Что значит не искушай господа бога твоего

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 19-й седмицы по Пятидесятнице

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Искушение Христа начинается сразу же после Его Крещения. И как в Крещении нам открывается природа и личность Сына Божия. Но не просто ради радости созерцания этой тайны. А ради того чтобы мы, в свою очередь, обрели мужество в сражении жизни против смерти, истины против лжи, реальности против мечты.

За спиной Господа – пустыня с памятью сорокадневного исхода народа Божия. Христос – истинный и верный Слуга Господень, должен пройти по Своему человечеству через испытания – без ропота, без колебаний, без падений – в отличие от ветхозаветного народа Божия. Отныне новый народ Божий может в совершенном доверии Богу следовать за Тем, Кто исполнен Духа Святаго, Кто имеет подлинную силу Божию – не ту, ложную, которую предлагал сатана, но силу всецелого послушания замыслу Божию, даже если это путь страданий и превосходит человеческое разумение.

Можно заметить, что последовательность искушений в Евангелии от Луки несколько отличается от Евангелия от Матфея. Они завершаются Иерусалимом, тем Иерусалимом, который в центре всего Евангелия от Луки. Ибо это место великого последнего противостояния Господа диаволу, кажущегося поражения Мессии и реальной Его победы над злом и смертью. Высшее искушение Христа – избежать такого стечения обстоятельств, в которые вводит Его замысел Божественной любви среди зла мира, и найти иные пути, иные возможности победы. Иерусалим будет местом высшего сражения, но также конечной и решительной победой Христа над злом – в верности Отцу Небесному, Который пребудет с Ним до конца. Смерти Христа на Кресте будет сопутствовать восклицание сотника, прославляющего Бога: «Воистину, Человек этот был праведник». И весь народ, «видя происходящее», сознавал свой грех, «бия себя в грудь» (Лк. 23, 47–48).

С самого начала служения Христа дьявол вынужден отступить от Него – но «до времени». И на горе Елеонской – перед лицом Отца Небесного, надо будет молиться, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 40), да совершится воля Отчая, а не человеческая воля, теснимая страхом. (Лк. 22, 42). Эту молитву Господь заповедал нам: « И не введи нас во искушение». Речь идет в ней, как свидетельствуют святые отцы, о великом искушении отступничества, предпочтения Богу дьявола. Мы молим Бога в момент искушения, чтобы Он сохранил нас от неисцельного падения, а не о том, чтобы Он Сам не искушал нас – это было бы хулою. Один из древних переводов звучит так: « Не дай нам уступить искушению». И апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13).

Евангелие искушений предлагается нам для того, чтобы мы поняли, что поистине Иисус есть Христос, Сын Божий, что в силе Духа Святого Он имеет власть побеждать всякое искушение и принимать все последствия Своего послушания замыслу Отчему и Его любви к нам. Диавол бросает Господу вызов: «Если Ты Сын Божий». В этом «если» – все испытание веры. Подлинно ли Он – Спаситель? Подлинно ли у Него есть сила, которая позволит Ему повернуть наш мир к любви, к верности истине, к вечному блаженству, к победе над смертью? Петр был испытан во время бури на озере: «Если это Ты, Господи», – сказал он, но усомнился, и тотчас погрузился в воды смерти. Любовь к Богу, доверие и верность Ему запрещают всякое «если».

На нашем пути мы встретимся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, увидеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. Мы встретимся с искушением восходить все выше, на вершину нашего «я», принимая себя за Бога, поклоняясь себе и подчиняя все нашему желанию.

Во втором искушении дьявол показал Господу все царства вселенной во мгновение времени и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Это искушение компромисса со злом. «Отступи немного от требований, о которых говорит Твое Евангелие и все последуют за Тобой». Но в войне со злом не может быть компромисса. Мы встретимся с искушением создать такого бога, который бы был у нас в услужении, магического бога, который обещает нам спасение с самыми малыми нашими усилиями, ограниченными исполнением некоторых церковных установлений, заменяющими требования трудного и опасного служения Церкви.

Дух Святой говорит с нами в этом Евангелии, напоминает нам слово истинного Сына Божиего, сказанное апостолам: «В мире скорбны будете. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Тайна искушения неисследима. Человеческая жизнь исполнена искушений. «Она – воинская служба», как говорит книга Иова, в ней – трудности, страдания, искушения, которые могут достигать предельных глубин, и иногда как будто превосходить наши силы. Но Христос уже победил, и мы не должны ничего бояться. Тайна христианина – в том, что все уже совершилось, и все еще предстоит совершить. И Христос истинный Сын Бога и истинный человек, пребывает с нами на всех наших путях, заповедуя нам: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» и «Не искушай Господа Бога твоего».

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 4:7

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Свт. Лука Крымский

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Блж. Иероним Стридонский

Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего»

Лживые стрелы дьявола, которые он заимствует из Писаний, [Господь] сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И следует отметить, что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового закона [secundae legis = Второго закона].

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего

Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Рече (же) ему Иисус: паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего

И это написано во Второзаконии (6:16). Искушает же Бога тот, кто повергает себя в очевидную опасность, когда не вынуждается к тому никакою необходимостью, по одной только уверенности в Боге.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

«Сказал ему» и пр.: на это искушение Господь отвечает словами опять из Второзакония (Втор. 6:16): «не искушай Господа Бога твоего». Это говорит Моисей народу еврейскому, запрещая ему искушать Иегову, как он искушал Его при Массе (Рафидине), говоря: «точно ли Господь среди нас, или нет» (Исх. 17:7), — когда народ требовал у него чуда, по случаю недостатка воды (Исх. 17:1 и дал.). Таким образом, смысл ответа Христова таков: не должно требовать от Бога чуда по своему произволению. Правда, Бог помогает боящимся Его, обещает им чудеса в помощь, но только для освобождения их от опасности, а не по всякому их желанию. Таким образом, искуситель, извративший смысл места из Писания был отражен другим местом, правильно истолковывающим и смысл указанного искусителем изречения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Не искусиши (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония (6, 16). Их говорил Моисей Евреям, запрещая им искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды (Исх. 17, 1 и далее). Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог, помогая своим верующим, совершает для них и чудеса, но только в случаях опасности, угрожающей верующим, а не по всякому желанию последних; так, например, было при переходе Евреев через Чермное море; тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие, гордость.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

(Лк. 4:12). Буквально — сказал ему Иисус: опять написано: не испытывай Господа Бога твоего. Слово опять употреблено здесь не в значении но, а в значении еще, кроме того. Характер опровержения здесь разнится от того, какой был при первом искушении. В первом искушении мысль, которую диавол внушал Спасителю, была собственною мыслью диавола и потому естественно, если она была опровергнута словами священного писания. Употреблять тот же метод опровержения во втором искушении значило бы опровергать священное писание. Текст, выбранный диаволом, был сам по себе верен; верно было и его приложение к людям и к самому Спасителю, хотя и не при тех обстоятельствах, в каких Он находился. Неправильность заключалась в том, что этот текст выставлен был, как орудие искушения. Поэтому Христос, не опровергая слов диавола самих по себе, указывает только на характер его поступка или действия. Словами Священного Писания неправильно искушать Бога, давшего это писание и сообщившего ему Свой божественный авторитет. Поэтому в данном случае “прибавка” Иисусом Христом “выражения из писания есть квалификация и толкование его, но не опровержение”(Альфорд).

Текст, приведенный Спасителем, заимствован из Втор. 6:16 и содержит в себе напоминание евреям об искушениях (ропоте, возмущениях и проч.), которыми они искушали Бога в Массе, местности на Синайском полуострове. У Матфея и Луки (4:12) текст приведен совершенно в одинаковых выражениях и сходнее с LXX, чем с еврейским, причем последняя прибавка в еврейском тексте и у LXX “как искушал ты в искушении” в Евангелиях опущена. Последнее слово — “искушение” по-еврейски «масса» — значит «искушение» и было названием местности.

Толковая Библия.

Прот. Александр (Шмеман)

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Второе искушение — искушение чудом. Нам скажут, что это искушение не относится к современному человеку, ибо он ни в какие чудеса не верит, а верит только науке, чудес не знающей. Неправда! Ибо, что же, как не искушение чудом, те «научно обоснованные» идеологии, что обещают человечеству рай на земле, саму науку возводят в ранг чуда и утверждают, будто человек не способен добиться абсолютного счастья собственными силами и собственным умом. На это искушение Христос снова отвечает словами Священного Писания: Не искушай Господа Бога своего.

Этот ответ означает, что подлинная человечность — не в дешево-горделивом вызове судьбе, не в самоутверждении и самовозвеличении, а в смиренном приятии воли и замысла Божия, в искании Его правды, мудрости, добра и красоты. Иными словами, чудо не в том и не там, где обычно видят его люди, — не в видимых победах над природой, а в раскрытии тайного, светозарного смысла, что заложен в ней Богом, в способности человека не только изменять окружающий мир, но и изнутри преображать его верой, надеждой, любовью.

Беседы на радио «Свобода». Три искушения.

Троицкие листки

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

«Не искушай Господа Бога твоего»: Почему люди гибнут из-за ерунды

Хочу поговорить с вами о том, что было в пустыне после Крещения Иоаннова. Будем отталкиваться от Евангелия от Матфея.

Итак, Христос искушается от диавола. Берёт дьявол Христа в Святой город, поставляет на крыле и говорит: бросься вниз. Ибо написано: Ангелам заповедает о Тебе, на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Лукавый, искушая Иисуса Христа, цитирует Святое Писание. А именно Псалом 90-й. Тот псалом, который мы читаем, чтобы от дьявола защититься. Значит, лукавый пользуется словами, которыми мы его отгоняем, для того, чтобы Христа искушать.

Заметьте, боголюбцы, и удивитесь: лукавый умеет цитировать Писание. Это – первая мысль, которая должна быть сегодня с нами. Поскольку есть много врагов Божиих и врагов души человеческой, которые умеют привести не к месту и не вовремя какую-нибудь цитату из Священного Писания. Слово Божие – действенное, живое, острое, как меч, доходящее до разделения души и тела, состава мозгов, – вовремя и к месту процитированное, оно есть пластырь, златое яблоко в хрустальном прозрачном сосуде.

Иным оно может быть в устах у дьявола, ибо он тоже знает текст и может вертеть этим текстом, как хочет, чтобы соблазнить умы непосвящённых или неутверждённых. Это – первый урок из сегодняшнего чтения.

Второе. Он требует от Христа чуда. Христос чуда не совершает, говоря ему словами Второзакония: «Не искушай Господа Бога твоего». Эти слова, в практическом применении, я бы сказал очень многим людям. Например, желающим прыгнуть с парашютом, малолетним зацеперам, которых вечно током бьёт, и они погибают ни за что. Этим глупым «куклам», которые из-за селфи стоят на краю обрыва и, например, падают в этот обрыв. Мы постоянно читаем в новостях про эти дурацкие смерти. Люди гибнут из-за ерунды.

Я хотел бы, чтобы написали на билбордах: «Не искушай Господа Бога твоего». Не гоняй ты выше позволенной скорости по пустым дорогам ночью. И не садись за руль выпившим. И вообще, не делай всего того, что грозит смертью или тяжёлыми увечьями тебе и окружающим. Не искушай Господа Бога твоего. Это – важнейший призыв к современному безумцу.

Вон Шумахер. Гонял-гонял на колёсах по земле. Потом встал на лыжи – и вот, лежит. Встанет, может быть, даст Бог. Но уже полжизни вычеркнуто. Значит, если встанет, то уже за руль не сядет. Не искушай Господа Бога твоего. Нет же ж, они восхищаются всякими там стритрейсерами, всеми этими чудаками, которые, как Тарзан, скачут по бетонным крышам, разбивая себе то носы, то позвоночники. Не искушай Господа Бога твоего. Хороший принцип, который, если поймёте, долго жить будете. Не поймёте… живите как хотите.

Третье. Христос не любит творить чудеса. По крайней мере, Он не творит их с тем удовольствием, с которым творили бы их мы, если бы могли. Христос – не Эмиль Кио, который вытягивает зайца из перевёрнутого котелка или бесконечную ленту из чужой шляпы. Он вообще 30 лет прожил на Земле, не творя ничего. Он, могущий перстом вращать Вселенной, не творил ничего, 30 лет смиренно живя в Назарете, от Рождества до выхода на Крещение к Иоанну. Это уже само по себе чудо. Потому что у человека, если только есть какое-нибудь особенное умение или знание – музыкальное, филологическое, спортивное, жонглёрское, да какое хочешь – оно вылазит, как шило из мешка, и он не может его утаить. Не может утаить свою особенную способность.

О, это маленький Людвиг ван Бетховен, а это – маленький Моцарт, да, он уже с закрытыми глазками играл на клавесине, уже в семь лет. И любую мелодию сразу аранжировал. Это он, да, это тот маленький гений, этот маленький шахматист… Все наши таланты – из-за наших родителей, из-за этого блудного мира, где мы живём, из-за передач «Алло, мы ищем таланты» – вылазят наружу раньше времени, сырые, недоделанные.

Христос может, повторяю, перстом Вселенными вращать. И Он 30 лет живёт, не творя чудес. Ни одного чуда. И когда Он идет в пустыню, лукавый Его зовет на чудеса: ну, сделай чудо, слушай, Тебе что, трудно, что ли? Докажи, что Ты Христос. Что Ему, трудно, что ли? Да не трудно Ему, но зачем? Он-то знает, что Он может. Только есть заповедь: не искушай Господа Бога твоего. Да не бросайся ты вниз, чтобы тебя ангелы подхватывали.

Не искушай Господа, во-первых. Во-вторых, не дело это – творить чудеса по дьявольской просьбе. Он просит – ты будешь делать? Да мало ли, что дьявол просит. Он просит для того, чтобы тебя погубить, а не чтобы поверить. Он сам-то верить не будет. Он уже потерял эту способность. Он просит для того, чтобы тебе было хуже.

Поэтому это слово о чудесах – к перемене наших мыслей. Потому что мы-то любим чудеса. Ах, чудеса, чудеса! В нашем сознании творящий чудеса выше того, кто не творит чудес. А по правде Божией так не есть. Какие чудотворцы нами любимы? Святой Спиридон Тримифунтский, святой Николай Мирликийский, Святая Матронушка Блаженная Московская, святой такой, святой сякой. Они чудес творили множество, и слава Богу за чудеса эти. Это Бог творил через них. Но больше всех рождённых женами – кто? Иоанн Предтеча. Он творил чудеса? Нет. Но он больше всех святых. В нашем сознании чудеса – это отличительная черта того, кто лучше всех. А по Божьему замыслу самый больший, самый лучший чудес не творит. И Христос не творит чудес. Ни в течение 30 лет до своего выхода на проповедь, ни в пустыне по просьбе дьявола.

Поэтому вам нужно уцеломудриться и воспринять новое отношение к чудесам, собственно, новое старое. И правильное. Чудеса – это не главное. И Христос говорит нам сегодня, как и лукавому тогда сказал: «Не искушай Господа Бога своего». Вот и вы живите тихо и не искушайте Господа Бога своего. Таким образом ближе будете к правде Господней и к тому, чтобы Ему угодить.

Источник

Евангелие по Матфею 4:7

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего»

Лживые стрелы дьявола, которые он заимствует из Писаний, [Господь] сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И следует отметить, что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового закона [secundae legis = Второго закона].

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего

Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью.

Евфимий Зигабен

Рече (же) ему Иисус: паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего

Еп. Михаил (Лузин)

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Лопухин А.П.

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

( Лк. 4:12 ). Буквально — сказал ему Иисус: опять написано: не испытывай Господа Бога твоего. Слово опять употреблено здесь не в значении но, а в значении еще, кроме того. Характер опровержения здесь разнится от того, какой был при первом искушении. В первом искушении мысль, которую диавол внушал Спасителю, была собственною мыслью диавола и потому естественно, если она была опровергнута словами священного писания. Употреблять тот же метод опровержения во втором искушении значило бы опровергать священное писание. Текст, выбранный диаволом, был сам по себе верен; верно было и его приложение к людям и к самому Спасителю, хотя и не при тех обстоятельствах, в каких Он находился. Неправильность заключалась в том, что этот текст выставлен был, как орудие искушения. Поэтому Христос, не опровергая слов диавола самих по себе, указывает только на характер его поступка или действия. Словами Священного Писания неправильно искушать Бога, давшего это писание и сообщившего ему Свой божественный авторитет. Поэтому в данном случае “прибавка” Иисусом Христом “выражения из писания есть квалификация и толкование его, но не опровержение”(Альфорд).

Текст, приведенный Спасителем, заимствован из Втор. 6:16 и содержит в себе напоминание евреям об искушениях (ропоте, возмущениях и проч.), которыми они искушали Бога в Массе, местности на Синайском полуострове. У Матфея и Луки (4:12) текст приведен совершенно в одинаковых выражениях и сходнее с LXX, чем с еврейским, причем последняя прибавка в еврейском тексте и у LXX “как искушал ты в искушении” в Евангелиях опущена. Последнее слово — “искушение” по-еврейски «масса» — значит «искушение» и было названием местности.

Прот. Александр (Шмеман)

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Второе искушение — искушение чудом. Нам скажут, что это искушение не относится к современному человеку, ибо он ни в какие чудеса не верит, а верит только науке, чудес не знающей. Неправда! Ибо, что же, как не искушение чудом, те «научно обоснованные» идеологии, что обещают человечеству рай на земле, саму науку возводят в ранг чуда и утверждают, будто человек не способен добиться абсолютного счастья собственными силами и собственным умом. На это искушение Христос снова отвечает словами Священного Писания: Не искушай Господа Бога своего.

Этот ответ означает, что подлинная человечность — не в дешево-горделивом вызове судьбе, не в самоутверждении и самовозвеличении, а в смиренном приятии воли и замысла Божия, в искании Его правды, мудрости, добра и красоты. Иными словами, чудо не в том и не там, где обычно видят его люди, — не в видимых победах над природой, а в раскрытии тайного, светозарного смысла, что заложен в ней Богом, в способности человека не только изменять окружающий мир, но и изнутри преображать его верой, надеждой, любовью.

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Источник

Глава 4

Зач. 7. Искушение Господа Иисуса Христа

Читается в субботу по Просвещении (Крещении).

1.Тогда Иисус возведен бысть духом в пустыню искуситися от диавола

1. Тогда̀ і҆и҃съ возведе́нъ бы́сть дх҃омъ въ пꙋсты́ню и҆скꙋси́тисѧ ѿ дїа́вола,Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола

2. и҆ пости́всѧ дні́й четы́редесѧть и҆ но́щїй четы́редесѧть, послѣдѝ взалка̀.и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

3. И҆ пристꙋ́пль къ немꙋ̀ и҆скꙋси́тель речѐ: а҆́ще сн҃ъ є҆сѝ бж҃їй, рцы̀, да ка́менїе сїѐ хлѣ́бы бꙋ́дꙋтъ.И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

И приступль (приступил) к Нему, т. е. тогда, когда Спаситель взалкал, искуситель, т. е. диавол (ст. 1). Диавол конечно явился Господу в человеческом виде. Аще Сын ecu Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами). Сын Божий, т. е. Мессия, которого Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что И. Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Иисус Христос был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему с словами: «если Ты Сын Божий и пр.» (Злат. Афан. Вел.). Камни сии, вероятно те, которые находились на месте искушения. Сущность искушения такова, что если Ты Мессия, как бы так говорит искуситель Христу, то зачем же Тебе алкать, когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и за тем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить И. Христа нетерпеливостью, невоздержанием и нарушением поста, похотию плоти. С другой стороны искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средствам чудодейственным к претворению камней в хлебы; тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей Шав. Кишин.).

4. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ: пи́сано є҆́сть: не ѡ҆ хлѣ́бѣ є҆ди́нѣмъ жи́въ бꙋ́детъ человѣ́къ, но ѡ҆ всѧ́цѣмъ гл҃го́лѣ и҆сходѧ́щемъ и҆зо ᲂу҆́стъ бж҃їихъ.Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Не о хлебе едином и пр. Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворить голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония (8:3), где говорится, что Бог, напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). «Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу далее человеческую? Не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом?» (Пав. Кишин.).

5. Тогда̀ поѧ́тъ є҆го̀ дїа́волъ во ст҃ы́й гра́дъ, и҆ поста́ви є҆го̀ на крилѣ̀ церко́внѣмъ,Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма
6. и҆ глаго́ла є҆мꙋ̀: а҆́ще сн҃ъ є҆сѝ бж҃їй, ве́рзисѧ ни́зꙋ: пи́сано бо є҆́сть, ꙗ҆́кѡ а҆́гг҃лѡмъ свои̑мъ заповѣ́сть ѡ҆ тебѣ̀ (сохрани́ти тѧ̀), и҆ на рꙋка́хъ во́змꙋтъ тѧ̀, да не когда ̀ преткне́ши ѡ҆ ка́мень но́гꙋ твою̀.и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею

Поят (берет) Ею диавол. Это не значит, что диавол нес Иисуса по воздуху, или принудил Его, против Его воли, но повел или сопровождал Его (Слич. Мф.17:1 ). Во святый град (город), т. е. в Иерусалим. Святым называется Иерусалим потому, что там был святой храм, где совершалось богослужение (о Иерусалиме чит. в объясн. 1 ст. 2 гл.) На крыле церковнем на кровле храма. Вероятнее всего на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Крылом храма могла называться эта часть его, потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит. в объясн. 12 ст. 21 гл.). Соблазняя Господа броситься сверху вниз, диавол ссылается на слова из Псалтири, где обещается помощь Божия всякому, уповающему на Бога ( Пс. 90:11–12 ). Тут диавол имел в намерении возбудить в И. Христе желание – вынудить, так сказать, чудо со стороны Бога, при чем обнаружились бы в Нем тщеславие, самонадеянность и духовная гордость (Мих.) житейская гордость. Не можем не привести здесь несколько строк из Троиц. лист., очень поучительных для наших раскольников и сектантов. «Диавол привел слова Писания: Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя, но умолчал, что там же дальше сказано: во всех путех твоих; а предлагаемый Господу диаволом путь броситься с кровли храма в надежде на чудесное спасение от Бога, не есть путь, Богом определенный. Какой урок, кто берется самочинно, по своему смышлению, толковать Свящ. писание! Спаситель показал, что нельзя брать места Свящ. писания отрывками, не обращая внимания на другия места того же писания; но именно так и делают все те, которые по своему мудрованию толкуют слово Божие все раскольники, сектанты, все пашковцы, молокане, штундиты и им подобные».

7. Рече́ (же) є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: па́ки пи́сано є҆́сть: не и҆скꙋ́сиши гдⷭ҇а бг҃а твоегѡ̀.Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Не искусити (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония (6:16). Их говорил Моисей Евреям, запрещая им искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды ( Исх.17:1 и дал.). Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог помогая своим верующим, совершает для них и чудеса, но только в случаях опасности, угрожающей верующим, а не по всякому желанию последних; так, например, было при переходе Евреев через Чермное море; тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие, гордость (Пав. Кишин.).

8. Па́ки поѧ́тъ є҆го̀ дїа́волъ на горꙋ̀ высокꙋ̀ ѕѣлѡ̀, и҆ показа̀ є҆мꙋ̀ всѧ̑ ца̑рствїѧ мі́ра и҆ сла́вꙋ и҆́хъ,Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и҆ глаго́ла є҆мꙋ̀: сїѧ̑ всѧ̑ тебѣ̀ да́мъ, а҆́ще па́дъ поклони́шимисѧ.и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне

За весьма высокую (высоку зело) гору, неизвестно какую. Есть в Палестине гора, по преданию, называемая Горою искушения. Но нельзя с достоверностыо утверждать, что на ней именно происходило искушение Господа. Вероятно, это была вершина какой-либо горы, с которой можно было видеть большую часть Палестины. Вся царствия мира и славу их, т. е. все, что есть на земле прекраснейшего, богатейшего, наилучшего. Должно предположить, что диавол показал все это Спасителю каким-либо непостижимым действием и не в действительности, а только лишь в призраке (Мих.). Сия вся Тебе дам. В этих словах слышится горделивое и лживое предвосхищение власти, принадлежащей одному Богу, как Творцу и Промыслителю всего. Аще пад поклонишимися (если падши поклонишься мне), (о поклонении см. в объяс. Мф. 2, 2 ). Присваивая себе право над миром, принадлежащее Богу, диавол требует и поклонения себе, как Богу. Цель сего искушения состоит в том, чтобы возбудить в И. Христе властолюбие и корыстолюбие похоть очес. Диавол прибегает к этому третьему роду искушения, потому что знает, что человек нередко забывает о пище, бывает готов унизить свое достоинство, пожертвовать своею честью, лишь бы только удовлетворить своей страсти властолюбия и корыстолюбия.

10. Тогда̀ гл҃а є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: и҆дѝ за мно́ю, сатано̀: пи́сано бо є҆́сть: гдⷭ҇ꙋ бг҃ꙋ твоемꙋ̀ поклони́шисѧ и҆ томꙋ̀ є҆ди́номꙋ послꙋ́жиши.Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Иди за Мною (отойди от Меня), сатано и пр. Повелевая диаволу прекратить искушения, последнее из них Господь опять отражает писанием из книги Второзакония ( Втор.6:13 ), где Моисей убеждает Евреев не служить богам тех народов, которые будут жить с ними в земле Обетованной; ибо Божеское поклонение должно воздавать только одному истинному Богу.

11. Тогда̀ ѡ҆ста́ви є҆го̀ дїа́волъ, и҆ сѐ, а҆́гг҃ли пристꙋпи́ша и҆ слꙋжа́хꙋ є҆мꙋ̀.Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

«Пока продолжалась брань, Христос не допускал являться ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить», замечает, объясняя этот стих Златоуст. Чем ангелы послужили Господу в пустыне, об этом не сказано в Евангелии. Так Господь отразил врага-искусителя словами Свящ. писания. Это пример для нас, как и чем и мы можем отражать от себя его искушения.

Зач. 7. Поселение Господа Иисуса Христа в Капернауме

Читается в неделю по Просвещении (Крещении).

12. Слы́шавъ же і҆и҃съ, ꙗ҆́кѡ і҆ѡа́ннъ пре́данъ бы́сть, ѿи́де въ галїле́ю,Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

Иоанн предан бысть (отдан под стражу). Это событие было спустя довольно долгое время после искушения И. Христа, о котором говорилось выше. Здесь Евангелист Матфей опускает повествование о многих событиях, как это видно из Евангелия Иоанна ( Ин.2:3 и 4 гл.). Отыде в Галилею, (обратно) из Иудеи, куда Он приходил на праздник Пасхи (о Галилее см. объясн. Мф.2:22 ). Удалился Господь из Иерусалима и Иудеи, потому что видел, что гордые фарисеи и книжники, а за ними и прочие иудеи менее способны слушать Его Божественное учение, чем простолюдины Галилеяне (Горек.). Могло влиять на Его удаление и заключение Иоанна Крестителя в темницу.

13. и҆ ѡ҆ста́вль назаре́тъ, прише́дъ всели́сѧ въ капернаꙋ́мъ въ помо́рїе, въ предѣ́лѣхъ завꙋлѡ́нихъ и҆ нефѳалі́млихъ:и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых

И оставль (оставил) Назарет потому, что жители сего города изгнали И. Христа от себя за то, что Он обличал их в неверии и не сотворил чуда для их любопытства ( Лк.4:14–31 ). Вселися в Капернауме в поморие (при морском). Это был небольшой торговый город на северозападном берегуГалилейского или Геннисаретского и Тивериадского озера. Лежал он на распутии больших торговых дорог Палестины; был одним из самых живописных её уголков, и название Капернаум значило: село утешения и отрады. Этот-то город Господь «Утеха Израиля» и избрал местом своего пребывания, почему он и называется Его городом ( Мф.9:1 ). Здесь Господь провел большую часть времени своего общественного служения; здесь Он постоянно проповедывал свое Божественное учение и в синагоге, и в частных домах, и с рыбачьей лодки на Галилейском озере. Здесь Он сотворил множество чудес. Здесь был дом ап. Петра, быть может, и других аностолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. Озеро Галилейское называется и морем. Называется оно Тивериадским и Геннисаретским по городам, находящимся близ него. Окрестности этого озера были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотою. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Оно по временам было и бурно. Особенно на севере изобиловало рыбою. По берегам его лежало много городов и селений; из них довольно населенные: Тивириада, Виосаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в нем пресная и приятная. Величина Галилейского моря или озера – 24 с полов, версты в длину и 7 верст в ширину. Чрез него протекает река Иордан, не смешивая своих вод с его водами (Мих.). В пределах Завулоних и Неффалимлих Пред вторжением в землю Обетованную или Палестину, Евреи разделены были на 12 колен по числу сынов патриарха Иакова. Когда же Иисус Навин, по завоевании Палестины, делил ее между этими коленами, то колена Завулона и Нефоалима получили в удел самую северную часть её (Пав.19:10–32).

14. да сбꙋ́детсѧ рече́нное и҆са́їемъ прⷪ҇ро́комъ, глаго́лющимъ:да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит
15. землѧ̀ завꙋлѡ́нѧ и҆ землѧ̀ нефѳалі́млѧ, пꙋ́ть мо́рѧ ѡ҆б̾ ѡ҆́нъ по́лъ і҆ѻрда́на, галїле́а ꙗ҆зы̑къ,земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16. лю́дїе седѧ́щїи во тьмѣ̀ ви́дѣша свѣ́тъ ве́лїй, и҆ сѣдѧ́щымъ въ странѣ̀ и҆ сѣ́ни сме́ртнѣй, свѣ́тъ возсїѧ̀ и҆̀мъ.народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

17. Ѿто́лѣ нача́тъ і҆и҃съ проповѣ́дати и҆ гл҃ати: пока́йтесѧ, прибли́жисѧ бо црⷭ҇тво нбⷭ҇ное.С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Оттоле – с того времени. Слово оттоле здесь не значит того, что до сего пришествия И. Христа в Галилею вовсе не было Его проповеди, нет, Он проповедывал и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее и Иерусалиме, а значит, что с этого времени Господь особенно усилил свою проповедь. Подобное сему выражение см. ( Мф.16:21 ). Покайтеся и пр. И Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами, какими начал Его предтеча. Объяснение сих слов см. ( Мф.3:2 ).

Зач. 9-е. Призвание к апостольству рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

Читается в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

18. Ходѧ́ же при мо́ри галїле́йстѣмъ, ви́дѣ два̀ бра̑та, сі́мѡна глаго́лемаго петра̀, и҆ а҆ндре́а бра́та є҆гѡ̀, вмета̑юща мрє́жи въ мо́ре, бѣ́ста бо ры̑барѧ:Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы

При мори Галилейстем (близ моря Галилейского). О море чит. в объясн. 13 ст. Симона, глаголемого Петра. Петр, по-гречески, камень и соответствует еврейскому «Кифа». Сам И. Христос наименовал Симона Петром или Кифою за твердость его веры. ( Мф.16:18 ; Ин.1: 42 ). Вметающа мрежи (закидывающих сети) в море. Мрежа с славянского значит сеть. Беста бо рыбаря (ибо они были рыболовы). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых! И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и целые царства. Это прямо указывало на Божественность учения Христова.

19. и҆ гл҃а и҆́ма: грѧди́та по мнѣ̀, и҆ сотворю̀ вы̀ ловца̑ человѣ́кѡмъ.и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Это уже было второе призвание Петра и Андрея к апостольскому служению. О первом читается в Еван. ( Ин.1:40–42 ). Там повествуется, что св. Андрей из учеников Предтечи сделался учеником Христовым. Он первый последовал за Христом, отчего и назван первозванным. Он привел к И. Христу брата своего Симона, которого Господь переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с И. Христом. Хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречулев.). Сотворю вы ловца человеком (Я сделаю вас ловцами человеков), т. е. проповедниками учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе; так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Христу ( Лк.5:10 ).

20. Ѡ҆́на же а҆́бїе ѡ҆ста̑вльша мрє́жи, по не́мъ и҆до́ста.И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним
21. И҆ преше́дъ ѿтꙋ́дꙋ, ви́дѣ и҆́на два̀ бра̑та, і҆а́кѡва зеведе́ева, и҆ і҆ѡа́нна бра́та є҆гѡ̀, въ кораблѝ съ зеведе́омъ ѻ҆тце́мъ є҆ю̀, завѧзꙋ̑юща мрє́жи своѧ̑, и҆ воззва̀ ѧ҆̀Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их
22. Ѡ҆́на же а҆́бїе ѡ҆ста̑вльша кора́бль и҆ ѻ҆тца̀ своего̀, по не́мъ и҆до́ста.И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним

Оставили сети и лодки (мрежи и корабль) оставили ловлю, т. е. оставили то, что может быть было у них единственным средством к жизни с семействами. Иаков и Иоанн оставили даже отца своего. Так велика была сила слова Господа и так изумительны вера и самоотвержение призванных! Долг и всякого христианина оставлять все, что препятствует добродетели и богоугождению. По Нем йдоста (последовали за Ним), т. е. сделались учениками Спасителя, приняли Его учение. Следовать за кем, значит быть учеником того, принять учение его ( 4Цар.6:19 ). Апостолы сделались неразлучными спутниками Христа: нужно было им, как проповедникам о Нем, быть свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его вознесения на небо.

23. И҆ прохожда́ше всю̀ галїле́ю і҆и҃съ, ᲂу҆чѧ̀ на со́нмищихъ и҆́хъ и҆ проповѣ́даѧ є҆ѵⷢ҇лїе црⷭ҇твїѧ, и҆сцѣлѧ́ѧ всѧ́къ недꙋ́гъ и҆ всѧ́кꙋ ꙗ҆́зю въ лю́дехъ.И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях

Синагога (сонмище), это здание для религиозных собраний Иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие, храм у Евреев был один в Иерусалиме. В него каждый Еврей обязан был ходить по крайней мере раз в год. В синагогах же собирались Евреи по субботам и праздникам. При собраниях в синагогах обыкновенно читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево, и книги пророческие. За чтением следовало объяснение прочитанного, делаемое или начальником синагоги, или всяким, кто только хотел ( Лк.4:16 ), затем совершалась молитва. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была большею частию прямоугольная комната; в ней кафедра или место для чтения закона; книга закона хранилась тут же в особом ковчеге; против кафедры были устроены седалища для слушающих особо для мужчин и особо для женщин. Евангелие Царствия, т. е. благовестие или проповедь о Мессии, о Его царстве, т. е. о христианской церкви на земле и блаженстве на небе (чит. объясн. 3 гл. 2 ст.), о свойстве сего царства и об условиях для вступления в него. Евангелие слово греческое и значит благовествование или благовестие (см. предисловие). Исцеляя всяк недуг (всякую болезнь) и всякую язю (немощь) в людех. Исцеляя, т. е. чудесным образом, без лекарств, так, как нельзя сделать ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею, напр., одним словом исцелить больного и даже воскресить мертвого. Такие дела обыкновенно называются чудесами. Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий. Господь творил бесчисленное множество чудес, и творил, именно, для того чтобы показать, что он не простой человек и учение его не простое, а Божественное и, чтобы люди поэтому всем сердцем верили ему.

24. И҆ и҆зы́де слꙋ́хъ є҆гѡ̀ по все́й сѷрі́и: и҆ приведо́ша къ немꙋ̀ всѧ̑ болѧ́щыѧ, разли́чными недꙋ̑ги и҆ страстьмѝ ѡ҆держи̑мы, и҆ бѣ̑сны, и҆ мѣ̑сѧчныѧ, и҆ разсла́блєнныѧ (жи́лами): и҆ и҆сцѣлѝ и҆̀хъ.И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25. И҆ по не́мъ и҆до́ша наро́ди мно́зи ѿ галїле́и и҆ десѧтѝ гра̑дъ, и҆ ѿ і҆ерⷭ҇ли́ма и҆ і҆ꙋде́и, и҆ со ѻ҆́нагѡ по́лꙋ і҆ѻрда́на.И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана

Десяти град (Десятиградия). Это было название одной из местностей в Палестине в пределах колена Манассиина. Так называлась эта местность от того, что в ней было десять некоторых городов, напр., Скифополь, Гадара, Гиппос, Гергесаидр. Эти города во времена Спасителя были населены большею частью язычниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *