Что значит не хватает компетенции
Как определить, каких компетенций не хватает кандидату на руководящую должность
Многие работодатели вкладывают в развитие сотрудников, занятых на руководящих должностях, немалые средства. Но порой тренинги, семинары, обучающие программы не приносят нужного результата. Вот почему, прежде чем развивать компетенции, необходимо провести качественную оценку навыков и личных качеств кандидата на руководящую должность. Правильная оценка даст возможность развить именно те качества, которые находятся на низком уровне, или, наоборот, отказаться от выбранной кандидатуры.
Какие компетенции необходимы на руководящей должности
До того как выбрать метод оценки кандидата на руководящую должность, необходимо определиться, какие именно компетенции вы будете оценивать. Разумеется, в каждой компании набор компетенций будет разным. Он будет зависеть от того, на какую должность вы берете кандидата: линейный руководитель, топ-менеджмент или руководитель проекта, а также сферы деятельности компании. Например, для высшего руководства важными навыками будут стратегическое и аналитическое мышление, умение управлять эффективностью и изменениями. Для линейного руководителя – организаторские способности, умение делегировать и ставить задачи, для руководителя проекта – умение четко разделять стратегию на тактические задачи и расставлять приоритеты. Кстати, чем выше руководящая позиция, тем сильнее на эффективность будут оказывать влияние личные качества.
Чем выше руководящая позиция, тем внимательнее следует подойти к оценке управленческих компетенций и личных качеств
Определяем уровень владения компетенциями
Для того чтобы понять, какие компетенции кандидата на руководящую должность вам нужно будет развивать, необходимо выявить, на каком уровне владеет ими кандидат. Для этого нужно прописать для каждой компетенции критерии высокого и низкого уровня владения, а затем оценивать по ним навыки и личные качества претендента выбранным способом. Предлагаем рассмотреть, как могут проявляться компетенции на примере делегирования и стрессоустойчивости.
Делегирование. В управленческих функциях это базовый навык для руководителя. Эта компетенция является важнейшей для развития подчиненных, повышения их эффективности и значимости для компании.
Показатели высокого уровня владения компетенцией: руководитель не боится давать возможность сотрудникам брать на себя разумные риски и пробовать разные решения, побуждает подчиненных выходить за пределы зоны комфорта и работать над новыми задачами, легко передает свои полномочия другим, поддерживает, даже если сотрудник совершил ошибку, и т. д.
Показатели низкого уровня владения компетенцией: руководитель вмешивается в выполнение задачи или позволяет себе отменять решения сотрудников, дает мало пространства для инициативы, делегирует только те задачи, которые несут небольшие риски, навязывает свое мнение и т. д.
Говорит: Светлана Мельникова — руководитель департамента по работе с персоналом Группы ИНЭК (Москва):
«Для эффективного делегирования необходимы: четкая формулировка задачи, наделение сотрудника необходимыми полномочиями, установление сроков, контроль результатов и обязательно обратная связь. Наличие навыка делегирования можно определить в ходе собеседования с кандидатом с помощью интервью по компетенциям, бизнес-кейсов или центра оценки. Показателями неэффективного делегирования и контроля будут являться: непонимание сотрудником поставленной задачи, задача не выполнена в установленный срок, чрезмерный контроль руководителя за каждым этапом выполнения задачи, необходимость исправления руководителем выполненной работы, отсутствие обратной связи с подчиненным»
Совет
Рекомендуем при оценке компетенций кандидата на руководящую должность также определять стиль его руководства. Это поможет выявить личностные особенности поведения руководителя в системе отношений начальник–подчиненный. А также учитывайте предыдущий опыт работы и сферу деятельности компаний, в которой трудился претендент
Пример кейса для оценки навыка делегирования
Говорит: Анна Фомичева — к. п. н., доцент, эксперт по управлению персоналом (Москва):
«На мой взгляд, в процессе оценки полезно использовать ”совместную” диагностическую работу менеджера по персоналу и самого кандидата. В этот комплекс включить тесты на определение общей направленности личности, тесты на самооценку, методы изучения предыдущего опыта. Так, например, у кандидата есть успешные стартап-проекты, при реализации которых он выполнял сразу несколько ролей (генерировал идеи, формировал команду, организовывал взаимодействие, был “владельцем процесса” и др.) в условиях ограниченных ресурсов, сроков и достиг успешного ожидаемого результата. Можно предположить, что кандидат в той или иной степени был вынужден проявить умение брать на себя ответственность, быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, быть стрессоустойчивым. Поэтому в процессе его оценки необходимо сконцентрировать внимание на выявлении степени мотивации и комфортности, продолжать работать с повышением уровня собственных качеств и развитием управленческих компетенций»
Примеры проективных вопросов для оценки стрессоустойчивости
Выбираем способ оценки управленческих компетенций и личных качеств
Первая оценка управленческих навыков и личных качеств происходит в процессе изучения резюме (для внутренних кандидатов – в процессе изучения заявки на участие в конкурсе на закрытие вакансии). Там кандидат отражает то, что умеет и знает. Задача HRспециалиста выявить степень владения указанными компетенциями. Разумеется, читая резюме и даже собрав рекомендации, это невозможно сделать. Поэтому второй этап оценки – собеседование с кандидатом (обязательно включите в него проективные вопросы), на котором ему можно предложить несколько практических заданий (решение кейса, участие в ролевой игре и т. д.). Третий этап оценки проводится на испытательном сроке, например, посредством наблюдения за работой руководителя (по результатам составляется шкала оценки поведения), а также с помощью оценочных мероприятий, например, оценка «360 градусов» и др.
Говорит: Анна ОВЧИННИКОВА — руководитель службы подбора персонала компании Teleperformance Russia & Ukraine:
«Идеальной является ситуация, при которой в компании существует принятая модель управленческих компетенций и схема их оценки, а также практика составления профилей менеджерских позиций, с указанием конкретных качеств, необходимых для успешной работы. И компетенции, и личностные качества могут быть определены путем стандартного биографического интервью с некоторым количеством маленьких кейсов из серии “Представьте, что вы…”, “Как вы поступите?” или “Опишите реальную ситуацию в прошлом, в которой вы проявили свою креативность”. Если же компания обладает достаточным временем и ресурсом, а управленческая позиция относится к высшему звену, имеет смысл провести полноценный ассессмент компетенций, в который также внести задания или ситуации, помогающие выявлению личностных качеств. Такой подход значительно снизит вероятность ошибки найма. Когда ассессмент и интервью проведены, необходимо проанализировать и согласовать результаты, а затем на их основании принять взвешенное решение о найме».
Говорит: Лига Бланк — руководитель отдела персонала гипермаркета «Глобус» (г. Климовск):
«Для оценки претендентов на руководящую должность мы применяем метод “оценка по компетенциям” и используем для этого стандартизированные профили должности, где структурированы все компетенции, как профессиональные, так и личностные. Кроме этого, можно применять структурированное интервью, различные кейсы, тестирование. Наиболее полноценной процедурой оценки является ассессмент, так как такое мероприятие включает различные испытания, которые помогают выявить не только теоретические знания, но и поведенческие индикаторы тех или иных компетенций. Как правило, во время ассессмента участники многие задания выполняют в группе, где особенно ярко проявляются коммуникативные навыки. Кроме различного рода экспертных испытаний важно учитывать рекомендации непосредственных руководителей, подчиненных, коллег, используя различные методики (к примеру, “360 градусов”). Необходимо также проанализировать результат работы, который может быть выражен в экономических или качественных (работа с персоналом) показателях, что довольно объективно»
Оценивая управленческие компетенции, также обращайте внимание на предыдущий опыт работы и сферу деятельности компании, в которой трудился претендент
Обратите внимание, эффективно оценить личные качества помогают кейсы. Составить их можно самим, главное – четко прописать критерии, по которым вы будете оценивать степень выраженности качеств кандидата.
Говорит: Эльдар Салахетдинов — начальник организационно-кадрового департамента БАНКА ИТБ (Москва):
«Оценить личные качества кандидата на руководящую должность можно во время собеседования, задав ему проективные вопросы. Также можно попросить соискателя решить какой-либо заранее подготовленный управленческий кейс, где ему будет предложено как руководителю принять ряд решений. После чего попросить дать развернутые комментарии к ним. Уместно использовать также такой инструмент: соискателя просят вспомнить несколько сложных ситуаций из своей практики, которые он успешно разрешил, а также разобрать случай, когда он, по его мнению, не справился с ситуацией. Через открытые вопросы необходимо выяснить, что помогло или помешало решить ситуацию, какие качества он использовал, какие выводы сделал и т. д. Как правило, этих инструментов бывает достаточно, чтобы оценить наличие личных качеств у кандидата на руководящую должность ».
Материал подготовила Оксана Вилинская — ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»
Каких компетенций не хватает россиянам для эффективной работы на удаленке
Автор: директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель программы «Лидеры производительности» Екатерина Гришина.
С этого года дистанционная работа в России официально «в законе». Но после вынужденной удаленки многие остались разочарованы и сделали, возможно, окончательный выбор в пользу офиса. В большинстве случаев причина неудач не в формате работы как таковом, а в отсутствии у руководителей и сотрудников нужных компетенций. Лишь 7% респондентов, принимавших участие в исследовании SHL, оказались полностью готовы к переводу на удаленку. Неудачные и во многом типичные кейсы демонстрируют, на развитие каких навыков стоит обратить внимание тем, кто все же планирует сделать выбор в пользу работы «из любой точки мира» (или хотя бы города).
Самоменеджмент. История о потерянном балансе
Формат удаленной работы совершенно точно не подойдет людям с внешним локусом контроля. Чтобы успешно решать задачи, необходимо стать для самого себя самым строгим начальником и подчиненным. Особое искусство – достигать баланса в работе и личной жизни, граница между которыми становится максимально зыбкой.
Продакт-менеджер фармацевтической компании Олеся всегда перевыполняла план. К ее мнению прислушивалось руководство, коллеги шли за советом. При переводе на удаленку ни у кого не возникло мысли устанавливать жесткий контроль. Тем более на планерках Олеся уверенно говорила о статусе рабочих задач. В коллективе знали – у нее все работает, как часы. Каково же было удивление, когда к закрытию квартала выяснилось, что договоры с аптечными сетями остались на начальной стадии. Олеся честно призналась, что не могла концентрироваться на задачах, находясь дома с родителями и маленьким ребенком. С другой стороны – отношения с близкими тоже испортились. Лихорадочно пытаясь работать, она не могла уделять достаточно внимания и им. Руководство отнеслись с пониманием, и Олеся оправдала доверие – правда уже после выхода в офис.
Навыками самоменджмента – то есть способностью использовать такие функции менеджмента, как планирование, организация, мотивация и контроль, для управления своей жизнью, обладают единицы. Хорошая новость – их можно развивать. И даже если человек выберет работу в офисе, способность добиваться личной эффективности позволит ему успешно достигать целей бизнеса и стать хорошим руководителем.
Коммуникации. История о неумении читать между строк
Бытует мнение, что удаленная работа – настоящий рай для интровертов, которые предпочитают общению вдумчивую работу наедине с собой. Но для успешного решения большинства задач в дистанционном режиме коммуникации играют первостепенную роль. Сотрудникам необходимо научиться доносить мысли более четко и добиваться нужной реакции на расстоянии. Иначе те 60-80% информации, которые передавались невербально, могут просто утратиться.
В период локдауна компания-разработчик высокоточного оборудования продолжала работать удаленно. Заказ от одного из ключевых клиентов представлял для команды привычную задачу: многое было отработано до автоматизма, и, казалось, не требовало отдельного обсуждения. Но в офисе люди понимали друг друга с полуслова. В онлайн все оказалось иначе. Несмотря на то, что коллеги начинали рабочий день с видеосвязи, собирались на «совместные поедания пиццы», вели неформальные разговоры про погоду и котиков, прежде чем обсуждать рабочие вопросы в чатах — в коммуникациях все же произошел сбой. Менеджер не донес до конструкторского отдела важный нюанс — «Очевидно же, ведь предыдущие три заказа от этого клиента включали аналогичный пункт!» Корректировка потребовала дополнительного времени. В результате компании пришлось выплатить неустойку за срыв сроков.
Дистанционные коммуникации имеют ряд своих особенностей. Чтобы преуспеть, помимо четкости и ясности, стоит оттачивать навыки письменной коммуникации – многие вопросы решаются в электронной почте, мессенджерах и соцсетях. В большой цене остаются сотрудники, способные выстраивать нетворкинг, доброжелательные и готовые прийти на помощь.
Понимание бизнес-среды. История об узости мышления
Один из подводных камней уделенки – риск постепенно из команды с ее синергией превратиться в совокупность хороших (или не очень) узких специалистов. Поэтому, даже являясь исполнителем, важно развивать в себе системное мышление, каждое решение оценивать в категориях экономического эффекта для бизнеса.
Вынужденный переход на удаленку главный специалист по закупкам завода, выпускающего рыбную кулинарию, Анатолий воспринял стойко. С девизом: «Делать максимум от тебя зависящее» он направил всю энергию на переговоры с поставщиком и добился успеха! Согласно контракту, предприятие закупило большой объем морепродуктов с хорошей скидкой. К этой сделке Анатолий шел несколько месяцев, в другое время о таких условиях можно было только мечтать. Но с учетом падения спроса со стороны ресторанов, предприятие получило большую головную боль – расходы на хранение сырья и продукции нивелировали выгоду. Находясь дома, Анатолий не смог адекватно оценить ситуацию, в которой компания находилась в тот момент.
В удаленной работе многие возможности – заглянуть к руководителю или генеральному директору и спросить его мнение, посоветоваться с коллегами – недоступны. Сотрудники вынуждены принимать решения самостоятельно и степень ответственности растет. На уровне компании избежать ошибок позволяет наличие хорошо проработанной и декомпозированной стратегии. Самим сотрудникам важно постоянно развиваться и мыслить шире своего функционала.
А что в мире…
Ведущие мировые компании, поэкспериментировав с удаленной работой, сделали разные выводы. Например, руководство Alphabet Inc. (Google) в мае прошлого года высказывало опасения, что удаленный формат работает, пока между сотрудниками существуют уже сложившиеся в офлайн связи. В декабре компания анонсировала возможность работать дистанционно до сентября. Google продолжает пробовать гибкие модели, как возможность повысить продуктивность и благополучие сотрудников. А вот руководство одного из крупнейших мировых инвестиционных банков Goldman Sachs Group («Голдман Сакс груп») в начале пандемии, напротив, отнеслось к удаленке с большим интересом. Потенциально это возможность стать более привлекательным работодателем. Однако, после того, как 98% сотрудников поработали удаленно, менеджмент вынес вердикт: это не новая нормальность, а отклонение от нормы, к которой необходимо вернуться. Еще один трендсеттер Facebook еще до пандемии озвучивал прогноз о переводе половины своего персонала на удаленную работу. Сейчас этот настрой сохранился. Сотрудникам даже компенсируют обустройство «домашнего офиса», но тот, кто выберет удаленку и переедет из крупных дорогих городов, может потерять в зарплате.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что удаленка с нами навсегда. В январе на HeadHunter предлагали в 2,5 раза больше вакансий дистанционной работы, чем год назад. Значит, выбор для тех, кто мечтает строить карьеру без привязки к офису и необходимости тратить время на дорогу до работы и обратно, становится больше. Осталось приобрести необходимые для этого компетенции.
Личностные компетенции
В процессе поиска работы важно понимать суть личностных компетенций, ведь от наличия конкретных навыков зависит получение определенной должности.
Компетенции могут зависеть от отрасли, уровня должности, стажа, хотя некоторые из них универсальны. Они нужны для эффективного выполнения работы.
Еще до личного знакомства работодатели узнают о чертах характера кандидатов из их резюме. Рекрутеры ожидают, что соискатель знает свои сильные стороны. С учетом этого они сортируют резюме и отбирают подходящих претендентов на вакансию. Подтвердить компетенции соискателя в процессе найма помогает тестирование.
Ключевые универсальные компетенции
Ключевые компетенции — это особые качества, которые работодатели относят к необходимым. Они могут использоваться в качестве ориентира для оценки и сравнения кандидатов.
Проанализировав тысячи вакансий, специалисты выявили 10 самых популярных и важных ключевых компетенций.
1. Умение работать в команде.
Этот навык важен для большинства профессий. Современные проекты реализуют команды с представителями из разных сфер деятельности. До руководящих должностей «дорастают» работники, которые умеют работать с коллегами, не перетягивают одеяло на себя и не преуменьшают чужих заслуг. Наличие таких навыков — не только профессиональная, но и личностная компетенция, которая показывает, что человек ценит труд и вклад других, проявляет сочувствие, эмпатию.
В процессе найма работодатели обязательно оценивают, способен ли соискатель сотрудничать с другими для достижения общей цели. Работа в команде автоматически требует отличных коммуникативных и переговорных навыков, стрессоустойчивости.
2. Ответственность.
Способность брать на себя ответственность необходима не только руководителям. Ответственные работники не боятся принимать решения, отвечать за свои ошибки.
Чем выше должность, тем больше уровень ответственности. Но даже кандидаты на позиции нижнего уровня могут продемонстрировать это качество на примерах из личной жизни. Во время собеседования рекрутеры обязательно захотят составить представление о том, как соискатель работает в условиях стресса, решает проблемы и рабочие задачи в целом.
3. Осведомленность.
Кандидаты на руководящие роли должны демонстрировать осведомленность о том, как именно работает компания, а также предугадывать тенденции в отрасли. Работник, который ограничивается рамками своих обязанностей, не сможет привести организацию к успеху. Необходимо разбираться не только в технических нюансах, но и в сфере маркетинга, HR, политике. Топ-менеджер также должен отслеживать успехи и неудачи конкурентов.
Чтобы подтвердить навык, рекомендуется подготовиться к собеседованию и продемонстрировать рекрутеру осведомленность в позиции компании на рынке.
4. Принятие решений.
Еще до заключения договора работодатель захочет убедиться в том, что кандидат на руководящую должность сможет принимать оптимальные для компании решения в кратчайшие сроки. К этой компетенции относится умение собирать и анализировать информацию, предугадывать и исключать потенциальные риски.
Для проверки этого личного качества рекрутеры обычно моделируют спорные ситуации, дают решить ситуационную задачу без правильного ответа или только с неудачным решением.
5. Лидерство.
Еще на этапе собеседования специалист по персоналу старается выяснить потенциал будущих сотрудников для дальнейшего развития. Люди, которые хотят стать лидерами, умеют чувствовать окружающих. Для уже состоявшегося руководителя важно уметь делегировать полномочия, устанавливать и контролировать сроки выполнения задач, сохранять комфортную и продуктивную рабочую атмосферу, с уважением и заботой относится к персоналу.
6. Деловая надежность.
Человека, который придерживается установленных правил деловой этики, умеет строить отношения с сотрудниками, партнерами, а также защищает интересы компании в любой ситуации, считают надежным.
Топ-менеджер однозначно должен вызывать у рекрутера и собственника чувство доверия. Надежность — хороший пример личной компетенции. Её достаточно сложно продемонстрировать, но любое, даже небольшое, вранье в резюме или на собеседовании может негативно повлиять на впечатление работодателя.
7. Ориентация на результат.
Если человек ориентирован на результат, сосредоточен на целях, а также предпринимает конкретные шаги, необходимые для их достижения, то получит преимущество перед другими кандидатами. Топ-менеджер должен уметь доводить проекты до конца и мотивировать других двигаться к результату.
Рекрутерам также важно понимать, насколько реалистичны и достижимы цели, которые ставит кандидат. Ведь чрезмерные амбиции могут навредить компании в долгосрочной перспективе.
Чтобы продемонстрировать эту компетенцию, стоит подготовить несколько реальных примеров из карьерной жизни, когда удалось достичь результата, несмотря на возникшие проблемы.
8. Решение проблем.
Важно показать, что при возникновении проблемной ситуации кандидат будет сохранять спокойствие, искать возможные варианты решения, а не избегать неприятных разговоров и действий всеми способами.
Идеальных руководителей не бывает. Любая деятельность сопряжена с кризисами, ошибками. Чем выше должность, тем больше проблем разного уровня придется решать. А суть деятельности некоторых компаний напрямую сопряжена с кризисами.
9. Организационные навыки.
В любом бизнесе высоко ценится организованность. Специалист, проводящий собеседование, обязательно попробует смоделировать рабочие ситуации, чтобы проследить за тем, как соискатель расставляет приоритеты в рабочей нагрузке, насколько эффективно управляет временем.
Вышеперечисленные компетенции нужны для работы во всех сферах, на всех должностях. Если вы трудоустраиваетесь на определенные позиции, указывайте в резюме «узкие» навыки, необходимые для этой должности.
Компетенции для работы в сфере управления персоналом
Компетенции HR-специалистов во многом перекликаются с навыками и личными качествами руководящих должностей. Однако умение управлять людьми может пригодиться и менеджерам среднего звена. Даже рядовым HR-специалистам необходимо иметь хотя бы базовые навыки управления людьми.
1. Обучение, наставничество.
Курирование развития сотрудников компании — одна из задач отдела по работе с персоналом. Для улучшения программ образования обычно создается отдельный департамент. Но даже в небольших компаниях сотрудникам важно ощущать поддержку, а также иметь независимого человека, который готов помогать и направлять к желаемой должности. Топ-менеджеры могут позволить себе найм личного карьерного консультанта. Рядовым работникам будет достаточно общения с HR-специалистом.
В рекрутинговых компаниях даже рядового специалиста могут ожидать проведения инструктажей, наставничества вновь нанятого персонала.
2. Управление производительностью труда.
Контроль за достижением целей обычно возлагают на начальников отделов, руководителей департаментов. Однако HR-специалисты должны обеспечивать технический контроль производительности. Это может быть проведение хронометражей рабочего времени, поиск и решение проблем, негативно влияющих на достижение результатов.
3. Командообразование.
Работникам низшего и среднего уровня достаточно доказать, что они способны работать в команде для достижения поставленных целей. Но тем, кто планирует быть руководителем или работать с персоналом в качестве советника, необходимо обладать компетенцией командообразования. Человек, который умеет формировать и курировать работу команд, также может написать в CV, что он владеет навыками тимбилдинга.
Компетенции, необходимые кандидатам на позицию топ-менеджера
Компетенции руководителя гораздо обширнее, чем любого другого сотрудника. Далеко не все они связаны с лидерством, хотя это ключевой навык у каждого руководителя. При выборе кандидата HR-специалисты будут оценивать следующие компетенции.
1. Стратегическое управление.
Чтобы добиться успеха, необходимо эффективно управлять всеми департаментами. Навык стратегического управления связан с координацией бизнес-процессов, управлением подчиненными для сохранения преимущества перед конкурентами.
Руководитель должен уметь анализировать несколько областей бизнеса и оценивать информацию, системы, процессы для принятия обоснованных решений.
2. Планирование.
Все успешные топ-менеджеры должны уметь эффективно планировать работу, время, финансовые ресурсы всей организации. Поэтому на этапе найма кандидату нужно будет продемонстрировать свою способность тщательного планирования бизнес-деятельности. Например, рекрутер может предложить расписать поэтапно процесс достижения определенной цели.
3. Влияние.
Топ-менеджер будет оказывать влияние на широкий круг людей. Придется убеждать как собственников, так и партнеров, подчиненных в самых разных ситуациях.
Необходимо будет воздействовать на людей, которые не являются прямыми подчиненными (например, политики, работники государственных служб). Важно уметь выявлять поведение, которое отрицательно сказывается на производительности, стараться изменять направление мыслей, действий других людей.
Для проверки компетенции рекрутер может попросить доказать какую-то гипотезу, используя дар речи, иллюстрации. Еще один вариант тестирования: аргументировать целесообразность покупки заведомо ненужной вещи.
4. Управление изменениями.
Одна из популярных задач топ-менеджеров ― реорганизация предприятия. Период организационных изменений достаточно стрессовый. Ведь в современных условиях изменения обычно связывают с оптимизацией услуг, сокращением бюджета, штата.
Чтобы инициировать и довести до логичного финала запланированные процессы, руководитель должен обладать определенной жесткостью, не сходить с установленного курса даже если это вызывает негативные эмоции у окружающих.
Рекрутер может попросить продемонстрировать методы управления открытому противодействию изменениям.
Личностно-деловые компетенции сотрудников, которые работают напрямую с клиентами
В любом среднем и малом бизнесе общение с конечным клиентом — залог высокой прибыли. В крупных корпорациях также ценится умение обмениваться информацией устно и письменно. С конечными клиентами обычно общаются специалисты отдела продаж, маркетинга, сервиса. Соискатели, которые подают резюме на подобные должности, должны обладать определенным набором компетенций.
1. Клиентоориентированность
Главная задача предоставления услуги или продажи товара ― высокая удовлетворенность клиента. Клиентоориентированность предполагает быстрое реагирование на запросы, предоставление как можно большего объема информации, а также помощь на всех этапах взаимодействия. Для проверки компетенции рекрутер может предложить обработать выдуманную жалобу, рассказать о методах отслеживания удовлетворенности клиентов.
2. Партнерство
Эта компетенция предполагает формирование прочных взаимовыгодных отношений как с коллегами, так и внешними агентствами, ведомствами. Чтобы удовлетворить клиента, компаниям приходится сотрудничать со службами доставки, монтажными, сервисными организациями. Если отношения не взаимовыгодные, партнеры будут нарушать обязательства, тем самым портить итоговые впечатления конечного клиента.
Специалист, который обладает подобной компетенцией, активно выражает интерес к опыту, идеям других, умеет налаживать и поддерживать новые каналы связи.
3. Убеждение
Работникам сферы продаж требуется постоянно убеждать людей выбрать товар, услугу, инициировать реальные действия. Навык убеждения пригодится и тем, кто работает с поставщиками. На собеседовании рекрутеры могут попросить смоделировать процесс переговоров с поставщиком по поводу продажи партии товара с максимальной отсрочкой оплаты.
4. Грамотная деловая речь
Умение общаться четко, грамотно, лаконично — важный навык для всех работников. Применение просторечий, уличного жаргона негативно влияет на образ сотрудника и компании в целом.
Общаться с коллегами, партнерами необходимо в соответствии с правилами деловой этики. Переписка по электронной почте, в мессенджерах также должна быть краткой и грамотной.
HR-специалист обычно просит лаконично пересказать суть объемного отчета, структурировать многостраничную презентацию. Оценить компетенцию рекрутер может еще до начала этапа найма, во время предварительного общения.
Примеры личностных компетенций
Профессиональные компетенции можно развить, приобрести вместе с опытом работы. А вот личностные обычно больше связаны с чертами характера, так как каждый силен в чем-то своем. Но над такими навыками тоже необходимо работать и совершенствовать их.
Подобные компетенции сложно отнести к какой-то определенной профессии. Также их нельзя назвать «обязательными» или распространенными, однако их наличие в резюме будет преимуществом.
Речь не о разработке ультрасовременных прототипов и новых приборов. Эта компетенция скорее описывает склонность к поиску инновационных способов преодоления препятствий, решения и предотвращения проблем. Изобретательный работник будет всегда искать новые, более эффективные методы выполнения привычных задач с использованием имеющихся ресурсов.
Микроменеджмент относят к негативным методам руководства. Поэтому прогрессивные руководители стараются брать к себе в команду независимых сотрудников, которые могут самостоятельно спланировать работу и выполнить ее в срок без постоянных напоминаний и проверок. Чтобы убедить работодателя во владении такой компетенцией, можно рассказать о программе, которую вы использовали на практике для организации своего рабочего времени.
Определенная степень волнений и переживаний допустима в любой работе. Небольшой стресс даже стимулирует к более продуктивной работе и быстрому принятию важных решений. Однако иногда рабочая ситуация может полностью выйти из-под контроля. Работодателю нужно понимать, что в кризисных ситуациях сотрудник не растеряется, не начнет срываться на коллегах и клиентах.
Для самого сотрудника хронический стресс может негативно сказаться на эмоциональном состоянии, физическом здоровье. Умение справляться с трудностями и сохранять внешнее спокойствие при внутренних переживаниях — разные вещи. Истинная стрессоустойчивость означает, что человек действительно спокойно реагирует на кризисные ситуации.
Для проверки компетенции интервьюер может вести себя вызывающе, провоцировать кандидата на конфликт или начать агрессивно и безосновательно критиковать каждую фразу.
При составлении резюме посмотрите на себя со стороны, взглядом рекрутера. Не стоит вписывать туда все увиденные компетенции, ведь опытные HR-специалисты легко видят ложь.
Выберите наиболее значимые для конкретной должности, те, в которых вы проявляетесь с самой выгодной для работодателя стороны. Сделайте на них акцент, обосновывая и подкрепляя реальным опытом каждую характеристику.
Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров
Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена