Что значит невозвратный авиабилет
Как вернуть деньги за невозвратные авиабилеты
Вы купили невозвратные билеты на самолет, но в последний момент у ребенка поднялась температура или авиакомпания перенесла вылет на другой день.
Мало кто знает, но в подобных ситуациях деньги перечисляют даже за невозвратные билеты. Рассказываю, по каких причинам вам обязаны сделать возврат, и что для этого нужно.
В статье речь идет только о билетах на регулярные рейсы российских авиакомпаний, зарубежные перевозчики работают по другим правилам.
Деньги за билеты возвращают полностью, если ваш отказ — вынужденный. Так происходит, когда авиакомпания не выполнила как следует свои обязательства или у вас возникли личные проблемы. Вот в каких случаях вернут всю сумму.
Самый простой способ — позвонить в службу поддержки. Это нужно сделать до того, как завершится регистрация на рейс. После ее окончания вам не смогут помочь.
Обращайтесь в ту организацию, где покупали билет. Если приобрели его на сайте авиакомпании, то звоните в авиакомпанию. Если покупали у посредника, например, в авиакассе или на сайте онлайн-агрегатора, то обращайтесь к нему.
Закон не регламентирует четко процедуру возврата. Поэтому она немного отличается у разных авиакомпаний и агрегаторов.
Одним достаточно копий документов, отправленных по электронной почте, другие попросят заверить бумаги у нотариуса и прислать заказным письмом. Чтобы узнать, как вам поступить, позвоните на горячую линию или прочитайте правила возврата на сайте.
Список документов зависит от того, по какой причине вы не можете лететь.
Личные проблемы. Чтобы подтвердить болезнь, потребуется справка от врача. В ней должны быть название клиники и ее реквизиты, печать учреждения, фамилия, должность, подпись и печать врача, подпись и печать заведующего отделением или главного врача, дата выдачи.
Еще в документе указывают сроки болезни и пишут, что в эти даты вам не рекомендован перелет. Если же вы заболели за границей, то справку нужно перевести на русский и заверить у нотариуса.
Справку можно заменить больничным листом. Некоторые перевозчики просят заверить его у нотариуса или представителя авиакомпании.
Если заболел родственник, с которым вы собирались лететь вместе, то помимо справки от врача потребуется документ, подтверждающий родство. Например, свидетельство о рождении или о браке. В случае если родственник умер, то готовьте копию свидетельства о смерти и документ, подтверждающий родство.
Авиакомпания не выполнила обязательства. Если вы узнали об изменениях на рейсе уже в аэропорту, обратитесь к представителю авиакомпании. Он поставит в билете или посадочном талоне отметку или выдаст справку. Например, об отмене рейса, задержке или изменении маршрута.
Как сдать или обменять авиабилет и не потерять на этом деньги
Обновлено 9 июля 2021 года. Путешественникам сейчас приходится непросто. И пока мир готовится открыться заново в 2021 году, мы остаемся рядом, чтобы вы продолжали мечтать и планировали новые приключения. Свежие новости о туризме на фоне COVID-19 помогут быть в курсе событий. А на странице нашей интерактивной карты можно подписаться на уведомления по стране вашей мечты — когда она откроет границы для россиян, вы получите от нас письмо и подборку выгодных рейсов.
Если у вас 1 минута, вот ответы на главные вопросы про обмен и возврата авиабилетов:
Получится ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он был куплен. Даже невозвратные билеты можно вернуть, если вы отказываетесь от билета вынужденно, например, из-за болезни. Некоторые перевозчики позволяют бесплатно сдать или обменять авиабилет вне зависимости от тарифа в течение суток после покупки или до полуночи того же дня.
Чтобы сдать или обменять авиабилет, обращайтесь туда же, где его покупали: в авиакомпанию или к агентству-посреднику. Оформляйте возврат или обмен билета на самолет как можно раньше. Ближе к дате вылета это наверняка будет стоить дороже, а после окончания регистрации авиабилеты могут вообще сгореть.
В большинстве случаев билет, купленный в интернете, вы сами за 5 минут сдадите или обменяете на том же сайте.
Если хотите узнать подробности про обмен и возврат авиабилетов:
Какие авиабилеты можно и какие нельзя вернуть
Дорогие билеты чаще всего можно сдать и получить назад их полную стоимость. Даты и города вылета и прилета можно менять.
Дешевые авиабилеты обычно продают без возможности возврата и обмена: если у вас изменятся планы, они сгорят.
Между этими крайностями — куча вариантов с разными условиями. Бывает, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф; другие билеты можно сдать, заплатив сбор.
Можно ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он куплен. Чтобы не платить лишнего, перед бронированием прочитайте правила тарифа — все те пояснения мелким шрифтом, мимо которых хочется проскочить.
Во время пандемии коронавируса авиакомпании, как и всегда, обязаны четко следовать договору перевозки и предоставлять вам все положенное. Чтобы пассажиры могли гибко планировать поездки в этот непростой период, многие крупные перевозчики отменили или уменьшили сборы за изменение брони.
При сдаче билета авиакомпании вместо возврата средств стали активно предлагать пассажирам ваучеры, но от них можно отказаться. Подробнее про ваучеры.
Краткий словарик на случай, если правила тарифа написаны по-английски:
Где найти правила тарифа
Если уже купили билет, ищите условия тарифа в маршрут-квитанции, которую получили на имейл. Там может быть только часть правил, к примеру: «Переоформление билета возможно не позднее чем за 48 часов до отправления рейса. За внесение изменений удерживаются сборы, а также разница в стоимости билетов». Тогда полные условия и суммы сборов смотрите на сайте авиакомпании или агентства-посредника или уточняйте по телефону в службе поддержки. Гибкие правила возврата и обмена, введеные в период пандемии, также ищите на официальном сайте перевозчика.
Если еще не купили билет, то перед бронированием кликните на «Правила применения тарифов» (Fare rules / Terms and conditions). Правила возврата и обмена (Changes & cancellation policy / Flights changes, cancellations and refund) обычно выделены в отдельную главу.
Как вернуть авиабилет и получить назад свои деньги
Если поездка сорвалась, вы сможете вернуть всю стоимость возвратного авиабилета или хотя бы ее часть. Сколько именно — зависит от тарифа, времени до вылета и того, какой возврат оформляете. Если билет невозвратный, тоже не все потеряно.
1) Не откладывайте возврат авиабилета, чтобы не потратить лишнего.
Ближе к дате вылета некоторые авиакомпании вводят или увеличивают сборы. После окончания регистрации билеты становятся невозвратными и «сгорают» в большинстве случаев.
Если сдаете билеты Wizz Air за две недели до полета, с вас возьмут сбор 60 € и вернут полную сумму. Если осталось меньше двух недель, то заплатите сбор 83 € и получите обратно стоимость билета за вычетом оплаченных услуг авиакомпании.
Ошиблись при покупке билета? Попробуйте сдать без штрафов в первые сутки.
Во многих авиакомпаниях есть правило 24 часов после покупки. В течение этого срока можно сдать любой авиабилет, в том числе невозвратный, и получить назад всю сумму. Разве что сбор за бронирование вычтут.
Такая возможность есть, к примеру, у easyJet, Finnair, Emirates, Air France и British Airways. Часто есть дополнительные условия: билет можно аннулировать в день покупки, если до вылета осталось не меньше недели, или только на определенных маршрутах. Еще бывает, что полный возврат без сборов возможен только до полуночи текущего дня или даже в течение нескольких часов. Если ошиблись при заказе билета или внезапно передумали, действуйте быстро.
2) Определитесь с видом возврата.
Отказаться от полета можно по-разному:
3) Узнайте правила возврата по своему тарифу и посчитайте, выгодно ли сдавать билет.
Прочитайте полные правила тарифа, по которому куплен билет: должно быть написано, можно ли вернуть и удержат ли сборы. Подсчитайте сумму возврата, чтобы знать, имеет ли смысл тратить время. Позвоните в авиакомпанию и узнайте, предлагает ли она альтернативы.
Вы летите из Москвы в Сочи авиакомпанией «Аэрофлот» по тарифу «Эконом Оптимум» за 6230 рублей. Если решите сдать билет и успеете до конца регистрации, то сбор за возврат составит 2600 рублей. То есть вернут 3630 рублей. Больше примеров, сколько потеряете в разных авиакомпаниях, если не полетите.
Весной 2020-го года, когда многие страны закрыли границы из-за пандемии и самолеты перестали летать, авиакомпании стали настойчиво предлагать ваучеры вместо денежного возврата. Ваучер — это электронный документ в счет всей суммы билета, который вы можете «потратить» на новый перелет или другие услуги перевозчика в течение определенного времени.
В России это узаконено Постановлением № 991. Оно разрешает авиакомпаниям выдавать ваучеры вместо возврата денег, но только по билетам, купленным до 1 мая 2020 года. Если вы купили билеты позже, можете выбирать: согласиться на ваучер, к которому часто предлагают бонусы, или получить возврат денег.
В Европе авиакомпания может предложить вам ваучер, но вы в праве выбирать: соглашаться или получить возврат стоимости билета.
Также авиакомпания вместо возврата средств может предложить вам перебронировать билет на другой день или с открытой датой.
4) Запустите процесс возврата.
Обратитесь туда, где купили авиабилет: к агентству-посреднику или в авиакомпанию. Сообщите, что отказываетесь от полета, и отправьте запрос на возврат стоимости билета. Как это сделать:
Важно! Некоторые авиакомпании берут деньги за возврат или перебронирование авиабилета через службу поддержки или в офисе. Но и они, скорее всего, не снимут ни копейки, если вы все сделаете сами на сайте.
5) Если решение по возврату вас не устраивает, действуйте.
Например, авиакомпания не хочет возвращать налоги и сборы по невозвратным билетам, для начала перечитайте правила тарифа и убедитесь, что ваши претензии справедливы. К примеру, «Аэрофлот» по невозвратным тарифам в случае вашего добровольного отказа от перевозки обязан вернуть только аэропортовые и государственные налоги и сборы, а топливные сборы и сбор за бронирование оставляет себе.
Если уверены в правоте, еще раз вежливо и подробно объясните свою позицию и, если необходимо, приложите подтверждающие документы, точный список которых лучше узнать в службе поддержки. Если вас игнорируют или отвечают отговорками, не отступайтесь и продолжайте переписку. С российскими авиакомпаниями можно сослаться на статью 108 Воздушного кодекса РФ, если сдаете билеты по своему желанию, или на пункт 227 Федеральных авиационных правил, если оформляете вынужденный отказ.
В крайнем случае можно отправить жалобу в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) или обратиться в суд. Если претендуете на возврат денег или компенсацию из-за форс-мажора европейской авиакомпании, отстоять права поможет Регламент EC № 261/2004. Но чаще всего авиакомпании выплачивают все, что вам причитается, без отсылок к законам и угроз обратиться в суд. Формулируйте требования корректно — и вам ответят взаимностью.
6) Дождитесь, когда деньги вернут.
Это может занять от одного дня до нескольких месяцев. Деньги придут на банковскую карту, которой вы платили за билеты. Если покупали билеты наличными в кассе или в терминале, то получите свои кровные на карту, реквизиты которой укажете в заявлении, либо наличными.
Как обменять билет на самолет
Если хотите изменить дату и время рейса, город вылета / прилета или класс обслуживания, перевозчик выдаст вам новый билет. Можно ли поменять авиабилет на другой и возьмут ли деньги за услугу, зависит от правил тарифа, установленных авиакомпанией. Во время пандемии перевозчики чаще стали предлагать гибкие условия для перебронирования билетов: некоторые сделали внесение изменений бесплатным, другие уменьшили сборы — это помогает планировать путешествия увереннее.
1) Меняйте билет как можно раньше.
Ближе к делу в самолете на нужную дату могут раскупить места или останутся только дорогие авиабилеты. Также могут увеличиться сборы за обмен. За 2–4 часа до вылета (а бывает и за 24–48 часов) многие авиакомпании вообще закрывают возможность внести изменения в билет.
К сбору за обмен прибавляется разница в тарифах между старым и новым билетом.
Внимание: Если вы купили билет на самолет и тут же заметили ошибку в датах, городах или чем-то еще, сразу свяжитесь с авиакомпанией или посредником, через которого оформлялили билет. Вполне возможно, что в течение первых суток после бронирования или до полуночи в тот же день вам бесплатно внесут изменения в билет, либо позволят его сдать, даже если тариф невозвратный. Бывает, что изменения возможны только в течение получаса, так что поторопитесь!
2) Выясните условия обмена билета и проверьте, стоит ли игра свеч.
За обмен билета могут взять сбор, а также доплату, если вы меняете билет на более дорогой. Разрешат ли «понизить» тариф и компенсируют ли разницу, если новые билеты будут дешевле, зависит от авиакомпании.
Менять билеты не всегда выгодно: если вы планировали лететь по ультрабюджетному тарифу, то можете столько потратить на обмен, что будет целесообразнее выкинуть старый билет и купить новый. Еще учтите, что если вы уже вносили в этот билет изменения, последующий обмен может быть дороже.
Билет на самолет «Победы» из Москвы в Краснодар обошелся вам в 2200 рублей. Если потребуется поменять дату, и до вылета будет больше 48 часов (когда такие изменения возможны), то с вас возьмут еще 5000 рублей, итого выйдет 7200 рублей. А если купите билет на новую дату по старому тарифу, то всего потратите 4400 рублей.
3) Обменяйте билет.
Билет, купленный в интернете, можно поменять самостоятельно на том же сайте, где вы его купили. Для этого найдите бронь в личном кабинете или через форму поиска, кликните на «Обмен билета» (Ticket modifications / Change date, time / Amend your flight / Reschedule your flight booking), отметьте участок маршрута, который хотите изменить, введите новые даты или маршрут и выберите новый тариф из предложенных. Дальше система автоматически подсчитает, должны ли вы заплатить сбор и разницу в тарифах. Если согласны с суммой и правилами нового тарифа, нажимайте «Продолжить» и оплачивайте новые билеты банковской картой.
Самостоятельный обмен билетов онлайн может быть недоступен, например, если вы уже вносили изменения в эту бронь, летите на международном рейсе, хотите обменять билет не для всех пассажиров, вместе с билетом забронировали отель или трансфер. Обратитесь к службе поддержки по телефону, имейлу, в чате или в соцсетях. Оператор сам внесет изменения в бронь, а доплатить вы сможете картой в личном кабинете на сайте либо наличными в представительстве авиакомпании.
Если покупали билет в кассе авиакомпании или в офисе посредника, свяжитесь со службой поддержки и уточните, нужно ли приезжать лично или вам помогут по телефону, имейлу или в чате.
4) Распечатайте новую маршрут-квитанцию или сохраните ее на смартфоне. Когда новый билет будет оплачен, на ваш имейл придет новая маршрут-квитанция.
Как вернуть или обменять авиабилет в связи с коронавирусом?
Куда сейчас можно полететь за границу?
Какие границы открыты и какие документы нужны для путешествия, удобно смотреть на нашей карте. Подпишитесь на уведомления по интересующим направлениям и первым узнавайте об открытии новых стран.
Что еще полезно знать:
Нужная помощь
Что происходит в мире? Получайте на почту свежие новости, советы, выгодные предложения и не только.
Вы можете отменить подписку в любое время. Подробная информация в нашей Политике конфиденциальности.
Чтобы деньги не улетели
Впрочем, даже если вы выбрали самый дешевый тариф, но не можете полететь по уважительной причине, вы вправе вернуть полную стоимость билета. Собкор «Российской газеты» в Калининграде, у которой в прошлом году сорвались сразу две поездки, убедилась в этом на личном опыте.
Билеты из Калининграда в Москву, из Москвы в Бангкок и обратно, которые стоили около 100 тысяч рублей, приобретались по невозвратному тарифу. Правила этого тарифа позволяли перенести даты вылета, доплатив около 20 тысяч рублей. Ни терять деньги, ни планировать следующий отпуск не хотелось. Выпив жаропонижающего, я принялась штудировать Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила. И нашла нужную зацепку.
Дело в том, что вместе с положениями о невозвратных авиабилетах в Воздушном кодексе РФ появилась статья о вынужденном отказе пассажира от перевозки. В определенных случаях она позволяет вернуть деньги в полном объеме даже за невозвратные билеты. Речь идет о болезни пассажира, члена его семьи или близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, либо смерти члена семьи или близкого родственника пассажира.
Предъявите ваш больничный
Болезнь необходимо подтвердить медицинскими документами. Требования к ним, согласно Федеральным авиационным правилам, определяют перевозчики. Поэтому спросите у представителя авиакомпании или агентства-посредника, какие именно справки вы должны предоставить. В нашем случае авиакомпания запросила лист нетрудоспособности, даты которого накладываются на дату вылета. Кроме того, перевозчик готов был принять справку от врача, заверенную круглой гербовой печатью. В справке должны быть указаны даты болезни и одна из трех рекомендаций: не совершать перелеты, не менять климатическую зону, соблюдать постельный режим.
Когда ваше здоровье придет в норму, идите в офис перевозчика или посредника с гражданским паспортом, с загранпаспортом, если по нему приобретался билет, и с медицинскими справками.
Если в вашем городе нет офиса авиакомпании, отправляйте документы по почте. Некоторые авиакомпании принимают сканы документов с помощью формы обратной связи на своем сайте.
Наш с супругом вопрос решился очень быстро. Закрыв больничный, я пришла в офис перевозчика и написала заявление. Через неделю авиакомпания перечислила деньги на карту, с которой совершалась покупка, в полном объеме.
Неделимые билеты
Здесь есть один важный нюанс. Если вы летите двумя разными авиакомпаниями, вам потребуется доказать, что вы болели не только в день вылета из пункта А в пункт Б, но и в день возвращения из пункта Б в пункт А. Мне это удалось, поскольку больничный длился три недели и покрывал оба перелета. Деньги я получила примерно через месяц после обращения в транспортное агентство.
Но если вы улетаете, к примеру, в двухнедельный отпуск и перед вылетом ненадолго заболели ОРВИ, обратный перелет в период болезни не войдет. Авиакомпания, организующая обратный рейс, может отказаться возвращать вам деньги. Поэтому если вы планируете продолжительное путешествие и сомневаетесь в своем здоровье, лучше покупать неделимый билет туда-обратно одной авиакомпании. Тогда больничного листа, действующего на дату вылета, будет достаточно, чтобы вернуть всю стоимость этого единого билета.
Под членами семьи и близкими родственниками Воздушный кодекс РФ подразумевает супругов, родителей и детей, братьев и сестер, в том числе тех, кто имеет только одного общего родителя, дедушек, бабушек и внуков.
Возвратные и невозвратные тарифы авиабилетов
Возврат билета, как и обмен, регулируется правилами тарифа: возвратный он или невозвратный.
Возвратный тариф — если пассажир решает не лететь по купленному билету, он может сдать его и вернуть деньги, независимо от причины. При этом авиакомпании и агентства могут удерживать штрафы.
Невозвратный тариф — билет можно сдать только по уважительной причине, в случае вынужденного возврата. Какую часть суммы за билет удастся вернуть, зависит от правил конкретного тарифа.
Правила применения тарифа написаны на самом билете в пункте CANCELLATIONS (отмена). Иногда они бывают не только на английском, но и на русском языке. Там могут быть такие правила:
● TICKET IS NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
● TICKET IS NON-REFUNDABLE FOR CANCEL/REFUND — билет нельзя вернуть при отказе/возврате;
● REFUND IS NOT PERMITTED — невозвратный билет;
● ANY TIME TICKET IS NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
● TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW — в случае неявки на рейс билет нельзя вернуть;
● CHANGE IS NOT PERMITTED — обменять билет нельзя;
● CHANGE NOT PERMITTED IN CASE OF NO SHOW — в случае неявки на рейс обменять билет нельзя.
Если вам нужно вернуть билет, найдите его в личном кабинете и нажмите Редактировать.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Вернуть невозвратный билет на самолет: рассказываем, как это можно сделать
Покупка невозвратного билета — простой способ сэкономить или… потерять деньги. Мы расскажем, в каких случаях стоит рискнуть и приобрести невозвратный билет, а когда этого делать не стоит, а также поделимся полезными советами по поводу того, как можно вернуть деньги, если по каким-то причинам воспользоваться таким билетом не получилось. Ну и, конечно, дадим ответ на интересующий многих вопрос — можно ли вернуть деньги за билет, если произошла отмена рейса из-за коронавируса.
Редактор журнала Виасан
Содержание
Невозвратные билеты на самолет
Никому не нравится терять деньги, в том числе авиакомпаниям. Для того чтобы обезопасить себя от убытков, они продают невозвратные билеты по сниженным ценам. Вернуть такой билет просто так нельзя — нужна серьезная причина для возврата, поэтому в большинстве случаев перевозчики от продажи таких билетов выигрывают.
Покупатели невозвратных билетов тоже выигрывают, ведь невозвратный билет стоит дешевле обычного, однако, совершая покупку, они должны быть уверены, что обязательно полетят. Овчинка стоит выделки только в том случае, если вы не сомневаетесь в своих планах.
Невозвратный авиабилет — это билет, от которого нельзя отказаться в случае перемены планов. Такие билеты привлекают покупателей тем, что стоят дешевле обычных.
Невозвратные тарифы в разных авиакомпаниях
Авиакомпания | Название тарифа | Внесение изменений в условия тарифа | Багаж | Питание |
Аэрофлот | Бюджет, Промо | Разрешено за дополнительную плату | Разрешается провоз багажа весом до 23 кг и ручной клади весом до 10 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
S7 | Эконом, Базовый | Разрешено за дополнительную плату | Разрешается провоз ручной клади весом до 10 кг при габаритах 55х40х20 см | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Utair | Минимум | Разрешено за дополнительную плату | Разрешается провоз ручной клади весом до 10 кг при габаритах 40х30х20 см | Есть на рейсах продолжительностью более 4 часов |
Победа | Стандарт | Запрещено | Разрешается провоз ручной клади без ограничений по весу при габаритах 55х40х20 см | Только за дополнительную плату |
Уральские авиалинии | Промо | Разрешено за дополнительную плату | Разрешается провоз багажа весом до 10 кг и ручной клади весом до 5 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Nordwind | Промо | Разрешено за дополнительную плату | Условия предоставления багажных мест зависят от направления | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Air France | Стандарт | Разрешено за дополнительную плату | Место для багажа весом до 23 кг и место в салоне для ручной клади весом до 12 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Turkish Airlines | Эконом | Условия зависят от направления | Условия предоставления багажных мест зависят от направления | Меню зависит от длительности перелета |
Belavia | Специальное предложение | Запрещено | Место для багажа весом до 20 кг и место в салоне для ручной клади весом до 8 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Alitalia | Light | Условия зависят от направления | Разрешается провоз ручной клади весом до 8 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
AirBaltic | Базовый | Разрешено за дополнительную плату при бронировании | Разрешается провоз ручной клади весом до 8 кг | Только за дополнительную плату |
Нордстар | Промо | Запрещено | Разрешается провоз багажа весом до 20 кг и ручной клади весом до 5 кг | Напитки, закуски и горячее блюдо |
Важно! Авиакомпании оставляют за собой право менять условия тарифов.