Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина

Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Разделы: Литература

Вступление

Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.

У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.

Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.

Биографический контекст стихотворения

В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.

27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига. Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.

О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».

Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет

Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.

Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.

У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».

Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.

Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).

Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?

В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.

Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).

Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.

В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника

(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.

В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:

Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.

«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).

Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.

Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).

Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.

Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.

«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).

Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.

Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.

Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.

В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.

Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.

Образ лирического героя

Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.

«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).

По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.

Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Биографический контекст стихотворения

Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».

Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё возвышался. Просили позвать священника. Не какого-то маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям Пушкина, по словам дочери Карамзина княгини Мещерской, потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить, зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Иногда страдания отступали, он впадал в забытье. За несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше ну, пойдём!» Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал, что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в такой чистоте.

Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни».

Источник

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» (А. Пушкин)

История создания

Это стихотворение было написано Пушкиным 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до смерти. Поэт тогда пребывал в критическом состоянии: цензура запретила ряд его произведений, критики, словно сговорившись, выступали против него, а в светском обществе распускали сплетни о его семейных делах. Ему нужно было осмыслить всю свою жизнь, миссию поэта в этом мире. И результатом такого осмысления стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ».

Современники неоднозначно прочли это стихотворение: многие не поняли Пушкина и восприняли его рассуждения как попытки самовозвеличивания.

Этим стихотворением Пушкин продолжил традицию поэтических «памятников», которую основал своим одноимённым стихотворением Гавриил Романович Державин.

Литературное направление: классицизм; реализм.

Литературный жанр: ода.

Вид лирики: философская.

Поэт сравнивает своё творчество с созданием памятника — «выше. Александрийского столпа». Этот памятник обеспечит его бессмертие, ведь и после физической кончины его будут вспоминать.

Поэт предрекает, что его поэзия будет интересна всем — в том числе и другим народам. Он резюмирует своё творчество как прославление свободы и милосердное отношение к ближнему.

Исходя из вышесказанного, поэт призывает свою музу (то есть своё поэтическое дарование) прислушиваться к своему высшему назначению, не бояться обиды, не стремиться к славе и не спорить с глупостями (то есть отсутствие признания в окружении не должно смущать поэта). Метрика

Размер: шестистопный ямб.

Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «гордый внук», «жестокий век».

Метафора: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Инверсия: «Я памятник себе воздвиг», «вознёсся выше он главою непокорной / Александрийского столпа».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Дайте жанровое определение стихотворения «Памятник». Что оно декларирует?

Ответ. Ода. Это торжественное стихотворение декларирует завершение поэтом этапа своей миссии.

Чью поэтическую традицию продолжил Пушкин этим стихотворением?

Ответ. Пушкин продолжил традицию Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова. Оба эти поэта написали стихотворения, которые назывались «Пророк» и были посвящены месту и роли поэта в жизни общества. Необходимо вспомнить, что в творческом наследии А. С. Пушкина также есть стихотворение «Пророк».

Какая тема объединяет стихотворения Пушкина «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »?

Ответ. Поэт и его место в обществе.

Источник

Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?

Какие темы раскрываются в этом стихотворе­нии?

Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож­ника, поэт и общество, заслуги творца пе­ред народом. Он утверждает высокую цен­ность искусства, свободу творчества. Дру­гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю­бивые мотивы, милосердие и др.

В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра­жения, в которых он определил значение своего творчества.

Пушкин сказал немногие, но очень точ­ные слова, почему он долго будет «любе­зен народу», и тем самым точно опреде­лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я

Свободу И милость к падшим призывал.

Тем самым он утверждал высокую гу­манистическую ценность своей поэзии.

В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?

Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль­турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере­числяя славянина, финна, тунгуса, кал­мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро­дами России. Под словом «лира» подразу­мевается поэзия.

Как вы понимаете выражение «нерукотвор­ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?

Имеется в виду противопоставление па­мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко­торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво­рено из железа или гранита. «Неруко­творным» памятником выступает в рас­суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно­гим народам разных времен.

Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?

Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла­вить, глава, пиит, веленью божию, за­ветный, падшим придают стихотворе­нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо­ких идей, которые приносит людям поэт.

Обратите внимание на эпитеты к словам «па­мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?

Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре­вращают определяемые слова из нейтраль­ных понятий в эмоционально окрашен­ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате­риальным сооружениям, увековечиваю­щим известных лиц или значительные со­бытия. И хотя памятник рукотворный ва­жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой­ных людей, духовные ценности (неруко­творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор­жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви­жение к осмыслению, углубленному по­стижению наследия великого поэта, при­общению к его чувствам добрым. За­ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую­щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес­токому веку, с другой — они и притяга­тельны, способствуют уменьшению жесто­кости и утверждению милосердия.

Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы­ла традиция лирического изображения «неруко­творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин­ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы­ражена точка зрения поэтов.

И Державин, и Пушкин говорят о нема­териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си­лами, он выше и тверже рукотворных со­оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца­тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви­дит будущую славу свою в культуре сла­вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла­вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб­щившегося к высокому культурному дос­тоянию страны. Ценность своего творче­ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре­форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры­тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас­штабе.

Источник

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина

Всего получено оценок: 233.

Всего получено оценок: 233.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.

Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук славян “.

Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.

Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Источник

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина

История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.
Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

Средства выразительности

Ода Александра Пушкина написана, придерживаясь традиций классицизма, возвышенным языком, что увеличивает пафосность стихотворения. Для создания такого эффекта поэтом были использованы старославянские слова «глава» и «пиит»:

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина

Усилили пафос такие синтаксические выразительные приемы, как анафора и инверсия («восславил я свободу»).

В своем стихотворении Пушкин обращается ко всем тем, кто творит при помощи Музы и показывает какой, по его мнению, должна быть идеальная поэзия — свободная от человеческих пороков и слабостей и подвластная одному лишь богу.

Пафос

Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.

Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.

Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.

Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

Композиция произведения

Стихотворение состоит из пяти катренов. Каждый из них выражает отдельную мысль автора:

В последних строках автор призвал всех творцов быть равнодушными к земному признанию, а работать так, чтобы быть чистыми перед богом.

Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

Анализ стихотворения «Памятник»

Анализируя литературное произведение, требуется ответить на три основных вопроса:

Или, говоря кратко, о чём, зачем и как.

Общий литературоведческий анализ

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина
Темой стихотворения, как уже упоминалось выше, является в данном случае роль поэта и назначение поэзии в обществе. Идея же наиболее ярко выражена в последней строфе и заключается в том, что роль поэта, по мнению автора, равноценна роли пророка.

Он должен быть подвластен не земным властителям или мнению толпы, а только Всевышнему – и нести людям его волю, то есть как раз «пробуждать чувства добрые».

Стихотворение, являясь вольным переводом оды «К Мельпомене» древнеримского поэта Горация, сохраняет ее высокий, торжественный стиль. Достигается торжественность путем использования старославянских слов и форм: «Вознесся выше он главою непокорной», «Хвалу и клевету приемли равнодушно» и др.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

Композиционно включает в себя пять четверостиший – катренов, в каждом из которых три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным. Такая укороченность выделяет ее из общего ряда и останавливает внимание читателя, одновременно придавая четверостишию завершенность. Способ рифмовки перекрестный, то есть строки рифмуются попарно четная с четной, нечетная с нечетной. Женские рифмы в первой и третьей строке (с ударением на предпоследнем слоге) чередуются с мужскими во второй и четвертой (строка заканчивается ударным слогом).

Отбор выразительных средств в стихотворении достаточно разнообразен.

Для точного воплощения своего литературного замысла поэт использует:

Инверсия, то есть изменение привычного порядка слов, придает совершенную форму стихотворным строкам, одновременно помогая подчеркнуть в них самое существенное.

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина
Памятник А.С. Пушкину

Анализ содержания

Придерживаясь общей смысловой направленности древнеримского текста и давая отсылку к первоисточнику в эпиграфе, Александр Сергеевич Пушкин наполнил его перевод содержанием, во многом отличным даже от близкого по времени и замыслу Державинского стихотворения. Оба литератора размышляют о своей роли в обществе, но их понимание собственных заслуг существенно различается.

Уже в первой строфе Пушкин отказывается от сравнения своего «памятника» по прочности и долговечности с материальными объектами вроде древних архитектурных сооружений и несокрушимых металлов. Легкость и нематериальность («нерукотворность») присущи поэтическому слову, а именно в нем поэт видит продолжение своего существования в будущих поколениях. Гигантский, нерушимый, но забытый монумент не принесет вечной посмертной памяти. Куда важнее метафорическая «народная тропа» — непрекращающееся обращение людей к творческому наследию литератора.

Что значит нерукотворный в стихотворении пушкина
Единственный названный в этой строфе стихотворения архитектурный памятник – Александрийский столп – до сих пор вызывает споры среди исследователей.

Сейчас признанной точкой зрения является ассоциация с колонной на площади перед Зимним дворцом, поставленной в ознаменование победы над французской армией. Ангел, венчающий памятник, имеет портретное сходство с императором, одержавшим эту победу – Александром I.

Но если речь действительно идет о названной колонне, то, по плану А.С. Пушкина, смысл этого отрывка должен заключаться в превосходстве поэтической славы над императорской и воинской. Памятник поэту возвышается над увековеченными заслугами царя и воина. Вполне возможное толкование, если учитывать утверждение о божественности литературного творчества.

Это интересно! Что такое и как определить размер стихотворения

Автор стихотворения постоянно подчеркивает значимость сделанного им именно для людей – как для современников, так и для потомков. Недаром там, где, например, Г.Р. Державин, говоря о распространении своей известности, перечисляет географические названия, Пушкин обращается к наименованиям разных народов, населяющих Россию. Первый поэт связывает память о себе с существованием славян, второй – с наличием в мире поэзии как таковой.

Божественный характер литературного творчества подчеркивается у А.С. Пушкина и финальным катреном стихотворения «Памятник» – обращением к Музе. Она должна быть выше людских мнений и оценок, ее удел – нести людям высшую правду вне зависимости от того, как они к этому отнесутся.

Средства художественной выразительности

Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.

Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.

Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.

Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:

…Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Образы и герои

Главные персонажи в произведении отсутствуют, можно лишь выделить лирического героя, как литературную проекцию самого Александра Сергеевича, что сотворил вечный, но неощутимый памятник. Произведение написано от первого лица, оно точно передает чувства, что испытывал автор в момент его создания.

Главный образ стихотворения — это «нерукотворный памятник». Он отражает все, что успел написать автор и все, что после него останется. Он относится к своему наследию с особым трепетом и любовью, ведь надеется, что память о нем будет жить в веках спустя много лет после кончины. В этом автор оказался прав. Чтение его работ теперь обязательно для освоения школьной программы по литературе и творчество его по-прежнему почитаемо.

Александр Сергеевич также ввел образ Музы — верной, доброй подруги поэта, что всегда готова творить. Без нее стих был бы неполноценным, так как поэт и она здесь стали единым целым. Она повинуется исключительно Богу и говорит от его имени. Это несозерцаемое создание не страшится гонений и спокойно относится к похвале и ругани.

Богоизбранность — одна из самых знаковых в творчестве поэта. Она, словно красная ниточка, проходит сквозь многие его стихотворения.

По мнению Пушкина, любой творческий человек- это пророк, что доносит голос Бога через себя до народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *