Что значит неценовые факторы
Содержание:
Общий термин фирма используется для обозначения предприятий и их объединений.
Фирма определяется как хозяйствующий субъект, который осуществляет производственную деятельность и является экономически независимым (при решении, что, как и в каком количестве он производит, где, кому и по какой цене продает свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических товаров с целью максимизации прибыли.
В неоинституциональной теории фирма определяется как коалиция владельцев факторов производства, связанных контрактами, что приводит к минимизации транзакционных издержек. Система договоров заключается между владельцами определенных ресурсов. Развивая идеи американского юриста I. МакНил, О. Уильямсон разделили все ресурсы на три группы: общие, специфические и межвидовые.
Экономическая природа предприятия. Основные формы предпринимательства
Специфические ресурсы являются взаимодополняющими, взаимоуникальными ресурсами, максимальная ценность которых может быть достигнута только в этой фирме и через нее. В случае распада фирмы каждый из межфирменных ресурсов не может быть адекватно заменен ни на рынке, ни в рамках другой организации.
Фирма, таким образом, работает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это ассоциация, основанная на мировоззренческом (или имплицитном) договоре по отношению к межвидовым ресурсам. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму взносов отдельных членов коалиции. Разумеется, фирма использует не только межвидовые ресурсы, но и другие ресурсы; как специфические, так и общие. Таким образом, ядром фирмы является долгосрочный реляционный контракт между владельцами межвидовых ресурсов. Наличие в фирме межвидовых и специфических ресурсов позволяет нам экономить на транзакционных издержках, а ее владельцам получать экономическую выгоду (квазиренту).
Такая интерпретация природы фирмы позволяет объяснить разнообразие форм современных фирм. Уникальность межвидовых ресурсов, входящих в коалицию, и разнообразие транзакционных издержек объясняют специфику контрактных форм, лежащих в основе различных типов современных фирм. По мнению сторонников неоинституционального подхода, разнообразие способов минимизации транзакционных издержек предопределяет разнообразие бизнес-предприятий.
Основные формы предпринимательства. Основными формами предприятий являются частные предпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и некоммерческие организации, товарищества и саморегулируемые фирмы. Наиболее распространенными являются единоличное владение, товарищества и корпорации.
Суть понятия «спрос»
Спрос основан на предельной полезности товара. Инкрементальная полезность показывает степень насыщения продукта с учетом покупательной способности потребителя. То есть, функция полезности учитывает доход человека. Величина спроса определяется ценовыми и неценовыми факторами. При изменении цены происходит изменение спроса. При колебаниях неценовых факторов кривая спроса движется относительно оси координат, определяя динамику изменения объема потребления.
Изучение спроса требует анализа индекса упругости. Эластичность спроса зависит от колебаний спроса в ответ на изменение цен. Он характеризует реакцию покупателей на колебания цен. Однако эластичность может быть связана с уровнем дохода, поэтому существует показатель эластичности спроса, связанный с ценой, или эластичность дохода.
Продавец, знающий эластичность спроса на свою продукцию, может применять гибкую ценовую политику. Например, если эластичность спроса высока, производители могут снизить цены, чтобы резко увеличить продажи. Такой подход может быть более выгодным и продажи будут выше, чем если бы цена была увеличена. Когда эластичность спроса низка, ценовая политика может привести к негативным последствиям. Потерянная прибыль, скорее всего, будет большой.
Изменения рыночного спроса на макроэкономическом уровне
Макроэкономика рассматривает совокупность индивидуального спроса. На совокупный спрос влияют те же неценовые факторы, что и на индивидуальный потребительский спрос. Но здесь упоминаются и другие факторы:
На макроэкономический показатель спроса могут влиять изменения в государственных закупках. Увеличение государственных расходов всегда стимулирует рост совокупного потребления, а также увеличивает предложение. Участие в международных торговых отношениях влияет на внутренний спрос. Когда чистый экспорт увеличивается, это означает, что спрос на отечественную продукцию за рубежом увеличивается. В противоположной ситуации, когда импорт превышает экспорт, покупатели больше интересуются продукцией иностранных производителей. Спрос на продукцию отечественных производителей снижается, что приводит к снижению макроэкономического показателя спроса.
Неценовые факторы спроса
Большое количество продавцов на рынке делает спрос эластичным. Однако ценовая конкуренция между продавцами становится неэффективной, поскольку изменение цены одним из них приводит к изменению цены всеми остальными продавцами. Рыночная экономика делает акцент на неценовые факторы спроса. Среди них следующие:
Таким образом, продавец должен знать соотношение цены и качества, которое потребители готовы купить по любой цене. Рыночная информация позволяет принимать более обоснованные и эффективные решения.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Смотреть что такое «НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ» в других словарях:
неценовые факторы (спроса и предложения) — другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих… … Словарь экономических терминов
ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕЦЕНОВЫЕ — (см. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ — спроса и предложения другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и… … Экономический словарь
Закон спроса и предложения — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Закон спроса и предложения объективный экономический закон … Википедия
Закон спроса — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже,… … Википедия
Закон предложения (экономика) — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже,… … Википедия
Закон предложения — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже,… … Википедия
Закон предложения (Экономика) — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже,… … Википедия
Спрос — (Demand) Определение спроса, рынок и закон спроса Определение спроса, рынок и закон спроса, факторы изменения спроса Содержание Содержание Определение Понятие спроса, его эластичность Величина спроса и спроса Кривые спроса Факторы изменения и… … Энциклопедия инвестора
Предложение — (Supply) Определение предложения, изменение и цена предложения Информация об определении предложения, изменение и цена предложения Содержание Содержание Определение Кривая Изменение предложения Изменение величины предложения Сдвиги кривой… … Энциклопедия инвестора
Неценовые факторы спроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «спрос»
Спрос – это предъявленная обществом потребность в благе, подтвержденная платежеспособностью субъектов хозяйствования.
Под совокупным спросом понимается весь объем спроса, предъявленный каждым экономическим агентом. Между величиной спроса и спросом существует разница. Величина спроса или объем спроса выражает количество товара, которое может купить покупатель по действующей цене. Полный спрос демонстрирует готовность потребителя купить конкретный товар по всем возможным ценам.
В основе спроса лежит предельная полезность блага. Прирост полезности показывает степень насыщения продукцией с учетом покупательной способности потребителя. То есть, в функции полезности учитывается доход индивида. Величина спроса определяется ценовыми и неценовыми факторами. Если изменяется цена, то происходит изменение объема спроса. При колебаниях неценовых факторов кривая спроса движется относительно оси координат, определяя динамику изменения объема потребления.
Исследование спроса требует анализа показателя эластичности. Эластичность спроса зависит от колебания спроса в зависимости от изменения цен. Она характеризует реакцию покупателей на колебание цен. Однако, эластичность можно связать с уровнем доходов, поэтому выделяют показатель эластичности, привязанный к спросу по цене, либо эластичность по доходам.
Продавец, зная эластичность спроса на свой товар, может применять гибкую ценовую политику. Например, если эластичность высока, то производители могут снизить цены для резкого увеличения объема продаж. Возможно, такой подход будет более выгодным, и выручка будет больше, чем при повышении цены. Если эластичность спроса низкая, то ценовая политика может привести к негативным последствиям. Упущенная выгодна скорое всего будет большой.
Неценовые факторы спроса
Большое число продавцов на рынке делает спрос эластичным. Но ценовая конкуренция между производителями становится неэффективной, так как изменение цены одним их них поведет к изменению цен всеми остальными продавцами. Рыночная экономика делает акцент на неценовых факторах спроса. Среди них выделяют:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, продавцу необходимо знать соотношение цены и объема продукции, которую готовы купить потребители по каждой цене. Рыночная информация позволяет принимать более взвешенные и эффективные решения.
Изменение рыночного спроса на макроэкономическом уровне
Макроэкономика рассматривает совокупность индивидуальных спросов. На совокупный спрос влияют те же неценовые факторы, что и на спрос каждого потребителя. Но здесь появляются дополнительные факторы, среди которых отмечают:
Неценовые факторы влияют на уровень спроса, поэтому отражаются в изменении его шкалы. По прежним ценам спрашивается больше, а по более высоким меньше.
На макроэкономический показатель спроса могут влиять изменения в государственных закупках. Увеличение расходов государства всегда стимулирует рост совокупного потребления, а также расширяет объем предложения. Участие в международных торговых отношениях оказывает влияние на внутренний спрос. Если чистый экспорт растет, это означает, что спрос на национальную продукцию за границей увеличивается. В обратной ситуации, импорт превышает экспорт, покупатели более заинтересованы в продукции иностранных производителей. Спрос на продукцию внутренних производителей падает, что ведет к уменьшению макроэкономического показателя спроса.
Государственное вмешательство в экономику считается оправданным, если она не может прийти в равновесие самостоятельно. Основная задача власти обеспечить занятость, так как доходы населения во многом определяют объем спроса. Благосостояние потребителей является сложным экономическим понятием, которое влияет многие макроэкономические процессы. Поддержание высокого уровня жизни, формирование условий для роста доходов стимулирует производство. Ожидания потребителей во многом зависят от уровня их доходов. Стабильность экономики позволяет им вкладываться в покупку дорогих благ. Чем не стабильнее экономика, тем потребители более склонны к сбережению. Большая задолженность по кредитам так же свидетельствует о проблемах в занятости и искажении рыночной информации.
Что значит неценовые факторы
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса.
Экономисты сформулировали закон спроса: Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА
К неценовым факторам спроса принято относить доходы потребителей, вкусы и моду, количество потребителей, цены на дополняющие и заменяющие товары и многое другое. Неценовыми они называются так, потому что прямой связи между ценой конкретного товара или услуги и поведением потребителей нет.
Например, если вам предлагают с хорошей выгодой дорогостоящую машину (цена — главный ценовой фактор спроса — снижена, по закону спроса, конкретно этот товар для вас становится привлекательным), вы, принимая решение о покупке закладываете в планы траты на обслуживание машины, стоимость бензина и другие сопряженные с этой маркой машины услуги и товары. И если вы понимаете, что обслуживание именно этой машины достаточно дорогое для вас (здесь работает неценовой фактор на сопряженные товары или услуги), вы откажитесь от покупки машины.
ДОХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности.
Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты.
Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
ВКУСЫ, МОДА
Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
КОЛИЧЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями.
В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду.
Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными.
Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
ЦЕНЫ НА ЗАМЕЩАЮЩИЕ ТОВАРЫ (ТОВАРО-ЗАМЕНИТЕЛИ)
Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же илипочти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
ЦЕНЫ НА ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ
Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.
СЕЗОННОСТЬ
Существуют товары спрос на коротые меняются в связи со сменой времени года. Принадлежности для зимних видов спорта потребители преобретают в основном в зимне время, а принадлежности для летних видов — летом.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
Устоявшиеся в обществе традиции также вносят существенный вклад в формирование спроса на товары. Например спрос на цветы перед 8 марта существенно увеличивается, в связи с устоявшейся традицией дарить в этот праздник букет цветов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Существует несколько ключевых факторов предложения, которые определяют общие объемы производства ресурсов: уровень технологий, цены на ресурсы и сырье (уровень издержек), величина налогов, общее количество производителей и их ожидания, общая экономическая конъектура и многое другое.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ (ОБЪЕМ ИЗДЕРЖЕК)
Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВ
Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.
ОЖИДАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее
увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.
ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ И РЕСУРСЫ
Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.
СЕЗОННОСТЬ
Предложение товара связанно также и временем года, например овощи и фрукты производятся в больших количествах в тёплое время, в зимний же период предложение данных товаров сокращается.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
Обычаи страны существенно влияют на предложение тех или иных товаров. Например в Китае для приёма пищи пользуются в основном палочками, поэтому предложение вилок и ложек в данной стране будет минимально.