Что значит не варить козленка в молоке матери
Не вари козленка в молоке матери его
В Библии есть много странных и до сих пор до конца не проясненных мест, к числу которых относится запрет «Не вари козленка в молоке матери». Люблю Библию, люблю толкования на библейские тексты. Очень увлекательное занятие, обогащающее больше, чем чтение любой другой книги.
Запрет употребляется в Ветхом Завете трижды: дважды в книге «Исход» и один раз во «Второзаконии». В еврейской традиции запрет понимается буквально как табу на одновременное употребление мясной и молочной пищи вплоть до разделения посуды для того и другого, полотенец, ножей и установления регламента, через какой промежуток времени можно употреблять в пищу молочное после мясного и наоборот.
В православной традиции такого запрета не существует и очень даже любимы мясные пельмени со сметаной, приготовленная предварительно вымоченная в молоке рыба и мясо в сметане. Оставим кулинарные традиции в стороне. Но как быть с духовной и иносказательной стороной, которая непременно присутствует в любом библейском выражении, в том числе и в этом.
Есть несколько точек зрения, ни одна из которых пока не принята безоговорочно специалистами, если не считать кошерного правила разделения мясного и молочного. Существует еврейский анекдот
Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…
Но если серьезно, то, прежде всего, бросается в глаза сюрреалистичность запрета, красота и метафоричность выражения, сродни нашему «не тяни кота за хвост».
Можно, конечно, последнее понимать буквально и устанавливать правила, как себя вести с хвостом кота, но русскому человеку понятно, что речь здесь идет совсем о другом. Это значит делать или говорить что-то быстро, не растягивая слова и время, а приступать сразу к главному.
Талмудисты утверждают, что есть три типа библейских табу: исторические, связанные с библейскими событиями, например, храните день субботний; есть табу нравственные и ритуальные, которые понятны каждому – «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и так далее. А есть табу, установленные для послушания, выполнение которых никак необъяснимо с логической точки зрения.
Просто не делай и все, тем самым проявишь послушание Господу, поскольку послушание лучше жертвы. Это аналогично тому, как Мастер или Духовный отец может приказать ученику или послушнику тащить верблюда одной рукой через забор или сажать ростки капусты корешками вверх.
Не варить козленка в молоке матери его – один из таких запретов. Но все-таки многие хотят докопаться до потайного смысла выражения и видят в нем не только бессмыслицу, не поддающуюся толкованию, а нечто вполне разумное или мистическое, но вполне объяснимое. Некоторые считают, что здесь вопрос в точности перевода.
Например, очень интересный перевод темного выражения дал в свое время Августин Блаженный. Его воспринял Мартин Лютер и использовал в своем переводе Библии в 1534 году. Оба священника концовку выражения отнесли не к слову «варить», а к слову «козленок», в результате чего выражение получило вполне понятный смысл: «не вари козленка, который в молоке своей матери», то есть который еще питается молоком матери.
Но все равно остается неясным, почему нельзя? В той же Библии разрешается приносить козленка или теленка в жертву уже на восьмой день. Есть запрет на жертвоприношение молодняка и первенца только в первые семь дней.
Существуют другие объяснения этого запрета, тоже не менее интересные и обоснованные. Так некоторые библеисты связывают запрет с идеей «нитей плодородия». Суть ее заключается в том, что нитями плодородия считалась смена поколений и если нити от поколения к поколению связывать правильно священным браком, то община и род будут развиваться и богатеть.
Если хотя бы одну из нитей замкнуть браком на кровнородственную, гомосексуальную или инокультурную связь, то род будет постепенно разрушаться и сойдет на нет. В данном случае линия плодородия козленка смешивается с линией плодородия матери, порождая кровосмешение.
Такое объяснение похоже на объяснение мистической Каббалы, утверждающей, что употребляя вместе мясное и молочное, человек смешивает правое и левое. Молоко – правая сторона, альтруистическая, ориентированная на отдачу.
Мясо олицетворяет левую сторону, жесткую, ориентированную на эгоизм и потребление. Две линии нельзя замыкать бездумно, это равнозначно кровосмешению. Для формирования среднего, царского, пути существуют особые правила, согласно которым от левой стороны можно брать только столько, сколько может вместить правая, альтруистическая.
Оба последних толкования мне кажутся наиболее интересными и плодотворными, если учитывать жесткий запрет в иудейской культуре, в том числе и в Библии, на любое кровосмешение, как в прямом, так и в переносном смысле. Эти табу, хоть и ограниченно, перешли и в христианство.
Лопухин в толковании на Библию придерживается гуманистической точки зрения, согласно которой даже к животным надо относиться гуманно и «не закрывать рта волу, когда он пашет». Многие связывают этот запрет с запретом на языческие ритуалы. Но достоверных источников, указывающих на подобные ритуалы в среде язычников, не найдено.
Есть еще одно толкование, которое тоже интересно. Оно объясняет это выражение как аналог нашей пословицы «Куй железо пока горячо» или действуй, «пока поезд не ушел». Слово «варить» в еврейском языке имеет еще один смысл «поспевать».
И если идти по филологической линии, то это означает только одно: маленького козленка следует вовремя отрывать от матери, чтобы он не перезрел, отсюда и соседство запрета на варение молодого козленка с принесением первых плодов Богу в Исходе и Второзаконии. Надо вовремя собрать первые плоды, чтобы они не переспели и были угодны Господу.
Тайны Библии: Не вари козленка в молоке матери его.
В 1928 году на сирийском побережье Средиземного моря местный крестьянин обнаружил подземный ход. Знал бы неграмотный пахарь, что его находка приведёт к одному из величайших археологических открытий в истории! Древний город Угарит поднимется из тьмы веков и поможет ученым объяснить многие библейские тайны, в том числе и загадочный запрет, содержащийся в Ветхом Завете: «Не вари козлёнка в молоке его матери».
Для исследователей Библии эта фраза стала настоящим камнем преткновения. Между тем, она повторяется в Библии трижды! Два раза в книге «Исход» и один раз в книге «Второзаконие». Крупнейший британский культуролог и историк религии ХХ века Джеймс Фрэзер отмечал: «Едва ли во всём ритуальном законодательстве найдётся другой закон, на котором бы Бог настаивал чаще». В чём же смысл этого табу? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Существовало немало различных гипотез. Одни утверждали, что запрет установлен для послушания и его нужно исполнять буквально, не задумываясь. Другие считали, что Господь запрещает вкушать вместе молоко и мясо, их нужно есть отдельно. Блаженный Августин подозревал здесь неточность перевода. Широкое распространение получила так называемая гуманистическая гипотеза. Вот что писал один из ее сторонников, профессор Лопухин: «Закон не воспрещает варить мясо в молоке. Он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что естественное чувство может возмущаться употреблением материнского молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша».
Через год после того, как сирийский крестьянин обнаружил подземный ход, на этом месте начались археологические раскопки. Руководил ими французский археолог Клод Шеффер. Он обратил внимание на большой холм, находившийся неподалёку, и предположил, что поземный коридор ведет именно туда. И не ошибся. Здесь археологов ожидало сенсационное открытие. Оказалось, что под холмом скрывается УгарИт, торговый город-государство, существовавший на этом месте более четырех тысяч лет назад.
Исследования найденных руин помогли воссоздать облик древнего Угарита. Это было многонациональное государство. Здесь жили греки, хетты, амореи, хурриты, выходцы из Африки. Над городом возвышались храмы языческих богов Астарты и Ваала. Среди развалин дома, очевидно принадлежавшего верховному жрецу, археологи обнаружили огромную библиотеку глиняных табличек с различными надписями. Найденные тексты представляли собой хозяйственные документы, медицинские трактаты, литературные произведения. Но самое пристальное внимание ученых привлекла табличка, датированная XIII веком до Рождества Христова. Что же обнаружили на ней ученые?
Комментарий эксперта:
У каждого времени есть свой Вавилон, город греха и многоязычия. Когда-то эту роль на протяжении многих столетий играл Угарит. Конец этого города был печален. Сначала он попал под власть хеттов, а затем был до основания разрушен землетрясением чудовищной силы. Руины погибшего Угарита разграбили пришлые народы. Но глиняные таблички никто не тронул – чужеземцев не интересовали литературные памятники и деловая переписка. Время заботливо укрыло разграбленные руины землёй, чтобы через тысячи лет учёные нашли их и помогли нам лучше понять слова Ветхого Завета.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Не вари козленка в молоке его матери — в чем тайна запрета Торы?
от Источник