Что значит никогда ничего не просите
Никогда ничего не просите
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Очень многие люди сделали это выражение лозунгом своей жизни. «Садитесь, гордая женщина!» Но почему вы решили, что окружающие должны знать и понимать, чего именно вы хотите? Они что, телепаты? И так ли унизительна просьба, если она дает возможность другому человеку оказать помощь ближнему.
Был ли прав Михаил Афанасьевич Булгаков, вложив в уста Воланда это довольно спорное утверждение? Действительно ли сильные мира сего должны догадываться о желаниях тех, кто слабее и помогать им, даже если их об этом никто не просит? А вдруг эта помощь окажется не к месту, унизит или обидит человека?
С другой стороны, мне кажется, что люди, которые никогда и ни к кому не обращаются с просьбами о помощи, зачастую оказываются в гордом одиночестве с горой нереализованных возможностей и неудовлетворенных желаний. Ведь не всегда жизнь сталкивает нас с такими чувствительными и эмпатичными людьми, которые лишь по нашему выражению лица догадываются о том, что нам нужно.
Все в нашей жизни, если мы хотим гармонии, основано на равновесии получения и дарения. Мы должны научиться не только принимать дары, но и отдавать. А еще не ждать их как манны небесной, а просить о том, чтобы они в нашей жизни случились.
Почему нам трудно просить о помощи
• Порой нам кажется, что просить стыдно. «Что я попрошайка какой-то, и так ясно, что мне надо. Если люди ко мне внимательны, они и так помогут, а не помогут, я и так обойдусь. Христа ради не надо». У нас выработалось отрицательное отношение к просителям. Действительно, мы видим огромное количество нищих, просящих милостыню в метро и на улице. Мы зачастую воспринимаем их негативно, понимая, что играя на наших слабостях, эти люди строят свой бизнес. На нашей жалости и сочувствии богатеют псевдо благотворительные организации, собирающие пожертвования на всевозможные операции, на помощь детям-сиротам, акции взаимопомощи. На самом деле, проверка большинства этих организаций и одиночных просителей соответствующими органами свидетельствуют о том, что они являются мошенниками. Конечно, все мы имеем сострадательное сердце. И видя убогого калеку стремимся как-то оправдаться перед ним за свое благополучие, за то, что у нас есть руки и ноги. Лишняя копейка прожигает наш карман, и нам очень хочется от нее избавиться, будто откупиться от неприятного явления, которое мы наблюдаем. Иногда мы отдаем, потому что следуем библейской заповеди о том, что нужно отдавать десятую часть дохода. Мы подносим милостыню. Тем самым способствуем процветанию явления, которое, наверное, несовместимо с современным цивилизованным миром. Наверняка, попрошайки исчезли бы из наших городов, если бы никто не давал им милостыню. Они просто попробовали бы зарабатывать деньги иным способом. То есть просьба изначально воспринимается нами как мошенничество, как будто мы обманываем кого-то.
• Порой просьба кажется унижением. Ведь обращаясь к кому-то, мы признаемся в своем бессилии. Будто расписываемся в своем ничтожестве. Прося о помощи, мы обнажаем перед другим человеком свои проблемы, попадаем в некую зависимость, признаемся в собственном несовершенстве. Порой человек так накручивает себя, что ему начинает казаться, что он вообще не достоин того, чтобы ему помогали. И он из кожи вон лезет и тщетно пытается заслужить то, о чем можно было бы просто попросить и не мучиться.
• Иногда человек вроде и помогает, но нам и даром не нужна такая помощь, потому что она отнюдь не бескорыстна. И когда-нибудь обязательно предъявляется счет, припоминаются затраты и выносятся обвинения. Особенно это популярно среди родственников, которые любят благодетельствовать, а потом припоминать долги. От такой помощи мы, как правило, стараемся отказаться. Попросту не обращаться к таким людям за помощью.
Просьба о помощи – это не унижение и не попрошайничество
• Она всего лишь шаг навстречу другим людям. И будто говорит им: «Я такой же, как и вы, но в чем-то слабее вас. Вы имеете возможность помочь мне, вы сильнее, умнее, проворнее и вы можете подарить мне радость. Не просто так. За это я буду вам искренне благодарен!»
Благодарность – это тоже помощь. Некоторым людям она жизненно необходима, так как они чувствуют себя невостребованными и одинокими никому не нужными существами, к которым никто даже за помощью не обращается.
• Просьба – это проявление доверия. Ведь прося о чем-то мы не всегда можем отплатить человеку той же монетой, а значит, ввергаем его в определенные траты и затруднения, то есть создаем ему неудобства. Мы можем это сделать только по отношению к тому, кому действительно доверяем, в ком уверены. От кого не получим ответный счет с прейскурантом оказанных им услуг. Нужно иметь определенную смелость, признаться в своей слабости и довериться тому, кто сильнее и может помочь.
• Просьба – это своеобразная плата за возможность быть полезным. Это может быть шанс для человека, к которому мы обращаемся, сделать доброе дело. Вот жил он чудак-одиночка и не знал, как бы стать нужным людям, чем быть для них полезным. А тут раз, и вы обратились к нему с просьбой. Да вы просто крылья ему приделали, давая возможность проявить себя на благо другого человека! Больше всего удовольствия мы получаем тогда, когда делаем приятное другим людям.
Когда просьбами злоупотребляют
Живя в дисгармоничном мире, где дарение и получение разбалансированы, мы очень часто наблюдаем картину перегибов.
• Когда одни слишком много отдают, другие воспринимают это как должное, и не умеют быть благодарными. То есть отдавать в ответ.
• Когда помогают, хотя и не просишь, просто потому, что им показалось, что вам нужна эта помощь. Когда кажется, креститься надо… Как показывает практика, такие навязчивые помощники часто ошибаются. Да и помогают невпопад и не потому, что так добры, а для того, чтобы получить в ответ какие-то преференции для себя лично. Иногда нам помогают в надежде, что мы поможем им. Но мы не всегда к этому готовы. Это как подарки – чем дороже подарок, тем неудобнее чувствует себя человек, задумываясь о том, сможет ли он «отдариться» (подарить точно такой же) или это ввергнет его в финансовые затруднения. Точно так же с помощью, о которой не просят. Возможно, человек сам хотел преодолеть свои проблемы или не желал, чтобы все увидели его слабость, а тут помощники влезли со своей благотворительностью и теперь ему придется отвечать им взаимностью. Отдать, так сказать, долг вежливости.
Как догадаться, нужна ли человеку помощь?
И какая именно помощь? Зачем голову ломать? Есть очень простой и доступный способ это узнать – спросить. Почаще задавайте людям вопросы: «Чем вам помочь? Могу ли я быть вам полезным? Как мне облегчить вашу жизнь? Чем вас порадовать?» Может быть, поначалу они будут шокированы подобными вопросами. Возможно, станут эксплуатировать вас, нагружая своими нелепыми просьбами. Не бойтесь растратиться в помощи. Но и не позволяйте другому человеку сделать вас своим рабом, исполняющим малейшие желания. Однажды напомните ему о том, что у вас тоже есть желания и попросите его о чем-то. Может быть, ваша просьба снова повергнет его в шок. Но потом он привыкнет к тому, что в ваших отношениях должен быть баланс: просьб и помощи, дарения и получения.
Некоторым людям, чтобы попросить кого-то о помощи, нужен толчок. И ваш вопрос будет для них своеобразным импульсом к действию, доверительным мостиком к вашей личности. Он поможет ему поверить в то, что вы искренне и бескорыстно хотите ему помочь. И он обязательно попросит о помощи. То есть станет вам ближе.
Как научиться просить у сильных?
Можно ли вообще этому научиться? И в чем смысл этого умения? Самое главное тут, на мой взгляд, уметь просить так, чтобы не унижать своего достоинства. Трудно сказать, удалось ли это самому Булгакову, который неоднократно обращался к правительству и лично к Сталину с просьбами о выезде из СССР и предоставлении ему работы. Всем известно, что долгое время были запрещены его пьесы, не печатались произведения, и он буквально был обречен на нищенство. Михаил Афанасьевич неоднократно получал отказы, им играли, словно мышкой, разрешив работать и одновременно не давая ходу его творчеству. Представляете, как он себя чувствовал, постоянно унижаясь перед человеком, которого презирал в душе, прося о заслуженном, о том, что и так само собой разумелось. И эта фраза Воланда в романе «Мастер и Маргарита» – мечта, идеальное желание самого писателя о том, что в жизни оказалось невозможно. А может быть, это был крик отчаяния и последняя просьба умирающего о признании его таланта. В любом случае, конфликт с властью на почве невыполненных просьб стал личной драмой Булгакова.
Конечно, можно быть великолепным гордецом, который ни к кому не обращается с просьбами, ни перед кем не унижается. Живет сам себе господин и всем абсолютно доволен. Но это почти невозможно. Ведь человеку нужен человек. И вся наша жизнь построена на том, что мы постоянно просим у других и получаем то, о чем просили. Мы дарим и взамен принимаем дары. Мы связаны друг с другом. И когда плохо одному или он чего-то недополучает, точно так же плохо и другому, который ему что-то недодает.
Давать, то есть оказывать кому-то помощь – это не потеря, это такая же насущная необходимость, как получение, потому что в результате отдачи, человек приобретает прививку от одиночества. Он ощущает свою нужность. Недаром говорят, что скорее вам сделает добро тот, кто уже однажды помог, чем тот, кому помогли вы. Почему? Да потому, что помогая вам, он вложил в вас часть своей души, вы стали ему ближе. Поэтому не бойтесь просить, может быть, человек
• просто стесняется узнать у вас, нужна ли вам его помощь;
• не хочет быть неуместным или навязчивым;
• сомневается в том, что нужен вам, что сможет помочь;
• возможно, он не догадывается о ваших нуждах. Думает, что у вас все в порядке.
Так подарите ему минуту наслаждения, попросите его о помощи, чтобы он смог почувствовать себя счастливым от собственной востребованности.
«Никогда и ничего не просите». Прав ли Воланд?
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть часто цитируемые слова Воланда, адресованные Маргарите: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас». Они провозглашают идею независимости человека и поощряют желание добиться всего собственными усилиями.
В действительности же, этот принцип имеет своей целью даже не прошение помощи у человека, а не прошение помощи у Того, кто действительно сильнее тебя, то есть у Бога. «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности — у Бога»,— вот реальный смысл того, чего хочет добиться сатана, внедряя в голову этот принцип. Сконцентрироваться на себе. Дать понять тебе, что тебе не на кого рассчитывать в этой жизни, кроме себя.
Но вот что говорит по этому вопросу Иисус: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
В противовес Воланду слова Христа подразумевают свободу выбора и говорят о том, что Богу не безразлична наша судьба и наше будущее.
«. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».
Булгаков, мало того был талантище, ещё был и «баловень судьбы». Только представьте, какие произведения и в какое время он писал, и при этом его не только никто не расстрелял, но и обеспечили ему комфортные условия жизни. Нет оснований ему не верить.
Булгаков, мало того был талантище, ещё был и «баловень судьбы».
И Вы его называете баловнем судьбы.
Да в принципе, никого из людей, живших в тот страшный период никак нельзя назвать «баловнями судьбы» хотя бы только потому, что родились в тяжелое время голода и разрухи. Даже если кто-то избежал репрессий, мог страдать от того, что посадили или расстреляли кого-то из близких.
ИЗВИНЯЮСЬ ЕСЛИ ЧТО ПРОПУСТИЛ..ЧИТАТЬ ВСЕ КОММЕНТЫ НЕКОГДА В КАЖДОЙ ТЕМЕ..КРАТКИЙ ОТВЕТ НА ОСНОВНОЙ ВОПРОС..ПРОСИТЬ МОЖНО..ДАНО БУДЕТ ИСКРЕННЕМУ..ДРУГОМУ НЕТ..НУ ОБЫЧНО ИСКРЕННИЙ ПРОСТО ИСПЫТЫВАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ К БОГУ И ВЕРИТ..А ВСЕ ЕГО ЖЕЛАНИЯ ИСПОЛНЯЮТСЯ МОМЕНТАЛЬНО БЕЗ ПРОСЬБЫ..ВЫВОД-НУЖНО ЛИ ПРОСИТЬ. ЛОГИКУ ЛОВИТЕ..ЛИБО НЕ ДАСТ..ЛИБО ИСПОЛНИТ И БЕЗ ПРОСЬБЫ..ТАК КАК ЕМУ ТОЖЕ ПРИЯТНО ДЕЛАТЬ ПРИЯТНО..ОН ЛИЧНОСТЬ,А НЕ БЕЗЛИЧНЫЙ АСПЕКТ НА НЕБЕСАХ..
«Богу» это кому?
На сколько мне известно, для христиан Бог является НЕПОСТИЖИМЫМ таинством, по их же собственным постулатам.
Вот и получается, что христанутые заигрались в спасителей-толкователей божьей воли.
Пора бы уже с граблей на лыжи встать. Или что там нынче мода нам предлагает в качестве средства спасения?
И это всё создал он, Творец.
Вы всё ещё хотите попросить у него (Творца) какую-нибудь глупость?
Это всё (более-менее) понятно.
Виктор, представляете при всем этом Творец послал Сына своего на распятие за все человечество и за нас с вами. Вот до какой степени Ему не все равно, вот до какой степени Он близок каждому. И астрономия тут не при чем, и ВВП уж точно не при делах.
Виктор, представляете при всем этом Творец послал Сына своего на распятие за все человечество и за нас с вами.
Мария, вы взрослый человек! Зачем/почему вы до сих пор верите в эти сказки?!
Христос был просто ПРОРОКОМ.
Вы лучше снова в Деда Мороза поверьте, это гораздо ближе и адекватнее к реальному миру.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Так и я об том же. Просто совсем уж буквально всё не надо воспринимать, там много говорилось образно.
Ну, вот как-то так:
Всё о мормонах
Там конечно про мормонов, но суть та же.
А реальность по вашему это что? То что сканирует наш мозг и выдает нам за истину? Но это же все очень субъективно, вы ж понимаете.
Я думаю, что Христос просто достойно, как это принято сейчас говорить, «ответил за базар».
Он утверждал, что является сыном Бога, и на этой земле ничто не совершается без ведома Бога.
Но ведь Его последователям как-то нужно было объяснить это недоразумение?!
Отсюда и пошли все эти неуклюжие инсунуации и выдумки, которые и по сей день являются «камнем преткноения» всех религий, которые ориентированы на единого Бога.