Что значит нет посадки в автобусе
Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения
Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.
Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях
Каждому пассажиру, находящемуся на автовокзале, приходится пользоваться данным «заведением». И в большинстве случаев многие владельцы подобных «заведений» требуют плату за вход, которая иногда оказывается непомерно высокой.
Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – Правила), гласит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.
Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:
У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.
Добровольно-принудительная страховка к билету
При продаже билета кассир нередко включает в стоимость так называемую «добровольную страховку», обычно она стоит от 10 до 100 рублей дополнительно к стоимости билета, и указывает, что она является обязательной. Это не так. Ответственность перевозчика уже застрахована в соответствии с законом, и навязывание вам страховки – это «хитрый трюк» кассира и страховой компании, желающих дополнительного заработка.
Подробнее о «добровольно-принудительном страховании пассажиров при покупке билета» вы можете прочитать здесь.
Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии
Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?
Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).
Возврат билета в случае опоздания на автобус
Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.
Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.
Доплата за уже купленный билет незаконна
Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.
Данное требование незаконно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта. Если вас отказываются посадить в автобус с имеющимся билетом без доплаты – требуйте книгу жалоб, звоните по телефонам контролирующих органов и вызовите полицию по телефону 102.
Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции
Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.
Если вы опаздываете на автобус – будьте готовы сдать билет в кассу и получить деньги за вычетом 25 % стоимости, либо переоформить билет на другой автобус и доплатить 25 % стоимости.
Если вы опаздываете по вине другого перевозчика – будьте готовы все претензии предъявить тому перевозчику, по вине которого вы опоздали.
Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно
Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.
Миф третий: билет «с открытой датой» дает право сесть в любой автобус данного маршрута
Реальность: пункт 43 и приложение 1 «Правил» гласят, что билеты продаются на конкретный рейс, отправляющийся в конкретную дату и конкретное время. Возможности продажи билетов «с открытой датой» ни Правила, ни Устав автомобильного транспорта не предусматривают.
Тем не менее некоторые перевозчики грешат продажей билетов «с открытой датой».
Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.
Помните и о том, что наличие билета «с открытой датой» не дает вам гарантии того, что вы уедете требуемым рейсом, и не обязывает перевозчика «придержать» место для вас.
Несколько советов пассажирам
Пользуйтесь услугами только легальных перевозчиков. Помните, что «заказной» или «нелегальный» (отправляющийся не с автовокзала или автостанции, а с какой-то посадочной площадки или просто с улицы) автобус не дает гарантии безопасности Вашей поездки, а также гарантии соблюдения Ваших прав пассажира.
Вы не имеете никаких гарантий, если уезжаете, например, с привокзальных площадей любого города, с рынка «Садовод» Москвы или от метро «Аннино» Москвы, с «посадочной площадки» в аэропорту Казани или у колхозного рынка Казани и т.п.
Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.
Правила посадки в общественный транспорт
Добрый день, уважаемый читатель.
В заключительной статье серии «правила пешехода на дороге» речь пойдет о том, как правильно ожидать общественный транспорт и как правильно в него садиться.
На практике многие пассажиры садятся в троллейбусы, автобусы и трамваи как попало. Довольно часто можно увидеть, что пешеход бежит на автобус с противоположной стороны дороги, пересекая проезжую часть под углом вне перехода. К сожалению, вид отъезжающего автобуса у многих просто «отключает голову».
Рассмотрим правила дорожного движения, регламентирующие порядок ожидания общественного транспорта и посадки в него:
Что такое маршрутное транспортное средство?
Понятие маршрутное транспортное средство приведено в пункте 1.2 ПДД:
Маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Таким образом, к маршрутным транспортным средствам относятся:
Где можно ждать общественный транспорт?
Пассажиры могут ожидать общественный транспорт:
В любом случае ждать общественный транспорт на проезжей части нельзя.
Места остановки маршрутного транспорта обозначаются специальными знаками:
Дополнительно может быть нанесена желтая разметка:
Правила посадки в автобус, троллейбус и трамвай
В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
1. Пассажир может выйти на проезжую часть только тогда, когда транспортное средство полностью остановилось.
Рассмотрим распространенную ситуацию. Остановка представляет собой специальный карман (местное уширение проезжей части), куда должны заезжать автобусы. Однако общественный транспорт останавливается на некотором расстоянии от бордюра. Т.е. для посадки пешеходы должны пройти несколько метров по проезжей части.
В описанной ситуации ожидать транспорт нужно только на тротуаре, а выходить на посадку лишь после того, как автобус остановился.
Однако довольно часто пешеходы стоят в остановочном кармане, т.е. на проезжей части. Это является нарушением требований правил.
2. Водители должны уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Обратите внимание, автомобили должны уступить дорогу только пешеходам со стороны дверей. Нельзя бежать к троллейбусу с другой стороны дороги. Подобное поведение не только является нарушением правил, но и может повлечь наезд на пешехода.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил.
3. При выходе на проезжую часть пешеходы должны соблюдать требования правил, подробно рассмотренные в предшествующей статье:
В завершение хочу отметить, что движение пешеходов регламентируется лишь несколькими пунктами правил, которые довольно легко понять и запомнить. Поэтому если Ваши родственники или знакомые не знают правил для пешеходов, то попробуйте обучить их, либо предложить им прочитать данную серию статей. Соблюдение правил поможет пешеходу избежать неприятностей на дороге.
Правила перевозки пассажиров в автобусе
В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.
Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:
2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.
3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.
4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.
Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.
Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.
Кто попадает под категорию
Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.
Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.
Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.
Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.
Что сказано в законодательной базе
Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.
Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.
Новые правила перевозки пассажиров автобусами
Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.
Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.
Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:
техническое состояние должно быть исправным;
в наличии должен иметься сертификат о соответствии;
путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;
соответствие нормам экологии;
в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;
должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;
в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;
наличие знака аварийной остановки;
в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;
снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;
наличие указания маршрута следования;
внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;
наличие валидаторов для считывания с карточек информации;
в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;
правила перевозки должны быть размечены на видном месте.
Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.
Требования к водителю автобуса включают:
наличие в водительском удостоверении необходимой категории;
соблюдение маршрута следования и расписания остановок;
предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;
при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;
следить за необходимым запасом топлива;
около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;
остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;
объявлять название очередной остановки;
продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;
по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.
Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.
При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.
Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:
Приобретать билет в начале осуществления перевозки.
При длительной поездке занимать место, указанное в билете.
Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.
Не перевозить опасные вещества.
Не высовываться в открытое окно.
Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.
Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.
Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.
Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».
В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.
При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.
Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.
Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.
С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.
Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.
Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.
Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.
При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».
Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.
При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.
Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.
Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.
Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Использовать льготы на проезд
Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.
На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:
Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:
Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.
Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:
Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.
Как победить выгорание
Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен
Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.
Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:
Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.
Бесплатно возить маленьких детей на коленях
Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:
Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.
Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.
Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску
Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:
Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.
Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.
Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном
Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:
Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.
Уехать на автобусе, если есть свободные места
Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.
Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.
Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.
Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы
Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.
Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.
Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.
Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах
Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.
Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.
Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:
Сдать билет и вернуть 95% стоимости
Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:
Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:
Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.
При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%
Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.
Такая возможность возникает в двух случаях:
В этих случаях пассажир имеет право:
Вернуть часть цены билета при форс-мажоре
Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.
В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.
Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался
Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.
Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.
Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.
Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса
Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.
Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.
Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.
За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.
Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.
Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.
Получить компенсацию в случае ДТП
Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.
Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.
При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:
Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав
Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.
Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.
Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.
Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.
Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.
Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:
Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.
Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию
Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.
Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.
Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.
Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута
Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.
Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.
Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки
Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.
Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.
Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.