Что значит не упоминай господа всуе
Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»
Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.
Значение и происхождение слова «всуе»
Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.
Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.
Употребление
Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).
На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.
Библейская заповедь
Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.
Происхождение фразы
События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.
Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.
Понимание священных слов
Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.
Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:
Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.
Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.
Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.
Поминание Господа всуе
Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.
Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:
Как и когда употреблять имя Его
Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:
Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.
Православная Жизнь
Что значит «не поминать имени Господа напрасно»?
Заповедь 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»
Что означает запрет, данный нам в этой заповеди? Он подразумевает, что не нужно упоминать Бога в пустых разговорах, которые не имеют отношения к вере и Церкви. Но возникает вопрос: что подразумевается под словами «имя Божие»? Чтобы ответить на него, надо обратиться к ветхозаветным временам, когда жили наши прародители. На страницах Ветхого Завета мы находим такие имена Божии, как Элохим, Элох, Адонай, Саваоф, Яхве. Однако нужно понимать, что все они к Богу и относятся, и не относятся одновременно, потому что Бог непостижим, и описать, обозначить Его невозможно. Никаким именем нельзя раскрыть Его сущность.
Получается, что, с одной стороны, мы не можем произносить имя Божие напрасно, с другой стороны — мы не знаем его. Имена — это всего лишь проявления Бога в мире, но не Сам Господь. Об этом писали наши святые отцы. Например, святитель Василий Великий учил: «Нет ни одного имени, которое, объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить». Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа». А святитель Дионисий Ареопагит писал, что сущность Бога непостижима и неименуема. В своей сущности Бог становится «бесконечно многоимёнен».
Если провести аналогию с тварным миром, то имя раскрывает сущность явления, предмета, живого существа. А вот имя Божие не раскрывает сущности Бога, оно — только косвенное указание на Его бытие и действия. Когда Господь создал Адама, Он сделал его разумным и повелел ему назвать всех животных, потому что тот познал сущность каждого из них. Жене своей Адам тоже дал имя — по тому же принципу: Ева означает «жизнь», потому что от неё произойдёт жизнь всего человеческого рода.
На мой взгляд, когда Господь даёт людям третью заповедь, Он формирует у них понятие святыни — чтобы человек с трепетом относился к Богу и всему, что связано с Ним. Он ставит нравственные рамки. Нам следует понять, что есть вещи, в отношении которых надо либо молчать, либо говорить с особым благоговением, трепетом, любовью, особым страхом — мы называем его страхом Божиим. Ещё раз подчеркну, что Господь даёт конкретное понятие святыни: это всё, что связано с Ним. Конечно, это Священное Писание, Церковь, таинства, но помимо этого — жизнь и мир, который Он создал, потому что величие мира подчёркивает величие его Творца.
Третья заповедь была очень важна для ветхозаветного времени, потому что человечество забыло истинного Бога и Его веру, создало множество идолов, капищ, кумиров и начало им поклоняться. Чтобы оно не растворилось в этих заблуждениях, Господь и заповедует не поминать имени Своего напрасно. Нужно было воспитать трепет перед святыней. Однако эта заповедь очень актуальна и сейчас.
В ветхозаветное время была одна обстановка, с приходом Нового Завета она кардинально меняется, но люди есть люди, и земное общество — проблемное общество. Если раньше оно было религиозным, то сейчас становится светским. Это значит, что люди в целом далеки от Бога и Церкви. Сегодняшние верующие называют себя христианами, но можем ли мы себя так называть? К сожалению, мы очень далеки от тех христианских идеалов и принципов, которые были живы во времена апостолов и великих святых. Нас с большой натяжкой можно назвать христианами, верующими, церковными людьми. Человек должен очень серьёзно и критично относиться к себе. Каждому из нас надо определить, насколько он верующий и благочестивый, насколько актуален для него Христос, Его святая Церковь и всё, чему Он учил.
Мир секуляризируется, и вот уже где только мы не слышим имя Божие: в повседневной жизни, с экранов телефонов, в фильмах, передачах, каких-то шоу. Там нередко поминают имя Господа в неуместных ситуациях, а то и откровенно богохульствуют и кощунствуют. Меня всегда это коробит. При такой повсеместной ситуации верующим людям лучше постараться следить за собой, постараться третью заповедь не нарушать и побольше молчать.
Святые учат, что лучше не говорить о Христе, но жить так, чтобы нас хотели спросить о Нём. Надо делать, а не говорить. Сейчас вообще все слишком много говорят. У нас столько возможностей для этого! Можно открыть свой канал на YouTube, делать эфиры, стримы, онлайн-трансляции. Люди всем этим пользуются, а значит — говорят. Это плохой путь. Лучше помолчать, и не словами, а делами утверждать православие. Такими были пионеры христианства — апостолы и великие святые первых веков. Люди шли к ним в пустыни и находили в них живой пример, идеал христианства. Таким был и Сам Христос: Он мало говорил и много делал. Ничего не написал, но Его дела живы. У Него было не вербальное, а реальное христианство, которое живо уже почти две тысячи лет.
Новый Завет учит нас почитать имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа и всё, что связано с Его Церковью, потому что мы исповедуем «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Для нас имя Божие — это имя Спасителя, Мессии, Сына Божия, Который пришёл в мир, жил, проповедовал, был распят и воскрес. Он основал Церковь, членами которой стали и мы. Нужно этим дорожить. Обо всём этом нужно говорить с трепетом, любовью и страхом Божиим. Надо постараться не употреблять восклицания типа «о Господи!» и тому подобных, потому что они превращаются в обычные междометия и полностью лишены тех чувств, о которых я говорил.
Мне вспоминается рассказ Виктора Гюго «Труженики моря», который повествует о том, как в одном из маленьких приморских городов учительницу выгнали из школы за то, что, уронив ножницы, она воскликнула «о Господи!». Это было воспринято как неподобающее поведение с её стороны. Сейчас странно читать подобное, но мне кажется, что этот рассказ даёт повод поразмышлять о том, насколько изменилось отношение общества к третьей заповеди.
Кто имеет право произносить имя Божие? Те, кто связал свою жизнь с Богом и верой, прежде всего — священники и монахи. Всем остальным допускается делать это в храме, на молитве, во время богослужения. Разумеется, невозможно не поминать имя Бога во время общения на религиозную или богословскую тематику, когда вас спросили о Боге. А вот в пустых разговорах и болтовне — не стоит. Также плохо, когда человек начинает кого-то наставлять, поучать, навязывать кому-то свои религиозные взгляды. Если кто-то не хочет слышать о Боге — не стоит с ним о Нём говорить, потому что это вызовет только непонимание. То есть призывать имя Господа можно, но не надо делать это в быту, попусту. Если воплотим в жизни всё перечисленное, это будет идеальным соблюдением третьей заповеди.
Протоиерей Александр Хворост
Не произноси имя Его напрасно
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.
Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).
Что значит фраза «Не поминай имя Господа в суе»?
Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие, напрасно, без должного благоговения. Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх.
Запрещая вообще, легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу.
Смотрю тут прям знатные иудеи собрались))
«Произнесение имени Бога в иудаизме табуировано, что, в частности, основывается на толковании еврейскими мудрецами отрывка Торы «. Вот имя Мое на веки. » (Исх. 3:15), где слово «на веки» (לעלם) толкуется в значении «скрыть, утаить» [11]. Поэтому истинное (тайное) произношение имени знал только первосвященник Иерусалимского храма, в молитвах используется обращение Адонай (ивр. אדוני, «Господь», «Владыка», «Вседержитель»), в быту — А-шем (ивр. השם, «Это Имя»).
Широко известная библейская третья заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7) рассматривается в иудаизме как запрет на произнесение ложной клятвы именем Бога [12], а не как запрет на произношение этого имени вслух.»
В принципе, не стоит упоминать это Явление в повседневной жизни, т. к. не несет это не чего полезного, а только рождает резонанс, говорить об этом стоит только при личном обсуждении, понимании и выяснении для себя и для того человека с кем ты ведёшь диалог об этом.
Всех Благ, будьте здоровы и уважайте друг друга.