Что значит не является вином
Является вином!
Посетители супермаркетов в минувший уикенд наверняка обратили внимание на новые указатели на винных полках. «Не является вином» – кое-где под такой табличкой оказалось до половины ассортимента. Эти нововведения – первые и самые явные проявления нового закона «О виноградарстве и виноделии», вступившего в силу 26 июня.
В соответствии с документом далеко не все напитки, произведенные с использованием сброженного виноградного сока, могут называться вином. Под такие ограничения подпали прежде всего две большие категории: одна абсолютно справедливо, другая совсем несправедливо по форме, но по сути правильно.
Первая категория – винные напитки, сделанные на основе вина, как правило разбавленного, с добавлением ароматизаторов, красителей, вкусовых добавок. Упакованные «под игристое», такие напитки на полке трудно отличить от настоящего вина, а в силу особенностей налогообложения они имеют гораздо более низкую цену. Теперь потребители будут по крайней мере знать: это не вино. Хотя едва ли популярность этих напитков сильно пострадает.
Вторая категория – вина, произведенные из импортного виноматериала, как говорят профессионалы, из балка. Это вполне классический способ доставки вина потребителю – когда розлив в бутылку производится в регионе не производства, а продажи. Еще 100 лет назад именно так продавалось абсолютное большинство вин в мире, в том числе и самых престижных. Да и сейчас такая практика распространена повсеместно в отношении массовых недорогих вин: зачем везти тонны стекла, скажем, из Австралии в Европу, когда можно бутилировать на месте. Именно так до прошлой пятницы производилось не менее трети вина в России: ввоз балка составлял ежегодно не менее 20 млн декалитров, что обеспечивало до 40% внутреннего производства бутилированного вина.
Продажи вина могут упасть из-за нового закона о виноградарстве и виноделии
Что ж здесь плохого? Первое, самое плохое, – за редчайшими исключениями этот импортный виноматериал продавался не как испанское, чилийское, южно-африканское вино, а как российское. То есть многие годы потребителя просто обманывали, подсовывая напиток совершенно другого происхождения. Второе – поскольку у «балковиноделов» главным стимулом была коммерческая эффективность, балк завозился наиболее дешевый и второсортный. За российское выдавалось вино, как правило, очень низкого качества. Что подрывало доверие потребителя к пока еще молодой категории отечественных вин. Наконец, низкая стоимость импортных виноматериалов связана с экономическими и климатическими особенностями отдельных винодельческих регионов: высокой урожайностью, низкими производственными издержками, доступностью и дешевизной долгосрочных кредитов, программами господдержки и дотаций. Например, в Испании, одном из крупнейших поставщиков балка в РФ, объем ежегодной поддержки виноградарства и виноделия превышает 200 млн евро, что на порядок выше субсидий из российского бюджета. По сути, до сих пор крупнейшие винодельческие страны решали за счет российского виноделия свои социально-экономические проблемы. А российский рынок превратился в «сливной бачок» для продукции самого низкого качества.
Поэтому, хотя вина, сделанные из балка, конечно же, являются вином, ничего страшного в их «деклассировании» нет. Многочисленные балкоразливайки, как именитые гиганты, так и безвестные цеха, полтора десятилетия доминировали на полках. Пора их потеснить.
«Не является вином»: что можно обнаружить в составе напитков, именуемых винными
26 июня в России вступил в силу федеральный закон о виноградарстве и виноделии, ставший для отрасли базовым и установивший ряд требований к производству, продаже и маркировке винодельческой продукции.
Содержание
«Винный гид России» – это ежегодный проект по исследованию винодельческой продукции, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России, спонсором проекта является АО Россельхозбанк.
Что такое винные напитки?
26 июня в России вступил в силу федеральный закон о виноградарстве и виноделии, ставший для отрасли базовым и установивший ряд требований к производству, продаже и маркировке винодельческой продукции.
Согласно ему, винные напитки теперь должны выставляться в магазинах на отдельных полках и сопровождаться надписью: «Продукция не является вином». Такое же уточнение производители обязаны размещать и на этикетках винных напитков.
По итогам испытаний, все напитки оказались безопасными: потенциально-вредных веществ не обнаружено ни в одном.
Вместе с тем, несоответствия обязательным требованиям действующего законодательства всё же были найдены в продукции семи торговых марок. Все нарушения касались её маркировки.
Кроме того, благодарю исследованию, удалось выявить одну примечательную деталь: как показал анализ изотопного состава, в большинстве винных напитков, помимо присущих им виноградных спиртов, присутствовали еще и фруктовые. Вместе с тем нужно отметить, что данное обстоятельство нарушением не является.
Что касается потребительских опасений относительно возможного содержания в винных напитках незаявленных ароматизаторов и прочих добавок, то они были подтверждены частично.
Какие напитки отобрали для испытаний
Из винных напитков 20 торговых марок, отобранных Роскачеством для исследования, 18 были произведены в России, один — в Испании, и один — в Литве. Большинство, согласно маркировке, изготавливалось из виноградного сырья. Исключение составила продукция четырёх торговых марок, произведённая на основе фруктов.
При этом соответствие требованиям одного из действующих в настоящий момент национальных стандартов (ГОСТа 31729-2012 «Напитки винные» или ГОСТа Р 58013-2017 «Напитки винные фруктовые») было заявлено на этикетках только у четырёх товаров. Все остальные напитки продавались без такого обозначения, что противоречит положениям Федерального закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Согласно данному закону, любая алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории России, должна сопровождаться информацией о государственных стандартах, требованиям которых она соответствует.
Как оценивали, и какие несоответствия нашли
Какие использовались спирты
Один из важнейших показателей, который оценивался у винных напитков — это изотопный состав входящих в него химических элементов. Данное тестирование позволяет определить, действительно ли продукт произведён исключительно из виноградного сырья, или в процессе добавлялось что-то ещё.
Поскольку на сегодняшний день определить изотопный состав возможно лишь у продукции, произведённой из виноградного сырья (библиотека изотопов, содержащихся во фруктовых винных напитках, пока ещё не составлена), для этого исследования были отобраны только те 16 напитков, которые, согласно маркировке, соответствовали данному требованию.
Речь идёт о продукции «Каждый День», Bolle, Aviva Rose, Lavetti Classico, Vermouth Bianco (Monograme), Villa Blanca (Moscato), Ruby Granum Blue, Lavetti Rose, Lavetti Crema di Vanilla и Vanilla Sky (Burbuleta).
Незаявленные ароматизаторы и вкусовые добавки
Фруктовые винные напитки, в случае с которыми определить изотопный состав не представлялось возможным, были исследованы на массовую концентрацию органических кислот (щавелевой, винной, молочной, яблочной, лимонной и янтарной).
Что касается не заявленных ароматизаторов, то лишь в одном напитке (ТМ «Крымский») эксперты обнаружили не указанный производителем 1,2-пропиленгликоль. В двух товарах (Bolle и «Крымский») были выявлены консерванты, информация о которых в маркировке также отсутствовала.
Речь идёт о сорбиновой кислоте, препятствующей росту дрожжевых грибов. На этикетке напитка «Крымский» указана добавка Е200, но не указано ее назначение (консервант), что является введением потребителя в заблуждение.
Данные исследования Роскачества были переданы в контрольно-надзорные органы. Надзорным ведомством Краснодарского края проведено административное расследование в отношении ООО «Крымский винный завод». Согласно предоставленной ведомством информации от 23.11.2020, ООО «Крымский винный завод» проводит процедуру отзыва продукции от потребителей.
Что показала проверка на синтетические красители
Слишком сладкие для полусладких
Путаница с крепостью
В рамках проведённого Роскачеством спецпроекта винные напитки оценивались и по многим другим параметрам, несоответствий выявлено не было.
В магазинах появятся «вина России», а мартини и глинтвейн перестанут считать вином. Разбираемся, почему
Этот материал не является рекламным и не призывает к употреблению алкоголя
С 26 июня в России вступил в силу новый закон «О виноградарстве и виноделии» — теперь выкладка вин на полках магазинов сильно поменяется. Мы попросили экспертов «Красного Яра» рассказать, как это отразится на потребителе.
Представитель сети Елена Бурасова рассказала «ПМ», что в магазинах появятся две отдельные маркировки — для «вин России» и «продуктов, не являющихся вином». Причем во вторую категорию попадут даже дорогие и качественные вина.
К примеру, на маркировкой «Продукт не является вином» будут помечать «Мартини», «Сангрия», «Глинтвейн», «Боска» и подобные им напитки. Итальянское вино Amarone Sopra Sasso, которое два года выдерживается в дубовых бочках, тоже будет иметь такую маркировку — потому что оно произведено из заизюмленного винограда. По новому закону вином не считаются продукты, сделанные не из обычного винограда.
А маркировкой «Вино России» будет помечаться вино не только произведенное в России, но и из российского винограда. Есть еще третья категория, которая не будет маркироваться никак — виноградные вина, произведённые за рубежом и в России из импортного виноматериала.
Елена Бурасова отметила, что пока в сеть не поступили вина с новой маркировкой, запасов различного вина у сети еще достаточно и новую маркировку потребители увидят не скоро. При этом не нужно пугаться надписи «Продукт не является вином», за ней может скрываться прекрасное вино с изюминкой.
Не является вином: что пьют потребители под видом благородного напитка
Розничные цены на алкогольную продукцию в России вырастут на 20%
Россия время от времени удивляет мировое сообщество своеобразной интерпретацией устоявшихся норм и правил. В этот раз речь о скоропалительном принятии закона о виноградарстве и виноделии. Госдума и Совфед в конце декабря одобрили документ без единой поправки, в то время как на законопроект поступило порядка 180 замечаний. Как подчеркивают эксперты, утвердить единые требования к производству было необходимо, но не так резко. Запрет на использование импортного виноматериала, а также рост акцизов с 2020 года приведут к удорожанию отечественной и импортной продукции. Кроме того, часть российских виноделов уйдет с рынка, а рост цен на напиток может достичь 20%.
Фото: источник — Журнал «Деловой Крым»
Совет Федерации на заключительном заседании 2019 года единогласно одобрил базовый закон о виноделии и виноградарстве в РФ. Форсируя принятие документа, сенаторы, а до них депутаты, конечно же, преследовали самые благие цели. Но законодательная спешка может привести прямо к противоположным для отрасли и потребителей результатам.
Одна из целей закона — помочь потребителям понять, что находится внутри купленной бутылки. Документом вводятся дополнительные требования к маркировке. На напитках, изготовленных из 100%-ного отечественного сырья, появится надпись «Вина России». Отметим, сейчас более 60% отечественных вин производят с использованием виноматериалов из-за рубежа, так как своего винограда попросту не хватает. В то же время напитки, в чьем составе содержатся импортные компоненты, будут помечены крупной надписью «Не является вином».
Между тем виноматериалы — это не что-то искусственное и вредное. Это всего лишь сухое вино, не порошковое, а практически без сахара, которое находится в деревянной бочке или металлическом баке. Его привозят в Россию из других стран для последующего производства конечного продукта: импортные материалы смешивают с местными, и, как только такой состав попадает в бутылку, его уже официально именуют вином. 28 декабря 2019 года президент подписал данный документ. Закон вступит в силу 1 июля 2020 года.
Экстремальное виноделие
Легко ли создавать вино в России? Предприниматель, начинающий винодел Владимир в разговоре с «МК» подчеркнул, что пришел на этот рынок не для того, чтобы заработать колоссальные деньги. Виноделие для него, скорее, образ жизни. «Это занятие и бизнесом-то назвать сложно, учитывая отсутствие каких-либо конкретных сроков окупаемости проекта. Затраты посчитать можно, а вот с доходностью гораздо сложнее. Это тяжелый труд на земле, который не сопоставим с работой в мегаполисе», — отметил он.
В планах Владимира создать на территории России проект, сочетающий в себе и виноградник, и винодельческое хозяйство, и гостиницу. По его словам, в той локации, где он реализует свой замысел, над аналогичными проектами работают 11 по таких же «авантюристов». «На участке в 10 га разместится гостиничный комплекс на 36 номеров и винодельня, которые займут площадь около 1,3 га и виноградник площадью 8,7 га. В планах увеличить посадки винограда до 20 га», — продолжил он. Наш собеседник подчеркнул, что лицензия на производство и продажу алкоголя ограничивает объем изготавливаемой продукции 50 тыс. бутылок. Понятно, что с таким объемом нет смысла выходить в розницу. 15–20% вина планируется продавать в самой гостинице. Остальные объемы пойдут в Москву и Санкт-Петербург.
«Весь проект будет строиться на синергии гостиницы, ресторана, СПА-комплекса и виноградника. Только так можно выйти на хоть какие-то удовлетворительные экономические параметры. Расчетный срок окупаемости нашего проекта — 18 лет при размере инвестиций 250 млн рублей», — поясняет предприниматель.
По его словам, государство делает шаги навстречу этой сфере бизнеса. Например, существует региональная программа, участники которой имеют право на получение субсидирования затрат по закладке виноградника и затрат по его обслуживанию в течение первых трех лет.
Между тем новый закон вводит запрет на субсидирование импортного посадочного материала. Но как данная мера скажется на развитии отрасли в России? Наш собеседник считает: понадобятся годы для того, чтобы в стране появились новые питомники, способные удовлетворить спрос отечественных виноделов. «Мы ведем переговоры с двумя французскими питомниками по вопросу поставки нам посадочного материала, — рассказал Владимир. — Я не откажусь от закупки импортного посадочного материала просто потому, что не вижу качественной альтернативы в России».
Бизнесмен подчеркнул, что виноделие требует долгосрочных инвестиций. Высадке виноградных лоз предшествуют длительные подготовительные работы. При успешном раскладе и на его участке виноградники появятся только осенью 2021-го — весной 2022 года. В таком случае первый урожай удастся получить только в 2025 году, а готовое к употреблению вино аж в 2028–2030-х. Говорить о ценовой категории, в которую попадет вино Владимира, пока рано. По его словам, сумма может достигать и 1,5 тыс. рублей.
Рынок без понятий
Принятия закона ждали все участники рынка. Документ должен был расставить все по своим местам и сделать правила игры едиными и прозрачными, а также утвердить терминологию, которую используют как отраслевые специалисты, так и потребители. Все наконец-таки узнают, что такое «вино», «винный напиток» и «вино России». Однако на деле не все так гладко.
Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова убеждена, что закон вводится слишком «быстро и безальтернативно, причем очень хорошо видно, что он явно защищает чьи-то конкретные интересы». «Российские вина от такого железобетонного лобби лучше не станут, а потребитель, как обычно, будет вынужден или искать компромисс, или платить значительно больше за качество лучшее «по умолчанию», — сказала она. Эксперт подчеркнула, что виноделие — это сложный трудоемкий процесс, очень зависящий от сырья, традиций, условий и массы малопрогнозируемых факторов. Здесь невозможно взять и отменить огромное количество поправок, уточняющих производственные процессы. «Таким методом можно привести рынок российского вина или к суррогату, или к проблемам с развитием», — подытожила Бодрова.
По мнению вице-президента Российской ассоциации сомелье, представителя «Опоры России» Анатолия Корнеева, как бы мы ни хотели заместить импортное вино отечественным, маловероятно, что весь рынок станет голосовать рублем в пользу патриотических соображений, продиктованных сверху.
«Проблема Советского Союза заключалась в следующем: ему надо было напоить вином 250 млн жителей. По этой причине вопросы, связанные с сельским хозяйством, решались экстенсивными методами. Росло количество в ущерб качеству, — отметил он. — Лозу выращивали где угодно, например на равнинах, что негативно сказывалось на качестве урожая. Растения обильно удобряли веществами с весьма сомнительным составом». Нынешним виноделам приходится писать историю российских вин, используя очень посредственные исходные материалы».
Руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов считает, что в эпоху импортозамещения шаг в виде принятия такого закона вполне закономерен. «То, что у нас стремятся самыми разнообразными мерами оказать поддержку российскому производству, — это неплохо. Однако, в частности, при новой акцизной политике мы столкнемся с удорожанием ряда наименований — как импортных, так и отечественных», — сказал он.
Импортозамещение наоборот
Очевидно, что данный законопроект содержит очень много опасных положений, которые могут больно ударить по отрасли. Сама по себе идея поддерживать производителей вина из отечественного сырья — хорошая и правильная. Но одномоментный запрет на использование импортного виноматериала, независимо от его качества, создаст для виноделов, использующих отечественное сырье, неконкурентные привилегированные условия. «У них потеряется стимул к развитию, а производители качественной продукции из импортного сырья будут терять клиентов и сворачивать производство. К тому же этот закон не вносит ясности относительно виноматериала неизвестного происхождения, из которого производится 40% отечественного вина», — рассказала председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк. По ее словам, дефицита вина не будет. Другое дело, что на полках магазинов станет меньше отечественной продукции и больше импортной. «Пометка «не является вином» может стать смертным приговором для производителя. А таких много. Сейчас из 75 млн декалитров виноматериала, используемого в промышленности, 12 млн приходится на импорт. Соответственно, 16% отечественного вина автоматически перестают быть вином. И такая же участь грозит еще 40% вина из неопознанного виноматериала», — подчеркнула эксперт.
Результат такого «импортозамещения» может оказаться парадоксальным. Чуть ли не половина отечественного вина таковым считаться перестанет, и нишу вполне могут занять импортные напитки: если вино производилось не в России, то к нему нет никаких претензий. Для отрасли это крайне негативная тенденция: те, кто использует импортный виноматериал, могут не справиться с нагрузкой и уйти из бизнеса, а ведь со временем и они могли перейти на отечественный виноград. Но виноградник в одночасье не вырастишь.
Напомним, порядка 60% продаваемого вина в России — это импорт. И рост производства отечественных вин на 3,4% за 10 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года кардинально ситуацию не меняет. Большую «опасность» для отечественных производителей представляют вина из Грузии. В начале 2019 года они смогли вырваться на второе место, заняв 17% от всего импорта и 8–9% от всего рынка. Но больше всего россияне любят испанское вино — оно является лидером импорта, а вот Италия опустилась на третье место.
Мы за ценой не постоим
Авторы и идеологи закона факта грядущего подорожания вина не признают. Ну или, по крайней мере, не видят в нем ничего страшного. Глава Союза виноградарей и виноделов России, известный тележурналист Дмитрий Киселев, комментируя документ, заявил: «С одной стороны, если мы запретим дешевый шмурдяк, то, наверное, вино поначалу может стать дороже. Но если мы будем выращивать свой виноград, расширять площади виноградников, налаживать свое производство разумно, современно и технологично, то это, конечно, приведет к более жесткой конкуренции на рынке. И цена будет снижена».
Эксперты не согласны с таким утверждением. Анна Бодрова считает, что уже сейчас можно говорить о том, что розничные цены на винную продукцию в 2020 году вырастут минимум на 20%, потому что одновременно с января растут акцизы и на стекло, и на чистый спирт помимо тех законодательных инициатив, которые касаются собственно вина.
К слову, с 2020 года акциз на вина составит 31 рубль за 1 л, игристые вина — 40 рублей за 1 л. «Новые акцизы увеличат стоимость бутылки обычного отечественного вина на 19,5 рубля, а импортного — на 9 рублей. Разница вроде и небольшая, но все равно она ведет к уравниванию цен на отечественное и более дорогое импортное, сокращая привлекательность российской продукции. Доступные цены — главный козырь наших вин. Даже если товар очень качественный, большинство россиян пока не готово рассматривать отечественное вино как равноценную альтернативу итальянским, испанским и французским винам», — пояснила Анна Вовк.
По данным оператора «Такском», сегодня средняя стоимость бутылки вина в отечественных магазинах — 370 рублей. С учетом инфляции и новых акцизов средняя стоимость бутылки в 2020 году может превысить 400 рублей. А вот как на цены и качество повлияет новый закон — точно просчитать невозможно: цена вопроса будет зависеть от того, какие меры надзорные органы будут применять к тем, кто использует виноматериал неустановленного происхождения.
Закон о виноделии и виноградарстве вступил в силу: тихая революция винных полок
Ряды бутылок с надписью «Вино России», полки, на которых стоят бутылки, похожие на винные, с надписью «не является вином» – какие еще новшества ждут покупателей в винных отделах?
Сегодня, 26 июня, вступает в действие первый в истории России Закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Статья 26 этого документа, регламентирующая маркировку и розничную продажу винодельческой продукции, вызывает большое количество вопросов у всех заинтересованных сторон. Simple Wine News совместно с Роскачеством и командой проекта «Винный гид России» собрали комментарии у участников винного рынка чтобы рассказать читателям, какие новшества их могут ждать уже завтра. В последующих материалах мы подробнее расскажем о том, как этот Закон повлияет на работу всей винной сферы – от виноградарей до сомелье.
Вино или Не-вино?
Революционым положением Закона четко определяется маркировка вина из винограда, выращенного в России. Сергей Леонов, директор по развитию торговой сети «Хороший выбор», отмечает, что это будет прямо отражаться на этикетке, что облегчит ритейлу работу с покупателями: «Для продажи российских вин нам необходимо будет выделить их на полке надписью «ВИНО РОССИИ». В выкладке необходимо разделять: отдельно вино, отдельно алкогольные напитки на основе вина, не являющиеся вином. При этом нужна будет надпись на полке: «ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ» – это уже сейчас надо делать».
Однако положения, касающиеся маркировки и выкладки, вызывают вопросы для тысяч магазинов и даже федеральных сетей.
Александр Ставцев, вице-президент Российской Ассоциации Экспертов Рынка Ритейла, говорит: «Пока на этикетках отсутствует четкое указание: «Вино России» или «Не-Вино», правильно выставить продукцию сложно. А такой маркировки пока быть не может, потому что закон обратной силы не имеет: все, что произведено до 26 июня 2020 года должно допродаваться».
Ставцев считает очень важным шагом, что винные напитки будут маркироваться как «не-вино». «Это абсолютно маргинальная категория, странно вообще, что ее по ГОСТу производят – там же все что угодно можно добавлять. – утверждает Александр. – У некоторых покупателей есть заблуждение, что любая бутылка с мюзле – это какое-то такое «шампанское». Но нельзя же чтобы вместе газированными виноградосодержащими напитками стоял, допустим, крымский «Новый Свет». Это дискредитация в глазах покупателя нормального вина из российского винограда. Региональная крупная сеть «Европа» уже, прочитав закон, выставила вина уважаемых крымских производителей в раздел «Не-вино»».
Александр объясняет, что до вступления в силу Закона единственным критерием, определяющим «российскость» продукта, была маркировка ЗГУ. Однако не существует ЗГУ России, есть только только ЗГУ Крым или ЗГУ Кубань, поэтому, если виноград был выращен в одном регионе, а вино из него производилось в другом, оно уже не могло маркироваться как ЗГУ или «Вино России». В этом, например, и была проблема с «Новым Светом».
Сергей Беляков, председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли, уточняет детали: «С точки зрения ритейла, авторы законопроекта не учли ряд важных отраслевых особенностей, касающихся выкладки и розничного оборота товара, например, различий и особенностей торгового пространства в магазинах разных форматов, ежедневные изменения в ассортиментной матрице с изменением содержания полок, возможность перемещения потребителем товара на полках, появление пустот на полках из-за введенных ограничений, и другие».
Главная категория
Опасения ритейлеров не всегда понятны тем, кто имеет отношение к законотворчеству. Например, Леонид Попович, президент НО «Союз виноградарей и виноделов России», считает все эти ужасы надуманными: «В рознице просто должны покупателю объяснить, что вот это – вино, а вот это – уже нет. И способы, с помощью которых это будет осуществляться, в законе не прописаны. Поэтому когда сейчас розница голосит: «Ой, мы не знаем, что делать, 27-го мы все помрем», – хочется сказать: просто читайте закон, там все, что вам нужно, написано».
Закон обратной силы не имеет, следовательно, сегодняшняя полка с теми продуктами, которые на ней стоят, может спокойно продаваться дальше.
Другой вопрос, куда ритейлу девать продукцию, которую винодельня произвела 27 июня. Он должен на нее посмотреть: если это вино из винограда, выращенного в России, о чем указано на этикетке, он ставит бутылку в «Вино». То есть винодельня 27 июня выпускает новую партию вина и пишет – произведено в Краснодарском крае, из винограда сорта «шардоне», урожая такого-то года, выращенного в Краснодарском крае. Все это будет на этикетке, потому что производитель обязан это написать. Тогда магазин решает, куда ставить: будет ли это отдельная стойка, полка или отдельная секция на полке, а может, бутылка будет единственная на витрине, где будет обозначено, что она произведена подобным образом.
Попович поясняет, что, когда предприятия начнут производить вино из виноматериала, изготовленного не в России, они должны будут написать на этикетке – «винный напиток», в соответствии с ФЗ-171. По его мнению, эта категория в ближайшее время станет главным винодельческим продуктом в РФ, потому что никакую другую виносодержащую продукцию, не являющуюся вином, на сегодняшний день ФЗ-171 не разрешает выпускать и не дает на нее акцизные марки.
Переходный период
Все респонденты отмечают необходимость некоего периода для адаптации к новым условиям и получения комментариев от юридических департаментов и надзорных органов. Александр Ставцев прогнозирует: «Закон невозможно прочитать однозначно, и никаких комментариев к нему нет. Это самый опасный момент. У нас же большая страна. Пока Роспотребнадзор не даст разъяснения, в регионах будет хаос. Все читают документы по-своему. И я допускаю, что где-нибудь за Уралом местный инспектор придет и скажет: а у вас выкладка не соответствует. Или вот это вино неправильно маркировано и его надо утилизировать. Сейчас все будут смотреть на прецедентную практику, кого за что штрафуют. И мы сейчас на период от трех месяцев до полугода погрузимся в ситуацию кризиса. И будем дружно его преодолевать».
Кроме того, еще одну серьезную деталь отмечает Сергей Беляков: «По оценке экспертов отрасли, объем продаж отечественного вина может сократиться на 10-15%, что неизбежно негативно отразится как на производителях вина, так и продавцах, и покупателях. Аналогичная ситуация сложилась с продажей молочной продукции в середине 2019 года, после введения обязательного разделения на полках продукции с заменителям и без заменителей молочного жира – продажи по некоторым видам товара упали до 50%».
Его поддерживает Александр Ставцев: «Часть товаров сети просто вывели, чтобы не путаться и не попадать на штрафы. То же самое может случиться и с совершенно безвинной продукцией российских производителей вина». Он же отмечает еще одну опасность сокращения «российской» полки: «Нет четкого разъяснения, распространяется ли действие закона на импортное вино вообще. Если да, то будет много вопросов к ассортименту импортеров, если нет, то 48% рынка, которые сейчас занимает «столовое» вино, выпущенное в России, займут вина из Белоруссии, Казахстана, да и из других, более классических, винодельческих стран».
После принятия Закона в декабре 2019 к нему было предложено более 180 поправок. Тем не менее, документ вступил в силу без них. Возможно, первые месяцы работы документа покажут, к каким предложениям стоит вернуться, и этот важный индустриальный закон будет становиться еще лучше и современнее.
Материал подготовлен при поддержке «Винного гида России».