Что значит нет друга ищи а нашел береги
нет друга, так ищи: а нашел, так береги
Смотреть что такое «нет друга, так ищи: а нашел, так береги» в других словарях:
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. — Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. См. ДРУГ НЕДРУГ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги — Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БЕРЕЧЬ — БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля
Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Nec minor est virtus, quam quaerere… — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Πολλάκις δοκεῖ τὸ φυλάξαι τ’ἀγαθὰ τοῦ κτήσασθαι χαλεπότερον εἴναι. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Друг — денег дороже — Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Что значит нет друга ищи а нашел береги
Объясните значение пословицы «Нет друга — ищи, нашёл — береги», запишите Ваше объяснение.
(1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по справедливости называются русскими.
(3)Отметим, что западноевропейский быт не знает употребления счетов, и ловкость пользования ими у русских много раз вызывала удивление иностранцев.
(4)Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. (5)«Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.
(6)Чаще всего на счетах приходится считать деньги. (7)Широкое распространение русских десятичных счетов связано с тем, что в России раньше, чем в других странах, возникла десятичная денежная система: рубль равен десяти гривенникам, гривенник — десяти копейкам, червонец — десяти рублям (впрочем, в XVIII веке червонец не сразу равнялся десяти рублям).
(8)Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. (9)Благодаря известному французскому математику Ж. Понселе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
(10)К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как примитивному счетному аппарату. (11)Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.
Нет друга, ищи, а нашел – береги
Классный час «Нет друга, ищи, а нашел – береги».
Просмотр мультфильма «По дороге с облаками».
— Ребята, как вы думаете, о чем этот мультик? Чему он может нас научить?
— Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
/Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./
— Какое слово у вас получилось? /Слово «дружба»./
— Что вам помогло быстро выполнить данное задание? /Дети высказывают свое мнение./
2. Сообщение темы и цели классного часа (2 мин).
— Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? /Дети высказывают свои предположения.
Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы)
Кто такой друг? (ответы)
Что значит дружить? (ответы)
Хорошо ли быть без друзей? (ответы)
3. «Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба»
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?».
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? Можно нарисовать кружочки этих цветов.
Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п. Итак, что же такое дружба?
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову «дружба» дано в словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
— Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Старый друг лучше новых двух
А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друга на деньги не купишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друга любить – себя не щадить.
Друзья наших друзей – наши друзья.
А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
4. Групповая работа. Работа над понятием «настоящий друг» (3 мин).
А что значит уметь дружить?
А у вас есть друзья?
Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
— А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)
Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия
– С чего начинается дружба?
… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко) с улыбки.
– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Раз, два, три, четыре.
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Стали мы еще дружней!
— Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю вам слова. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
Слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту./
— Какие качества вы выбрали? Почему?
— Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
— Может ли человек прожить без друзей?
Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
-Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?
Викторина «Кто с кем дружит?»
2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.
3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.
4. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали. (Кот, петух, пес, осел)
5. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
6. Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес:»Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).
Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись!
Конечно и в нашем классе бывают ссоры и жалобы, но я надеюсь, что их станет намного меньше. Наш класс должен быть дружным, таким, как в стихотворении «Наш класс»
Дружба крепкая у нас,
Ей гордится весь наш класс.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну, а если у кого-то
Приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины,
Мы поможем вам всегда.
Если радость у кого-то,
Вместе радуемся мы,
Потому что в нашем классе
Все заботливы, дружны.
Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы
Послушайте стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Все живут – не тужат, И спортивный свитер,
А со мной не дружат. И девчонок свита.
Бант у Кати расписной, Подружусь я и с Ильиной,
Красные колготки Стану знаменита!
И характер кроткий. Все пятерки до одной
Как сестрички мы почти, Подружись хоть на день!
Мы как две голубки Мы с тобой поладим:
Из одной скорлупки. Будешь ты меня спасть –
Ты во всем должна идти А девчонки на дыбы.
Предлагаю Ильиной: Не вставать же на колени,
Есть разряд у Ильиной, Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Что бы вы ей посоветовали?
Ребята, а какие законы дружбы вы бы предложили?
Основные законы дружбы
Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
Старый друг лучше новых двух.
Выработка эмблемы «Дружба».
Звучит песня «дружба». Дети вырезают из цветной бумаги свои ладошки, ( или на готовых ладошках ) рисуют на них пожелания.
— Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Человек без друзей – что дерево без корней».
— Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Занятие «Нет друга, ищи, а нашел – береги»
Конспект классного часа на тему: «Нет друга, ищи, а нашел – береги».
Составила и подготовила Марченкова И.В.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема: «Нет друга, ищи, а нашел – береги».
Цель: воспитывать положительные качества личности.
Задачи: 1. Познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
2. Развивать устную фразовую речь, обогащать словарь обучающихся.
3. Воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу.
4. Коррекция памяти на основе запоминания стихотворений, мышления при анализе пословиц.
Раз, два, три, четыре пять –
Занятие нам пора начать
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Внимательно послушайте песню и скажите о чем она? (Звучит песня «Дружба крепкая»)
— О чем песня? (О дружбе, друге)
— Кто догадался о чем пойдет речь на занятии? Давайте прочитаем тему занятия.
— Кто такой друг? (Человек, дружит, никогда не обижает, не обманывает)
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Поднимите руку те, у кого есть друзья.
— Как вы понимаете пословицу «Нет друга, ищи, а нашел – береги»? (Без друзей жить трудно, если мы встретили друга, его не нужно обижать)
— Что связывает друзей? (Дружба)
— Что такое дружба? (Это когда у тебя есть друг, вы дружите с ним и никогда не ссоритесь, не обижаете друг друга)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, объединенные одинаковыми интересами.
Игра «Доскажи пословицы».
Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Все за одного, а один….. (за всех)
Семеро одного….. (не ждут)
Один в поле….. (не воин)
Старый друг….. (лучше новых двух)
Не бросай друга…(в беде)
Сам погибай, а товарища…..(выручай)
Не имей сто рублей, а имей…..(сто друзей)
Человек без друга, что дерево……(без корней)
Вот видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
— А сейчас прочитайте поговорки о дружбе и постарайтесь объяснить их смысл.
Трусливый друг опаснее врага. (Врага опасаешься, а на друга полагаешься. В трудную минуту трусливый друг может подвести.)
Дружба, что стекло, расколешь не соберешь. (Разбитое стекло не вставить в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда.)
Дерево крепко корнями, а человек друзьями. (Чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде. Чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы)
Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему.
Послушайте стихотворение В. Шекспира.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
— А каким бы вы хотели видеть своего друга?
От друга требуется немного: понимание. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
— Можно ли представить друга злым, завистливым? (Нет)
Внимательно послушайте стихотворение и скажите что произошло с подружками?
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
— Что произошло с подружками и почему? Можно ли так поступать с друзьями?
Сейчас немного поиграем. На доске висят различные человеческие качества. Нужно выбрать те, которые должны быть у настоящего друга. (Жадный, добрый, щедрый, верный, лживый, честный, доброжелательный, жестокий, надёжный, хвастливый)
Давайте прочитаем, что у нас получилось? Каким должен быть друг?
Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, бесприкословно им подчинялись.
Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
И характер кроткий.
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
— Ты во всем должна идти
— Ты дружи со мной одной,
— Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
Подружусь я с Ильиной,
Все пятерки до одной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать
А девчонки на дыбы,
Не вставать же на колени,
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
— Почему никто не хотел дружить с девочкой? (Девочка искала друга для своей выгоды) Действительно, она думала только о себе и хотела иметь выгоду только для себя.
1 Представьте себе…
Вы пошли в поход, и идти осталось немного, а ваш друг устал. Ваши действия. (Нужно остановиться и передохнуть)
2. Привал. Все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Ваши действия. (Нужно помочь другу)
3. Вам понравился отдых, и друг решил вырезать на березе свои инициалы. Как вы поступите? (Скажу другу, что дерево может погибнуть и этого делать нельзя)
4. Посуду нес ваш друг, а вы продукты. На обратном пути вам не придется нести продукты, т.к. они уже съедены. Кто понесет посуду?
5. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия? (Прощу друга и сам зашью куртку)
6. Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба… На лице высокого, сильного парня, спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он ногу натёр». Сашей звали третьего мальчика самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно» И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.
— Какие взгляды на дружбу были у каждого из этих мальчиков? (1- й думал только о себе, а два других настоящие друзья)
— Как вы поступили в этой ситуации? (Так же, как Саша)
Физминутка. Песня-игра «Дружат дети всей земли».
Шире круг, шире круг!
(Дети делают несколько шагов от центра круга назад)
Всех друзей, всех подруг
(Идут по кругу вправо)
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине
(Останавливаются. Поднимают вверх руки, плавно покачивают ими, наклоняются)
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран
(Кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте, покачивая в такт музыки)
Дружит солнце и весна,
Дружат звезды и луна!
(Берутся за руки, идут влево по кругу)
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
(Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх)
Шире круг, шире круг!
Всех друзей, всех подруг
Мы сегодня много говорили о друзьях, о дружбе.
— Как вы думаете, есть ли определенные правила, законы дружбы? (Да)
Не оставляй друга в беде. (Если с другом случилась беда нужно прийти на помощь)
Не зазнавайся. (Если у тебя что-то получается лучше, не надо хвалиться и гордится тем, что у тебя лучше)
Не обижайте, не оскорбляйте друга. (Нельзя говорить грубые обидные слова, нельзя драться с другом)
Не жадничайте. (Делиться конфетами, игрушками)
Уступайте друг другу. (У вас новая красивая игрушка и ваш друг хочет с ней поиграть, но при этом вам самим хочется играть)
Существует множество законов дружбы, но это – основные. Если вы их будете соблюдать, то станете настоящими друзьями.
— А только ли люди могут быть друзьями? (Нет)
— А кто еще? (Животные, птицы)
— Ребята, вы много читаете сказок, рассказов о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже прочитали? (Простоквашино, Иван Царевич и Серый волк, Лиса и журавль, Конек-горбунок)
Игра «Кто с кем дружит».
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
Смешной мишка Винни-Пух и …(Пятачок)
Добрая Белоснежка и …(семь гномов)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
Стук в дверь. Заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина. (приветливо) Здравствуйте, дети!
Буратино. (бурча под нос) Здравствуйте.
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и всё! А что тебе от меня надо?
Мальвина. (обиженно) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу знать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ты так со мной разговариваешь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «ну, как посадка прошла? А он обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал?
— Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро? (Нельзя смеяться над неудачами друзей)
Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте будем добрыми, вежливыми и просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в один миг.
— Ребята, а вам нравится то, что придумал Буратино? (Да)
Друзьям дарят подарки и говорят комплименты. Комплименты – это добрые, теплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе. Предлагаю те сердечки, которые мы делали на прошлом занятии, подарить тому, кого вы считаете своим другом, но обязательно со словами: «Я дарю тебе сердечко, потому что ты самый…(сказать о том, что нравится в человеке)
Кто еще не нашел друга – ищите, а кто нашёл – берегите.
Список использованной литературы и интернет-источники:
Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.
— формулировать собственное мнение, позицию
— уметь общаться, слушать и слышать друг друга
— формулировать собственное мнение и объяснять свою позицию
— уметь работать в группе, предлагать помощь
Материал и оборудование:
Для каждого из детей:
— Простой карандаш или ручка, клей – карандаш
— Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь разноцветных лепестков)
— Диплом лучшего друга (распечатать)
— Конверт с пословицами в виде паз лов
— Листы А3 с изображением детей
— Видео физ. минутка музыкальная
— Мяч мягкий для игры
— Смайлики – наклейки для оценки (рефлексия)
— чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Цветик семицветик» и другие, где в тексте встречается упоминание о дружбе, друзьях.
— перед проведением занятия разделить детей на две группы и поставить для работы парты и стулья
Эмоциональный настрой. Игра «Микрофон».
Ребята прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: «Я желаю тебе…». Я начну, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.
— «Я желаю тебе… (хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного тепла, добра, любви, исполнения желаний…). Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.
— А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.
Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
— Ребята посмотрите пожалуйста на экран.
— Что вы увидели? (ответ детей)
— Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно, у него не было друзей)
— Зачем? (решил найти друзей)
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)
— Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг? узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.
-Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные, однокоренные) слова (ребята называют: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный)
— Ребята что же такое дружба? (выслушиваем варианты детей)
— Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас оказалось несколько мнений.
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать:
О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем по мнению автора что такое дружба?
Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.
1 . Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино.
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски.
2 .Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем. Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
3 .Разве это дружба, если кто-то
Дроби не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
4 .Разве это дружба. Если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы из школы?»
Оба дружно начинают врать.
5 .Ну, а может, дружба-это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резко никогда?
— Ребята как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?
— А сколько может длиться дружба?
— Можно ли обойтись без друзей?
— Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? (ответы детей)
— Действительно, « дружба» может длиться очень долго и появилась она много лет назад. Вспомните пожалуйста, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.
Работа в группах: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого я раздам каждой группе конверт. В конверте по две пословицы в виде «пазл» самодельных. Вам необходимо их собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.
— О чем все эти пословицы? (о дружбе)
— А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
— Скажите пожалуйста, можно ли прожить без друзей? (ответы детей).
— Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». И судя по вашим рисункам, которые вы подготовили к этому занятию, у вас получился целый лес дружбы. И если мы посмотрим на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашей группы столько друзей. (Рисунки вывешиваются на доску)
— Друзья, а давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах?
Поиграем в Викторину (задаются по 4 вопроса каждой группе по очереди):
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили …. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)
3. Какая девочка выручила своего друга из плена Снежной Королевы? (Герда)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, и произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам тот поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)
— А есть ли друзья у вас?
— Почему вы считаете их друзьями?
— Какими качествами должен обладать ваш друг?
А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать ваш друг?
Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные воспитателем карты Аз. Все полученные работы вывешиваем на доску.
— Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)
— На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).
— Могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей? Давайте попробуем их найти вместе!
Воспитатель предлагает поиграть с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того человека, кому передают мяч.
-Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?
— А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).
— А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)
Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец — (Хлопаем в ладоши.)
«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)
Когда делать нечего. (Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты — отличник, (Приседаем.)
Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)
Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)
— А теперь ребята посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? (ответы детей)
Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:
— Как вы думаете, что означает эта пословица?
— Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? (ответы детей)
— Как его можно потерять, это же не вещь!? (поссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)
— А к чему все это может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать, играть и пр.)
— Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
— Что же за правила это могут быть? (ответы детей)
Быть добрым и делиться игрушкой с другом.
Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.
Не стараться всегда быть первым.
Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.
Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.
Уметь уступать, не спорить по пустякам.
Уметь принять помощь, совет или замечание друга.
— Ребята давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток через север, через юг …)
— Кто герой этого произведения? Девочка Женя
— Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик
— А какие желания она загадывала? 1. Вернуться домой с баранками. 2. Мамина ваза собралась на место. 3. Оказаться на северном полюсе. 4. Вернуться во двор. 5. Чтобы все игрушки в мире были Женины. 6. Чтобы все игрушки вернулись в магазины. 7. Мальчик Витя выздоровел.
— Какое было последним желанием? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)
— Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)
— Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)
— Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.
— Какое название мы дадим нашему цветку? (Цветок «Дружбы»)
— А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?
— Кого можно назвать другом?
— Какие правила дружбы мы теперь знаем?
— С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Для этого выберите свой смайлик – наклейку настроения и поместите на доску.
— По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! Всем спасибо.