Что значит непосредственное общение

Разновидности общения. Непосредственное и опосредованное общение. Общение вербальное и невербальное, их взаимодействие. Межличностное, представительское, массовое общение.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие разновидности общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными и религиозными традициями того или иного народа. Если мимика, дающая ясное и четкое представление об эмоциональном состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или нормы приближения, различен в разных культурах.

Невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной окраски сказанного.

Несмотря на важность неречевых способов передачи информации, смысл сообщения, его содержание передается все-таки вербальным, или речевым, способом.

Умение правильно говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в Древней Греции. В настоящее время ему посвящено большое количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах, позволяющих сделать речь более красивой и убедительной:

— необходимо интонационно усиливать, выделять важные слова и подчинять им неважные;

— смена темпа речи придаст ей выразительность;

— до и после важных мыслей необходимо сделать паузу.

Самым трудным обычно является начало выступления. Оно должно быть кратким, достаточно одного или двух предложений, а иногда можно и вовсе обойтись без него.

Концовка речи – это тот элемент выступления, который помниться больше всего. Поэтому закончить свое выступление можно как подходящей к случаю цитатой, так и кратким резюме высказанных положений.

При произнесении речи важно смотреть не на пол или поверх собеседника, а на него. Выступление должно быть ясным, конкретным; если излагаемый факт является достаточно абстрактным, используйте примеры. Для усиления главного в излагаемом материале, эти мысли можно повторить, но не употреблять каждый раз одни и те же фразы. Не стоит пытаться охватить сразу много вопросов. Старайтесь избежать словесных штампов, избитых слов и выражений.

Если вы рассчитываете на активное участие в беседе партнера по общению, то переведите ее из рамок монолога, при котором возможна большая потеря информации, в форму диалога. Самым способом сделать это является применения вопросов: информационных, вызывающих к жизни более полную информацию; зеркальных, позволяющих обратиться к первооснове какой-либо мысли, т.е. с вопросительной интонацией повторяется заинтересовавшая часть сообщения собеседника; эстафетных, опережающих высказывание партнера, но не перебивающих, а помогающих ему.

Что значит непосредственное общение

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Это хорошо видно на примере переговоров делегаций разных стран или партий. Как личности участники переговоров могут испытывать друг к другу симпатии или, напротив, антипатии. Однако как делегаты они должны придерживаться той линии поведения, которая им предписана руководством страны или партии. Вследствие этого они будут улыбаться и проявлять знаки уважения ко всем представителям противоположной стороны, даже если те и не заслуживают этого, либо, напротив, станут держаться холодно и неприступно, не соглашаясь ни на какие уступки, несмотря на любезности со стороны своих визави. Все зависит от тех задач и установок, которые им даны изначально.

Очевидно, профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстает перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и как представитель огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.). Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение – это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.

Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель – дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или по крайней мере большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям.

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 41 ; Нарушение авторских прав

Источник

Общение может быть непосредственными опосредованным

Что значит непосредственное общение Что значит непосредственное общение Что значит непосредственное общение Что значит непосредственное общение

Что значит непосредственное общение

Что значит непосредственное общение

Виды общения.

Тема 2. Основные виды и типы общения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информация невербальными средствами.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут друг другу письма. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.

2. Массовое общение.

Представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним, но на самом деле никакого общения не происходит.

Это квазиобщение, т. е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.Приставка квази (от лат. quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.

Источник

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Непосредственное и опосредованное

Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.

Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.

Отступление от этих условий делает общение опосредованным.

Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.

При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно

(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).

Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).

Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.

Виды общения

Основными видами общения являются: Общение на уровне масок. Данный вид общения обезличен, поскольку вложить душу в каждый из тысячи ежедневных контактов попросту невозможно. Под контактами понимаются не только разговоры, но и безмолвные приветствия, взаимодействия на уровне глаз и т.д. В силу психологических особенностей человеку приходится формализовать общение, надевая маски. У каждого их может быть десятки – от вежливости и почтения, до брезгливости и безразличия. Такой вид общения является преградой для самовыражения, поскольку по привычке маска может быть надета при общении с друзьями или любимым человеком.

Манипулятивный вид общения. Особенностью такой коммуникации является то, что человек воспринимается как инструмент для получения пользы. В процессе общения может имитироваться заинтересованность, учтивость, внимательность и другие качества. Классическим примером, в этой связи, является ситуация с бутербродом. Муж просит жену приготовить ему этот нехитрый завтрак на работу, несмотря на то, что там есть буфет. Таким образом, он как бы демонстрирует свою бережливость и жене становится неловко претендовать на покупку новой шубы или других вещей.

Деловое общение. При таком контакте партнеры принимают во внимание вкусы, личные взгляды, возраст и характеры друг друга. Между тем, на первое место ставится исключительно общая цель, определяющая весь ход общения. Подобный стиль разговора свойственен не только деловым людям, но и многим семейным парам. Он позволяет исключить примитивные грубые контакты и сохранить нормальную психологическую обстановку в семье. Деловое общение, также присуще контактам в профессиональной сфере.

Игровой вид общения. Не случайно наши средневековые предки очень любили разнообразные обряды и театрализованные празднества. Гротеск и импровизация создает радостную приподнятую атмосферу. В межличностных отношениях контакты в форме игры свидетельствуют о неповторимости и богатстве участников общения. Поэтому не стоит считать игровой стиль общения бесполезным дурачеством.

Духовный вид общения. Контакты на духовном уровне являются наиболее персонализированными, обращенными к личности. Нередко они требуют немалых внутренних усилий, на которые способны далеко не все. Более того, когда попытка одного из участников общения перейти на духовный уровень сталкивается с холодным непониманием партнера, в их отношениях могут исчезнуть теплота чувств, раскованность, а доверие дать серьезную трещину.

Вербальное и невербальное общение

Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.

Вербальное и невербальное общение

Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.

Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:

Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.

Представительское и ролевое общение

В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.

И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).

Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).

Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.

Групповое общение

Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.

Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.

Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.

Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.

К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.

Наша презентация по теме:

Развитие общения

Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:
1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение пре­имущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.

2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет,. Переход к использованию языка как средства общения.

3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение пред­метной деятельности и игры. Становление произвольности в ис­пользовании разнообразных средств общения.

4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенству­ются средства общения. Разделяются и относительно самостоя­тельно развивается деловое и личностное общение.

5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры об­щения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.

Техника общения — совокупность конкретных коммуникатив­ных умений — говорить и слушать.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специа­листам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек — человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менед­жерам, педагогам и многим другим.

Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Это умение лежит в основе жизненного и профессионально­го успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать зат­руднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавли­вать контакты с деловыми партнерами, пациентами, их родственни­ками, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

Ритуальное общение

представляет собой некоторые ха­рактерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении пред­ставлена минимально.

Общение в диаде и внутригрупповое общение:

1.общение может протекать по-разному, если общаешься с дру­гим партнером или если речь идет о внутригрупповом обще­нии. Действительно, бывает так, что с подругой устанавливают­ся теплые, открытые отношения, а с учебной группой отноше­ния не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми и ни с кем в отдельности;

2.общение межличностное между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств общения (умения общаться);

3. общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся, и их формальный (должность) и неформальный статус (положение) в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлеж­ность к той или иной группе.

Уровни общения в группе (исследования А.У. Хараша)

2. Учитываются лично­стные особенности каж­дого.

3. Учитывается отно­шение друг к другу.

4. Учитываются общие нормы и способы ре­ализации общих целей.

Источник: Развитие общения Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения: 1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение пре­имущественно служит https://studopedia.ru/3_62945_razvitie-obshcheniya.html

Общение культур

Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).

На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).

Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири

Развитие общения

53. Развитие общения

Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.

В процессе филогенеза меняется содержание общения.

Это изменение проявляется в следующем:

1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.

Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;

2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;

3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:

а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;

б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);

в) изобретение и начало использования знаковых форм;

г) появление, совершенствование технических средств.

В онтогенезе общение развивается следующим образом (Немов, 1995):

1) от рождения до 2 – 3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;

2) от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;

3) от 8 – 10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;

4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.

Здесь начало разделения делового и личностного общения;

5) от 3 до 6 – 7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;

6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.

Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *