де­ния. Оно бывает есте­ствен­ное (осно­ван­ное на чело­ве­че­ском опыте и разуме) и бла­го­дат­ное (дару­е­мое Богом).

Мы даём мило­стыню про­ся­щему, про­яв­ляя любовь к нему, лишая его необ­хо­ди­мо­сти идти на пре­ступ­ле­ние ради денег. Если же он обма­ны­вает нас и тратит деньги на злое, то это уже его грех.

С другой сто­роны, по словам прот. Сергия Прав­до­лю­бова: «Когда ты про­сишь, Гос­подь тебе подает, и ты не всегда упо­треб­ля­ешь это на только полез­ное, но бывает так, что и не на полез­ное. Поэтому нечего тебе осуж­дать и дру­гого чело­века, своего ближ­него. Подай денежку и успо­койся – выполни еван­гель­ское слово». Ведь часто недо­стат­ками других людей мы просто оправ­ды­ваем свое жесто­ко­сер­дие.

Даже водка может быть благом для алко­го­лика, если он замер­зает от холода.

4. Ни что не мешает нам жерт­во­вать всем, но в той мере, кото­рая нам рас­су­дится лучшей. Если про­ся­щий вызы­вает у нас боль­шие подо­зре­ния, а общаться с ним неко­гда, то вполне можно дать незна­чи­тель­ную сумму и помо­литься за него.

Если мы видим, что про­ся­щему деньги могут при­не­сти вред, то лучше купить ему еду.

5. Полезно помо­гать нуж­да­ю­щимся не только разово, но и посто­янно. Не огра­ни­чи­вайте своё мило­сер­дие лишь незна­ко­мыми людьми в обще­ствен­ных местах, такая прак­тика обычно при­во­дит к сомне­ниям и сму­ще­нию о том, смог ли ты реально помочь чело­веку…

Часто люди помо­гают незна­ко­мым, а нуж­да­ю­щихся ближ­них не заме­чают. Бывает, что пред­при­ни­ма­тель жерт­вует разным людям, а своим работ­ни­кам платит гроши.

6. Не огра­ни­чи­вай­тесь бла­го­тво­ре­нием лишь тем, кто просит, помо­гите и тем, кто ещё пыта­ется сам найти себе про­пи­та­ние, напри­мер, роясь в помойке.

7. Если можете, спро­сите имя нуж­да­ю­ще­гося — про­явите к нему ува­же­ние. Не прячьте взгляд, даже если вы спе­шите, обра­щай­тесь без занос­чи­во­сти и высо­ко­ме­рия.

Не сле­дует соче­тать свои дары с уко­рами отно­си­тельно его образа жизни и нра­во­уче­ни­ями. Помо­гать надо просто, без стрем­ле­ния поучать чело­века. Советы можно давать только уже узнав чело­века и полю­бив его, имея с его сто­роны какое-то дове­рие, с молит­вой и внут­рен­ним сми­ре­нием.

8. Помо­гая людям, не ждите от них бла­го­дар­но­сти – тво­рите все ради любви Хри­сто­вой. «Тако да про­све­тится свет ваш пред чело­веки, яко да видят ваша добрая дела и про­сла­вят Отца вашего, иже на небе­сех» ( Мф. 5:16 ).

Жертва – это про­яв­ле­ние любви. Даже, если мы поте­ряем какую-то сумму денег, пожерт­во­вав её не тому, кто остро нуж­да­ется, то эту любовь у нас точно никто не отни­мет.

9. С осто­рож­но­стью отно­си­тесь к денеж­ной помощи незна­ко­мым жен­щи­нам с мла­ден­цем на руках (могут усып­лять детей алко­го­лем), оди­но­ким детям (соби­рают деньги для роди­те­лей-туне­яд­цев), инва­ли­дам (могут быть рабами для сбора денег) и цыга­нам (рас­про­стра­няют нар­ко­тики).

Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог ( 2Кор.9:7 ).

«Будем делать добро всем, а наи­паче своим по вере» ( Гал.6:10 ).

Дидахе, глава 1:
«5. Вся­кому, про­ся­щему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все пода­ва­емо было из Его даров. Блажен дающий по запо­веди, ибо он непо­ви­нен. Горе при­ни­ма­ю­щему, ибо если кто, имея нужду, при­ни­мает, тот будет непо­ви­нен, если же (кто при­ни­мает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: под­верг­шись же заклю­че­нию, испы­тан будет отно­си­тельно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст послед­него кодранта.
6. Но и о сем также ска­зано: пусть мило­стыня твоя запо­теет в руках твоих, пока ты не узна­ешь, кому дать».

свт. Васи­лий Вели­кий, письмо 145, к Амфи­ло­хию:
«При­со­во­ку­пил же к сему, что не на себя должно брать раз­да­я­ние имения, но пору­чить тому, на кого воз­ло­жено рас­по­ря­жаться делами бедных. И сие под­твер­дил местом из Деяний, что, про­да­вая имения свои и при­нося, «пола­гали к ногам Апо­сто­лов», и ими «каж­дому дава­лось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:35 ). Ибо, гово­рил он, нужна опыт­ность, чтобы раз­ли­чить истинно нуж­да­ю­ще­гося и про­ся­щего по любо­с­тя­жа­тель­но­сти. И кто дает угне­тен­ному бед­но­стию, тот дает Гос­поду и от Него полу­чит награду; а кто ссу­жает вся­кого мимо­хо­дя­щего, тот бро­сает псу, кото­рый доку­чает своею без­от­вяз­но­стию, но не воз­буж­дает жало­сти своей нище­тою».

свт. Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов), Беседа пред обетом неко­то­рых сер­до­боль­ных вдов и при напут­ствии избран­ных для попе­че­ния о ране­ных и боль­ных дей­ству­ю­щей армии:
«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пир­ше­ствуя за рос­кош­ным столом, не забо­тится, уто­лены ли дей­стви­тельно голод и жажда нищего, и не при­ни­мает в нем искрен­него чело­ве­ко­лю­би­вого уча­стия: тот да не спешит уве­рять себя, что уже при­об­рел право на цар­ствие небес­ное. Оце­нить цар­ствие небес­ное ценою ломтя хлеба и ста­кана воды зна­чило бы оце­нить слиш­ком дешево, и оскор­бить досто­ин­ство цени­мого.
Дело бла­го­тво­ре­ния, сде­лан­ное без рас­су­ди­тель­ного и сер­деч­ного уча­стия в бед­ству­ю­щем, есть тело без души: и не имеет истин­ного досто­ин­ства пред судом Христа, кото­рого закон духо­вен, и Кото­рый по закону духов­ному и судит.
Если кто и удо­вле­тво­ри­тель­ную и обиль­ную многим подал мило­стыню; но сделал сие с жела­нием иметь славу бла­го­тво­ри­теля; тако­вый подал мило­стыню своему тще­сла­вию: не трудно рас­су­дить, много ли должен ему Хри­стос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

прот. Олег Сте­няев:
«Каждый чело­век имеет гра­ницы ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ные рукою Бога. Они тоже под­ска­зы­вают нам пра­виль­ную иерар­хию: кому мы помо­гаем в первую оче­редь, кому во вторую, кому в третью. Гра­ница ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ная рукой Бога для каж­дого чело­века, – это, прежде всего, его семья. Ска­зано: «Кто… о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» ( 1Тим.5:8 ). Это – его народ. Ска­зано: «И раз­де­лил Гос­подь языки». Это – те люди, кото­рые при­над­ле­жат к его рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстра­и­ваем отно­ше­ния с людьми в бла­го­тво­ре­нии, исходя из пра­виль­ной иерар­хии пред­по­чте­ний, это очень разумно».

cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«Мило­стыня, тво­ри­мая ради Христа, ради любви к Нему, очи­щает от грехов важнее жертв, отвер­зает небеса важнее дев­ства, может сде­лать рав­ными апо­сто­лам».

Источник

Должно ли быть рассуждение в милостыне?

Ответы пастырей

Что значит нищим не подаем

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Святитель Василий Великий: «Кто ссужает всякого мимоходящего,
тот бросает псу»

– Подаяние милостыни – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), – взывает Псалмопевец. Значит, та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же разумеем тех, для кого Бог по жизни есть и упование, и цель. Это те, кто крайне нуждается в необходимом для поддержания жизни, а потому далек от земных утешений. И еще – слуги Божии, самозабвенно творящие Его святое дело на земле. И тех, и других сегодня надо еще поискать…

Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

– Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

– Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».

С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

– Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, святой Иоанн Кронштадтский, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» –
провал в духовной жизни

Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

– Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев

Коснусь еще одной очень страшной стороны вопроса. Попрошайничество у нас только на первый взгляд выглядит стихийным. Оно великолепно организовано. Его контролирует цыганская мафия. У одного цыганского барона как-то взяли интервью. Он сидел за решеткой и охотно согласился поделиться информацией. Есть несколько разрядов нищих. Первый – это так называемые «мадонны», да простит меня Господь. Это женщины с детьми, дети не их, часто малыши напичканы транквилизаторами, чтобы не кричали и не беспокоили. Отцы этих детей бросили, денег на нормальную жизнь, да даже на выживание – не дают. Бывали жуткие случаи, когда эти дети просто умирали от голода. Второй разряд – инвалиды. Инвалиды не из РФ – у нас в стране ситуация под контролем, – а из Украины и Молдавии. Людей заманивают обещаниями, привозят сюда, отбирают документы, держат на каких-то квартирах, как скот в хлеву… Катают их с утра до вечера в их колясках, чтобы они собирали милостыню. Практически всё им поданное они отдают хозяевам, а сами существуют за прокорм, некоторые за дозу наркотиков или за алкоголь. А если они мало приносят, то их еще и бьют, чтобы они жалостливей выглядели. Поэтому смысл подавать им всё же есть – для того, чтобы избавить их от побоев. Но если вы имеете серьезную легальную возможность через связи с некоррумпированными соответствующими органами разрулить эту ситуацию, чтобы арестовать тех, кто «пасет» этих несчастных, и поместить просящих милостыню в нормальные условия, то надо совершить именно это, а не питать преступность. Но в наших условиях такое остается мечтой, потому что у нас, как в пограничной полосе, неписаный закон: «Мы знаем все, мы знаем все: кто ты, кто я, кто он…» Всем всё известно, все всё знают, все в курсе и ничего не делают, потому что с этого живут. Так что в таких ситуациях пусть каждый полагается на свою совесть и понимание того положения, в котором находится каждый конкретный человек. Можно подавать продуктами. Вряд ли мафиози польстятся на ваш банан или булку.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *