Что значит никогда нибудь
Что значит никогда нибудь
Когда клип больше, чем глянцевое стрит-видео и исполнитель — часть нарратива, а не декорации. В честь премьеры клипа на трек Хаски «Никогда-нибудь» поговорили с автором — режиссером Евгением Бакировым.
— Расскажи сам, пока не рассказали за тебя: чистильщик — это аллюзия на что-то конкретное?
Изначально у меня не было трека, было просто желание снять клип Диме. Я написал концепцию про Диму Хаски, которого я знал по его творчеству и интервью. Поэтому этот клип — частично то, как я себе всегда видел его как артиста.
История с уборкой — это своеобразная метафора на внутренние проблемы художника, который убирается в своём мире.
— Сюжет, светофильтр и пленка — про что все это?
Давно интересуюсь российскими 90-ми и криминалом — отсюда, скорее всего, и пришла визуальная тема и история клипа. На бумаге всё было суровей. Например, первоначальная версия сценария предполагала черно-белый клип в более грязной локации, изображая более дикие травмы — разорванные шеи, сквозные прострелы, ножевые ранения и т.д.
Уже перед съемками я понял, что с темой жестокости лучше не заигрывать, поэтому мы придумали пустить на локацию солнечный свет. Мы хотели, чтобы несмотря на обстановку, в которой находится герой, в клипе всё равно было что-то тёплое и красивое. Хотелось, чтобы он оставлял после себя ощущение приятного воспоминания, нежели чернушный осадок.
В пленке всегда есть какая-то неидеальность, и в ней по-другому передается энергетика и настроение. Например, на монтаже мы порой специально шли в обход крутых логичных склеек, которые могли бы круче передать такт только потому, что хотели добиться естественной небрежности и неровности.
— Трупы-бусинки, свисающие с крыши действующей больницы, разлетелись по СМИ в день съемок. Как так вообще?
Всё случилось неожиданно. Мы знали, что кто-то точно будет вызывать полицию, но что так быстро смогут подтянуться СМИ, мы не ожидали.
В некоторых странах видео с висящими трупами стало вирусным, и нам до сих пор пишут репортеры из разных издательств на разных языках для подтверждения того, что это правда были съемки клипа. По миру гуляет теория о том, что это спускают умерших от ковида.
Мы не отчаиваемся и надеемся, что с выходом клипа всё встанет на свои места.
Российский словарь. Культурологическое исследование нового альбома рэпера Хаски — «Хошхоног»
Трофим Нарожный послушал альбом рэпера Хаски «Хошхоног» и проанализировал все треки из него, написав рецензию на альбом. Вот, что из этого получилось. Внимание: данная рецензия написана исключительно в культурологических целях, а написанное является результатом анализа текстов рэпера и не содержит в себе каких-либо призывов или личных оценочных суждений автора.
— В отличие от Хаски, я — человек подневольный, не имеющий покровителей в Кремле, не видевший своими глазами войну в Украине, и потому в определённом смысле беспомощный. Я хочу обезопасить себя и предупредить достопочтенную публику о том, что сам альбом «Хошхоног» и даже приведённые в моей рецензии цитаты — вещи нравственно и юридически крайне спорные. Давайте договоримся, что «коитус с президентом», «одна пуля для хача и одна пуля для жида», «собачий муэдзин» и прочее — это не более чем художественные образы, которые не содержат в себе каких-либо призывов, оценок, фактов. Думаю, что мазки художника, даже если краска сделана из чьей-то крови, едва ли могут кого-то оскорбить, поэтому, на мой взгляд, не стоит воспринимать как оскорбительные метафоры Хаски. Давайте в тексте этой рецензии будет воспринимать их как конструирующие художественное (а значит субъективное) описание российской реальности, но используемые без цели задеть чьи-либо чувства.
Юрий Быков посвятил памяти Алексея Балабанова свой ставший уже культовым фильм «Дурак» (полный узнаваемых с первых кадров российских реалий), Ларс Фон Триер посвятил Андрею Тарковскому неоднозначный и сложный фильм «Антихрист» (где, как и в «Хошхоноге» затрагивается вопрос соприкосновения условного Эроса и условного Танатоса), — Хаски же посвящает альбом так же умершим Углу (Оргазм Нострадамуса) и Намжилу Нимбуеву. И тот, и другой, прошедшие период становления в бурные времена (Хрущевская перестройка и Ельцинские девяностые), не выдержали столкновения со стеной застоя/стабильности и умерли: один при Путине, другой при Брежневе.
Intro
В Intro, что подразумевает любая «прелюдия», уподобляясь Иоганну Себастьяну Баху в произведениях для «Хорошо темперированного клавира», Хаски знакомит слушателя с генеральной «темой» «цикла»-альбома, — российской реальностью и способами взаимодействия с ней:
Сунуть реальности между титек
И провалиться как сифилитик
В межпространство, где, эхом множась,
Пляшут тени других убожеств.
Первые же строчки обозначают бахтинскую карнавализацию, присущую всему альбому, — Хаски обращается к проблемам российской повседневности через сниженные эротические метафоры и тем самым, в том числе, сталкивает эрос и танатос. Intro сразу же открывает и первую, террористическую, главу триптиха «Российского словаря»: Бог у Хаски всплывает «бешенной собакой», глядящей из «бежевого оврага».
В Intro появляются частные проявления российской реальности, из которых Хаски рисует общую картину: здесь и один из лидеров сепаратистов в Украине Арсен Павлов (Моторола), и крушение в 2016 году самолёта ТУ-154, который направлялся из Сочи в Сирию и на борту которого находились российские военные, хор Александрова и благотворитель Елизавета Глинка.
«Шаг влево, шаг вправо»
«Никогда-нибудь»
Трек «Никогда-нибудь» отсылает к первопричинам выбора лирического героя между смирением, соучастием и терроризмом. Здесь Хаски говорит об острейшей социальной несправедливости, которую он хотел компенсировать ложью — о себе, своём достатке, своём прошлом: «Детка, я выдумывал, помню, затирал своим товарищам // В падике на Туполева, тёплом, будто варежка // И в падике на Яковлева разевал скворечник // Что мой батя — сумрачный бандос и фальшмонетчик // Что он мне купит жизнь, как шоколадное мороженое».
Хаски в общем-то показывает проблему всего поколения 90-2000х, — несбыточные мечты, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие адекватных возможностей для развития и как результат (для Хаски и подобных ему),— уход в себя, отрицание реальности и осознанности своего существования: «Но верю: есть реальности далёкая петля // Где один из них читает ровно то же, что и я // О, мы только мухи в янтаре судьбы // Загадочные роли для таких, как я и ты».
К слову, клип на песню «Никогда-нибудь» успел вписаться в историю с фейками о коронавирусе: кадры, в которых Хаски спускает с крыши многоэтажки вереницу трупов разлетелись по WhatsApp под видом документальных видеороликов, иллюстрирующих то, как переполненные больницы и морги избавляются от умерших от коронавирусной инфекции людей.
«Люцифер»
«Аферист»
В следующей композиции с названием «Аферист» Хаски стремится предстать в образе пропагандиста и обвиняет в тотальной лжи самого себя, настоящего, говорящего о свободе, нравственности и справедливости.
«Я видел, как вскипела плазма на гостиничной стене // И проступило безобразное косматое лицо // Оно кричало, и кричало, и кричало, и кричало: // „Дима — аферист // Сколько нужно бабок, чтоб ты замолчал? (Угу) // Сколько нужно бухла, чтоб ты сдох? // Сколько нужно наркоты?“»
И тут же реальный Дима Кузнецов отвечает: «Больше не нужно наркоты, // Хозяин, больше не юзаю, обещаю». Тема «веществ» из трека «Шаг влево, шаг вправо» раскрывается шире, теперь условный «хозяин» Хаски — одновременно и он сам, и телепропаганда, и его зависимости, и «концлагерь полный наркоты», где «по периметру колючки небывалой высоты». Примечательно, что текст начинается с цитаты из Пушкина, «я помню чудное мгновенье»,— так рэпер демонстрирует то, как пропагандисты используют богатство русской культуры в своих корыстных целях.
«Мир мух»
«Мир мух» изобличает потребительство, описывая планету после апокалипсиса, пространство, из которого исчезли люди, но остались условные «Икея» и «Ашан», — «церкви, для которых нет отныне прихожан». Гармония для Хаски — руины прогресса, пожираемые стаями мух. На фоне такого пейзажа рэпер не находит ничего более красивого, чем небо, и задаётся сразу тремя вопросами: «Кто дизайнер неба? Какова его цена? // Что есть красота, ведь только я её ЦА?» (целевая аудитория, — прим. Ф.) Не случайно здесь используется термин из сферы Public Relations, ведь Дима Кузнецов, бывший студент журфака МГУ, видит потребленческий мир как продукт деятельности пиарщиков.
Оставшись последним человеком на земле, Хаски предпочитает свести счёты с жизнью, и таким образом «закрыть человеческий проект».
«Частушки»
«Частушки» — логическое продолжение «Мира мух», в котором мухи, видящие мёртвого человека, задаются вопросами о сущности Homo Sapiens. В частности, одна из них спрашивает: «И ведь люди не летают — вот что меня беспокоит: // Как тогда подвис под люстрой этот гуманоид?», на что вторая отвечает словами Сократа: «Я, родная, знаю лишь что ничего не знаю», после чего предлагает не задумываться об этом и просто отложить в человеческом теле личинки.
Так и сегодняшний человек в представлении Хаски не способен прыгнуть выше головы, в полной мере понять и осознать, например, Бога, как некое существо с более сложной интеллектуальной и пространственной организацией, так и сегодняшний человек, не находя ответов на вопросы о природе базовых явлений, продолжает размножаться (откладывать личинки), рождая всё новые поколения таких же людей-мух.
«Комната скомкана»
Кажется, что к восьмому треку Хаски сводит альбом к абсурду. «Комната скомкана» — метатекст, перечисление образов, которые могут трактоваться только через индивидуальные ассоциации слушателя и потому не имеют общего однозначного значения.
«Птицы»
«Птицы» — девятый трек «Хошхонога» и третий из «мушиного» цикла, он же — гимн спецслужбам. Хотя мухи и не упоминаются конкретно, главные герои текста — их заклятые враги. Их взгляды воображаемый адресат Хаски «таскает на спине», они — «оборотни в перьях», «наёмные убийцы, разодетые как птицы». Известно кого оппозиционная критика называет «оборотнями в. », известного кого некоторые предположительно считают неудавшимися убийцами Навального. В советских песнях они «никогда не спят», а у Хаски — предстают птицами, которые «не садятся никогда» и «будто выстрелы глядят в твоё окно».
«Ода ничему»
«Бесконечный магазин»
Самый этически и юридически спорный трек «Хошхонога». Это тот редкий случай, когда даже высокобюджетный и кинематографичный клип на песню не смог затмить собственно текст. «Бесконечный магазин» — это одновременно и мир, где всё покупается и продаётся, и оружейная обойма, пули из которой достаются всем: «мясистому лицу ОМОНовца», его «брату-близнецу» (вспоминаются события в Москве летом 2019 года, когда силовики в прямом и переносном смысле «потеряли лицо» — все действовали как один, все были похожи друг на друга до неразличимости); пули достаются министру, а также тирану — «. наподобие плевка // будто телеграмма „Пошёл на*** тчк“».
Финал трека рифмуется с «Миром мух», где на руинах человечества высшим звеном потребления стали мухи. В «Бесконечном магазине» власть получили собаки, напоминающие исламистов-радикалов, уродующих памятники архитектуры в захваченной сирийской Пальмире: «. блохастый бедуин // На обломках пеноблоков царапает письмена». Стая развивается, организовывается и в итоге «собачьему муэдзину», «скулящему заклятия», как и Хаски, тоже оказывается нужен «бесконечный магазин».
«Владыка слов»
«Владыка слов» — позёрское посвящение всем, кто работает со словом: журналистам, пиарщикам, но прежде всего рэперам, которые, по мнению Хаски, «важно кудахчут свой рэп // чёрный, как дарницкий хлеб». Неоднократно в тексте, как шутливое заклинание, повторяется фраза «Я *** слова». Хаски критически оценивает своё вожделение к морфемам, говоря, что «это очень нездорово».
«На что я дрочу»
Тема вожделения находит своё продолжение в треке «На что я дрочу». Здесь Хаски заявляет, что в сегодняшней культурной парадигме не имеют значения показные предпочтения «Мне, вот, безразлично, чё ты носишь, чё ты хочешь», единственное что сегодня может охарактеризовать человека — реальный объект его сексуального желания: «Лучше расскажи, на чё ты дрочишь».
Далее в этом же треке появляется описание коитуса с президентом, которое мы оставим за рамками этой рецензии, дав возможность поклонникам творчества Хаски самим оценить этот трек. На мой взгляд, оппозиционная критика никогда ещё не заходила так далеко.
«Реванш»
«Старуха»
Если во всех треках до этого террористический подход медленно перетекал в смирение, то «Старуха» — явно о соучастии, об ассоциации себя с российским народом, с проблемами российского общества, жизнью государства, её политическими и экономическими аспектами. Сперва Хаски «гипнотизирует» слушателя, раз за разом повторяя «я не Дима», после чего пытается убедить нас в том, что он — «старуха, износившаяся шлюха».
Outro
В последнем треке «Хошхонога» Хаски подводит итог всему альбому и, возможно, пытается подарить нам надежду, скупой глоток воздуха на фоне бесконечного едкого дыма, рождённого его сознанием. Уподобившись Даниле Багрову, который в обеих частях фильма «Брат», как настоящий русский герой, выходит невредимым из всех потасовок, Хаски провозглашает: «Твоя ворожба не заденет меня // Пули падут отскочив от меня // Полно везде караулить меня // И ничего не заботит меня». Неизвестно, реальное ли это спасение, или, быть может, лишь его ощущение — вызванное наркотическими веществами. Здесь уже у слушателя встаёт вопрос: заслуживаем ли все мы Happy End’а или выхода из сложившейся ситуации, или ощущение счастья, чувство выполненного долга способно быть лишь мнимым?
«Никогда-нибудь»: как перестать стесняться и разбудить амбиции
В какой момент скромность перестает быть украшением и превращается в привычку откладывать желания до лучших времен? Почему мы стесняемся признаться в своих талантах и молча наблюдаем, как кто-то делает то, о чем мы всегда мечтали, но боялись сказать? Как справиться с этим чувством и решиться делать то, что действительно для нас важно?
Елена Резанова, консультант в области карьерных стратегий, говорит: скромность и амбиции вовсе не противоречат друг другу. Мы боимся ставить большие цели, потому что стараемся быть «как все» и «не высовываться». Но эта дорога ведет не к скромной, а к посредственной жизни. Публикуем отрывок из её книги «Никогда-нибудь».
Что такое амбиции?
Помните, в детстве мы легко говорили: хочу стать космонавтом, актрисой, врачом, принцессой, ученым. Речь явно не шла о посредственной жизни без смысла и красок. От природы нам свойственно хотеть чего-то яркого и интересного. Потом мы начинаем стесняться хотеть. Ведь сама система приучает нас держать крылья аккуратно сложенными и особо не махать ими, а для надежности лучше и подрезать.
Как-то на второй год моей практики в качестве консультанта я готовилась к интервью на радио и в ожидании эфира разговорилась с одним из сотрудников. Узнав мою историю, он спросил: «То есть вы покинули крысиные бега и теперь помогаете людям отказаться от амбиций?»
Я чуть не кивнула, но потом задумалась. Отказаться от амбиций? У меня есть собственный проект, я только что провела мастер-класс в ведущем университете, меня пригласили на радиоинтервью в качестве эксперта, я еще и книгу пишу. Похоже это на отказ от амбиций? Видимо, с началом перемен как раз и включились настоящие амбиции. Амбиции включаются, как только человек принимает решение жить по своим правилам, сделать что-то значительное и не размениваться на второстепенное.
Потому что амбиции — как раз об этом.
Если амбиции у вас есть, вы не позволите своей жизни пройти впустую и попробуете сделать то, что имеет значение. Не позволите себе прожить «так себе», без смысла и серенько. Создадите то, чем сможете гордиться. Если разрешите себе решиться.
Читайте также Твердость характера и аутентичность: как добиваться целей и быть в согласии с собой
Где зарыты сокровища?
Однажды я где-то прочитала мысль доктора Майлса Монро, проповедника. Он спрашивал: где зарыты самые дорогие сокровища? И отвечал: нет, не в золотоносных рудниках. Они зарыты на кладбище. Там закопаны компании, которые так никогда и не были созданы, изобретения, которые не увидели свет, книги-бестселлеры, которые не были закончены, и великие картины, которые никто не написал.
Эта мысль меня потрясла. В каждом человеке есть что-то важное, но пока надежно запакованное и отложенное в долгий ящик. Мне страшно, что это так никогда и не увидит свет. Амбиции как раз и не дадут этому пропасть.
Философия посредственности и тут не дремлет и обязательно напомнит вам и про «хорошенького понемножку», и «ты что, лучше всех?». Но взгляните на людей, которые это говорят. Вы бы хотели такую жизнь, вас она вдохновляет?
Что делать с амбициями скромному человеку
— Мне как-то неловко хотеть чего-то большого, — сказала мне Наташа, которая после двадцати лет успешной корпоративной карьеры начала свою практику. — Допустим, я скажу, что мечтаю стать самым продвинутым специалистом в своей области. Что решу много сложных задач. Стану большим авторитетом. Но разве это не эго во мне говорит? А где же скромность?
— Наташа, не путай скромность с посредственностью! Подумай лучше, к чему тебя приведут твои большие цели. Твои дети от этого выиграют — от того, что ты крутой профи? Что получат твои клиенты, чего они без тебя бы не получили? Как твои классные результаты изменят к лучшему ту область, в которой ты работаешь?
И тогда всё встало на свои места и амбиции «вписались» в представления порядочного человека Наташи. Потому что это не тщеславие или желание показать всем свою крутизну. Амбиции — это серьезные задачи. Делать то, что важно. То, во что веришь. То, чем гордишься. Реализоваться по полной — и от себя добавить хорошего в этот мир.
Джим Коллинз называет такие амбиции амбициями пятого уровня — и определяет их как страстное стремление к чему-то за пределами самого себя. В книге «Великие по собственному выбору» он пишет про лидеров, у которых были амбиции пятого уровня: «Каждый из них желал чего-то большего, чем просто “успеха”. Эти люди измеряли себя не деньгами, не славой, не успехом, а своим вкладом в общее дело, своей задачей и своим влиянием».
А скромность? Мать Тереза при всей той скромности, с которой она ассоциируется, тоже была амбициозным человеком. Смогла бы она сделать так много, если бы была просто скромной, доброй и порядочной?
Как перестать скромничать и замахнуться на большее
Я верю, что без амбиций не бывает большого профессионала. Зато есть риск остаться на уровне «как все». Хорошо, если вы при этом на автопилоте. А если вы в сознании, то со временем вам может стать больно от понимания «мог бы, но…» и «почему не я?».
Один из самых амбициозных людей, которые меня вдохновляют, — французский доктор Ален Бомбар, автор автобиографической книги «За бортом по своей воле».
Он был врачом-интерном в клинике одного из городков на берегу Атлантики и часто имел дело с людьми, пострадавшими от кораблекрушений. Однажды его осенило, что оставшиеся в шлюпках жертвы кораблекрушений гибнут вовсе не от стихии.
Когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с его кораблем идет ко дну весь мир; когда доски пола уходят у него из-под ног, одновременно с ними уходит всё его мужество и весь его разум. И даже если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. Потому что он замирает в ней без движения, сраженный обрушившимся на него несчастьем. Потому что он уже больше не живет. Окутанный ночной тьмой, влекомый течением и ветром, трепещущий перед бездной, боящийся и шума, и тишины, он за какие-нибудь три дня окончательно превращается в мертвеца.
Ален Бомбар сделал вывод, что так быть не должно. И решил сам на себе поставить большой опыт, который должен был изменить ход вещей и спасти много жизней. Он совершил несколько путешествий, чтобы доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что могут добыть в море. Бомбар один пересек в маленькой резиновой лодке Атлантический океан за 65 дней. Всё это время он питался исключительно сырой рыбой, которую ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб.
Читайте также Жизнестойкость: от чего она зависит и как её развить
Мелкие цели не работают
Мы по привычке не можем решиться на большую цель, поскольку думаем, что вероятность ее достичь меньше. Но в большой и по-настоящему амбициозной цели есть то, что отличает ее от реалистичной и осторожной маленькой или средненькой. Это заряд энергии, который вы сразу чувствуете, если говорите о том, чего хотите. А энергия — именно то, что вам пригодится в пути. Ведь мы говорим о долгосрочных целях: на три-пять-десять лет или аж на целую жизнь и карьеру.
Если у вас есть мечта или большая цель, подумайте о ней сейчас. И сразу после этого вспомните какую-нибудь небольшую цель. Вы сразу почувствуете, что они различаются силой заряда. Маленькими и реалистичными пусть будут ваши ежедневные шаги. А цель — огромной и интересной до мурашек. Ведь мурашки означают, что цель заряжена именно для вас и этого заряда хватит надолго.
По материалам книги «Никогда-нибудь»
Обложка — Wikimedia Commons
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Смысл композиции Хаски «Никогда-нибудь»
Новый альбом Хаски. Новые эмоции, мысли чувства. Обложка альбома уже навевает грустные мысли. Шрамы на исполнителе, швы. Он словно не верит свои глазам, когда смотрит на себя. но что же такое произошло? Какое событие заставило его взглянуть на мир по-другому? Начало многообещающее, но стоит ли искать скрытый смысл в композиции «Никогда-нибудь»?
Трек начинается с припева, в котором лирический героя явно дает понять, что все тленно. «Все — дым». Словно мы живем в иллюзорном мире. Мы сами придумываем себе испытания, преграды. А когда справляемся с очередной задачей радуемся. Но стоит ли на всех наших проблемах заострять внимание? «Не хочу притворяться молодым». Молодость — время для бунтарей, исследователей, юношей и девушек, у которых «горят» глаза, которым все интересно и необычно. Они хотят все попробовать, «примерить» на себе. Им кажется, что весь мир у их ног. Они жаждут свободы, новых свершений. Лирический герой устал от ярких эмоций, безбашенных поступков, опрометчивых идей. У него уже другие цели и приоритеты. Эта непостоянная, насыщенная событиями жизнь осталось в прошлом. Жалеет ли он об этом? «Никогда-нибудь». Он отчетливо понимает, что для каких-то событий время безвозвратно ушло. Теперь он уже несколько раз подумает, прежде чем сделает очередной шаг.
В куплете персонаж обращается к своей спутнице. Он делится с ней своими воспоминаниями, которых у него накопилось очень много. Он вспоминает о ярких моментах с благодарностью. Это точно было интересно. Лирический герой не забывает и о своих товарищах и друзьях, с которыми провел свои юношеские годы. Ему приятно было, что именно эти люди находились с ним рядом. Персонажа переполняли надежды на светлое будущее. Он был уверен, что в жизни все легко и просто. Герой жил словно в розовых очках. Он пытался и своих друзей убедить в этом. Связи, деньги, влияние. Именно эти ценности стояли у него на первом месте. Во время долгих вечеров, которые лирический герой проводил вместе со своими друзьями в подъездах, он твердил о своих приоритетах. Ему казалось, что в жизни все покупается и продается.
Однако он ошибся. И теперь он это осознал. Есть жизненные ценности, которые не купишь ни за какие деньги. Самое важное в жизни создаешь ты сам. Герою грустно осознавать, что он мечтал не о тех целях, о которых нужно было. Персонаж старался навязать свою точку зрения, свои взгляды товарищам. Иногда ему это удавалось. Но юноши и девушки повзрослели. Теперь у каждого свой жизненный путь. Лирического героя «не отпускают» терзания и сомнения. Он сам не может понять, почему он так заблуждался. Куда испарилась его беспечность, наивность, открытость? Теперь ему нужно самостоятельно принимать решения, обдумывать свои поступки. Где же теперь тот мальчик, у которого перед ногами был целый мир?
Иногда приходится мириться с тем, что для некоторых событий время так и не наступит. Все в наших руках. С этим утверждением сложно поспорить. Но порой в наши планы вмешиваются внешние обстоятельства. После некоторых событий человек может сломаться, опустить руки. Иногда молодые люди просто морально не готовы к встрече с неприятностями и проблемами. В эти моменты их мир иллюзий может рухнуть. Они остаются один на один со своими мыслями, переживаниями. Очень важно рядом с собой ощутить человека, который тебя поймет и поддержит, протянет руку помощи. Лирический герой не ожидал, что такие события могут произойти и с ним. У него уже заранее была спланирована вся жизнь. Но уже первое сложное испытание выбило его из привычной колеи. Персонаж в растерянности. Ему нужно время, чтобы прийти в себя, оценить свои дальнейшие перспективы.
«О, мы только мухи в янтаре судьбы». Возможно, именно в этих строчках и заключена основная мысль композиции. Судьба играет огромное значение в жизни каждого. Однако не всегда нужно полагаться на удачу. Не следует также все неприятности, жизненные невзгоды списывать на проделки судьбы. Человек должен понять, что именно он сам является хозяином своей жизни. Внешние обстоятельства если и оказывают влияние на наше существование, не могут стать причиной всех наших неудач. Пронзительная песня «Никогда-нибудь» о том, что надо жить здесь и сейчас. Не следует прорабатывать в своей голове негативные последствия от наших действий. Важно, не пенять судьбу, а взять всю ответственность за свои поступки на себя. В заключении лирический герой спрашивает: «Как дела?» Он словно пытается узнать у слушателя, сделал ли он правильные выводы, или данная композиция не оказала на него никакого влияния.