Любовь – это научится брать на себя ответственность за своё неоднозначное решение.
Неоднозначностькак качество личности – склонность принимать неопределённые решения, допускать высказывания, остроты, которые, в силу их двусмысленности, спорности и противоречивости, можно понимать по-разному; совершать поступки, затрудняющие возможность дать им однозначные оценки.
Один человек объяснял слепому от рождения, что и какого цвета, а слепой всё внимательно слушал и старался запомнить. — Розы красные, листья зелёные, небо голубое, — повторял он за зрячим, как заклинание. Услышал это прохожий и спросил: — Зачем ты всё это ему рассказываешь? — Ну, как же, — возмущённо сказал тот, — должен же он знать, что и какого цвета.
— Но зачем это ему, он ведь от твоих знаний не прозреет и не начнёт различать цвета и оттенки. Ты бы лучше сначала помог ему излечиться от его недуга, а уж потом познакомил бы его с цветами, тогда он будет способен видеть и различать всё своими глазами, а не станет полагаться на кого-то. Тогда не будет надобности в поучениях, ибо он сам всё увидит своими глазами. А пока он слеп, что проку ему знать, что небо голубое, а розы красные?
Тем более что, всё неоднозначно: розы не всегда красные, есть жёлтые, белые, розовые, и листья не всегда зелёные, осенью они бывают жёлтыми и красными, да и небо не всегда бывает голубым, во время грозы оно серое, ночью — чёрное, а вечером бывает красное, розовое или оранжевое.
Поэтому лучше не давать человеку однозначное знание, оно не принесёт пользы ни этому человеку, ни другим. Он привяжется к однозначному знанию и сделает из него идола и, не будучи способным видеть реальность, станет враждовать со всеми, кто не примет «его истину» за единственно верную.
Если в человеке прописалась неоднозначность, он будет неоднозначно шутить, неоднозначно высказываться, совершать неоднозначные поступки, принимать неоднозначные решения. Слушая его, так и не придёшь к однозначному выводу, что он сказал и что действительно сделал.
— Когда я был в пустыне, — сказал однажды Насреддин, — я заставил бежать целое племя наводящих ужас кровожадных бедуинов. — Однако, как вы это сделали? — Легко. Просто я побежал, а они побежали за мной.
Неоднозначную личность с хвостом годов оценить крайне сложно. Очень уж неоднозначны её решения и поступки. К примеру, до сих пор мы не можем однозначно оценить Ленина, Сталина, советский период нашей истории, не можем однозначно сказать, что было благом, а что горем и страданиями.
День Колумба – неоднозначный праздник: для кого-то открытие Америки является праздником, а большая часть человечества завалила бы Колумба золотом, лишь бы только отговорить его от путешествия в «Индию».
Люди часто называют триумфом и успехом то, что на самом деле крайне неоднозначно. Неэкологичный успех однозначно считать успехом нельзя. Достичь в чём-то успеха – замечательная цель. Но если она достигается неграмотно, неэкологично, в отрыве от цели – счастье, то есть с разрушением внутреннего мира своей личности, тогда в жизнь человека приходит разочарование и уныние. Нужно не просто чего-то достичь. Это даже не половина дела. Нужно идти к целям, соблюдая законы мироздания, находясь в гармонии с самим собой. Тогда успех будет экологичен и однозначен. Тогда человек будет испытывать счастье от достигнутой цели.
К примеру, что толку в таком неоднозначном успехе? Молодой мужчина поставил перед собой цель к пятидесяти годам заработать миллион долларов. Вкалывал от зари до зари, рисковал, забывал про сон и отдых. К поставленному сроку добился воплощения своей цели в жизнь. Вроде планка взята, а счастья нет. В душе опустошенность и разочарование. А почему? Здоровье от непосильной работы разрушено. Отношения в семье оставляют желать лучшего. Дети безразличны к отцу и только ждут, когда он «сыграет в ящик». Жена – чужой человек. Мужчина вспоминает, каким он был добрым, открытым, целеустремленным и уверенным в себе. Куда всё делось? Сейчас перед зеркалом сидит озлобленный, раздражительный и неуверенный в себе человек. Словом, когда человек стремится к успеху, развивая в себе при этом низшие качества личности, он необычайно далек от успешности, наоборот, он не прогрессирует, а деградирует.
Однозначная успешность – это когда человек чего-то достиг и одновременно понимает, что стал от этого только лучше. Вот это и есть унисон успеха и счастья. Внутренний мир стал богаче и краше. Когда успех достигается посредством разрушения своего внутреннего мира, это однозначно не успех, а горе и беда. Когда окружающие завистливо твердят о твоей крутости и успешности, а ты ощущаешь, что твоя личность разрушена – это иллюзорный, неоднозначный успех, обманка, которой можно замылить глаза окружающим, но только не своей совести.
За невольно высказанную неоднозначность можно и серьёзно пострадать. В сталинские времена один доброжелатель написал донос на поэта Исаковского: «Слова данного поэта, — писал бдительный товарищ, — в песне «Лучше нету того свету…» звучат с пластинок и разносятся с помощью радио на весь Советский Союз, в том числе и известная строчка «Как увижу, как услышу». Но прислушайтесь внимательно, и вы уловите нечто другое. «Каку вижу, каку слышу» — вот как звучит «этот текст, если прислушаться». Бдительный товарищ предлагал пригласить поэта Куда Надо и задать ему прямой вопрос: «Что это? Ошибка или злой умысел?» Заодно автор письма сообщал, что он уже сигнализировал об этом вопиющем факте в местную газету, однако ответа до сих пор не получил. «Упорное молчание газеты, — делал вывод бдительный товарищ, — поневоле наводит на мысль, не находится ли редактор в преступной связи с поэтом Исаковским, а если находится, не является ли это признаком разветвленной вредительской организации?»»
Неоднозначность – близкая подруга двусмысленности. Двусмысленность как качество личности – склонность использовать интонации, слова, жесты, намёки, допускающие двоякое толкование, имеющие двоякий смысл; проявлять двойственность, уклончивость, отсутствие прямоты.
– Соседка, давай, помогу сумку донести… — Не дам! – Так и не дашь? – Да. Сумку – нет!
У парня родился ребенок. Через некоторое время его встречает приятель: — Поздравляю! Как себя чувствует молодой отец? — Как мокрая соль в солонке! — В каком смысле…?! — Не высыпаюсь!
Историки не могут однозначно ответить, за что инквизиция сжигала «ведьм». Есть версия, что инквизиторы сжигали ведьм не потому, что их ненавидели, а потому что им просто не хватало женского тепла.
1. допускающий различное понимание, оценку ◆ Именно в ту пору его столь неоднозначного триумфа я с ним познакомился. Константин Ваншенкин, «Писательский клуб», 1998 г. (цитата из НКРЯ)
2. двусмысленный, противоречивый ◆ Народ, «большинство», всегда в России было понятием неоднозначным. Георгий Бурков, «Хроника сердца», 1953–1990 г. (цитата из НКРЯ)
3. матем. состоящий из нескольких знаков
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова премьерша(существительное):
Синонимы к слову «неоднозначный»
Предложения со словом «неоднозначный»
Сочетаемость слова «неоднозначный»
Что (кто) бывает «неоднозначным»
Понятия, связанные со словом «неоднозначный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «неоднозначный»
У меня к ней весьма неоднозначное отношение в силу того, что вышеперечисленные группы веществ оказывали видимые изменения на кожу моих пациентов в отличие от этих.
Если говорить в целом об использовании полиграфа в кадровой работе, то нельзя пройти мимо проблемы неоднозначного отношения к этому вопросу.
Из того, что сохранилось и может быть расценено как отражение неоднозначной ситуации на экране, легко составить разноплановую картину репертуара.
Это умение видеть сложность, не искусственную усложненность, а реально существующую сложность явлений, событий, предметов. Умение увидеть в объекте исследования не один смысл, а множество различных смыслов.
Такое умение не возникает сразу. Оно приобретается с мудростью и опытом. Со знанием жизни. Приобретается через страх Господень, когда человек ищет истину и мудрость.
Однако же, реальность, конечно же, совсем иная. Человек – весьма сложное и неоднозначное существо. В нем постоянно борются, преодолевая друг друга, и добро и зло. Бог и дьявол ведут войну за него. И кто победит, возможно, решится лишь в последнее мгновение пребывания человека на земле.
Помните, как сказано об этом в Библии? Добрый сеятель посеял на поле семена добра. А злой, пока хозяин поля спал, посеял семена зла. И оба вида семян растут на одном поле, и приносят свои плоды. И когда хотели благочестивые работники выкорчевать все злые семена, Господь их предостерег не делать этого. Чтобы вместе со злыми семенами, они не повредили и добрых. Эту тонкую работу Всевышний доверил не людям, а ангелам. И то, в свой срок, когда семена принесут свои плоды и те станут явными.
А может быть, злые семена также посеяны с допуска Всевышнего? И каким то сложным образом они способствуют развитию человека? Ведь недаром говорится, что характер человека выковывается лишь в борьбе, а искусность приобретается в борьбе с искушениями. Значит, нужны эти искушения, значит и для чего-то допускает Всевышний и зло. Недаром существует и такая поговорка – наши недостатки – суть продолжение наших достоинств. И наоборот.
Неоднозначный взгляд видит реальную сложность проблемы. А однозначный – как правило, лишь только судит и осуждает. Ибо он не видит сложной реальности происходящего.
К примеру, когда человек с однозначным, примитивным мышлением видит грех в другом человеке, то он осуждает не только этот грех, но и самого человека. Почему? Неужели же он не знает, что грех нужно ненавидеть, а самого грешника любить? Часто бывает, что знает, однако не может с собой совладать. Ведь для того, чтобы любить человека нужно видеть в нем хотя бы что-то доброе. А наш судья видит только злое, только грех. Поэтому и не способен любить.
Чтобы в каждом человеке видеть добро, и нужно обладать неоднозначным мышлением. Нужно учиться видеть благо даже в явном зле, из ничтожного стараться извлекать драгоценное, как говорит об этом Библии. Это – трудный путь духовного совершенствования. Но его не миновать тому, кто любит и ищет истину.
Я хочу, чтобы в мир вернулась классическая чистота,
при которой дерьмо называлось дерьмом, а ангел — ангелом.
В жизни нет ничего однозначного. И это однозначно!
Когда все точно знают, что нельзя – тогда и жизнь проще.
В этом мире нет ничего однозначного: что с одной стороны хорошо, то с другой — плохо!
Однозначностькак качество личности – способность излагать свои мысли и действовать совершенно ясно, просто и определённо, не допуская неконкретности, нечёткости, двоякого понимания и толкования.
Если вы постучали по арбузу, а из него постучали в ответ, то это однозначно плохой арбуз.
Грузин прибегает к венерологу: — Доктор. У меня проблемы! — ОК, раздевайтесь, посмотрим. Грузин раздевается, доктор смотрит и говорит: — У вас, однозначно, СПИД! — Вах, доктор! Какой спит? Умер совсем!
Однозначность – сестра простоты, определённости и ясности.
Пришел как-то мужик к мудрецу и стал жаловаться, что дома сплошной дурдом — детей куча мала, одни ползают, другие денег просят, третьи — машины; что теща пилит на все части, и совсем отпилила у него все; что жена больная, перебольная и голова болит, и хвост отваливается; и любовница перестала радоваться его проблемам…да и сам дом вот-вот рухнет… А мудрец и говорит: — Скажу однозначно, просто и ясно: — Заведи козу. — Зачем? – Для разнообразия заведи козу. Мужик вздохнул и ушел домой. Думать некогда завел козу.
Через неделю прибежал к мудрецу. Орет с порога: — Ты че, дядька, мать так перетак, придумал! Ко всем моим кошмарам прибавился это кошмар в виде козы! Все орут, а коза блеет так, что дом ваще скоро рухнет. Вонь несусветная, так ни один подгузник не пах! Шерсть по всему дому! Лягается как бешенная, никому спуску не дает!
Мудрец, спокойно, с хитринкой в глазу: — Скажу однозначно, просто и ясно: — Продай козу. — Да зачем. — Продай. — И что? — Продай. — Ох, дядька! Мужик убежал, ругаясь на всё, что попадалось под ноги. Прибежал через день и с порога: — Спасибо. Как хорошо!! Как замечательно — дом скоро рухнет — ерунда, жена головой мается — ерунда, теща пусть допилит, дети — гомонят — пусть, все свои, все родные, главное, что козы нет! Какое счастье!
Однозначность – мужское качество личности. Мужская однозначность – следствие прямолинейности мужской природы, она делает восприятие мира сильным полом несколько примитивным, одновариантным, излишне категоричным и конкретным. Мужская однозначность наполнена правдорубством, правдоискательством, отсутствием нюансов и гибкости.
Совсем другое состояние сознания у женщины. Однозначность – враг женщины. Если женщина говорит «нет!» — это означает «может быть!». Если говорит «может быть!» — это означает «да!». Если говорит «да!», то это вовсе не женщина. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет. По мужской логике два плюс два будет четыре, по женской — далеко не всё так однозначно.
В семье крайне трудно принять однозначное решение, при котором все стороны остались бы довольными. Мужчина проще решает проблему однозначности: принял решение, кому не нравится, это его проблемы. На всех не угодишь. Женщина ищет неоднозначных решений, ей всех жалко и всем хочется угодить. Однозначное решение женщине не нравится, её сердце более мягкое, чем мужское, поэтому она ходит, мечется и думает, как поступить, чтобы и волки были сыты и овцы целы.
Психолог Вячеслав Рузов в контексте мыслей женщины говорит, что женщине трудно иногда принять однозначное решение, очень трудно. И не всегда оно нужно, однозначное решение. Чтобы иметь ангельский характер, надо иметь дьявольское терпение. Иногда приходится много лет пытаться как-то не принимать никакого однозначного решения, просто не принимать. В какой-то мере это нормальное состояние, это нормальная ситуация. Мы не принимаем однозначного решения, и мы думаем над этим, этого уже достаточно. Это уже много!
Если мы в семье думаем над каким-то очень сложным решением, но не можем пока его принять, это уже много. Мы честно думаем, но не знаем, как принять это решение. Много очень сложных моментов есть. Если бы всё было однозначно, мы бы сейчас составили книжку «Как жить в семье», издали бы её большим тиражом. И все бы сразу открывали. Такая-то проблема, всё понятно, поступаем так-то и так-то.
Не будет такого никогда! У нас всегда будет собственный выбор. Сколько бы мы ни читали наставлений в трактатах, сколько бы мы ни изучали разные писания, всегда ответственность будет ложиться на нас. В этом идея!
Жизнь далеко неоднозначна. Она порой состоит в умении чем-то жертвовать.
Жертвовать – это нелегко. Но мы видим, что жизнь не ставит перед нами легкие задачи. Это не так, что есть хорошее решение и есть плохое решение, и мы просто выбрали между плохим и хорошим решением и радостные пошли дальше. Так не будет, в основном. В основном, будет плохое и не очень плохое. И нужно выбрать между большой жертвой и небольшой жертвой. Нужно оценить эту жертву, принять её на себя и нести, понимая, что в общем-то, этот выбор зависел от меня и может быть я мог и лучше что-то выбрать, но вот выбрал это и теперь буду с этим жить. Жизнь нас будет тренировать. Но когда нам попадаются однозначные решения – это просто счастье, это очень хорошая карма. То есть карма – это когда можно выбрать между хорошим и плохим, это хорошая карма считается. Если у вас есть эта возможность, так сказать, жить или не жить, это в общем-то какой-то очень простой выбор. Когда или черное, или белое, мы говорили, очень просто… Но это детский выбор. И когда мы взрослеем, то мы попадаем в сложные ситуации. В основном это ситуации взаимоотношений. Потому что для себя, в общем-то всё просто, – или делать, или не делать, или получить, или отказаться. Тут как раз всё просто, для себя всё просто: пойти — не пойти, сделать – не сделать, уволиться – не уволиться, жениться – не жениться… То есть в общем-то все просто, принимай однозначное решение и всё. Но когда мы выбираем между одним родственником и другим родственником, между одной любовью и другой дружбой, то отсюда начинаются сложности.
Не всё так однозначно. Один человек пришёл устраиваться дворником в компанию “Майкрософт”. В отделе кадров ему задали несколько вопросов, потом провели небольшой тест и, наконец, объявили: — Вы приняты. Оставьте ваш электронный адрес, чтобы мы сообщили, когда вам нужно будет выйти на работу. — Но у меня и компьютера-то нет, – растерянно ответил мужчина, – не то что электронного адреса. — В таком случае мы не можем принять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете.
Огорчённый мужчина вышел на улицу. В кармане у него было всего 10 долларов. Как заработать денег? И тут ему в голову пришла идея. Он купил у фермера 10 кг помидоров, а потом начал ходить по домам и предлагать товар, и меньше, чем за 2 часа ему удалось удвоить стартовый капитал. Через 6 часов работы у него в кармане было уже 160 долларов. И он понял, что с такими доходами вполне можно обойтись и без работодателя. Через какое-то время он купил машину, затем грузовик, потом открыл магазин, а спустя пять лет уже владел сетью супермаркетов. И тогда он решил застраховать свою жизнь. После переговоров страховой агент попросил его оставить электронный адрес, чтобы отправить наиболее выгодное предложение, на что коммерсант, как и несколько лет назад, ответил, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера. — Это удивительно, – воскликнул страховой агент, – у вас такой крупный бизнес – и нет электронного адреса! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер! Поразмыслив, коммерсант ответил: — Я стал бы дворником компании “Майкрософт”.
Словом, однозначность может стать как положительным, так и отрицательным качеством личности. Всё зависит от того, кем и как оно проявляется. В купе с мудростью однозначность не начнёт спорить, пока не убедится, что спорщики однозначно трактуют и понимают предмет спора, используемые категории и понятия. Можно о чём-то спорить до потери пульса, не понимая, что отсутствует однозначное понимание, как определяется то или иное понятие.
Без однозначности нет ясности. Дискутировать можно только тогда, когда предварительно достигнуто однозначное толкование обсуждаемых понятий. В известной дилемме — «Казнить нельзя помиловать», однозначность всегда точно знает, где нужно поставить запятую.
Притча в тему. У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе!» — вздыхали односельчане. «О чем вы? — отвечал крестьянин, — Не делайте однозначных, скоропалительных выводов. У меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!». Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. «Какая у тебя радость! — охали односельчане. — Не было лошади — а вот появились сразу две». «О чем вы? — удивлялся крестьянин. — Не делайте однозначных, скоропалительных выводов. Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить». Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. «Бедный, — снова охали соседи, — какое несчастье!» «Я не вижу несчастья, — отвечал крестьянин, — Не делайте однозначных, скоропалительных выводов. Просто у сына сломана нога, и ее надо лечить». Через несколько дней царь этой страны объявил набор в армию, и из той деревни забрали всех молодых парней, оставив только сына старика со сломанной ногой. Соседи, сыновей которых забрали в армию, горюя и причитая, пришли к старику: — Как тебе повезло, что у твоего сына оказалась сломана нога! Зато он остался дома!… Старик ответил: — Не нужно делать однозначных, скоропалительных выводов, жизнь покажет…