Что значит неусыпаемая псалтирь
Что такое Неусыпаемая Псалтырь и где ее можно заказать
Неусыпаемая псалтырь в монастырях и домах с храмами читается всю ночь. Откуда пошла традиция и почему она важна? Что собой представляет книга Псалтырь? На эти важные вопросы ответ поможет найти данная статья.
Неусыпаемая псалтырь: история и значение
Псалтырь — это одна из самых древних книг Библии, которая была написана Давидом и является поэтической книгой. Тексты ее используются крайне активно для проведения богослужений, как в древние времена, так и в современной Церкви, делясь на 3 группы:
О царе Давиде, псалмопевце:
Некоторые части отдельных псалмов стали частью проповеди перед чтением Библии, а также песен и молитв. Данные поэтические произведения можно сравнить с водой на земле — это неотъемлемая и образующая часть церкви. А вот Неусыпаемая Псалтырь в монастырях — это непрерывное чтение книги для поминания усопших и за здравие живущих в течение нескольких суток.
Неусыпаемая псалтырь является одной из разновидностей форм келейной монастырской молитвы, история которой уходит корнями в IV-V века. Характерной особенностью является то, что читается она исключительно в монастырях и на протяжении суток. Отсюда и ее название.
О некоторых псалмах:
Основанием для исполнения молитвы в такой форме является места из Библии, в которых указывается, что ангелы славят Господа непрерывно, т. е. находятся в состоянии постоянной молитвы. Для обычного человека достаточно сложно целый день читать псалмы, не отвлекаясь ни на что. Максимально приблизились к этому лишь египетские и палестинские монахи-отшельники, которые могли прочитывать Псалтырь за один день. А вот включено чтение было в устав монастыря только в IV —V веках настоятелем Александром в его монастыре около реки Ефрат, о чем и написано в его Житие.
История рассказывает, что преподобный размышлял над текстом из первого псалма о непрерывности пребывания человека в законе Божьем. Размышляя, Александр пришел к выводу, что если бы это было невозможно, то и написано бы так не было. Святой Дух дает силы и возможности, поэтому настоятель приказал ввести в устав монастыря чин непрерывного чтения псалмов.
Однако, ему не хватало решимости объявить эту молитву обязательной, и он начал просить Господа о слове или знаке одобрения. Продолжались его молитвы три года пока не получил разрешение от Господа дословно звучащее: «Начни задуманное — оно приятно Мне». После монастырь был назван в честь этой молитвы — обитель Неусыпающих. Когда Александр основал еще один монастырь в Константинополе, то традиция перешла и туда, а после распространилась на Руси.
Неусыпаемая псалтырь о здравии и упокоении в монастырях
Чем же популярна такая молитва сегодня? Неусыпаемая Псалтирь имеет огромную силу и помогает в следующем:
Обычно в храмах читается Псалтырь, но лишь урывками между проповедью и таинствами. А вот в монастырях можно заказать чтение Неусыпаемой Псалтири за определённых людей (живых и мертвых). Обычно это подразумевает подачу милостыни обители.
Почему только в монастырях можно заказать подобную службу? На это есть несколько причин:
Результатом такого заказа станет польза:
Заказывать Неусыпную Псалтирь можно за родных и близких, друзей и за себя лично.
Совет! В монастырях Неусыпаемая псалтырь читается на церковнославянском языке. Для домашнего чтения можно взять русский Синодальный перевод Священного Писания, он более понятен большинству людей.
Где и как заказать Неусыпную Псалтирь
Как уже говорилось ранее, Неусыпная Псалтирь читается только в монашеских обителях и нигде более.
Поэтому для заказа ее следует обратиться в ближайшую обитель, которая приняла такой чин. Обитель может быть мужская и женская. При этом совершенно неважно, за кого именно в каком монастыре подается заказ, т. е. можно читать за мужчину в женской обители и наоборот.
Срок чтения молитвы — от 40 дней до года.
Важно! Не заказывают чтение на имена самоубийц, некрещенных и людей, которые поддерживают иную веру.
Стоимость
Стоимость (сумма пожертвования) варьируется в зависимости от обители. Причем некоторые из них принимают заказы даже через Сеть, стоимость которых на одно имя начинается с 400 рублей на месяц и более. Сумма пожертвования зависит и от количества имен, о которых стоит молиться.
А вот оплату монастыри могут принимать не только финансами, но и материальной помощью — продуктами, дровами, стройматериалами и пр.
Важна не сумма и не размер помощи, а посильное участие в жизни обители. При этом следует понимать, что чтение молитвы в монастыре не является гарантом безбедной и беспроблемной жизни, человек должен прикладывать свои усилия, чтобы приближаться к Господу и отрекаться от искушений и страстей мирских.
Порядок чтения дома
Читать псалмы можно и самостоятельно в домашних условиях. Ведь молиться следует самостоятельно дома в любом случае, а просить можно за всех родных и близких.
Очень хорошо читать псалтырь всей семьей, разделяя между собой кафизмы и время чтения их. Это сближает и объединяет семью или группу людей, подвязавшихся на служение таким образом. Самостоятельно это будет достаточно трудно, но если есть желание, следует обязательно попробовать, Господь видит желание сердца и помогает в нужде.
Еще о домашней молитве:
Однако стоит помнить про правила чтения:
После чтения обязательно следует исповедаться и причаститься в храме.
Неусыпаемая Псалтирь
Что такое Неусыпаемая Псалтирь, в каких случаях её читают. За кого можно заказывать неусыпаемую Псалтирь, а за кого нельзя. Где заказать Неусыпаемую Псалтирь
Неусыпаемая Псалтирь — это особый вид молитвы, круглосуточно и без перерывов читаемой в храме или монастыре. Состоит молитва из чтения Псалтири — одной из самых древних богослужебных книг, написанной святым ветхозаветным пророком и царём Давидом.
Где можно заказать Неусыпаемую Псалтирь
Неусыпаемую Псалтирь можно заказывать в монастырях. Так как чтение Неусыпаемой Псалтири проходит круглосуточно, данный чин редко служится в обычных храмах, хотя бывают и исключения. Также не все монастыри принимают заказы на чтение Неусыпаемой Псалтири.
Чтобы заказать на чтение Псалтири в храме или монастыре, подойдите к свечной лавке, уточните, возможно ли сделать заказ на чтение Неусыпаемой Псалтири, и сообщите на какой период вы делаете свой заказ. Неусыпаемую Псалтирь обычно читают 40 дней, полгода или год.
Заказ Неусыпаемой Псалтири через интернет
На сайте Треба Онлайн можно заказать Неусыпаемую Псалтирь в Александро-Невском храме.
Настоятель иеромонах Серафим благословил чтение этого молитвенного чина мужской монашеской общиной храма. В храме можно заказать чтение Неусыпаемой Псалтири как о здравии, так и об упокоении.
Неусыпаемая Псалтирь о здравии
Неусыпаемая Псалтирь о здравии читается монахами круглосуточно, без перерывов и днём и ночью. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что, когда ею молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями и умягчает сердца.
Как говорит прп. Парфений Киевский: «Псалтирь укрощает страсти».
Многие старцы и праведники Церкви славили благодатную мощь Псалтири. Так, старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба.
Преподобный Амвросий Оптинский писал о Псалтири так: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими«.
Когда заказывают Неусыпаемую Псалтирь о здравии
Как было сказано выше, Неусыпаемая Псалтирь о здравии является сильной молитвой, помогающей ныне живущим и привлекающей Божью благодать.
Заказывают Неусыпаемую Псалтирь о здравии в следующих случаях:
Заказать чин Псалтири о здравии можно через сайт в Александро-Невском храме.
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Неусыпаемая Псалтирь об упокоении
Издревле поминание на Неусыпаеой Псалтири считается великой милостынею за усопшую душу. Молитва эта имеет невиданную силу, которая умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада. Первые 40 дней после смерти душа усопшего преодолевает мытарства, и поэтому в эти дни так важна молитва об умершем.
Когда заказывают Неусыпаемую Псалтирь об упокоении
Неусыпаемую Псалтирь об упокоении обычно заказывают в день смерти человека или на следующий день. Чин этой молитвы помогает душе покойного преодолеть мытарства, облегчить груз прижизненного греха и помочь душе обрести Царствие Небесное. За умерших заказывают Неусыпаемую Псалтирь на 40 дней. В течение всего периода за усопшую душу и днём и ночью монахами будет читаться молитва, дающая душе покойного благодать и покой.
Заказать чин Псалтири об упокоении можно через сайт в Александро-Невском храме.
Как читается Неусыпаемая Псалтирь
После благословения священноначалия в храме или монастыре может начаться чтение Неуспыпаемой Псалтири. В зависимости от численности монашеской общины, настоятель (игумен) устанавливает очередность чтения Неуспыпаемой Псалтири среди монашеской братии, включая дневные и ночные часы чтения.
Рядом с Псалтирью обычно лежат журналы, в которых записаны имена здравствующих и почивших православных христиан, о которых просили молиться в храме или монастыре, заказав Неусыпаемую Псалтирь. После каждой «Славы» монах раскрывает эти журналы и перечисляет упомянутых там людей.
За кого нельзя заказывать Неусыпаемую Псалтирь
Неусыпаемуб Псалтирь как и любые прочие церковные требы нельзя заказывать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.). Также нельзя заказывать чтение Неусыпаемой Псалтири о самоубийцах без особо данного на то архиерейского благословения.
Подробнее о церковных записках и видах треб читайте в статье Церковные записки — всё что нужно знать и в статье Сорокоуст за здравие и сорокоуст о упокоении
Сорокоуст или Неусыпаемая Псалтирь – что сильнее?
На вопрос, Сорокоуст или Неусыпаемая Псалтирь: что сильнее, – ответить совсем не просто. Обе эти Требы являются нашим обращением к Богу, обе их заказывают как за здравие, благополучие, так и за упокой души. Тем не менее, в них есть отличия. И только разобравшись, можно понять, какую молитву лучше заказывать в каждой отдельной ситуации.
В чем отличие Сорокоуста и Неусыпаемой Псалтири
Сорокоуст представляет собой ежедневное поминовение раба Божьего во время божественной Литургии на протяжении 40 дней подряд. Столь многократное обращение к Богу имеет особую силу. Сорокоуст – одна из наиболее значимых православных молитв, которую заказывают для того, чтобы:
Неусыпаемая (или Неусыпная) Псалтирь – прошение, которое читается служителями храма безостановочно, днем и ночью: один чтец сменяет другого, но звучание Требы не прекращается. Поэтому она обрела такое название – Неусыпная. Неусыпная Псалтирь может длиться 40 дней, месяцы, полгода, год и даже до исхода времени. Заказывают эту молитву по тем же мотивам, что и Сорокоуст – либо просят о здравии и силе, либо об упокоении.
Какая молитва сильнее
Сорокоуст можно читать самостоятельно дома, но у него не будет такой большой силы, как в храмах, а тем более – как в Иерусалиме. А Неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях, где есть достаточно священнослужителей для беспрестанного чтения Псалтири. Монахи, принимая постриг, отказываясь от мирского, принимают обет молиться о мире, что предполагает и читать Неусыпаемую Псалтирь денно и нощно.
С иной стороны, Сорокоуст – это не только молитва, это поминовение на Литургии, которое включает в себя обряд с просфорой и вином (проскомидию). Это действо более сильное, чем одна молитва.
Сорокоуст или Неусыпаемая Псалтирь – что лучше, поможет определить повод, по которому вы обращаетесь. Если раб Божий, для которого заказывают службу, нуждается в неотложной помощи, лучше остановиться на Сорокоусте: поскольку эта Треба считается более сильной, и, скорее всего, поможет она быстрее. Но Неусыпаемая Псалтирь является также сильным обращением к Богу, и если в вопросе нет срочности – например, необходимо молиться об укреплении душевных сил либо об упокоении души усопшего – стоит отдать предпочтение именно ей. Обе эти молитвы помогут.
На нашем сайте можно заказать одну из этих Треб или сразу обе, выбрать нужное время чтения и вписать сразу несколько имен. Прошения будут читаться священнослужителями в Храме Иерусалима, на Святой Земле – в мире не найти лучшего места, где молитвы могут быть услышаны и исполнены. Мы высылаем фотоотчет о выполнении заказа.
Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.
Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.
Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».
Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни.
Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».
А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.
Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».
Остановимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?
Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.
Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.
Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.
Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.
Потому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.
Что такое неусыпаемая Псалтирь?
Это одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.
Основания к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.
Впервые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.
Вот как об этом повествуется в Житии преподобного Александра: «Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.
Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).
После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».
То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.
Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.
С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.
Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.
Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.
Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.
Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.
И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…
Неусыпаемая Псалтырь — как, за кого и когда читается
Узнайте все самое интересное и полезное о Неусыпаемой Псалтыри, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое Псалтырь
Молитва сопровождает христианина во всех его жизненных делах и обстоятельствах. Не случайно православный молитвослов содержит огромное количество различных молитв. Они составлены святыми в минуты особого душевного состояния. И особую роль занимает книга Псалтырь, в основном состоящая из молитвенных обращений ветхозаветного царя Давида. Неусыпаемая Псалтырь связана с чтением этой книги.
Она является одной из старейших богослужебных книг и нередко называется богодухновенной. Сам Святой Дух подсказывал Давиду проникновенные молитвословия псалмов.
«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно» (святитель Амвросий Медиоланский).
История и структура Псалтыри
Псалтырь получила своё название от музыкального десятиструнного инструмента, псалтерия, который схож с современной арфой. Этот инструмент служил аккомпанементом, под который во время ветхозаветных богослужений исполняли псалмы. Само название «Псалтырь» переводится как «Книга Хваления», поскольку псалмы, как божественные гимны, прославляют имя Господа.
Всего в книге насчитывается 150 псалмов. Кроме Давида (ему приписывают 73 псалма) их авторами были Соломон, Асаф и его потомки, Еман, Ефам, сыны Кореевы. Псалтырь содержит 20 разделов, так называемых «кафизм» (глав). Каждая из кафизм включает, как правило, от шести до девяти псалмов. Кафизма в свою очередь разделена на три «Славы». На каждой из них возносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь» и т. д.
Чтение Псалтыри имеет важное значение для православного христианина. Псалмы, словно камертон, настраивают душу на правильный духовный лад. Молится ли человек о прощении грехов, просит ли Божьего заступничества, славит ли Господа за Его проявленные благодеяния — вся глубина человеческих чувств и переживаний нашла своё отражение в богодухновенных словах псалмов.
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны» (святитель Афанасий Великий).
Псалтырь как источник молитв во всех нуждах
Псалмами по причине их важности и глубины пронизаны все православные богослужения. Они могут читаться целиком, например, на шестопсалмии — особой части утреннего богослужения. Или отдельными стихами в так называемых прокимнах.
Кроме того, по церковному Уставу вся Псалтырь по порядку должна быть прочитана в течение недели. В Великий Пост — дважды в неделю.
Большое значение имеет для христианина чтение псалмов в своём домашнем молитвенном правиле. Святые Отцы рекомендуют читать Псалтырь в различных сложных жизненных ситуациях и душевных переживаниях.
Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…».
Святые Отцы объединили псалмы в определенные группы, указывающие нужды, в которых помогают молитвы. На основании этого составлена Псалтырь на всякую потребу. Например, для смирения духа полезно читать псалмы 5, 27,43, 54, 78. А в болезнях помощниками христианина станут 29, 46 и 69 псалмы.
Преподобный Арсений Каппадокийский часто употреблял псалмы для благословения различных дел и нужд. Афонский старец Паисий Святогорец свёл это в единую Псалтырь преподобного Арсения. В ней по порядку под каждым номером псалма указана нужда, в которой его благословляется читать.
Псалмы — не магическое заклинание
Православный христианин прибегает к живоносной силе Псалтыри в самых разных житейских нуждах. Но важно понимать, что сами по себе они не являются некой магической формулой. Простое прочтение текста псалма в ожидании исполнения своего желания похоже скорее на некий колдовской заговор. Это совершенно недопустимо для православного христианина.
По словам святителя Иоанна Златоуста:
«…Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих и некоторым святым заклинанием; оно не похоже на те заклинания, какие представляются в баснословии, но оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».
При молитве псалмами нужно иметь искреннюю веру и сердечное упование на Бога. Прославлять имя Господа и вверять себя в Его волю.
Неусыпаемая Псалтырь
Отчасти ответить на вопрос «что такое Неусыпаемая Псалтырь» помогает само название этого особого вида молитв. Слово «неусыпаемая» значит непрекращающаяся. То есть псалмы читают круглосуточно, без перерывов, и днем и ночью. Совершают эту молитву только монахи.
Все монастыри, несмотря на различный Устав и правила, объединяет Неусыпаемая Псалтырь. Как сказал блаженный Августин: «Любовь к псалмопению породила монастыри».
Традиция непрестанного чтения Псалтыри насчитывает уже порядка 15 столетий. Ее основоположником был преподобный Александр, живший на рубеже IV-V веков. Основав монастырь на берегу реки Евфрат, подвижник долго размышлял, может ли человек пребывать в постоянном славословии Бога. И если это не под силу одному человеку, то может быть исполнено всей братией монастыря. По очереди каждый монах, сменяя друг друга, будет петь псалмы. Преподобный Александр долго в посте и молитве обращался к Господу за благословением на такой подвиг. И получил ответ: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». Так, эта обитель стала первой, исполняющей чин непрестанного псалмопения.
На Руси в XI веке родоначальником чтения Неусыпаемой Псалтыри стал преподобный Феодосий Печерский. Будучи настоятелем Киево-Печерской лавры, он принял первый Устав обители. Его основой послужил Устав известного Студийского монастыря в Константинополе. И вот уже порядка 1000 лет на русских землях совершается эта особая монашеская молитва.
«Где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба» (старец Иероним Санаксарский).
Как читается Неусыпаемая Псалтырь
Несёт подвиг чтения Неусыпаемой Псалтыри, как правило, вся братия монастыря. Настоятель обители заранее составляет график, в котором каждый имеет свою очерёдность чтения как днём, так и ночью. Такой порядок необходим, чтобы святая Псалтырь никогда не закрывалась. Происходит чтение в храме либо в расположенной рядом и специально отведённой для этого келье.
«Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их» (схиигумен Савва (Остапенко).
За кого читается Неусыпаемая Псалтырь
Как видно из вышеуказанных слов схиигумена Саввы (1898-1980 гг.), заказать неусыпаемую псалтырь в монастыре можно равным образом за здравствующих и за отошедших ко Господу людей.
Все имена людей, о которых была заказана Неусыпаемая Псалтырь о здравии или упокоении, монахи записывают в специальные журналы. Это так называемые синодики, которые вычитываются на каждой «Славе» поочередно.
Нужно сказать, что Неусыпаемая Псалтырь может читаться только о крещеных в православной вере людях. Если читается неусыпаемая псалтырь об упокоении, нельзя поминать тех, кто совершил самоубийство.
Важность такого рода молитвы трудно переоценить. При непрестанном псалмопении христиане как бы присоединяются к Ангелам и всем Небесным Силам, которые по Преданию находятся в постоянном славословии Бога.
Вспоминаются слова архимандрита Антипа, которые приводил в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон Шевкунов:
«Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают Неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».