Что значит найти себя обществознание 6 класс

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 3. Человек – личность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с людьми.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

Индивид (лат. individuum «неделимый»)отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида (отдельного человека) от другого.

Социализация – это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются:

— В процессе жизни в обществе и в общении с людьми;

— В результате деятельности.

Личность обладает сознанием. Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

Каждая личность индивидуальна. Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида (отдельного человека) от другого. Индивидуальность складывается из привычек, внешности, культуры, расы, темперамента, способностей и т. д. Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

1. наследственность и физиологические особенности (например, цвет глаз, форма носа);

2. факторы, проистекающие из социума (например, отношения со сверстниками);

3. черты и особенности характера человека (например, в результате саморазвития).

Ты когда-нибудь задумывался, почему у Мавзолея всегда так много людей? Почему людям так интересен В. И. Ленин?

Потому-то это была выдающаяся, сильная личность, оставившая огромный след в истории нашей страны. Такие люди всегда будут интересны, и при жизни и после. Вообще наша страна богата людьми, обладающими харизмой, силой духа, талантами в различных сферах, например, Петр 1, Ю. Гагарин, С. Ковалевская, А. Ахматова и многие другие.

Что же необходимо, чтобы стать такой личностью? И вообще, что такое личность?

Человек становится личностью в ходе своего развития, когда усваивает социальные нормы, культурные ценности и образцы поведения в обществе. Этот процесс называется социализацией.

Выделяют 2 типа социализации:

1. Первичная – это усвоение норм и ценностей еще в детском возрасте.

2. Вторичная – в зрелом возрасте.

Становление личности начинается с того момента, когда начинает понимать себя, отделять свое «Я» от других. В этом ему помогают агенты социализации.

Агенты социализации – это люди, ответственные за обучение культурным нормам и оказание помощи в освоении социальных ролей (родители, учителя, друзья, коллеги).

Что значит найти себя обществознание 6 класс

Многие люди считают, что черты личности – это то, что у нас есть с рождения. Кто-то уже родился с чувством юмора, а кому-то просто повезло вырасти харизматичным человеком. Поэтому часто мы даже не задумываемся о том, чтобы встать на путь развития собственной личности. Разумеется, что-то дается нам проще и легче, а над чем-то приходится постоянно работать и тренироваться чтобы стать сильной личностью.

Сильная личность – это набор качеств характера человека, которые позволяют быть лидером и совершать правильные, честные и открытые поступки в разных жизненных ситуациях с любовью к людям.

Благодаря тому, что все люди индивидуальны и обладают своим собственным уникальным набором качеств и способностей, отличным от других, можно легко найти себя в любой сфере и оставить свой след в истории.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите несколько правильных ответов из предложенных вариантов, в которых проявляются качества личности.

Ваня любит бургеры

Ваня заботится о младшем брате

Ваня ходит в магазин за продуктами для пожилой соседки

Правильный ответ: Ваня заботится о младшем брате, Ваня ходит в магазин за продуктами для пожилой соседки.

Качества личности – это отличительный набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме либо природной среде.

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, чем обладает каждая личность. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 11. Познание человеком мира и себя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности.

Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.

Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).

Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.

Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.

Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.

Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».

У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.

Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.

Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки самооценки.

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

Источник

Человек познаёт мир

Какими методами пользуется человек при изучении природы?

Что значит найти себя? Каковы твои сильные и слабые стороны? Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»? Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности? Нужно ли торопиться стать взрослым?

Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.

Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.

Основной канал знаний об окружающем мире для подростка — учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.

Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?

Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.

Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» — говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества — это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.

Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.

Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.

Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Посмотри на рисунки Марины и Владимира. Они изобразили себя на лестнице, остальные ступеньки которой заняты другими ребятами. У Марины оценка себя (самооценка) занижена: она изобразила себя на самой нижней ступеньке. Ей кажется, что она во всех отношениях хуже своих друзей. Марина явно не знает себя, низко оценивает свои способности и поэтому ставит себе плохую оценку. А Владимир, наоборот, переоценивает себя и выбирает себе в друзья таких ребят, среди которых он окажется умнее и способнее. Его самооценка завышена. Он изобразил себя на самой высокой ступеньке.

Источник

ГДЗ Параграф 2. Человек познает мир Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Проверим себя. (страница 23-24).

Исследование человеком своих возможностей и способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.

Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.

Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.

Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»

В классе и дома.

Стоит пересмотреть самооценку.

Помогать папе по домашним делам. Причины успеха в том, что я смотрю, как она делает и повторяю за ним.

Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, уделу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.

Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) — окончил университет в 10 лет. 24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета — ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу «Кто хочет стать миллионером». Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра «У меня инфекция в левом ухе» (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев. Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности «геология и археология». Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре «Gold Rush» и выигрыша 1 миллиона долларов.

Мои способности: Я могу делать уборку по дому, у меня не получается шить, я хотела бы научиться играть на гитаре. Мои поступки: мне не нравится, когда я жадничаю; мне нравится, когда я проявляю сочувствие; я хотела бы быть более общительной.

Источник

Конспект урока Познай самого себя 6 класс

Выбранный для просмотра документ 4-5 Poznay-samogo-sebya-2.doc

Урок 4,5: по обществознанию на тему «Познай самого себя»

Цель: узнать, как из способностей формируется талант, познакомиться с методикой познания и оценивания себя.

Составитель: учитель обществознания и истории Мирзакеримова М.А.

Дата проведения: 23.09.2015 г.

Зачем человек познаёт себя?

Влияет ли самооценка на поведение человека?

Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?

2. Сообщение темы и цели урока.

Рассказ с элементами беседы

На что ты способен

Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика. При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.

Способности могут проявляться очень рано. Так, с раннего детства Моцарт демонстрировал музыкальные способности, Паскаль – математические. Русские художники Карл Брюллов и Александр Иванов поступили в Академию художеств в 9 и 11 лет. Творческая активность человека может сохраняться и до преклонного возраста: Лев Толстой работал до 82 лет, академик Иван Петрович Павлов – до 87, Виктор Гюго – до 83. Человек обладает огромными возможностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их. Способности не только обнаруживаются в деятельности, но и развиваются в ней. Учёные утверждают: чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие его дела и способностей. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует росту и усилению задатков, данных природой, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстрее устаёт. Но как найти это своё дело? У некоторых их главная способность проявляется в раннем детстве. Обычно семья и школа стараются её развивать. Есть и множество других возможностей для приложения и развития способностей: кружки и студии, клубы по интересам, дома творчества. Старайтесь попробовать свои силы и возможности в разных видах деятельности. Главное – уловить, вовремя нащупать своё призвание.

Ты думал: жизнь тебе дана

Затем, чтоб ты испил сполна

Блаженство, радость, наслажденье?

Нет, эта ширь и высота

Для нас открыты неспроста:

У каждого предназначенье.

Какова главная мысль этих строк? О каком предназначении человека говорит поэт? Что значит найти своё место в жизни?

К сожалению, не всегда и не у всех получается успешно решить эту проблему, но поиск себя и своего дела никому и не обещает быть лёгким. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, хорошо учиться и ждать, когда проявятся ваши способности, но как подсказывают примеры из жизни, лучше не стоять на месте, ведь «дорогу осилит идущий».

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) родился в деревне Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С детских лет помогал отцу в его трудном и опасном деле, но сердце и натура влекли его к другим занятиям. Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе 12 лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Затем был послан в Германию в Марбургский университет. Потом вернулся в Россию. Его интересы были поразительно разносторонними и многогранными. Ломоносов внёс большой вклад в развитие физики, химии, геологии, горного дела, географии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся поэтом, художником, просветителем и общественным деятелем. И в каждой из этих областей он оставил заметный след. В 1755 году по его инициативе был открыт университет в Москве, носящий ныне имя этого талантливого учёного.

Рассмотрите картину А. А. Дейнеки (1899 – 1969) «Будущие лётчики. 1938 г.

Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Стремитесь познать себя и окружающий мир, верьте в свои способности и возможности, твёрдо идите к цели – вот золотое правило для того, кто хочет пройти через трудности и добиться исполнения своей мечты.

УЧИМСЯ УЗНАВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ

Выполните задания, определите своё место среди членов семьи, друзей. С кем вы предпочитаете советоваться, кому вы рассказываете о своих радостях и неприятностях? Кто ваши друзья и почему вы с ними дружите? Попробуйте оценить и отличить себя от окружающих.

Рассмотрите первую картинку. Найдите своё место за столом.

Рассмотрите вторую картинку. Ваши друзья на прогулке. Найдите себя среди них.

Дайте себе оценку, проведя следующие сравнения: «Я такой, как все», «Я не такой, как все».

Познавая себя и оценивая свои возможности, старайтесь выполнять следующие правила:

Верьте в себя, не думайте постоянно о неудачах! Кто всё время думает о них, тот их и терпит!

Забудьте слова «невозможно», «не умею», «не получается», «я с этим не справлюсь».

Правильно оценивайте свои способности. Используйте их для достижения успеха.

Покажите свои достоинства! Удивите окружающих! Это прибавит вам уважения и повысит вашу самооценку. К примеру, подготовьте и расскажите на уроке литературы интересные факты из жизни писателя, поэта; на уроке биологии – удивительные особенности жизни животного и т. п.

Сравнивайте себя с сами собой! Учитесь анализировать свои поступки, то есть понимать причины того или иного поведения, произошедших перемен в себе. Найдите мужество признать свои промахи и неудачи.

Избегайте двух крайностей: излишней неуверенности в себе («У меня нет талантов. Я ни на что не способен») или излишней самоуверенности («Я гений и всё смогу»). Вспомните Незнайку, который брался за любое дело: водить машину, сочинять стихи, рисовать. И почему у него ничего не получалось?

Включаясь в деятельность, не гнушайтесь черновой работы. Представьте, стал бы гением Моцарт, если бы часами не сидел за клавесином, или Микеланджело, если бы не лежал целыми днями на лесах с ведром краски и кистями под куполом собора.

Путь к мечте всегда труден!

Мечтайте! Помните, что мечта вызывает интерес, заставляющий добиться успеха в любом деле, а успех помогает осуществить мечту. Многое зависит от вас самих!

Сохранить уверенность в себе и изменить своё поведение к лучшему помогает самовнушение (попытка дать себе нужные команды). Придумайте и используйте для этого необходимые формы (например, «Я с каждым днём всё лучше владею собой», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении», «У меня всё получится» и т. п.).

Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?

Как найти дело по душе?

Какое дело получается у вас лучше всего? Объясните причины успеха.

Заполните столбцы схем на с. 74.

«Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведите примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающие это высказывание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *