Что значит необлагороженный камень
Что Значит-облагороженный Камень.
Использование в ювелирном деле облагороженных камней не считается фальсификацией, однако согласно российскому законодательству продавцы обязаны оповестить покупателя о применении в реализуемом изделии облагороженных камней и методе их облагораживания, поскольку цена облагороженного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству необлагороженного.
В международной торговле деятельность по облагораживанию камней и реализация таких продуктов на рынке регулируется правилами Международной ювелирной конфедерации CIBJO, известными под названием «Blue Book». Согласно этим правилам, все облагороженные вставки разделяются на две группы: камни, для которых достаточно общей информации, и камни, в наименовании которых обязательно должны присутствовать слово «облагороженные» и метод облагораживания. К первой группе относятся вставки, облагороженные исторически сложившимися методами, такими как: залечивание трещин неокрашенными веществами типа масел, воска, смол (кроме стекла и синтетических материалов); парафинирование; термическая обработка и обесцвечивание (осветление). Ко второй группе относят вставки, облагороженные методами, открытыми сравнительно недавно, например, такими как: облучение, лазерная обработка, диффузионная обработка, НРНТ-обработка, окрашивание, нанесение специальных покрытий, цементация с помощью стекла, пластмасс или синтетических смол и др.
Например, при совершении торговых операций с сапфиром, цвет которого улучшен с помощью термической обработки (так называемые «прогретые камни»), допустимо наименование «сапфир», поскольку в соответствии с правилами CIBJO, он относится к первой группе. Если же сделка совершается с сапфиром, облагороженным методом диффузионной обработки, то его наименование должно быть «сапфир, облагороженный с помощью диффузионной обработки», поскольку данная вставка, в соответствии с правилами CIBJO, относится ко второй группе, но которой обязательно сообщение специальной информации.
Кроме описанного правила CIBJO, для облегчения коммуникации между специалистами ювелирного бизнеса из различных стран в международной торговле существует так называемый NET-код. Рядом с названием ограненной вставки проставляется одна из трех букв этого кода:
Облагораживание камней предполагает использование некоторых физико-химических воздействий, результатом которых является повышение определенных потребительских свойств природного камня. Выбор того или иного метода облагораживания, в большой мере, определяется видом драгоценного камня и его индивидуальными характеристиками. В таблице показано, какие методы облагораживания могут применяться для тех или иных ювелирных минералов.
Термическая обработка
Насколько древним является этот способ облагораживания, можно только предполагать. Скорее всего, он был открыт задолго до новой эры. Так, в украшениях, изготовленных в Древнем Египте, были обнаружены «прогретые» карнеолы. Первые письменные упоминания подобных камней уже встречаются в книгах XI века. Однако первый научный источник, содержащий описание метода термического облагораживания аметистов и цитринов, относится ко второй половине XIX века. Развитие промышленного производства таких вставок начинается примерно в 70-х годах XX века с облагораживания рубинов и сапфиров.
С помощью температурных воздействий возможно получить:
— улучшение окраски (в т.ч. обесцвечивание);
— частичное повышение прозрачности;
— образование эффектов иризации или астеризма;
Например, в природе встречаются аметисты, имеющие цвет от насыщенного фиолетового до слабо-голубого, почти бесцветного. Слабоокрашенные аметисты практически не находят применения, однако с помощью температурных воздействий можно получить ювелирные вставки с высокими потребительскими свойствами.
Термическую обработку используют не только для аметистов. Так, неяркие бледно-зеленые бериллы в ходе нагрева (при использовании температур в диапазоне от 400 до 700 °С) приобретают небесно-голубую аквамариновую окраску.
Хромсодержащие коричневые и красно-коричневые топазы из Бразилии при нагревании до температуры 500 °С сначала обесцвечиваются, а затем при медленном охлаждении приобретают красивый розовый цвет (розовые топазы крайне редко встречаются в природе). Такой же эффект можно получить для некоторых топазов из месторождений России, США и Японии. К сожалению, красивая насыщенно-розовая окраска топазов, полученная таким способом, нестойка, под действием солнечных лучей она выгорает.
Термическая обработка также широко применяется для улучшения уже имеющегося цвета, усиления или ослабления тона или интенсивности окраски. Так, сапфиры и рубины, содержащие избыток железа, которое снижает оптические характеристики самоцветов, после нагревания (при 700 °С) приобретают более привлекательный внешний вид, становясь более «чистоокрашенными» и прозрачными. Темноокрашенные (так называемые «чернильные») сапфиры из Австралии при нагревании до температур порядка 1500 °С в среде, насыщенной кислородом, частично обесцвечиваются и становятся ярко-синими, прозрачными. Также для обесцвечивания и получения более красивой изумрудной окраски используется термическая обработка темно-зеленых и темно-сине-зеленых турмалинов.
Обесцвечивание широко применяется для цирконов. Дело в том, что циркон считается лучшей природной имитацией бриллианта, но бесцветные прозрачные цирконы в природе встречаются крайне редко (в настоящий момент не известно ни одного промышленно разрабатываемого месторождения), поэтому для имитации бриллиантов бесцветные прозрачные цирконы изготавливаются методом нагрева желтых и коричневых до температур 850-950 °С.
Кроме того, термическая обработка может использоваться для повышения показателя чистоты. Например, нагревание корундов до температур 1600-1900 °С с последующим быстрым охлаждением в специальных средах способствует исчезновению характерных облакообразных включений рутила. Однако, нагрев до 1300 °С и последующее медленное охлаждение при регулируемых температурах способствует перекристаллизации рутила в форму иглоподобных кристаллов и возникновению эффекта астеризма. При термической обработке цирконов из Шри-Ланки иногда случайным образом возникает эффект «кошачьего глаза».
Термическое облагораживание применяется практически всегда для янтаря. При медленном нагревании в янтаре завариваются поры и пузырьки, что ведет к значительному повышению прозрачности. Кроме того, на поверхности янтаря при этом часто наблюдается возникновение более темной медовокоричневой окраски.
Создание на поверхности минералов эффекта «кракле» в основном применяется для минералов кварцевой группы и наиболее распространена для горного хрусталя. Причем, этот рисунок из микротрещин может быть заполнен в дальнейшем какими-то красителями или же бесцветными синтетическими смолами, способными создавать в камне эффект иризации.
Таким образом, при определенном подборе условий термической обработки (температуры, времени и скорости нагрева, среды, в которой происходит процесс) могут быть улучшены потребительские характеристики минерала, а кроме того, из самоцветов одной разновидности могут быть получены более прозрачные камни различных, не характерных для данного вида ювелирных камней цветов, или с нехарактерными оптическими эффектами, а поэтому более ценные.
Диффузионная обработка
Этот вид облагораживания можно рассматривать как самостоятельный метод или как разновидность термической обработки. Сущность диффузионного метода заключается в том, что камни контактируют со специальными субстанциями, содержащими элементы, отвечающие за образование в минералах окраски (например, железо, титан, хром, марганец и др.). При нагревании эти элементы диффундируют в кристаллическую решетку минерала, образуя центры окраски и изменяя цвет минерала.
Считается, что метод был открыт в 1949 г. во время опытов с синтетическими корундами Вернейля, при попытках создать синтетические корунды с эффектом астеризма. Широкое коммерческое использование метода начинается в конце 70-х годов XX века с появлением на рынке в 1975 году первых диффузионно обработанных сапфиров с ярко-синей насыщенной окраской.
Диффузионная обработка слабоокрашенных корундов осуществляется при температурах 1750-1900 °С, при этом при диффузии в кристаллическую решетку ионов железа и титана получается насыщенная голубая или синяя окраска, при диффузии ионов хрома (в зависимости от их концентрации и свойств исходного минерала) можно получить красную, розовую или оранжевую окраску. В 2001 году на рынке в большом количестве появились ярко-оранжевые корунды, окраска которых была обусловлена ионами бериллия. Кроме бериллия стали также использовать ионы лития для получения «золотых» сапфиров.
НРНТ-обработка
Данный метод облагораживания был предложен производителями синтетических бриллиантов. Его суть в том, что при одновременном воздействии высоких давлений и высоких температур в течение нескольких минут, бриллианты способны изменять окраску. Первые образцы, облагороженные обработкой с помощью высоких давлений и высоких температур, впервые появились на рынке в 1996 году. Это были бриллианты, в дальнейшем известные под торговым названием «Nova». Изначально такие бриллианты имели выраженные желтые и коричневые оттенки (которые понижают группу цветности, а следовательно и стоимость бриллианта), но после воздействия в течение 3-х минут температур порядка 2 000-2 200 °С и давления 55-60 кБар, они изменяли окраску на зеленую и желто-зеленую. Немного изменяя условия обработки можно получать голубую и розовую окраски.
С 1999 года американская фирма General Electric Со использует данный метод для обесцвечивания бриллиантов низких групп цветности. Такие камни известны на рынке под названием «Ge Pol», поскольку фирма маркирует свои бриллианты, нанося на рундист с помощью лазера данную надпись.
Метод высоких давлений и высоких температур может быть также использован для получения черной окраски бриллиантов.
Облучение
То, что с помощью воздействия на минералы волновых источников энергии можно изменить их цвет, известно с начала XIX века, однако коммерческое значение этот метод облагораживания получает только во второй половине XX века, главным образом, для получения бриллиантов фантазийных цветов.
Для облагораживания кварцев также может использоваться ультрафиолетовое воздействие. Так, при воздействии ультрафиолетового излучения слабоокрашенные грязновато-серые или грязно-зеленоватые слои агатов вследствие окисления и дегидратации гидроксидо
Облагораживание драгоценных камней: разбираемся в нюансах
Термин «облагораживания» для камней стал широко известным у нас только в последние 15- 20 лет. До этого о нем, кроме узких специалистов, почти никто не знал.
Когда же это началось?
Обратимся к классикам. Так Плиний Старший еще в I веке нашей эры в своей «Естественной истории» заметил, что подделки драгоценных камней является одним из самых прибыльных дел. Упоминание об этом выдающегося римского исследователя неслучайно и с точки зрения облагораживания драгоценных камней. Уже в те древние времена он описывает такие методы улучшения драгоценных камней как промасливание, окраска или использование фольги.
Облагораживания драгоценных камней известно людям с давних времен и широко применялось в течение многих веков, причем как для рядовых граждан, так и для «помазанников божьих».
Сегодня облагораживания применяется к широкому кругу ювелирных камней от бриллиантов до непрозрачных поделочных материалов. Главная цель — сделать внешний вид камня более привлекательным по цвету и / или чистоте, улучшить его природные эффекты и износостойкость. Идеальным считается облагораживание, которое приводит к стойким неизменным результатам, то есть камень будет оставаться таким бесконечно долго. Другим важным фактором, которой сегодня выходит на первый план, является безопасность методов облагораживания для здоровья человека и окружающей среды, их экологичность.
Как облагораживают камни?
Коротко остановимся на основных видах облагораживания. И начнем с самых старых и традиционных.
Агат, изменивший свой цвет
Пропитывание различными веществами — парафином, воском, различными типами масел и смолами — это методом облагораживания поровых и трещиноватых минералов, который совершенствуется годами. Используется для бирюзы, опала, однако, главным образом — это общепринятый метод улучшения качества изумрудов. Камни облагораживаются еще в сырье с использованием кедрового масла, канадского бальзама, эпоксидной смолы и так далее. Промасливания изумрудов позволяет сделать отдельные дефекты менее видимыми и улучшить цвет камней.
Промасленный маслом изумруд
Термическая обработка или нагрев является сегодня наиболее распространенным методом облагораживания среди широкого круга минералов. Если давние ювелиры использовали исключительно нагрев, то сегодня он используется и как самостоятельный процесс, так и в комплексе с другими видами облагораживания. Минералы, где термообработка широко используется: кварц, турмалин, топаз, циркон, танзанит, берилл и корунд. Главным эффектом термообработки является изменение цвета камней. Так, например, красно-коричневые цирконы могут становиться бесцветными, гелиодоры приобретают голубые оттенки и превращаются в аквамарины, темно-зеленые турмалины просвечиваются до ярко-зеленых тонов, коричнево-зеленые цоизиты становятся непревзойденными синими и фиолетовыми танзанитами. Наибольшую роль термообработка играет для корундов: сапфиров синего цвета и рубинов, улучшая их цвет («освещая» их), чистоту (растворяя включения, делает камень прозрачным), проявляет эффект астеризма или «звезды» (в результате отжига).
Голубые сапфиры до и после нагрева
Развитие знаний и технологий добавило еще несколько новых типов облагораживания, которые вошли в практику ежедневного использования.
Облучение является одним из относительно новых методов усиления цвета, влияет на микроструктуру атомов у кристаллов, в результате чего создаются дополнительные центры окраски.
Хитовым камнем такого типа облагораживания является топаз. Идеальный кристалл топаза не имеет окраски, то есть подобно бриллиантам является бесцветным. Однако исследователи обнаружили, что в зависимости от природы и силы облучения камни в результате дальнейшего нагрева получают светло-голубой цвет (торговое название Sky Blue), насыщенный голубой (Swiss Blue) и темный серовато-голубой (London Blue).
Облученный топаз
Важнейшую роль облучение играет в создании цветных бриллиантов, в сочетании с отжигом оно позволяет получать камни зеленого, желтого, коричневого, зелено-желтого, голубого, реже розового, пурпурного цветов.
Метод заполнения стеклом поверхностных трещин и полостей стал популярным последние 20-30 лет в бриллиантах, сапфирах и рубинами. Часто такие камни стали называть «вылеченные», что в некоторой степени справедливо, поскольку такие дефекты в камнях не только предавали им «невнятный» вид, но и угрожали их целостности. Залитый в них стекловидный материал после затвердевания дополнительно склеивает полость. Облагороженные таким образом бриллианты выглядят достаточно привлекательно и при этом значительно дешевле необлагородженного образца такого же качества. Массово этот метод стал применяться для низкокачественных трещиноватых рубинов.
Бриллиант, заполненный стеклом
Рубин, заполненный стеклом
Метод поверхностной диффузии активно развивается и усовершенствуется в последнее десятилетие. Смысл этого процесса заключается в следующем: цветной реагент проникает на микроскопическую глубину от поверхности камня, что позволяет изменить или улучшить цвет камня. В сапфирах и рубинах такая диффузия применяется ко всей поверхности камней. Таким образом также получают искусственный эффект астеризма в сапфирах.
К поверхностной диффузии относится и метод окраски топазов, предложенный компанией Swarovski — Thermal Color Fushion (TCF ™, термический цветной расплав). Более 10 лет серия Passion Topaz, в которую ежегодно добавляются новые цвета, является успешным проектом компании Swarovski. Главной особенностью обработки топазов по методу TCF ™, запатентованного в Австрии и США, является нанесение диффузионной окраски только на нижнюю часть камня (павильон или донышко), в результате чего в ней образуется керамическое покрытие. Место нанесения покрытия выбрано не случайно и минимизирует возможность влияния на окрашенную поверхность при эксплуатации ювелирного изделия. Более подробную информацию о технологии TCF ™ компания Swarovski не обнародует. Такие топазы не выгорают на солнечном свете и являются стабильными при обычном использовании.
Топазы производства Swarovski, окрашенные по технологии TCF ™
Сколько же этого добра на рынке?
Облагороженные камни сегодня действительно занимают львиную долю в мировом обороте драгоценных камней. Так, в синих сапфирах и рубинах доля термообработанных камней составляет 80-90%, промасленных бесцветным маслом изумрудов 70-80%, а в таких камнях, как танзаниты, голубые топазы, агаты или «черный оникс» — почти все.
Гордо в стороне от облагораживания держатся бриллианты, где пропорция обратная.
Эта ситуация не вызывает ни паники, ни закрытия рынка, поскольку абсолютное большинство потребителей покупает драгоценные камни прежде всего за их привлекательность. Понимая, что возможности удовлетворить потребности потребителей исключительно камнями с природными необлагородженными характеристиках нет, для таких камней сформированы соответствующие градации по качеству. Более того, именно на этот сегмент рынка ориентируются эксперты, когда проводят оценку того или иного камня.
Кто же занимается облагораживанием в таких объемах?
Ответ на этот вопрос полностью объясняет, почему знания в местах их добычи облагороженных камнях почти бесполезны.
Как указано выше, основные и самые действенные методы облагораживания применялись не какими-то специальными лабораториями и исследовательскими институтами. Они возникали там, где добывались камни, часто эмпирическими методами, а порой просто случайным. Желание заработать толкало продавцов на то, чтобы идти на маленький или большой обман с целью получения прибыли.
Кустарные эксперименты с облагораживанием на месторождениях продолжаются и сейчас. Понятно, что те, кто занимаются этим, не спешат раскрывать тайны, надеясь выгодно продать результаты ноу-хау, а если попадаются с поличным, делают вид, что ничего об этом не знали.
Если же успеть такие камни поставить в ювелирные изделия и разместить в туристически привлекательных местах, обман может и не открыться вообще. Вероятность, что покупатель вернется с претензией, равна нулю.
Исключением из этого правила является облучения и различные диффузные обработки, которые проводятся промышленными методами.
А как же магия камней?
Стоит понимать, что чем больше будет качество такого камня, тем больше разрыв в цене с аналогичными облагороженными экземплярами и часто этот рост – экспоненциален. С другой стороны, если важна исключительная естественность и имя камня, а не его качество, природные необлагородженные камни могут стоить меньше, чем коммерчески привлекательные облагороженные.
Выбирая поставщика, стоит выяснять, насколько долго он работает на рынке, разбирается в правилах рынка камней, знаком ли с геммологией. Если же планируется покупка необлагородженного драгоценного камня значительной стоимости (например, изумруда, сапфира, рубина), следует просить сертификат одной из ведущих геммологических лабораторий мира. Несмотря на недешевую услугу, это окупает себя и дает 100% уверенность.
Значит, облагороженные камни — просто бесплатный товар, потому что его много?
Нет, это ошибочный тезис. Опровергнуть его просто, для этого стоит посмотреть страницы high jewellery: компаний Graff, Tiffany, Cartier или De Grisogono. В изделиях всех люксовых компаний рядом с изделиями из естественных натуральных камней достойное, а порой и более исключительное и дорогое место занимают облагороженные камни.
С другой стороны, для некоторых драгоценных камней, таких как синий сапфир, рубин, изумруд облагораживание уменьшает цену для камней одинакового качества; для топазов действует разнонаправленная ценовая зависимость, определяющая насыщенностью цвета, а для танзанитов говорить об изменении цены не приходится, поскольку камней с природными насыщенными фиолетово-синими цветами ювелирного качества фактически нет.
Подытоживая вопрос цены, безапелляционно можно сказать о том, что определить цену на основании наличия или отсутствия облагораживание — невозможно. Для этого нужно детальное описание, а в идеале визуальный просмотр камня специалистом.
Если камни облагораживается различными методами, одинакова будет на них цена?
Этот вопрос может возникает не у всех, однако он очень важно. Сообщество геммологов, добытчиков и торговцев драгоценными камнями, как уже отмечено выше, вынуждено была принять облагораживания как приемлемый элемент обработки драгоценных камней. Однако увеличение количества методов с одной стороны и возможность их определения с другой привело к градации в важности раскрытия информации о них.
Международная ювелирная конфедерация (CIBJO) обозначила два типа предоставления информации о облагораживания: General (общепринятые методы, не требующие обязательного информирования потребителя) и Specific (методы, применение которых должно быть четко указано).
К General относятся термообработка рубинов и синих сапфиров, промасливания бесцветным маслом изумрудов, термообработка танзанитов, протравливания агатов и тому подобное. В Specific вошли заполнения стеклом рубинов, диффузия сапфиров, топазов, сверления лазером и заполнения трещин в бриллиантах и тому подобное.
Сегодня ценовые показатели рынков определены на драгоценные камни, которые были облагороженными общепринятыми методами, то есть General. Ценовые показатели на камни с Specific облагораживанием ниже, иногда кардинально.
Как можно определить, был ли облагорожен камень?
Отличить камень, который был облагорожен, от того, который эта участь миновала, довольно непросто. Такая процедура требует грамотного специалиста-геммолога и соответствующего комплекса диагностического оборудования.
Главное, что сегодня можно утверждать 100-%, что если человек поставил перед собой задачу определить, был ли камень изменен после добычи или нет, сделать это можно, хотя и не дешево.
Облагораживания может привносить в камне новые элементы и радиацию? Это безопасно для здоровья?
Драгоценные камни, как исключительно положительный элемент нашей жизни, не могут создавать даже вероятной возможности нанести потребителю вред. Это железобетонное правило уже много лет является аксиомой для ответственных участников рынка.
Для обеспечения максимальной защиты человека и недопущения даже теоретической возможности нанесения вреда его здоровью компания Swarovski полностью перешла на диффузное окраски топазов по технологии TCF ™, которая признана безопасной во всех странах Евросоюза.
Красители, масла, смолы, используемые в облагораживании, не несут угрозы здоровью человека.
Что делать с камнем, если он помутнел?
Последний, но очень важный момент — это чистка и сохранение камня при использовании. Всем хорошо известно, что для того чтобы изделие производил впечатление, оно должно быть всегда чистым и ярким.
В сети появляется множество советов, как мыть, полировать, чистить ювелирные украшения. Безусловно, можно воспользоваться этими советами, изучив как это делают в изделиях с аналогичными камнями.
Перед тем, как применить эти советы, стоит спросить себя, уверены ли вы в том, что имеете дело с камнями не только одинакового названия, но также методами облагораживания. Если такой уверенности нет, а камень вам дорог не только по стоимости, но и как память — не торопитесь. Лучше обратитесь к ювелиру (хотя бы для первого раза): все же специалисты, несмотря на наши всеобъемлющие знания из Интернета, подчас совершенно необходимы и полезны.
Облагораживание камней
В крайне редких случаях природные минералы могут быть использованы для ювелирных изделий в их абсолютно натуральном состоянии, то есть в таком виде, в каком они были извлечены из недр. Во всем мире принята механическая обработка минерального сырья, такая как распиливание, шлифовка и полировка с целью максимально выявить красоту камня и улучшить такие показатели внешнего вида, как блеск, цвет, прозрачность, чистота, бриллиантовая игра. Специалист по огранке видит скрытую внутреннюю красоту в куске необработанного минерала и с помощью своего искусства проявляет эту красоту, делает видимой для всех. Ограночные предприятия стараются, чтобы информация об их деятельности достигала конечного потребителя. Производителю важно, чтобы камни с его огранкой отличались от камней, ограненных конкурентами, были бы узнаваемы и популярны у потребителей.
Предприятия, занимающиеся облагораживанием, также тем или иным образом обрабатывают минеральное сырье с целью улучшить показатели внешнего вида (цвет, блеск, прозрачность, чистоту, бриллиантовую игру), а в некоторых случаях дополнительно еще и повысить механические свойства материала. Однако об этом виде деятельности большинство покупателей не знает.
Облагораживанием называют специальную обработку ювелирного сырья или ограненных камней, в результате которой под влиянием ряда физико-химических воздействий происходит улучшение некоторых потребительских свойств.
Использование в ювелирном деле облагороженных камней не считается фальсификацией, однако согласно российскому законодательству продавцы обязаны оповестить покупателя о применении в реализуемом изделии облагороженных камней и методе их облагораживания, поскольку цена облагороженного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству необлагороженного.
В международной торговле деятельность по облагораживанию камней и реализация таких продуктов на рынке регулируется правилами Международной ювелирной конфедерации CIBJO, известными под названием «Blue Book». Согласно этим правилам, все облагороженные вставки разделяются на две группы: камни, для которых достаточно общей информации, и камни, в наименовании которых обязательно должны присутствовать слово «облагороженные» и метод облагораживания. К первой группе относятся вставки, облагороженные исторически сложившимися методами, такими как: залечивание трещин неокрашенными веществами типа масел, воска, смол (кроме стекла и синтетических материалов); парафинирование; термическая обработка и обесцвечивание (осветление). Ко второй группе относят вставки, облагороженные методами, открытыми сравнительно недавно, например, такими как: облучение, лазерная обработка, диффузионная обработка, НРНТ-обработка, окрашивание, нанесение специальных покрытий, цементация с помощью стекла, пластмасс или синтетических смол и др.
Например, при совершении торговых операций с сапфиром, цвет которого улучшен с помощью термической обработки (так называемые «прогретые камни»), допустимо наименование «сапфир», поскольку в соответствии с правилами CIBJO, он относится к первой группе. Если же сделка совершается с сапфиром, облагороженным методом диффузионной обработки, то его наименование должно быть «сапфир, облагороженный с помощью диффузионной обработки», поскольку данная вставка, в соответствии с правилами CIBJO, относится ко второй группе, но которой обязательно сообщение специальной информации.
Кроме описанного правила CIBJO, для облегчения коммуникации между специалистами ювелирного бизнеса из различных стран в международной торговле существует так называемый NET-код. Рядом с названием ограненной вставки проставляется одна из трех букв этого кода:
Облагораживание камней предполагает использование некоторых физико-химических воздействий, результатом которых является повышение определенных потребительских свойств природного камня. Выбор того или иного метода облагораживания, в большой мере, определяется видом драгоценного камня и его индивидуальными характеристиками. В таблице показано, какие методы облагораживания могут применяться для тех или иных ювелирных минералов.
Термическая обработка
Насколько древним является этот способ облагораживания, можно только предполагать. Скорее всего, он был открыт задолго до новой эры. Так, в украшениях, изготовленных в Древнем Египте, были обнаружены «прогретые» карнеолы. Первые письменные упоминания подобных камней уже встречаются в книгах XI века. Однако первый научный источник, содержащий описание метода термического облагораживания аметистов и цитринов, относится ко второй половине XIX века. Развитие промышленного производства таких вставок начинается примерно в 70-х годах XX века с облагораживания рубинов и сапфиров.
Применяемость различных методов облагораживания
Заполнение трещин стеклом
С помощью температурных воздействий возможно получить:
— улучшение окраски (в т.ч. обесцвечивание);
— частичное повышение прозрачности;
— образование эффектов иризации или астеризма;
Например, в природе встречаются аметисты, имеющие цвет от насыщенного фиолетового до слабо-голубого, почти бесцветного. Слабоокрашенные аметисты практически не находят применения, однако с помощью температурных воздействий можно получить ювелирные вставки с высокими потребительскими свойствами.
Термическую обработку используют не только для аметистов. Так, неяркие бледно-зеленые бериллы в ходе нагрева (при использовании температур в диапазоне от 400 до 700 °С) приобретают небесно-голубую аквамариновую окраску.
Хромсодержащие коричневые и красно-коричневые топазы из Бразилии при нагревании до температуры 500 °С сначала обесцвечиваются, а затем при медленном охлаждении приобретают красивый розовый цвет (розовые топазы крайне редко встречаются в природе). Такой же эффект можно получить для некоторых топазов из месторождений России, США и Японии. К сожалению, красивая насыщенно-розовая окраска топазов, полученная таким способом, нестойка, под действием солнечных лучей она выгорает.
Термическая обработка также широко применяется для улучшения уже имеющегося цвета, усиления или ослабления тона или интенсивности окраски. Так, сапфиры и рубины, содержащие избыток железа, которое снижает оптические характеристики самоцветов, после нагревания (при 700 °С) приобретают более привлекательный внешний вид, становясь более «чистоокрашенными» и прозрачными. Темноокрашенные (так называемые «чернильные») сапфиры из Австралии при нагревании до температур порядка 1500 °С в среде, насыщенной кислородом, частично обесцвечиваются и становятся ярко-синими, прозрачными. Также для обесцвечивания и получения более красивой изумрудной окраски используется термическая обработка темно-зеленых и темно-сине-зеленых турмалинов.
Обесцвечивание широко применяется для цирконов. Дело в том, что циркон считается лучшей природной имитацией бриллианта, но бесцветные прозрачные цирконы в природе встречаются крайне редко (в настоящий момент не известно ни одного промышленно разрабатываемого месторождения), поэтому для имитации бриллиантов бесцветные прозрачные цирконы изготавливаются методом нагрева желтых и коричневых до температур 850-950 °С.
Кроме того, термическая обработка может использоваться для повышения показателя чистоты. Например, нагревание корундов до температур 1600-1900 °С с последующим быстрым охлаждением в специальных средах способствует исчезновению характерных облакообразных включений рутила. Однако, нагрев до 1300 °С и последующее медленное охлаждение при регулируемых температурах способствует перекристаллизации рутила в форму иглоподобных кристаллов и возникновению эффекта астеризма. При термической обработке цирконов из Шри-Ланки иногда случайным образом возникает эффект «кошачьего глаза».
Термическое облагораживание применяется практически всегда для янтаря. При медленном нагревании в янтаре завариваются поры и пузырьки, что ведет к значительному повышению прозрачности. Кроме того, на поверхности янтаря при этом часто наблюдается возникновение более темной медовокоричневой окраски.
Создание на поверхности минералов эффекта «кракле» в основном применяется для минералов кварцевой группы и наиболее распространена для горного хрусталя. Причем, этот рисунок из микротрещин может быть заполнен в дальнейшем какими-то красителями или же бесцветными синтетическими смолами, способными создавать в камне эффект иризации.
Таким образом, при определенном подборе условий термической обработки (температуры, времени и скорости нагрева, среды, в которой происходит процесс) могут быть улучшены потребительские характеристики минерала, а кроме того, из самоцветов одной разновидности могут быть получены более прозрачные камни различных, не характерных для данного вида ювелирных камней цветов, или с нехарактерными оптическими эффектами, а поэтому более ценные.
Диффузионная обработка
Этот вид облагораживания можно рассматривать как самостоятельный метод или как разновидность термической обработки. Сущность диффузионного метода заключается в том, что камни контактируют со специальными субстанциями, содержащими элементы, отвечающие за образование в минералах окраски (например, железо, титан, хром, марганец и др.). При нагревании эти элементы диффундируют в кристаллическую решетку минерала, образуя центры окраски и изменяя цвет минерала.
Считается, что метод был открыт в 1949 г. во время опытов с синтетическими корундами Вернейля, при попытках создать синтетические корунды с эффектом астеризма. Широкое коммерческое использование метода начинается в конце 70-х годов XX века с появлением на рынке в 1975 году первых диффузионно обработанных сапфиров с ярко-синей насыщенной окраской.
Диффузионная обработка слабоокрашенных корундов осуществляется при температурах 1750-1900 °С, при этом при диффузии в кристаллическую решетку ионов железа и титана получается насыщенная голубая или синяя окраска, при диффузии ионов хрома (в зависимости от их концентрации и свойств исходного минерала) можно получить красную, розовую или оранжевую окраску. В 2001 году на рынке в большом количестве появились ярко-оранжевые корунды, окраска которых была обусловлена ионами бериллия. Кроме бериллия стали также использовать ионы лития для получения «золотых» сапфиров.
НРНТ-обработка
Данный метод облагораживания был предложен производителями синтетических бриллиантов. Его суть в том, что при одновременном воздействии высоких давлений и высоких температур в течение нескольких минут, бриллианты способны изменять окраску. Первые образцы, облагороженные обработкой с помощью высоких давлений и высоких температур, впервые появились на рынке в 1996 году. Это были бриллианты, в дальнейшем известные под торговым названием «Nova». Изначально такие бриллианты имели выраженные желтые и коричневые оттенки (которые понижают группу цветности, а следовательно и стоимость бриллианта), но после воздействия в течение 3-х минут температур порядка 2 000-2 200 °С и давления 55-60 кБар, они изменяли окраску на зеленую и желто-зеленую. Немного изменяя условия обработки можно получать голубую и розовую окраски.
С 1999 года американская фирма General Electric Со использует данный метод для обесцвечивания бриллиантов низких групп цветности. Такие камни известны на рынке под названием «Ge Pol», поскольку фирма маркирует свои бриллианты, нанося на рундист с помощью лазера данную надпись.
Метод высоких давлений и высоких температур может быть также использован для получения черной окраски бриллиантов.
Облучение
То, что с помощью воздействия на минералы волновых источников энергии можно изменить их цвет, известно с начала XIX века, однако коммерческое значение этот метод облагораживания получает только во второй половине XX века, главным образом, для получения бриллиантов фантазийных цветов.
Для облагораживания кварцев также может использоваться ультрафиолетовое воздействие. Так, при воздействии ультрафиолетового излучения слабоокрашенные грязновато-серые или грязно-зеленоватые слои агатов вследствие окисления и дегидратации гидроксидов железа могут приобретать насыщенную ярко-красную или красно-коричневую окраску.
Кроме уже упоминавшегося недостатка данного метода облагораживания, а именно, возникновения в некоторых случаях радиоактивности, имеются и другие. Часто окраска, полученная методом облучения, неустойчива, и камни могут обесцвечиваться под действием температуры или солнечного света. Кроме того, проводить облагораживание данным методом имеет смысл только для крупных кристаллов, так как затраты на облагораживание подобным способом мелких кристаллов не перекрываются их возросшей новой ценой.
Лазерное сверление
В качестве вещества, заполняющего выжженные пустоты в облагороженном алмазе, в 70-80-х гг. XX в. применялись специальные масла, которые закачивались в канал ствола. Поскольку лазерный канал очень узок и фактически представляет собой капилляр, масло из него не вытекает. Данный наполнитель имеет ряд недостатков: со временем масло стареет и испаряется (особенно при нагревании, даже не очень большом), бриллиант теряет свой блеск, и результаты лазерного воздействия становятся видимыми. Поэтому от масла в качестве заполняющего вещества отказались. В последнее время пустоты стали заполнять специальными полимерами, которые обеспечивают более надежную маскировку. Намного реже для заполнения применяют жидкое стекло специального состава.
Обесцвечивание
Улучшение окраски и чистоты ювелирной вставки может производиться методом обесцвечивания с помощью применения различных химических веществ. При этом возможно уменьшить зональность в окраске, а также одновременно удалить мешающие вещества, находящиеся в трещинах, рисках, порах и т. д., снижающие показатели качества и ухудшающие внешний вид. Наибольшее значение этот метод облагораживания имеет для жемчуга, кораллов и минералов группы жадов (нефрит и жадеит).
Минералы группы жадов очень пористые, в порах и трещинах этих минералов часто встречаются железосодержащие вещества, изменяющие (или зонально изменяющие) зеленую окраску жадов на грязно-желтую и желто-коричневую. В таких случаях камень помещается в раствор соляной кислоты и находится там от нескольких дней до нескольких недель, пока желтые и коричневые включения полностью не растворятся. После обработки минералы приобретают чистый белый или светло-зеленый цвет.
Обесцвечивание также может применяться как подготовительная операция перед проведением окрашивания, парафинирования, промасливания, заполнения трещин и цементации.
Залечивание поверхности
Залечивание поверхности минералов широко использовалось еще в Древнем Риме. Известно, что мрамор римляне часто облагораживали, заполняя трещины и риски веществами, способными сделать эти дефекты невидимыми невооруженным глазом. В то время в качестве «лекарств» использовали, главным образом, воск и древесную смолу; в настоящее время это преимущественно синтетические полимеры и стекло.
Залечивание поверхности ювелирных вставок, позволяет добиться следующих эффектов.
1. Заполнение поверхностных дефектов значительно улучшает внешние характеристики камни, делая эти дефекты невидимыми для глаза (как, например, у изумруда).
2. Заполнение трещин и пор препятствует проникновению в них чужеродных веществ, способных ухудшать окраску (например, коралл, жадеит).
3. Заполнение пор способно привести к повышению интенсивности окраски (например, бирюза).
4. Заполнение пор способно привести к повышению поверхностного блеска камня (например, опал, бирюза, жемчуг).
5. Заполнение трещин и рисок синтетическими полимерами и стеклом повышает стабильность минерала, что позволяет обрабатывать и гранить сырье, которое без стабилизации не выдержало бы механической обработки (например, бриллиант, изумруд, рубин, жемчуг).
6. Обработка синтетическими смолами повышает долговечность камня и способствует сохранению его первоначального цвета и блеска (например, опал, бирюза, коралл).
Для залечивания поверхности могут применяться следующие вещества: масла (пальмовое, кедровое, оливковое и др.); пчелиный воск; натуральные древесные смолы; искусственные и синтетические смолы; стекло.
Так называемое промасливание изумрудов было первым методом облагораживания, описанным в литературных источниках. Плиний в книге «Естественная история» уже в 55 г. н. э. дал описание получения таких камней.
Изумруды являются одними из самых хрупких минералов и, как правило, имеют значительное количество трещин и пустот, заполненных, главным образом, жидкими и газово-жидкими включениями. Коэффициент преломления таких включений намного ниже, чем изумруда, поэтому дефекты хорошо просматриваются в камне даже невооруженным глазом. В процессе промасливания природные (хорошо заметные) включения изумрудов вытесняются другими, специально введенными веществами. Эти вещества не имеют цвета и их показатель преломления близок к показателю преломления изумруда, поэтому их достаточно сложно увидеть, и камень выглядит как практически бездефектный. До начала XX века лучшим веществом для залечивания изумрудов считалось кедровое масло, которое широко использовалось русскими мастерами на Урале. Коэффициент преломления кедрового масла лежит в пределах примерно от 1,51 до 1,59 (коэффициент преломления изумрудов от 1,57 до 1,59) и считается наиболее близким минералу, по сравнению с другими природными маслами.
В настоящее время облагораживание изумрудов методом промасливания состоит из следующих технологических операций: минеральное сырье (еще до механической обработки) помещается в этиловый или метиловый спирт, нагревается в нем и выдерживается определенное время. При этом из кристаллов удаляются мешающие жидкие и газово-жидкие включения. Затем осуществляется механическая обработка (распиливание, шлифовка и полировка граней). После огранки изумруды проходят травление в концентрированной соляной кислоте, которая очищает трещины и пустоты от веществ, попавших в них на этапе механической обработки. Далее кислота удаляется из пустот с помощью спирта, и изумруды помещаются в «масляную ванну», где выдерживаются при температуре порядка 83 °С. После извлечения из ванны избыток масла удаляется обертыванием в хлопчатобумажную ткань. На современном производстве используются, главным образом, синтетические окрашенные масла, которые зрительно улучшают не только чистоту камня, но и повышают интенсивность его окраски. Такая же технология промасливания используется и для других минералов группы бериллов, например, аквамарина, гелиодора или морганита.
Залечивание трещин на поверхности ювелирных камней с помощью полимеров широко используется для бриллиантов, бериллов и жемчуга. Цель этой обработки такая же, как и при промасливании, то есть заполнить мелкие трещинки, имеющиеся в камне, веществом по цвету и коэффициенту преломления сходному с минералом, для того, чтобы сделать их невидимыми для человеческого глаза. Данный метод облагораживания состоит из трех этапов. Сначала при помощи травления удаляются все посторонние вещества, находящиеся в трещинах и пустотах. Затем камни помещаются в синтетические смолы и выдерживаются в печи при температурах 90-95 °С. После этого поверхность камня тем или иным образом обрабатывается с целью закрыть заполненные смолами трещины. В настоящее время чаще всего используют отверждение смол при обработке поверхности УФ-облучением.
Стекло специального состава (с высоким коэффициентом преломления) для заполнения трещин начали использовать в 80-х годах XX века, особенно для корундов. Однако промышленное изготовление таких вставок, имеющее коммерческое значение, началось примерно с наступлением XXI века. Так, в 2004 году на рынке появились Мадагаскарские рубины с залеченными стеклом трещинами. При этом способе облагораживания дефектные исходные кристаллы сначала отжигаются при температурах от 900 до 1 400 °С с целью улучшить окраску и удалить имеющиеся в камне коричневые или синие тона. После этого трещины заполняются специальными веществами, и камни еще раз отжигаются (температуры порядка 900 °С). Во время второго отжига образуется свинцовое стекло, полностью заполняющее трещины. Данная операция улучшает не только цвет и чистоту рубина, но и его способность к механической обработке.
Стабилизация бирюзы известна уже несколько столетий. Бирюза очень неустойчива к внешним воздействиям: солнечный свет, тепло, различные химические вещества в виде кремов и иной косметики, а также кожный жир и пот влияют на окраску минерала. Под действием этих реагентов бирюза выцветает (теряет интенсивность окраски) и может приобретать так называемую пятнистость (интенсивность окраски изменяется неравномерно на различных участках поверхности). В настоящее время облагораживание бирюзы стало вполне обычным явлением, почти 100% попадающей на рынок бирюзы облагорожено. Для стабилизации бирюзы применяют масла, воск, парафин и различные синтетические смолы. Обработка бирюзы с помощью данных веществ улучшает окраску и блеск камня, повышает его способность к механической обработке и полировке, а также увеличивает долговечность и способность противостоять внешним воздействиям.
Обработка парафином (парафинирование) чаще всего применяется для китайской бирюзы. Невзрачные камни нагреваются в окрашенном воске или парафине, что позволяет заполнить поры, пустоты и трещины, улучшить блеск, а также окрасить поверхностный слой в насыщенный голубой или зелено-голубой цвет. Определить парафинированную бирюзу несложно: при нагревании или освещении в течение некоторого времени узким пучком света камень «потеет».
Для облагораживания бирюзы, например, в США, Мексике и Перу применяют метод пропитки поверхностных слоев синтетическими смолами и силикатом натрия (цементация). Обработка химическими реагентами может улучшить не только цвет, блеск и декоративность камня, но и его физические характеристики. Так, цементация известковой бирюзы из штата Аризона (США) алкидными смолами позволяет увеличить твердость образцов примерно в полтора-два раза. Еще более приближается по внешнему виду и физическим характеристикам к высококачественным природным образцам бирюза, сцементированная кремнеземом, хотя при сравнении с камнями, обработанными алкидными смолами, она выглядит более бледной.
Поверхностная обработка
Самым простым видом поверхностной обработки является механическая, которая может применяться для удаления поверхностных дефектов некоторых самоцветов. Например, с этой целью жемчужины подвергают полированию.
Еще одним и давно известным способом является наклеивание на павильон ограненного камня металлической фольги (например, из серебра, алюминия или цинка). После закрепления камня в глухую оправу, такая фольга усиливала блеск, окрашенная фольга могла изменять или улучшать цвет камня. Использование на такой фольге определенной гравировки могло создавать оптическую иллюзию астеризма или иризации.
Окрашивание
Травление агатов
Травление со времен античности применяется для облагораживания агатов. Известно, что различные слои этого самоцвета имеют разную плотность и пористость. Поэтому различные зоны камня в разной степени поглощают те или иные вещества. На этой особенности и основан данный метод. Суть его заключается в пропитывании камня раствором меда или сахаров с последующим окислением этих органических соединений с помощью кипячения в серной кислоте. При этом непористые слои агата сохраняют свою первоначальную слабую окраску, более пористые слои приобретают более выраженную окраску, сходную по цвету, но отличающуюся по тону, а совсем рыхлые зоны, впитавшие значительное количество органического вещества, окрашиваются в цвета от темно-коричневого до угольночерного.
Этот метод позволяет повысить качество агатов за счет получения более контрастно и четко окрашенных контуров в различных слоях его текстуры. При этом также может наблюдаться вторичное прокрашивание агатов с преимущественной окраской вдоль мелких трещин, что формирует на камне сложный неповторимый узор и придает эффект моховатости.