Что значит непроизводные прилагательные
Определение и признаки
Отыменным следует называть имя прилагательное, первоосновой которого является существительное, а для образования использовался суффиксальный или приставочно-суффиксальный способ. Они довольно многочисленны, поэтому привести примеры не составит труда:
Чаще всего таким слова являются относительными прилагательными и не способны образовывать краткие формы или степени сравнения. Действительно, один предмет не может быть более маминым, чем другой. В лингвистике группа достаточно хорошо изучена.
Можно выделить следующие особенности таких прилагательных:
Такие слова довольно часто используются в речи носителей языка, встречаются в произведениях классической литературы, именно поэтому очень важно разобраться в тонкостях и нюансах их правописания, основную сложность при этом составляет выбор верного варианта суффикса. Есть определенные правила и подсказки, зная которые, можно будет использовать грамотный вариант написания и не допустить ошибки при выполнении упражнений или тестов.
Написание суффиксов
Кроме того, НН следует употреблять в таких случаях:
Кроме того, такие прил., как «сазаний, бараний, тюлений» пишутся с Н, что связано с тем, что образованы они от сущ. с основой на Н, но с помощью суффикса — j.
Одна Н используется также в словах румяный, юный, пряный, поскольку это непроизводные прилагательные. Это же правило действует в отношении тех слов, которые от них образованы: пряность, румяна, юность. Однако в слове «юннат» используется НН, поскольку оно представляет собой форму сокращения — юный натуралист.
Учет семантики
Чтобы разобраться более детально в правописании суффиксов отыменных прилагательных, необходимо рассмотреть сложные случаи, которыми славится русский язык. Прежде всего, вариант написания Н или НН в отдельных словах напрямую зависит от их лексического значения, то есть семантики, поэтому может потребоваться контекст.
Масленый — пропитанный маслом или же испачканный им. Маслеными могут быть каша, блины, пятна. А масляной — сделанный из масла или на нем, таковыми могут быть краска, двигатель, насос.
Серебряный — изготовленный из серебра (сервиз, ложка, кольцо). Серебрёный — покрытый серебром (серебрёная ложка).
Очень важно понимать значение каждого слова, чтобы не допустить ошибки при выборе верного варианта правописания.
Другие варианты
Многие школьники понимают, что значит отыменное прилагательное, ведь подсказка содержится в самом названии, это слова, первоосновой для образования которых стало имя существительное. Однако сложности вызывают не теоретические аспекты, а нормы употребления различных суффиксов.
В таблице представлены важнейшие правила русского языка.
Знание этих правил и исключений поможет не допустить ошибок в написании и всегда использовать слова правильно.
Отработка навыка в упражнении
Чтобы научиться правильно писать относительные прилагательные, образованные от существительных, следует выполнить различные упражнения. Самое популярное из них — переписать словосочетания, предложения или текст, вставляя в слова пропущенные буквы. Пример:
Выполнение тестов
В современных школах весьма популярны разные тестовые задания, которые предполагают совершение основной работы по выбору верного варианта написания в уме, а на бумаге же достаточно просто поставить букву или цифру, содержащую правильный ответ.
Пример: необходимо найти вариант, в котором все слова написаны без ошибок
А: отименный, деревянный, ледяной.
Б: ранний, стекляный, вощаной.
В: осенний, земляной, ветряная (мельница).
Порядок действий. В пункте под буквой «А» неправильно написано уже самое первое слово, «отименный», его следует писать через ы после приставки. «Деревянный» является исключением, поэтому несмотря на суффикс «ян» пишется с двумя НН, «ледяной» — с одной, поскольку к исключениям не относится.
Исправление ошибок
Чтобы отработать навык в нестандартной ситуации, можно выполнить и еще одно задание — выписать из текста отыменные прилагательные, найти те, что написаны неверно, и заменить на правильный вариант.
Примеры:
Ветреный в четвертом предложении образовано от «ветрить», используемый суффикс — н, в школе изучается как исключение, поэтому пишется с одной Н.
Таковы основные правила, знание и соблюдение которых поможет не допустить ошибок при написании суффиксов отыменных прилагательных.
На первый вопрос существует только три ответа:
В каждой из перечисленных групп имен прилагательных буквы Н и НН в суффиксах пишутся по особому правилу.
Прилагательные, образованные от имен существительных
К существительным для образования ИП присоединяют следующие суффиксы с согласной Н:
Окно со стеклянными полотнами, деревянной рамой и подоконником, оловянными ручками – шпаргалка, помогающая запомнить слова-исключения.
Непроизводные прилагательные
Исконно русские слова – большинство из них качественные ИП – состоят из корня, совпадающего с основой, и окончания:
молодой, добрый, кривой, серый, чистый и др.
Отглагольные прилагательные в полной форме
Вот и ответ на задачку в начале статьи:
Еще не крашенная стена – причастие, так как есть зависимое слово еще, нет приставки. А в словосочетании некрашеная стена – отглагольное ИП.
Прилагательные в краткой форме
Образовывать краткую форму могут только качественные прилагательные и страдательные причастия. Главная трудность – различить их, потому что зачастую звучание их совпадает.
Различив эти части речи, выбирают единственно верный вариант написания:
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных
Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:
«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.
Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».
флексия = окончание
Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.
Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.
1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?
2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.
3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?
4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?
Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».
Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.
Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.
2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?
3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?
Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.
2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.
3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.
Повторение
Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?
Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».
Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).
(Разряды) прилагательных по (значению)
(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:
Качественные прилагательные
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое качественное прилагательное
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
Прилагательные делятся на три разряда:
качественные (грустный, смешной);
относительные (настенный, прошлогодний);
притяжательные (змеиный, павлиний).
Качественные прилагательные в русском языке — это такой разряд прилагательных, который обозначает внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, а также внутренние свойства одушевленных предметов. Это может быть цвет, форма, вкус, характер звука, возраст, размеры, масть и другие качества.
Характеристика качественных прилагательных: значение, морфологические, словообразовательные, синтаксические признаки.
Качественные прилагательные обозначают:
цветовые признаки: белый, зеленый, розовый;
пространственные признаки: далекий, близкий;
признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;
временные признаки: поздний, ранний;
черты характера: злой, молчаливый, веселый;
интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;
физиологические характеристики: слабый, слепой, здоровый;
социальные характеристики: богатый, уважаемый.
Три степени сравнения качественных прилагательных:
Положительная степень — означает изначальный признак без сравнений (смешной, устойчивый);
Сравнительная степень — выражает признак в его большем или меньшем проявлении, имеет простую и составную формы (смешнее, более смешной, устойчивее, более устойчивый).
Превосходная степень — обозначает признак в его высшем проявлении, представлена простой и составной формами (смешнейший, наиболее смешной, наименее устойчивый, устойчивее всех).
Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму:
Прилагательные в полной форме изменяются по родам, числам и падежам (простое, интересный). В предложении могут быть определением либо частью составного сказуемого.
Краткие качественные прилагательные изменяются по родам и числам (прост, интересен). В предложении, как правило, выступают в качестве именного сказуемого.
Запомним исключения из правил! Краткой формы нет у качественных прилагательных, которые обозначают:
масти животных (вороной);
некоторые названия цветов (фиолетовый, розовый);
Только в краткой форме употребляются прилагательные — надобен, должен, горазд, рад.
Теперь мы знаем: какие прилагательные качественные и какие у них степени.
Как определить качественное прилагательное
А теперь узнаем, как определить качественное прилагательное.
От притяжательных и относительных прилагательных качественные отличаются особым значением, а также рядом морфологических признаков.
Признаки качественных прилагательных:
1. Степени сравнения качественных прилагательных:
сравнительная степень (темный — темнее, более/менее тёмный);
превосходная степень (темнейший, самый темный, темнее всех).
У некоторых качественных прилагательных совсем нет степеней сравнения.
2. Полная и краткая форма качественных прилагательных:
скромный человек — человек скромен;
мудрое пожелание — пожелание мудро;
грустные взрослые — взрослые грустны.
Краткие формы изменяются по родам и числам, но у них нет падежных форм.
3. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями меры и степени:
очень добрая соседка;
совершенно незнакомый человек;
абсолютно чужой город;
слишком горячий чай.
тихий звук — тихо звучит;
блестящий свет — блестяще светит.
5. Ко многим качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы:
мудрый — умный, сообразительный;
Слова этого разряда сами могут образовать антонимы с помощью приставки не-:
легкий → нелегкий (тяжелый);
веселый → невеселый (грустный).
Антонимы с приставкой не- можно заменить синонимами без неё.
6. С помощью суффиксов качественные имена прилагательные образуют слова со значением субъективной оценки:
7. Качественные прилагательные могут образовывать сложные слова через повторение:
Из большинства качественных прилагательных можно образовать существительные с отвлеченным значением:
Как правильно писать качественные прилагательные
Составили таблицу с примерами полных качественных прилагательных — сохраняйте на смартфон или распечатайте и храните в учебнике.
Правило
Пример
Чтобы узнать правильное написание окончания у прилагательного, нужно задать вопрос.
Окончания в вопросе и прилагательном будут совпадать.
Буквы «Ы», «О», «У» пишутся после твердых согласных.
Буквы «Е», «И», «Ю» пишутся после после мягких согласных.
После шипящих и «Ц» под ударением пишется буква «О», без ударения — «Е».
Если качественное прилагательное в именительном падеже мужского рода и в единственном числе, то под ударением пишется окончание «ОЙ», без ударения — «ЫЙ».
И еще одна таблица с примерами кратких качественных прилагательных.
Правило
Пример
После шипящих согласных мягкий знак не ставится.
Когда основа полного прилагательного оканчивается на согласный, а перед ним стоит гласный, то краткое прилагательное выглядит в виде основы полного прилагательного.
В полном прилагательном «широкий» основа «широк», поэтому краткое прилагательное будет — широк.
Когда основа полного прилагательного оканчивается на согласный, а перед ним стоит тоже согласный, то в кратком прилагательном мужского рода появляются «О» или «Е».
Полная и краткая форма прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение прилагательного
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
Чаще всего прилагательные имеют непроизводную основу, то есть ни от чего не образованы, например: жесткий. Некоторые образованы от существительных — например, прилагательное солнечный образовано от существительного солнце.
В русском языке выделяют полные и краткие формы прилагательных. Это постоянный грамматический признак, который есть только у качественных прилагательных.
Качественные прилагательные — это такой разряд прилагательных, который обозначает внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, а также внутренние свойства одушевленных предметов. Такими признаками и свойствами могут быть цвет, форма, вкус, характер звука, возраст, размеры, масть и другие качества.
Полная форма прилагательных
Полная форма качественных прилагательных выражает постоянное свойство или качество предмета без привязки ко времени.
Полные прилагательные отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Благодаря этим вопросам можно узнать, полное прилагательное перед нами или нет.
Другая отличительная черта полной формы прилагательных — это характерное окончание в форме именительного падежа единственного числа.
Окончание -ый/-ий будет у качественных прилагательных мужского рода:
мудрый мужчина;
далекий путь;
белый цвет.
У полных форм женского рода всегда окончание -ая/-яя:
мудрая женщина;
далекая деревня;
белая тарелка.
Окончание -ое/-ее принадлежит полным формам прилагательных среднего рода:
мудрое решение;
глубокое озеро;
белое пальто.
У полных прилагательных во множественном числе будет окончание -ые/-ие:
мудрые слова;
глубокие мысли;
белые листы.
Полные формы прилагательных согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Вот так: