Что значит невольница в коране
Форум для мусульман
Аяты о Наложницах ( Невольницах )
Если вы опасаетесь, что не будете справедливо относиться к осиротевшим девушкам, которые находятся под вашим покровительством, если вы боитесь, что не сможете исправно выполнить своих обязанностей перед ними, потому что вы не питаете к ним любви, то не женитесь на них, а женитесь на тех женщинах, которые придутся вам по душе, которые обладают набожностью, богатством, красотой, знатным происхождением и другими качествами, которые побуждают мужчину жениться на женщине. Выбирайте женщин по своему вкусу, но знайте, что самым достойным качеством является набожность.
Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «На женщинах женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему засучи рукава и женись на набожной женщине».
Из этого аята следует, что перед бракосочетанием человеку полагается выбрать женщину, которая придется ему по вкусу. Законотворец даже позволил мужчине посмотреть на женщину, на которой он собирается жениться для того, чтобы он имел полное представление о своей избраннице.
Затем Аллах упомянул о количестве жен, которых дозволено иметь мужчине. При желании он может жениться на двух, трех и даже четырех женщинах, однако ему не разрешается иметь одновременно более четырех жен. В обсуждаемом нами аяте разъясняется то, что дозволено Аллахом, и мусульманские богословы единодушны в том, что запрещается иметь одновременно больше жен, чем упомянуто Всевышним Аллахом.
Это предписание связано с тем, что некоторые мужчины не могут удовлетворить свою страсть с одной женщиной. В этом случае им разрешается жениться на второй, третьей и даже четвертой женщине. Четыре жены могут удовлетворить любого мужчину, и если есть мужчины, которые не довольствуются четырьмя женами, то их должно быть крайне мало. Однако мужчине позволено жениться на нескольких женщинах только в том случае, если он не опасается того, что будет относиться к ним несправедливо, и уверен в том, что будет исправно выполнять свои обязанности перед ними. Если же он опасается того, что не будет относиться ко всем женам одинаково, то он обязан довольствоваться одной женой и невольницами. Довольствуясь одной женой и невольницами, мужчина имеет гораздо больше шансов избежать несправедливости.
Из этого следует, что если раб имеет возможность совершить дозволенный поступок, который может подтолкнуть его к несправедливости и помешать ему выполнять обязательные предписания, то он не должен совершать такой поступок. Он должен держаться подальше от грехов и довольствоваться таким благополучием, потому что такое благополучие является самым прекрасным благом, которое может быть даровано рабу.
Из повеления жениться на женщинах, которые нравятся мужчинам, можно сделать вывод, что верующим мужчинам не приказано жениться на дурных женщинах. Более того, им запрещается жениться на язычницах и распутницах, поскольку Всевышний Аллах сказал:
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам» (2:221). Всевышний также сказал:
Всевышний напомнил о своих мудрых предписаниях, часть которых распространяется на Пророка Мухаммада и остальных верующих, а другая часть была предназначена только для Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах разрешил Своему посланнику и всем правоверным мусульманам вступать в интимную близость с женами, которым они уплатили калым, а также с невольницами, которых они пленили на войне с неверующими. Невольницами являются захваченные в плен рабыни и свободные женщины, как замужние, так и незамужние.
Всевышний также разрешил Своему пророку и правоверным мусульманам жениться на двоюродных сестрах, т.е. дочерях дядей со стороны отца, дочерях дядей со стороны матери, дочерях теток со стороны отца и дочерях теток со стороны матери. Посланник Аллаха мог жениться только на тех двоюродных сестрах, которые переселились вместе с ним в Медину. Согласно наиболее достоверному толкованию этого аята, это ограничение касалось только Пророка Мухаммада. Двоюродные сестры – ближайшие родственницы, на которых дозволено жениться правоверным. А что касается более близких родственниц, то мусульмане не имеют право брать их в жены, о чем Всевышний Аллах упомянул в суре «ан-Ниса».
Аллах также разрешил Своему посланнику брать в жены верующих женщин, которые по доброй воле предлагали себя ему в жены. При этом право выбора оставалось за Посланником Аллаха, и он мог отказаться от женитьбы. Это предписание не распространяется на всех остальных мусульман, и поэтому правоверный мусульманин не имеет права жениться на женщине только на основании того, что она согласна стать его женой.
Аллах разрешил правоверным иметь интимную близость с женами и невольницами, ниспослал им свои предписания и разъяснил им их права и обязанности. А что касается исключений, о которых упоминается в этом аяте, то они дозволены только Посланнику Аллаха, но не остальным верующим. Именно поэтому этот аят начинается с обращения к Пророку Мухаммаду. Аллах сделал для него некоторые исключения для того, чтобы он не испытывал никакого неудобства и стеснения от предписаний своего Господа. Это свидетельствует о бесконечной заботе Всевышнего Аллаха о Своем посланнике.
Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Он всегда остается сострадательным и милосердным по отношению к Своим рабам и осеняет их милостью, щедростью и добродетелью в соответствии со Своей божественной мудростью и в зависимости от их деяний.
Please Login or Register to see this Hidden Content
What is a “right hand servant”? Does the owner of a “right hand servant” have to be married?
Please Login or Register to see this Hidden Content
The difference between slaves and prostitutes
Please Login or Register to see this Hidden Content
Тафсир к аяту
Мужчинам запрещается жениться на замужних женщинах. Никому не дозволено жениться на женщине, пока она остается супругой своего мужа, и этот запрет снимается только в том случае, если он разведется со своей женой и истечет установленный для развода срок. Исключением из этого правила являются женщины, которые попали в плен к мусульманам и которыми овладели их десницы. Поэтому, если замужняя неверующая женщина попадет в плен к мусульманам, ее хозяину разрешается вступать с ней в половую близость после истечения срока, установленного для определения отсутствия беременности. Если же замужняя рабыня продана или подарена другому господину, то ее брак не расторгается, поскольку ее новый владелец занимает место ее прежнего владельца. В пользу этого свидетельствует история Бариры, которой Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволил сделать выбор и самостоятельно определить свою дальнейшую судьбу. Таково предписание Аллаха, и мусульмане обязаны придерживаться его и руководствоваться им, поскольку оно приносит исцеление и свет и разъясняет все дозволенное и запрещенное.
На всех остальных женщинах мусульманам дозволено жениться, ибо женщины, которые не относятся к числу упомянутых в этом аяте, являются дозволенными для мужчин. Аллах ограничил круг запретных женщин и объявил всех остальных дозволенными безо всяких ограничений. Тем самым Аллах проявил милость и снисходительность к Своим рабам и облегчил их обязанности. И если одна из дозволенных женщин придется им по душе, то им разрешается добиваться их благодаря своему имуществу, соблюдая при этом целомудрие, т.е. избегая прелюбодеяния и оберегая от него своих супруг.
Арабское слово «сифах» («распутство», «прелюбодеяние») происходит от глагола «сафаха» («проливать»), поскольку прелюбодей проливает свою жидкость не там, где ему дозволено, а там, где ему запрещено. Поступая таким образом, мужчина не оберегает свою жену от прелюбодеяния, поскольку он удовлетворяет свою страсть запрещенным образом и не испытывает полового влечения к женщине, которая ему дозволена. Из этого коранического откровения следует, что мусульманам нельзя вступать в брак с теми, кто не соблюдает целомудрия. Всевышний по этому поводу сказал:
Затем Аллах сообщил, что муж обязан вознаградить жену за то удовольствие, которое она доставляет ему. Одаривая жену приданым, муж вознаграждает ее за то, что получает от нее, и поэтому выплата приданого полностью становится обязанностью мужа после того, как он вступит в близость со своей женой.
Аллах назвал это вознаграждение установленным, потому что оно является обязательным и не относится к добровольным пожертвованиям, которые человек может раздать и от которых он может отказаться по своему усмотрению. Согласно другому толкованию, оно названо установленным, потому что люди сами устанавливают его размеры, после чего оно становится обязательным и не может быть уменьшено. Если же после определения размеров обязательного вознаграждения муж по доброй воле пожелает увеличить размеры приданого или жена великодушно согласится простить ему часть приданого, то они не совершат греха. Этого мнения придерживались многие толкователи Корана.
Многие другие считали, что этот аят был ниспослан по поводу временного брака, который был разрешенным в первые годы распространения
ислама, после чего Пророк объявил его запрещенным. Эти толкователи считали, что мужчине полагалось установить срок временного брака и размеры вознаграждения, и если после истечения срока временного брака и выплаты вознаграждения мужчина и женщина при обоюдном согласии примут новое решение, то они не совершат греха. Но лучше всего об этом известно Аллаху.
Аллах обладает совершенными и необъятными знаниями и безупречной мудростью. Благодаря своему знанию и своей мудрости Он установил для людей законы и определил грань между всем дозволенным и запрещенным.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Один человек определяет веру другого по внешним проявлениям, однако Аллаху лучше всего известно, кто является правдивым верующим, а кто не относится к таковым. Мирские решения всегда основываются на том, что люди могут наблюдать, однако в Последней жизни все решения будут основываться на том, что было скрыто от людских взоров.
Мужчина может жениться на рабыне с разрешения ее владельца, если она принадлежит одному господину, или владельцев, если она принадлежит нескольким господам. При этом он должен одарить свою жену достойным вознаграждением, поскольку приданое обязательно не только при женитьбе на свободной женщине, но и при женитьбе на рабыне. Однако запрещается жениться на рабыне, если она не является целомудренной женщиной, далекой от прелюбодеяния. Верующий не может жениться на рабыне, которая является известной блудницей или имеет тайного любовника.
Одним словом, свободный мусульманин не имеет права жениться на рабыне, если не выполняются все четыре условия, упомянутые Аллахом: она должна быть верующей; она должна быть целомудренной на деле и в душе; он должен не обладать средствами для того, чтобы жениться на свободной верующей женщине; он должен опасаться того, что совершит прелюбодеяние или окажется в затруднительном положении. При выполнении всех четырех условий свободному мусульманину разрешается жениться на рабыне. Но даже при таких обстоятельствах ему лучше проявить терпение и воздержаться от подобного шага, поскольку его детям грозит рабство и поскольку женитьба на рабыне является низким и бесславным поступком. Если же он не способен избежать греха иным путем, то он обязан жениться на рабыне.
Если рабыни после обретения покровительства, т.е. после замужества или обращения в ислам, совершат мерзкий поступок, то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин. Это относится к наказанию, которое можно уменьшить вдвое, и поэтому рабынь за совершение прелюбодеяния наказывают пятьюдесятью ударами плетью. Что же касается побития камнями, то рабыни не подвергаются такому наказанию, поскольку его невозможно уменьшить вдвое.
Согласно одному мнению, если рабыни являются незамужними, то их вообще не подвергают телесному наказанию, а лишь порицают для того, чтобы они воздержались от совершения столь мерзкого поступка. Согласно другому мнению, если рабыни не являются мусульманками, то за совершение прелюбодеяния их также только осуждают и порицают.
В завершении этого аята Аллах упомянул свои прекрасные имена Прощающий и Милосердный, потому что ниспосланные в нем предписания являются милостью и добродетелью по отношению к рабам. Они не только не обременяют людей, но и являются в высшей степени легкими и простыми. Очевидно, упоминание о прощении после упоминания о мерах наказания является указанием на то, что приведение приговора в исполнение является искуплением для грешника и что посредством этого Аллах отпускает Своим рабам прегрешения, поскольку об этом сообщается в достоверных хадисах. И остается добавить, что все упомянутые предписания также распространяются на рабов, поскольку между рабами и рабынями нет различий в этом отношении.
Невольники и наложницы в истории Ислама
Институт рабства возник гораздо раньше Ислама — в эпоху первобытных войн. Победители брали в плен людей, оставшихся в живых после сражений. Их либо убивали сразу, либо возили с собой, чтобы пользоваться их услугами. Так появилось рабство и невольничество, которое существовало в определённые периоды истории во всём мире.
Ислам запретил убивать пленных, а иногда даже возводил их в ранг дорогих гостей. Рабы распределялись между участвовавшими в битве воинами подобно другим трофеям — после изъятия пятой части в пользу государства. Те могли использовать пленников для собственных нужд или же продать более состоятельным согражданам.
К первой категории относились служанки, которые отвечали только за выполнение бытовых поручений. Они не имели права вступать в интимные отношения с хозяином дома или кем-либо другим. Эти женщины, согласно мусульманским законам, с разрешения своего владельца могли выйти замуж за свободного человека или раба. Таким образом, 90% невольниц в Османском гареме имели статус служанок. Их отличие от свободной женщины заключалось и в том, что при выполнении работы они могли одеваться более открыто.
Согласно исламским законам, части тела, которые не должны видеть посторонние люди, зависят от пола и статуса человека. Например, для мужчин это промежуток между коленями и пупком. Для свободной женщины — всё тело, за исключением лица, кистей рук и стоп ног. У наложницы — часть тела выше колен, за исключением рук и головы. То есть, руки, щиколотки и голова рабыни не считаются запретными для постороннего взора при условии не провоцировать вожделение. И потому султаны не могли развлекаться с наложницами в бассейнах и банях, как это описывается в книгах и изображается в кино, ведь такое поведение порицается религией. Наложницы не имели права лицезреть запретные части тел друг друга точно так же, как свободные мужчины и женщины у представителей своего пола.
Вторая группа наложниц — те, с кем хозяева могли вести семейную жизнь. Такие невольницы не состояли в браке с каким-либо мужчиной. Хозяин также мог иметь с наложницей интимные отношения без заключения брака. Однако при наступлении беременности невольница обретала статус матери ребёнка и становилась свободной женщиной.
При желании хозяин мог вступить с наложницей в брак. Однако общее количество жён не превышало четырёх. За господином было закреплено «право хозяина», которое основывалось на недопущении распутства и тайной жизни с содержанкой: «[Запретны вам] и замужние женщины, если они не взяты вами в плен [в сражении во имя Аллаха], — всё это предписал вам Аллах. И дозволено вам, помимо перечисленных, на свои средства найти себе целомудренных женщин [для женитьбы], не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, вознаграждайте их [в случае развода] согласно установленному махру. И нет на вас греха за то, о чём вы полюбовно договоритесь после установления [махра]. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 24).
Единственной разницей между свободной женщиной и рабыней, ведущей семейную жизнь с хозяином, являлось отсутствие права на получение наследства господина. По сути, они были супругами своего хозяина и не могли жить с другими мужчинами.
Мусульмане не бросали рабов и невольниц на произвол судьбы: ради нравственности и безопасности общества каждый из них прикреплялся к какой-либо семье. Таким образом, пленные не испытывали беспокойства о собственном пропитании и содержании детей.
Ислам ужесточил требования к обеспечению рабов — они стали роскошью, позволительной только для состоятельных семей. И потому люди не стремились владеть невольниками, которых также пришлось бы содержать. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) многократно делал наставления хозяевам, как следует обращаться с рабами, а также возложил на них обязанность воспитывать их. В хадисе сказано: «Имеющий невольницу должен обучать её, но только хорошему. Чтобы жениться на своей наложнице как на свободной женщине, хозяин должен дать ей волю. Такие мусульмане будут дважды вознаграждены Аллахом» (Бухари, «Итк», 49).
После соответствующего воспитания и обучения хозяевам рекомендовалось выдавать своих невольниц замуж за подходящего человека. Об этом сказано в Коране: «Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин из рабов ваших и рабынь. Если они бедны, Аллах обеспечит их Своей щедростью. Аллах — Всеобъемлющий, Знающий» (Сура «ан-Нур», 24 / 32).
В исламском государстве, если даже живущий безмятежно раб просил своего господина о свободе, тот не имел права отказать. Невольник платил нечто вроде компенсации, работая на свободе, или же подсчитывался труд у хозяина. Хозяин мог поощрить закятом желающего освободиться слугу.
Исламские законы поощряли освобождение невольников. Например, наказание за некоторые грехи (зыхар — сравнение тела супруги и матери, что приравнивается к автоматическому разводу; отступление от клятвы и другие) заключалось в необходимости дать волю рабам.
Ислам не запретил рабство официально, однако после осложнения условий содержания невольников эта традиция со временем исчезла сама. Рабство оставалось естественным следствием войн, однако пленные могли жить комфортно и в последующем встать на ноги.
В мусульманском обществе пленные могли видеть, знакомиться и даже жить согласно прежде враждебной им религии и, поняв её толерантность, сами становились мусульманами. Исламская история полна примерами учёных, судей, военачальников и государственных мужей, родители которых в плену обрели истинную веру. И даже Мамлюкский султанат в Египте был государством рабов, которые познакомились с Исламом во время жизни в неволе.
(Изображение: наложница-грузинка в Османской империи)
Наложницы в исламе: сколько дозволено иметь наложниц и чем они отличаются от жён
Мужчины-мусульмане лишены права изменять своим жёнам. Но с другой стороны они могут жениться до четырёх раз, а также иметь близость с наложницами. В отличие от супруг, их количество не ограничено. Чем отличаются жёны от наложниц и существует ли этот институт в наши дни?
Кто такие наложницы
Наложница – это в первую очередь рабыня. Женщина могла стать рабой, если её продали или же захватили в плен. До принятия ислама с военнопленными обращались крайне жестоко, а Коран запретил подобное обращение с женщинами и детьми. Их стали уводить в рабство. Взрослые либо не слишком красивые женщины чаще всего становились домашней прислугой, а вот красавицы – наложницами.
Наложницы жили в доме своего хозяина и были полностью отданы на его милость. Примечательно, что свою связь с рабыней мужчина не скрывал от своих жён. Более того, они его даже поддерживали, поскольку это входит в их обязанности.
В чём отличие жены от наложницы
Несмотря на существование некоторых стереотипов по поводу брака у мусульман, жена – это далеко не бесправный человек. Чтобы жениться, мужчина должен получить согласие родителей девушки, огласить свой дар на свадьбу, который в случае развода станет своеобразным «выходным пособием» и, наконец, сыграть свадьбу со всеми атрибутами. Только после этого брак считается законным. Кроме того, жена имеет определённые права. Она даже может подать на развод, если супруг её не обеспечивает в полной мере либо же уделяет ей меньше внимания, чем остальным жёнам.
Наложницам об этом остаётся только мечтать. Они являлись собственностью своего господина и должны были во всём ему повиноваться. Примечательно, что согласно Корану мусульманин не имел права даровать свободу рабыне. Это оскорбляло память воинов, погибших во время войны, в результате которой он и стал хозяином женщины. Наложница могла стать свободной только в одном случае, если она рожала хозяину ребёнка. Но в то же время наследовать за отцом такой ребёнок не мог.
Наложницы должны были не только ублажать хозяина, но и выполнять домашнюю работу. И всё же хоть какие-то права у них были. Так, мусульманин обязан был содержать рабыню. Он не мог изнасиловать её или принудить к проституции. Хотя, данные нормы часто нарушались. Что касается принуждения к проституции, то в Коране не указано, что за этим деянием последует какое-то наказание для правоверного. Просто Аллах простит женщине поступок, совершённый по принуждению.
Роль наложниц
Мусульманин может иметь жён и наложниц, но он лишён права изменять своим женщинам. Нередко можно встретить мнение, что разврат, царящий в христианских странах в древности и в настоящее время является следствием призывов церкви к воздержанию. Последователи ислама уверены, что моногамия и попытки подавить свои желания неестественны для мужчины и вредят его здоровью. По этой причине Коран не принуждает представителей сильного пола иметь связь только с одной женщиной. Но во избежание блуда и сопутствующих ему неприятностей, мусульманин не может гулять направо и налево. Для удовлетворения своих плотских желаний у него есть жёны. Если их не хватает, то наложницы.
Наложницы в современном мире
В наши дни рабство признано незаконным. В том числе и в мусульманских странах. Так как наложницами могли быть исключительно рабыни, по мере исчезновения рабства, исчез и институт наложниц. Вместо этого у мусульман, которые не могут удовлетворить свои желания с жёнами, практикуется временный брак, так же разрешённый Кораном.
Почему в исламе порицаются супружеские измены, но разрешалось иметь наложниц
Шариат не разрешает мусульманам вступать в отношения с женщинами вне брака. Но, кроме законных жен, которых может быть от одной до четырех, мужчина может вступать в связи со своими наложницами. В этом месте основного исламского закона многие испытывают недоумение – чем наложница, которая не относится к женам, отличается от любовницы? Оказывается, для мусульман разница существует.
В странах, где исповедуют ислам, наложница – это совсем не любовница, с которой вступают в связь тайно от жен и общества. На Востоке наложницами называли невольниц, живущих в доме, отношения с которыми не скрывались ни от супруг, ни от других людей.
Наложницы эмира Бухары. 1870‑е годы
Заводили наложниц на основании одного из аятов Корана, в котором было сказано:
В наложницах женщина могла оказаться двумя путями – попав в плен или будучи купленной, если она уже была невольницей. Других путей оказаться на таком положении в семье мусульманина в исламе предусмотрено не было. Наложниц мог иметь любой мужчина, независимо от статуса в обществе и достатка.
Отличие жены и наложницы
При желании жениться, мужчина по законам ислама должен был получить согласие родителей девушки или ее опекунов. Заключение брака (никах) сопровождалось выкупом невесты, ценными подарками и пышной церемонией. Замужняя женщина получала не только обязанности, но и целый ряд прав.
Наложница из гарема турецкого султана. 1891 год
Например, все супруги по закону должны были получать от мужа равное внимание. Существовало и такое понятие как «махр» – этим словом называли имущество, которое остается жене при разводе. Наложницы никаких имущественных прав в семье не имели и были, по сути, сами собственностью мужчины.
Почему ислам разрешает содержать наложниц
Институт наложниц, неофициально сохранившийся кое-где до сих пор, ставит перед собой вполне благие цели, такие как удовлетворение мужских сексуальных потребностей, рождение детей, сохранение морального облика. Другое дело, что достигалось это часто за счет разрушения чужой судьбы – наложниц просто угоняли в рабство во время войн, похищали, покупали в бедных немусульманских семьях.
Были ли какие-нибудь права у наложниц? Шариат предписывал мужчине кормить, одевать и защищать честь своих наложниц. Кроме этого, законом было запрещено принуждать к близости женщину, ожидающую ребенка. Нельзя было вступать в половую связь с наложницей, у которой был хозяин, а после покупки женщины у другого владельца соитие допускалось только после менструального цикла.
Нельзя было насиловать наложниц или каким-нибудь другим образом принуждать их к занятию сексом, но сомнительно, что это правило строго соблюдалось. А вот заставлять такую женщину заниматься проституцией было строжайше запрещено и за нарушение этого правила можно было поплатиться не только репутацией, но и штрафом и даже телесным наказанием.
Следует также сказать, что у наложницы был шанс оказаться на свободе. Женщина, родившая своему хозяину ребенка, могла покинуть его дом, оставив малыша отцу. Мусульманину предписывалось заботиться о ребенке наложницы так же как и о детях от законных жен и ни в чем его не ущемлять.
Есть ли наложницы в наши дни?
И хоть современные духовные лидеры мусульман заверяют, что в современном исламском мире и речи не может быть о содержании мужчинами наложниц, такой вид рабства еще существует. В обществе радикальных экстремистов до сих пор действуют средневековые нравы и женщин регулярно похищают и превращают в наложниц.
Нигерийские школьницы, похищенные членами экстремистской исламской организации «Боко Харам»
Это происходит в странах Северной Африки, в Афганистане, Йемене, ряде штатов Индии и в Ираке. Власти этих стран борются с позорным для современного общества явлением, тесно связанным с похищением людей и торговлей ими. Ежегодно сотни женщин возвращаются домой из сексуального плена, но о полном искоренении института наложниц говорить пока рано.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!