Что значит национальное сознание
Национальное сознание
Смотреть что такое «Национальное сознание» в других словарях:
национальное сознание — сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Н.с. является продуктом длительного… … Этнопсихологический словарь
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Н.с. является продуктом длительного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Национальное сознание — форма общественного сознания, в котором отражается национально этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу национального, на сущность сложившихся в обществе этнических процессов. В широком смысле… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. (Д.В. Ольшанский, с.323) … Глоссарий по политической психологии
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — включает в себя все формы общественного сознания политические, правовые, философские взгляды, мораль, науку, искусство, религиозные воззрения, наряду с другими факторами отражается в индивидуально психологических особенностях. Н.с. включает в… … Политическая психология. Словарь-справочник
ОБЫДЕННОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального… … Глоссарий по политической психологии
Национальное государство — государственное образование, где права титульного этноса ставятся выше граждан другой национальности. Современное демократическое государство, это не национальный ансамбль песни и пляски, а права конкретного гражданина, не зависимо от… … Геоэкономический словарь-справочник
Сознание национальное — см. Национальное сознание … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен национального самосознания в форме… … Политология. Словарь.
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
Научная электронная библиотека
9.2. Национальное сознание
Национальное сознание есть сознание единства исторической судьбы
Национальное сознание – сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.
Национальное сознание является продуктом длительного культурно-исторического развития этнической общности. Оно включает в себя отношение группы к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставит задачи перед будущим. Ядром национального сознания является национальное самосознание. Кроме него в число основных компонентов национального сознания входят осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.
Как и любая друга форма общественного сознания, национальное сознание представляет собой сложное единство двух тесно взаимосвязанных составляющих: теоретического сознания и обыденного.
Обыденное национальное сознание – это эмпирический уровень национального сознания как результат стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс; в более привычном понимании – это бытовая повседневная национально-этническая психология. Это достаточно сложное динамичное, постоянно видоизменяющееся образование. Обыденное национальное сознание – особого рода синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений. И в то же время оно отражает насущное конкретное социально-политическое бытие большинства представителей нации.
Структурно обыденное национальное сознание включает в себя три основных компонента.
Во-первых, это повседневные потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, установки, отражающие определенный этап развития данной национально-этнической общности, и имеющие в основе своего происхождения не столько исторические, сколько конкретные современные истоки.
Во-вторых, это построенные на определенной системе ценностей и ценностных ориентаций стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также традиции и обычаи, имеющие как исторические, так и социальные корни.
В-третьих, это эмоции и чувства и обусловленные ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании.
Важнейшей характеристикой национального самосознания является то, что, будучи наиболее элементарным, «первичным», оно проявляется в виде осознания людьми своей принадлежности к определенной национально-этнической общности. Национально этнические эмоции и чувства, взгляды и настроения, привычки и нормы поведения отражают приверженность национальным ценностям на бытовом уровне. Они порождены прежде всего общностью территории, языка, культуры, обычаев, традиций народа – в целом, общностью условий повседневной жизни.
Как уже отмечалось, национальное сознание весьма динамично, изменчиво. Этот фактор представляет собой довольно непростую проблему как для политико-психологического анализа, так и для оценки, прогнозирования поведения, жизнедеятельности той или иной национально-этнической общности. Наиболее динамичными компонентами национального сознания являются потребности и мотивы. Практически любые изменения в системе социально-политических отношений ведут к изменениям в потребностно-мотивационной системе, порождают новые потребности, соответствующие изменившимся условиям, а также видоизменяют способы реализации старых потребностей.
Новые или изменившиеся потребности могут вступать в противоречие с иными, менее подвижными компонентами обыденного национального сознания – с изжившими себя традициями и обычаями, со старыми стереотипными представлениями. В результате могут возникнуть внутренние противоречия, психологические конфликты, проявляющиеся в изменениях эмоциональной сферы. Наиболее заметно эти изменения выражаются в динамике массовых настроений. Настроения как демонстрация удовлетворенности потребностей, являются самым динамичным компонентом обыденного национального сознания. Этот динамизм усиливается недостаточной осознанностью настроений, что ослабляет (или делает невозможным) сознательный контроль над ними.
Менее динамичными элементами, обеспечивающими стабильность обыденного национального сознания, являются первичные, наиболее глубинные эмоционально окрашенные установки и стереотипы. Например, закрепившиеся в поколениях и воспринятые человеком с детства враждебное отношение к той или иной «чужой» этнической группе и соответствующее представление о ее представителях, могут сохраняться в латентной форме достаточно долго. Причем нередко это происходит даже вопреки очевидным фактам жизни и сознательно принятой человеком идеологической конструкции. И тогда возникает парадоксальная ситуация – установки и стереотипы национально-этнической враждебности не всегда проявляются в реальном поведении человека или даже целой национально-этнической группы.
В известных экспериментах Ж. Лапьера по изучению социальных установок владельцев гостиниц опрашивали, как они отнесутся к появлению представителей ряда национальностей (например, китайцам). Большинство отвечало резко отрицательно. Спустя время, в эти гостиницы приезжали сами исследователи, среди которых были и китайцы. Оказалось, что они не испытывали ни малейшей дискриминации при проживании и обслуживании в этих гостиницах. Так был сделан вывод о том, что «знаемые», как бы «выученные» установки и стереотипы не всегда совпадают с реальным поведением, мотивированным, скажем, прибылью от дополнительных постояльцев [по : 154].
Наиболее устойчивыми элементами обыденного национального сознания являются национально-этнические обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение, базируются на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлого, на социально-политической памяти национально-этнических групп. Отличаясь особой стабильностью, национально-этнические традиции и обычаи выполняют регулятивную и стабилизационную функции в поведении новых поколений. Именно в этом смысле следует понимать известную фразу о том, что традиции мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых, оказываясь сильнейшим, часто непреодолимым барьером перед актуальными социально-политическими нововведениями и реформами.
Однако следует учитывать и то обстоятельство, что, с одной стороны, влияние обычаев и традиций связано с тем, что именно они являются, в глазах большинства людей, порождением и отражением неких «естественноисторических» условий жизни данной общности (апробированных веками, и потому незыблемых), с другой – они выражают системы ценностей, связанные с достаточно определенными историческими периодами и господствовавшими в них социально-политическими силами, что делает их как бы «священными» в глазах людей, тяготеющих именно к данной системе ценностей.
По мнению Д.В. Ольшанского, наиболее весомую роль традиции и обычаи играют в жизни так называемых национальных меньшинств и других, сравнительно небольших национально-этнических образований. Сохранение и культивирование собственных традиций и обычаев является для них необходимой и важной защитной реакцией самосохранения, залогом национально-культурной идентичности и выживания в качестве национальной общности за счет дополнительной мобилизации внутренних, прежде всего, психологических ресурсов, при недостаточности ресурсов внешних. Гиперкомпенсаторное внимание к национальным обычаям и традициям часто оказывается естественной реакцией протеста против политики ассимиляции, обычно реально угрожающей малой нации со стороны более крупных наций-соседей, и, одновременно, формой национального самоутверждения. В этом случае традиции и обычаи выступают как средства передачи социально-политического опыта нации и являются инструментом пробуждения национального самосознания, интеграции национальной общности.
Обыденное национальное сознание весьма заразительно, что облегчает его интенсивное распространение. Оно отличается «бытовой убедительностью» своих аргументов. Их распространение основано на действии целого ряда психологических механизмов, таких как массовое внушение, групповое давление и конформизм, психологический перенос собственных индивидуальных проблем на проблемы общности и др. Механизмы распространения обыденного национального сознания выполняют две взаимосвязанные и, одновременно, противоположенные задачи. Во-первых, задачу объединения, консолидации представителей одной национально-этнической общности, и, во-вторых, – задачу разъединения и противопоставления друг другу членов различных национально-этнических групп.
В отличие от обыденного, теоретическое национальное сознание – это научно оформленное и четко социально и политически ориентированное обобщение избранных элементов обыденного национального сознания. Это идеология национально-этнической группы, обычно включающая в себя обобщенно положительную самооценку истории, современности и совокупности целей развития нации, а также ценности и образцы поведения, обязательные для каждого представителя национально-этнической общности. В центре такой идеологии часто может находиться идея исключительности собственной национально-этнической группы, и тогда такая идеология будет приобретать националистический характер, вплоть до расизма.
Теоретическое национальное сознание, основанное на максимальном внимании к идее собственной нации, может исходить и из реалистического понимания взаимозависимости наций и народов в сегодняшнем едином, противоречивом, но взаимосвязанном мире. Подобная идеологическая конструкция приобретает уже принципиально иное, интернациональное звучание. Ключевые вопросы, позволяющие квалифицировать и типологизировать варианты теоретического национального сознания, сводятся к допустимости или недопустимости компромисса в реализации потребностей и интересов разных национально-этнических групп, а также в выборе путей и методов разрешения возможных противоречий.
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Н.с. является продуктом длительного исторического развития этнической общности. Центральным компонентом Н. с. является национальное самосознание. В структуру Н. с. помимо национального самосознания входят и другие элементы (например, осознание нацией необходимости своего единства, а также целостности и сплоченности нации во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости обеспечения добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и др.).
Н.с. существует как на уровне теоретического сознания (в форме идеологии национализма), так и на уровне обыденного сознания. Структурные компоненты Н.с. на этих уровнях различны. Если теоретическое Н.с. представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., то обыденный уровень Н.с. включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и др. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они диалектически взаимосвязаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, национальная нетерпимость.
Полезное
Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
национальное сознание — сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Н.с. является продуктом длительного… … Этнопсихологический словарь
Национальное сознание — совокупность взглядов, мнений, оценок, отношений к себе и миру, сформированных людьми одной нации на протяжении всей истории под влиянием определенных природных, географических, климатических, экономических, социальных и иных условий. Оно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Национальное сознание — форма общественного сознания, в котором отражается национально этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу национального, на сущность сложившихся в обществе этнических процессов. В широком смысле… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. (Д.В. Ольшанский, с.323) … Глоссарий по политической психологии
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — включает в себя все формы общественного сознания политические, правовые, философские взгляды, мораль, науку, искусство, религиозные воззрения, наряду с другими факторами отражается в индивидуально психологических особенностях. Н.с. включает в… … Политическая психология. Словарь-справочник
ОБЫДЕННОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального… … Глоссарий по политической психологии
Национальное государство — государственное образование, где права титульного этноса ставятся выше граждан другой национальности. Современное демократическое государство, это не национальный ансамбль песни и пляски, а права конкретного гражданина, не зависимо от… … Геоэкономический словарь-справочник
Сознание национальное — см. Национальное сознание … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен национального самосознания в форме… … Политология. Словарь.
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
национальное сознание
Полезное
Смотреть что такое «национальное сознание» в других словарях:
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Н.с. является продуктом длительного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Национальное сознание — совокупность взглядов, мнений, оценок, отношений к себе и миру, сформированных людьми одной нации на протяжении всей истории под влиянием определенных природных, географических, климатических, экономических, социальных и иных условий. Оно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Национальное сознание — форма общественного сознания, в котором отражается национально этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу национального, на сущность сложившихся в обществе этнических процессов. В широком смысле… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. (Д.В. Ольшанский, с.323) … Глоссарий по политической психологии
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — включает в себя все формы общественного сознания политические, правовые, философские взгляды, мораль, науку, искусство, религиозные воззрения, наряду с другими факторами отражается в индивидуально психологических особенностях. Н.с. включает в… … Политическая психология. Словарь-справочник
ОБЫДЕННОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального… … Глоссарий по политической психологии
Национальное государство — государственное образование, где права титульного этноса ставятся выше граждан другой национальности. Современное демократическое государство, это не национальный ансамбль песни и пляски, а права конкретного гражданина, не зависимо от… … Геоэкономический словарь-справочник
Сознание национальное — см. Национальное сознание … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен национального самосознания в форме… … Политология. Словарь.
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
Тема 3 НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
1. Понятие и формы национального сознания
2. Национальное самосознание
3. Этническая самоидентификация
Основные понятия и термины: национальное сознание, самосознание, этническая самоидентификация, обыденное и теоретическое сознание, стереотипы, нормы, образцы поведения, сопринадлежность.
Национальное сознание – в целом, совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы. Включает в себя отношение группы к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставящиеся перед будущим задачи. Ядром национального сознания является национальное самосознание. В число основных элементов национального сознания обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.
Обыденное национальное сознание, тесно связанное с национальным характером, и представляет собой в привычном понимании бытовую, повседневную национально-этническую психологию. Теоретическое сознание – более высокого уровня. Это идеология нации, представляющая собой рациональноидеологический уровень национального сознания, являющаяся результатом отбора, систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений группы.
В структуре обыденного национального сознания можно выделить три слоя. Во-первых, составными частями внутренней структуры обыденного национального сознания выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной общности, и имеют не столько исторические, сколько конкретные, сегодняшние истоки своего происхождения. Во-вторых, важными элементами обыденного национального сознания являются также построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни. Наконец, в-третьих, существенными компонентами обыденного национального сознания выступают эмоциональные элементы и детерминированных ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании. Обыденное, наиболее элементарное, «первичное» национальное сознание проявляется в виде осознания людьми своей принадлежности к определенной национально-этнической группе. Национально-этнические чувства, взгляды, привычки, нормы и шаблоны поведения отражают приверженность к национальным ценностям на бытовом уровне.
Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного национального сознания, гарантирующими его устойчивость, считаются обычаи и традиции – нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение, и базирующиеся на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлых поколений, на социально-политической памяти национально-этнической группы. Отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений.
Теоретическое национальное сознание представляет собой кристаллизованное, научно оформленное и четко социально и политически ориентированное обобщение избранных элементов массового обыденного национального сознания, осуществляемое с определенных социально-политических позиций. Это идеология национально-этнической группы, обычно включающая в себя обобщенно положительную самооценку прошедшей истории, сегодняшнего положения и совокупности целей развития нации, программы их достижения на уровне всей общности и основных составляющих ее отрядов, а также уже кристаллизованные нормы, ценности и образцы поведения, обязательные для каждого индивида – лояльного представителя данной национальноэтнической общности. Ключевые вопросы, позволяющие квалифицировать и типологизировать варианты теоретического национального сознания, сводятся к допустимости или недопустимости компромисса, консенсуса в реализации потребностей и интересов разных национально-этнических групп, а также в выборе путей и методов разрешения почти неизбежных в реальной политической жизни противоречий.
Национальное самосознание – это совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национальноэтнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты. Национальное самосознание – ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.
Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным характером. Его подъемы и спады определяются форматом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем.
В исследовании национального самосознания в качестве основных индикаторов целесообразно принять следующие:
1) этническую самоидентификацию, включающую представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках;
2) национальный характер на уровне системы модальных автостереотипов;
3) социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к национальной истории и к отдельным элементам этнической культуры (языку, традициям, ритуалам);
Этническая самоидентификация, непременный атрибут этнического (национального) самосознания, носит во многом ситуативный характер и может быть обусловлена конкретными политическими реалиями – человек невольно идентифицирует себя с тем народом, среди представителей которого он испытывает больший социально-психологический комфорт, приобретает более высокий этнический статус.
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности – есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно, самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающиеся от нее. Только дифференциация способствует групповому самовыделению. Фиксирование сходства и различия, обобщение результатов этой познавательной операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации. Привыкание переходит в одобрение, поощрение сходства, на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сегодня, в результате смешения рас и народов, чистые этнические типы почти не сохранились (исключение составляют представители «замкнутых» обществ, пример, австралийские аборигены), кроме того, почти 30 % населения планеты принадлежит к смешанным и промежуточным в расовом отношении группам. Словом, реальное определение этнической принадлежности человека на основе внешних (антропологических) признаков так же приблизительно, как и стремление «приписать» народ к некоей устойчивой территории.
Усвоение этнокультурной информации происходит как непроизвольно (бессознательно, основываясь на подражании), так и осознанно, в ходе социализации, каждый из нас как член «своей» этнической группы – носитель огромного комплекса этих отличительных «черточек», которые, в отличие от нашего внешнего облика, не передаются по наследству, а перенимаются в детстве у родителей, родственников, сверстников. Только процесс воспитания и приобщает человека к тому или иному народу, и, развивая непроизвольную потребность вести себя тем или иным образом, способствует этнической самоидентификации.
1. Опыт моей национальной самоидентификации.
2. «Свои» и «чужие» в этнополитическом пространстве.
3. Этническое самосознание и его роль в развитии этноса. Этническое сознание и национальная идеология.
4. Образ этнического «чужака» в массовом сознании. Соотношение предрассудка и ситуативной этнической неприязни.
5. Манипуляция СМИ массовым сознанием посредством внедрения этнических стереотипов.
1. Раскройте суть понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание».
2. Выделите основные уровни национального сознания.
3. Как формируется национальное сознание и национальное самосознание?
4. Что такое этническая самоидентификация, чем она обосновывается?
5. Какие факторы влияют на усвоение этнокультурной информации?
6. Выделите основные индикаторы национального самосознания.
Литература: 2, 3, 4, 6, 17, 19, 23, 24, 29, 35.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.