Что значит неимущей одежде

Значение слова «неимущий»

Что значит неимущей одежде

1. Не имеющий достаточных средств к существованию; нуждающийся, бедный. Неимущие слои населения.— Люди они были хоть и неимущие, но образованные. Тургенев, Уездный лекарь.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

НЕИМУ’ЩИЙ, ая, ее (книжн.). В буржуазных странах — не имеющий средств к существованию, бедный, живущий в нужде. Неимущие слои общества. Неимущее население капиталистических городов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

неиму́щий

1. не имеющий достаточных средств к существованию; бедный ◆ Любить врагов своих, предпочитать малых и неимущих великим и богатым этого мира, ― все это казалось столь необычайным и столь дивным Всеславу, что он не мог удержаться, чтобы не прервать слова старика. М. Н. Загоскин, «Аскольдова могила», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Всех бедных, неимущих оделял от своих благ со щедротою. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», Книга вторая, 1875-1881 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит неимущей одеждеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: веб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что значит неимущей одежде

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в БЕДНОЙ/НИЩЕНСКОЙ/СКУДНОЙ одежде.

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те книж­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное сло­во­со­че­та­ние сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, за­пи­ши­те это сло­во­со­че­та­ние.

1. Что нужно знать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние?

Пер­вое слово спать— яв­ля­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, т.к. наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в любом стиле речи, об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей; в сло­ва­ре стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду. Слово по­чи­вать ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в книж­ном стиле, при­да­ет речи ар­ха­и­че­ский ха­рак­тер (так го­во­ри­ли в ста­ри­ну). Дрых­нуть — этот си­но­ним зву­чит грубо (такие слова на­зы­ва­ют про­сто­реч­ны­ми) и упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ной речи.

2. Что нужно по­ни­мать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние? Что раз­го­вор­ные слова — это слова, раз­решённые в не­при­нуждённой уст­ной речи. И что их можно ис­поль­зо­вать толь­ко в опре­делённых усло­ви­ях. Чтобы не за­ме­нить одно раз­го­вор­ное слово на дру­гое, не­об­хо­ди­ма по­мощь сло­ва­рей. Нам по­мо­га­ют тол­ко­вые сло­ва­ри из­вест­ных ав­то­ров Оже­го­ва, Еф­ре­мо­вой, а также сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва.

При по­ис­ке слова об­ра­ща­ем вни­ма­ние на по­мет­ки: разг., прост. и слова с та­ки­ми по­мет­ка­ми ни в коем слу­чае не вы­би­ра­ем в ка­че­стве от­ве­та.

Рас­смот­рим при­мер. Мы за­меш­ка­лись в пути, по­это­му при­шли к на­зна­чен­но­му месту за­тем­но

Как видно из ста­тьи, нет у этого слова ней­траль­но­го зна­че­ния, по­это­му нужно ис­кать дру­гие слова. Как пра­ви­ло, в тол­ко­ва­нии это слово уже есть, вот оно — «за­дер­жать­ся». Найти боль­ше слов-си­но­ни­мов нам по­мо­жет прак­ти­че­ский сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва. В по­ис­ках слова «за­меш­кать­ся» мы по­па­да­ем на ста­тью со сло­вом

ЗА­ДЕР­ЖАТЬ­СЯ и его зна­че­ни­я­ми:

/ о че­ло­ве­ке: про­мед­лить;

за­сесть, за­вяз­нуть, за­меш­кать­ся, про­меш­кать, по­меш­кать, за­ко­пать­ся, про­ка­ни­те­лить­ся (разг.)

// в го­стях или за ра­бо­той: за­си­деть­ся (разг.)

// в го­стях, за­го­стить­ся (разг.)

/ о деле: за­мед­лить­ся, за­тя­нуть­ся;

за­тор­мо­зить­ся, за­сто­по­рить­ся (разг.)

Об­ра­ти­те вни­ма­ния, сколь­ко слов имеют по­мет­ку разг! Таким об­ра­зом, мы видим, что слово «за­меш­кать­ся» за­ме­нить нужно ней­траль­ным сло­вом ЗА­ДЕР­ЖА­ЛИСЬ, и это самый точ­ный, самый вер­ный ответ. Нам не по­дой­дут ни «про­мед­лить», ни «за­мед­лить­ся», ни «за­тя­нуть­ся», по­то­му что наше слово в пред­ло­же­нии имеет опре­делённое зна­че­ние.

Итак, ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния будет таков:

1. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние и опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние ука­зан­но­го в за­да­нии слова.

2. Под­бе­ри­те к этому слову воз­мож­ные си­но­ни­мы.

3. Опре­де­ли­те, какой из этих си­но­ни­мов

− не носит от­тен­ка книж­но­сти и раз­го­вор­но­сти;

− об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей ( то есть в нём прак­ти­че­ски нет эмо­ций);

− стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду, от­кры­вая его.

4. Вставь­те слово в пред­ло­же­ние, при оно долж­но под­хо­дить и по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, и по зна­че­нию.

3. Учи­ты­вай­те осо­бен­но­сти вне­се­ния от­ве­та в поле «ответ»

1) Впи­ши­те в поле ответ ОДНО вы­бран­ное слово (или сло­во­со­че­та­ние).

2) Про­верь­те, верна ли форма рода, числа, вре­ме­ни, вида. Пом­ни­те, что мы за­ме­ня­ем одно слово дру­гим, по­это­му нель­зя вме­сто вида не­со­вер­шен­но­го со­вер­шен­ный, вме­сто на­сто­я­ще­го про­шед­шее время и т.п. Ставь­те слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в пред­ло­же­нии.

3) Ча­сти­цы НЕ, БЫ пи­сать в ответ не нужно.

4) Ино­гда встре­ча­ют­ся за­да­ния, в ко­то­рых ука­зан­ная форма в за­да­нии не сов­па­да­ет с фор­мой в пред­ло­же­нии. На­при­мер, в усло­вии «За­ме­ни­те слово за­ки­ды­вать. в пред­ло­же­ни..», а в пред­ло­же­нии «за­ки­ды­ва­ли». В этом слу­чае нужно пи­сать ту форму, что в усло­вии. Если же на эк­за­ме­не попадётся такое за­да­ние, не­пре­мен­но об­ра­ти­те на этот факт вни­ма­ние ас­си­стен­тов, вплоть до на­пи­са­ния за­яв­ле­ния.

5) В связи с тем, что ко­ли­че­ство си­но­ни­мов может до­сти­гать 5-6 слов, в поле «ответ» ре­дак­тор вво­дит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Источник

Лексические нормы. Неверно употреблённые слова

Урок 8. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Что значит неимущей одежде

Что значит неимущей одежде

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что значит неимущей одежде

Что значит неимущей одежде

Что значит неимущей одежде

Конспект урока «Лексические нормы. Неверно употреблённые слова»

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как исправлять лексические ошибки.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по русскому языку.

И перед нами – шестое задание ЕГЭ. И вот как оно звучит:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У этого задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно употреблённое слово.

Проанализируем это задание.

В упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его найти и выписать в графу ответов.

И в чём состоит суть этого задания?

Во-первых, мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова. Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы тренируемся видеть лексические ошибки!

А теперь взглянем на второй вариант этого задания.

Он звучит так – отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

И здесь уже всё усложняется.

Ведь упрощённый вопрос звучит так – где тут неправильно употреблённое слово? И теперь нам нужно не просто обнаружить ошибку, но и исправить её!

И в графу ответа мы будем вписывать уже подобранное слово, которое сделает фразу правильной. Иногда при этом возможны даже некоторые варианты.

И здесь нам снова стоит обратиться к теоретической части. С какими типами лексических ошибок нам предстоит встретиться?

Довольно часто это употребление слова в несвойственном ему значении.

Причина этой ошибки – незнание лексического значения слова.

Когда мы не учитываем лексическое значение слова, мы совершаем ошибку и употребляем в предложении не то слово, которое нам нужно.

Например: Я грустил, настроение было самое мажорное.

Мажорный – значит весёлый, бодрый. Вместо этого слова в предложении нужно употребить слово минорный, то есть грустный, печальный.

Очень часто мы встречаемся с нарушением лексической сочетаемости слов.

Ведь у слов есть разные возможности соединяться друг с другом. А у некоторых слов лексическая сочетаемость вообще ограничена.

Когда мы не учитываем сочетаемость слов, мы совершаем ошибку и сочетаем в предложении слова, которые сочетаться не могут.

Например, одержать поражение. Одержать можно только победу.

Произвести уютное впечатление. Уютной может быть комната, а впечатление может быть приятным или хорошим.

Заклятый друг. Заклятыми бывают только враги.

Иногда мы встречаемся в задании и с ошибками в употреблении фразеологизмов.

Причина этой ошибки – непонимание того, что фразеологизм может употребляться только в устойчивой форме.

В предложении фразеологизм может ошибочно сокращаться. Или в нём меняется один какой-то компонент. Или даже смешиваются два выражения.

И яйца не стоит – правильно будет «и яйца выеденного не стоит».

Львиная часть чего-либо. Можно сказать только – львиная доля.

Играет большое значение. Значение можно иметь, а не играть.

И у этого варианта задания тоже есть свои трудности.

Ошибки в этом задании могут быть разного типа. Не всегда нам может помочь деление словосочетания на словосочетания – ведь иногда неверно употребляются однородные члены или подлежащее и сказуемое.

Неужели нам придётся просто заучивать типичные лексические ошибки?

А почему бы и нет? Рассмотрим несколько ошибок, которые встречаются нам чаще всего.

Большая половина – половина не может быть большей, ведь это пятьдесят процентов. Правильно – большая часть.

Повысить кругозор – кругозор невозможно повысить, его можно только расширить.

Улучшился уровень – уровень не бывает плохим или хорошим. Зато его можно повысить или понизить.

Играть значение – значение это не игра, чтобы в него играть. Иметь значение или играть роль.

Предпринять меры – предпринимают шаги, а меры принимают.

Улучшение недостатков – вряд ли недостатки можно улучшить. Зато их можно устранить.

И здесь мы видим, что особенное внимание нужно уделить существительным. Потому что часто прилагательные или глаголы с ними употребляются неверно.

Для примера давайте отредактируем такое предложение.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Начинаем мы опять с чтения предложения. И мы опять должны проявить внимание.

Определяем проблемные зоны. Давайте попытаемся поделить текст на относительно большие смысловые отрезки. И удалить все лишние местоимения, предлоги и так далее.

Цены практически не изменятся

Цена на отдельные товары

Цена подорожает в полтора раза и даже больше – подлежащее и сказуемое мы поместим в один отрезок.

А теперь тщательно анализируем все фразы и выбираем сочетание слов, которое кажется странным или ошибочным.

Ряд регионов – тут всё нормально.

Цены практически не изменятся – всё прекрасно.

Цена на отдельные товары – тоже нормально.

Цена подорожает в полтора раза… а может ли цена дорожать?

Выберем это сочетание для нашего анализа.

И попытаемся определить тип ошибки.

Подорожание товара – это уже повышение его цены. Подорожать могут яблоки, куртки, нефть. А цена подорожать не может. Это ошибка сочетаемости слов. А цена может повыситься, возрасти, подняться.

Запишем эти варианты в форме, которая нам нужна.

И теперь нам осталось только вписать ответ. В ответ мы вписываем повысится, или возрастёт, или поднимется.

И теперь мы можем составить алгоритм для этого варианта задания.

· Сначала мы, как всегда, внимательно читаем предложение.

· Потом делим его на смысловые части – это могут быть словосочетания или более крупные отрезки.

· Анализируем эти отрезки-фразы и находим проблему.

· Выясняем, какое слово употребляется во фразе ошибочно.

· Находим слово, которое нужно употребить в этом случае.

Тут нужно заметить, что отрезки, на которые мы можем разделить предложение, могут быть разными. Мы можем сделать из одного сложного предложения несколько простых. Если предложение простое и короткое – можем поделить на словосочетания и отдельно выделить подлежащее и сказуемое. Наконец, мы просто можем разделить текст на смысловые отрезки.

Попробуем выполнить ещё одно такое задание.

Отредактируем вот какое предложение.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Мы как всегда начинаем с чтения предложения. И давайте попробуем на этот раз не делить его на части.

Вместо этого попытаемся сходу найти и выделить в предложении необычное слово или выражение.

В этом предложении настораживает усадьба. Что-то необычное может быть связано со слепцами. И мы не так уж часто видим прилагательное неимущий.

То есть, мы ищем слова с неизвестным нам значением, иноязычные или просто нечастотные слова.

Выписываем сочетания, которые содержат эти слова.

К удивлению всех в усадьбе,

Он вернулся с двумя слепцами

А дальше мы приступаем к анализу сочетаний, которые содержат эти слова. Нам нужно отыскать ошибку.

Первое сочетание её не содержит. И во втором каждое слово употребляется в соответствии со своим лексическим значением.

Остаётся последнее словосочетание.

Неимущий – это бедный человек, человек, у которого недостаточно средств. Но это именно человек! Значит, слово неверно употребляется: одежда не может быть неимущей.

Теперь нужно подобрать верные варианты.

Что имелось в виду в предложении под словом «неимущий»?

Автор подразумевал, что одежда бедная. Синонимы к этому слову – нищенская, убогая, жалкая и так далее.

Мы можем выбрать ответ из этих вариантов.

И здесь нужно обговорить несколько деталей.

Можно ли написать в ответе прилагательное нищая?

Нет. Нищим тоже может быть только человек.

Может быть, можно указать, что одежда грязная, рваная, драная? Нет. Потому что одежда может быть рваной или грязной, но при этом не быть бедной.

Нужно выбрать слово, которое наиболее подходит по контексту.

Ближе всего по значению – слова бедной и нищенской.

И в графу ответа мы можем вписать любое из этих слов.

При этом вписывать предлог вместе с прилагательным не нужно, потому что он относится к существительному, а не к прилагательному.

Но ведь если мы всё время будем заняты только поиском необычных слов или фраз, мы можем и пропустить ошибку!

Именно поэтому мы можем пользоваться сразу двумя методами.

Начнём с поиска необычного в предложении, а если необычного не окажется – расчленим предложение.

Выполним пару заданий таким способом. Возьмём такое предложение:

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Сначала читаем и ищем необычное. И сразу же натыкаемся на явно устойчивое выражение – держал в грязном теле.

Если мы нашли такое выражение – мы анализируем его.

Держал в грязном теле – это неверно употреблённый фразеологизм, такого фразеологизма нет.

Ошибка есть – значит, нужно её проанализировать и подобрать правильный вариант.

В этом фразеологизме неверно употреблено прилагательное.

Держать в чёрном теле – правильно.

Ответом в задании становится прилагательное чёрном.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Читаем и ищем необычные слова и выражения. Здесь нет ничего необычного. Расчленим предложение. На этот раз мы сделаем из него несколько коротких простых предложений:

режиссёр увлечён магией кадра,

режиссёр не уделяет значения характерам персонажей,

режиссёр не уделяет значения сюжету,

режиссёр не уделяет значения мелочам

Теперь будем анализировать части – особенно существительные и словосочетания с устойчивым значением.

Не уделяет значения – как раз такое словосочетание. В нём есть существительное значение. И значение нельзя уделять.

Это неверная сочетаемость слов. Уделять можно внимание. А значение можно придавать чему-либо.

В графу ответа мы можем вписать либо уделяет, либо придаёт.

Итак, что мы должны помнить, чтобы быстро исправить лексическую ошибку в предложении?

· Лексические ошибки могут быть разных типов, но очень часто они связаны с сочетаемостью слов, особенно в устойчивых выражениях.

· Часто с существительными неверно сочетаются прилагательные или глаголы. На такие сочетания слов нужно обратить пристальное внимание.

· Нам может помочь в выделении задания поиск устойчивых выражений, редких или иноязычных слов.

· В выполнении задания может помочь расчленение предложения на смысловые отрезки.

Источник

НЕИМУЩИЙ

Смотреть что такое «НЕИМУЩИЙ» в других словарях:

неимущий — См … Словарь синонимов

НЕИМУЩИЙ — НЕИМУЩИЙ, ая, ее (книжн.). Не имеющий средств к существованию, нуждающийся. Неимущие сословия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

неимущий — (нуждающийся) … Орфографический словарь-справочник

неимущий — • бедный, небогатый, нищий, нуждающийся, малообеспеченный, необеспеченный, малоимущий, неимущий Стр. 0008 Стр. 0009 Стр. 0010 Стр. 0011 Стр. 0012 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Неимущий — I м. см. неимущие II прил. Не имеющий достаточных средств к существованию; бедный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неимущий — I м. см. неимущие II прил. Не имеющий достаточных средств к существованию; бедный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неимущий — неимущий, неимущая, неимущее, неимущие, неимущего, неимущей, неимущего, неимущих, неимущему, неимущей, неимущему, неимущим, неимущий, неимущую, неимущее, неимущие, неимущего, неимущую, неимущее, неимущих, неимущим, неимущей, неимущею, неимущим,… … Формы слов

неимущий — имущий зажиточный обеспеченный … Словарь антонимов

неимущий — неим ущий … Русский орфографический словарь

неимущий — Тв. неиму/щим, Пр. о неиму/щем … Орфографический словарь русского языка

Источник

Словари

отт. перен. разг. Неимущий, нищий.

2. Лишённый растительного покрова.

отт. Лишённый растительности или имеющий скудную растительность.

НАГО́Й, нагая, нагое; наг, нага, наго (книжн.).

2. перен. Лишенный растительного покрова (поэт.). «Утесов нагие громады.» Пушкин.

И вдруг. легка, как тень ночная, бела, как ранний снег холмов, выходит женщина нагая и молча села у брегов (Пушкин).

неоде́тый, обнаженный, оголенный, разде́тый

2) перен. Лишенный растительного покрова, утративший его.

безли́стный, безли́стый, го́лый, обнаженный, оголенный

3) перен. Лишенный растительности, без растительности или со скудной растительностью (о местности и т. п.).

Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками. (Бунин).

го́лый, лы́сый, обнаженный, оголенный

заро́сший, покры́тый расти́тельностью

нагота́, нагишо́м разг., донага́, обнажи́ть, полунаго́й

Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. нагый ‘голый’, ‘обнаженный’, ‘вынутый из ножен’, о.-слав. * nagъ).

2. Лишённый растительного покрова. Н-ие деревья, кусты. Н-ие ветви берёз. // Лишённый растительности, без растительности или со скудной растительностью (о местности и т.п.). Н-ие холмы, равнины.

Руки были нагие почти до локтей, а выше шли складки белой кофточки. Сергеев-Ценский, Бабаев.

Лишенный растительного покрова.

Лишенный растительности, без растительности или со скудной растительностью (о местности и т. п.).

Люблю я ветер меж нагих холмов, И коршуна в небесной вышине. Лермонтов, 1831-го июня 11 дня.

Южный же склон хребта пустынен и состоит из нагих скал с редкими, гнездящимися на них степными растениями. Потанин, Путешествия по Монголии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *