Что значит нет совести
Что такое совесть, и почему ее нельзя терять?
Совесть и социум
Надо отметить, что совесть не всегда была присуща людям. И в современном обществе она есть не у всех. Есть индивиды, лишённые этого полезного чувства. В чём тут дело? Совесть очень тесно связана с такими качествами личности, как ответственность и самокритика. Если индивид не развился в личность, совесть в нём находится в зачаточном состоянии, она не развита. Если человек по определённым обстоятельствам утерял качества личности из-за алкоголизма, к примеру, то совесть тоже может быть утеряна.
У малышей совесть вырабатывается постепенно, в процессе развития личности. Поэтому у пятилетнего ребёнка лучше развито другое чувство – стыд, который формируется с раннего возраста. В первобытном обществе именно стыд был единственным субъективным, моральным ориентиром в жизни. Стыд и совесть близки, хотя между ними есть определённая разница, которая может объяснить раннее появление стыда.
Совесть и стыд
Совесть – это, можно сказать, стыд перед самим собой. Здесь есть ощущение предательства себя, своих личных принципов, отступ от личных идеалов, которым хотелось бы соответствовать. Всё это переживается глубоко внутри. Умение человека рефлексировать, критически оценивать свои поступки говорит о развитой совести. Высокий уровень развития этого качества свидетельствует об ответственности человека перед самим собой, уважении других людей.
Главная суть совести
Современному человеку очень важно иметь совесть, ведь в обществе это качество считается одним из самых важных. Высокого уровня развития это качество достигает, если человек умеет распознавать эмоции людей, сопереживать и сочувствовать. Этот навык легко приобрести или улучшить с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект». Он учит понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоции других.
Что значит нет совести
«У тебя нет совести» — практически каждый слышал такое выражение. Но что же такое совесть и нужна ли она нам? Сначала предлагаю разобраться с определением.
Совесть — способность самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку своих поступков. Совесть связывает воедино разум и эмоции: это одновременно и рациональное осознание нравственного значения совершаемых действий, и эмоциональные переживания (чувства вины или «угрызений совести»).
Как возникают угрызения совести?
Теперь давайте рассмотрим совесть с точки зрения эмоций.
Чувство вины возникает, когда я сделал больно значимому или нарушил договоренность с менее значимым, но важным для меня человеком. Простыми словами, если я вижу или думаю, что обидела кого-то, то начинаю страдать от вины. У меня возникают мысли, что я поступила плохо. А эти мысли говорят, что к вине прицепился стыд.
Стыд возникает, когда я поступаю противоположно своим принципам (представлениям о себе). То есть если я считаю себя хорошим человеком, то не должна поступать плохо. Обидев другого, я сделала ему больно (это я вижу по его мимике, словам, поведению, он показывает свое огорчение и обиду). Получается, что я поступила плохо. Значит, я плохой человек… И возникает боль стыда. Вот именно эту боль называют «угрызения совести».
Получается, когда мне говорят, что я бессовестная. имеет в виду, что у меня нет чувства стыда.
Нужен ли стыд человеку?
Однозначно нужен! Но в меру и в свое время. Основное время для формирования стыда — это детство. Именно в детстве родители рассказывают своему ребенку, каким он должен быть и как должен себя вести. Благодаря эмоции стыда и вины воспитание ребенка ставится на автомат. Стыд помогает социализироваться. В государстве, в котором мы живем, закладываются основные понятия поведения.
Ребенок любит маму и папу и, конечно же, не хочет их огорчать. Каждый раз, когда его поведение отклоняется от ожиданий родителей, они говорят ему об этом, и ребенок научается быть таким, каким его хотят видеть.
Допустим, его научили быть «настоящим мужчиной». В понимании этой семьи настоящий мужчина — человек без страха и упрека, настойчивый, волевой, неэмоциональный. Мальчику важно следовать этой концепции. Он старательно соблюдает все «правила настоящего мужчины».
Прошло время, он вырос, и понимание «настоящий мужчина» стало неотъемлемой частью его личности. Но жена злится и говорит, что у него нет совести. Что он слишком жестокий и бесчувственный. Что она не видит его целыми днями и дети боятся своего папу и не слышат слов любви.
Как быть в таком случае?
Если ему важна семья, нужно посмотреть на свои принципы и внести корректировки. Жесткость важна для достижения цели, но рядом с любимой женщиной можно стать мягким и нежным. И вот здесь возникает сложность, ведь для него понятие «мягкость» — это для слабаков. И его совесть не позволит этого.
Человек страдает, зажатый между своими принципами и чувствами к семье. Он любит и жену, и детей, но ему нельзя проявлять эмоции, он же «настоящий мужчина». Если у него получится разлепить понятие «настоящий мужчина» и научиться быть разным, не прятать эмоций, его жизнь станет более счастливой. Он сможет проявлять жесткость в бизнесе, говорить жене слова любви и проявлять мягкость в семье.
А вот женская ситуация, в которой совесть играет плохую роль. Девочку воспитали хорошей и послушной. Родители ей постоянно говорили про важность быть доброй и щедрой. Фраза «что люди скажут» звучала в ее семье постоянно.
Прошли годы, девочка выросла, а магическая фраза «что люди скажут» продолжает влиять на ее жизнь. И вот в ситуации, когда ей нужно проявить жесткость и сказать твердое «нет», она этого сделать не может, ведь она «хорошая и щедрая девочка» и ей очень важно, что о ней подумают люди. Каждый раз она наступает на свои желания, чувства и поступает так, как требует совесть, потому что эмоция стыда будет ее больно жалить за отклонение от своих принципов.
Вот пример из жизни клиентки. Наталья страдает от того, что коллеги по работе пользуются ее добротой. Просьбы сделать вместо них отчет, задержаться на работе, приютить на неделю котика (и не важно, что у нее аллергия на шерсть) — список с каждым днем только увеличивается. Коллеги считают ее очень хорошим человеком и каждый раз говорят об этом. Но при этом Наталья страдает… Она устала всем помогать и хочет, чтобы о ней тоже заботились, но сказать об этом стыдно… Тут включается новая концепция из детства — «нельзя быть навязчивой».
Сейчас Наталья учится отстаивать свои границы и говорить о своих чувствах. Коллеги на работе считают, что она стала плохой, неудобной… Зато моя клиентка почувствовала себя счастливой. Ведь она говорит то, что чувствует, а не идет на поводу совести.
Жизнь слишком коротка, чтобы жить только для других. Даже в самолетах рекомендуется в экстренных ситуациях в первую очередь надеть маску маме, а потом на ребенка. Цените себя и позволяйте себе быть «бессовестными» тогда, когда этого хочется.
Человек, который не имеет совесть, в общественной жизни ориентируется на общественное наказание по закону. Это законопослушные граждане в любой ситуации, которая нравственно осуждается всеми, но не законом.
Отсутствующая совесть.
Ноль процентов совести
Человек с совестью 0 %, в процессе своей жизни не меняется, по уровню социальной морали. Но у такого человека возрастает сумма социальных знаний, он лучше знает законы, с годами он лучше адаптируется, он отрабатывает стандартные навыки поведения, которые облегчают его жизнь и общение в коллективе.
Влияние общество на человека и человека на общество
Если у человека 0 % биологической совести то, общество влияет на такого человека на все 100 %. У человека без совести нет органа совести и поэтому воспитать совесть и моральное чувство у него невозможно. Но человека без совести можно научить требованиям законного поведения и изучив законы, такой человек пользуется ими вместо совести.
Понимание человека без совести
Человек следует установленным требованиям, правилам поведения, инструкции, закону, для того, чтобы избежать наказания окружающих его лиц.
Совесть, при её отсутствии, не судит, не критикует и не оценивает. И уж тем более не диктует. Ей нечего исполнять, так как она не давала распоряжений. И ей нечем блокировать потребность. Она ничего не запрещает коре и подкорке, она ничего не скрывает и не маскирует, и не влияет на кору и на подкорку, ибо она не понимает для чего запрещать, маскировать и влиять. Она не создает нормы, потому что не способна их создать. Она ничего не выполняет, так как ничего не принимает. И регулировать она не может, потому что не чувствует степени регулировки. Она не формирует чувств, так как их не имеет. Она не поощряет и не наказывает, и тем более не карает, ей нечем поощрять и наказывать. Она не воспитывает мораль, так как просто не понимает, что это такое. К сожалению, сочувствовать и сопереживать чужому и своему горю, она не может, ей нечем сочувствовать и сопереживать. И не согласовывает, так как она отсутствует и не с кем согласовывать. И не рекомендует и не советует. А проявлять деликатность, тем боле, она не способна. Даже молчать она не способна, она просто отсутствует, ведь молчать может тот, кто может говорить. Ее нет. Совести нет! И нет голоса совести.
А что же имеет тогда человек в себе и что же представляет собой этот человек не имеющий совести?
Как он понимает мораль, совесть, убеждения
Он не имеет ни внутренних, ни внешних убеждений (МОРАЛИ). Он морально слеп, нет моральных критериев «что такое хорошо” и “что такое плохо”. Такой человек, даже поставив перед собой установку, поступить морально хорошо, не знает, как это сделать, как поступать. У него не получается, он не чувствует грани моральных переходов, у него напрочь отсутствует чуткость.
Неспособность совершать поступки, имеющие моральную ценность, заставляет его прятаться за стандартным, единообразным поведением. Это адаптация данного человека в обществе. Это его социальная защита.
Влияние, управление, реакции
-легко обманывает,(-ся), себя и окружавших, если это касается морально-этических норм поведения
— верит окружающим, легко обманывается социальной совестью, групповой или классовой идеологией
— моральные оценки воспринимает на веру
— неосознанно любит стандарты “двойной” морали, мораль для себя, мораль для людей, мораль для общества, мораль для начальника, мораль для подчиненного.
— для ориентиров в жизни, иногда, окружает себя честными людьми (с совестью), в зависимости от обстановки, ориентируясь на честных людей принимает решение.
Для этих людей советь философская абстракция, которая не имеет никакой объективной основы, которая не существует, люди ее выдумали, что бы было легче управлять друг другом. Совесть сдерживает, порабощает свободный дух человека. Совесть – химера, от которой надо человека освободить.
Совершив в повседневном быту ошибки морального плана, обруганный женой, соседом, другом, он не обижается. Он выглядит как слон на клумбе: “Я не хотел ничего плохого, но так получилось. Не знаю, как быть. Хотел как лучше, а получилось как обычно”. Он искренне огорчен (Он расстроен, это не совесть, расстроена потребность, она не удовлетворена, ведь он совершал действие, что бы получить удовлетворение, но не получил, поэтому потребность расстроена.). Он даже не понимает, что произошло. Его ругают, но за что он не поймет. Он понимает, что что-то нарушил, но что и как не знает, не понимает, не ощущает.
Работать с людьми там, где требуются проявлять морально-этические аспекты, чуткость, деликатность, внимание, такой человек не способен. Они способны найти себе применение в сфере труда, где деятельность человека четко регламентирована до малейших деталей. Таких людей даже на специализированном техническом производстве, называют “бездушные автоматы”. Если в них нет психотипа садиста, даже если они содержат в себе нормальный психотип, они не жестоки и не испытывают удовольствия от жестокостей, они не убивают, и не стремятся убивать, они просто бездушны, безразличны. У них нет инструмента оценки душевной теплоты, инструмента создающего душевную теплоту и принимающего ее. Они душевно и морально слепы, они не способны самостоятельно, без инструкции, дать моральной оценки ни одному явлению.
На что ориентируются люди без совести
Понимание дружбы и товарищества
Чувства и оценка корой
Полное отсутствие критичности
При отсутствии совести, как проявляют себя потребности
Когда нет необходимости решать задачи, где не требуется влияние совести, они принимают решения, как все нормальные люди они действуют и реализуют биологическую программу “норма”.
Прочее особенности:
— нуждаются в общении
— в юности восстают против родителей, если они лишают их возможности “быть как все”, лишают модных увлечений, намерений, музыки, компании.
Хорошо учатся, получают успешно образование.
Надо подумать, как здесь отразить ценности и интеллект. Как это будет отражаться в поведении. Или это отражать в каждом психотипе.
Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
Как часто вам приходится слышать в чей-нибудь адрес сакраментальное «Совсем у людей нет совести – цены растут и растут»? Или «Совсем нет совести – думает только о себе и своей выгоде»? Или «Совсем нет совести – опять всю работу пришлось делать вместо него»? И что это за зверь такой – совесть – который должен мешать думать о своей выгоде, повышать цены, когда все равно купят, или напрягаться с работой, которую и так кто-нибудь сделает? В принципе, помочь разобраться со своими внутренними переживаниями и противоречиями могут наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». А пока поговорим подробнее о том, что такое совесть.
Что такое совесть?
Определений, что такое совесть, достаточно много. Однако наиболее часто это слово употребляют в контексте долга и обязанности человека иметь свои нравственные установки, в соответствии с которыми он будет действовать в различных жизненных обстоятельствах.
Это примерно как служба в армии, которая объявлена священным долгом и почетной обязанностью, однако людей, не претендующих на такой почет, ждет уголовная ответственность за уклонение от службы в армии. Категория совести так скрупулезно не регламентирована законом, однако если кому-то покажется, что у вас нет совести, вас ждет всеобщее осуждение.
Это притом, что Конституция РФ статьей 28 прямо гарантирует свободу совести. Правда, понятие «свобода совести» идет в связке со свободой вероисповедания и свободой выбирать свою религию или не выбирать никакую из религий. Такое определение довольно узко и даже близко не отражает всего многообразия смыслов, вкладываемых человечеством в понятие «совесть».
В общем, тема совести достаточно неоднозначна и запутана. Возможно, мудрость веков как-то поможет разобраться в истоках этой нравственной категории, понять суть совести и выяснить, можно ли свободу совести толковать, как свободу не иметь никаких нравственных установок.
Тема совести в трудах философов
До выделения психологии в отдельную науку в 19 столетии толкованием когнитивных и психологических процессов занималась философия. Считается, что впервые такую категорию как «совесть» обозначили отдельным термином представители стоицизма – философской школы, зародившейся примерно в 300 году до нашей эры.
Термин συνείδησις переводится на русский язык как «сознание». Слово «сознание» тоже достаточно многозначно, однако у стоиков этот термин употреблялся именно в значении, тождественном словам «сознательность», «совесть». Наиболее подробно принципы стоицизма изложены в трудах Луция Сенеки, которые регулярно переиздаются по сей день [Л. Сенека, 2020]. Кроме того, познавательна в этом плане книга Марка Аврелия «Наедине с собой», тоже выдержавшая множество переизданий [М. Аврелий, 2019].
Разумеется, нравственные категории, не подающиеся определению в исчисляемых единицах, волновали философов и раньше. Например, Сократ (469-399 годы до нашей эры) считал, что в каждом человеке есть «частица общих необходимых условий, которые, определяя жизненный опыт человека, сообщают ему в неясных и не поддающихся разумному учету случаях толчок, направляя его поведение в ту или иную сторону».
Так описывал взгляды своего учителя Плутарх в работе «О даймонии Сократа», которая встречается под вторым названием «О демоне Сократа» [М. Плутарх, 1997]. Сам Сократ ничего никогда в письменном виде не описывал, потому что считал, что нужно тренировать память. Этот замечательный способ тренировки памяти стал нам известен только потому что ученики Сократа не поленились записать эту нетривиальную мысль своего учителя.
В эпоху Средневековья представители схоластического направления в философии, сформировавшегося как синтез взглядов Аристотеля и канонов католической церкви, считали совесть некой «предустановленной» характеристикой человека, свойственной ему от рождения. Во всяком случае, так представлена данная категория в работах Фомы Аквинского (1225-1274) [Ф. Аквинский, 2013]. Кроме того, схоласты различали два понимания совести: как предустановленной постоянной характеристики (synderesis) и как некой переменной (conscientia), которой обозначают действия, связанные с совестью. Например, угрызения совести.
Понимание совести как некой врожденной характеристики сохранялось достаточно долго. Мы его встречаем в трудах Иммануила Канта (1724-1804), в частности, в его книге «Основы метафизики нравственности» [И. Кант, 2015]. А немецкий философ Иоганн Фихте (1762-1814) считал, что такие категории как долг и совесть должны иметь четкие критерии истинности. В целом же он считал, что «совесть есть не что иное, как непосредственное сознание нашего долга» [И. Фихте, 1993].
С выделением психологии в отдельную науку совесть перестали рассматривать исключительно в связке с религиозными убеждениями. На сегодняшний день такой средневековый подход сохранился в узких религиозных кругах и Конституциях некоторых государств. А развитие инновационных методов исследования позволило приоткрыть многовековую тайну, где же у человека находится совесть и как работает пробуждающаяся совесть в ситуации принятия решения.
Тема совести в научных исследованиях
С появлением устройств, позволяющих сканировать мозг и визуализировать очаги повышенной активности, стартовала эра экспериментов по исследованию головного мозга человека. Постепенно ученым удалось сложить цельную картину того, как работает мозг и какие его участки отвечают за те или другие эмоции.
В 2014 году удалось обнаружить участок мозга, который активизируется, когда человеку предлагается принять заведомо аморальное решение. Ученые из Оксфорда пришли к выводу, что эмоции, связанные с такой категорией как совесть, концентрируются в одном из 12 отделов боковой фронтальной коры головного мозга человека, находящейся прямо над бровями [University of Oxford, 2014].
Визуально данный отдел представляет собой сгусток нервной ткани шарообразной формы, причем у разных людей он имеет разный размер, поэтому реакции каждого индивида на одни и те же внешние раздражители могут отличаться. Интересно, что этот 12-й отдел (боковой лобный полюс) есть только у человека, в то время как у обезьян всего 11 отделов. Эти 11 отделов во многом совпадают по строению с аналогичными отделами боковой фронтальной коры человека.
Уточним, что задачи исследования были заметно шире, чем «поиск совести», и полностью отображены в статье Brain area unique to humans linked to cognitive powers («Область мозга, уникальная для людей, связана с когнитивными способностями») [University of Oxford, 2014].
Разумеется, исследования подобного масштаба не проводятся в один день или год. Промежуточные результаты были опубликованы еще в 2011 году в статье Frontal cortex and reward-guided learning and decision-making («Фронтальная кора и обучение и принятие решений, ориентированные на вознаграждение») [M. Rushworth et al., 2011].
Свой вклад в исследование данной проблематики внесли и российские ученые. Наши ученые предлагают рассматривать совесть с антропоцентрических позиций, что позволит лучше понимать глубинные причины поведения человека в ситуациях нравственного выбора. Подробнее о таком подходе можно прочитать в статье «К пониманию феномена совести в психологии» [С. Барсукова, 2010].
Ученые Института мозга человека РАН считают, что так называемые «муки совести» являются признаком нормальной работы головного мозга [Интерфакс, 2015]. Однако российские ученые, в отличие от своих западных коллег, не склонны считать, будто за эмоции, связанные с совестью, отвечает только один участок головного мозга. Все, что связано со сложными психологическими реакциями, можно рассматривать лишь в контексте работы нервной системы и мозга в целом.
Исследования темы совести актуализируют новые научные проблемы, связанные с данной проблематикой. Так, некоторые исследователи особо акцентируют внимание на том, что любой человек самоопределяется в вопросах совести и морали как в своем личном качестве, так и в качестве социального агента, т.е. выступая агентом общественной морали, действие которой институционально опосредовано [Р. Апресян, 2018].
Поэтому в дальнейших исследованиях будет логично изучать совесть как явление с учетом того, что она будет проявляться по-разному в качестве автономного агента и в качестве агента общественной морали. Более подробно эта дилемма рассмотрена в статье «Проблема совести в современных отечественных психологических исследованиях и задачи этики» [Р. Апресян, 2018]. Эту свою мысль автор развивает в своих последующих работах. В частности, в статье «Философо-этические установки психологического изучения совести» [Р. Апресян, 2019].
Теперь, когда мы имеем некоторое представление, как функционирует совесть и что это вообще такое, самое время попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: почему совесть есть не у всех?
Можно ли унифицировать совесть?
Согласитесь, нам всем было бы удобнее жить и взаимодействовать, если бы у всех и каждого были единые нравственные ориентиры, единое понимание того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя ни в коем случае. Однако даже у людей, наделенных таким качеством как совесть, могут быть различные представления о плохом и хорошем, границах допустимого и неприемлемого.
А если такой депутат или чиновник хотя бы изредка «делится» с избирателями, живущими на подведомственной территории, и хоть что-то из бюджетных средств направляется на благоустройство, то об отсутствии совести у такого деятеля никто даже не заикнется. Это притом, что такой деятель может благополучно продолжать красть из бюджета, заботясь о собственном благе больше, нежели об общественном.
Можно ли привести такую категорию как совесть к условному общему знаменателю, чтобы все понимали нормы морали и нравственности одинаково и с одинаковым энтузиазмом следовали им? В общем-то, подобные идеи многократно презентовались в произведениях философов-утопистов, мечтавших об идеальном мире, всеобщем благоденствии и господстве морали. Наиболее известная утопия принадлежит перу Томаззо Кампанеллы, написавшему свою знаменитую книгу «Город Солнца» в далеком 17 веке [Т. Кампанелла, 1602].
Разумеется, мечты того периода времени щедро приправлены трендами, актуальными на тот момент, т.е. на начало 17 века. Однако мечта о всеобщем благоденствии как таковая и поиск формата для осуществления такой мечты актуальны по-прежнему, о чем наглядно свидетельствуют очереди на избирательных участках в любые выборы. Значит ли это, что всеобщее благоденствие на основе единого понимания принципов совести и морали невозможно как таковое? Скорее всего, да. Почему?
Частично на данный вопрос ответили ученые из Оксфорда, обнаружившие, что ответственный за реализацию реакций совести участок мозга имеет у разных людей разный размер. Следовательно, и сама по себе возможность реагировать тем или иным образом на идентичные раздражители у разных людей разная. Это никак не противоречит выводам российских ученых, считающих, что нельзя реакции, связанные с совестью, сводить к функционированию только одного участка мозга, а нужно их рассматривать в контексте функционирования всей нервной системы и головного мозга.
Любая система состоит из элементов, и коль скоро эти элементы различаются у разных людей даже по размеру, не говоря уже по потенциалу активности, то и функционирование системы в целом у разных людей тоже будет отличаться. Таким образом, предустановленные от рождения потенциальные реакции морали и нравственности у всех людей разные.
Второй момент – это способность человека к обучению и образование нейронных связей в мозгу на протяжении жизни. Разумеется, эти процессы будут проистекать по-разному в зависимости от того, в какой семье и какой социальной среде формируется человек, что он видит изо дня в день и какие книги читает (и читает ли вообще).
Из этого проистекает еще один очень важный момент: нужно учитывать локальные условия формирования принципов морали, долга и совести. Мы уже упомянули «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы. Он предлагал взять за основу моральные принципы, на которых строится католицизм. Как на это посмотрели бы в странах, где исповедуют православие, иудаизм, протестантизм, буддизм, ислам?
Даже в 17 веке об этом стоило бы задуматься, потому что судоходство, торговля и культурный обмен между разными странами и регионами был уже в те времена налажен достаточно хорошо. А что говорить о сегодняшнем мультимедийном и космополитичном мире? Вряд ли можно получить конструктивное взаимодействие, навязывая кому-то единые нормы, понятные только в конкретном регионе.
Впрочем, если из века в век находятся желающие обнародовать очередную утопическую модель мира, и из выборов в выборы находятся желающие верить, что уж этот-то депутат или президент принесет всеобщее благо, так почему бы и нам не пофантазировать на тему совести? Например, подумать, при каких обстоятельствах совесть смогла бы стать всеобщим регулятором поведения человека и любых социальных взаимодействий. Просто пофантазируем, при каких обстоятельствах такое было бы возможно.
Когда получится унифицировать совесть:
Заметим, что все 3 условия должны действовать обязательно и одновременно, поскольку выпадение любого сегмента сразу приведет к различиям между людьми в плане восприятия окружающей действительности и того, что такое долг и совесть, мораль и нравственность, хорошо и плохо и т.д.
Возможно ли такое в нашем таком многообразном и таком прекрасном в своем многообразии мире? Конечно, нет, и это тоже хорошо, потому что однообразие тоже способно утомлять, даже когда все хорошо. Значит ли это, что мы обречены на сосуществование с бессовестными людьми и постоянную борьбу с их эгоизмом? Похоже, что да. И, наконец, значит ли это, что совесть постепенно превращается в рудимент цивилизации, который мешает личному процветанию каждого из нас? А вот тут как раз нет.
Наличие совести дарит несомненные преимущества обладателю этого замечательного качества. И, конечно же, в большей степени помогает жить, нежели мешает. Мы уже выше упоминали выводы ученых, что наличие угрызений совести свидетельствует о нормальной работе головного мозга. Поэтому если они у вас есть, вы можете быть уверены, что ваш мозг работает нормально. Поскольку мозг нужен для массы других дел, помимо угрызений совести, его стабильная работа является однозначно хорошей новостью.
Второй момент заключается в том, что совестливый человек никогда не станет закоренелым эгоистом. А значит, всегда найдет поддержку, понимание и ресурсы для реализации собственных целей и проектов на основе взаимной пользы. Конечно же, это тоже большой плюс. Совестливый человек, даже если задумается о приоритете собственных интересов, постарается реализовать их с позиций разумного эгоизма, т.е. с учетом интересов окружающих.
И, наконец, совесть удержит человека от противоправных поступков, которые чреваты наказанием, вплоть до уголовного. То, что вы не приносите обществу вред, не нарушаете закон и находитесь на свободе, однозначно хорошо и повод продолжать в том же духе далее. Теперь давайте подытожим преимущества наличия совести.
Преимущества наличия совести:
А как же быть с людьми, напрочь лишенными такого качества как совесть? Ведь мы никуда не денемся от них, они были, есть и будут потихоньку вредить социуму, отдельным людям, природе, бюджету государства.
Что тут сказать? Тех, кто вредит настолько сильно, что не в состоянии даже встать на позиции разумного эгоизма и поделиться с народом (властью, компаньонами и т.д.), социум постепенно вытесняет из системы раздела общественных благ.
Бизнесмены-эгоисты разоряются, потому что реализовать амбициозные бизнес-стратегии в одиночку в современных реалиях невозможно. Люди, не желающие поступать по соображениям совести, постепенно оказываются в социальной изоляции ввиду того, что мало кто хочет оказаться обманутым, брошенным, кинутым на деньги или просто работать вместо такого вот бессовестного и ленивого товарища. И даже во властной среде, нет-нет, да и восторжествует справедливость, когда крадущие в особо неограниченных масштабах оказываются за решеткой.
Что же касается повседневного общения и взаимодействия, единственным выходом будет не допускать бессовестных людей в ближний круг общения и не посвящать их в свои дела. Как это делать, помогут узнать наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». Если же взаимодействие неизбежно, например, по работе, всегда можно найти способы свести его к минимуму.
И, наконец, еще один вопрос, который мы поднимали в этой статье: можно ли понимать свободу совести как свободу не иметь никаких морально-нравственных установок? Отвечаем: можно, но не нужно, потому что это вредит, в первую очередь, самому человеку.
Думается, мы в общих чертах разобрались, что такое совесть, почему она есть не у всех и что делать, если вам приходится общаться с людьми, напрочь лишенными совести. Мы желаем вам исключительно приятного и конструктивного общения!