Что значит невербальные средства коммуникации
Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации
Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы. Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд. Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.
Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека
Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:
Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:
Чем отличается коммуникация от понятия общения
Два основных вида коммуникации
Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.
Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.
Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.
Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:
Средства этого вида коммуникации
Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.
Ее формы
К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.
Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:
Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги. Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией. В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).
Виды вербальной коммуникации
Особенности процессов речевой коммуникации
Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.
Средства невербальной коммуникации
Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.
Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.
Особенности невербальной коммуникации
В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.
Язык жестов
Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:
По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.
Мимика человека
Средства, используемые в невербальной коммуникации
Вы будете перенаправлены на Автор24
В процессе общения людей важное место обретает невербальное общение. Часто такое общение происходит подсознательно, произвольно. Необходимо правильно понимать язык невербального общения для понимания чувств собеседника, проявляющихся, например, в жестах и мимике. Часть информации при разговоре с собеседником передается именно при помощи невербального общения.
Невербальное общение
Для начала необходимо определить, что такое общение.
Общением называется процесс обмена информацией при помощи вербальных и невербальных средств в целях передачи информации между собеседниками.
При помощи словесной речи и различных невербальных средств происходит процесс передачи и приема информации. Цель процесса коммуникации – установление взаимопонимания, передача информации, мысли, чувства.
Невербальное общение – это общение между собеседниками при помощи жестов, мимики, через прямые, телесные или сенсорные контакты.
Посредством невербального общения люди получают возможность развиваться психологически еще до того, как он усвоил и научил пользоваться речью. Невербальная коммуникация способствует развитию коммуникативных возможностей человека, при помощи которых человек приобретает способность к межличностным контактам.
Невербальные средства коммуникации
Средства невербального общения подразделяются на 6 групп.
Паралингвистические – ритмико-интонационные стороны речи – громкость голоса, высота, тембр, интенсивность, качество, тональность. Ценным ключом к пониманию чувств собеседника является тон голоса. Например, высоким голосом передается радость или страх, мягким голосом печаль или усталость. Скорость речи также немаловажна, она отражает чувства говорящего, например, люди быстро говорят, если они взволнованы или хотят убедить собеседника, медленная речь свидетельствует об усталости, угнетении.
Готовые работы на аналогичную тему
Оптокинетические средства общения являются значимыми в невербальном общении. Наука, изучающая такие средства общения, называется кинесикой. Кинесика изучает совокупность и закономерность телодвижений человека, применяемых в процессе коммуникации. К телодвижениям относятся:
Жесты – движение тела или части тела, имеющее определенный смысл. Они делятся на следующие группы:
Коммуникационный процесс становится ярче и эмоциональнее, каждый жест трактуется по-разному.
Мимика – движения мышц лица, проявляемые при определенных чувствах человека – грусть, радость и т.д. Различают следующие типы мимики:
Пантомимика – это выразительные движения лица, головы, рук, туловища, сопровождающих речь и эмоции. Пантомимика проявляется спонтанно и не контролируется сознанием.
Взгляд, его направление – средство взаимной регуляции процесса коммуникации.
Покраснение и побледнение кожи.
Экстралингвистические – особенности произношения, состоящие из:
Тактильные (контакты собеседников, производящиеся головой, руками, туловищем. Область прикосновений изучается такесикой. К тактильным средствам относятся:
Проксемические (дистанция, взаимоориентация людей в пространстве. Эту область изучает проксемика – это наука об изучении пространственной и временной знаковой системы общения. К ним относятся следующие виды общения:
В обществе существуют оптимальные зоны различных видов общения. Выделяются такие виды дистанций как:
Не менее значимы для дистанции социальный статус, социальный престиж собеседника, экстравертность-интравертность, содержание и объем беседы.
Ольфакторные (естественные и искусственные запахи собеседников, окружающей среды, в которой происходит общение).
Таким образом, невербальное поведение человека связано с его психическим состоянием и служит средством выражения эмоций, чувств, передачи информации и т.д. Невербальная коммуникация раскрывает внутренний мир личности.
Невербальное общение — что это такое в психологии
Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.
Средства невербальной коммуникации
Невербальное общение что это такое в психологии
Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:
К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.
Происхождение невербальных способов общения
Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:
На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:
Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.
Общепринятые «знаки тела»
Коммуникации невербального общения
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:
Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).
Виды невербального общения
Жесты
К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.
Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.
Позы силы и слабости
Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.
Мимика
Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.
Возможны разные формы мимических комплексов:
Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.
Мимическое отображение эмоций
Дистанция
Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:
Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.
Интонация
Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:
Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.
Одежда говорит о человеке
Одежда
При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).
Особенности невербального общения
Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.
Открытая поза на переговорах
Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.
Видео
Важность невербального общения и способы его прочтения
Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.
Средства невербального общения
В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.
За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.
Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.
Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.
Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.
В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.
Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.
Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:
Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.
Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.
В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).
История возникновения невербальных средств общения
Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.
Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.
В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.
Сознательное и бессознательное применение сигналов тела
Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:
Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.
Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы
Непроизвольное невербальное поведение — те сокращения мышц тела и лица, которые человек не способен контролировать.
Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.
Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.
Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.
Сознательное чтение невербальных сигналов
Как и применение средств невербального поведения, умение правильно читать и распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, бывает сознательным и бессознательным.
Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.
Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:
Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.
Бессознательное чтение невербальных сигналов
Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.
К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!
Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.
Основные характеристики невербальных сигналов
В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.
Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:
Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:
Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.
Деловое общение
Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.
Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.
Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.
Невербальные сигналы при личном общении
Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации.
На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.
Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.
Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.
Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов.
Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы
Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.
Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.
Невербальная коммуникация и ошибки
Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.
Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.