Что значит неликвидный человек
Неликвид на складе: что это такое, что значит неликвидность продукции, определение неликвидных продуктов и материалов
У каждой компании есть неликвид, только они не всегда понимают, что это такое. Руководство часто сталкивается с проблемой сбыта или использования материалов, товаров и иногда даже основных средств. Важно понимать, что именно относится к этому виду запасов и стремиться не допустить их увеличения или возникновения. Реализация такой продукции сопряжена с финансовыми, логистическими и иными затруднениями. Поэтому необходимо заранее продумать алгоритм, по которому можно будет распродать то, что лишь занимает место на складе. Конечно, такой выход доступен не всегда, и завхозы с опытом предлагают также альтернативные способы «ликвидировать» неудачные изделия или сырье. Давайте рассмотрим вопрос подробнее.
«Неликвид»: коротко о главном, что же это значит
Если обратить внимание на классическое понимание определения, то это активы, которые долго не интересны покупателям на рынке. Под это значение подводят товары и материалы, которые нужно было реализовать, но не получилось.
Стоит отметить, что так называют разные вещи. Например, для магазинов, которые предлагают продукцию для широкого круга лиц, 3 месяца – достаточный срок, чтобы считать изделия неликвидными. Можно именовать такой продукт залежалым и не интересным для аудитории.
Для разных сфер понятие востребованности может серьезно разниться. Все определяется индивидуально для каждого предприятия. Для одной компании нахождение на полке любого наименования в течение пары месяцев – критично. Для другого товара полгода – не время, чтобы признавать, что ассортимент аудитории не понравился.
Это проблема для организации, которая столкнется из-за этого с недостатком оборотных средств. Все деньги застрянут в нереализованных изделиях, это понизит эффективность всего предприятия.
К этому определению можно отнести:
Что такое неликвиды предприятий определение и как их выявить
Для любой позиции, которую предлагает фирма к продаже, есть максимальное время под реализацию. За его пределами хранение становится невыгодным, даже если у компании большие объемы и хорошая наценка.
Чтобы правильно определить этот период, стоит пользоваться такой формулой:
Критический срок = средняя маржинальная рентабельность по товару в % + альтернативная доходность денег, которые были вложены в запасы * /та же альтернативная доходность + переменные затраты в течение месяца, которые идут на обслуживание этой продукции, в % от себестоимости.
Если при расчетах получается значение, равное нулю или приближенно к нему, то с таким видом работать не рекомендуется. При отрицательных числах тоже лучше не связываться с подобным ассортиментом.
Однозначно определить, что такое неликвидный товар на складе, довольно сложно. Необходимо сначала разобраться в специфике конкретной организации. Если для одной застоем можно назвать только полное отсутствие продаж за полгода, то для другой снижение количества проданных экземпляров уже критично.
Поэтому важно анализировать деятельность и смотреть на объемы. Для одной фирмы это будет отчетность за 6 месяцев, а для другой достаточно 2. Главное – закрепить эти нормы документально.
Довольно часто показателем неликвидности становится оборачиваемость номенклатуры, которая поддерживается в хранилище. К сожалению, это значение не может полностью охарактеризовать эффективность, с которой работает капитал. Ведь каждый продукт имеет собственную наценку и цену, несет отличающуюся от других наименований прибыль и все это при равной оборачиваемости.
Наиболее эффективно можно рассчитать, насколько не востребована партия, с помощью рентабельности инвестиций в запасы. Считается она для каждого изделия отдельно.
Прибыль определенного периода / средняя стоимость собранных запасов *100%
Когда вычисления будут завершены, можно приступить к анализу полученной информации. Важно выяснить, какие из продуктов обладают низкой рентабельностью, а потом понять, почему она на малом уровне.
Определение неликвидного товара — это выяснение критичного срока хранения, как мы делали выше, или рентабельности.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Откуда берутся такие партии
Образование номенклатуры, которая залежалась на складе, не всегда можно предупредить, но следует стремиться к этому.
Зависнуть они могут по разным причинам:
Это лишь часть от всех оснований, в результате которых появляются залежи невостребованных продуктов. Иногда продавец закупает партию больше нужного, ожидая повышения цены. Но этого не происходит и в результате все лежит мертвым грузом, ведь продажи не выросли.
Когда сотрудники неправильно хранят отдельные разновидности, то они тоже превращаются в неликвид – это товар, который комплектовщики не могут найти во время сборки заказа и вычеркивают, как отсутствующие. Либо они берут то, что лежит ближе к выходу, не соблюдают ротацию. А потом у этих предметов заканчивается срок годности.
Еще один фактор – неверный маркетинг. Даже когда изделие полностью отвечает всем потребительским запросам, оно не будет иметь успеха, если его некорректно презентовать. К тому же все происходит в реалиях жесткой конкуренции. Люди не будут интересоваться тем, что им не ясно или если им кажется, что это не выгодно.
Как это продать: неликвидная продукция на складе
Есть несколько подходов к этому процессу, выбор остается за фирмой-владельцем. Основной из них – распродажа. Обычно ее выполняют в 3 этапа.
Инструмент, который дает эффект — уценка
Это мероприятие строго задокументировано правилами, которые закреплены в бухучете. Если соблюдать нормативы и корректно проводить ее, то часто удается избавиться от большинства нереализованных продуктов.
Сначала определяется объем того, что вообще допускается снижать в стоимости. В этих целях формируется комиссия, которая проводит инвентаризацию и собирает перечни подходящих наименований. Если неликвидные остатки с дефектами, то прописываются конкретные факты для каждого изделия. Это не скрывается, а записывается на ценник, чтобы покупатель мог ознакомиться с каждым словом и определить для себя, подходит ли ему этот товар.
Параллельно с этим процессом может проходить списание того, что продавать нельзя – просроченные позиции, устаревшие, не выполняющие своих задач, вредные для людей и окружающей природы.
Оба вида работ проводятся с составлением специальной ведомости, которую должен подписать директор.
После этого определяют подходящие цены для каждой вещи. Чтобы сформировать релевантный ценник, учитывают балансовую стоимость, текущую рыночную, срок годности, если он есть, его свойства и ценность для клиентов, а также другие факторы.
Позже создают особый отдел, где хранят всю уцененную партию, вместе с накладными и новым прайсом.
Как корректно составить документы о продаже
Даже если приобретать обычный ликвидный продукт, то есть определенные риски. А при проведении купли-продажи с участием лежалого товара опасность значительно вырастает для обеих сторон.
Чтобы застраховаться от досадных сюрпризов, необходимо правильно составить документацию.
Одна из частых ошибок – неполное описание продукции. Важно, чтобы были оговорены и прописаны все его характеристики, нюансы, дефекты и параметры, из-за которых это ТМЦ стало неликвидным.
Но даже тогда у приобретателя останется право вернуть производителю все приобретенное, если оно его не устроит. Такое право для него прописывается в любом договоре со всеми вытекающими последствиями.
Если товар относится к опасным или вредным материалам, то на его утилизацию потребуются дополнительные средства и особенные мероприятия. Это также стоит включить в документ, а также прописать, кто будет заниматься уничтожением.
Как возвращать продающей стороне
Право на это есть также у первого реализующего обладателя продукции. В зависимости от того, что указано в условиях договора, он может избавиться от залежалых остатков и вернуть вложенные финансы.
Подобный подход к решению проблемы довольно распространен, поскольку у крупных компаний часто много каналов сбыта. Они легко находят точки, в которых дефектные материалы быстро удастся реализовать с наименьшими затруднениями.
Но чтобы мотивировать поставщика сотрудничать таким образом, даже большим ритейлерам следует уступать и оставаться без части средств. То есть возврат обычно производится не по ценам закупки, а ниже их. Процент скидки, которую придется сделать, закрепляется в документации. Еще один мотивирующий повод – желание сохранить партнера. Поэтому никого не удивляют эти операции по обратной отправке, хотя иногда это кажется странным.
Что происходит на отечественном рынке
Конечно, в России есть свои особенности реализации этого вида продукции. Некоторые клиенты даже не понимают, что это такое – неликвидные материалы. Многие воспринимают их только как дефектные или сломанные.
Есть даже необычная практика использовать эти товары в расчетах за проблемные долги. Такая договоренность появляется уже после заключения основной сделки, в качестве второй стороны здесь нередко оказываются кредиторы.
Если фирма успела собрать непредвиденные задолженности, а на конкретную дату не готова рассчитываться или гарантировать выплату в дальнейшем, то получателя можно уговорить на получение своих финансов таким образом.
Но стоит отметить, что из-за пересчета с учетом скидки и в рамках счета на оплату подобная ситуация нередко оказывается не в пользу задолжавшего.
Можно ли продать все оптом
Здесь все зависит от оснований, по которым образовался неликвид. Иногда можно сбыть партнерам, а в отдельных удобных случаях – даже конкурентам.
Формат объемных закупок по уменьшенным ценам оказывается более привлекательным для компаний, чем много сделок с маленькими партиями. Это выгодно со всех сторон – материально, логистически, даже со стороны оптимизации использования помещений.
После покупки фирма может изменить условия продажи, регион, другие параметры, после которых товар станет снова ликвидным. Такое сотрудничество удобно для обеих сторон – продавец сможет избавиться от лежалой продукции, которая ему не интересна. Покупатель – выгодно приобретет и сделает больше процент на реализации.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как еще можно сбыть
Опытные компании обычно применяют сразу несколько способов продать изделия, которые не интересны клиентам:
Любой из этих простых способов действует и при правильной организации позволяет фирме получить пусть и не полную, но прибыль.
Когда и почему списывается неликвид
Нередки ситуации, когда задержавшаяся на складе партия уже не годится для дальнейшей продажи, даже со скидкой. В этом случае остается только один вариант – снять его с остатков и ликвидировать. Можно просто вывезти на свалку, но перед этим необходимо выполнить два важных формальных действия.
Следует сделать все так, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с налоговым учетом. Поэтому факт списания придется документально оформить и обосновать.
Кроме того, руководству компании придется решить, можно ли отнести эти расходы в состав общих, чтобы уменьшить размер налога на прибыль.
Второе действие состоит в самой утилизации. Если организация по договору должна самостоятельно уничтожить партию, то все связанные с этим расходы она берет на себя. Но обычно это касается только тех видов, для которых требуются особенные условия – бытовая химия, опасные отходы и вредное производство.
Как не допустить, чтобы ситуация повторялась
Для профилактики разработали два основных метода, которые помогают предотвратить зависания товара у фирмы.
В первую очередь это тщательная проверка всего, что поступает на склад. Рекомендуется осматривать изделия до покупки и после нее, проверять годность и исправность. Обычно для этого есть выделенный товаровед.
Также проводится регулярная проверка продуктов, которые хранятся у компании. Для этого организуются инвентаризации, все пересчитывается, сравнивается с виртуальными данными.
Особенное внимание стоит уделить всем позициям, спрос на которые сезонный. Важно не потерять их и не испортить в процессе хранения.
Чтобы не копить его в хранилище, можно выставлять на полки и разбавлять ходовыми товарами. Это привлекает дополнительное внимание к витрине и напоминает клиенту о том, что у него, возможно, есть потребность в этой вещи. Также можно активировать снижение цены на него и предлагать в качестве комплекта.
Еще один способ не допускать в дальнейшем появления неликвидов – жесткое соблюдение ротации. Сотрудники должны следить за годностью, своевременно проводить скидки и акции на приобретение продукции, действовать в рамках инструкций.
Чтобы облегчить им контроль за находящимися на складах объемами, рекомендуется обеспечить их ТСД, а предприятие – специальными торговыми программами, которые будут помогать с учетом всего ассортимента, их сроков годности и расположения в рамках складских помещений. Подобное ПО помогут установить сотрудники нашей компании «Клеверенс». Они разберутся, как лучше оптимизировать бизнес-процессы, и подберут такие программы и оборудование, которые справятся с задачами и минимизируют издержки на просрочку и порчу изделий. Варианты ПО, которые помогут бороться с неликвидом — «Склад 15» и «Магазин 15».
Что значит неликвидный товар и какие у него плюсы
Редко бывает, когда одна и та же позиция удерживает внимание аудитории слишком долго и стабильно. Обычно ситуация динамична и если на один продукт спрос растет, то на другой падает. Поэтому у крупных ритейлеров задержка партии на какое-то время может стать преимуществом. Иногда он оказывается даже монополистом по реализации этого вида.
Кроме того, проблемы со сбытом неудачной продукции становятся проверкой для небольших организаций. Они заставляют сотрудников относиться внимательнее к закупке и процессу предложения ассортимента клиентам, учат быть серьезнее и ответственнее, заставляют корректно проводить закупку и контролировать уровень запасов.
Заключение
Мы рассмотрели, что это такое – неликвидность товара, откуда она берется и какие проблемы из-за нее возникают. Изучили, что необходимо делать, когда продукт не продается, из-за чего это происходит и как бороться с застоем. Важно правильно просчитывать время, которое может партия находиться на складе, и уметь вовремя принять меры, чтобы продукцию можно было не списать, а выгодно предложить другой компании.
Неликвидный
Что такое Неликвидный?
Неликвидность относится к состоянию акций, облигаций или других активов, которые нельзя легко и легко продать или обменять на наличные без существенной потери стоимости. Неликвидные активы может быть трудно продать быстро из-за низкой торговой активности или интереса к выпуску, на что указывает отсутствие готовых и желающих купить или продать актив инвесторов или спекулянтов. В результате неликвидные активы, как правило, имеют более низкий объем торгов, более широкие спреды между покупателями и покупателями и большую волатильность цен.
Краткая справка
Объяснение неликвидности
Что касается неликвидных активов, отсутствие готовых покупателей также приводит к большим расхождениям между ценой предложения, установленной продавцом, и ценой предложения, заявленной покупателем. Эта разница приводит к гораздо большим спредам спроса и предложения, чем на обычном рынке с ежедневной торговой активностью. Отсутствие глубины рынка (DOM) или готовых покупателей может привести к убыткам владельцев неликвидных активов, особенно когда инвестор хочет быстро продать.
Кроме того, компания может стать неликвидной, если она не сможет получить денежные средства, необходимые для погашения долговых обязательств.
Примеры неликвидных и ликвидных активов
Акции, торгующиеся на внебиржевых (OTC) рынках, также часто менее ликвидны, чем акции, котирующиеся на надежных биржах. Хотя эти активы могут иметь внутреннюю ценность, на рынке, на котором они продаются, часто мало покупателей по сравнению с теми, кто заинтересован в покупке более ликвидных активов.
Ликвидность актива может со временем меняться в зависимости от влияния внешнего рынка. Это изменение цены особенно актуально для предметов коллекционирования, поскольку популярность предмета на потребительском рынке может сильно колебаться, что приводит к очень нестабильным ценам.
Неликвидность и повышенный риск
Неликвидные ценные бумаги также могут требовать надбавки за ликвидность, добавленную к их цене, чтобы компенсировать тот факт, что впоследствии от них может быть трудно избавиться. Во время финансовой паники рынки и кредитные учреждения могут заклинивать, вызывая кризис ликвидности, когда продавцам даже обращающихся на рынке ценных бумаг сложно найти активных покупателей по справедливым ценам.
Пример из реального мира
Неликвидность может привести к тому, что ни компании, ни частные лица не смогут накопить достаточно денег для оплаты своих долгов.Например,The Economic Times сообщила, что Jet Airways в четвертый раз отсрочила погашение внешнего долга «за последние месяцы» из-за корпоративного кризиса неликвидности, из-за которого компания испытывала трудности с доступом к ликвидным средствам.В результате Jet Airways не только пришлось заземлить более 80 самолетов, но и составить план урегулирования, который призывал к отставке ее председателя Нареша Гояла и голосованию совета директоров, чтобы позволить кредиторам взять под свой контроль авиакомпанию.1
Ликвидность на фондовом рынке
И как на ней зарабатывать
Мы уже рассказывали, как частному инвестору выбирать акции для покупки, основываясь не на заявлениях Трампа, а на финансовых показателях бизнеса.
Но чтобы торговать на фондовом рынке, надо учитывать и рыночные факторы. Главный из них — ликвидность. Разберем на примере Московской биржи.
Что вы узнаете
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро продать какой-то актив по рыночной цене, то есть без скидок. Чем быстрее это можно сделать, тем выше ликвидность актива. Разберем на примерах. Сейчас будет обидно, готовьтесь.
Недвижимость — низколиквидный актив (вопреки тому, что говорили родители). Вы не сможете быстро продать квартиру по рыночной цене. Даже если есть покупатель, нужно время, чтобы собрать документы, все проверить, оформить сделку в Росреестре. Это не быстро, а значит, уменьшает ликвидность вашей квартиры. При этом у каждой квартиры ликвидность тоже разная — однушку в центре продать проще, чем трешку на окраине.
Использованная зубная щетка — неликвидный актив. Вряд ли вы сможете кому-то продать свою старую зубную щетку. Если вы, конечно, не Пэрис Хилтон. Щетка сразу после покупки теряет свою способность быть проданной кому-то по рыночной цене.
Аналогичный пример — новая машина, которая сразу после покупки теряет около трети стоимости. Некоторые старые модели можно продать разве что по программе утилизации. Машина, вопреки общепринятым представлениям, низколиквидный актив, на грани неликвидности.
Банковский вклад — ликвидность зависит от условий. Например, в том же Тинькофф-банке я могу закрыть свой вклад через приложение и на следующий день получить деньги. Но один день все же придется подождать, при этом из-за досрочного расторжения теряются накопленные проценты.
Ликвидность ценных бумаг
Инструменты фондового рынка — акции и облигации — самые ликвидные активы для инвестора. Когда биржа работает, ценные бумаги можно продать без проблем, просто открыв терминал или позвонив своему брокеру. Причем в случае с облигациями накопленный купонный доход не теряется, в отличие от тех же процентов по досрочно закрытому вкладу.
Но здесь есть свои тонкости. Представьте, что вы решили продать акции через терминал, открыли стакан заявок и в списке лучших предложений на покупку и продажу актива увидели, что на ваш объем акций нет достаточного спроса. Поздравляем: пришло время узнать о ликвидности фондового рынка.
Рынок считается высоколиквидным, если на нем регулярно заключают сделки и разница между ценами заявок на покупку и продажу невелика. При этом таких сделок должно быть много, чтобы каждая небольшая сделка не влияла на цену товара.
Ликвидность инструмента на фондовом рынке оценивают по количеству совершаемых сделок (то есть по объему торгов) и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если вы можете быстро продать или купить большое количество акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность на Московской бирже
У инвесторов с разным количеством денег будут разные требования к ликвидности. Разберем на примере.
Представьте трех частных инвесторов: один хочет вложить 1 миллион рублей, второй — 60 миллионов, а третий — 600 миллионов. Все трое пришли за акциями на Московскую биржу и открыли список с итогами торгов в обычный пятничный день. Когда мы писали эту статью, на Московской бирже торговалось 226 компаний. При этом для покупки доступна 281 акция: некоторые компании продают акции нескольких видов.
Вот как выглядит этот список, если отсортировать результаты по объему от большего к меньшему.
Первая страница — сливки нашего фондового рынка. Это самые ликвидные компании — так называемые голубые фишки. Возглавляет список Сбербанк: за день с его бумагами совершили 65 073 операции более чем на 11 млрд рублей.
Если представить, что инвесторы могут купить акции только какой-то одной компании, все трое легко разместят деньги в акциях первых пятнадцати компаний. Но уже дальше, начиная с «Ростелекома», объемы торгов акциями компаний падают ниже 594 млн рублей в день — инвестора с 600 млн эти бумаги не интересуют. А требованиям инвестора с 60 миллионами рублей соответствуют только первые 45 компаний.
Проще всего будет продавать и покупать акции инвестору с 1 миллионом рублей. Но даже ему подойдет чуть более сотни компаний: объемы торгов остальных уже меньше миллиона в день.
Конечно, в реальности всё иначе: с одной стороны, вам не нужно вкладывать все деньги в акции одной компании — вместо этого лучше диверсифицировать портфель, тогда требования к минимальному объему торгов будут ниже. С другой стороны, если объем торгов 1 миллион в день, то купить акции даже на 100 000 рублей будет не так легко. А потом не так легко будет их и продать. Ведь объем у нас суммарный не только на весь день, но и на всех участников рынка. Суть такова: не стоит покупать акций больше, чем потом получится легко продать.
Прежде чем покупать акции вроде как недооцененной компании, узнайте, какая у этих бумаг ликвидность. Иначе вы никогда не сможете продать их. Вернее, продать-то вы их сможете, но для этого потребуется время и, вероятно, снижение цены. А если снижать цену, то зачем было вкладывать?
Московская биржа на карте мира
Если посмотреть на ликвидность фондовых рынков разных стран, то станет понятно, что Московская биржа отнюдь не лидер по количеству компаний, чьи бумаги здесь торгуются.
Капитализация всех акций на Московской бирже около 630 млрд долларов, в то время как капитализация одной только компании «Эпл» более 900 млрд долларов. Московская биржа не входит даже в топ-20 крупнейших бирж, уступая фондовым биржам Мадрида, Тайваня и Сан-Паулу. На Московской бирже торгуется 281 различная акция от 226 компаний, в то время как на фондовых рынках США их тысячи.
Что такое Free float
Объем сделок — это еще не все, что определяет ликвидность той или иной акции. Инвестируя в ценные бумаги, важно помнить о показателе free float.
Низкий free float акций говорит о том, что частные лица могут продавать и покупать только небольшое число акций, поэтому и ликвидность их тоже будет низкой.
Чтобы понять, как free float влияет на ликвидность акций, приведу пример с двумя похожими на первый взгляд компаниями, акции которых торгуются на бирже.