Все фирмы с чего-то начинали свою деятельность, и впоследствии далеко не всегда прославляло эти компании именно это «что-то». Это касается и всемирно знаменитого сегодня производителя автомобилей «Мазда».
История компании
История этой марки началась еще в далеком 1920 году. Тогда это была небольшая фирма под названием «Токийская пробковая фабрика», которая занималась переработкой пробки для нужд Первой мировой войны. Это занятие не принесло заводу славы, но стало прекрасным первым шагом, который помог заложить надежный финансовый фундамент для деятельности в будущем. По причине сильного разгара войны компания пережила серьезный кризис, из-за чего на некоторое время была вынуждена закрыться. Но, к счастью, это были лишь временные трудности фабрики.
Название компании
Само название фирмы «Мазда» было утверждено руководством компании после окончания Первой Мировой войны в 1931 году. До этого момента фабрика носила название «Toyo Cork Kogyo Co», данное ей еще во время основания в Хиросиме. Именно под этим названием компания выпускала свою продукцию в течение 11 лет. После официального утверждения названия «Мазда» все продукты компании стали выпускаться с уникальным логотипом.
Кстати, по словам основателей бренда, название завода связано с именем зороастрийского бога Ахура Мазда, которому поклонялись в Японии. По мнению большинства японцев, это название превосходно сочетается с именем создателя компании Дюдзиро Мацуа.
Первые автомобили
Несколько десятилетий «Мазда» выпускала исключительно грузовые машины и мотоциклы. Потом компания вышла на новый уровень, выпустив несколько концептов легковых машин, однако в серию ни один из автомобилей не вошел. И только в 1960 году, когда японцы стали жить немного лучше, под логотипом «Мазда» вышел первый легковой автомобиль, от которого и ведется отсчет истории фирмы в качестве автомобильного концерна.
Спустя 2 года модельный ряд автомобилей с логотипом «Мазда» пополнила модель Carol, которая производилась в двух вариантах: двухдверном и четырехдверном. Визуально эти модели были похожи на популярный в то время Ford Anglia. В общем-то, многие японские разработки практически полностью соответствовали европейским машинам.
Особенности автомобилей «Мазда»
История производства автомобилей
1966 год ознаменовался для компании началом целой эпохи роторно-поршневых двигателей. Как раз в этом году фирма представила японцам автомобиль Cosmo Sports, который был снабжен двигателем системы Феликса Ванкеля. Это авто продемонстрировало потребителям плоды сотрудничества японского производителя со знаменитейшей на то время немецкой компанией. После выпуска этого автомобиля «Мазда» порадовала пользователей целой серией машин, оснащенных роторно-поршневым мотором. О наличии именно такого двигателя внутри авто говорит буква R в названии.
К 1970 году спрос на машины с логотипом «Мазды» возрос не только в Японии, но и за рубежом. Именно в этот год автомобили стали поступать на экспорт в Америку, что лишь подтверждает возрастание популярности концерна в других странах. В 1984 году компания начала сотрудничество с фирмой «Форд Мотор», дополнив собственное название словами «Motor Corporation».
Интересные факты
Объемы выпуска и продаж автомобилей с логотипом «Мазда» непрерывно возрастали. По сравнению с первым годом существования, когда компания выпустила чуть больше 23 тысяч машин, спустя десятилетие эта цифра возросла более, чем в 10 раз. По аналитическим данным, годовой объем производства автомобилей компании «Мазда» в 1980 году составил 740 тысяч экземпляров.
Именно благодаря такому скачку акции компании на фондовом рынке резко возросли в цене, что, конечно же, привлекло иностранных инвесторов. Так, в 1979 году компания Форд приобрела 25% акций, а всего через несколько лет 33% владели иностранные фирмы. Сегодня компанией «Мазда» полностью руководит американская фирма.
Настоящей легендой марки стал автомобиль Mazda 626, который в 1992 году удостоился титула «Автомобиль года». Кстати, еще одной знаменитой моделью от Mazda стал автомобиль MX-5, который был внесен в книгу рекордов Гиннесса благодаря своей востребованности во всем мире.
Как появилась эмблема «Mazda»
Очень интересной является история и эволюция логотипа «Mazda». Эмблема, ставшая украшением первой продукции компании, смотрелась невероятно просто и незатейливо. Первым логотипом компании стала буква «М», которая была стилизована под герб Хиросимы. Это были три линии с выступами в форме соответствующей буквы.
Этот логотип был официально утвержден в 1936 году и просуществовал несколько лет. Затем компания приняла новую эмблему в форме все той же буквы «m», но уже заключенной в круг: восходящий в начале надписи и заканчивающийся в конце обозначения. Этот логотип ассоциировался у японцев с трассой. Эта эмблема просуществовала в течение восьми лет.
С тех пор логотип компании постоянно менялся до неузнаваемости: то он выглядел как простая латинская буква, то принимал облик геометрических фигур. Работа над эмблемой не переставала кипеть, поскольку задумка руководства фирмы заключалась в другом. Создатели марки хотели видеть на своем логотипе символ, означающий одновременно солнце, свет и крылья.
С 1975 года основатели марки приняли решение использовать в качестве логотипа название своей компании «Mazda». Правда, такой вид логотипа вскоре был снова видоизменен, поскольку работа над стилистикой эмблемы не прекращалась.
В 1993 году эмблема «Мазда» была видоизменена руководством компании. На тот момент фирму символизировал круг, который означал солнце и крылья на свету, по представлению основателей марки. Сам логотип выглядел примерно так: овал, по бокам украшенный двумя полумесяцами, в центре которого находился круг.
Mazda — компания, история которой началась ни много ни мало — с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева и занималась компания, основанная Дзюдзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920 году.
Мацуда, родившийся в 1875 году двенадцатым сыном рыбака в префектуре Хиросима, в 20 лет открыл собственную кузню, но вскоре она закрылась из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл кузню и даже получил патент на насос для закачки воздуха, но уже через несколько лет компания снова прекратила существование.
После ещё нескольких попыток открыть своё дело Мацуда в 1920 году вместе с группой инвесторов купил разорившуюся компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся пробковым деревом. Её переименовали в Toyo Cork Kogyo, и в следующем году Мацуда стал её президентом.
Компания на тот момент никакого отношения к автомобилям не имела и выпускала вышеупомянутые стройматериалы из пробки. Это занятие позволило заложить финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.
В 1927 году из названия фирмы выпало слово «cork» (пробка), и компания стала носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было следствием перехода к промышленному производству. Выпустив в 1920-х годах небольшую тестовую партию мотоциклов, в 1929 году компания перешла к производству станков. В 1930 году один из выпущенных компанией мотоциклов даже выиграл гонку.
В 1931 году компания начала выпускать автомобили в чисто японском стиле — трёхколёсные грузовички с двигателями объёмом 500 куб.см. В качестве торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda — имя зороастрийского верховного бога света, которое, к тому же, было очень близким по звучанию к имени основателя компании — Мацуда.
В 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До того, как началась Вторая Мировая война, компания создала несколько концептов легковых автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел.
После войны и атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo Kogyo, к счастью, был разрушен лишь меньше чем наполовину, и уже в 1950 году компания начала выпускать трёхколёсные грузовики Type CT с двигателем 1157 куб.см, компактные пожарные машины и обычные грузовики.
В 1952 году умер Дзюдзиро Мацуда; за год до этого президентом компании стал его сын Тенудзи (Tenuji Matsuda). Компания начала выпускать легковые автомобили только в 1960 году, когда уже начался рост благосостояния рядовых японцев. Первой моделью стала R360 — 2-дверная городская машина, оснащённая 2-цилиндровым двигателем объёмом 356 куб.см. Она не отличалась особыми изысками, зато была недорогой и удобной.
Кроме этого, в 1960 году случился ряд событий, сыгравших в дальнейшей истории Mazda большую роль. Компанию посетил представитель немецкой компании NSU доктор Хаас (Dr. Haas), президент Мацуда нанёс в Германию ответный визит, и было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля.
Официальным началом этого сотрудничества считается 1961 год, когда соглашение получило одобрение японского правительства. В том же году вышел компактный пикап Mazda Proceed (B-series 1500). Через год модельный ряд увеличился — появилась Carol, модель в двух вариантах: 2-дверная Carol-360 и 4-дверный седан Carol-600.
Своим дизайном Carol, как и многие ранние японские автомобили, повторяла модель Ford Anglia. Уже в 1963 году общее количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона, и в Токио был показан первый произведённый компанией роторный двигатель. В 1964 году началась история модели Familia — было представлено её первое поколение.
Модель Mazda 800cc Station Wagon начинает импортироваться в Новую Зеландию. Построив в 1965 году испытательный полигон Миоси, Mazda начала техническое сотрудничество с английской компанией Perkins Services N. V. в области дизельных двигателей. 1967 стал годом дебюта модели Cosmo Sport/110S — первой модели Mazda с роторным двигателем.
В том же году начался полномасштабный экспорт на европейский рынок. В следующие годы началось производство одной модели с роторным двигателем за другой: 1968 год — Familia Rotary Coupe/R100, 1969-й — Familia Rotary SS Sedan/R100, 1970-й — Capella/RX-2.
К 1970 году было произведено 100000 автомобилей с роторным двигателем. Кроме этого, в 1969 году Mazda впервые вступила в сотрудничество с Ford — в области совместного производства автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии, а в 1970 году начался экспорт автомобилей в США.
70-е годы открылись ещё одной моделью с ротором — Savanna/RX-3, выпущенной в 1971 году. В следующем, 1972 году, вышла Luce/RX-4. Компания преодолела рубеж в 5 миллионов произведённых автомобилей, а в 1973 году экспорт достиг 1 миллиона автомобилей.
Автомобили с роторным двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся в 1974 году нефтяной кризис нанёс им порядочный ущерб — роторы потребляли больше топлива и масла, чем другие двигатели Mazda.
В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен (Rod Millen) выиграл национальное ралли Новой Зеландии на RX-3, а в 1978-м появилась модель Savanna RX-7. При её создании были использованы все плюсы роторных двигателей; она стала самым быстрым автомобилем в модельном ряду Mazda — 105-сильный мотор разгонял машину до 200 км/ч.
Тогда же, в 1978 году, был выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем. В 1979 году Род Миллен уехал в США и стал там чемпионом по ралли, выиграв гонки на автомобиле Mazda RX-7 два года подряд. В то же время Ford Motor приобрёл 25% акций Toyo Kogyo.
В 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года в Японии. Автомобильная марка Mazda в это время уже заняла твёрдые позиции на мировом рынке. В США и Европе в 1981 году открылись её представительства, а в 1982 году автомобилем года в Японии стала Capella. Она же в 1983 году была признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor Trend и получила множество престижных зарубежных наград.
На испытательном полигоне Миоси была построена лаборатория аэродинамических испытаний, появилось новое семейство микроавтобусов — Bongo/Bongo Brawny. Mazda вступает в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% её активов. А в 1984 году компанию переименовали в Mazda Motor Corporation.
В 1986 году журнал Motor Trend назвал Savanna RX-7 импортным автомобилем года. Тогда же эта модель установила национальный рекорд скорости в Бонневиле — 383,724 км/ч в классе SCTA′s C/Grand Touring.
В 1987 году, в честь 20-летия роторного двигателя Mazda, вышла Savanna RX-7 в кузове кабриолет. В Мичигане начинается производство автомобилей на новом заводе — Mazda Motor Manufacturing Corporation (MMUC), открывается новый исследовательский центр в Йокогаме, выходит произведённая на заводе Mazda модель Ford Festiva/121.
В 1988 году в США открываются Mazda Motor of America, Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA) — для объединения всех связанных с Америкой операций. На американском рынке появляется модель MPV.
Mazda разрабатывает новую технологию окрашивания — покрытие Hi-Reflex. На автосалоне 1989 года в Чикаго Mazda представила родстер MX-5 Miata.
Благодаря удачному дизайну и невысокой цене эта модель завоевала огромную популярность в США и других странах. На автосалоне же в Токио была представлена другая модель — Autozam Carol. Mazda начала импортировать в Японию Citroen BX, а в следующем, 1990 году — Citroen AX.
В 1990 году в Японии появились такие модели, как MPV, Eunos Cosmo (оснащённая автомобильной навигационной системой), Autozam Revue/121. MX-5 стала автомобилем года в Новой Зеландии, общее количество произведённых автомобилей достигло 25 миллионов (из них 1 миллион экземпляров модели RX-7), открылось представительство в Германии.
1991 год — в Японии выходит седан класса «люкс» Sentia/929, автомобиль Mazda 787B выигрывает 24-часовую гонку Le Mans (это была первая победа в этой гонке, одержанная автомобилем японского производства, и единственная победа автомобиля с роторным двигателем), на 29-м автосалоне в Токио представлен концепт HR-X с роторным двигателем, работающим на водороде, в Японии основан канал продаж Efini, появляется новая модель — седан Cronos.
1992 год — продаётся 300-тысячный автомобиль MX-5 в мире; RX-7 выигрывает 24-часовую гонку в Дайтоне в классе GTU 11-й год подряд, Mazda Motor Manufacturing Corporation в Мичигане, США, становится компанией AutoAlliance International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda и Ford; через канал продаж в Японии Eunos представлена новая модель — MX-6, а также эксклюзивно для внутреннего японского рынка через канал продаж Autozam начинает выпускаться модель AZ-1, двухместный микромобиль, и модель Eunos 500/Xedos 6.
В то же время бурно развивается экологическое направление деятельности компании: принимается «Глобальная экологическая хартия Mazda», разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки.
В Германии и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке и вторичному использованию пластмассовых бамперов. В 1993 году Mazda выходит на филиппинский рынок легковых автомобилей. С Ford заключается долгосрочное соглашение с целью улучшения конкурентоспособности автомобилей. На автосалоне во Франкфурте выставляются HR-X2 и прототип модели Eunos 800 (Xedos 9), вызвавший большой интерес.
А в Японии появилась новая спортивная компактная модель — Mazda Lantis. Через год, в 1994 году, открывается музей Mazda, разрабатывается грузовик, работающий на сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона E-класса.
Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры Mazda, появляется новая модель — минивэн AZ Wagon, и Mazda первой среди японских автопроизводителей получает экологический сертификат ISO 9002.
В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей модели Familia/323 в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве выпущенных автомобилей Mazda в 30 миллионов.
Открывается представительство в Португалии. Mazda начинает тестирование водородных автомобилей на дорогах общего пользования, начинает продаваться новая модель — Bongo Friendee.
В следующем, 1996 году, процент доли Ford увеличился с 25% до 33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис (Henry Wallace), в Японии начала продаваться новая модель Demio, и в том же году начались её продажи за рубежом, и она к тому же стала автомобилем года в Японии.
На европейском рынке начала продаваться модель 121, произведённая на заводах Ford. Mazda запустила систему Mazda Digital Innovation (MDI) — информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии производства автомобилей — от планирования до сборки.
Mazda получила сертификат ISO 9001, снова первой среди японских автопроизводителей. В 1997 году изменился логотип компании на нынешний, в компании вводится новая система поощрения персонала; возобновляется экспорт продукции в Тайвань, президентом компании становится Джеймс Миллер (James Miller), разрабатывается модель Demio FCEV, работающая на топливных элементах.
В следующем, 1998 году Mazda вступает в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных элементов, открывает консультативный центр по трудоустройству женщин, усиливает своё присутствие на европейском рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным впрыском.
В 1999 году модель MX-5 отметила своё 10-летие, было достигнуто соглашение с Mitsubishi — Mazda начала поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили. В производство были запущены новые модели — Tribute и Premacy. Помимо этого, был сделан такой шаг, как улучшение условий работы для женщин. Президент компании снова поменялся — им стал Марк Филдс (Mark Fields).
2000 год ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной коммерции — был основан e-Business Enabling Office и предприняты шаги по улучшению взаимодействия с клиентами через Интернет.
Mazda Roadster, которая в этом году получила совершенно новый дизайн кузова, попала в книгу рекордов Гиннеса. На автосалоне в Детройте был показан концепт RX-Evolve, предшественник ныне выпускаемой модели RX-8.
Mazda приняла участие в совместном с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil проекте испытания автомобилей на топливных элементах.
2001 год — на автосалоне в Токио демонстрируются новая Atenza и предварительная версия RX-8 с роторным двигателем Renesis, завод Ford в Валенсии (Испания) выбирается как европейская база для производства компактных автомобилей Mazda, Roadster получает главный приз Auto Color Award 2001, Mazda расширяет сферы применения материалов из переработанных пластиковых бамперов.
Многие модели Mazda в этом году получили дополнительные, «спортивные» модификации. В 2002 году компания открыла собственные ясли и выпустила новую модификацию модели MPV — Sports F, разработанную женщинами, приняла участие в праздновании 100-летнего юбилея изобретателя роторного двигателя — Ванкеля, вышла на автомобильный рынок Китая с моделью 323, разработала первую в мире технологию экологически благоприятного покрытия, развивала программу по подбору персонала.
По данным на 2007 год, сборочные предприятия концерна действовали в 21 стране, экспорт автомобилей осуществлялся в более чем 120 государств.
30 августа 2010 года в Милане был презентован концепт-кар Mazda Shinari, который стал предвестником иного дизайнерского направления, нового лица марки. Новый фирменный стиль получил название Kodo, что в вольном переводе означает «дух движения», который сменил Nagare, бывший профильным последние несколько лет.
21 июня 2011 года Mazda подписала с Минэкономразвития России соглашение о промышленной сборке автомобилей, предусматривающее создание автосборочного производства в Приморском крае. В апреле 2012 года Mazda и российский автопроизводитель Sollers подписали соглашение о создании совместного автосборочного предприятия во Владивостоке. Было создано СП, где партнеры получили равные доли. Уже в сентябре состоялась церемония открытия нового совместного предприятия MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus. Серийное производство запущено в октябре 2012.
История логотипа
В 1936 был разработан логотип в виде буквы «М» составленной из волнистых линий, эта эмблема была составлена на основе логотипа Хиросимы. В 1962 логотип был изменен, в его основе была по-прежнему латинская буква «М», но теперь уже не в горизонтальной, а вертикальной композиции. В 1991 была разработана эмблема, которая в сильно измененном виде присутствует сейчас. По мысли создателей, эта эмблема означает крылышки, солнце и круг света. Современный логотип Мазды называют «совой», в нем стилизованная «М» выглядит как растянутые крылышки – или как голова совы, но некоторыми эта эмблема называется «тюльпаном», так как похожа на бутон цветка.
Рёкан Ветер приносит Столько опавших листьев, Что можно развести огонь
Именно огнем всей жизни стало для Дзудзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) производство автомобилей Мазда (Mazda). То, к чему он всегда стремился, наконец осуществилось и принесло признание. А ведь так много было неудач, так много препятствий и обстоятельств, что Мацуда уже сомневался в успехе. Возможно, если бы не его идеи и изобретательность, подкрепленные традиционно японским упорством, то все могло закончится уже после закрытия его первой кузнечной мастерской в 1895 году.
Будущий основатель Mazda рос в трудное для Японии время. С одной стороны еще были очень сильны древние традиции и устои, с другой – не так давно в 1854 году Япония была насильственно открыта миру американцами, из-за чего возникала угроза стать очередной колониальной территорией США или одной из стран Европы. С третьей стороны страной в качестве божества управлял император. Все это порождало нестабильность, и не внушало уверенности многодетной семье рыбака из префектуры Хиросима, в которой и родился Дзудзиро Мацуда в 1875 году.
Сын рыбака увлекался кузнечным делом, и мечтал привнести в него, что то новое. Два раза Мацуда открывал свои кузнечные мастерские и оба раза вынужден был закрыть их из-за убытков. К 45 годам он так и не смог прочно закрепится, поэтому покупая с группой инвесторов в 1920 году обанкротившееся предприятие Abemaki по производству строительно-отделочных материалов из пробки (пробкового дерева) Дзудзиро Мацуда не смел даже представить, чем ему обернется сие приобретение. Но видимо его терпение и талант переубедили матушку Удачу, и она подала ему свою руку.
Если в обычной жизни «пробка» тормозит автомобили, и приносит сплошные неудобства в виде опозданий на работу, то в случае Мазды она сыграла роль пробки, вылетающей из праздничного шампанского. Именно пробка дала возможность создать первоначальный капитал, который сделал мечту Мацуда реальностью.
Через некоторое время, Дзудзиро Мацуда полностью выкупил компанию, и став ее главой переименовал в Toyo Cork Kogyo Co., Ltd. Затем компания открыла техническое направление, и ее название было сокращено до Toyo Kogyo Co., Ltd. В пробке больше не нуждались, шампанское пора было разливать.
Уже в 1931 году с завода в Хиросиме, который раньше представлял из себя ферму по производству соли, в серийное производство были выпущены первые шестьдесят шесть трехколесных грузовичков Mazda-Go с объемом двигателя 500 куб. см и мощностью 13 л.с. Они были очень похожи на трехколесные мотоциклы. Интересно, что на их топливном баке красовался логотип Mitsubishi. Это объяснялось тем, что до 1936 года продукция Мазда продавалась через торговую сеть Mitsubishi Corporation, которая на то время была монополистом в различных отраслях.
Грузовички Mazda-Go сразу же стали популярны среди населения из-за невысокой стоимости и удобства в перевозке небольших грузов. Ведь до их выпуска японцы в основном перевозили свои поклажи с помощью рикш, велосипедов и повозок, запряженных волами или лошадьми.
В доказательство выносливости этих малышей был организован караван из четырех грузовичков Mazda- Go Type-KC36 и одного Mazda- Go Type-DC. Они успешно преодолели путь в 2700 км из Хиросимы в Токио за 25 дней и ввели моду на подобные рекламные мероприятия. Mazda-Go были настолько востребованы, что за 25 лет производства их было выпущено порядка 200 тысяч штук.
Но никакое божество не смогло уберечь Хиросиму от атомной бомбы 06 августа 1945 года. Часть завода Mazda была серьезно разрушена, но к 1949 году все-таки удалось снова наладить производство трехколесных грузовиков Mazda-Go модификации GB с новым двигателем мощностью 15 л.с. Следующая, пассажирская модификации Mazda-Go PB, широко использовалась в качестве такси в Хиросиме. А после нее был выпущен мотогрузовик грузоподъёмностью 2 тонны, с грузовой платформой длиной аж 5 метров. Все новые и новые версии трехколесных грузовиков продолжали успешно выпускаться и продаваться, в то время как их хозяина все дальше и дальше уводили годы… В 1952 году Дзудзиро Мацуда скончался, но Mazda, ставшая делом его жизни, продолжала жить и развиваться.
После Дзудзиро Мацуда, руководство компанией принял его сын Тенудзи Мацуда (Tsuneji Matsuda). В 50-х – 60-х годах 20 века в Японии начался настоящий бум производства легковых автомобилей, что объяснялось общим подъемом страны после войны. Все силы государства были направлены на то, что бы преодолеть послевоенный разгром. Основной акцент был сделан на экспорт. И война США и Кореи в 1950-53 гг. пришлась как нельзя «кстати». Японская экономика выполняла все военные заказы для США, а также поставляла огромное количество товаров для личного состава американских войск. Уже за несколько лет Япония смогла покрыть торговый дефицит и получить средства для расширения импорта сырья, которого не хватало для развития производства, в том числе и автомобильного.
На гребне волны экономического подъема Mazda в 1960 году выпустила в серийное производство первый легковой автомобиль Mazda R360 купе (попытки выпускать легковые машины были и ранее, но мешала вторая мировая война, во время которой компания была ориентирована на выпуск военных товаров, в основном винтовок).
Mazda R360 представляла собой двухдверный автомобиль с двигателем объемом всего 356 см. куб и мощностью 16 л.с. Расход топлива составлял 1 литр на 32 км. Только в декабре 1960 года было продано 4090 штук Mazda R360. Машина была очень легкая и не дорогая, что соответствовало философии Генри Форда, который всегда стремился облегчить автомобиль, и сделать его доступным как можно большему числу покупателей. К слову сказать, одним из слоганов Японии в то время была фраза «техника Запада, мораль Востока». Японская промышленность широко применяла западный опыт, при этом стараясь добиться синергии между техническими достижениями индустриального мира и таинством традиций Востока.
Несмотря на то, что Mazda активно экспортировала свои автомобили в Китай и Индию, на мировой рынок, где господствовали автомобильные гиганты США и Европы, она пока не вышла. Для преодоления жесткой конкуренции на внешнем рынке, Mazda должна была производить автомобили по самым высоким мировым стандартам, конкурентные по всем параметрам и характеристикам – цене, качеству, сервисному обслуживанию, экологичности и т.д. Но даже при выполнении всех условий, становясь вровень с другими, необходима была яркая, особенная отличительная черта. Президент Mazda Тенудзи Мацуда прекрасно понимал это, и постоянно был в поиске того, что заставит говорить о Мазде весь мир. И нашел – нашел NSU и Феликса Ванкеля.
Годом ранее, в 1959 году, немецкая компания NSU Motorenwerke (один из старейших производителей мотоциклов и автомобилей, на сегодня часть Audi AG) официально объявила о завершении разработки роторного двигателя Феликса Ванкеля. Около 100 компаний по всему миру сразу заинтересовались новой разработкой.
Тенудзи Мацуда был так же страстен к новым идеям и изобретениям, как и его отец, поэтому он быстрее других оценил потенциал роторного двигателя и лично начал переговоры с NSU. В 1961 году между Mazda и NSU был подписан контракт при поддержке японского правительства. Mazda организовала отдельное подразделение в своей компании для исследования роторных двигателей, которое занимается ими и сейчас.
Выпускать на рынок автомобили с роторным двигателем без устранения недостатков было чревато, поэтому Mazda, продолжая исследования по укрощению ротора, не забывала и об обычных покупателях. Так, в 1961 году был выпущен компактный пикап В 1500.
В 1962 году начата сборка автомобилей в Южной Корее. Появляется 4-х цилиндровая Mаzda Carol 360 мощностью 18 лошадиных сил и Mazda Carol 360 Coupe.
1963 год закрепил за Mazda статус надежной компании, выпустившей с момента своего основания ни много ни мало один миллион авто. Миллионным автомобилем стала полюбившееся всем Mаzda Carol 600 цвета золотой металлик. Производство Мазда все более расползалось по миру, и сборка происходила уже и в Южной Африке.
В январе 1965 года был подписан контракт о сотрудничестве с английской компанией Perkins Services N.V. в направлении дизельных двигателей. Выпущен первый автобус с 2-х литровым двигателем, рассчитанный на 25 мест.
Запущены Mazda Proceed и Mazda Familia 1000 Coupe, развивавшие скорости до 120 и 145 км/час соответственно. Специально для более требовательных покупателей разработали Mazda Luce с объемом 1492 см. куб. и мощностью 78 лошадиных сил, обеспечивающим скорость уже 150 км/час.
Наращивались производственные мощности, автомобили делались все быстрее и качественнее. Это позволило в 1967 году, наконец то, организовать полномасштабный экспорт в Европу, и выпустить в свет автомобиль, который привлек к себе восхищенные взгляды всего мира.
Итак, в мае 1967 года в серийное производство была представлена Mazda Cosmo Sports (110S) с роторным двигателем. Машина-комета имела в своем арсенале роторный двигатель с двумя камерами по 491 см. куб, мощностью 110 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 185 км/час. Уже через год ее мощность была увеличена до 128 лошадиных сил, и был преодолен скоростной рубеж в 200 км/час.
Так состоялось начало новой эры. Роторными двигателями начали оснащаться как спортивные купе, так и обычные гражданские автомобили. В 1969 году Mazda заключила соглашение с Форд и Ниссан о создании Японской компании по разработке автоматической трансмиссии (JATCO). Мазда вышла на рынок Канады, а затем, в 1970 году, и на рынок США. Уже в то время США выдвигали жесткие требования по экологическому контролю для импортируемых авто, который Mazda без труда смогла пройти. К этому времени она уже произвела сто тысяч автомобилей с роторным двигателем.
Mazda, как и все другие автопроизводители старалась выгодно представить свои автомобили на спортивных и гоночных аренах мира. Автомобильные инновации развивались, и лучшим доказательством их успешности было участие во всемирно известных гонках. Так две Mazda Cosmo Sports (110S) участвовали в 84-часовом Marathone de la Route на немецком автодроме Нюрбургринг. И пускай до финиша добралась только одна машина, заняв четвертое место, все же это было хорошим показателем.
В 1979 году компания Форда выкупает 25% акций Toyo Kogyo и Mazda переходит на новый виток развития. Модельный ряд расширяется, Европа и Америка уже полностью покорены душой Востока. В родной Японии марка бьет все рекорды народной любви. Так в 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года, а в 1982 году в этой номинации ее сменила Mazda Capella. С тех пор успех Mazda шел в тесном сотрудничестве с FORD.
1990 год был юбилейным во всех отношениях. Mazda Motor Corporation за всю свою историю произвела 25 миллионов автомобилей, из них 1 миллион пришелся на модель RX-7.
1991 год принес славу в автомобильных гонках. Mazda 787B выиграла 24-часовую гонку Le Mans. Мало того, что это была первая победа автомобиля японского производства, так и еще единственная победа автомобиля с роторным двигателем! 4 его камеры, каждая объемом 654 см. куб. и общим объемом 2622 см. куб. при 9000 оборотов обеспечивали мощность 700 лошадиных сил, а на предельных оборотах (11000), выходило все 900 л.с! При проведении же самой гонки FIA посчитали объем двигателя как 4708 см. куб, поскольку на один оборот роторного двигателя, приходилось два его рабочих цикла. Средняя скорость на треке составила 205,1 км/час. В тот год Мазда на Le Mans обошла таких фаворитов как Мерседес, Ягуар, Пежо.
В девяностые годы в мире все больше внимания уделялось созданию и развитию экологического производства. Мазда, как крупнейший автомобильный производитель не только не оставалась в стороне, но и задавала тон в автомобильном мире Японии. Так, она выпустила «Глобальную экологическую хартию Mazda» и провела ряд исследований, в результате которых был разработан нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. Проведены тестирования водородных автомобилей. Mazda первой из японских автокомпаний получила экологический сертификат ISO 9002. При этом в тесном сплетении с безопасным и экологичным производством, шло развитие и самой технологии производства. Введена система Mazda Digital Innovation (MDI), которая позволила обновить и усовершенствовать все этапы производства автомобиля, и обеспечить контроль качества на каждом шаге от планирования до сборки новой машины.
Обновляя технологию производства, Мазда в свою очередь преобразила и философию создания своих автомобилей. Так в 1991 году выходит роскошный седан бизнес класса Sentia (929). Фактически он заменил собой Mazda Luce. Mazda Sentia выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей 2,5 и 3 литра. Хороший крутящий момент обеспечивал подхват даже на низких оборотах. При объеме 3 литра можно было развить скорость 220 км/час. Также на этой модели устанавливали систему 4WS (четыре управляемых колеса) для повышения устойчивости автомобиля на дорогах и сокращения радиуса разворота. Mazda Sentia производилась вплоть до 2000 года.
Дебютировал седан среднего класса Mazda Cronos с 6-ти цилиндровым мотором, объемом 2 или 1,8 литра. Двигатель был настолько хорош, что его даже сравнивали с европейскими двигателями Alfa Romeo. Также была представлена и полноприводная версия с 4-х цилиндровым мотором DOHC. Mazda Cronos выпускалась до 1995 года.
1992 год привносит новую модель Mazda MX-6, двухдверное спортивное купе, ориентированное на молодежь США. Mazda MX-6 выпускалась только в переднеприводном варианте с 4-х цилиндровым двигателем, объемом 2 литра или 6-ти цилиндровым с объемом 2,5 литра. Купе выпускалось до 1995 года.
В этом же году в продажи поступает Mazda Eunos 500 (у нас известная, как Xedos 6). Она была ориентирована на рынок среднеразмерных седанов бизнес класса и выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей, объемами 1.8 и 2 литра. Эта была первая машина Mazda, спроектированная согласно принципам «био-дизайна»: когда дизайнеры перенимают линии и формы у самой природы. Именно дизайнер Eunos 500 Ивао Коидзуми впоследствии работал над созданием популярнейшей Mazda 6. Производилась Mazda Eunos 500 до 1995 года.
Седан Mazda Efini MS-8 еще один седан бизнес класса. В его основу положена конструкция Mazda Cronos. Интересно, что в данной модели ручка переключения передач была расположена непосредственно на рулевой колонке. На автомобиль устанавливался V-образный двигатель, объемом 2,5 литра, мощностью 200 лошадей, способный обеспечить скорость 225 км/час. Mazda Efini MS-8 выпускалась вплоть до 1998 года.
В 1992 году также была выпущена Mazda Clef, которая, впрочем, производилась только два года, поскольку не смогла завоевать популярность. Это был седан среднего класса, один из родственников Mazda Cronos. Изначально выпускалась только переднеприводная версия с 4-х ступенчатой автоматической трансмиссией в вариантах 2 и 2,5 литровых двигателей. Годом позже вышла полноприводная версия с 2-х литровым двигателем. Но концепция спортивного седана на каждый день не оправдала себя и производство модели было прекращено.
Последним автомобилем линейки 1992 года стало двухдверное купе Mazda AZ-1. Это был малолитражный автомобиль со спортивным уклоном. Двигатель объемом 657 см. куб. оснащался турбинной и интеркулером. Максимальная скорость 160 км/час обеспечивалась всего 64 лошадиными силами. Автомобиль был довольно экономичным и в смешанном цикле на 100 км потреблял всего 4,6 литра топлива. Изюминкой дизайна были двери-крылья летящей чайки. Mazda AZ-1 продержалась в серийном производстве шесть лет.
В 1993 году был выпущен переднеприводный седан среднего класса Mazda Lantis (323F) с двумя типами инжекторных двигателей 1,8 и 2 литра, мощностью 170 лошадиных сил для 2 литрового двигателя. Модель комплектовалась как 5-ступенчатой механической, так и 4-х ступенчатой автоматической коробкой передач.
Mazda Eunos 800 (у нас Xedos9) 1993 года стала продолжением модели Mazda Eunos 500 (Xedos 6) и представляла собой спортивный седан бизнес класса. Это была топовая модель бренда «Eunos». В базовой комплектации присутствовали ABS, климат-контроль, 6 подушек безопасности, аудиосистема и т.д. Ее дизайн и агрессивный вид не устарели и сейчас. Mazda Eunos 800 выпускалась до 2002 года.
Но Mazda занималась не только седанами со спортивным характером. К примеру в рамках рекламного проекта Лондонского Королевского колледжа искусств был разработан концепт лондонского такси, но он так никогда и не был презентован в автосалонах.
В этом же году Mazda выпустила трехрядный минивен семейного типа Bongo Friendee. Эта модель сразу же стала невероятно популярной. Она оснащалась 2-х литровым, 4-х цилиндровым двигателем SOHC или 2,5 литровым V-образным 6-цилиндровым двигателем DOHC. Но был возможен и дизельный двигатель объемом 2 литра с турбонадувом. Mazda Bongo Friendee была заднеприводной или же полноприводной, в случае с двигателем с турбонадувом, чем выгодно отличалась от своих конкурентов. Она представляла собой пяти-, семи- или восьмиместный автомобиль с двумя дверьми, плюс пассажирской сдвигающейся дверью и дверью багажника. Также была автоматически регулируемая крыша, которая могла открываться и трансформироваться в палатку.
Постоянно расширяя автомобильную линейку, Mazda не забывала и про свои топовые модели, периодически проводя их полный рестайлинг, и внедряя иновационные технологии в уже хорошо известные автомобили.
Так в 90-х был произведен полный ребилд Familia (323), Capella (626), Sentia, Carol, Capella/626 и в 1998 году вышел полностью обновленный Mazda Roadster с красовавшейся на нем новой символикой Mazda.
В двухтысячные годы производство Mazda развивается в направлении легковых автомобилей среднего класса по слоганом «Мазда в каждый дом» и в спортивном направлении. Как ни крути, но все люди разные и суть в том, что бы создавать автомобили, в которых каждый владелец мог бы найти именно себя и воплощение своей уникальности. К этому и стремится компания в наше время. Поэтому в модельном ряду присутствуют автомобили абсолютно на любой вкус и характер.
В 2001 году на Женевском автосалоне показан полноприводный концепт Mazda MX SPORT TOURER. Это объединение универсала и динамичного купе, оснащенного гибридной силовой установкой. Для динамичной езды можно использовать 2-х литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива или же электромотор для спокойной и экологичной езды со скоростью до 50 км/час. Mazda MX SPORT TOURER мог преобразится и в пикап, стоило лишь опустить заднее стекло: тут же складывалось заднее сиденье и сдвигалась вперед пластиковая крыша.
2003 год был плодотворен на концепты. Так на различных автосалонах мира щеголяли новые идеи автомобилестроения в виде Mazda Ibuki, Mazda Kusabi, Mazda MX Sportif, Mazda Washu.
Mazda Ibuki. Предполагалось, что она сможет повторить успех Mazda Roadster/MX-5. Интересно, что в этом концепте в бензиновый двигатель сочетался с небольшим электромотором, который помогает ему при старте и разгоне. При торможении он работает как генератор, подзаряжая аккумулятор, а во время остановок выключает мотор, экономя бензин.
Mazda Kusabi. Четырехместный спортивный концепт с системой подъема крыши над багажным отделением, как две половинки задней двери.
Mazda MX Sportif построен на платформе Ford Focus второго поколения сразу для трех фордовских моделей: Mazda3, Ford Focus и 40-й Volvo.
Mazda Washu это объединение спортивного духа большой семьи. 6 полноценных сидений и при этом 3,5 литровый двигатель V6 мощностью 245 л.с.
Концепты давали возможность продемонстрировать на мировых автосалонах развитие мысли, силы и духа Mazda, которые затем успешно воплощались в автомобилях серийного производства. Так, вслед за запуском Atenza (Mazda6), Demio (Mazda2) и RX-8 выпущена четвертая модель, призванная объединить достоинства предыдущих. Ею стала Mazda Axela (Mazda3). Спортивная и комфортная, но при этом функциональная и вместительная. Доступна с бензиновыми двигателями 1.4 л 80 л.с., 1.6 л 105 л.с. или 2.0 л 150 л.с. В ней воплощена новая архитектура кузова для максимальной защиты пассажиров вместе с адаптированной структурой безопасности MAIDAS, в которой каркас кузова поглощает и рассеивает энергию удара. Подкрепляя имидж драйверского автомобиля, вскоре компания выпускает самую заряженную версию тройки MPS мощностью в 250 л.с.
2006 год принес самый крупный автомобиль в модельный ряд Mazda, а и именно Mazda CX-9. Этот кроссовер, ориентированный на американский рынок, отлично сочетает в себе спортивные качества и динамику с проходимостью внедорожника. Кроме этого инженеры Mazda позаботились и об акустическом комфорте: на 22 участках кузова нанесен звукопоглощающий материал, изолирующий салон от дорожных шумов. 3,7 литровый двигатель V6 мощностью 277 л.с, оснащен автоматической 6-ступенчатой трансмиссией ActiveМatic. Несмотря на свои серьезные размеры (салон здесь, кстати, семиместный), Mazda CX-9 отлично держит дорогу и четко реагирует на любые действия водителя.
Бензиновый двигатель MZR объемом 2.3 литра с прямым впрыском топлива, оснащен турбиной и интеркулером, и мощностью 244 л.с. Можно выбрать механическую коробку передач или же автоматическую, ведь они обе прекрасно обеспечивают плавность хода этого автомобиля.
Сегодня Мазда продолжает создавать и впечатлять, чего только стоит новое поколение Mazda6! Разнообразие всех моделей объединяет единая история, в которой воплотились мечты и мысли людей, которые когда-либо были причастны к созданию мира Мазда, мира который может ощутить каждый, стоить лишь сесть за руль понравившегося автомобиля.
17 октября 2012 года. Екатерина Киселева, специально для InfoCar.ua
Обсуждение статьи
Очень познавательная статья, приятно и легко читается. Много фотографий с описанием. Спасибо автору!
Действительно статья читается на одном дыхании. Очень интересна и познавательна в отличии от тест драйва Subaru Impreza WRX STI читая которую можно, как говорится, язык сломать.
Прочитал, интересная статья! Сам каждый день радуюсь своей Mazda3.
Статья супер, приятно и легко прочитал, а главное было интересно.
побольше б таких статеяк о автомобилях, позновательно и интересно.