Что значит неучтенные материалы в смете
Что такое неучтенные материалы в смете и как с ними работать?
Согласно Методике применения сметных норм, утвержденной приказом от 29 декабря 2016 г. № 1028/пр
4.13.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при определении сметной стоимости подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обобщенным наименованием, без указания конкретных характеристик.
В ПК ГРАНД-Смета такие ресурсы называются неучтенными и выделяются красным цветом с буквенным обозначением Н или П,Н.
Такие ресурсы нужно включить в смету с учетом тех характеристик, как они указаны в проекте. Добавлять эти материалы можно двумя способами:
1. Включить в состав ресурсов по расценке
2. Добавить материал отдельной строкой в смете.
В первом варианте сделать это следует при помощи двойного щелчка мыши по коду позиции открыть таблицу для замены ресурсов. Сделать это также можно на панели “Работа с ресурсом”.
Таблица замены ресурсов позволяет заменить отсутствующий ресурс на тот, который имеется в базе. Для этого необходимо выбрать вариант, который больше всего подходит под позицию и нажать кнопку “Заменить”.
После этого, выбранный материал заменит предыдущий в документе, вместе с установкой соответствующих индексов для перевода в текущие цены.
Во втором варианте необходимо нажать левой кнопкой мыши на ресурс и перейти на появившуюся вкладку «Работа с ресурсом». Обратите внимание, что данная вкладка доступна только тогда, когда выделен какой-либо ресурс.
После перехода на вкладку «Работа с ресурсом» можно выбрать команду для данного ресурса. Так,, команда добавить (вычесть) на основании ценника добавит ресурс в виде самостоятельной расценки с положительным или отрицательным объемом соответственно. Также к новой позиции в ячейке физобъема будет добавлен идентиыфикатор, который помогет при изменении физобъема основной расценки расчитать физобъем связанного ресурса.
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2021
Фундаментальный курс повышения квалификации в сметном деле
За 5 недель систематизируй 300+изменений 2020 года под руководством экспертов сметного дела
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Как учесть в позиции сметы по ТСН неучтённый материал?
Прежде всего, рассмотрим ситуацию с неучтёнными ресурсами в сметах по ТСН города Москвы.
Неучтённые ресурсы показываются в бланке сметы красным цветом и помечены буквой Н. Раскроем левый значок группировки рядом с порядковым номером позиции, чтобы увидеть полностью её ресурсную часть: синие строки – учтённые в стоимости позиции ресурсы, красные строки – неучтённые ресурсы.
Как и в сметах по сборникам ФЕР или ТЕР, для расценок из сборников ТСН Москвы при работе с ресурсами можно использовать перечень так называемых однотипных материалов.
Выделяем курсором красную строку с неучтённым ресурсом и двойным щелчком левой кнопки мыши открываем ячейку, где указан код ресурса. Далее требуется нажать справа в этой ячейке кнопку с многоточием – либо воспользоваться кнопкой Однотипные материалы на панели инструментов на вкладке Работа с ресурсом. В результате на экране появляется окно Поиск материалов.
Под панелью инструментов этого окна показывается информация о текущей строке ресурса, на которой стоит курсор. А ниже, в виде таблицы, выведен список ресурсов, которые могут быть добавлены взамен этого неучтённого ресурса. Сверившись со своей спецификацией, выбираем здесь нужную марку бетона.
На панели инструментов в окне Поиск материалов есть две кнопки – Добавить новой позицией и Заменить текущий ресурс. В сметах по ТСН Москвы учитываемые дополнительно материалы следует добавлять в позицию сметы как подчинённые строки – нажимаем для этого кнопку Заменить текущий ресурс.
В результате бетон добавился в позицию в виде подчинённого ресурса. Обратите внимание, что при выбранном виде документа ТСН г. Москва добавленные в позицию подчинённые ресурсы показываются в бланке сметы даже в том случае, когда ресурсная часть позиции свёрнута. Для удобства они выделяются зелёным цветом.
Теперь по арматуре. Достаточно часто каркас сваривается из арматуры нескольких классов. И при составлении сметы арматуру необходимо учесть разными строками, каждую со своим расходом. Копируем строку этого неучтённого ресурса и вставляем его здесь же – столько раз, сколько требуется дополнительных строк. В нашем случае используется два класса арматуры.
Теперь для каждой красной строки с неучтённой арматурой добавляем в смету свой класс арматуры. Выполняем такие же действия, как ранее при добавлении неучтённого бетона: двойной щелчок левой кнопкой мыши по полю Обоснование, нажать кнопку с многоточием, далее выбрать в окне Поиск материалов нужный вариант и нажать кнопку Заменить текущий ресурс.
Сделали это для первой строки с арматурой, затем повторяем то же самое для следующей. Согласно проекту указываем общие расходы арматуры.
Аналогично добавляем в смету неучтённые ресурсы для раздела Оконные блоки. Раскрываем здесь ресурсную часть позиции и последовательно выполняем уже хорошо знакомые нам действия для красных строк, где указаны лента диффузионная, лента для внутренней пароизоляции, лента ПСУЛ.
Теперь остаётся только добавить в смету ещё блоки оконные. Это можно сделать точно так же, путём выбора из окна с однотипными материалами. Причём, если текста много и читать неудобно, то можно увеличить размер окна (потянуть за правую границу окна с нажатой левой кнопкой мыши).
Но вместо повторения пройденного давайте лучше на этом примере рассмотрим, как можно вручную подобрать в нормативной базе нужный материал, чтобы добавить в смету неучтённый ресурс.
Красная строка с неучтённым ресурсом выделена курсором. Нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ. В результате программа открывает в нормативной базе сборник сметных цен на материалы.
Даже не обращая внимания, на какой расценке сейчас оказался курсор, выполним поиск в сборнике по известным ключевым признакам ресурса согласно проекту. Для этого вводим справа вверху в поле поиска фрагменты нужных слов: Окон блок пвх.
Внизу в статусной строке сразу показывается, сколько совпадений нашлось в сборнике. Много, 64 совпадения. Нажимаем на панели инструментов кнопку Фильтр поиска, чтобы включить фильтрацию и видеть в сборнике только найденные варианты. Ограничим условие поиска, добавляем в поле поиска через пробел слово двухстворч. Теперь уже меньше, 21 совпадение. Добавляем ещё слово тепло. Осталось 14 совпадений. Так мы можем подбирать ресурс в сборнике по набору ключевых признаков.
По сути, сейчас на экране мы видим почти тот же список ресурсов, что и в окне Поиск материалов. Только теперь эти ресурсы были выбраны в сборнике сметных цен на материалы по своим ключевым признакам.
На позиции с нужным вариантом оконных блоков щёлкаем правой кнопкой мыши и копируем эту позицию. Далее сбрасываем в сборнике фильтр поиска. Возвращаемся в смету. Выделяем курсором строку неучтённого ресурса. Щелчок правой кнопкой мыши, контекстное меню, в группе Параметры вставки выбираем вариант Заменить ресурс. Вот и всё.
Итак, в первом случае при выборе неучтённого ресурса в окне Поиск материалов мы быстро получаем общий список однотипных материалов. А возможность подобрать нужный ресурс путём поиска в сборнике сметных цен на материалы можно использовать в ситуации, когда вы хотите увидеть только подходящие вашим условиям варианты.
Теперь неучтённые подоконники. Выбираем подходящий вариант согласно проекту, учитываем нужный размер подоконных досок.
А для заглушек торцевых вообще имеется только один вариант для выбора.
Обратите внимание, что ранее в расценках с железобетоном и установкой окон для неучтённых ресурсов были проставлены конкретные значения нормативного расхода. А в расценке с установкой подоконников – нет. Стоит значок П. Это признак, что расход ресурса берётся по проекту.
Действительно, откуда может быть заранее известно, сколько заглушек нам понадобится на 100 метров подоконников?
Для подоконных досок укажем расход, что на 100 метров установки подоконников мне требуется 100 метров самих подоконников (возьмём без запаса). А вот для заглушек мы знаем, что окон у нас два и следовательно заглушек потребуется четыре. В программе «ГРАНД-Смета» для строки ресурса, который берётся по проекту, можно указать общее количество ресурса, а норма на измеритель расценки будет рассчитана автоматически.
Ещё раз обратим внимание на расчёт позиции, например, железобетона. Зимнее удорожание, заданное в индексе к этой позиции, рассчитывается, в том числе, и от стоимости материальных ресурсов. И не только от изначально учтённых, но и добавленных подчинёнными строками. Для смет по ТСН Москвы это принципиальный момент. Поэтому мы и внесли неучтённые материалы в расчёт позиции сметы, а не отдельными позициями.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Что делать с неучтёнными материалами в позициях сметы?
Даже не раскрывая ресурсную часть позиции сметы, мы видим, как программа показывает в бланке сметы строки красного цвета с ресурсами, которые не учтены в стоимости позиции.
Как правило, в такой красной строке приводится обобщённое наименование ресурса – например, Кирпич керамический, силикатный или пустотелый. Для того чтобы добавить в смету стоимость неучтённого ресурса, требуется уточнить по проекту его тип, класс или марку. Необходимое количество неучтённого ресурса может быть явно указано в колонке Количество, либо там стоит нулевое значение – в этом случае количество неучтённого ресурса берётся по проекту.
В нашей смете для кирпичной кладки наружных стен используется расценка, в которой не учтена стоимость кирпича – при этом тип и конкретная марка кирпича в красной строке не указаны. Предположим, что согласно имеющемуся у нас проекту для этой работы нужен кирпич керамический одинарный марки 150.
Откроем ресурсную часть данной позиции сметы. Обратите внимание, что в отличие от других ресурсов код неучтённого ресурса в красной строке содержит только номер группы сборника, без указания точного номера ресурса в этой группе. Этого достаточно, чтобы быстро подобрать нужную марку кирпича в нормативной базе.
Выделяем курсором красную строку с неучтённым ресурсом и нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ.
В результате данной операции программа по обоснованию в текущей выделенной строке сметы открывает соответствующий сборник в нормативной базе и сразу переходит там на расценку с этим обоснованием. В нашем случае мы оказались в сборнике ФССЦ на первой расценке в группе Кирпичи керамические, которая соответствует коду неучтённого ресурса.
Спускаемся в этой группе ниже и подбираем подходящий ресурс согласно проектным данным. Кирпич керамический одинарный марки 150 указан здесь в строке с кодом 37. Вставляем эту строку из нормативной базы в смету.
Теперь в добавленной позиции сметы необходимо ввести значение в колонке Количество. Требуемое количество кирпича зависит от объёма кирпичной кладки. Нужное значение указано выше в красной строке с неучтённым ресурсом.
Для зависимых позиций сметы объём работ всегда следует вводить через ссылку на нужное значение, указанное в ведущей позиции. Это ускоряет работу со сметой и обеспечивает взаимосвязь объёмов работ в разных позициях. Благодаря этому, при изменении исходного значения все связанные объёмы меняются автоматически.
Находясь в режиме редактирования колонки Количество, нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом кирпича в красной строке. Указатель показывается в виде перекрестья, ячейка обводится пунктирной линией. Далее щёлкаем по нужному значению левой кнопкой мыши, отпускаем клавишу Ctrl и подтверждаем ввод объёма в виде ссылки нажатием клавиши Enter.
Аналогичным образом добавляется в смету стоимость неучтённого ресурса, который используется в нескольких позициях. В разделе с ремонтом пола стоимость устройства бетонной стяжки рассчитывается у нас как сумма двух позиций – и в обеих позициях мы видим красные строки, напоминающие нам о необходимости дополнительно добавить в смету стоимость бетона тяжёлого.
Выделяем курсором одну из этих красных строк и снова нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ. Оказавшись в сборнике ФССЦ в списке, где перечисляются разные типы и марки бетонов, подбираем нужный вариант согласно проектным данным – пусть это будет бетон марки 250. Вставляем эту строку из нормативной базы в смету.
Теперь наша задача состоит в том, чтобы вот в этой добавленной позиции сметы ввести в колонке Количество суммарный объём бетона на обе позиции с бетонной стяжкой. Выполнить эту задачу можно по-разному.
Сначала рассмотрим менее очевидный способ, который может быть удобен в ситуации, когда необходимо получить суммарный объём какого-либо неучтённого ресурса из нескольких позиций сметы, разбросанных по всему документу. Для этого нам потребуется раскрыть в бланке сметы группировку в строке Ведомость ресурсов по разделу (если все нужные позиции находятся в этом разделе) или в строке Ведомость ресурсов по смете. В ведомости ресурсов содержится информация о суммарном расходе всех ресурсов, указанных в ресурсных частях позиций сметы – и в том числе неучтённых ресурсов из красных строк.
Раскрываем ведомость ресурсов по разделу с ремонтом пола, спускаемся вниз до неучтённых ресурсов и копируем указанный здесь суммарный объём бетона. Мы знаем, что в данном разделе весь неучтённый бетон приходится на заливку бетонной стяжки.
Далее остаётся только вставить скопированное значение в колонку Количество для ранее добавленной позиции с бетоном марки 250. Недостаток рассмотренного способа в том, что при изменении площади бетонной стяжки в смете придётся заново вручную менять указанный в этой позиции объём бетона.
Зато второй способ позволяет избежать лишней ручной работы при корректировке сметы. Давайте теперь снова воспользуемся возможностью ввести объём работ в позиции сметы через ссылку на значение, указанное в другой позиции. Только в отличие от предыдущего примера сейчас нам придётся просуммировать две ссылки.
Входим в редактирование колонки Количество для позиции с бетоном марки 250, обнуляем. Нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом бетона в первой красной строке. Щёлкаем по нужному значению левой кнопкой мыши, отпускаем клавишу Ctrl. Теперь добавим вторую ссылку. В формуле вставляем знак «+», далее снова нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом бетона во второй красной строке.
Щелчок левой кнопкой мыши. Отпускаем клавишу Ctrl. Введённую сумму двух ссылок подтверждаем нажатием клавиши Enter. В результате объём добавленного в смету бетона марки 250 автоматически суммируется из указанного расхода неучтённого бетона в двух позициях с бетонной стяжкой.