Что значит не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек

(значение фразеологизма) — материальное благополучие недостаточно человеку для счастья.

«Мф.4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

Мф.4:2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Мф.4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Мф.4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.»

В Ветхом Завете, Второзаконие, гл. 8, ст. 3 Моисей говорил своему народу, утомленному долгим возвращением из египетского плена:

«Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

✍ Примеры

Владимир Дудинцев (1918—1998)

Роман «Не хлебом единым» (1956 г.)

«Это он написал о себе горькие слова: «Как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я». Но боже мой, как он ошибался! И как нужен миру этот мгновенный пламень падучих звезд! Потому что не единым хлебом жив человек

«Пошагав немного и подумав, он почувствовал сильнейшее желание во что бы то ни стало убедить себя в том, что голод есть малодушие, что человек создан для борьбы с природой, что не единым хлебом сыт будет человек, что тот не артист, кто не голоден, и т. д.»

«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, Эпилог, XV:

«Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно».

Источник

Не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек
Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3—4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: па-писано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918—1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

Смотреть что такое «Не хлебом единым жив человек» в других словарях:

Не хлебом единым жив человек — Поговорка о том, что человеку следует не только интересоваться материальными благами, но и жить духовной жизнью. Он занятой человек, ему, как говорится, не до звёзд. Но… не хлебом единым жив человек. Бывает ведь в жизни и так, что одно… … Фразеологический словарь русского литературного языка

не хлебом единым, или не о хлебе едином жив человек. — Этот оборот восходит к Библии: “Не о хлебе едином будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” … Справочник по фразеологии

не о хлебе едином жив будет человек — Ср. Я знаю, что я должен работать, чтобы успокоить мать, отплатить тебе и детей не оставить такими нищими, каким я был. Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

man shall not live by bread alone — не хлебом единым жив человек … Idioms and examples

ХЛЕБ — Пищевой продукт, выпекаемый из муки (только единственное число хлеб); пищевой продукт из муки в виде выпеченного изделия какой либо формы (множественное число хлебы); зерно, из которого делают муку (только единственное число хлеб); зерновые… … Лингвострановедческий словарь

единый — ая, ое; еди/н, а, о. 1) Целостный, нераздельный; сплочённый. Е ое государство. Еди/ный технологический процесс. Они составляют е ое целое. Выступили единым фронтом. 2) Общий, одинаковый. Е ое мнение. Е ая позиция … Словарь многих выражений

ХЛЕБ — ХЛЕБ, а, мн. хлебы, ов и хлеба, ов, муж. 1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 знач.). Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще). 2. (мн. хлебы). Такой… … Толковый словарь Ожегова

единый — ая, ое; един, а, о. 1. Целостный, нераздельный; сплочённый. Е ое государство. Е. технологический процесс. Они составляют е ое целое. Выступили единым фронтом. 2. Общий, одинаковый. Е ое мнение. Е ая позиция. Встали в едином порыве. 3. (обычно с… … Энциклопедический словарь

ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович — (1821 1881) Великий русский писатель мыслитель не скрывал глубокой противоречивости своего личного религиозного опыта и неоднократно признавался, что на протяжении всей жизни мучился вопросом о существовании Бога и что чем больше его разум… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ИУДАИЗМ — национальная религия евреев; первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно семитской, а также египетской и шумеро аккадской мифологией, зороастризмом и позднее гностицизмом. В истории И.… … Новейший философский словарь

Источник

Не хлебом единым жив человек значение

Что значит не хлебом единым жив человекЧто значит не хлебом единым жив человекЧто значит не хлебом единым жив человекЧто значит не хлебом единым жив человекЧто значит не хлебом единым жив человекЧто значит не хлебом единым жив человек

Что значит не хлебом единым жив человек

Искушение Христа в пустыне. Елена Черкасова.

И действительно, людям нужна не только пища, одежда и крыша над головой.

В Библии описано, как покинув Египет еврейский народ сорок лет скитался по пустыне Аравийского полуострова. За это время умерли почти все, кто помнил каково быть рабом, и войти в обещанную Богом землю смогло уже новое, свободное поколение.

За время скитаний в пустыне народ пережил немало трудностей и суровых испытаний. В это время Господь дал Израилю не только знаменитые десять заповедей, но и сложнейший ветхозаветный закон, определявший все стороны человеческой жизни. Исполнять его было непросто.

И, конечно же, люди не раз роптали. Рабство в Египте уже казалось им славным временем, и многие мечтали вернуться назад. Туда, где они были рабами, но зато сытыми и уверенными в своем будущем.

Возражая этим мыслям, Моисей говорил, что Бог не напрасно посылал евреям за эти годы множество трудностей и испытаний. Во всем этом крылся глубокий смысл: «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» — говорит Библия. Иными словами, чтобы быть по-настоящему живым, человеку нужно иметь связь с источником жизни, которым является Бог. И душа человеческая живет, пока сохраняет эту связь с Богом.

Фраза «не хлебом единым жив человек» взята из Ветхого Завета, но наиболее широко распространилось это выражение, благодаря уже завету Новому.

В Евангелии говорится о том, что Христос, после Крещения в реке Иордан, удалился в пустыню. Сорок дней Он ничего не ел. Во время этого периода строгого воздержания к Иисусу пришел сатана и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отверг предложение искусителя, сказав ему в ответ: написано «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Толкование на От Матфея 4:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 4:4 / Мф 4:4

Григорий Нисский (331/5−

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Источник: Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 5.

Максим Туринский (IV—V вв.)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим, — то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим, в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие — это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1). Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб — Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41). Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15).

Лука Крымский (1877−1961)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Ответ Божественной мудрости, ответ, который не мог бы дать простой человек. Кто сказал бы, что можно жить без хлеба, жить словом Божиим? А Христос сказал, а позже, по прошествии веков, многие отшельники подтвердили это своим опытом, ибо постились они всю жизнь, постились непредставляемо для нас: не ели шесть дней в неделю и только в день воскресный принимали немного хлеба и воды и жили по сто лет и более, посмеиваясь над законами физиологии тела. Что укрепляло их, что заменяло им пищу? Слово Божие. Слово Божие заменяло пищу и Господу Иисусу во время Его поста в пустыне. Диавол посрамлен, но он не отступил.

Источник: Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.

Ефрем Сирин (

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Господь не сделал этого, чтобы не исполнять желания грешника. Чего диавол просил относительно (стада) свиней, то (Господь) позволил ему (Мф. 8:32, Мк. 5:13, Лк. 8:32) не для того, чтобы исполнить в чем-либо его желание, но чтобы дать знамение, так как никто из (жителей) города Гергесинского не хотел выйти навстречу Ему, пока Он не сотворил там чуда.

Но Господь не хотел, чтобы голод возобладал над Ним, поскольку Его голод облекся постом, как бы панцирем. Таковой голод отбросил стрелу сытости в искусителя, дабы того, кто склоняет к сытости внешней, научить, что есть еще сытость внутренняя, которая (вовне) не обнаруживается. «Не хлебом одним… живет… человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Лк. 4:4; Втор. 8:3). Итак, подпал искушению тот, кто явился для того, чтобы искушать, и изобличен был посредством того же, чем хотел (Буквально: «пришел») поучать…

Итак, сатана посредством своих же собственных слов обличен был Господом. Ибо если Бог может камни обратить и сделать хлебами, то пусть искуситель узнает, что Бог и без хлеба может насыщать. Если Он может камни обратить в хлеб, то может также и голод обратить в сытость. Ибо для Того, Кто вещество несъедобное обращает в пищу, нетрудно и природу голода обратить в сытость, — не так, чтобы совершить наполнение какой-либо вещью (Т.е. не каким-либо вещественным образом), но так, чтобы самый голод сделать сытостью, подобно тому, как и искуситель требовал, чтобы Он самый камень сделал хлебом.

Источник: Толкование на Четвероевангелие.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.

Источник: Письма. Книга I.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, — во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, — именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это — та пища, которою живут духи бессмертные — Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, — то есть это слово Божие.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Иероним Стридонский (

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1). Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3), как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек, а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни, а Лука в единственном: камень. Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген (

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, 3). А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15). Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15−16). После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

«Написано» и пр.: Христос отражает это искушение, как и два последующие, словом Божиим. Он указывает на изречение из книги Второзакония (Втор. 8:3). Моисей говорит в этом месте, что Бог, смиряя народ Израильский, томил его голодом (в пустыне) и питал манною, которая неизвестна была ему, ни отцам его, чтобы показать ему, что не одним хлебом живет, т.е. поддерживает свое существование человек, что есть другие предметы, которые могут поддерживать жизнь человека, например манна и вообще все то, на что укажет слово Божие, исходящее из уст Его. И Спаситель, указывая на сие изречение, указывает тем искусителю, что не нужно творить чуда — превращения камней в хлебы, что можно удовлетворить голод, кроме хлеба, другими предметами, по указанию, или слову, или действию Божию. Это — ближайший, непосредственный смысл Изречения. Но, без сомнения, в сем изречении содержится указание на духовную пищу, которою питается верующий человек, при которой он как бы забывает на время о пище телесной, как бы не чувствует нужды в ней; эта духовная пища есть слово Божие, божественное учение, божественные заповеди и повеления, исполнение которых составляет духовную пищу, более нужную для души, чем пища телесная (ср. Ин. 4:34). «Всякое слово Божие к алчущему подобно пище поддерживает жизнь его» (Евф. Зиг.). «Может Бог и словом питать алчущего» (Злат.). Итак, смысл ответа Христова таков: нужда в хлебе для Меня теперь не такова, чтобы заставить Меня совершить чудо. Жизнь зависит от воли Божией. Бог может поддержать ее не хлебом только, но и всем, на что Он укажет, как на пищу. И притом слово Божие, Его заповеди и повеления, совершать которые должен человек, — такая духовная пища, при которой забывается голод телесный, и человек, питаясь этим словом как пищею, как бы не чувствует нужды в пище телесной.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

(Лк. 4:4). Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3). Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.

Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3. По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего — к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.

Источник: Толковая Библия.

Александр (Шмеман) (1921−1983)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Первое искушение — искушение хлебом. В чем его смысл? Оно связано с главным вопросом: чем живет человек? Или по-другому: от чего зависит его жизнь, что делает его живым? Ибо жизнь свою человек, несомненно, получает извне, и она всегда зависит от внешнего: от пищи, воздуха, правильного действия всех органов нашего тела и т.д. Лиши человека воздуха, и он через несколько секунд умрет от удушья, лиши его пищи — умрет от голода.

Эту зависимость человека от внешнего мира христианство не только не отрицает, но, напротив, всячески утверждает, ибо и про Самого Христа говорится, что Он взалкал, т.е. почувствовал голод. Равным образом и в библейском рассказе о творении утверждается, что мир создан Богом как пища для человека и, следовательно, как источник и условие его жизни.

В чем же тогда смысл искушения? Да в том, конечно, что зависимость жизни от пищи, т.е. от материи, диавол предлагает Христу признать как единственно возможную, или, иными словами, предлагает Ему признать человека рабом материи, рабом тела, т.е. существом, чья жизнь всецело определена материальным. И вот на это Христос отвечает библейским текстом: Не хлебом одним будет жить человек.

Христос не говорит, что человеку не надо хлеба. Он говорит, что жизнь человека — не только в хлебе. И ответ этот бьет в самую сердцевину той страшной неправды о человеке, которую нам предлагают сегодня как «научную истину» — неправды, сводящей всю жизнь к «материальному базису», а всю историю человечества, всю духовную реальность — к экономике. Не хлебом одним будет жить человек, — говорит Христос, — но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Да, Бог дал пищу, дал хлеб и в нем — жизнь. Но Он также заповедал нам любить, верить, надеяться, искать правду, стремиться к вечному, благодарить, возрастать духовно, жить непреходящим, добрым и прекрасным. И все это не сводимо к хлебу и равно важно для жизни, которая превращается иначе в бессмысленный круговорот пищеварения. Итак, вера и подлинная жизнь начинаются с преодоления искушения хлебом.

Источник: Беседы на радио «Свобода». Три искушения.

Троицкие листки

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано: (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3). И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *