Что значит невоцерковленный человек

Что такое «воцерковленность»?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Что значит невоцерковленный человекВопрос читателя: Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковлённый»?Ирина

Отвечает протоиерей Андрей Малкин:

Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пище и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично.

Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Источник

Кого можно считать воцерковленным человеком?

Ответы пастырей

Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством?

Что значит невоцерковленный человек Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Пока человек в отношениях с Богом ищет только своего,
он и есть «недохристианин»

– Помню, рассказывала мне одна молодая женщина, как она однажды, будучи в областном центре, будним днем зашла в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.

Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:

– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.

– Тогда что же, гуляет?

– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.

Что значит невоцерковленный человек Священник Александр Дьяченко – Сама болеешь? Или дети?

– Слава Богу, как у всех.

– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.

– Всё в порядке, бабушка.

Реальный разговор, а звучит словно анекдот. Так бывает, когда идет человек в церковь, потому что надо ему проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – Господь и поможет.

Так вот, пока человек в отношениях с Богом ищет только своего, он и есть, как вы говорите, «недохристианин». Христианин ищет Самого Бога. Удобно ему будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для него неглавный.

«Должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 7), – говорит Господь Никодиму, и без покаяния здесь никак не обойтись. Слезет человек с пьедестала памятника собственной гордыни, встанет перед Христом на колени, тогда от храма, от Причастия его уже будет не оторвать. Палками бить станут – он всё равно пойдет.

Сопричастность христианина Церкви определяется
мерой реальной приверженности заповедям Спасителя

Что значит невоцерковленный человек Священник Димитрий Выдумкин – Думаю, что при осмыслении этих вопросов нам меньше всего следует опираться на те или иные внешние критерии. Ибо есть ли у нас четко сформулированный и вполне ясный ответ на вопрос: «что такое воцерковленность»? И можем ли мы как-то описать подлинную церковную жизнь, не оказавшись в плену ограниченности своих собственных представлений?

Отвечая на эти вопросы, мы можем лишь попытаться направить мысль того, кому предназначены ответы, в правильном направлении. Лично для меня это направление было задано одним опытным духовником еще в период моей юности. Тогда, помню, он сказал мне: «Если ты захочешь понять, насколько глубоко ты находишься в Церкви, прислушайся к своему сердцу после того, как тебе случится вдруг пропустить воскресную Литургию. Если при этом на сердце будет тоска, которая не будет оставлять тебя в течение дня, значит, ты живой ее член. Если же для твоего внутреннего мира это событие пройдет почти незаметно и никакой скорби ты не ощутил, то ты в реальности пока лишь у врат ее стоишь, как оглашенный, и тебе еще только предстоит по-настоящему в нее войти».

Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви

Этот первый критерий, как мы видим, носит глубоко личный характер. Лишь сам человек, прислушавшись к своему сердцу, может попытаться понять, насколько он «вживлен» (не люблю слово «интегрирован») в жизнь Церкви. Но со стороны это понять нам не дано.

Другой критерий мы могли бы поискать в области внеритуальной жизни христианина. Церковное богослужение и Таинства для нашей нравственной жизни есть училище благочестия. Церковные тексты, содержащие в себе либо отрывки из Священного Писания, либо поэтическое истолкование их, либо примеры воплощения Евангелия в жизни святых, выстраивают для нас систему координат. Насколько воспринял христианин эту систему координат, насколько верен он в жизни тем идеалам, которые Церковь воспевает в Своем богослужении, настолько он и церковен. Жизнь Церкви вся выстроена вокруг заповедей Спасителя. И сопричастность христианина Церкви и вообще истинному христианству определяется лишь мерой его реальной приверженности этим же заповедям.

Важнейший критерий воцерковленности –
присутствие мирного духа, духа Христова

Что значит невоцерковленный человек Священник Димитрий Шишкин – Всё-таки первое, что просится на ум, – это исполнение каких-то простых, но обязательных правил церковной жизни, известных всем мало-мальски воцерковленным людям. То есть присутствие на вечерней службе в субботу или накануне праздника, а также на Литургии в воскресный день хотя бы раз в месяц. Причем присутствие не на пять-десять минут, а как положено – от начала и до конца службы. Конечно, если нет каких-то объективных препятствий. Это важно, потому что и болезни бывают, и отсутствие храма в пределах реальной доступности, и разные погодные (природные) обстоятельства и т.д. Но при отсутствии всех этих коллизий посещение храма и службы нормально каждую неделю.

Далее, конечно, критерием воцерковленности надо признать участие в Таинствах исповеди и Причастия хотя бы несколько раз в году. Раньше говорили о необходимости Причащения каждым многодневным постом, которых у нас, напомню, четыре. Но сейчас (и это радует) большинство прихожан стараются причащаться чаще, хотя бы раз в месяц. И это хорошо.

Кроме того, надо сказать о правиле домашнем, то есть о каких-то минимальных требованиях исполнения утренних и вечерних молитв, молитв перед едой и после еды, перед работой и после работы. Обязательной нормой для воцерковленного человека можно назвать и чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета.

Обязательная норма для воцерковленного человека – чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета

Периодичность может быть разной: каждый день, раз в два-три дня или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств, но постоянство – это норма. Кто-то скажет: ригоризм и начетничество! Ничуть – обычный христианский образ жизни.

Но и это еще не всё. Важнейшим критерием воцерковленности надо назвать присутствие мирного духа, духа Христова. Апостол говорит: «Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9). А один из основных признаков, если можно так сказать, духа Христова – это строгость к себе и снисхождение к другим. Не потакание грехам и не оправдывание лжи, но именно сострадательное и духовное отношение к человеку как к высшему творению Божиему, призванному ко спасению. Мне кажется, это важно: при исполнении всех правил, о которых мы говорим и которые действительно необходимы, не забывать, что цель наша состоит в том, чтобы стяжать дух Христов, уподобиться Христу, облечься в Него. Вот это в собственном смысле слова и есть воцерковление, потому что Церковь – это и есть тело Христово.

Насчет же того, что можно считать недовоцерковленностью и недохристианством… я бы воздержался от употребления этих терминов, хотя бы уже потому, что за всю историю жизни Церкви устами бесчисленного множества святых отцов были оговорены самые разные тонкости и нюансы церковной жизни и определены наименования всех важных для нашего спасения состояний, понятий и отношений. Насколько я знаю, среди этих терминов нет слов «недовоцерковленность» и «недохристианство», отчасти, может быть, потому, что суть человеческой жизни, особенно в духовном ее измерении, знает только Сам Господь, и нам легко ошибиться, оценивая человека только по каким-то внешним признакам, не зная содержания жизни его сердца и обстоятельств жизни вообще. Но это, конечно, не значит, что мы сами вправе пренебрегать теми критериями церковной жизни, о которых мы говорили выше.

Невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно,
в отрыве от общины

Что значит невоцерковленный человек Священник Сергий Бегиян – Этот вопрос совсем не такой простой, как кажется. Несомненно, что жить настоящей церковной жизнью – это идеал каждого верующего человека. Наверное, в разные годы я бы по-разному отвечал на этот вопрос. Сегодня я могу сказать так: невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Настоящая церковная жизнь общинна, соборна по духу. Где нет такого общего начала, там мало и церковности в высоком смысле слова.

Можно ходить на службы, участвовать в Таинствах, то есть пытаться осуществить свое индивидуальное христианство, но исполнить заповеди в одиночку затруднительно. Невозможно смириться, когда нет смиряющего; невозможно утешить, когда нет плачущего и т.д. Это простые, грубые примеры, но суть именно такова. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему. Церковная община помогает усовершенствовать и первое, и второе.

Если община сильна – то тогда действительно приход подобен кораблю, плывущему по житейскому морю. Если община разделена на многих молящихся знакомцев (как оно происходит почти повсеместно), то мы переплываем море на байдарке. Может, конечно, повезти, и ты переплывешь. А может, и нет.

Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему

Недовоцерковленность – когда человек только берет от храма: Таинства, благодать, молитвы и прочее, – а сам ничего не дает, никогда не спросит, чем помочь. Может, банально после службы убрать некому. Недовоцерковленность еще и поверхностное хождение на богослужения без попытки что-то понять, стать ближе к Богу, хождение в церковь в силу традиции или по инерции.

Недохристианство – это некая косность, нежелание работать над собой. Человек ходит в храм, но уже не думает о своем исправлении, а уже его мозг работает, как бы исправить детей, внуков, мужа и проч. Недохристианство – это Ветхий Завет. Когда ты читал, читал: «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и мать» и прочее, а вот до «блаженны плачущии» – не дочитал. И так и остался христианским фарисеем, почитающим свой покой и комфорт превыше всего и на любое обвинение так и отвечающим: «Благодарю Тебя, Боже, что я не как другие человецы, пощусь дважды в неделю» и т.д.

Недохристианство – это успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «гарантии спасения»

Христос пришел низвести огонь (ср.: Лк. 12: 49) Божественной любви. И желает, чтобы этот огонь снедал нас и от любви к Нему мы восходили бы все к большему подвигу. Этот огонь не позволяет душе успокоиться на достигнутом (поскольку, в сущности, мы ничего не достигаем), но все время толкает нас вперед, как говорит апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 13–14).

Поэтому, говоря кратко, недохристианство и значит успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «православные гарантии спасения», а не в «муках рождения» каждый день распинаться миру.

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви

Что значит невоцерковленный человек Священник Валерий Духанин – Воцерковленность определяется по достаточно четкому критерию. Воцерковленный человек – это человек, который не может без Церкви. Его тянет в храм, в храме его душа расцветает, радуется, наполняется жизнью. Без богослужения и Таинств он задыхается, угасает. Он, конечно, может по усталости пропустить молитвенное правило, но без молитвы все равно не может.

Поэтому насколько жизнь Церкви стала жизнью твоей души, настолько ты и чадо Церкви. Насколько ты жаждешь общения с Господом в Таинствах и богослужениях, настолько Божия благодать и очищает тебя. А вот если тебя не тянет в храм, если ты думаешь, что лучше вместо всенощной пойти в гипермаркет, а вместо Литургии отоспаться, то какая у тебя воцерковленность?

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви: Рождество, Воскресение Господа, ниспослание Святого Духа апостолам. Он переживает эти события как сопричастный Евангелию, воспринимает самым сердцем события из жизни Господа как имеющие отношение к каждому из нас. Он живет постами и праздниками церковного года, а мирские праздники отступают на второй план.

Важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним

И еще добавлю, что важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним. Ведь когда касается сердца благодать Христова, то внутри сияет что-то чистое, доброе, такую душу ничто не гнетет и она с радостью и любовью относится к окружающим. Если же ты ходишь в храм и тут же грубо одергиваешь стоящих рядом, если везде провоцируешь с кем-то конфликт, то, значит, еще не воспринял ты от Церкви мирный и любвеобильный дух, еще есть тебе над чем работать. Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого.

Источник

Православная Жизнь

Давайте разберёмся со значением слова, которое очень часто употребляют верующие люди, нередко — не понимая его смысла.

Образ жизни

Воцерковление — очень широкое понятие, которое у многих ассоциируется с тем, что человек уверенно себя чувствует в храме, знает, где поставить свечку за здравие и где — за упокой, и отличает протоиерея от паникадила. Получается, что большинство считает воцерковлением освоение правил церковного этикета и знание хода богослужения. Сразу же замечу, что, к сожалению, многие люди, считающие себя воцерковлёнными, пренебрегают этими правилами, почему-то считая, что они не для них, а для «пришлых». Но главное не это.

Важно понимать, что воцерковление — это не только знание хода служб и умение себя на них вести, это образ жизни. Мы показываем, какие мы христиане, не на литургии, не в храме, а за его пределами. Увы, нередко люди, считающие себя воцерковлёнными, демонстрируют невежество в повседневной жизни. Например, позволяют себе обращаться на «ты» к незнакомым, оправдываясь тем, что они к Самому Богу так обращаются — так с чего же обычным людям «выкать»? Они спокойно проявляют неуважение и невоспитанность.

Истинно воцерковлённый человек — не тот, кто знает, что и почему происходит в храме, соблюдающий все церковные предписания и воспитанный в церковной традиции прихода или благочиния, в котором живёт. Воцерковлённость невозможна без обычной человеческой воспитанности. Нужно стараться стать человеком, на которого другие смогут равняться. Воцерковлённый человек не будет хамить, не отправит собратьям по вере сверкающую открыточку в три часа ночи, не станет заискивать перед священником и грубить «обычным» людям. Его доброжелательность распространяется на всех, а не только на прихожан его храма. Он старается в каждом, кого встречает, видеть Христа.

Не итог, но путь

Воцерковлённость — это не свершившийся факт, не точка, поставив которую можно над собой не работать. Это путь всей жизни. Каждый день, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну, надо подтверждать, что мы — православные христиане. Перемена ума, или метанойя, которая в нас однажды свершилась, требует труда над собой. Готовы ли мы соответствовать высокому званию христианина? Будем ли достойно вести себя не только среди таких же, как мы, но и среди тех, кто нас не знает, кто, глядя на нас, примет решение — идти в храм или нет? Вот что должно заботить воцерковлённого христианина. К сожалению, многие верующие люди ведут себя неподобающим образом и вне храма, и даже в нём, считая себя на голову (а то и на две) выше остальных. А ведь христианин — это не тот, кто воцерковился сам, но тот, глядя на кого хотят воцерковиться другие.

Думаю, не я один замечаю, что у людей, считающих себя «духовными», очень много гордыни. У них, как правило, духовная жизнь отделена от повседневной, а ведь так не бывает. Как часто люди гонятся за нездоровой духовностью, которая граничит с мистицизмом! Но это лжедуховность, которой надо противостоять.

Ещё я заметил, что люди, считающие себя воцерковлёнными, либо перестают читать Евангелие — потому что им в нём всё давно известно, — либо читают его как адресованное другим. Не исполняют заповеди, но следят за тем, соблюдают ли их окружающие.

Должен ли воцерковлённый человек знать Священное Писание, как протестанты?

Воцерковлённый человек должен регулярно читать Евангелие, а не слушать его один раз в неделю во время воскресной литургии. Ещё хотелось бы, чтобы он читал отрывок из Нового Завета накануне службы, на которую он идёт. Сейчас это очень просто сделать: у всех есть смартфоны, на которые можно установить приложение «Православный календарь» и каждый день читать евангельское зачало дня. Это займёт от тридцати секунд до трёх минут, я засекал. Зачем всё это нужно? Дело в том, что воцерковлённый человек не может жить в отрыве от Христа, а значит, он не может не читать Евангелие и не причащаться.

Где Христос?

Очень часто из нашей церковной жизни Христос вымывается. Его там просто нет! Есть святые Серафим Вырицкий и Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Силуан Афонский. Есть какие-то старцы, коды, чипы и даже антихрист — а Христа нет. А ведь наша духовная жизнь должна сосредоточиваться вокруг Него! И священник не должен отвечать на вопросы о том, нужно ли делать прививки или продавать квартиру, его сфера — это помочь вам решить, сколько раз причащаться и как готовиться к принятию Святых Даров.

Воцерковлённый человек заботится о том, есть ли у него покаянное чувство — иначе вся его воцерковлённость внешняя, а это страшно. Именно такие люди две тысячи лет назад распяли Христа — фарисеи ведь были очень «воцерковлёнными» людьми. Самое страшное, что ничего не изменилось, и, приди Христос сейчас, Его снова распнут те, кому важнее, что говорят старцы, а не Он.

Если вы не знаете, как вести себя в храме — обратитесь к священнику. Он с радостью вам всё расскажет, как бы ни был занят. Однако самое важное не это. Воцерковлённый человек — это тот, кто любит. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — учит апостол. Это значит, что прежде всего нужно переживать о состоянии своей души, своего сердца и о том, как послужить ближнему. Всё остальное приложится.

Священник Димитрий Паламарчук

Источник

Церковь и мир (Астрахань). Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»?

Аудио

Беседа с иереем Виталием Семеновым.

– Как часто сегодня многие люди приходят или хотя бы заходят в Церковь? Кто-то из них называет себя воцерковленным, а другие пока считают себя невоцерковленными. Какая между ними разница? Что такое «невоцерковленный христианин»? Влияет ли это как-то на его личные или служебные качества?

– Человек становится членом Церкви Христовой, приняв святое крещение, в котором он получает от Господа разрешение от первородного греха (если взрослый человек крестится – от всех его личных грехов). Но воцерковление – чин, который, кстати, совершается сразу после крещения, и он помогает новоявленному христианину сделать первые шаги как члену Церкви в открытые во время крещения врата рая. Господь так устроил, что во время этого таинства раскрываются для души врата рая, врата жизни вечной.

Но многие люди, приняв крещение, становятся формальными христианами: по праздникам в храм заходят, когда трудно, придут записочку подадут, помолятся в храме, свечечку поставят. Это означает, что человек на самом деле не воцерковился. То есть ему помогли сделать первый шаг в открытые врата рая, в жизнь вечную, но он не пошел.

Что такое «воцерковленный»? Воцерковленный человек – тот, кто во всей полноте стремится быть частью Церкви Христовой, Глава которой – Христос, и жить так, как заповедал Христос, по Евангелию, – участвовать в таинствах, каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, регулярно давать Господу возможность воссоединиться со своим телом, со своей душой в таинстве Евхаристии. А если он так не делает и крайне редко причащается, то через свою жизнь обычную, нецерковную, недуховную он отдаляется от Христа и Его Церкви.

– Может ли невоцерковленный человек считаться христианином?

– Священник во время приготовления пришедших на исповедь читает молитву. В ней есть удивительные слова, с которыми священник обращается к Господу: «…соедини его святей Твоей Церкви» – священник молит о пришедших, чтобы Господь через таинство Исповеди, разрешая их от уз греха, воссоединил их со Святой Своей Церковью: человек через грех отпадает от Христа и, как следствие, от Церкви. Вот это очень важно понимать: можно называть себя христианином, но в глазах Господа таковым не быть, ибо Мною аще кто внидет, спасется – Господь свидетельствует, что через Него можно войти в жизнь вечную, других средств нет.

И Господь говорит: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Глава Церкви – Христос, Он хранит Свою Церковь для того, чтобы врата ада ее не одолели, а тот, кто по разным причинам отходит от Церкви, охлаждается в вере, – и к тем средствам, которые Господь вложил в Церковь Свою, чтобы человек усваивал плоды Его Воскресения, плоды победы над смертью, над адом, над дьяволом и обретал через Господа возможность вечной жизни с Ним, в итоге не приобщается.

– Очень многие люди, которые приходят в храм креститься, даже не скрывают того, что после таинства не собираются ходить постоянно в храм. Зачем это делается? Как дань моде?

– Я все-таки не склоняюсь к тому, что это дань моде. Скорее всего, это человеческие страхи – они связаны с тем, что люди боятся смерти…

– «А вдруг что-то есть, а вдруг наказание какое-то»?

– «А вдруг меня какие-нибудь колдуны заколдуют? А тут я могу в церковь сходить, свечечку поставить». Это разные страхи. Самый, конечно, благоприятный для участия в этом таинстве – страх Божий. Но многие люди крестятся просто потому, что «кто меня от всякого зла будет хранить? А если у меня какие-то неудачи будут или сложности с учебой, с работой? Это же надо куда-то обратиться – а как я приду в храм, если я некрещеный?» – люди крестятся не потому, что они хотят жизни вечной со Христом, не потому, что они возлюбили Господа и хотят следовать за Ним, а чтобы страшно не было на земле жить или просто потому, что такая традиция – говорят: «Я же русский, как это я не крещен?» или: «Я татарин – я должен быть мусульманином». Это ошибка.

Не из-за национальной принадлежности принимают крещение и не из-за страхов – умереть или еще что. Мы вступаем на этот путь – а это путь крестный – из любви к Богу, потому что мы хотим любить Его, и жить Его любовью, и в этой любви оказаться в вечности.

– Отвечает ли за духовное состояние человека священник, который его крестил?

– Однозначно, если священник принял решение допустить… Речь идет о взрослом человеке, но и, кстати, о младенце тоже, – младенцы крестятся по вере родителей и вере крестных, и поэтому, если священник не видит веры, если он видит, что крестные не то что не знают, но и не хотят знать Символ веры – суть и основание всей нашей веры… Святые отцы говорят, что если человек не доверяет хотя бы слову из Символа веры, то он не имеет права считать себя христианином вообще. А если я не знаю Символ веры, какой я крестный? Какой я христианин? Люди, когда шла борьба с ересями, жизнь свою отдавали, чтобы отстоять истинное исповедание веры, чтобы человечество не ушло на ложный путь, чтобы не погибли, пойдя по ложному пути, по пути ереси, дети, внуки. А мы даже не хотим знать Символ веры, который написан Духом Святым и который помогает нам понять, почему кто-то христианином себя называет.

Сейчас есть благословение Святейшего, чтобы в каждой епархии, в каждом приходе существовали катехизаторы, которые занимаются подготовкой людей к таинству Крещения. В нашем приходе таких катехизаторов двое, и еще священники: они проводят огласительные беседы перед крещением. Если взрослый человек собирается креститься, то обязательны две беседы в нашем храме, но в каждом храме по-своему установлено.

Когда человека научат, что значит жить по-христиански, посты соблюдать (и зачем), участвовать в церковной жизни, быть человеком воцерковленным, то есть членом Церкви Христовой, – если человек не желает этого, то зачем обманывать Бога, священника, себя? Такого человека не допускают до крещения.

В моей практике были люди, которых я не допустил до крещения, взрослые. С детьми сложнее, ведь с родителями и крестными сегодня сложно провести доскональную беседу, но мы стараемся, насколько возможно, это делать. Некоторые люди это негативно воспринимают, но мы с такими сразу расстаемся: если человек не хочет ничего знать о Церкви, зачем тогда ему быть членом Церкви?

– Почему люди прекращают ходить в храм? Ведь среди них не только захожане, которые переступают церковный порог раз-два в год, но и те, кто уже успел приблизиться к вере.

– На моем жизненном пути было несколько случаев, когда люди церковные переставали ходить в храм. И мне доводилось общаться с ними: мне было страшно, – это были люди, которые, как я видел, ведут более высокую духовную жизнь, чем я, и дольше были в Церкви, чем я (это я сейчас рассказываю о периоде, когда я еще не был священником). Мне, помню, тогда стало очень страшно: «Если такой человек перестал ходить в храм, если он стал как обычный светский человек, то и я могу потерять Христа и Его Церковь».

Был такой случай. Я работал на мирской работе и ночь через две сторожил в одном из храмов города Астрахани. У меня был напарник, молодой человек, который занимался резьбой по дереву, он резал иконостас в этом храме, преподавал в воскресной школе, занимался с детьми рукопашным боем. И мы ночь делили на две части – надо было хоть несколько часиков поспать, так как на следующий день на работу, а работа была очень ответственная, а он в свою смену, когда должен был отдыхать, читал Псалтирь, когда его время было бдеть, он занимался резьбой по дереву. Я удивлялся – как человек мог нести такой подвиг ради Христа? Он вообще не спал, молился, для Господа все делал. Он учился в одном из наших вузов и даже оставил вуз, чтобы посвятить себя Богу. И однажды я выяснил, что он познакомился с девушкой. Эту девушку привела в храм ее церковная подруга просто на беседу со священником – девушка общалась с сектантами, насколько я понял. И вот моему напарнику она понравилась, он стал с ней общаться, и потом он пропал. Я спрашиваю: «А где он? Что с ним случилось?» Мне ответили, что он с девушкой познакомился, сказал, что будет восстанавливаться в университете, и пропал. Через полгода я уезжал в командировку, зашел в храм помолиться перед поездкой и вдруг вижу – он. Я так обрадовался, что он в храм пришел. Он был в каком-то растерзанном свитере, с рюкзаком на спине. Говорю ему: «Как ты? Что с тобой?» Он отвечает: «Да я вот сейчас на острове городском был, мы там через костер прыгали». Спрашиваю: «А что с тобой случилось? Почему ты пропал?» – «Да я, – говорит, – с этой девушкой стал общаться, она сказала: “Если ты хочешь, чтобы я была твоей невестой, ты меня должен обеспечивать, кормить, поэтому восстанавливайся в вузе, оставляй храм, иди на мирскую работу”». И он пошел по этому пути. Говорю: «Ну как ты с ней?» Отвечает: А мы с ней расстались».

Потерять легко. Я видел, как ему тяжело было возвращаться в храм. Он пришел в другой храм, не в тот, где работал и где мы с ним общались. Я видел, как его всего изнутри распирало, он не знал, что делать.

– А с другой стороны, писатель Сергей Нилус в своих книгах рассказывает о периодах взлетов и падений, когда он то приближался к Богу, то удалялся от Него. Что это? Эмоциональное выгорание человека или недостаточное его воцерковление?

– Скорее, второе. Под воцерковлением подразумевают ведение человеком настоящей духовной жизни. Бог раскрывается через взаимное проявление любви человека к Богу. Любовь к Богу можно проявлять только через духовные средства. Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Если человек живет заповедями Христовыми… Как еще святые отцы говорили, Бог познается не через знания, а через жизнь по заповедям, то есть через опыт духовной жизни, через опыт любви к Богу и к ближнему.

Если любовь не искренна, если человек скатывается в самолюбие, в саможаление и идет к Богу только потому, что ему хочется только получать помощь от Бога для себя и больше его ничего не интересует, то он ненадолго в Церкви. Например, я знаю тех, кто из-за того, что «уж замуж невтерпеж», говорит: «Я в храм хожу, но вот молодой человек, я с ним познакомлюсь, он нецерковный совсем, безбожник, и я буду с ним, а сама буду верной Господу». Ничего подобного: когда ты не ради Христа живешь, не ищешь Божьего, то ты отходишь от Бога.

И еще очень важно. Преподобный Силуан Афонский пишет, что когда он прибыл на Афон молодым послушником, то очень сокрушался в сердце своем и жил покаянием, но «в первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом. Чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов». И вот так бывает со всяким, кто перестает сокрушаться: гордость вновь возобладает в сердце… Христианин, который живет церковной жизнью, благоговеет перед Господом, в сердце своем всегда предстоит перед Творцом.

– По результатам социологических опросов людей, назвавших себя православными, на 20 процентов больше, чем тех, кто считает себя верующими. О чем это говорит?

– О том, что человек считает себя православным только по названию, не по своей жизни, не по своим отношениям с Господом, а только по факту крещения. Но сам факт крещения – не гарантия, что ты православный. Это просто тебе дан шанс, Господь открыл для тебя врата рая, но ты можешь развернуться и идти в совершенно противоположную сторону. Господь по Своей любви будет тебя, конечно, вразумлять, Он говорит: Се, стою у двери, и стучу и: Сыне, даждь Ми твое сердце, но если человек не развернется и не будет карабкаться туда – чрез труд, подвиг духовной жизни, обращение к духовнику за советом, – то он будет катиться туда, где Бога вообще нет. И это очень страшно. Мы должны понимать, что вера – это труд, это подвиг, и это жизнь прежде всего духовная, причем через те средства, которые дал нам Сам Христос и которые Он вложил в Свою Церковь.

– Спасибо, отец Виталий. До новых встреч в эфире!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *