Что значит неотчуждаемость прав и свобод
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Смотреть что такое «НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно правового статуса человека в демократических государствах. Н.п.ч. означает, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, государство может… … Юридическая энциклопедия
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ — НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ — (см. НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
неотчуждаемость (неотъемлемость) прав человека — один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно правового статуса человека в демократических государствах. Означает, что права человека принадлежат ему от рождения и имеют естественный характер, государство может лишь… … Большой юридический словарь
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ (неотъемлемость) ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно правового статуса человека в демократических государствах. Означает, что права человека принадлежат ему от рождения и имеют естественный характер, государство может лишь… … Юридический словарь
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ — (неотъемлемость) ПРАВ ЧЕЛОВЕКА один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно правового статуса человека в демократических государствах. Означает, что права человека принадлежат ему от рождения и имеют естественный… … Юридический словарь
неотчуждаемость — (неотъемлемость) прав человека один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно правового статуса человека в демократических государствах. означает, что права человека принадлежат ему от рождения и имеют естественный… … Большой юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а тж. устанавливаемых конституцией обязанностей человека. Основными принципами К. п.с.ч. в современных демократических государствах являются неотъемлемость прав и свобод человека… … Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а т.ж. устанавливаемых конституцией обязанностей человека. Основными принципами К. п.с.ч. в современных демократических государствах являются неотъемлемость прав и свобод человека (см.… … Энциклопедический словарь экономики и права
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод,а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами К. п.с.ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека (см. Неотчуждаемость прав… … Юридический словарь
Конституционные права и свободы человека и гражданина
Статья 17 Конституции РФ провозглашает:
«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».
Статья 18 Конституции РФ провозглашает:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».
Статья 19 Конституции РФ провозглашает:
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.».
Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.
Положения главы 2 развивают установленную статьей 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции, но и иных, общепризнанных на международном уровне.
В действующей Конституции права и свободы в Российской Федерации регулируются на основе таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.
Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:
1) принадлежат индивиду от рождения;
2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;
3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.);
4) являются непосредственно действующими.
Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.
Конституционное закрепление естественных прав человека означает, что:
— федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;
— правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;
— физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными. Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.
Закрепленный в ст. 55 Конституции принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения.
Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Права и свободы человека и гражданина
В газете вы прочитали, что такой-то начальник-бюрократ нарушил права ветерана. По телевизору увидели и услышали, что в какой-то стране грубо нарушаются права человека. А учитель в школе говорит ученикам, что они не выполняют обязанности ученика, опаздывая на урок. Что такое права, свободы, обязанности гражданина? Прежде всего определимся, что понимать под правами и свободами. Права человека это нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие человеку возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).
Всегда ли они были присущи человеку? Обратимся к истории.
Каждый народ имел свое представление о правах и свободах. В древних Афинах их имел только свободный житель города, ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, с ними обращались как с животными. Древние римляне считали раба лишь «говорящей машиной». Чернокожие рабы Северной Америки также были лишены правового статуса «человек». Крепостные крестьяне России вплоть до 1861 года, т.е. до отмены крепостного права, могли жить только по барской воле, находились от него в личной зависимости.
Словом, права и свободы на протяжении длительного времени были привилегией лишь части населения. Прошли века, прежде чем в современном правовом государстве было достигнуто разумное соотношение между правами, свободами человека и его обязанностями, с одной стороны, а с другой — государственными и общественными интересами.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Эти права и свободы иногда называют естественными, так как они даны человеку от рождения независимо от того, записаны они в законе или нет, и не зависят от воли и желания государства. Они как бы определены самой природой человека, без них он не может существовать как полноценная личность. Права и свободы принадлежат каждому жителю России не потому, что они дарованы ему парламентом или президентом, а в силу того, что он родился на свет и живет в России. Основные права, свободы и обязанности неотъемлемы (неотчуждаемы) от личности и, следовательно, нерушимы. Требование нерушимости одинаково обязательно и для государства, и для человека. Провозглашая естественный характер основных прав, свобод и обязанностей, государство тем самым признает независимость и самостоятельность личности, суверенитет в отношениях с ней, обязуется признавать их и оберегать всеми имеющимися средствами.
Основные права и свободы человека и гражданина — это такие объективно сложившиеся в результате развития человечества элементарные, наиболее важные блага и условия безопасного, свободного существования личности в обществе и государстве, которые государство обязано признать, соблюдать и защищать в порядке, установленном Конституцией. Это наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством.
Правовое положение людей определяется нормами всех отраслей права, характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. Однако их соотношение не одинаково для всех жителей России. Ущемлены интересы каких-то групп людей? Нет! Чтобы было более понятно, давайте рассмотрим с вами понятие гражданства, именно с ним закон связывает соотношение объемов прав, свобод и обязанностей.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Только они могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности в государственном аппарате, нести обязанность по защите Отечества и т. д. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за пределами страны.
Гражданство означает не только формальную принадлежность к государству, но и участие в его делах. Именно для этого гражданин наделяется большим объемом прав, свобод, обязанностей, чем просто житель данной территории.
Теперь можно сделать следующий вывод: права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории России, они не связаны с волей и желанием государства. Права гражданина зависят от государства, производны от принадлежности лица к тому или иному государству.
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации и во втором разделе Конституции Республики Татарстан. Там нашли отражение важнейшие принципы, определяющие статус личности. К ним относятся:
Принципы правового положения личности в Российской Федерации и Республике Татарстан:
Основные права, свободы и обязанности являются непосредственно действующими. Непосредственность действия основных прав и свобод означает, что именно они, а не общественные или государственные интересы, должны определять смысл деятельности всех государственных органов, и в первую очередь органов правосудия. Это означает, что если при рассмотрении конкретного дела, связанного с нарушением прав и свобод личности, будет отсутствовать необходимый правовой акт или этот акт противоречит статье Конституции, то суд или другой орган, рассматривающий дело, обязан принять решение, прямо сославшись на конституционную норму; защищающую права личности.
Принцип юридического равенства означает, что все равны перед законом и судом и обладают равными правами независимо от каких-либо социальных, имущественных, региональных и иных условий и обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 20 Конституции РТ).
Принцип гарантированности прав и свобод означает обеспеченность их реализации и защиты общесоциальными условиями, а также специальными юридическими средствами. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан закрепляют общие юридические условия, средства и способы обеспечения прав и свобод, которые охраняют граждан от незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Они позволяют людям реализовывать свои права и свободы. Прежде всего — это демократический, правовой и социальный характер российского государства, построение государственного аппарата по принципу разделения властей, реализация принципа свободы экономической деятельности при равенстве всех форм собственности. Кроме того наличие специальных органов, наблюдающих за конституционной законностью и соблюдением прав и свобод, а также деятельность всей судебной системы и других правоохранительных органов.
Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на пять групп.
Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина:
Каждая группа прав и свобод охватывает определенную сферу жизнедеятельности человека, отражает многообразие экономических, социальных и культурных отношений, в которые может вступать каждый человек. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан скорректировали их содержание и объем в соответствии с международными стандартами в области прав человека и изменили их место в системе основных прав и свобод человека и гражданина.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по защите прав и свобод человека в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Принципы прав человека
Понятие принципов прав человека
Понятие «принцип» может быть рассмотрено с логической, философской, юридической позиции.
В философии принцип определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которых может быть какая-то основная мысль, идея, служащая для построения теории, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности. В целом же под принципом понимают основное начало, определенную методологическую или нормативную установку, правило и постулат.
Современная юридическая наука исходит из понимания принципа права как основного, исходного начала, положения, идеи, которые выражают сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, пронизывают все правовые нормы, играют роль жизненной силы, обеспечивая единство и согласованность всех элементов правовой системы.
Основными общими признаками принципов права являются абстрактность, высшая степень обобщенности, фундаментальность, универсальность, системность, стабильность, устойчивость, объективный характер и независимость от произвольного усмотрения законодателя.
Принципы права могут закрепляться в различных его источниках или выражаться в устойчивой юридической практике. Их назначением является создание внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также непосредственное регулирование общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости. Общеобязательность принципов права проявляется в том, что не только государственное управление должно строиться в четком соответствии с их предписаниями, но и деятельность всех лиц должна быть основана на их требованиях. Уровень реализации требований правовых принципов в повседневной жизни является индикатором гармоничного взаимодействия государства и личности.
Наиболее ярко это взаимодействие проявляется в принципах прав человека, определяющих ценностные приоритеты в пользу индивида, его свободного развития. Принципы прав человека представляют собой идеи о сущности и социальном назначении прав и свобод человека, выступающие в качестве целей и ориентиров для их фактической реализации.
Как самостоятельный, независимый и неотъемлемый институт демократического правового государства права и свободы человека составляют основу юридического статуса личности в ее взаимоотношениях с органами публичной власти. Только они позволяют человеку противостоять незаконному вмешательству государства в частную жизнь и предъявлять к нему требования о выполнении обязательств по их признанию, соблюдению и защите.
Принципы прав человека в их единстве и внутренней согласованности являются компонентами единой системы, направленной на достижение общей цели по обеспечению основных прав и свобод. В изоляции друг от друга их действие по достижению данной цели затруднительно. Поэтому практическое осуществление принципов прав человека зависит не только от собственного содержания, но и от эффективности взаимодействия с другими элементами системы.
Принципы прав человека действуют во всех отраслях права. Отраслевые и межотраслевые принципы, конкретизируя содержание принципов прав человека в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, производны от этих принципов, представляя собой проявление общего в особенном. В этой связи принципы прав человека вполне обоснованно могут быть включены в любую систему отраслевых или межотраслевых принципов как подсистема «первого порядка».
В основе всей системы принципов прав человека лежат такие понятия, как «справедливость», «законность», «гуманизм», «социальная свобода», «солидарность», «толерантность» и др.
В справедливости находит отражение имманентно присущее праву начало «соразмерности», «пропорциональности», «юридической меры». Этим критериям справедливости должно соответствовать не только поведение всех участников общественных отношений как объект правового регулирования, но и сами нормы правовых актов, регулирующие эти отношения. Идеи справедливости, воплощаясь в правосознании законодателя, правоприменителя, гражданина, впоследствии выражаются в действующем законодательстве, практике его применения, в правомерном поведении субъектов правоотношений. Справедливость выступает критерием, посредством которого оцениваются взаимоотношения между личностью и властью, поведение всех субъектов в правовом поле. Существенным показателем полноценности правовых установлений с позиции справедливости выступает их строгая согласованность с общепризнанными стандартами прав и свобод человека, с принципами их приоритета и защиты. Только справедливый закон носит правовой характер и является гарантией прав человека в любом государстве.
Социальная свобода проявляется в том, что каждый человек имеет собственную систему ценностей, представления о добре и зле, в соответствии с которыми самостоятельно выбирает направления реализации своих прав. Но в любой ситуации человеческий выбор определяет позицию из ряда возможных, т.е. действия всегда должны совершаться в рамках дозволений правовых норм. Зафиксированные в законе права и свободы призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида, и вместе с тем определяют границы этой свободы. Предоставление безграничной свободы может привести к произволу и анархизму, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных и публичных интересов. Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможные ущемления их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Свобода каждого как высшая ценность ограничивается свободой других.
Поддержка, взаимопомощь, единение, сотрудничество характеризуют солидарность прав человека. Она основана на взаимном признании прав, добросовестном исполнении обязанностей, на ответственности за собственные действия. В солидарности воплощается понимание того, что права человека одновременно являются и правами других лиц. Общество, реально стремящееся к устойчивому и стабильному развитию, несет ответственность за социальное благополучие всех своих членов, осуществляя коллективную и солидарную защиту прав каждого.
Важную роль для реализации принципов прав человека играет понятие «толерантность»,, которое означает принятие и правильное понимание различных форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности, уважительное и терпимое к ним отношение. Однако толерантность нельзя отождествлять с отказом от своих убеждений либо снисхождением и попустительством к социальной несправедливости. Толерантность есть не что иное, как готовность принимать людей такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и равноправия, вне зависимости от одобрения или неодобрения их действий и взглядов.
Идеи справедливости, законности, социальной свободы, солидарности и толерантности оказывают фундаментальное влияние на правовую систему любого общества, раскрывая, в том числе, природу и сущность принципов прав человека, способствуя единому пониманию их смысла, назначения и процесса реализации.
Таким образом, принципы прав человека, представляя собой единую систему, проявляются во всех отраслях российского права, влияют на содержание и направленность правовых предписаний. Уровень обеспеченности принципов прав человека является важнейшим показателем качества и результативности взаимодействия государства и личности.
Общая характеристика принципов прав человека
Принципы прав человека в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, посредством которой во взаимодействии с внешней средой осуществляется регулирование социально значимых отношений в области обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
В то же время единого подхода к определению перечня принципов прав человека до настоящего времени юридической наукой не выработано. Отсутствует и официальный документ, который бы исчерпывающим образом закреплял данные принципы. Поэтому их наличие и содержание определяется как на основе толкования норм международного права, важнейших международных соглашений в области прав человека, так и путем анализа соответствующих конституционных установлений.
Международно-правовые принципы прав человека представляют собой наиболее общие ориентиры соблюдения и защиты прав и свобод личности, отклонение от которых недопустимо. Они закрепляются в международных конвенциях, декларациях, резолюциях, важнейшими из которых являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Содержание вышеуказанных международных актов позволяет констатировать, что к основным международно-правовым принципам прав человека относятся, в частности: признание достоинства личности, всеобщность, универсальность, единство и неделимость, равенство (равноправие), неотчуждаемость, неотъемлемость, уважение прав и свобод.
Достоинство человека является нематериальным благом, принадлежащим в равной степени каждому с момента рождения. Человек имеет право на меры со стороны государства для поддержания его достоинства, исключающие бесчеловечное и унижающее обращение и наказание. Признание достоинства личности утверждает значимость, социальную ценность, неповторимость каждого индивида вне зависимости от занимаемого им положения в обществе.
Принцип всеобщности и универсальности прав человека означает, что они принадлежат всем людям, вне зависимости от конкретных жизненных обстоятельств, в том числе экономической и политической системы государства, его международного статуса. Основные права и свободы человека должны соблюдаться повсеместно. Исключением выступают некоторые политические права, для реализации которых необходима тесная правовая связь лица с государством в виде гражданства (подданства), а также возможные ограничения прав в ситуациях, связанных с необходимостью поддержания государственной безопасности, общественного порядка, обеспечения здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц.
Принцип единства и неделимости прав выражается в том, что они представляют собой единое целое, взаимозависимы и взаимообусловлены. Нарушение одного права непременно оказывает негативное влияние на другое, что не позволяет говорить об их соблюдении. Неделимость прав человека выступает препятствием на пути его дискриминации по любым основаниям, способствуя реализации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.
В то же время равенство не ограничивается предоставлением равных прав, а включает в себя и возложение равных обязанностей. В случае неисполнения обязанностей государство вправе применить меры юридической ответственности к нарушителям, которые также должны быть равны при одинаковом уровне их поведения.
Принцип неотчуждаемости прав человека состоит в недопущении для индивида возможности отчуждения или отказа от прав и свобод, гарантируемых в соответствии с международно-правовыми соглашениями. Неотъемлемость раскрывается в запрете необоснованного лишения и умаления прав и свобод.
Международно-правовые принципы прав человека устанавливают для государств единые стандарты, реализация которых должна осуществляться главным образом на внутригосударственном уровне. В основных законах государств, как правило, не только устанавливается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, но и предусматриваются собственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Так, в Конституции Российской Федерации дополнительно к вышеуказанным международно-правовым постулатам закреплены принципы непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством и судебной защиты, единства прав, свобод и обязанностей, недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц и др.
Принцип непосредственного действия прав и свобод выражается в верховенстве прав и свобод, определяющих истинный смысл закона, влияющих на правоприменительную практику и обеспечивающихся правосудием. Все нормативные и правоприменительные акты и действия (бездействие) должны не только соответствовать правам человека, но и быть обусловленными их смыслом и содержанием.
Принцип гарантированности прав и свобод государством означает обязанность государства с помощью соответствующих экономических, политических, правовых условий обеспечить фактическую беспрепятственную реализацию прав и свобод. Гарантии придают правам и свободам реальный, действующий характер, ограждая их от возможности незаконного ограничения.
Основной гарантией прав и свобод человека и гражданина является реализация принципа судебной защиты, предполагающего возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, при условии установления правомерности соответствующих требований и формализации в судебном решении. Универсальность судебной защиты проявляется в том, что все конфликты и споры разрешаются судом в процедуре, соответствующей общепризнанным стандартам правосудия, обеспечивающей равную возможность состязательного участия в ней заинтересованных лиц. При этом судебное решение должно выноситься в пользу того участника судебного спора, чьи права действительно нарушены или находятся под угрозой нарушения в результате противоправного поведения или неправомерного оспаривания, и предусматривать при необходимости применение мер государственного принуждения к виновным лицам. Тем самым принцип судебной защиты обеспечивает неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни, упорядочивая взаимоотношения ее участников на основе разумного баланса их интересов, не совместимого с реализацией противоправных потребностей.
Принцип единства прав, свобод и обязанностей состоит в том, что права и обязанности корреспондируют друг другу. Реализация права обеспечивается исполнением соответствующей обязанности, а существование обязанности имеет смысл только тогда, когда есть право требовать ее исполнения. Устанавливаемые государством юридические обязанности, как активные, так и пассивные, а равно меры ответственности за их нарушение или неисполнение, являются средством правового регулирования, способом укрепления конституционности, законности и правопорядка, обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности.
Принцип недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц означает использование управомоченными субъектами своих прав в строгом соответствии с их ролью, функцией, социальным назначением, с исключением последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам иных лиц. Реализация своих правомочий не должна превышать дозволенные пределы осуществления, быть проявлением недобросовестного поведения.
Принципы прав человека имеют фундаментальное значение для построения и совершенствования всей системы прав человека. Они определяют наиболее актуальные направления развития законодательства о правах человека, способствуя устранению противоречий и восполнению пробелов в праве. Наиболее полная реализация принципов прав и свобод человека обеспечивается лишь в условиях их всеобщего уважения и взаимной ответственности государства и личности.
Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина
На протяжении всей истории развития человечества уважение достоинства личности, ее прав и свобод всегда имело непреходящее значение.
Универсальные международные источники о правах человека исторически связывают уважение с идеями свободы, равенства, справедливости, неприкосновенности личности, имущества.
Дальнейшими шагами в области развития уважения как универсального принципа прав человека явились следующие документы: Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточения за морями (1679 г.); Билль о правах (1689 г.); Декларация независимости США (1786 г.); Билль о правах (1791 г.) Великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства; французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и др.
Уважение прав означает: свободу, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц; приоритет закона; гарантии неприкосновенности личности, ее имущества; равенство перед законом; справедливость; гуманность. Именно в таком аспекте уважение как универсальный принцип прав человека находит свое выражение в исторических источниках о правах человека и гражданина.
Особое значение среди них имеет французская Декларация прав человека и гражданина. Поясним почему. В преамбуле Декларации принцип уважения впервые выражен терминологически. При этом речь идет не об уважении прав личности, а об уважении гражданами институтов власти на основе сравнительного анализа целей, ради которых они созданы. В документе подчеркивается, что Декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала бы их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время логично было бы сравнить с целью каждого политического института, получили большое одобрение.
В Декларации названы исторические причины общественных бедствий, неуважительного отношения к личности: невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими.
Практическая сторона обозначенного момента очевидна. Она позволяет законодателю: во-первых, разрабатывать либо конкретизировать нормы, базирующиеся на бессрочном характере действия принципа уважения; во-вторых, создавать более эффективные механизмы защиты чести и достоинства личности, даже после их смерти. И такие нормы закреплены в действующем законодательстве. В Гражданском кодексе РФ записано: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства и после их смерти» (ч. 2 ст. 152). Статьи 243-244 УК РФ объявляют преступными действия, связанные соответственно с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры, надругательством над телами умерших и местами их захоронения.
В Декларации прав человека и гражданина уважение идей свободы выражено двояко: уважение обществом и государством свобод отдельного индивида; уважение индивидом права на свободу других лиц. Ограничение реализации этого права возможно только в пределах закона и с учетом взаимных интересов общества и личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом» (ст. 4).
Весь этот великий «памятник» прав человека пронизан духом гуманизма, уважения чести и достоинства личности, он имеет непроходящее историческое значение в культурном наследии человечества.
В-третьих,, уважение закрепляется в качестве нравственной составляющей либо предпосылки осуществления прав, минимально допустимых на основе закона его ограничения. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., речь идет об осуществлении права на самоопределение и уважения этого права (ч. 3 ст. 1), об уважении свободы родителей при выборе образовательного учреждения (ч. 3 ст. 13) и т.д.
Во Всеобщей декларации прав человека сформулировано положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (ч. 2 ст. 29).
В-пятых, уважение как принцип прав человека и гражданина диалектически связан с принципом уважения прав народов, служит гарантией их осуществления. Этот тезис вытекает из смысла международных документов, в частности Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., где утверждается, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав и свобод человека. ».
Венская программа действий, как никакой другой ранее принятый международный документ, за исключением Устава ООН, особо отметила, что «уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека» (п. 15).
Венская декларация определила новые сферы научного прогресса, которые могут привести к нарушениям прав человека, неуважительному отношению к ним. Речь идет о биомедицине, биологических науках, информационных технологиях. В связи с этим конференция призвала международное сообщество сотрудничать в целях обеспечения полного уважения прав и достоинств человека.
Всемирная конференция рекомендовала государствам усилить координацию действий в поддержку прав человека и основных свобод в рамках системы ООН, а также способствовать укреплению и созданию учреждений, обеспечивающих защиту прав человека, особенно наиболее уязвимых групп населения. Конференция обратила внимание государств на необходимость обучения вопросам прав человека, которые должны содержать изучение проблем обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости (п. 80 Венской декларации).
Немаловажную роль с точки зрения развития уважения как универсального принципа прав человека и гражданина играет Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп, органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г. Во-первых, в ней подтверждается значение Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и других международных документов как приоритетов международных усилий по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Во-вторых, подчеркивается, что главная ответственность и обязанность поощрять и защищать права человека лежит на государстве. В-третьих, признается право и обязанность отдельных лиц, групп, ассоциаций поощрять уважение прав человека и основных свобод и содействовать осведомленности о них на национальном и международном уровнях. В-четвертых, отчетливо выражается идея о том, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становятся главными предпосылками развития общества.
В международных документах регионального характера (документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) принципу уважения уделяется еще большее внимание. Достаточно обратиться к Заключительному акту совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где данному принципу посвящена глава VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». В рамках такого подхода государства-участники взяли на себя следующие обязательства: признавать и уважать свободу личности; признавать и уважать единолично или совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести; уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; признавать и уважать всеобщее значение прав человека и основных свобод; уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях.
Кроме того, в названных документах уважение «обрастает» целым арсеналом новых прав и свобод: право государств СБСЕ на установление своих законов, административных правил, практики и определение политики; право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека; право родителей на выбор образовательного учреждения; право на преподавание и получение религиозного образования; право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания по своему выбору.
Эти документы ориентируют на развитие демократии, мира и единства в Европе, экономическую свободу и социальную справедливость, ответственное отношение к окружающей среде. Они однозначно поощряют такую экономическую деятельность, которая осуществляется при уважении и утверждении человеческого достоинства, а также такую эффективную правовую защиту личности от административных решений, которая гарантирует уважение основных прав и не наносит ущерб правовой системе.
В международных актах важная роль отводится судебной системе и деятельности правоохранительных органов в вопросах уважительного отношения к гражданам. Эти документы ориентируют сотрудников при наведении общественного порядка действовать в общественных интересах с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовать соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие целесообразности правоохранительных действий.
Сущность принципа уважения сводится к максимально почтительному отношению к воле народа, территориальной целостности, суверенитету, правам и свободам человека и гражданина. Содержание принципа включает: уважение основ конституционного строя и демократии; уважение территориальной целостности; уважение прав разных народов и национальных меньшинств; уважение прав человека; уважение национальных обычаев и традиций.
Научное определение данного понятия можно сформулировать: уважение как принцип конституционного права есть максимально почтительное отношение к народу как источнику власти, выбору им путей общественного развития, форм демократии, основ конституционной государственности, а также к правам и свободам человека и гражданина.
В Конституции России термин «уважение» используется лишь в преамбуле и в ст. 82. В равной степени это относится и к некоторым конституциям стран СНГ, Балтии, Республики Армении, Грузии и др. 1 Однако это не означает отсутствия его реального выражения. Ст. 2 Конституции РФ пронизана духом гуманизма и уважения к личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».
Уважение служит важнейшим фактором поддержания обычаев и традиций, сотрудничества и взаимопонимания народов и поколений между собой. В Конституции Республики Кыргызстан утверждается: «Уважение к старшим, забота о родных и близких является священной традицией народа Кыргызстана» (ст. 26). В Основном законе Республики Беларусь закрепляется положение, согласно которому «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» (ст. 52).
Таким образом, понятие «уважение» во всем его многообразии обладает значительным моральным весом, однако оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц.
Принцип взаимной ответственности государства и личности
Обеспечение принципов прав человека, реализация всего комплекса его личных, социально-экономических и других прав и свобод свидетельствует о достигнутом в обществе уровне взаимодействия государства и личности. Это взаимодействие должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и безусловном признании в качестве высшей ценности каждой личности, ее прав и свобод.
Для интересов личности, общества и государства характерно взаимопроникновение, взаимообусловленность и в то же время несовпадение, а иногда и противоречие. Это обусловлено объединением в государственном интересе двух взаимоисключающих начал: общественного и личного. Приоритет одного из них в ущерб другому порождает негативные последствия. Так, гиперболизация интересов власти может привести к тоталитаризму, подавлению индивидуальности. Преувеличение прав и свобод личности чревато анархией, отсутствием порядка.
Термин «ответственность» используется и в преамбуле Основного закона, выступая в качестве мотивации принятия Конституции и составляя основу основ конституционного строя, поскольку определяет фундамент взаимоотношений народа и государства, предопределяет обязанность личности защищать общество и служить ему, уважать государство, которое, в свою очередь, обязано обеспечить охрану личности, ее жизни и здоровья, имущества и прав.
Сущность принципа взаимной ответственности государства и личности может быть определена с точки зрения широкого и узкого подходов, границей между которыми выступает факт нарушения прав и законных интересов публичных и частных субъектов в результате неправомерных действий либо иных событий.
В широком значении принцип взаимной ответственности государства и личности выражается в установлении такой системы взаимоотношений между индивидом и властью, при которой государство предоставляет возможность личности свободно реализовывать свои права и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные), создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность по их обеспечению и защите, а личность, в свою очередь, обязана использовать данные права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов, противоправного поведения.
Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право. Поэтому применение в необходимых случаях санкций, мер государственного принуждения служит одной из важных юридических гарантий нормального функционирования всего общества. Выраженное в ответственности ограничение прав и свобод обусловлено необходимостью соблюдения общепризнанных и естественных правил человеческого общежития, основанных на принципах гуманности, справедливости, нравственности. В то же время это ограничение не происходит произвольно, а подчиняется правовым установлениям.
В узком смысле принцип взаимной ответственности государства и личности включает следующие элементы:
В сочетании с принципами прав человека взаимная ответственность государства и личности представляет собой систему, являющуюся непременным условием правового взаимодействия личности и власти, посредством которого обеспечивается их правомерное поведение, соответствующее и общественным и личным интересам.
Целью принципа взаимной ответственности власти и личности выступает не только достижение баланса их интересов, уравновешивание их в правах, но и предоставление каждому индивиду безотказно действующих механизмов реализации неотъемлемых прав и свобод. В то же время деятельность органов государственной власти не лишена недостатков, нередки факты злоупотреблений своим положением, нарушения прав частных лиц, не получающих должной защиты в российских судах.
Исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись восстановления своих прав, каждый гражданин может воспользоваться предоставленной ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможностью обратиться в межгосударственные правозащитные органы. Таким органом, в первую очередь, выступает Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого признана Российской Федерацией общеобязательной при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейский Суд является уникальным органом, вырабатывающим стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы. Его прецеденты оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях (уголовный и гражданский процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и т.д.).
При этом Европейский Суд не подменяет собой национальной юрисдикции государства. Его работа построена на принципе субсидиарности, согласно которому Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, т.е. государству предоставляется первоочередная возможность исправить предполагаемые нарушения прав и свобод.
Европейским Судом по правам человека выявлен целый ряд систематически повторяющихся, однотипных нарушений российскими властями положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причинами которых выступает несовершенство действующего законодательства либо сложившейся правоприменительной практики. В их числе: длительное неисполнение или задержка исполнения вступивших в законную силу судебных актов, нарушения разумных сроков судебных разбирательств в национальных судах, длительность судебных разбирательств, нарушение запрета пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращение и т.д.
В выносимых постановлениях Суд лишь констатирует нарушение положений Конвенции по правам человека, не имея права обязать государство изменить или отменить действующее законодательство, пересмотреть решение, поскольку это явилось бы попыткой нарушить суверенитет государства, вмешаться в осуществление правосудия. Государство-нарушитель имеет самостоятельность и широкое усмотрение в путях, способах, порядке и сроках принятия общих мер по устранению выявленных Судом недостатков.
Под влиянием прецедентной практики Европейского Суда по правам человека в России происходит комплексное реформирование действующего законодательства, ориентированное на создание действенных механизмов осуществления прав и свобод человека, соответствующих европейским стандартам. Таким образом, деятельность Европейского Суда является дополнительной гарантией обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.