Что значит не убивай заповедь

«Не убивай» 6-я заповедь: почему происходили войны

(Исх 20:13) Не убивай.

Как можно примирить эту заповедь с таким большим количеством войн и насилия, которые описаны в Ветхом Завете? Очень часто герои веры принимали участие в войнах.

Что значит не убивай заповедь

(Нав 6:20) И предали заклятию всё, что в городе, и мужей, и жён, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом.

Мы знаем, что они это сделали по указанию Самого Господа.

Как понять характер Бога?

Пророк Иезекииль обращается к Израилю от имени Бога.

(Иез 33:11) Скажи им живу Я, говорит господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.

Бог хочет, чтобы все были спасены

(Исх 34:6-7) Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный. Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех.

(Быт 9:6) Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Это ключевой стих и в нём называется причина, почему каждый человек так дорог в Его глазах. Если человек теряет образ и подобие Бога, то он перестаёт быть человеком.

Что значит не убивай заповедь

Содом и Гоморра

Что значит не убивай заповедь

Авраам говорит Богу: «Если там останется хотя бы пятьдесят праведников, что сделает Господь?». И Господь отвечает: «Ради пятидесяти Я не буду их уничтожать».

Далее Авраам продолжает своё ходатайство и доходит до десяти человек. И ради десяти Господь пощадит город. Но дальше Авраам останавливает своё ходатайство.

Что происходит на самом деле?

Оказалось, что в этом городе был только один праведник — Лот.

(2Пет 2:7-8) А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.

Почему жители Ханаана были уничтожены?

Что значит не убивай заповедь

Какое отношение имеет заповедь «Не убивай» к Ханаану? Когда Авраам путешествует по обетованной земле, там ещё живут как люди праведные, так и подобные людям Содома и Гоморры.

(Быт 15:16) В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Даже у тех людей, которые были грешниками, был шанс исправиться. После этого Господь предпринимает очень интересный план для того, чтобы местные жители не влияли пагубно на Авраама и его потомков.

Господь переселяет Авраама с семьей в Египет. Бог даёт благодатное время жителям Ханаана, чтобы они ещё могли покаяться и обратиться. Но через этот период времени жители потеряли образ Бога. И вот тогда Господь вызывает Израильский народ из Египта и говорит им о том, что они должны захватить эту землю. Теперь эта земля отдаётся Израильтянам. Но даже здесь истребление жителей Ханаана не проходит без разбора. Мы видим, что Господь верен Своим принципам «Не убивай». Тех, кого еще можно спасти, Он спасает. Господь спасает Раав блудницу, которая жила в этом городе. Также избежали истребления Гоавитяне, которые боялись Бога.

Почему детей постигла участь взрослых?

Как заповедь «Не убивай» относится к детям, которые погибали? Ведь они не успели сделать ещё ничего ни хорошего, ни плохого? Вот почему.

Если жители Ханаана полностью утратили образ и подобие Бога, это значит, что они не могут передать его своим детям. Именно поэтому Господь и отдаёт приказание, что все жители должны подвергнуться уничтожению.

Царь Давид нарушает заповедь «Не убивай»

Давид жил намного позже завоевания обетованной земли, но он принимал участие во многих войнах.

Иевусеи есть в списке народов, которые должны быть уничтожены.

(Быт 15:18-21) В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Таким образом, можно сделать вывод, что Давид продолжает то дело, которое когда-то не закончил Иисус Навин. Ведь Иисус Навин не истребил всех жителей страны. Некоторые из них были оставлены для того, чтобы испытывать Израильтян.

Победа над Голиафом

Голиаф также был представителем тех людей, которые утратили в себе образ и подобие Бога. Голиаф открыто хулил Бога и израильтян. Он был из потомков Рефаимов.

А как же убийство Урии Хеттеянина?

Что значит не убивай заповедьДавид и Вирсавия

Из истории мы знаем, что люди очень часто сами решали, кто достоин жизни, а кто нет. Результатом этого был Холокост — проявление расизма, нацизма и другие негативные социальные явления. Таким образом заповедь «Не убивай» неоднократно нарушалась.

Что значит не убивай заповедь

Давайте доверим Богу, Который в своё время произведёт правильный суд над всем человечеством и воздаст каждому по делам его.

Источник

Шестая заповедь. «Не убивай»

В одной из предыдущих бесед, посвященных Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу, а следовательно, субботу не чтил. К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя. Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать». И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов». На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир».

Маленькое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь: «не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения. За примерами далеко ходить не надо. Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу? Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах. Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.

Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т.е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай». (В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.) Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?» Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению. Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Тора категорически осуждает эвтаназию, как и любую другую форму самоубийства. Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства. Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить. Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию. Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни. Наше бытие наполнено глубоким смыслом. Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство. А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т.е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного. Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно. Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты. Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери. Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания. В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству. Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай. Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля. Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь. Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства. На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил. Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых. Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать. Сделать все, что в человеческих силах. Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.

Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).

Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин геином. Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция. Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.) В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом. Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления. Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.

Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т.е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.

Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.

У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце. Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Источник

«Не убивай» или «не совершай убийства»? Значение слова Ratsakh в шестой заповеди

Декалог — драгоценный дар, данный человечеству Богом (Исх. 31:18), произнесенный (Исх. 20:1; Втор. 5:4-5, 24) и записанный (Исх. 24:12; 31:18; Втор. 5:22) Им Самим. Он представляет собой основополагающий принцип сохранения жизни и определяет, как необходимо поддерживать вертикальные (первые четыре заповеди) и горизонтальные (последующие шесть заповедей) отношения, которые являются наиболее ценным достоянием жизни. Десять заповедей заранее предопределяют спасение и формируют центр Божьего откровения и библейской этики. Это Великая хартия библейского учения и его совокупность, пример для всего остального библейского закона. Они представляют собой суть и основу божественных стандартов для всего человечества; их принципы вечны.

Важный вопрос

Какой из переводов верен: «Не убивай» или «Не совершай убийства»? Ответ имеет огромное практическое значение при принятии решений в реальной жизни. Прилежно изучающие Библию знают, что каждый перевод библейского текста является также его толкованием, поэтому необходимо следовать верному переводу. Решать этот вопрос можно только на библейском фундаменте, то есть используя еврейское слово ratsakh в его непосредственном контексте и определив изначальную цель данного основополагающего правила.

Использование слова ratsakh

Еврейское слово ratsakh в Ветхом Завете встречается сорок семь раз, и значение его должно определяться, исходя из контекста (внимательно изучите следующие девятнадцать библейских отрывков):

Исх. 20:13 и Втор. 5:17 — дважды используется в тексте шестой заповеди.

Втор. 4:42 (дважды); 19:3, 4, 6; 22:26 — встречается шесть раз.

И. Нав. 20:3, 5-6; 21:13, 21, 27, 32, 38 — встречается восемь раз.

В оставшейся части Ветхого Завета это слово используется одиннадцать раз в следующих текстах: Суд. 20:4; 3 Цар. 6:32; Иов 24:14; Пс. 61:4; 93:6; Прич. 22:13; Ис. 1:21; Иер. 7:9; Ос. 4:2; 6:9.

Однокоренное существительное retsakh (убийство) в еврейской Библии встречается дважды: в Пас. 41:11 (в Евр. 42:11) оно означает «раздробление», «поражение», «смертельная рана» или «смертельное страдание», тогда как это же существительное в Иез. 21:22 относится к убийству людей царем Навуходоносором в битвах во время завоевания Израиля. Таким образом, еврейский корень ratsakh используется также и по отношению к убийству во время войны.

Коротко о значении контекста

Тематический контекст шестой заповеди — это история о Каине и Авеле, когда два брата поклонялись Богу (Быт. 4:3-11). Первое убийство произошло во время их первого поклонения, и это подчеркивает, что убийца убивает своего брата. Здесь особо выделяется святость человеческой жизни.

Еврейское слово ratsakh используется только применительно к убийству человека и не применяется даже к убийству жертвенных животных. В ветхозаветной системе жертвоприношений нет указаний относительно убийства человека. Это преступление было слишком серьезным, нельзя было получить прощение и искупление за него через обряд — убийство жертвенного животного. По закону, убийство расследовалось в шести городах, где убийца мог скрыться, чтобы выяснить, непреднамеренно ли он совершил это преступление или умышленно (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19-1-13; И. Нав. 20).

Слово ratsakh в Притч. 22:13 относится к убийству человека львом, поэтому здесь нет указания на мотив убийства. Итак, убивать (ratsakh) могут не только люди, но и животные, что означает, что это слово не всегда включает в себя мотив убийства.

Глагол ratsakh не используется напрямую в условиях войны, но в Иез. 21:22 употреблено существительное retsakh. Это однокоренное слово относится к убийству на войне.

Бог говорит народу, состоящему из людей, заключивших завет. Это значит, что эти законы очень личные, и что никто не может отнять жизнь у себя или у другого человека. Бог обращается к Израилю, Своему народу завета, но эти принципы относятся ко всем людям во все времена, это законы, которые должны соблюдать все.

Когда Павел говорит, что закон есть любовь, Он цитирует Декалог, включая шестую заповедь (Рим. 13:8-10). Любовь действительно является сутью Божьего закона, поскольку Он есть Бог любви (1 Ин. 4:16). Так, истинная любовь проявляется в практических действиях, проистекающих из веры (Гал. 6:5).

Относительно шестой заповеди часто задают неверные вопросы: Когда лишение жизни является убийством? В свете изложенных выше соображений здесь нет исключений, поскольку этот закон создавался как принцип. Каждый человек должен принимать это как факт. Никто же не станет задавать таких вопросов, как, например: Когда воровство не является грехом? Или когда прелюбодеяние допустимо?

Израильские казуистические законы

В отличие от безапелляционного закона шестой заповеди, библейский текст поясняет, что необходимо делать в случае, когда человек нарушает его и совершает убийство. Это огромная проблема, поэтому должен применяться казуистический закон (см. например, правило о городах-убежищах).

Сталкиваясь с этим кажущимся противоречием в библейском тексте — с одной стороны, Божьим предписанием не убивать, а с другой стороны, Его собственным указанием убивать и наказывать, отнимая жизнь, в особых случаях, таких как совершение убийства, изнасилования, похищения, намеренное нарушение заповеди о субботе или участие в священной войне — нужно помнить о следующих фактах, на которых должно быть основано понимание этих Божьих указаний:

Бог не намеревался заставлять народ Израильский убивать другие народы на пути в Землю обетованную. Он хотел сражаться за Свой народ, как Он делал это во время десяти казней (Исх. 13-15). К сожалению, Его план сражаться за Свой народ, чтобы людям не приходилось воевать и убивать других людей, не имел успеха из-за недоверия израильтян Богу и их непослушания (см. Быт. 15:13-16; Исх. 14:13-14, 19, 24-25; 23:23, 27-28; Втор. 7:20; И. Нав. 24:12; см. также 2 Пар. 20:20-24).

При толковании библейских законов относительно смертной казни и участия в войне необходимо учитывать «принцип теократии». Эти библейские законы могли применяться только в ситуации, когда народ Божий жил под прямым Божьим водительством и управлением, чего больше не происходит, поскольку теократия Израиля как священной нации закончилась. Так что эти законы действовали лишь в древнем израильском обществе.

Значение шестой заповеди

Значение очевидно: уважение к жизни, драгоценному дару Божьему. Жизнь крайне хрупка, ее нужно бережно сохранять. Даже пренебрежение наказуемо (см. Втор. 22:8). Этой заповеди не хватает специфики, поскольку ни человек, ни объект не указываются напрямую, и запрет, следовательно, является наиболее общим:

Действительно, Декалог был дан верующему сообществу. Однако, это законодательство выходит далеко за границы израильского общества веры. Оно распространяется на всех, поскольку все сотворены по образу Божию.

Заповеди как Божьи обетования

Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5:21-26).

Заключение

Дюкан поддерживает наш вывод:

«Шестую заповедь необходимо переводить не как «Не совершай убийства», что подразумевает конкретный случай совершения криминального действия, а как «Не убивай человека» в общем смысле.

Йиржи Москала, Th.D., Ph.D. Декан Богословской семинарии Университета Эндрюса, профессор ветхозаветной экзегезы

1 Есть семь основных сборников нормативных указаний, предписанных в Пятикнижии. Первым и главным из них является Декалог. Эти семь кодексов включают в себя: 1. Декалог (Исх. 20:1-17), 2) Кодекс завета (Исх. 20:22-23:33), 3) Обрядовый кодекс (Исх. 34:10-26), 4) Кодекс жертвоприношений (Лев. 1-7), 5) Кодекс чистоты (Лев. 11-15), 6) Кодекс святости (Лев. 17-27) и 7) Кодекс Второзакония (Втор. 12-26).

2 Есть две версии Декалога, незначительно отличающиеся друг от друга; первый записан в Исх. 20:1-17, второй во Втор. 5:6-21. Вторая версия, представленная Израилю Моисеем устно, появилась почти на сорок лет позднее, непосредственно перед входом в Землю Обетованную (Втор. 1:3-4; 4:44-47). Этими обстоятельствами объясняется незначительная разница между двумя версиями Декалога. См. Ekkehardt Mueller, «Why is the Reason Given for Sabbath Keeping in Deuteronomy 5 Different from that Given in Exodus 20?» в Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, ed. Gerhard Pfandl (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010), 169–173.

3 Thomas B. Dozeman, Exodus, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2009), 494.

4 J. Philip Hyatt, Exodus, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1971), 214. См. также Victor P. Hamilton, Exodus: An Exegetical Commentary (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2011), 344.

5 Philip Graham Ryken, Exodus: Saved for God’s Glory (Wheaton, IL: Crossway, 2005), 616.

6 Roy E. Gane, Old Testament Law for Christians: Original Context and Enduring Application (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2017), 261.

8 James J. North, «When Killing Isn’t Murder,» For God & Country: A Journal for Seventh-day Adventists in Military and Public Service 1 (2019): 21.

9 Hamilton, Exodus, 343.

10 John I. Durham, Exodus, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 292.

11 Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Commentary (Boise, ID: Pacific Press, 2016), 161. «Использованный глагол относится к убийству людей; он никогда не используется по отношению к животным» (John L. Mackay, Exodus, A Mentor Commentary [Fearn, Ross-shire, Great Britain: Mentor, 2001], 352). Дурхэм также отмечает: «Глагол относится только к убийству людей, но не животных» (293).

12 Doukhan, Genesis, 162.

14 Несколько библейских текстов регулируют жизнь в городах убежища (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19:1-13; И.Нав. 20). Для этой цели были избраны шесть городов, а именно, Бецер, Рамот и Голан в Заиорданье, и Кедеш, Шхем и Хеврон (Кирьят-арба) в земле Израильской. Были предприняты меры, чтобы основать шесть городов-убежищ, куда убийца мог бежать и где можно было бы расследовать, было ли убийство преднамеренным или случайным.

15 Victor P. Hamilton, The Book of Genesis: Chapters 1–17, The New International Commentary on the Old Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990), 315.

16 Doukhan, Genesis, 161.

17 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 193.

18 Gane, Old Testament Law for Christians, 89.

19 Dale Patrick, Old Testament Law (Atlanta, GA: John Knox, 1985), 21.

20 Dozeman, Exodus, 494.

Reflection — The BRI newsletter Стр. 10

21 Nahum M. Sarna, Exodus, The JPS Torah Commentary (New York: The Jewish Publication Society, 1991), 113.

22 Stephen A. Kaufman, «The Structure of the Deuteronomic Law,» MAARAV 1, no. 2 (1978–1979): 105–158; Walter C. Kaiser, Jr., Toward Old Testament Ethics (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1983), 127–137.

23 Sarna, Exodus, 113.

24 Ryken, Exodus, 616.

25 Исследователи Библии предлагают три противоположных толкования Быт. 9:6. 1) Бог дает жизнь, поэтому Он сам карает тех, кто нарушает это основополагающее почтение к жизни и убивает другого человека. 2) люди должны осуществлять наказание (библейский locus classicus для смертной казни), но не ради личной мести; каждый случай должен рассматриваться в суде, и виновный должен умереть (это законодательство против личной вражды или розни). 3) Текст подразумевает только, что виновный должен умереть — lex talionis (жизнь за жизнь) — но не уточняет, каким образом и кем должна осуществляться казнь. Более подробно см. Hamilton, The Book of Genesis, 315.

26 Элен Уайт. Патриархи и пророки, 516.

27 Ryken, Exodus, 617. Библейский потоп был первым примером этого принципа, когда Бог разрушает, чтобы в конечном итоге сохранить жизнь.

28 Durham, Exodus, 293.

29 См. Jiří Moskala, «The Decalogue in Luther and Adventism,» в Here We Stand: Luther, the Reformation, and Adventism, eds. Michael W. Campbell and Nikolaus Satelmajer (Nampa, ID: Pacific Press, 2017), 101–116.

30 Ellen G. White, Manuscript 41, 1896, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

31 Ellen G. White, Letter 89, 1898, in The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

32 Ellen G. White, Manuscript 153, 1899, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

33 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 333.

34 Hamilton, Exodus, 344.

35 Wilma A. Bailey, «You Shall Not Kill» or «You Shall Not Murder»?: The Assault on a Biblical Text (Collegeville, MN: Liturgical Press, 2005); тот же автор, «‘You Shall not Kill’: The Meaning of RTSH in Exodus 20:13,» Encounter 65, no. 1 (2004): 39–54.

У нашего исследования есть важный практический результат: официальная не комбатантная позиция Адвентистов седьмого дня находится в прямом соответствии с предложенным экзегетическим, концептуальным и богословским пониманием шестой заповеди. Не комбатантное отношение коренится в библейском тексте и его толковании.

36 Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 1 (Washington DC: Review and Herald, revised 1976), 606.

37 Doukhan, Genesis, 162. См. также статью Эккехарда Мюллера, утверждающего, что «не убивай» часто меняется на «не совершай убийства» по политическим мотивам (The Power of Culture, https://adventistbiblicalresearch.org/sites/default/files/pdf/Power%20of%20Culture.pdf [доступ 08-22-2019]).

38 Frank M. Hasel, «Ethical Challenges in Military Service,» Adventists and Military Service: Biblical, Historical, and Ethical Perspectives, eds. Frank M. Hasel, Barna Magyarosi, and Stefan Höschele (Madrid: Safeliz, 2019), 162.

39 Неудивительно, что когда раввины размышляли над этим запретом, они поднимали серьезный вопрос: «Почему только один человек был сотворен Богом? Отвечая на него, они учили, что «кто отнимет хоть одну жизнь, тем самым разрушит весь мир [людей]» (Mishnah Sanhedrin 4:5, текст приводится по по Sarna, Exodus, 114).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *