Что значит нестандартное мышление
Нестандартное мышление
Ты никогда не решишь проблему, если будешь
думать так же, как те, кто её создал.
Мало найти нестандартное решение,
надо ещё подыскать неадекватного исполнителя.
Без знания стандартных ситуаций невозможно
понимание ситуаций нестандартных.
Нестандартное мышление как качество личности – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.
Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.
Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищет нестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.
Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.
Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.
Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо — напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру — в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».
Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.
Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.
ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?
Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».
Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.
Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.
Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.
По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.
Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.
Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. — Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
— Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы? — Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал студент, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
— Наконец, — заключил студент, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.
Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 — 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.
Что значит нестандартное мышление. Способность мыслить творчески и нестандартно.
Одна из предполагаемых версий происхождения термина, является хорошей наглядной иллюстрацией того, почему нестандартное мышление-это выйти из коробки. Группы управленческого консультирования в 1960-х и 70-х годах начали использовать в работе «головоломку из девяти точек», из книги Сэмуэля Лойда «Эциклопедия головоломок». Они представили схему ниже со следующими инструкциями:
Соедините все 9 точек, используя четыре прямые линии или меньше, не поднимая ручку и не обводя одну и ту же линию более одного раза.
Самое популярное правильное решение выглядит так.
Позднее соединение 9 точек стало тестом на нестандартное мышление. И тут сразу становиться понятно почему «выйти из коробки». Самое простое решение: начать рисовать с крайних точек, нарисовать квадрат или обвести 3 стороны. И обычно люди с самого начала так и пытаются, в итоге или у них ничего не получается, ибо способность мыслить нестандартно есть не у всех, или выходят из стереотипа и находят решение.
Стандартный образ мысли-это мышление, которое происходит по общему сценарию, алгоритму, стандартно думать могут все. А вот для того, чтобы проявлять креативность, нужно иметь способность мыслить творчески и нестандартно. Она дается от природы, воспитывается родителями или приобретается с креативным опытом.
Кто получает результат? Кто мыслит нестандартно или те, кто думает как все? На самом деле результаты могут получать и те, и другие. И стандартный образ мышления-это не плохо, но и не хорошо. Это данность, которую можно изменить, если захотеть.
Стандартное и нестандартное мышление
Плюсы и минусы разных видов мышления
Стандартное мышление может быть в рамках какой-то парадигмы, закона, понимания, стереотипов или устоявшегося мнения. Сначала, когда человек что-то осваивает, он обычно применяет стереотипный подход. Но, т.к. у него может что-то не получаться или он может быть в чем-то ограничен, он начинает пользоваться нестандартными методами. К примеру, молодая мама знает как хорошо готовить, но у нее может быть двое маленьких детей, которые занимают много времени, поэтому она учиться готовить быстро и вкусно.
Математики и физики начинают с того, что копируют уже устоявшиеся методы решения, а потом придумывать свои. Особенно хорошо это получается, если ученый или ученые знают разные подходы, методы и науки. Они соединяют свои знания из разных областей, придумывая и применяя что-то новое. Компилирование-это уже способность к нестандартному мышлению и творчеству. Инженеры тоже начинают с изучения основ, а потом добавляют что-то свое. К примеру, римские архитекторы очень хорошо знали законы инженерии и правила сопромата, когда изобретали технологические отверстия в зданиях, облегчающие вес стен и снижающие нагрузку на фундамент.
Понятно, что здесь можно привести кучу примеров из жизни. Но для наглядности подойдет даже внешность. Стандартный набор во внешности и поведении манекенщицы сделает ее популярной. Но какое-то отклонение, изюминка, может сделать ее мегапопулярной. Но может и не сделать. Получается, что тот, кто не хочет риска- выбирает стандартный образ мысли, кто хочет-нестандартный.
Стандартный образ мысли несет еще один существенный плюс- вы знаете что делать и не тратите много энергии. Т.е. человек вполне может мыслить стандартно, если ему это не мешает работать или строить бизнес, творчество не всегда нужно. А если вам надо думать нестандартно, но Муза к вам не приходит-то вполне можно делать стандартные вещи.
А вот если в работе нужно творчество, то необходимо развивать способность к нестандартному мышлению. Иногда люди придумывают что-то нестандартное не зная общих основ. Но чаще всего это люди гениальные. Обычному человеку тоже нужно умение мыслить нестандартно, но для развития этого навыка надо применять способы креативного мышления.
Конкретные минусы стандартного мышления
Стандартизированное мышление слишком линейно и плохо перестраиваемо. Иногда оно появляется под действием стереотипов и социальных установок, которые далеко не всегда точны. Об этом можно прочитать здесь и здесь. Воспитания, постоянного требования действий по определенным шаблонам, постоянного выполнения инструкций, обычного обучения.
Человек с типовым мышлением может стать инженером, предпринимателем, политиком, продавцом и даже художником или писателем. Но для того, чтобы стать известным, популярным, творческим, нужно именно нестандартное мышление.
К примеру, многие могут вспомнить так называемых «красных директоров» в СССР, которые неплохо существовали с обычным образом мыслей. Все это было нормально при известной экономической ситуации, при обычном спросе, при известных поставщиках. Как только условия изменились-многие не смогли изменить работу предприятий. Они были не готовы мыслить по-другому. И многие предприятия закрылись. Человек же с нестандартным мышлением легко перестраивается, так как у него изначально не было в голове установок на правильность «раз и навсегда».
Стандартное мышление сужает границы мира, делает вашу точку зрения более определенной, но более уязвимой. Вы не видите мир целиком, вы видите исключительно то, куда направлено ваше зрение. С одной стороны это хорошо, внимание не рассредотачивается, но если что-то поменяется, то именно это помешает стать эффективным. Поэтому способность мыслить творчески и нестандартно хотя бы иногда, очень помогает в жизни.
Способствует нестандартному мышлению когнитивная гибкость. Когнитивная гибкость- способность изменять свою картину мира, быстро подстраиваться под меняющие условия, быстро перестраиваться, быстро реагировать, думать о многих вещах одновременно. Противоположность ей составляет когнитивная ригидность- не способность быстро меняться и переключаться, фиксация на одной точке зрения идее, мнении. То и это нужно для познания, но сильные перекосы в любую сторону могут нам мешать в жизни. У красных директоров, как вы уже поняли, наверное, была намного больше развита ригидность.
Почему сложно мыслить нестандартно?
Мы все учились по одним программам, нас учили думать определенным образом. Мы имеем похожие стереотипы и часто мыслим шаблонно. Ну как по-другому-то, если нужно именно так? Если так правильно? Начинать с самого начала, слева(или справа в семитских культурах). Идти коротким путем, искать лежащие на поверхности взаимосвязи. И мы идем проторенной дорожкой, даже не пытаясь изменить что-то. Способность мыслить творчески и находить нестандартные решения не часто прививается и учителями.
Такое мышление помогает мозгу экономить энергию и направлять нас по тому-же пути, где прошли уже тысячи. А мозг, считая энергию ценным ресурсом привык ее экономить, и с удовольствием это делает, если его не заставить хорошо потрудиться, конечно. Сам он предпочтет мгновенную выходу, быстрые решения, проторенные дороги. Поэтому и умение мыслить нестандартно дается не сразу, если его начать развивать.
И большинство из нас предпочитает комфорт привычных процедур. Способность думать вне рамок, нестандартно может означать вызов нашим давним убеждениям и общественным стереотипам. Мы не хотим ошибаться в себе, своем понимании мира и людей. И не хотим расстраивать общество и себя. Многим легче притвориться дурачком или дурочкой, чем бороться с обществом или с начальником. Подробнее об этом, в статье почему умные люди делают глупости.
Компании часто избегают рисков, которые могут оказать негативное влияние на их прибыль, даже если существует множество историй успеха, иллюстрирующих, что некоторые риски окупаются многократно. Стив Джобс был уволен советом директоров основанной им компании. Но позже, после того, как Apple купила операционную систему NeXT, созданную его командой, Джобс стал генеральным директором Apple, а его акции выросли на 9 000 процентов под его руководством. Но многие ли последовали их примеру и стали больше рисковать? Пожалуй, это сделали только несколько известных компаний. Остальные ограничивают людей в творчестве и попытках мыслить нестандартно.
Несколько способов, развивающих нестандартное мышление у взрослых
Как развивать способность к нестандартному мышлению? Пытаться думать по-другому, не как все, не как привычно, выйти за рамки. Подойти к решению проблемы с другой стороны. Несколько хороших способов описаны более подробно в статье Как начать мыслить творчески и нестандартно.
Способность к нестандартному мышлению есть у детей. Учитесь у них или попросите совета, если вам надо решить нестандартную задачу.
Упростите до безобразия. Попробуйте придумать объяснение вашей проблемы для ребенка 5-6 лет и решение, которое он может понять.
Начните с начала. Отбросьте все, что вы делали и начните с нуля.
Изучите то, что рядом. Соседнюю отрасль знания, вопросы, которые находятся на стыке. Это поможет вам взглянуть с другой стороны.
Узнайте побольше о другом мнении. О другой религии, мировоззрении, культуре. Или о других вариантах решения задачи. Расширение кругозора способствует тому, что у вас появляется нестандартное мышление.
Попробуйте работать в непривычное для вас время и в непривычном месте. Мозг будет работать по-другому.
Изучите другие подходы и скомпилируйте несколько методов или идей в один вариант.
Попробуйте креативные методы создания идей, которые уже существуют, к примеру: мозговой штурм, круг благоприятных возможностей, творческую стратегию доктора Сьюза и т.д. И умение мыслить нестандартно придет с тренировкой.
Возможно, помогут недорогие курс по креативности от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги. По сравнению с ценами на остальные курсы креативности-эти курсы просто находка. А на этой платформе можно пройти бесплатные курсы по улучшению самооценки, изменению мышления, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, креативности, ораторскому мастерству и т.д.
Попробуйте отвлечься на творчество. Нарисуйте вашу проблему или создайте стих связанный с вашей задачей. Мозг будет думать над решением проблемы, но совсем в другой плоскости.
Попробуйте другой подход. Существует два основных видов умозаключения. От общего к частного и от частного к общему.
Переверните лист или начните решать проблему задом наперед. Или допустим, у вас есть решение, идите от обратного.
Попробуйте измененное состояние сознания. Мы не предлагаем пробовать наркотики :), но в медитации есть две основные техники: сосредоточения и ухода от мыслей. Сосредоточение на проблеме может вам помочь. А многим ученым их идеи приходили в голову во сне. Попробуйте сосредотачиваться несколько дней на проблеме перед сном. И возможно, ответ или часть ответа к вам придет именно во время отдыха.
Спросите «почему» 10 раз. Сформулируйте вашу проблему в виде вопроса. И спросите себя: почему? И к каждому ответу придумывайте почему. Или спросите у 10 коллег или непричастных людей.
Разбейте проблему на множество мелких частей и попробуйте придумать как можно больше решений каждой проблемы по отдельности. Для придумывания решений мелких проблем можно использовать мозговой штурм.
Что означает нестандартное мышление и как это пригодится в жизни ребенка?
Пост опубликован: 2017-01-25
У вас наверняка есть знакомые, о которых говорят, что у них нестандартное мышление. Что это за зверь такой, что это за тип мышления? Давайте попробуем разобраться.
Если очень тезисно, то нестандартное мышление — это способность решать возникшие задачи необычным путем. Согласитесь, сегодня это — большая редкость. Все привыкли думать штампами, говорить цитатами великих и доморощенных мыслителей, жить по шаблону… Серость и унылость во всех сферах жизни. На работе стандартные задачи решаются стандартными методами. Лишь дети и очень небольшой процент взрослых могут похвастаться таким мышлением, которое разрывает шаблон.
Простейший способ проверить, стандартное ли мышление у ребенка — это попросить его посчитать вслух от ста до нуля. А в процессе счета, скажем, на 50, 30 и 10, назвать поэта, часть тела и цвет. Если это будут ответы “Пушкин”, “нос” и “красный” — что ж, у вашего чада стандартное мышление. Кстати, этот тест можно использовать не только для детей.
В жизни взрослого человека нестандартное мышление будет очень полезным во всех сферах его деятельности: от решения рабочих дел до бытовых мелочей. А что дает нестандартное мышление ребенку? Во-первых, незашоренность мышления и богатая фантазия. Это помогает ребенку придумывать новые игры, развлекать себя, а также легко заводить новых друзей.
Во-вторых, именно нестандартное мышление — начало любви к чтению. Особенно хорошо пойдет фантастика и фэнтези! На ранних стадиях можно читать сказки. Прекрасным примером сказок для детей с нестандартным мышлением будет “Повесть о Ходже Насреддине” Соловьева. Добрая, поучительная книга со смыслом. Кстати, можно после каждой истории спрашивать у своего чада, а как бы он поступил в такой ситуации.
А в-третьих, нестандартное мышление в дальнейшем очень упростит жизнь ребенку за счет отсутствия у него шаблонов в мышлении и действиях. Конечно, забивать гвозди микроскопом — это тоже нестандартно, но…
Однако нужно быть очень внимательным, ведь часто на рассказ своего чада о чем-то невероятном или невозможном мы реагируем достаточно резко. От нейтрально-безразличного “Так не бывает” до острого и колкого “Врунишка!”. А ведь ребенок просто проявил свое нестандартное мышление.
Эта проблема актуальна и для детей, которые ходят в детский сад. Ведь сад — это подготовка к школе. А там уже учат мыслить стандартно — подготовка к взрослой жизни. Вот так, с младенчества, и губятся на корню возможные великие таланты. Обычно решенную нестандартным (для взрослого) путем задачу воспитатель отмечает как неверную. А у ребенка может возникнуть психологическая травма.
Так что, дорогие родители, прислушивайтесь и присматривайтесь к ребенку — не все, что кажется нам нелепым, лишено смысла. Может, мы его просто не видим в силу своей шаблонности? Чаще общайтесь с детьми, проводите больше времени — они могут научить вас мыслить нешаблонно. И как знать, может, именно благодаря такому нестандартному мышлению вы получите долгожданное повышение на работе?
Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых
Вся наша жизнь — это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться.
Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».
Думать, как все, — это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома — лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.
Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам — это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.
В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно — как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют Пушкина, курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично — семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)
Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, — значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.
Зачем мыслить нестандартно
Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых — в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.
Человек, мыслящий иначе, чем все, — это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, наш выдающийся современник Илон Маск и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.
Серые посредственности, которым удобно думать, как все, — стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.
Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация — вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг — значит деградирующий.
И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение — все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.
Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь — подальше от шаблонов, рутины и скуки.
Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.
Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны
Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое — сразу отвергаем или сначала обдумываем?».
Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».
Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его — это:
1. Делать нестандартные вещи
Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут — это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.
После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку — пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.
Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.
Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое — посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.
Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;
2. Нарушить привычную последовательность действий
Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы — домой? Один день похож на другой? Только был понедельник — и вот уже пятница, а там выходные. В выходные — уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник — пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.
Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.
Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий — все это заставляет мозг «не спать»;
3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление
Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.
Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.
Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;
4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»
Американский профессор Дэвид Шварц — известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.
Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.
Автор советует быть прогрессивными и не идти проторенной дорогой только потому, что мы так поступали всегда или так делали еще наши родители. Верность традициям не должна парализовать разум.
Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?
10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления
Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.