Что значит нет прав нет обязанностей
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (ЕГЭ обществознание)
Карл Маркс в своём высказывании: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» раскрывает идею единства прав и обязанностей. Несомненно, эта проблема актуальна и в наши дни.
Смысл данного высказывания состоит в том, что права неотделимая часть от обязанностей, точно так же как и обязанности от прав. Государство предоставляет гражданину его права, в свою очередь, гражданин несёт обязанности перед государством. То есть обязанности и права взаимообязаны, они определяют правоотношения между людьми.
Раскрою смысл некоторых терминов.
Права — это система общеобязательных правил поведения, которые регулируют общественные отношения, они охраняются законом.
Государство — это форма самоорганизации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая суверенитетом.
Правоотношения — это взаимоотношения между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
Определённо, с этой позицией нельзя не согласиться, поэтому приведу пример из истории. В российской федерации был установлен налог на капитальный ремонт домов. Он предполагает собой обязанность каждого гражданина ежемесячно выплачивать государству определенную денежную сумму. Взамен государство обещает осуществить капитальный ремонт дама, в котором проживает налогоплательщик. Этот пример очень хорошо показывает правоотношения гражданина и государства, которые несут взаимные права и обязанности.
Таким образом и, можно сделать вывод о том, что Карл Маркс в своём высказывании был прав, утверждая, что права и обязанности неотделимы друг от друга.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (К. Маркс)
В своем высказывании известный немецкий философ и основоположник коммунизма провозглашает основное правило подлинно правового общества: для того, чтобы претендовать на те привилегии, которые даёт жизнь в цивилизованном обществе, необходимо соблюдать некоторые правила, а также брать на себя определенные обязательства. Я согласен с автором данного утверждения.
«Стихи и проза, лед и пламень»
Хотя Карл Маркс в своем высказывании противопоставлял социализм современному ему обществу, в действительности его постулат о правовом обществе более всего близок к современности. Права – это гарантированные государством и находящиеся под его защитой права человека, то есть правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы личности человека. К ним относят:
Обязанность – это необходимость соблюдения индивидом юридических законов, определенных правил и требований. Таким образом, получается, что гражданин и государство заключают между собой своеобразный контракт, по которому гражданин обязуется соблюдать свои обязанности в обмен на предоставление ему определенных прав, в то время как государство обязуется предоставлять ему права и защищать их, но только в обмен на исполнение гражданином определенных обязанностей.
Получается, что права и обязанности не только взаимосвязаны, но и не могут быть предоставлены по отдельности, так как существуют в рамках государства, которое может функционировать – чтобы суметь предоставить права — только при соблюдении гражданами своих обязанностей.
Взросление
Когда ребенок вступает в переходный возраст, то одним из самых его больших желаний является поскорее стать взрослым, чтобы к нему начали относиться как к равному, прислушиваться к его мнению, а также воспользоваться теми привилегиями, которые недоступны несовершеннолетним.
Однако при этом они не задумываются о другой стороне взрослой жизни: ходить на работу, платить налоги, преодолевать трудности и сложности самостоятельно, без помощи родителей. Множество факторов жизни взрослых ускользают от внимания подростков, которые считают, что у старших по возрасту есть только права без всяких обязанностей, но в действительности это совсем не так.
Звездный десант
В фантастическом романе Роберта Хайнлайна «Звездный десант» мир будущего значительно отличается от той демократии, в которой привыкло жить большинство. Так, для того чтобы стать гражданином Федерации – общемирового государства – и пользоваться всей полнотой гражданских прав, необходимо отслужить в армии в течение двух лет, причем этот срок может быть увеличен при чрезвычайных обстоятельствах. Главный герой – Хуан Рико – решает добровольно вступить в вооруженные силы, чтобы стать подлинным гражданином. Здесь на первый план выходит обязанность – служба в армии – после исполнения которой можно уже претендовать на права.
Таким образом, сама жизнь подтверждает тезис, выдвинутый К. Марксом: человек может претендовать на права только при соблюдении им определенных обязанностей.
«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» © К. Маркс (ЕГЭ обществознание)
В наше время очень многое зависит от положения человека в обществе, но вне зависимости от того, богач он или бедняк, известен или кроется в тени, у него всегда есть свои права и свои обязанности.
Высказывание Маркса представляет собой один из самых основополагающих принципов жизни человека, являющегося одним из толкований выражения «Нет действия без противодействия». Цитата относится к общественной сферой жизни и тесно с ней связана.
Я разделяю его мнение, ведь невозможно представить себе подобный случай, когда у человека есть только права или только обязанности. Правовая система строится на взаимосвязи этих двух понятий, и если не будет одного, то станет непонятно, где у кого право и где обязанность.
Если в государстве отсутствуют права и есть только обязанности, то это будет означать главенство тоталитарного режима, если есть только права, то это — анархическое государство. Никакой из этих двух вариантов не сулит никому ничего хорошего: в первом случае народ рано или поздно взбунтуется против своих поработителей, а во втором государство разрушит себя по причине неизбежных массовых беспорядков и побоищ, причиной которых будет служить полная вседозволенность.
Подводя итог, хочется сказать, что в грамотно устроенном государстве права неотделимы от обязанностей, а обязанности неотделимы от прав — в ином случае получаются очень неблагоприятные условия, ведущие к революции и перевороту в государстве.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Правовой лекторий «Бывают ли права без обязанностей?»
«Бывают ли права без обязанностей?»
Цель: сформировать осознание учащимися, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав; закрепление знаний о правах и обязанностях человека и ребенка; формировать правовую культуру и правовое сознание детей.
— Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Воспитатель обобщает и подводит детей к мысли:
— Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
— А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.
— Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
— А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
— Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
— А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием «Нехочухия».
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
— Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
— Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях. Правовой лекторий «бывают права без обязанностей»
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
Мы живём в правовом государстве, значит, права каждого из нас охраняются законом. Все наши права и обязанности изложены в правовых документах: Конституция, акты, Федеральные законы, кодексы, уставы.
Каждый человек, имея права, должен иметь и обязанности, т. к. государство даёт свободу человеку, а он должен взамен тоже что-то предлагать.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
— Ребята! В чём отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.)
— Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
— А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
— А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.)
1(задание). Определите, о каких права и обязанностях идет речь в картинках.
(право на образование)
( право на отдых и досуг)
( право на жилище)
( обязанность защищать Отечество)
(обязанность заботиться о детях)
( обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях)
(обязанность охранять природу)
( право на медицинскую помощь)
2 (задание).Определите по описанию героя сказки:
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Колобок).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.(Золушка).
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(Заюшкина избушка).
3 (задание). По описанию правонарушения назовите сказку.
В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом среди женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? (Кощей Бессмертный).
В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за непомерной тяги к стяжательству?(сказка о рыбаке и рыбке).
4 (задание). Инсценировка ситуаций.
Ученик спит на уроке, т.к. считает, что имеет право на отдых; ученик на уроке слушает плеер, т.к. считает, что имеет право на свободное пользование культурными ценностями; ученик во время урока передвигается по классу, т.к. считает, что у него есть свобода передвижений; ученик на уроке разговаривает по телефону. Разбор ситуаций.
Вывод: абсолютной свободы не бывает; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Смысловое восприятие притчи «Гвоздь воспитания».
«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
— Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
Гвоздей нет, а дырки остались…»
Каждый школьник имеет право:
• получить качественное образование;
• получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;
• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;
• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;
• свободно выражать своё мнение;
• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
Каждый школьник обязан:
• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;
• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;
• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;
• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;
• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;
• предъявлять дневник по требованию учителя;
• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;
• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;
• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;
• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;
• обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;
• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;
• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.
Классный час на тему «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
Загайнова Елена
Классный час на тему «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни.
Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания. Разностороннее развитие личности, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности. Установление обязанностей ребенка, с целью формирования эффективного правового регулирования надлежащего поведения детей в современном обществе.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
исследовательские:Освоение первичных навыков проведения исследований по алгоритму: Тема, Цель, гипотеза, сбор информации (Спрошу у
другого человека, вспомню, посмотрю в дополнительных источниках), обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить детей размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
«Сначала выполнять обязанности надо,
а уж после предъявлять права»
Здравствуйте! Добрый день!
Сегодня нам с вами предстоит большая, достаточно сложная,но интересная работа: вы побываете и в роли экспертов, в роли консультантов и, надеюсь, почерпнёте для себя нужную информацию.
1. Организация начала мероприятия (психологический настрой учащихся).)
– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой? – (комментируем) я вижу, у кого хорошее настроение, кто хорошо отдохнул… (право на отдых)
Кто недавно перенёс какое-либо заболевание?- Ты обращался к врачу?. (право на медицинское обслуживание)
Те, кто обучается в нашей школе с первого класса? – (Тебе нравится учиться в школе?. Наша школа самая лучшая) (право на образование)
Те, кто выполнил домашнее задание по всем предметам?- (Ты пришёл неготовым к уроку. Как ты себя чувствовал на уроке?.) (обязанность ученика по уставу школы)
Те, кто сегодня дежурные по классу? – А почему вы дежурите (обязанность ученика).
Отвечая на вопросы, мы с вами определили некоторые права и обязанности, которые уже вошли в вашу жизнь.
Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Тема нашего классного часа:
«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ, НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ».
-Какой можно сделать вывод?
Для того чтобы не было сомнений в этом вопросе, я предлагаю вам стать участниками консилиума по проблемам правовой грамотности.
Я предлагаю вам разделиться на 2 группы и принять активное участие в обсуждении данного вопроса:
вторая группа – эксперты по обязанностям;
Итак, давным-давно, тысячи лет, назад на Земле появились люди.Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переворотов и, к сожалению, в битвах и войнах.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года).
Если в точности соблюдать всё что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать…. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомится со всеми её статьями.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, но не о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
-Существует ли документ, защищающий права детей?
В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка».
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. И наша страна, в 1990 году 1 октября, тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах, т. е. о вас, ребята.
-О каких же правах идёт речь в Конвенции, на что каждый ребёнок имеет право?
Основные положения документа.
Но давайте обратимся к эпиграфу нашего разговора «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права».
–Какие же обязанности есть у школьников?
— В каком документе они закреплены? (Устав) Проверим, соблюдаете ли вы устав (устно).Хором отвечаем: да или нет.
-Какие ещё обязанности есть у детей (перед родителями)
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Это статья Уголовного кодекса Российской Федерации.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, ложных вызовов скорой помощи, милиции.
2. Нанесение побоев
– Это нас-то, маленьких! Какой с нас штраф?
3. Порча чужого имущества
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!», но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
5. Осквернение зданий и транспорта
Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать!
Рефлексия содержания учебного материала.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация –Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте.Заходит пожилая женщина:
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
4 ситуация – Ты нашел кошелек,где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Ребята, подводя итоги нашего разговора,
давайте запомним простые истины:
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях.
До свидания! Удачного дня!
Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.
Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.
Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.
Отчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группе Ежегодно 10 декабря отмечается День прав человека. Первый универсальный международный акт по правам человека – был принят ещё в 1948 году.
Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Цель: создать условия для общего предоставления о правах ребёнка. Образовательная:.