Что значит непрерывное образование

Система непрерывного образования как двигатель бизнеса

Отношение к обучению меняется. По данным аналитиков Яндекс.Кассы и Нетологии российский рынок онлайн-образования ежегодно растёт на 60%. А рост сегмента краткосрочного образования в России составляет по разным оценкам от 15% до 55% в год.

Если раньше в приоритете было наличие “корочки” (высшего или дополнительного профессионального образования), то теперь даже оно отходит на второй план при отсутствии специальных знаний и практических навыков. Акцент все больше смещается с теоретических аспектов на реальный опыт.

Так что же такое непрерывное образование?

Что значит непрерывное образование

Непрерывное образование (Lifelong learning) — это концепция, которая объединяет и саму идею, что человек учится от рождения до самой смерти, и инструменты, которые эту идею воплощают в жизнь. Оно дает человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Что важно для успеха сегодня: иметь не только базовые знания, но и способность мыслить креативно, решать сложные задачи, работать в команде. Этим навыкам нужно учиться. Это не значит, что каждый обязан стать великим мыслителем. Но каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития.

Почему непрерывное образование – это двигатель бизнеса?

Что значит непрерывное образование

Можно выделить несколько причин:

• Стремительное развитие технологий, цифровизация. Компании вынуждены постоянно повышать квалификацию сотрудников. Это может быть связано и с внедрением новых программных решений (а отсюда новыми компетенциями), и с необходимостью разбираться с информационных технологиях (даже для не-ИТ специалистов), и с непрерывным развитием этих самых технологий (знания быстро устаревают).

• Повышение ценности гибких навыков (soft skills). Это надпрофессиональные компетенции, которые напрямую не связаны со специальностью, но при этом отвечают за успешную коммуникацию, умение организовывать рабочий процесс и прочие навыки эффективной работы.

• Социальная ответственность бизнеса. Новые рабочие места и повышение квалификации работников может позитивно повлиять на экономику и демографию региона. Конечно, это в большей мере касается крупных предприятий.

• Повышение ценности HR-бренда компании на рынке труда. Оклад и премии обещают все, а вот возможности для развития — нет. Люди чаще выбирают компании, которые предлагают профессиональный рост, даже в ущерб зарплате.

Что нужно учитывать компаниям, прежде чем делать выбор в сторону внедрения и развития инфраструктуры непрерывного образования?

Что значит непрерывное образование

Руководство компании должно понимать, каких затрат потребует непрерывное образование сотрудников, и знать выгоды, которые оно принесет. По факту здесь необходима оценка рентабельности корпоративного образования как инвестиций в трудовой потенциал работников. И выбор в пользу непрерывного образования должен быть сделан осознанно.

Как мотивировать сотрудников на постоянное развитие?

Что значит непрерывное образование

Практика показывает, что материальная мотивация персонала работает только до определенного момента.

Задача компаний — не только создать инфраструктуру, которая поможет обучаться непрерывно. Нужно сформировать культуру знаний, понимание, зачем это им нужно, мотивационные рычаги. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам.

Есть ли побочные эффекты непрерывного образования?

Что значит непрерывное образование

Источник

Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности

Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.

Образование и трудоустройство в России. Наши дни

Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:

Что значит непрерывное образованиеВакансии дня в Москве

В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.

Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.

Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.

Что значит непрерывное образованиеТрудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него

И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.

Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.

А что ждет в будущем?

Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.

Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.

Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.

Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.

Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.

На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.

Что значит непрерывное образованиеЕдинственный в своем роде

Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.

Какой же выход из ситуации?

Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.

Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.

Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.

Три вида образования

1. Педагогика

Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!

Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.

Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.

Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.

2. Андрагогика

В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.

Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.

Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.

Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.

3. Эвтагогика

В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!

С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!

Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.

При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.

У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.

Преимущества непрерывного образования

Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.

Сложности непрерывного образования

Почему учиться тяжелее, чем кажется

В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.

Что значит непрерывное образованиеПобольше бы таких продавцов-кассиров!

На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.

Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.

Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?

И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием

Государство может помочь?

Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.

У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.

Что значит непрерывное образованиеСын сингапурской подруги уже учится, а ты?

Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.

Так что же делать?

Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:

Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.

Источник

Концепция непрерывного образования в педагогике

Непрерывное образование – что это такое

Представление о том, что необходимо учиться всю жизнь, впервые сформулировали античные мыслители.

Одну из первых попыток научно обосновать важность обучения во взрослом возрасте предпринял американский исследователь Э. Линдеман. Он выпустил в 1926 г. работу «Значение образования для взрослых».

Как самостоятельная концепция идея о непрерывном образовании начала разрабатываться в результате деятельности экспертов ЮНЕСКО в 1960-е гг. В 1965 г. данный термин впервые ввел в оборот ученый П. Ленгранд, в 1968 г. он был закреплен в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1970-е гг. концепция непрерывного образования широко освещалась в рамках деятельности различных международных организаций и постепенно получила мировое признание. Совет Европы рассматривал данную концепцию в первую очередь как средство выравнивания темпов развития разных стран посредством образования. По мнению экспертов СЕ, это должно было привести к углубленной интеграции европейских государств.

Постепенно понятие «непрерывное образование» усложнялось и наполнялось новыми смыслами. В настоящий момент его рассматривают в 3-х основных аспектах:

Непрерывное образование – это система учебных действий, направленная на непрерывный процесс роста общего и профессионального потенциала личности в соответствии с потребностями общества и самого человека.

Цели:

Функции:

Компоненты:

Признаки:

В процессе непрерывного обучения человек совершенствует знания в следующих основных сферах:

В наши дни идея непрерывного образования стала еще более актуальна, поскольку:

Стратегия непрерывного образования легла в основу национальной образовательной политики многих государств. С 2000-х гг. участие населения в непрерывном образовательном процессе стало рассматриваться как одна из ключевых характеристик успешности страны, в том числе в области экономики и развития человеческого потенциала.

Понятие концепции в педагогике

Педагогика непрерывного образования – это концепция в педагогике, объясняющая необходимость обучения на протяжении всей жизни. На основе полученных знаний о формировании и развитии личности в процессе непрерывного образования вырабатываются методики и практические инструменты для реализации данной концепции.

Задачи:

Что включает в себя, формы и модели системы

Непрерывное образование в широком смысле включает в себя все виды и компоненты образовательной деятельности. Оно распространяется на все население, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.

Формы:

Институализированные – формы обучения, осуществляемые на базе общественных институтов.

Неинституализированные – связаны с самообразованием, самостоятельным поиском и обработкой информации.

В зарубежной литературе более распространена следующая классификация:

Существуют 3 основных модели непрерывного образования.

1. «Life-long learning education» – обучение на протяжении всей жизни.

Данная модель базируется на 3-х принципах:

2. «Adult education» – образование взрослых.

Подразумевает приобретение взрослыми людьми знаний, умений и навыков, которые не были ими в свое время получены в рамках традиционных образовательных программ на стандартных этапах обучения (школа, колледж, ВУЗ). Включает в себя получение профессиональных компетенций, а также знаний, не связанных с работой.

3. «Continuing vocational education and training» – непрекращающееся профессиональное образование и обучение. В современном быстро меняющемся технологическом мире постоянное самосовершенствование в профессиональном плане жизненно необходимо.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

Минусы:

Сложности непрерывного образования

Почему учиться тяжелее, чем кажется

Многие люди быстро загораются, но бросают курсы и тренинги уже после нескольких занятий. Это связано с тем, что:

Для того чтобы успешно учиться необходимы:

Также следует учитывать, что с возрастом у многих людей ослабевает способность к обучению. Особенно это характерно для тех, у кого были длительные перерывы в самообразовании. Чтобы минимизировать сложности обучения во взрослом возрасте, необходимо сделать процесс образования непрерывным, а также заручиться поддержкой родных и близких.

Источник

Lifelong Learning — Образование длиною в жизнь

Что значит непрерывное образование

Рассказываем, почему постоянное образование — это необходимость, какие плюсы оно дает, а также как сделать его частью своей жизни.

Что такое непрерывное образование

Из-за таких изменений возникло новое понимание непрерывного образования — lifelong learning. От обычного образования в рамках школы или университета lifelong learning отличается тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный уникальный путь. Конечно, это не значит, что традиционные институты полностью исключаются из образовательного процесса. Они становятся скорее промежуточными ступенями, а общий вектор задает любознательность и личные интересы самого человека. К тому же сейчас появилось множество возможностей для их реализации помимо вузов — от образовательных платформ до YouTube-каналов. Но о них чуть позже.

Чем полезно непрерывное образование

Помогает в карьере

Например, вы лингвист по образованию и лучше всех понимаете, что такое язык и как он работает. При обычном раскладе у вас было бы два пути — либо пойти в науку и стать академиком, либо связать свою жизнь с написанием или переводом текстов. Но если вам интересны математические модели и программирование, вы могли бы освоить нужные навыки и стать компьютерным лингвистом. Такие специалисты разрабатывают, например, системы автоматического перевода для Google и Yandex. Не стоит и говорить, как они ценятся на рынке труда.

Обратный пример: вы программист и отлично шарите в плюсах, питоне и шарпе. Иностранный язык для работы вам вроде бы не нужен, но если вы его освоите, сможете устроиться в зарубежную компанию, существенно поднять зарплату и уровень жизни. Неплохо, правда?

Поддерживает ментальное здоровье

Мы думаем, помним, чувствуем, воображаем благодаря способности нашего мозга к выстраиванию нейронных связей, иными словами, к изменению. Этот феномен называется нейропластичность. С годами мозг костенеет все больше, нейропластичность, а вместе с ней и интеллектуальные способности, снижаются. Впоследствии это может привести к серьезным заболеваниям — в том числе и к болезни Альцгеймера.

Делает жизнь интереснее

Как сделать Lifelong Learning частью своей жизни

Популярные образовательные платформы

CourseraКурсы по всем специальностям и областям. Платформа сотрудничает с самыми престижными университетами (Стэнфорд) и компаниями (Google).
SkillshareПлатформа продвигает непрерывное и прикладное образование. Доступны курсы в сфере анимации, дизайна, иллюстрации, фото- и видеосъемки, бизнеса, писательского мастерства.
GeekBrainsПортал посвящен сферам IT и Digital. Если хотите сменить профессию на более современную, вам сюда.
НетологияЕще одна платформа для обучения в Digital-сферах. На ней доступны в том числе и программы высшего образования.
Открытое образованиеРусскоязычный аналог Coursera. Курсы по всем направлениям от ведущих российских университетов.
ПостнаукаБесплатные видеолекции из самых разных областей знания.
АрзамасГуманитарный образовательный портал про историю, литературу, культуру, искусство.

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Источник

Непрерывность образования, как оно происходит и для чего нужно

Содержание:

Вопрос реализации непрерывного образования в наш век актуально стоит для людей, желающих добиться успеха в профессиональной сфере. Его суть заключается в постоянном развитии индивида. Для этого используются единые, связанные образовательные учреждения, преемственные учебные программы. В современном мире непрерывность образования обеспечивается через возможности информационных технологий, компьютеризации.

Главная задача – формирование целеустремленности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия. Каждый специалист должен постоянно совершенствовать свой уровень. Яркий пример – хирург, который осваивает новые методики, технологии. В противном случае может появиться другой врач, претендующий на его место.

Что такое непрерывность образования – основные этапы

Непрерывность образования – это последовательное, регулярное, пожизненное пополнение багажа знаний человека. Каждая профессия требует много умений. В ходе постоянного совершенствования своих способностей специалист добивается успеха. Это не быстрый метод знакомства с новой отраслью деятельности. Технология непрерывности состоит из двух масштабных этапов:

Термин «непрерывность образования», примеры которого встречаются в современной жизни, подразумевает пять основных частей:

Что значит непрерывное образование

Непрерывное образование и самообразование

Самообразование – это твой выбор, основанный на личных предпочтениях, интересах. Индивид самостоятельно выбирает область работы, подбирает учебные материалы. Для получения знаний он не обращается к педагогам, не посещает университет, другие учебные заведения. Преимущество самообразования – в формировании ответственности. Основные задачи:

Основные задачи непрерывного обучения следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *